Электролитическая диссоциация
Электролитической диссоциацией называют процесс, в ходе которого молекулы растворенного вещества распадаются на ионы в результате взаимодействия с растворителем (воды). Диссоциация является обратимым процессом.
Диссоциация обуславливает ионную проводимость растворов электролитов. Чем больше молекул вещества распадается на ионы, тем лучше оно проводит электрический ток и является более сильным электролитом.
В общем виде процесс электролитической диссоциации можно представить так:
KA ⇄ K + (катион) + A — (анион)
Замечу, что сила кислоты определяется способностью отщеплять протон. Чем легче кислота его отщепляет, тем она сильнее.
У HF крайне затруднен процесс диссоциации из-за образования водородных связей между F (самым электроотрицательным элементом) одной молекулы и H другой молекулы.
Ступени диссоциации
Некоторые вещества диссоциируют на ионы не в одну стадию (как NaCl), а ступенчато. Это характерно для многоосновных кислот: H2SO4, H3PO4.
Посмотрите на ступенчатую диссоциацию ортофосфорной кислоты:
Важно заметить, что концентрация ионов на разных ступенях разная. На первых ступенях ионов всегда много, а до последних доходят не все молекулы. Поэтому в растворе ортофосфорной кислоты концентрация дигидрофосфат-анионов будет больше, чем фосфат-анионов.
Для серной кислоты диссоциация будет выглядеть так:
Для средних солей диссоциация чаще всего происходит в одну ступень:
Из одной молекулы ортофосфата натрия образовалось 4 иона.
Из одной молекулы сульфата калия образовалось 3 иона.
Электролиты и неэлектролиты
Химические вещества отличаются друг от друга по способности проводить электрический ток. Исходя из этой способности, вещества делятся на электролиты и неэлектролиты.
Электролиты — жидкие или твердые вещества, в которых присутствуют ионы, способные перемещаться и проводить электрический ток. Связи в их молекулах обычно ионные или ковалентные сильнополярные.
К ним относятся соли, сильные кислоты и щелочи (растворимые основания).
Степень диссоциации сильных электролитов составляет от 0,3 до 1, что означает 30-100% распад молекул, попавших в раствор, на ионы.
Неэлектролиты — вещества недиссоциирующие в растворах на ионы. В молекулах эти веществ связи ковалентные неполярные или слабополярные.
К неэлектролитам относятся многие органические вещества, слабые кислоты, нерастворимые в воде основания и гидроксид аммония.
Степень их диссоциации до 0 до 0.3, то есть в растворе неэлектролита на ионы распадается до 30% молекул. Они плохо или вообще не проводят электрический ток.
Молекулярное, полное и сокращенное ионные уравнения
Молекулярное уравнение представляет собой запись реакции с использованием молекул. Это те уравнения, к которым мы привыкли и которыми наиболее часто пользуемся. Примеры молекулярных уравнений:
Полные ионные уравнения записываются путем разложения молекул на ионы. Запомните, что нельзя раскладывать на ионы:
- Слабые электролиты (в их числе вода)
- Осадки
- Газы
Сокращенное ионное уравнение записывается путем сокращения одинаковых ионов из левой и правой части. Просто, как в математике — остается только то, что сократить нельзя.
© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2022
Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.
Блиц-опрос по теме Электролитическая диссоциация
Урок химии в 9 классе по теме «Электролитическая диссоциация»
методическая разработка по химии (9 класс) на тему
Урок химии в 9 классе по теме «электролитическая диссоциация»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_himii_v_9_kl.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Глинновская средняя общеобразовательная школа»
Тема урока: Закрепление по теме «Электрическая диссоциация»
Подготовил и провёл учитель химии
Стеблев Николай Яковлевич
- закрепить понятие о кислотах, как о классе электролитов;
- охарактеризовать общие химические свойства кислот в свете ионных представлений;
- развить навыки написания уравнений диссоциации (полных и сокращенных ионных), самоконтроля и взаимоконтроля, взаимопомощи;
- развивать практические навыки работы с химическими веществами и с таблицей растворимости
- CuO,
- H 2 SO 4 (разб.),
- ВаС1 2 ,
- держатель,
- спиртовка,
- спички,
- асбестовая сетка.
2. Фронтальная проверка занятий учащихся по контрольным вопросам:
(Обучающиеся пользуются листами с контрольными вопросами). (Приложение)
1. Дописать по смыслу пропущенные слова в определении:
“Процесс распада электролита. при растворении его в воде или расплавлении называется……….”.
2. Подчеркнуть формулы только тех веществ, которые являются электролитами: Ва(ОН) 2 , Fe 2 O 3 , КОН, НС1, Na 2 CO 3 , Li 2 O, Fe(OH) 3j CO 2 , H 2 SO 4 , P 2 O 5 , HNO 3 (работа учащихся с таблицей растворимости).
3. Какую частицу характеризуют данные слова (показать надпись “странствующий, блуждающий”).
4. Что такое ион?
5. Какие частицы имеют энергетически устойчивое состояние? (Запись на доске)
6. В каких случаях реакции ионного обмена протекают до конца?
7. Самостоятельная работа. Дидактическая карточка (взаимоконтроль) “Третий лишний”. (Приложение, задание №1)
8. Почему кислоты кислые?
9. Дайте определение: “Что такое кислота?”.
I. Переходим к изучению общих свойств кислот с точки зрения теории электролитической диссоциации.
Учитель: Какая величина характеризует кислоту как электролит? (степень электролитической диссоциации)
Назовите кислоты, которые относятся:
а) к сильным электролитам а “ 100%;
б) к слабым электролитам а
А как можно отличить растворы кислот? Учитель напоминает правила работы с химическими веществами (техника безопасности).
Опыт: У учащегося кислоты НСl, H 2 SO 4 в пробирках. Необходимо добавить индикаторы — метилоранж и лакмус. Какой стал цвет и почему? Кислоты разные, а цвет одинаковый (из-за ионов водорода).
Учитель; Давайте проверим, является ли соляная кислота электролитом?
Опыт: Испытание раствора соляной кислоты на приборе для демонстрации электролитической диссоциации. Лампочка загорается. Почему? Значит, данные кислоты НС1, H 2 SO 4 является электролитом и можно представить диссоциацию этих кислот.
H 2 SO 4 2H + +SO 2-
Взаимодействие кислот с металлами, стоящими в ряду напряжений до водорода
Zn+ 2HCI = ZnCl 2 , +H 2 \- реакция замещения
Zп+2Н + +2СГ =Zn 2+ +2Cl+ H 2
атом ион ион ион ион молекула
Zn+ 2Н + = Zn 2+ + Н 2 Т
(ученик записывает уравнение в ионном виде)
Учитель: Что является признаком данной реакции? (выделение Н 2 ).
(Учитель предлагает обучающимся работать с заданиями для самоконтроля по вариантам. (Приложение)
Задание для самоконтроля №1.
I. Имеется смесь металлов
А1, Си + H 2 SO 4
Напишите возможные уравнения химических реакций.
II. Взаимодействие оксидов металлов с кислотами.
Опыт: Учитель при нагревании оксида меди (II) и серной кислоты демонстрирует реакцию обмена и просит ученика отразить этот процесс на доске
СиО + H 2 SO 4 =CuSO 4 + Н 2 О
CuO + 2H + + SO 4 = Cu 2+ + SO 4 +H 2 O
СиО + 2Н + ->Cw 2+ + Н 2 О
По каким признакам можно утверждать, что произошла химическая реакция? (цвет раствора стал голубым). А в чем суть данной реакции? СиО — не электролит, поэтому мы его запишем в молекулярной форме, кислота и соль электролиты и обе содержат одинаковые анионы кислотного остатка, значит эти ионы не участвуют в реакции.
Задания для самоконтроля №2 (опыт демонстрирует учитель)
Fe 2 O 3 + 6HCI — 2FeCl 3 + H 2 О – молекулярное
Fe 2 O 3 +6Н + + 6СГ = 2Fe i+ + ЗСГ + ЗН 2 О — полное ионное
Fe 2 O, +6H + =2Fe 3+ +3H 2 O — сокращенное ионное уравнение
III. Взаимодействие с растворимыми основаниями (щелочами).
Опыт учащегося: в пробирку с кислотой и индикатором добавить раствор гидроксида натрия.
Что наблюдается? (Изменение цвета. Почему?) Ученик на доске записывает уравнение химической реакции:
H 2 P SO 4 +2NaOH = Na2SO4 + 2Н 2 О – молекулярное
2H + 5O 4 2- +2Na + +20H — = 2Na + +SO 4 2- +2H 2 O — полное ионное
2Н + +2ОН — =2Н 2 О – сокращенное ионное уравнение
Какие из ионов не участвуют в реакции (2Na + и SO 2- ). Следовательно, суть реакции сводится к тому, что если 2Н + и 2ОН — встречаются в растворе, то из них образуются две молекулы воды.
Данное уравнение отражает содержание реакции нейтрализации между кислотой и щелочью.
Задание для самоконтроля №3.
Напишите уравнение реакции.
IV. Взаимодействие кислот с нерастворимыми основаниями.
Опыт: учитель демонстрирует взаимодействие гидроксида меди (II) и соляной кислот.
Си(ОН) 2 +2 НС1 = CuCl 2 + 2Н 2 О — цвет уменьшается
Си(ОН) 2 +2Н + + 2Сl — = Си 2+ + 2Сl — + 2Н 2 О
Си(ОН) 2 +2Н + =Си 2+ +2Н 2 О
Суть данной реакции сводится к взаимодействию Си(ОН) 2 и Н + .
V. Взаимодействие кислот с солями.
Опыт: учащиеся к раствору H 2 SO 4 добавляют раствор ВаС1 2 . Ученик представляет на доске данную реакцию в ионном виде.
H 2 SO t + BaCl 2 = BaSO 4 +2HCI молекулярное
2H + + SO 4 2- + Ва 2+ + 2Сl — = BaSO, + 2Н + + 2СГ — ионное полное
Ва 2+ +SO 4 2- =BaSO 4 i
Образование газа при взаимодействии кислот с солями это общее свойство всех кислот — электролитов, обусловленное катионами водорода. Чтобы получить газ, нужно для этой реакции взять соль слабой летучей кислоты (угольной, сернистой).
2НС1+ Na 2 CO 3 -” 2NaC I + Н 2 СО 3
2Н + + 2СГ + 2Na + + CO 3 2- = 2Na + + 2СГ + СО 2 Т +Н 2 О
Опыт: учащиеся к раствору соляной кислоты добавляют раствор карбоната натрия. Суть этой реакции будет состоять во взаимодействии катионов водорода и карбонат анионов с образованием СО 2 и H 2 O.
Задание для самоконтроля №4
Опыт: ученик демонстрирует взаимодействие серной кислоты с карбонатом калия и представляет ионные уравнения:
H 2 SO 4 + К 2 СО 3 = K 2 SO 4 + СО 2 t+ Н 2 О
2H + + SO 4 2- + 2K + + CO 3 2- =2K + + SO 3 2- +CO 2 t+H 2 O
2Н + +СО 2- =СО 2 Т
Вывод: Мы рассмотрели общие свойства кислот и научились записывать ионные
уравнения химических реакций.
Рефлексия: Вернемся к целям урока “Рассмотрение общих химических свойств кислот”. Достигли ли вы их в ходе работы? Оцените свою работу по трем направлениям: “Я”, “Класс”, “Тема”. (ПРИЛОЖЕНИЕ)
Анализ выполненных заданий, окончательное подведение итогов и выставление отметок учитель проводит на следующем уроке.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ КАРТОЧКА. ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Дописать по смыслу пропущенные слова в определении:
“Процесс распада электролита. при растворении его в воде или расплавлении называется. ”.
Подчеркнуть формулы только тех веществ, которые являются электролитами: Ва(ОН) 2 , Fe 2 O 3 , КОН, НС1, Na 2 CO 3 , Li 2 O, Fe(OH) 3j CO 2 , H 2 SO 4 , P 2 O 5 , HNO 3 (работа учащихся с таблицей растворимости).
Какую частицу характеризуют данные слова (показать надпись “странствующий, блуждающий”).
Какие частицы имеют энергетически устойчивое состояние? (Запись на доске
В каких случаях реакции ионного обмена протекают до конца?
Самостоятельная работа. Дидактическая карточка (взаимоконтроль) “Третий лишний”.(Приложение, задание №1)
Почему кислоты кислые?
Дайте определение: “Что такое кислота?”
а) SO 2 ; NaOH; HCl.
б ) CaO; Ва(ОН) 2 ; H 2 SO 4 .
в) Mg(OH) 2 ; Н 3 РО 4 ; CaCl 2 .
Напишите возможные уравнения химических реакций в молекулярном и ионном виде. Имеется смесь металлов Mg, Ag, HCl.
Напишите уравнения химических реакций в молекулярном и ионном виде
1. Дописать по смыслу пропущенные слова в определении:
“Процесс распада электролита. при растворении его в воде или расплавлении называется. ”.
2. Подчеркнуть формулы только тех веществ, которые являются электролитами: Ва(ОН) 2 , Fe 2 O 3 , КОН, НС1, Na 2 CO 3 , Li 2 O, Fe(OH) 3j CO 2 , H 2 SO 4 , P 2 O 5 , HNO 3 (работа учащихся с таблицей растворимости).
3. Какую частицу характеризуют данные слова (показать надпись “странствующий, блуждающий”).
4. Что такое ион?
5. Какие частицы имеют энергетически устойчивое состояние? (Запись на доске)
6. В каких случаях реакции ионного обмена протекают до конца?
7. Самостоятельная работа. Дидактическая карточка (взаимоконтроль) “Третий лишний”.(Приложение, задание №1)
8. Почему кислоты кислые?
9. Дайте определение: “Что такое кислота?”
а) LiOH; Zn(NO,) 2 ; CO 2 .
б) MgO; HNO 3 ; Mgl 2 .
в) HBr; Na 2 O; KI.
Задания для самоконтроля
Напишите возможные уравнения химических реакций в молекулярном и ионном виде. Имеется смесь металлов А1, Си и H 2 SO 4 .
• Напишите уравнения химических реакций в молекулярном и ионном виде
Оцените свою работу
Домашнее задание: работа по карточкам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока химии 9 класс» Электролиты и неэлектролиты. электролитическая диссоциация»
Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта нового поколения, основной результат применения которого – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий, предпола.
Урок химии 8 класс «Основные положения теории электролитической диссоциации»
Урок химии 8 класс «Основные положения теории электролитической диссоциации» с использованием ЭОР.
Урок химии п о теме «Электролитическая диссоциация»
Данный урок химии изучается по УМК О.С.Габриеляна (2 часа в неделю) в главе «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов» в 4 четверти 8 класса. Тип урока – изучение .
Урок химии 9 класс Путешествие в страну «Неорганическая химия»
Заключительный урок по разделу «Неорганическая химия»Урок-путешествие для учащихся 9 класса.
Электролитическая диссоциация урок химии 8 класс
Урок-объяснение нового материала. 8 класс.
Презентация к уроку химии 8 класс » электролитическая диссоциация»
Презентация разработана для осовения учащимися темы » Элктролитическая диссоциация», она помогает увидеть процесс распада электролита на ионы, как этот процесс может происходить в жизни и бы.
Технологическая карта урока Химия 9 класс Тип урока: Практическая работа №2 «Экспериментальное решение задач по теме «Теория электролитической диссоциации»
Работа проводится в 9 классах по УМК. Химия Учебник 9 класса под редакцией Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдман (базовый уровень) после прохождения темы » Классификация химических реакции.
Теория электролитической диссоциации
Темы кодификатора ЕГЭ: Электролитическая диссоциация электролитов вводных растворах. Сильные и слабые электролиты.
Электролиты – это вещества, растворы и расплавы которых проводят электрический ток.
Электрический ток – это упорядоченное движение заряженных частиц под действием электрического поля. Таким образом, в растворах или расплавах электролитов есть заряженные частицы. В растворах электролитов, как правило, электрическая проводимость обусловлена наличием ионов.
Ионы – это заряженные частицы (атомы или группы атомов). Разделяют положительно заряженные ионы (катионы) и отрицательно заряженные ионы (анионы).
Электролитическая диссоциация — это процесс распада электролита на ионы при его растворении или плавлении.
Разделяют вещества — электролиты и неэлектролиты. К неэлектролитам относятся вещества с прочной ковалентной неполярной связью (простые вещества), все оксиды (которые химически не взаимодействуют с водой), большинство органических веществ (кроме полярных соединений — карбоновых кислот, их солей, фенолов) — альдегиды, кетоны, углеводороды, углеводы.
К электролитам относят некоторые вещества с ковалентной полярной связью и вещества с ионной кристаллической решеткой.
В чем же суть процесса электролитической диссоциации?
Поместим в пробирку несколько кристаллов хлорида натрия и добавим воду. Через некоторое время кристаллы растворятся. Что произошло?
Хлорид натрия – вещество с ионной кристаллической решеткой. Кристалл NaCl состоит из ионов Na + и Cl — . В воде этот кристалл распадается на структурные единицы-ионы. При этом распадаются ионные химические связи и некоторые водородные связи между молекулами воды. Попавшие в воду ионы Na + и Cl — вступают во взаимодействие с молекулами воды. В случае хлорид-ионов можно говорить про электростатическое притяжение дипольных (полярных) молекул воды к аниону хлора, а в случае катионов натрия оно приближается по своей природе к донорно-акцепторному (когда электронная пара атома кислорода помещается на вакантные орбитали иона натрия). Окруженные молекулами воды ионы покрываются гидратной оболочкой. Диссоциация хлорида натрия описывается уравнением:
NaCl = Na + + Cl –
При растворении в воде соединений с ковалентной полярной связью, молекулы воды, окружив полярную молекулу, сначала растягивают связь в ней, увеличивая её полярность, затем разрывают её на ионы, которые гидратируются и равномерно распределяются в растворе. Например, соляная ксилота диссоциирует на ионы так: HCl = H + + Cl — .
При расплавлении, когда происходит нагревание кристалла, ионы начинают совершать интенсивные колебания в узлах кристаллической решётки, в результате чего она разрушается, образуется расплав, который состоит из ионов.
Процесс электролитической диссоциации характеризуется величиной степени диссоциации молекул вещества:
Степень диссоциации — это отношение числа продиссоциировавших (распавшихся) молекул к общему числу молекул электролита. Т.е., какая доля молекул исходного вещества распадается в растворе или расплаве на ионы.
Nпродисс — это число продиссоциировавших молекул,
Nисх — это исходное число молекул.
По степени диссоциации электролиты делят на делят на сильные и слабые.
Сильные электролиты (α≈1):
1. Все растворимые соли (в том числе соли органических кислот — ацетат калия CH3COOK, формиат натрия HCOONa и др.)
2. Сильные кислоты: HCl, HI, HBr, HNO3, H2SO4 (по первой ступени), HClO4 и др.;
3. Щелочи: NaOH, KOH, LiOH, RbOH, CsOH; Ca(OH)2, Sr(OH)2, Ba(OH)2.
Сильные электролиты распадаются на ионы практически полностью в водных растворах, но только в ненасыщенных. В насыщенных растворах даже сильные электролиты могут распадаться только частично. Т.е. степень диссоциации сильных электролитов α приблизительно равна 1 только для ненасыщенных растворов веществ. В насыщенных или концентрированны растворах степень диссоциации сильных электролитов может быть меньше или равна 1: α≤1.
Слабые электролиты (α
1. Слабые кислоты, в т.ч. органические;
2. Нерастворимые основания и гидроксид аммония NH4OH;
3. Нерастворимые и некоторые малорастворимые соли (в зависимости от растворимости).
Неэлектролиты:
1. Оксиды, не взаимодействующие с водой (взаимодействующие с водой оксиды при растворении в воде вступают в химическую реакцию с образованием гидроксидов);
2. Простые вещества;
3. Большинство органических веществ со слабополярными или неполярными связями (альдегиды, кетоны, углеводороды и т.д.).
Как диссоциируют вещества? По степени диссоциации различают сильные и слабые электролиты.
Сильные электролиты диссоциируют полностью (в насыщенных растворах), в одну ступень, все молекулы распадаются на ионы, практически необратимо. Обратите внимание — при диссоциации в растворе образуются только устойчивые ионы. Самые распространенные ионы можно найти в таблице растворимости — это ваша официальная шпаргалка на любом экзамене. Степень диссоциации сильных электролитов примерно равна 1. Например, при диссоциации фосфата натрия образуются ионы Na + и PO4 3– :
Диссоциация слабых электролитов : многоосновных кислот и многокислотных оснований происходит ступенчато и обратимо. Т.е. при диссоциации слабых электролитов распадается на ионы только очень небольшая часть исходных частиц. Например, угольная кислота:
HCO3 – ↔ H + + CO3 2–
Гидроксид магния диссоциирует также в 2 ступени:
Mg(OH)2 ⇄ Mg(OH) + OH –
Mg(OH) + ⇄ Mg 2+ + OH –
Кислые соли диссоциируют также ступенчато, сначала разрываются ионные связи, затем — ковалентные полярные. Например, гидрокабонат калия и гидроксохлорид магния:
KHCO3 ⇄ K + + HCO3 – (α=1)
HCO3 – ⇄ H + + CO3 2– (α + + Cl – (α=1)
MgOH + ⇄ Mg 2+ + OH – (α 1. При растворении в воде электролиты диссоциируют (распадаются) на ионы.
2. Причина диссоциации электролиты в воде – это его гидратация, т.е. взаимодействие с молекулами воды и разрыв химической связи в нем.
3. Под действием внешнего электрического поля положительно заряженные ионы двигаюися к положительно заряженному электроду — катоду, их называют катионами. Отрицательно заряженные электроны двигаются к отрицательному электроду – аноду. Их называют анионами.
4. Электролитическая диссоциация происходит обратимо для слабых электролитов, и практически необратимо для сильных электролитов.
5. Электролиты могут в разной степени диссоциировать на ионы — в зависимости от внешних условий, концентрации и природы электролита.
6. Химические свойства ионов отличаются от свойств простых веществ. Химические свойства растворов электролитов определяются свойствами тех ионов, которые из него образуются при диссоциации.
Примеры .
1. При неполной диссоциации 1 моль соли общее количество положительных и отрицательных ионов в растворе составило 3,4 моль. Формула соли – а) K2S б) Ba(ClO3)2 в) NH4NO3 г) Fe(NO3)3
Решение: для начала определим силу электролитов. Это легко можно сделать по таблице растворимости. Все соли, приведенные в ответах — растворимые, т.е. сильные электролиты. Далее, запишем уравнения электролитической диссоциации и по уравнению определим максимально число ионов в каждом растворе:
а) K2S ⇄ 2K + + S 2– , при полном распаде 1 моль соли образуется 3 моль ионов, больше 3 моль ионов не получится никак;
б) Ba(ClO3)2 ⇄ Ba 2+ + 2ClO3 – , опять при распаде 1 моль соли образуется 3 моль ионов, больше 3 моль ионов не образуется никак;
в) NH4NO3 ⇄ NH4 + + NO3 – , при распаде 1 моль нитрата аммония образуется 2 моль ионов максимально, больше 2 моль ионов не образуется никак;
г) Fe(NO3)3 ⇄ Fe 3+ + 3NO3 – , при полном распаде 1 моль нитрата железа (III) образуется 4 моль ионов. Следовательно, при неполном распаде 1 моль нитрата железа возможно образование меньшего числа ионов (неполный распад возможен в насыщенном растворе соли). Следовательно, вариант 4 нам подходит.
http://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/2013/04/24/urok-khimii-v-9-klasse-po-teme-elektroliticheskaya-dissotsiatsiya
http://chemege.ru/ted/