Уравнения приводимые к квадратным f

Показательные уравнения, сводящиеся к квадратным

Разберем показательные уравнения, сводящиеся к квадратным. Их могут ученики кратко называть «квадратные показательные уравнения», хотя это название не точное. Однако, многие показательные уравнения заменой переменной сводятся к квадратному уравнению вида: ax 2 +bx+c=0.

Показательные уравнения, приводимые к квадратным на примерах

Уравнение 1

Решить уравнение:

1) 4 x +2 x+1 -3=0. Представим 4 x в виде степени с основанием 2.

(2 2 ) x +2 x ∙2 1 -3=0; при возведении степени в степень основание оставляют, а показатели перемножают: 2·х=х·2, поэтому:

вводим новую переменную: пусть 2 x =y;

y 2 + 2 y -3 =0.

Дискриминант для четного второго коэффициента: D1=1 2 -1∙(-3)=1+3=4=2 2 – полный квадрат, поэтому применим теорему Виета: сумма корней приведенного квадратного уравнения равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение корней равно свободному члену.

Возвращаемся к переменной х:

1) 2 x =-3, нет решений, так как значения показательной функции: Е(у)=(0; +∞). (только положительные числа).

2) 2 x = 1. Число 1 можно представлять в виде нулевой степени по любому основанию.

2 x = 2 0 ;

Уравнение 2

2) 0,25 2x -5∙0,5 2x +4=0. Решаем аналогично. Представляем 0,25 2x — в виде степени с основанием 0,5.

(0,5 2 ) 2x -5∙0,5 2x +4=0;

(0,5 2x ) 2 -5∙0,5 2x +4=0.

0,5 2x =y; ввели новую переменную у и получили приведенное квадратное уравнение:

y 2 — 5 y+ 4 =0;

Дискриминант D=b 2 -4ac=5 2 -4∙1∙4=25-16=9=3 2 — полный квадрат, применяем теорему Виета: сумма корней приведенного квадратного уравнения равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение корней равно свободному члену.

y1+y2= 5 , y1+y2= 4 . Корни приведенного квадратного уравнения находим подбором: y1=1, y2=4 и возвращаемся к переменной х:

1) 0,5 2x = 1 ; число 1 можно представлять в виде нулевой степени по любому основанию.

0,5 2x = 0,5 0 ;

2) 0,5 2 x =4; приведем степень 0,5 2 x к основанию 2, применив формулу: (1/a) x =а -х

2 -2 x =2 2 ; приравниваем показатели:

Уравнение 3

Представим левую и правую части в виде степеней с основанием 4, используя формулы: а -х =1/a x и a x ∙a y =a x + y .

Если равны две степени с одинаковыми основаниями, то основания можно опустить и приравнять показатели степеней. Переносим дробь из правой части равенства в левую и упрощаем левую часть.

Находим дискриминант приведенного квадратного уравнения. Дискриминант является квадратом целого числа, поэтому, подбираем корни, пользуясь теоремой Виета: сумма корней приведенного квадратного уравнения равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение корней равно свободному члену.

Итак, решение показательных уравнений, которое мы разбирали в предыдущем уроке, пополнилось еще одним методом — приведением показательного уравнения к обычному квадратному уравнению. Такие уравнения называют — показательные уравнения, сводящиеся к квадратным.

Уравнения, приводимые к квадратным

Есть несколько классов уравнений, которые решаются приведением их к квадратным уравнениям. При решении уравнений, сводящихся к квадратным, чаще всего применяют один и тот же прием – введение новой переменной. Отличаются лишь выражения, которые заменяют на новую переменную.

Рассмотрим, как решать уравнения, приводимые к квадратным, на конкретных примерах.

Пример 1. Решить уравнение: \((x^2+2x)^2-7(x^2+2x)-8=0\) .

Подстановка \(x^2+2x=t\) приводит исходное уравнение к квадратному относительно переменной t: \(t^2-7t-8=0\) .

По теореме Виета: \(\begin t_1+t_2=7 \\ t_1\cdot t_2=-8\\ \end \Rightarrow t_1=-1; \ t_2=8\)

Обратная замена: \(\begin x^2+2x=-1\\ x^2+2x=8\\ \end \Rightarrow \begin x^2+2x+1=0\\ x^2+2x-8=0\\ \end \Rightarrow \)

\(1) \ x^2+2x+1=0 \\(x+1)^2=0 \Rightarrow x=-1 \\2) \ x^2+2x-8=0 \\D=b^2-4ac=2^2-4\cdot1\cdot (-8)=36 \\x_1=\frac<-2+6>2=2 \\x_2=\frac<-2-6>2=-4 \)

Один вид уравнений, приводимых к квадратным – биквадратные уравнения.

Биквадратные уравнения – это уравнения вида \(ax^4 + bx^2 + c = 0, где\ a≠0\) .

Биквадратные уравнения решаются с помощью подстановки \(x^2 =t\) . После такой подстановки получим квадратное уравнение относительно t: \(at^2+bt+c=0\) .

Биквадратное уравнение может иметь 4, 3, 2 корня, 1 корень либо не иметь корней. Рассмотрим решение биквадратных уравнений на конкретных примерах.

Пример 2. Решить уравнение: \(4x^4-5x^2+1=0\) .

Решение: Пусть \(x^2=t, \ t \ge0\) ,

Получили квадратное уравнение.

Оба корня удовлетворяют условию \(t≥0\) .

Возвращаемся к исходной переменной: \(x^2=1; \ x^2=\frac14\) .

Решаем неполные квадратные уравнения, и получаем корни:

\(x_1=1; \ x_2=-1; \ x_3=\frac12; \ x_4=-\frac12\) .

Разработка+презентация на тему «Уравнения, приводимые к квадратным» (8 класс)

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ КСП 8класс алгебра №51.docx

Краткосрочный план урока

Предмет: алгебра Урок: № 51

Тема: Уравнения, приводимые к к вадратным.

Основная идея: Развитие навыка аргументации через применение таксономии Блума.

Цель обучения: Использование алгоритма решения биквадратных уравнений.

Знают общий вид полного биквадратного уравнения, умеют находить коэффициенты; умеют решать простейшие неполные квадратные уравнения

Умеют решать биквадратные уравнения по алгоритму

Могут аргументированно доказать применение того или иного алгоритма, в том числе и при решении биквадратного уравнения

Этап урока, время

Что делает учитель?

Что делают ученики?

Настрой на урок.

Запишите на карточке свою Ф.И. и 1 личную цель, которую вы хотите достичь к концу урока.

ИР: записывают Ф.И. и цель

Актуализация прежних знаний 7 мин

Найти корни неполного уравнения: х 2 =0; х 2 =1,21; х 2 + 4= 0; х 2 – 5х = 0; 2х 2 + х = 0.

Найти корни квадратного уравнения по теореме Виета: х 2 — 9х + 20 = 0; х 2 – 1х –2 = 0.

ФР: устно находят корни

Презентация, слайд 1

851 (1,2) 1) Д=961=31 2 ; у1=30, у2= -1; х1,2=

Уравнения вокруг нас.

3.Где используется уравнения сегодня

ИР: слушают презентацию

Презентация, слайды 2-17

Решение уравнений. 2 ученика одновременно у доски

851(3,4) 3) Д=64=8 2 ; у1=0,6, у2= -1; х1,2=

4) Д=81=9 2 ; у1= 3,5, у2= -1; х1,2=

ИР: решают у доски

Мел, доска, тетради

Решение самостоятельной работы

1.Решить неполное квадратное уравнение

2.Решить биквадратное уравнение

3.Сколько корней может быть в биквадратном уравнении 4,6,8 степени?

ИР: учащиеся работают самостоятельно

Карточки с вариантами

Рефлексия . Заполнить карточки, отвечая на вопросы.

Д/з: Придумать 2 биквадратных уравнения и решить

ИР: заполняют карточки, зап д/з

Вопросы, обдумываемые после урока:

Что можно улучшить?

Что я смог развить в своих навыках? Что можно изменить?

Моя цель на урок:

Чему научился(лась) за урок?

Что удалось с трудом?

Моя цель на урок:

Чему научился(лась) за урок?

Что удалось с трудом?

Моя цель на урок:

Чему научился(лась) за урок?

Что удалось с трудом?

Моя цель на урок:

Чему научился(лась) за урок?

Что удалось с трудом?

Моя цель на урок:

Чему научился(лась) за урок?

Что удалось с трудом?

Моя цель на урок:

Чему научился(лась) за урок?

Что удалось с трудом?

Моя цель на урок:

Чему научился(лась) за урок?

Что удалось с трудом?

Моя цель на урок:

Чему научился(лась) за урок?

Что удалось с трудом?

Моя цель на урок:

Чему научился(лась) за урок?

Что удалось с трудом?

Моя цель на урок:

Чему научился(лась) за урок?

Что удалось с трудом?

1.Решите неполное квадратное уравнение:

2.Решите биквадратное уравнение:

3.Сколько корней может быть в биквадратном уравнении 4 степени?

1.Решите неполное квадратное уравнение:

2.Решите биквадратное уравнение:

3.Сколько корней может быть в биквадратном уравнении 4 степени?

1.Решите неполное квадратное уравнение:

2.Решите биквадратное уравнение:

3.Сколько корней может быть в биквадратном уравнении 6 степени?

1.Решите неполное квадратное уравнение:

2.Решите биквадратное уравнение:

3.Сколько корней может быть в биквадратном уравнении 6 степени?

1.Решите неполное квадратное уравнение:

2.Решите биквадратное уравнение:

3.Сколько корней может быть в биквадратном уравнении 8 степени?

1.Решите неполное квадратное уравнение:

2.Решите биквадратное уравнение:

3.Сколько корней может быть в биквадратном уравнении 8 степени?

1.Решите неполное квадратное уравнение:

2.Решите биквадратное уравнение:

3.Сколько корней может быть в биквадратном уравнении 4 степени?

1.Решите неполное квадратное уравнение:

2.Решите биквадратное уравнение:

3.Сколько корней может быть в биквадратном уравнении 4 степени?

1.Решите неполное квадратное уравнение:

2.Решите биквадратное уравнение:

3.Сколько корней может быть в биквадратном уравнении 6 степени?

1.Решите неполное квадратное уравнение:

2.Решите биквадратное уравнение:

3.Сколько корней может быть в биквадратном уравнении 6 степени?

1.Решите неполное квадратное уравнение:

2.Решите биквадратное уравнение:

3.Сколько корней может быть в биквадратном уравнении 4 степени?

1.Решите неполное квадратное уравнение:

2.Решите биквадратное уравнение:

3.Сколько корней может быть в биквадратном уравнении 4 степени?

1.Решите неполное квадратное уравнение:

2.Решите биквадратное уравнение:

3.Сколько корней может быть в биквадратном уравнении 6 степени?

1.Решите неполное квадратное уравнение:

2.Решите биквадратное уравнение:

3.Сколько корней может быть в биквадратном уравнении 6 степени?

Выбранный для просмотра документ Уравнения К уроку51.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

Повторение Найти корни неполного уравнения: х2 =0; х2 =1,21; х2 + 4= 0; х2 – 5х = 0; 2х2 + х = 0. Найти корни квадратного уравнения по теореме Виета: х2 — 9х + 20 = 0; х2 — х –2 = 0.

Иероглифическая запись уравнения Математика в Древнем Египте «Число и его половина составляют 9. Найти число.» Одна из задач Московского папируса: Современная запись решения: (около 1850 г. до н. э.) Московский папирус

Математика в Древнем Египте Неизвестное число — „хау“, “куча” или “неизвестное количество” единиц Задача из сборника Ахмеса: «Куча и ее четвертая часть дают вместе 15. Найти кучу». Запись задачи нашими знаками: Часть папируса Ахмеса. 1650г. до н.э.

Решение: В папирусе Ахмеса решение начинается так: «Считай с 4; от них ты должен взять четверть. А именно 1 и 4 вместе 5». Затем 15 делится на 5, частное умножается на 4 и получается неизвестное 12. « метод ложного положения ».

Часть страницы из алгебры Бхаскары «Видиса Ганита» VII век (вычисление корней) Математика в Древней Индии х2- 64х = — 768 х2 — 64х + 322 = -768+ 322 (х — 32)2 = 256, х — 32 = ±16, х1= 16, х2 = 48.

6x -13 = 5x — 8 6x + 8 = 5x+13 х = 5 «ал-мукабала» и «ал-джабр» Математика исламского средневековья «ал-джабр» «ал-мукабала» 6x — 5х = 13 — 8

Основное произведение Диофанта — Арифметика в 13 книгах. Арифметика Диофанта Лист из Арифметики (рукопись XIV века). В верхней строке записано уравнение: Например, уравнение 202×2 + 13 – 10x = 13 он записывает так: ° ° Δυ̃ σβ Μ ιγ ς ι ΐσ Μ ιγ

Знак равенства в современной форме создал математик Роберт Рекорд в 1557 году. Появление символа равенства Первое печатное появление знака равенства в книге Роберта Рекорда в1557 году (записано уравнение )

Создателем современной буквенной символики является французский математик Франсуа Виет (1540 – 1603). ax + b = 0 ax2 + bx + c = 0 ax4 + bx2 + c = 0 ax + by + c = 0 Появление буквенной символики

Где используются уравнения сегодня?

Уравнение, описывающее количество кроликов, скорость размножения которых тем больше, чем больше их уже родилось Процессы рапространения волн в сердечной мышце, образование пятен планктона в океане, формообразования окраски шкур животных Биология Общее уравнениефотосинтеза: 6 С02 + 6 Н20→С6Н1206 + 602

Экономика Уравнение экономического равновесия Y=C+Ig+G+Xn+S=P×QS =ВВП=P×QD =M×V Уравнение «доходы — расходы» имеет следующий вид: R + S = C + Ig + IG + G + XE – Xi + S = YC + Yg + YG + N + A Совокупное предложение определяется по формуле: PQS = R + S = C + Ig + IG + G + XE – Xi + S = BHП. Совокупный спрос равен: PQD = YC + Yg + YG + N + A = Y = M∙V = BHП. R (x, z) = Y (y, z) = MА∙V (x, y) = R (Y, MА) = Y (R, MА) = MА∙V (R, Y).

Физика Уравнение состояния идеального газа: Уравнение равномерного прямолинейного движения : Первый закон термодинамики: Закон всемирного тяготения: F = GMm/D2 Закон Кулона: Закон Ома для замкнутой цепи:

Геометрия ax + by + c = 0 Уравнение произвольной прямой Уравнение окружности (x – a)2 + (y – b)2 = R2 Уравнение эллипсоида Уравнение однополостного гиперболоида Уравнение эллиптического параболоида Уравнение двуполостного гиперболоида Уравнение гиперболического параболоида

Алгебра Линейное уравнение ax + b = 0 Квадратное уравнение ax2 + bx + c = 0 Кубическое уравнение ax3 + bx2 + cx + d = 0 Виды алгебраических уравнений Биквадратное уравнение ax4 + bx2 + c = 0 Возвратное уравнение ax4 + bx3 + cx2 + bx + a = 0 Показательное уравнение af(x) = b или af(x) = ag(x) (a > 0; a ≠ 1) Логарифмическое уравнение loga f(x) = loga g(x), (a > 0, a ≠ 1) Тригонометрическое уравнение sin x = a; cos x = a; tg x = a Иррациональное уравнение или Параметрическое уравнение |f (x)| + |g (x)| = a

«Никогда не считай, что ты знаешь всё, что тебе уже больше нечему учиться». Н.Д. Зелинский Удачи!

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 945 человек из 80 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 687 человек из 75 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО

  • Сейчас обучается 315 человек из 69 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Дистанционные курсы для педагогов

«Взбодрись! Нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 590 536 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

33 конкурса для учеников 1–11 классов и дошкольников от проекта «Инфоурок»

«Психологические методы развития навыков эффективного общения и чтения на английском языке у младших школьников»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

  • 11.02.2016
  • 569
  • 0
  • 11.02.2016
  • 455
  • 1
  • 11.02.2016
  • 1631
  • 0
  • 11.02.2016
  • 383
  • 0
  • 11.02.2016
  • 161
  • 0
  • 11.02.2016
  • 1446
  • 0
  • 11.02.2016
  • 1241
  • 11

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Добавить в избранное

  • 11.02.2016 1308
  • RAR 2.1 мбайт
  • 7 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Кучма Елена Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

  • На сайте: 6 лет и 7 месяцев
  • Подписчики: 0
  • Всего просмотров: 5496
  • Всего материалов: 6

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Ростовской и Воронежской областях организуют обучение эвакуированных из Донбасса детей

Время чтения: 1 минута

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

В России действуют более 3,5 тысячи студенческих отрядов

Время чтения: 2 минуты

В ростовских школах рассматривают гибридный формат обучения с учетом эвакуированных

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки создаст для вузов рекомендации по поддержке молодых семей

Время чтения: 1 минута

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://itest.kz/ru/ent/matematika/8-klass/lecture/uravneniya-privodimye-k-kvadratnym

http://infourok.ru/razrabotkaprezentaciya-na-temu-uravneniya-privodimie-k-kvadratnim-klass-868737.html