Цепочки превращений веществ
учебно-методический материал по химии (9 класс) на тему
Цепочки превращений веществ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Цепочки превращений веществ | 354.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Цепочки превращений веществ
(указать условия проведения реакций)
1) NaCl → Na₂Co₃ → Na H Co₃ → Na Cl → Na OH
2) Fe S₂ → SO₂ → SO₃ → Ca SO₄
3) Zn S → Zn Cl₂ → Zn O
4) Ca → Ca O → Ca(OH)₂ → Ca Co₃ → Ca (HCO₃)₂ → CO₂
5) C → CO → CO₂ → Na H CO₃ → Na₂ CO₃
6) NO → NO₂ → H NO₃ → Cu (NO₃)₂ → Cu (CH₃COO)₂
7) Al → Al(OH)₃ → Al₂ O₃ → Al → Al₂ S₃ → Al Cl₃
8) K₂ CO₃ → K₂ SO₄ → KCl → Cl₂ → Ca Ca₂
9) Fe → Fe S → Fe Cl₂ → Fe Cl₃ → Fe (OH)₃ → Fe₂ O₃
10) Ca → Ca Cl₂ → Ca(OH)₂ → Ca (NO₃)₂ → Ca Cl₂
11) Na₂ SO₄ → Na₂ CO₃ → Na Cl → Na OH → Na OH → Na H CO₃ → CO₂
12) Al₂ → Al₂(SO₄)₃ → Al(OH)₃ → K[Al(OH)₄] → Al₂ O₃ → Al
13) Zn → Zn S → Zn Cl₂ → Zn O → Zn SO₄ → Zn (OH)₂
14) Cu → Cu (NO₃)₂ → Cu O → Cu S O₄ → Cu → Cu(OH)₂
15) Ca → Ca O → Ca (NO₃)₂ → Ca(OH)₂ → Ca Si O₃
16) Na → NaCl → Na₂ CO₃ → Na H CO₃ → Na₂ CO₃
17) Si O₂ → H₂ Si O₃
18) Si O₂ → Si → Mg₂ Si → Si H₄
19) Cu O → Cu → Cu Cl₂
20) N₂ → NH₃ → HNO₃ → Mg (NO₃)₂
21) (NH₄)₂ Cr₂ O₇ → Cr₂ O₃ → Na Cr O₂ → Cr₂ (S O₄)₃
22) Zn S → H₂ S → SO₃ → SO₃
23) H Cl → Cl₂ → K Cl O₃ → K Cl → Ag Cl
24) K Cl O₃ → O₂ → P₂ O₅
25) Na₂ CO₃ → Na₂ S O₄ → Na Cl → Na NO₃ → Na Cl
26) Al → Al₂ S₃ → Al(OH)₃ → Al₂ (SO₄)₃
27) Fe S₂ → Fe(OH)₃ → Fe₂ (SO₄)₃ → Fe Cl₃ → Fe₂ O₃
28) Si O₂ → Si → Si H₄ → Si O₂ → Na₂ Si O₂
29) PB (NO₃)₂ → HNO₃ → NH₄ NO₃ → N₂
30) Ca₃ (PO₄)₂ → Ca (H₂ PO₄)₂ → Ca SO₄ → Ca S → Ca CO₃
31) NH₃ → NH₄ Cl → NH₃ → NO
32) Na NO₃ → Na NO₂ → N₂ → NO → Ba (NO₃)₂ → Ba Cl₂
33) Na Cl → Na₂ CO₃ → Na OH → Na₂ SO₃
34) Na₂ SO₃ → S → Al₂ S₃ → H₂ S → SO₂
35) HNO₃ → NH₄ NO₃ → N₂ O
36) Ba (NO₃)₂ → Ba Cl₂ → Ba S O₃ → Ba S → H₂ S → S
37) K NO₃ → K Cl → K Cl O₃ → K Cl → K₂ SO₄
38) Ca SO₄ → Ca (OH)₂ → Ca Cl₂ → H Cl → Cl₂
39) KCl O₃ → K Cl → H Cl → Ca Cl₂ → Ca SO₄
40) Cu ( NO₃)₂ → Cu O → Cu SO₄ → Cu (NO₃)₂
41) Ca₃ (PO₄)₂ → P → H₃ PO₄ → Ca H PO₄ → Ca₃ (PO₄)₂
42) Fe → Fe S → Fe(OH)₂ → Fe (OH)₃ → Fe₂ O₃ → Fe PO₄
43) NH₄ Cl → NH₄ NO₃ → NH₃ → NO → Fe (NO₃)₃
44) K₂ S → SO₂ → S → Zn S → Zn Cl₂
45) Fe S₂ → H₂ SO₄ → SO₂ → K H SO₃
46) HNO₃ → NH₄ NO₃ → NH₃ → NO
47) Na Cl → Cl₂ → HCl → Ag Cl
48) K Cl → K OH → K Cl O₃ → K Cl → H Cl
49)C₂ H₅ OH → CO₂ Na₂ CO₃ → Ca CO₃
50) Fe → Fe Cl₂ → Fe Cl₃ → Fe₂ O₃ → Fe → Fe(OH)₃
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цепочка превращений и теория электролитической диссоциации
Генетическая связь классов неорганических соединений, составление молекулярных, ионных и окислительно-восстановительных реакций — все это представлено в данной презентации для учащихся 8-9-х классов. .
Презентация «Цепочка превращений»
Материал для урока химии в 9 классе.
Проверочная работа по теме: Вещества, превращения веществ, периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. 8 класс
Проверочная работа в 8 классе по теме: Вещества, превращения веществ, периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Учебник О. С. Габриеляна.
Подготовка к ЕГЭ «Цепочки превращений»
генетические ряды неорганических веществ. цепочки превращений
закрепление понятий основных классов неорганических веществ, их генетическая связь и превращение .
Взаимосвязи организмов ( Цепочки превращений )
Взаимосвязи организмов и окружающей среды (тест).
урок цепочки превращений 8 класс
первый урок после изучения химических свойств оксидов.
Уравнения превращения по химии 9 класс
Дана схема превращений:
Напишите молекулярные уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить указанные превращения. Для второго превращения составьте сокращённое ионное уравнение реакции.
Напишем уравнения реакции, соответствующие схеме превращений:
1)
2)
3)
Составим сокращённое ионное уравнение для второго превращения:
4)
Можно ли записать реакцию в виде Сu(NO3)2=CuO+N2O5
Нет, потому что разложение нитрата меди выглядит так
Дана схема превращений:
Напишите молекулярные уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить указанные превращения. Для второго превращения составьте сокращённое ионное уравнение реакции.
Напишем уравнения реакции, соответствующие схеме превращений:
1)
2)
3)
Составим сокращённое ионное уравнение для второго превращения:
4)
Дана схема превращений:
Напишите молекулярные уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить указанные превращения. Для третьего превращения составьте сокращённое ионное уравнение реакции.
Напишем уравнения реакции, соответствующие схеме превращений:
1)
2)
3)
Составим сокращённое ионное уравнение для третьего превращения:
4)
Как решать химические уравнения — схемы и примеры решения для разных реакций
Основные термины и понятия
Составление уравнений химических реакций невозможно без знания определённых обозначений, показывающих, как проходит реакция. Объединение атомов, имеющих одинаковый ядерный заряд, называют химическим элементом. Ядро атома состоит из протонов и нейтронов. Первые совпадают с числом атомного номера элемента, а значение вторых может варьироваться. Простейшими веществами называют элементы, состоящие из однотипных атомов.
Любой химический элемент описывается с помощью символов, условно обозначающих структуру веществ. Формулы являются неотъемлемой частью языка науки. Именно на их основе составляют уравнения и схемы. По своей сути они отражают количественный и качественный состав элементов. Например, запись HNO3 сообщает, что в соединении содержится одна молекула азотной кислоты, а оно само состоит из водорода, азота и кислорода. При этом в состав одного моля азотной кислоты входит по одному атому водорода и азота и 3 кислорода.
Символика элементов, условное обозначение, представляет собой химический язык. В значке содержится информация о названии, массовом числе и порядковом номере. Международное обозначение принято, согласно периодической таблице Менделеева, разработанной в начале 1870 года.
Взаимодействующие между собой вещества называются реагентами, а образующиеся в процессе реакции — продуктами. Составление и решение химических уравнений фактически сводится к определению результатов реакций, поэтому просто знать формулы веществ мало, нужно ещё уметь подбирать коэффициенты. Располагаются они перед формулой и указывают на количество молекул или атомов, принимающих участие в процессе. С правой стороны от химического вещества ставится индекс, указывающий место элемента в системе.
Записывают уравнения в виде цепочки, в которой указываются все стадии превращения вещества начиная с левой части. Вначале пишут формулы элементов в исходном состоянии, а затем последовательно их преобразование.
Виды химических реакций
Химические явления характеризуются тем, что из двух и более элементов образуются новые вещества. Уравнения описывают эти процессы. Впервые с объяснениями протекания реакций знакомят в восьмом классе средней образовательной школы на уроках неорганической химии. Ученикам демонстрируют опыты, в которых явно наблюдаются различия в протекании реакций.
Всего существует 4 типа химического взаимодействия веществ:
- Соединение. В реакцию могут вступать 2 простых вещества: металл и неметалл или неметалл и неметалл. Например, алюминий с серой образуют сульфид алюминия. Кислород, взаимодействуя с водородом, превращается в воду. Объединятся могут 2 оксида с растворимым основанием, как оксид кальция с водой: CaO + H2O = Ca (OH)2 или основной оксид с кислотным: CaO + SO3 = CaSO4.
- Разложение. Это процесс обратный реакции соединения: было одно вещество, а стало несколько. Например, при пропускании электрического тока через воду получается водород и кислород, а при нагревании известняка 2 оксида: CaCO3 = CaO + CO2.
- Замещение. В реакцию вступают 2 элемента. Один из них простой, а второй сложный. В итоге образуются 2 новых соединения, при котором атом простого вещества заменяет сложный, как бы вытесняя его. Условие протекания процесса: простое вещество должно быть более активным, чем сложное. Например, Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2. Величину активности можно узнать из таблицы ряда электрохимических напряжений.
- Обмен. В этом случае между собой реагируют 2 сложных элемента, обменивающиеся своими составными частями. Условием осуществления такого типа реакции является обязательное образование воды, газа или осадка. Например, CuO + 2HCl = CuCl2 + H2O. Чтобы узнать, смогут ли вещества прореагировать, используют таблицу растворимости.
Основными признаками химических реакций является изменение цвета, выделение газа или образование осадка. Различают их по числу веществ, вступивших в реакцию и образовавшихся продуктов. Правильное определение типа реакции особо важно при составлении химических уравнений, а также определения свойств и возможностей веществ.
Окислительно-восстановительный процесс
Составление большинства реакций сводится к подбору коэффициентов. Но при этом могут возникнуть трудности с установлением равновесия, согласно закону сохранения массы веществ. Чаще всего такая ситуация возникает при решении заданий, связанных с расстановкой количества атомов в уравнениях окислительно-восстановительных процессов.
Под ними принято понимать превращения, протекающие с изменением степени окисления элементов. При окислении происходит процесс передачи атомом электронов, сопровождающийся приобретением им положительного заряда или ионом, после чего он становится нейтральным. При этом также происходит процесс восстановления, связанный с присоединением элементарных частиц атомом.
Для составления уравнений необходимо определить восстановитель, окислитель и число участвующих в реакции электронов. Коэффициенты же подбирают с помощью метода электронно-ионного баланса (полуреакций). Его суть состоит в установлении равенства путём уравнивания количества электронов, отдаваемых одним элементом и принимаемым другим.
Классический алгоритм
В основе решения задач этим методом — закон сохранения массы. Согласно ему, совокупная масса элементов до реакции и после остаётся неизменной. Другими словами, происходит перегруппировка частиц. Если рассматривать решение химического уравнения поэтапно, оно будет состоять из трёх шагов:
- Написания формул элементов, вступающих в реакцию с левой стороны.
- Указания справа формулы образующихся веществ.
- Уравнивания числа атомов с добавлением коэффициентов.
Перед тем как переходить к сложным соединениям, лучше всего потренироваться на простых. Например, нужно составить уравнение, описывающее взаимодействие двух сложных веществ: гидроксида натрия и серной кислоты. При таком соединении образуется сульфат натрия и вода.
Согласно алгоритму, в левой части уравнения необходимо записать реагенты, а в правой продукты реакции: NaOH + H2SO 4 → Na 2SO4 + H2O. Теперь следует уравнять коэффициенты. Начинают с первого элемента. В примере это натрий. В правой части содержится 2 его атома, а в левой один, поэтому необходимо возле реагента поставить цифру 2. Затем нужно уровнять водород. В результате получится выражение: 2 NaOH + H2SO 4 → Na2 SO4 +2H2O.
Ещё одним наглядным примером является процесс реакции тринитротолуола с кислородом. При их взаимодействии образуется: C7H5N3O6 + O2 → CO2 + H2O + N2. Исходя из того, что слева находится нечётное число атомов H и N, а справа чётное, нужно их уравнять: 2C7H5N3O6 + O2 → CO2 + H2O + N2.
Теперь становится понятным, что 14 и 10 атомов углерода и водорода должны образовать 14 долей диоксида и 5 молекул воды. При этом 6 атомов азота превратятся в 3. Итоговое уравнение будет выглядеть как 2C7H5N3O6 + 10,5O2 → 14CO2 + 5H2O + 3N2.
Перед тем как начинать тренировку по составлению уравнений, следует научиться расставлять валентность. Это параметр, равный числу соединившихся атомов каждого элемента. Фактически это способность к соединению. Например, в формуле NH3 валентность атома азота равна 3, а водорода 1.
Решение методом полуреакций
Алгоритм для решения примеров химических уравнений проще рассмотреть на конкретном задании. Пускай необходимо описать процесс окисления пирита азотной кислоты с малой концентрацией: FeS2 + HNO3. Решать этот пример необходимо в следующей последовательности:
- Определить продукты реакции. Так как кислота является сильным окислителем, сера получит максимальную степень оксидации S6+, а железо Fe3+. HNO3 может восстановиться до одного из двух состояний NO2 или NO.
- Исходя из состава ионов и правила, что вещества, переходящие в газовую форму или плохо растворимые, записываются в молекулярном виде, верным будет записать: FeS2 — Fe3+ + 2SO2−4. Гидролизом можно пренебречь.
- В записи уравнивают кислород. Для этого в левую часть добавляют 8 молекул воды, а в правую 16 ионов водорода: FeS2 + 8H20 — Fe3+ + 2SO2−4 + 16H+. Так как заряда в левой части нет, а в правой он равный +15, то серное железо должно будет отдать 15 электронов. Значит, уравнение примет вид: FeS2 + 8H20 — 15e → Fe3+ + 2SO2−4 + 16H+.
- Теперь переходят к реакции восстановления нитрата иона: NO-3 →NO. Для её составления нужно отнять у оксида азота 2 атома кислорода. Делают это путём прибавления к левой части 4 ионов водорода, а правой — 2 молекул воды. В итоге получится: NO-3 + 4H+ → NO + 2H2O.
- Полученную формулу уравнивают добавлением к левой части 3 электронов: NO-3 + 4H+ 3e → NO + 2H2O.
- Объединяют найденные выражения и записывают результат: FeS2 + 8H20 + 5NO-3 + 20H+ → Fe3+ + 2SO2−4 + 16H+ + 5NO + 10H2O.
Уравнение можно сократить на 16H + и 8H2O. В итоге получится сокращённое выражение окислительно-восстановительной реакции: FeS2 + 5NO — 3 + 4 H + = Fe3 + + 2SO 2- 4 + 5NO + 2H2O.
Такой алгоритм считается классическим, но для упрощения понимания лучше использовать способ электронного баланса. Процесс восстановления переписывают как N5+ + 3e → N2+. Степень же окисления составить сложнее. Сере нужно приписать степень 2+ и учесть, что на 1 атом железа приходится 2 атома серы: FeS2 → Fe3++ 2S6+. Запись общего баланса будет выглядеть: FeS2 + 5N5+ = Fe3+ + 2S6+ + 5N2+.
Пять молекул потратятся на окисление серного железа, а ещё 3 на образование Fe (NO3)3. После уравнения двух сторон запись реакции примет вид, аналогичный полученному с использованием предыдущего метода.
Использование онлайн-расчёта
Простые уравнения решать самостоятельно довольно просто. Но состоящие из сложных веществ могут вызвать трудности даже у опытных химиков. Чтобы получить точную формулу и не подбирать вручную коэффициенты, можно воспользоваться онлайн-калькуляторами. При этом их использовать сможет даже пользователь, не особо разбирающийся в науке.
Чтобы расстановка коэффициентов в химических уравнениях онлайн происходила автоматически, нужно лишь подключение к интернету и исходные данные. Система самостоятельно вычислит продукты реакции и уравняет обе стороны формулы. Интересной особенностью таких сайтов является не только быстрый и правильный расчёт, но и описание правил с алгоритмами, по которому выполняются действия.
После загрузки калькулятора в веб-обозревателе единственное, что требуется от пользователя — правильно ввести реагенты в специальные формы латинскими буквами и нажать кнопку «Уравнять». Иногда возникает ситуация, когда запись сделана верно, но коэффициенты не расставляются. Это происходит, если суммы в уравнении могут быть подсчитаны разными способами. Характерно это для реакций окисления. В таком случае нужно заменить фрагменты молекул на любой произвольный символ. Таким способом можно не только рассчитать непонятное уравнение, но и выполнить проверку своих вычислений.
http://chem-oge.sdamgia.ru/test?theme=25
http://nauka.club/khimiya/khimicheskie-uravneniya.html