Уравнения реакций диссоциации соляной кислоты серной кислоты
С помощью теории электролитической диссоциации дают определения и описывают свойства кислот, оснований и солей.
I. Электролитическая диссоциация кислот
Кислотами называются электролиты, при диссоциации которых в качестве катионов образуются только катионы водорода (H + )
1. Электролитическая диссоциация одноосновных кислот
Кислоты состоят не из ионов, а из молекул.
Возникает вопрос – как же тогда кислота диссоциирует, т. е как в кислотах образуются свободные заряженные частицы? Оказывается, ионы образуются в растворах кислот именно при растворении.
Рассмотрим процесс электролитической диссоциации хлороводорода в воде, но для этого запишем строение молекул хлороводорода и воды.
Обе молекулы образованы ковалентной полярной связью. Электронная плотность в молекуле хлороводорода смещена к атому хлора, а в молекуле воды – к атому кислорода. Молекула воды способна оторвать катион водорода от молекулы хлороводорода, при этом образуется катион гидроксония Н3О + .
В уравнении реакции электролитической диссоциации не всегда учитывают образование катиона гидроксония – обычно говорят, что образуется катион водорода.
Тогда уравнение диссоциации хлороводорода выглядит так:
HCl⇄H + + Cl —
При диссоциации одного моля хлороводорода образуются один моль катиона водорода и один моль хлорид — анионов.
2. Электролитическя диссоциация многоосновных кислот
Многоосновные кислоты диссоциируют ступенчато.
Рассмотри процесс электролитической диссоциации серной кислоты. Серная кислота диссоциирует ступенчато, в две стадии.
I–я стадия диссоциации
На первой стадии отрывается один катион водорода и образуется гидросульфат-анион.
II — я стадия диссоциации
На второй стадии происходит дальнейшая диссоциация гидросульфат — анионов.
Эта стадия является обратимой, то есть, образующиеся сульфат — ионы могут присоединять к себе катионы водорода и превращаться в гидросульфат — анионы. Это показано знаком обратимости.
Существуют кислоты, которые даже на первой стадии диссоциируют не полностью – такие кислоты являются слабыми. Например, угольная кислота Н2СО3.
Н3РО4 ↔ Н + + Н2РО4 — (первая ступень) – дигидроортофосфат ион
Н2РО — 4 ↔ Н + + НРO4 2- (вторая ступень) – гидроортофосфат ион
НРО 2- 4 ↔ Н + + PО4 З- (третья ступень) – ортофосфат ион
Диссоциация многоосновной кислоты протекает главным образом по первой ступени, в меньшей степени по второй и лишь в незначительной степени — по третьей.
II. Электролитическая диссоциация оснований
Основаниями называются электролиты, при диссоциации которых в качестве анионов образуются только гидроксид-ионы (OH — )
Диссоциация амфотерных оснований (амфолитов)
Щёлочи – это основания, растворимые в воде
Это основания щелочных и щелочноземельных металлов :
LiOH, NaОН, КОН, Rb ОН, С s ОН, Fr ОН и Са(ОН)2, Sr(ОН)2, Ва(ОН)2, R а(ОН)2, а также NН4ОН
Амфолиты — это электролиты, которые при диссоциации одновременно образуют катионы водорода (H + ) и гидроксид-ионы ( OH — )
Примеры уравнений диссоциации щелочей
Многокислотные основания диссоциируют ступенчато:
Ba(ОН)2 -> Bа(ОН) + + OH — (первая ступень)
Ba(OH) + ↔ Ba 2+ +OH — (вторая ступень)
Примеры уравнений диссоциации амфолитов
Диссоциацию амфотерного гидроксида цинка Zn(ОН)2 можно выразить уравнением:
Нерастворимые в воде основания практически не подвергаются электролитической диссоциации, так как в воде они практически нерастворимы, а при нагревании – разлагаются, так что расплав их получить не удается.
III. Электролитическая диссоциация солей
Солями называются электролиты, при диссоциации которых образуются катионы металлов а также катион аммония (NH + 4) и анионы кислотных остатков.
Например, диссоциация средних солей :
Кислые же и основные соли диссоциируют ступенчато:
Диссоциация кислых солей
Диссоциация основных солей
У кислых солей вначале отщепляются ионы металлов, а затем катионы водорода.
У основных солей вначале отщепляются кислотные остатки, а затем гидроксид-ионы.
Mg(OH)Cl -> Mg(OH) + + Cl —
Mg (OH) + ↔ Mg 2+ + OH —
IV. Тренажеры
Тренажёр №2 — Катионы и анионы
Интерактивное задание LearningApps.org по теме: “Химические свойства растворов кислот»
V. Памятки
Памятка – Определение солей
VI. Задания для закрепления
Задание №1. Используя таблицу растворимости солей, кислот, оснований напишите уравнения диссоциации следующих веществ:
Задание №2. Используя таблицу растворимости солей, кислот, оснований напишите уравнения диссоциации следующих веществ: Ca(OH)2, Na2CO3, Na3PO4, HNO3, KOH, Ba(OH)2, H2SO3, Ca(NO3)2, Ca3(PO4)2, H2S, NaOH, HBr
Электролитическая диссоциация
Электролитической диссоциацией называют процесс, в ходе которого молекулы растворенного вещества распадаются на ионы в результате взаимодействия с растворителем (воды). Диссоциация является обратимым процессом.
Диссоциация обуславливает ионную проводимость растворов электролитов. Чем больше молекул вещества распадается на ионы, тем лучше оно проводит электрический ток и является более сильным электролитом.
В общем виде процесс электролитической диссоциации можно представить так:
KA ⇄ K + (катион) + A — (анион)
Замечу, что сила кислоты определяется способностью отщеплять протон. Чем легче кислота его отщепляет, тем она сильнее.
У HF крайне затруднен процесс диссоциации из-за образования водородных связей между F (самым электроотрицательным элементом) одной молекулы и H другой молекулы.
Ступени диссоциации
Некоторые вещества диссоциируют на ионы не в одну стадию (как NaCl), а ступенчато. Это характерно для многоосновных кислот: H2SO4, H3PO4.
Посмотрите на ступенчатую диссоциацию ортофосфорной кислоты:
Важно заметить, что концентрация ионов на разных ступенях разная. На первых ступенях ионов всегда много, а до последних доходят не все молекулы. Поэтому в растворе ортофосфорной кислоты концентрация дигидрофосфат-анионов будет больше, чем фосфат-анионов.
Для серной кислоты диссоциация будет выглядеть так:
Для средних солей диссоциация чаще всего происходит в одну ступень:
Из одной молекулы ортофосфата натрия образовалось 4 иона.
Из одной молекулы сульфата калия образовалось 3 иона.
Электролиты и неэлектролиты
Химические вещества отличаются друг от друга по способности проводить электрический ток. Исходя из этой способности, вещества делятся на электролиты и неэлектролиты.
Электролиты — жидкие или твердые вещества, в которых присутствуют ионы, способные перемещаться и проводить электрический ток. Связи в их молекулах обычно ионные или ковалентные сильнополярные.
К ним относятся соли, сильные кислоты и щелочи (растворимые основания).
Степень диссоциации сильных электролитов составляет от 0,3 до 1, что означает 30-100% распад молекул, попавших в раствор, на ионы.
Неэлектролиты — вещества недиссоциирующие в растворах на ионы. В молекулах эти веществ связи ковалентные неполярные или слабополярные.
К неэлектролитам относятся многие органические вещества, слабые кислоты, нерастворимые в воде основания и гидроксид аммония.
Степень их диссоциации до 0 до 0.3, то есть в растворе неэлектролита на ионы распадается до 30% молекул. Они плохо или вообще не проводят электрический ток.
Молекулярное, полное и сокращенное ионные уравнения
Молекулярное уравнение представляет собой запись реакции с использованием молекул. Это те уравнения, к которым мы привыкли и которыми наиболее часто пользуемся. Примеры молекулярных уравнений:
Полные ионные уравнения записываются путем разложения молекул на ионы. Запомните, что нельзя раскладывать на ионы:
- Слабые электролиты (в их числе вода)
- Осадки
- Газы
Сокращенное ионное уравнение записывается путем сокращения одинаковых ионов из левой и правой части. Просто, как в математике — остается только то, что сократить нельзя.
© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2022
Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.
Блиц-опрос по теме Электролитическая диссоциация
Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации
Разделы: Химия
Цель: изучить химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации.
Задачи:
Оборудование: таблица растворимости, электрохимический ряд напряжений металлов, наборы посуды и реактивов для проведения химического эксперимента, компьютер, проектор
Планируемый результат:
Ход учебного занятия
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
Учащимся задаются частные вопросы
Какие кислоты вам известны? Запишите формулы известных вам кислот на доске (2-3 ученика записывают формулы кислот на доске, дают им названия, остальные работают в тетради)
Что мы называем кислотой?
На какие группы делятся электролиты по степени диссоциации?
Какие вещества относят к электролитам? К неэлектролитам?
Что такое степень диссоциации?
Ваше домашнее заданием было следующим, пользуясь различными источниками информации приготовить ответ на следующие вопросы: Распространенность кислот в природе?
Какие кислоты используются в качестве пищевых добавок?
(задание выдается учащимся за неделю до проведения занятия)
Компетентностно-ориентированные задания (КОЗ)
Компетентность — коммуникативная/ публичное выступление. Уровень 1.
Представь себя в роли учителя, подготовь выступление на 5 мин. и выступи перед учащимися своего класса. Для подготовки используй Интернет-ресурс.
Подготовь план своего выступления и будь готов ответить на вопросы слушателей.
Наличие плана | Соот. выст. целям | Наличие наглядного |
матер.
3. Объяснение нового материала
Рассмотрим в свете ТЭД свойства веществ, растворы которых обладают электропроводностью
Кислоты — это электролиты, которые при диссоциации образуют катионы водорода и анионы кислотного остатка (примеры учащиеся записывают в тетради)
По признаку основности кислоты подразделяют на 3 группы:
- одноосновные
- двухосновные
- многоосновные
Ребята, приведите примеры данных кислот.
Мы уже знаем, что диссоциация многоосновных кислот протекает ступенчато. Рассмотрим несколько примеров реакции электролитической диссоциации.
Выйти к доске и записать диссоциацию азотной, серной и фосфорной кислот.
4. Важнейшие общие химические свойства кислот
Учитель объясняет материал (объяснение сопровождается демонстрационными опытами). Все реакции проецируются на экране, учащиеся их записывают в тетради.
HCl + NaOH = NaCl + H 2O
H + + Cl — +Na + + OH — = Na + + Cl — + H 2O
Реакция между кислотой и оксидами металлов
СаO + 2H + + SO4 2- = Са 2+ + SO4 2- + H 2O
СаO + 2H + = Са 2+ + H2O
Реакция между кислотой и солью
Кислоты взаимодействуют с металлами. При этом образуются соли, и выделяется водород. Однако металлы, стоящие в электрохимическом ряду напряжений металлов правее водорода, не вытесняют его из кислот:
Zn 0 + 2H + + 2Cl — = Zn 2+ + 2Cl — + H2 0
Zn 0 + 2H + = Zn 2+ + H2 0
Cu + HCl = реакция невозможна
Концентрированные азотная и серная кислоты реагируют с металлами иначе.
5. Работа по проблемным вопросам
Где в повседневной жизни мы применяем знания о свойствах кислот?
Как, используя лишь индикатор определить растворы следующих веществ: серная кислота, вода, гидроксид натрия?
Как надо провести реакцию, чтобы увидеть ее признаки?
Следующий этап работы — работа в парах.
Учащимся выдается КОЗа.
Перед проведением лабораторного опыта учащимся напоминают правила по технике безопасности.
Компетентностно-ориентированные задания (КОЗ)
1. Компетентность разрешения проблем (идентификация (определение) проблемы, действия по решению проблемы — 1 уровень)
У известного писателя Герберта Уэллса есть замечательный научно-фантастический роман о том, что один изобретатель создал удивительную машину, которая могла переносить человека в любую эпоху прошлого или будущего. Представим себе на минутку, что мы владеем подобной машиной. Перенесемся с ее помощью на несколько веков назад.
В те далекие времена люди считали, что всемогущие, сверхъестественные силы могут сделать все. Священнослужители, для убеждения верующих в чудесах, проделывали следующее: медленно, торжественно, с молитвами чистая вода наливается в сосуд, где она немедленно краснеет, приобретая цвет вина. Это «вино» выливают в другой прозрачный сосуд, где происходит его обесцвечивание. «Вино» не дается для пробы на вкус, а любопытство верующих удовлетворяется только изменением цвета жидкости.
И сегодня нам предстоит выяснить: это чудо или же знание химии?
Для ответа на этот вопрос выполните задание, следуя инструкции.
1. В пробирку налейте 2 мл раствора гидроксида натрия и добавьте 2-3 капли фенолфталеина. Какую окраску приобрел раствор?
2. С помощью пипетки к полученному раствору постепенно прибавьте 2мл раствора соляной кислоты. Что вы наблюдаете?
Отчет о выполненной работе занесите в таблицу
Реактивы (формула и название вещества) | Уравнения химической реакции (в молекулярной и ионной форме) | Наблюдения | Вывод |
Реактивы (формула и название вещества) | Уравнения химической реакции (в молекулярной и ионной форме) | Наблюдения | Вывод |
NaOH-гидроксид натрия | Раствор приобрел красную окраску | В щелочной среде фенолфталеин приобретает красную окраску | |
NaOH-гидроксид натрия |
HCl — соляная (хлороводородная) кислота
Na + + OH — + H + + Cl — = Na + + Cl — +H2 O
OH — + H + = H2 O
2. Компетентность разрешения проблем (идентификация (определение) проблемы, действия по решению проблемы — 2 уровень). Информационная (обработка информации- 2 уровень)
Современная теория электролитической диссоциации говорит о том, что при растворении в воде электролиты распадаются на ионы. Пользуясь этой теорией, и знаниями о свойствах и классификации кислот ответьте на следующие вопросы:
1. С какими из перечисленных веществ взаимодействует разбавленная серная кислота.
- гидроксид калия
- ртуть
- оксид магния
- оксид фосфора
- алюминий
Запишите возможные реакции в ионном виде
2. Даны сокращенные ионные уравнения:
Cоставить полные ионные и молекулярные уравнения
3. Из перечня кислот
серная кислота, азотная кислота, сернистая кислота,
хлороводородная кислота, кремниевая кислота, угольная кислота выберите:
- кислородсодержащие
- нестабильные
- нерастворимые в воде
- двухосновные
6. Модульный ответ
2K + +2OH — + 2H + + SO 2- 4 = 2K + + SO 2- 4 + 2H2O
MgO + 2H + + SO4 2- = Mg 2+ + SO 2- 4+ H 2O
MgO + 2H + = Mg 2+ + H2 O
Ba 2+ + 2Cl — + 2H + + SO4 2- = BaSO4 + 2H + + 2Cl —
2K + + CO 2- 3 + 2H + + 2Cl — = 2K + +2Cl — + CO2 + H2 O
3) нерастворимые в воде:
8. Домашнее задание
Как различить растворы серной кислоты, хлорида бария, сульфата меди (II), гидроксида натрия, не имея других реактивов? Дать объяснение, записать уравнения химических реакций в молекулярной, полной и сокращенной ионной форме.
Даны сокращенные ионные уравнения реакций:
1) 2OH — + 2H + = 2H2O
2) СаO + 2H + = Са 2+ + H2 O
4) Fe 3+ + 3OH — = Fe(OH)3
Составить полные ионные и молекулярные уравнения реакций.
Записать уравнения химических реакций в молекулярной, полной и сокращенной ионной форме.
http://studarium.ru/article/159
http://urok.1sept.ru/articles/550243