Работа турбомашины на внешнюю сеть
Зная действительную индивидуальную характеристику турбомашины и характеристику внешней сети, построенные в одинаковых масштабах, рабочий режим турбомашины, т. е. определенное значение ее подачи , напора и КПД η находят как точку пересечения указанных характеристик.
Рис.7. Рабочие режимы центробежной турбомашины: а — при неизменной характеристике турбомашины и изменяющейся внешней сети; б — при неизменной внешней сети и изменяющейся характеристике турбомашины |
Графическое определение рабочего режима турбомашины на внешнюю сеть показано на рис. 7 а.
Точка Iпоказывает рабочий режим турбомашины, которому соответствуют и . B данном случае . Для получения наивыгоднейшего (оптимального) рабочего режима турбомашины, соответствующего , надо изменить характеристику сети. В данном случае необходимо увеличить поперечное сечение сети или уменьшить сопротивления в ней так, чтобы характеристика приняла вид кривой 4, тогда рабочий режим III составит и . Если изменить характеристику сети так, чтобы она приняла вид кривой 5, то рабочий режим II определится величинами и
Изменение рабочих режимов турбомашины (рис.11б) может быть при постоянной характеристике сети, что можно осуществить изменением частоты вращения рабочего колеса турбомашины, числа рабочих колёс и другими способами. Рабочие режимы турбомашины показаны точками I-III-II с соответствующими значениями подачи, напора и КПД.
Рабочие режимы турбомашин с одной точкой пересечения характеристик турбомашины и внешней сети являются устойчивыми, т. е. такими, которые могут автоматически восстанавливаться при устранении причин, вызвавших их изменение. Устойчивый режим является необходимым условием нормальной работы турбомашины
Законы пропорциональности
Две турбомашины одной серии, т. е. геометрически подобные, имеющие рабочие колеса диаметрами D1 и D2 с одинаковыми углами установки лопастей и работающие с частотой вращения п1 и n2 на внешние сети с одинаковыми характеристиками, имеют подобные режимы, отвечающие следующим соотношениям подач , напоров и мощностей :
; . (10)
Для одной и той же турбомашины, когда имеем
; ; . (11)
В этом случае законы пропорциональности формулируются так:
– подача турбомашины прямо пропорциональна частоте вращения рабочего колеса;
– напор, создаваемый турбомашиной, прямо пропорционален частоте вращения во второй степени;
– мощность турбомашины прямо пропорциональна частоте вращения в третьей степени.
Законы пропорциональности не распространяются на турбомашины, работающие со значительной геометрической высотой подачи. Кроме того, при этих законах значение КПД принимается неизменным, а это неверно, так как с изменением режима работы изменяется и КПД. Следовательно, и при больших изменениях законы пропорциональности несправедливы.
Классификация насосов
Применительно к использованию в теплоэнергетике все центробежные насосы могут быть разделены на следующие группы:
– насосы для чистой воды, одноступенчатые и многоступенчатые;
– насосы для подачи смесей жидкостей и твердых частиц.
Насосы для чистой воды применяются для хозяйственного, технического и противопожарного водоснабжения электрических станций и промышленных предприятий. Они бывают одноколёсными и многоколёсными.
Конденсатные насосы применяются для удаления конденсата, а также как горячие дренажные насосы бойлерных установок. Они предназначены для перекачивания конденсата и дренажа при температуре до 393 К.
Питательные насосы применяются для подачи питательной воды в паровые котлы. В большинстве случаев это центробежные многоступенчатые насосы высокого давления, приспособленные к подаче воды с высокой температурой.
Насосы для подачи смесей жидкостей и твердых частиц имеют специфические условия работы, связанные с абразивным износом проточной части. В теплоэнергетике такие насосы употребляются для перекачки золосмесей и шлакосмесей в системах гидрозолоудаления, а также при производстве работ по очистке гидротехнических сооружений станции (каналов, колодцев).
Природа явления кавитации
Давление жидкости, проходящей через насос, непрерывно изменяется в направлении движения и неодинаково в отдельных точках сечений проточной полости.
В обычных конструкциях центробежных насосов наименьшее давление наблюдается близ входа в цилиндрическое сечение первого рабочего колеса. Если здесь давление оказывается равным или меньшим давления насыщенного пара, соответствующего температуре всасываемой жидкости, то возникает явление называемое кавитацией.
Кавитация – сложное физическое явление. Из физики известно, что с понижением давления жидкость может закипать и при более низкой температуре. Например, при снижении давления до 2 кПа вода может кипеть при температуре ниже 20 о С.
В потоке жидкости, протекающей через рабочее колесо, имеются области с низким давлением, в частности на тыльных сторонах лопастей у их входных кромок. При падении давления ниже давления парообразования pt в этих областях начинается кипение жидкости и образование мелких парогазовых пузырьков. Пузырьки уносятся потоком жидкости по каналу в область повышенного давления, где пар конденсируется и пузырьки захлопываются. Жидкость, окружающая пузырек, устремляется с большой скоростью к его центру, что приводит к возникновении гидравлического удара.
В начале процесса кавитации появляются мелкие парогазовые пузырьки, которые исчезают вблизи места их образования. При развитии кавитации в связи с дальнейшим понижением давления количество и размеры пузырьков растут. Появляется облако пузырьков, исчезающих на некотором расстоянии от места образования. Установившаяся кавитация характеризуется соединением пузырьков в межлопастном канале в одну полость – каверну, которая уменьшает активное сечение потока в канале рабочего колеса, снижая напор насоса и увеличивая гидравлические потери. От каверны постоянно отделяются пузырьки, которые захлопываются на некотором расстоянии от нее. Дальнейшее уменьшение давления приводит к увеличению объема каверны и резкому падению напора и подачи. .
При кавитации парогазовые пузырьки захлопываются вблизи или на поверхности каналов и вызывают механическое воздействие кавитирующего потока жидкости на поверхности лопастей и дисков рабочего колеса. Это воздействие, проявляющееся в виде микроударов, повторяющихся с очень высокой частотой, приводит к усталостным разрушениям. Кавитация сопровождается также вибрациями насосов и шумами.
Лекция на тему: Теоретические характеристики турбомашины
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
«Актуальность создания школьных служб примирения/медиации в образовательных организациях»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: Основное уравнение колеса турбомашины. Теоретические характеристики турбомашины. График скорости жидкости в колесе. Типы рабочих колес турбомашины и их теоретические характеристики. Анализ теоретических характеристик.
Основное уравнение колеса турбомашины .
График скорости жидкости в колесе турбомашины
Анализ уравнения теоретического напора в турбомашине
Теоретическая производительность центробежной и осевой турбомашины
1.Понятие о характеристике турбомашины.
Работа турбомашины характеризуется развиваемым давлением и производительностью. Зависимость между теоретической подачей Q т центробежной турбомашины и создаваемым теоретическим напором Нт устанавливается в предположении отсутствия трения в турбомашине, утечек жидкости через неплотности и наличия в рабочем колесе бесконечно большого числа лопастей бесконечно малой толщины. Характеристики турбомашины могут быть теоретическими и действительными.
2. График скоростей жидкости в колесе турбомашины.
Частица жидкости в межлопастном канале участвует одновременно в переносном движении, вращаясь вместе с колесом с окружной скоростью U, и в относительном движении, передвигаясь вдоль лопасти с относительной скоростью ω, направленной по отношению к скорости U под углом ∠ β.
Геометрическая сумма скоростей U и ωназываетсяабсолютной скоростью С жидкости. Скорость С относительно скорости U направлена под углом ∠ α, называемым углом абсолютной скорости.
Положение начального I и конечного II элементов лопасти определяет характер движения жидкости в межлопастном канале. Положение элементов устанавливается величиной угла ∠ β1на входе в колесо (окружность диаметром D1) и угла ∠ β2 на выходе жидкости из колеса (окружность диаметром D2).
На рисунке показаны планы скоростей на входе и выходе колеса и траектория I-II движения частицы жидкости. Векторы абсолютной скорости на любых радиусах колеса будут касательными к кривой I и II.
При идеальном процессе в турбомашине мощность N, переданная двигателем на вал турбомашины, полностью передаётся и определяется как произведение момента приложенных к потоку внешних сил на угловую скорость ω рабочего колеса.
Рабочие процессы в вентиляторах и насосах сходны, так как можно считать, что процессы в таких машинах протекают при постоянной плотности текучих тел: вода практически не сжимается (при увеличении давления на 1 ат объем воды уменьшается на 0,00005 первоначального объема) и плотность воздуха тоже можно принять постоянной (максимальное давление, создаваемое вентилятором, обычно не превосходит 500 кгс/м 2 ).
Рис. 1. Скорости на входе и выходе рабочего колеса центробежной турбомашины
Зависимость между теоретической производительностью центробежной турбомашины и создаваемым турбомашиной теоретическим давлением устанавливается при предположении отсутствия вредных сопротивлений в турбомашине, утечек текучего через неплотности и наличия в рабочем колесе бесконечно большого числа лопаток бесконечно малой толщины. В таком случае поток текучего разделился бы лопатками на элементарные струйки.
Частица текучего в межлопаточном канале участвует одновременно в переносном движении, вращаясь вместе с колесом с окружной скоростью и, и в относительном движении, передвигаясь вдоль лопатки с относительной скоростью и>, направленной по отношению к скорости и под углом Р (рис. 1). Геометрическая сумма скоростей и и ω называется абсолютной скоростью с частицы текучего. Скорость с относительно скорости и направлена под углом а.
Положение начального 1 и конечного 2 элементов лопатки определяет характер движения текучего в межлопаточном канале. Положение элементов устанавливается величиной угла β 1 на входе в колесо (окружность диаметром D 1 ) и угла β2 на выходе текучего из колеса (окружность диаметром D 2 ).
На рисунке1 показана диаграмма скоростей на входе и выходе и траектория 1—2 абсолютного движения частицы текучего. Векторы абсолютной скорости на любых радиусах колеса будут касательными к кривой 1 — 2.
При идеальном процессе в турбомашине мощность N , переданная на вал турбомашины, полностью передается потоку и определяется как произведение момента М приложенных к потоку внешних сил на угловую скорость вращения ω рабочего колеса
В соответствии с теоремой момента количества движения установившегося потока, согласно которой изменение момента количества движения от М 1 до М 2 массы т, протекающей в 1 сек от одного сечения к другому, равно моменту М внешних сил, приложенных к потоку между этими сечениями (применительно к рис. 1 начальное и конечное сечения потока — элементы круговых соосных цилиндров с диаметром основания соответственно D 1 и D 2 ), имеем
Учитывая, что и выражая из соответствующих треугольников плечи 1 г и 1 2 через радиусы R1 и R2 получим
Получим основное уравнение центробежной турбомашины, выведенное Л. Эйлером,
Проекция скорости на окружную скорость и, называется окружной проекцией абсолютной скорости.
Рис. 6. Схема вихревого движения (циркуляции) по контуру лопатки: а — осевой турбомашины; б — центробежной турбомашины
является второй формой основного уравнения турбомашины, причем для вентиляторов в формулу вместо 1/ g подставляется плотность воздуха р.
В осевых турбомашинах:
где D 2 — диаметр рабочего колеса; d вс — диаметр втулки.
В центробежных турбомашинах:
где b 2 — ширина рабочего колеса на выходе.
Из рис. 2 видно, что при увеличении производительности давление Q т турбомашин с колесами, имеющими лопатки, загнутые вперед, возрастает, при радиальных лопатках остается постоянным, а при лопатках, загнутых назад, падает.
В отношении увеличения давления колеса с лопатками, загнутыми вперед, предпочтительнее. Однако наибольшая скорость с 2 была в колесах с лопатками, загнутыми вперед, а наименьшая — в колесах с лопатками, загнутыми назад (см. рис. 2 ); для уменьшения потерь желательно, чтобы скорость с 2 была меньше, однако не менее известного предела, так как при уменьшении с 2 уменьшается Н т . Значения с 2 , обеспечивающие максимальный к. п. д. колеса, имеют место при 155° > β 2 > 130°, т. е. при лопатках, загнутых назад. Минимальный к. п. д. будет при лопатках, загнутых вперед.
Рис. 2. Теоретические индивидуальные характеристики турбомашин:
1 — с рабочим колесом, имеющим лопатки загнутые вперед; 2 — то же, с радиальными лопатками; 3 — то же* с лопатками, загнутыми назад
Шахтные вентиляторы по сравнению с насосами характеризуются значительными производительностями и небольшими давлениями, поэтому приходится иметь колесо большого диаметра. В центробежных вентиляторах желательно иметь одно колесо во избежание больших габаритов вентилятора в горизонтальном направлении. В центробежных вентиляторах небольшой, а иногда и средней производительности применяются колеса с лопатками, загнутыми вперед, при этом несколько снижается к. п. д., который в известной степени компенсируется применением последующего диффузора. В вентиляторах большой производительности применяются рабочие колеса с лопатками, загнутыми назад, обеспечивающие более высокии м к. п. д.
Шах тные насосы по сравнению с вентиляторами характеризу ются значительными давлениями и небольшими подачами. Поэтому приходится иметь несколько последовательно соединенных колес небольших размеров. Для насосов применяются колеса с лопатками, загнутыми назад. Такого же типа колеса применяются для турбокомпрессоров.
Действительная индивидуальная характеристика турбомашины представляет собой зависимость между действительным давлением Н и действительной производительностью Q турбомашины при известных размерах машины и определенной скорости вращения рабочего колеса. Действительное давление меньше теоретического из-за потерь давления в турбомашине, зависящих от: 1) конечного числа лопаток колеса; 2) трения текучего о стенки и лопатки турбомашин на поворотах при преобразовании кинетической энергии текучего в давление; 3) потерь на удар от вихревых движений текучего внутри турбомашины.
В реальной турбомашине, имеющей известное число лопаток определенной толщины, скорости текучего по сечению данного радиуса различны, а давление у передней стороны лопатки выше, чем у задней стороны; поток текучего на выходе из колеса скошен в сторону, обратную направлению вращения.
Действительная индивидуальная характеристика турбомашины определяется опытным путем: измерением давлений, создаваемых конкретной турбомашиной, при различных производительностях и постоянной скорости вращения рабочего колеса.
Действительная индивидуальная характеристика турбомашины дается заводом-изготовителем, причем кроме кривой — Н приводятся еще кривая к. п. д. —η и кривая мощности Q — N . В совокупности эти кривые называются эксплуатационными характеристиками турбомашины.
К. п. д. турбомашины учитывает потери гидравлического (потери давления от трения текучего и т. п.) и механического (потери на трение в подшипниках, сальниках и т. п.) характера. Зависимость Н от Q устанавливается по формуле и данным опытных замеров производительности, давления и потребляемой мощности.
Действительная индивидуальная характеристика обычно дается заводом-изготовителем для одного колеса. При последовательном соединении колес характеристика турбомашины получается увеличением ординат характеристики одноколесной турбомашины.
Вопросы для самоконтроля:
1. В чем заключается принцип работы центробежной и осевой турбомашин?
2. Назовите величины, характеризующие работу турбомашины.
3. Что называется теоретическим напором турбомашины, основное уравнения турбомашин?
4. Теоретические и действительные напорные характеристики турбомашин?
5. Законы пропорциональности турбомашин?
6. Что такое удельная быстроходность турбомашин? Как она влияет на конструктивные размеры рабочих колес?
1.Хаджиков Р.Н., Бутаков С.А. Горная механика. М.: Недра, 1982 с. 3-11.
Основное уравнение турбомашин (уравнение Эйлера) и его анализ
Теоретическая работа, сообщенная 1 кг газа (напор), Дж/кг, при изоэнтропном (адиабатном) сжатии его от давления Р1 до давления Р2 может быть вычислена по известному из термодинамики соотношению (6.2):
= .
Эта же работа может быть найдена из уравнения Эйлера:
, (6.19)
где u2 и u1 – окружные скорости концов рабочих лопаток, м/с; с2u и c1u – окружные составляющие абсолютных скоростей потока на выходе и входе рабочего колеса (см. рис. 6.2).
Рис. 6.2. Треугольники скоростей газового потока на входе и выходе рабочего колеса центробежного компрессора (ЦБК)
Используя соотношения для треугольников скоростей, преобразуем уравнение Эйлера. В соответствии с теоремой косинусов из выходного треугольника можно записать:
, где ,
. (6.20)
Аналогично из входного треугольника:
. (6.21)
Подставив эти выражения в уравнение Эйлера (6.19) получим:
. (6.22)
Это преобразованное уравнение Эйлера, удобное для анализа. Здесь два последних члена выражают часть работы ТК, затраченной на прирост давления газа в рабочем колесе. Это статический напор колеса. Первый член – это динамический напор колеса, который может быть преобразован в статический напор в диффузоре ТК.
Из уравнения (6.19) видно, что максимальный напор, а следовательно, максимальное давление, развиваемое ступенью ТК, будут при , т.е. при a1=90° (вход потока в колесо без предварительной закрутки): . Иначе
, (6.23)
где – коэффициент закрутки потока, который является характеристикой геометрии рабочего колеса. Отсюда важный вывод:
· при постоянном значении j (для одного и того же колеса), напор (удельная работа сжатия) развиваемый компрессором пропорционален квадрату частоты вращения колеса.
Максимальная окружная скорость u2 лимитируется условиями прочности. В стационарном компрессоростроении при загнутых рабочих лопатках для применяемых материалов обычно принимают u2@250 м/с. В таких ступенях ЦБК степени повышения давления составляют eст=1,3-1,5.
На практике в ЦБК могут быть использованы рабочие колеса с лопатками следующих форм (см. рис. 6.3):
Рис. 6.3. Схемы рабочих колес ЦБК: а – лопатки загнуты назад; б – лопатки радиальные; в – лопатки загнуты вперед
В соответствии с (6.23), если все три колеса одного диаметра, то при неизменной частоте вращения (u2=const) и одинаковых условиях входа потока наименьший напор будет в колесе а) и наибольший – в колесе в).
Преобразование кинетической энергии потока в потенциальную происходит в диффузоре и обратном направляющем аппарате. Оно сопровождается значительными газодинамическими потерями. Эти потери растут с увеличением скорости c2 (в соответствии с законом Дарси). Отсюда области применения центробежных компрессоров с разными типами колес:
1) в стационарных крупных компрессорах, для которых экономичность имеет первостепенное значение, используют рабочие колеса с лопатками, загнутыми назад (b2л=35-55°);
2) загнутые вперед лопатки применяют в тех случаях, когда необходимо получить высокий напор в одной ступени, а величина КПД играет второстепенную роль;
3) наиболее прочные – радиальные лопатки. Они позволяют получать окружную скорость до 500 м/с. Кроме того, эти лопатки обеспечивают максимальную диффузорность, т.е. наибольший член уравнения (6.22): .
Благодаря этому в одном колесе с радиальными лопатками достижимы более высокие статические давления. Такие колеса применяются тогда, когда требуются высокие давления при минимальных габаритах и массе. Обычно в транспортных конструкциях.
В осевых компрессорах (ОК) обычно u1=u2, т.е. в уравнении (6.22) отсутствует член , отражающий влияние центробежных сил.
Вследствие этого ступень ОК развивает значительно меньший напор, чем ступень ЦБК. Так что при равных степенях повышения давления и других равных условиях ОК имеет значительно большее число ступеней, чем ЦБК.
http://infourok.ru/lekciya-na-temu-teoreticheskie-harakteristiki-turbomashini-3334901.html
http://megalektsii.ru/s37950t2.html