Уравнения реакций примеры с ответами 8 класс

Тренировочные упражнения, расчетные задачи на тему «Типы химических реакций» (8 класс)

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Типы химических реакций. Расчеты по химическим уравнениям.

Расставьте коэффициенты, преобразовав схемы в уравнения реакций. Укажите тип каждой реакции.

Расставьте коэффициенты, преобразовав схемы в уравнения реакций. Укажите тип каждой реакции.

Mg + CuO = MgO + Cu

Расставьте коэффициенты, преобразовав схемы в уравнения реакций. Укажите тип каждой реакции.

Расставьте коэффициенты, преобразовав схемы в уравнения реакций. Укажите тип каждой реакции.

Закончите уравнения реакций разложения, расставьте коэффициенты.

Закончите уравнения реакций соединения. Расставьте коэффициенты.

Закончите уравнения реакций замещения. Расставьте коэффициенты.

95,2г железа нагрели с избытком серы. Определите массу образовавшегося сульфида железа ( FeS ).

Какая масса железной окалины Fe 3 O 4 образуется при окислении 25,2г железа?

Определите массу оксида алюминия Al 2 O 3, который образуется при сжигании 0,4 моль алюминия в кислороде.

Какую массу воды нужно подвергнуть разложению электрическим током, чтобы получить 1,6г кислорода?

Вычислите массу кислорода, который потребуется для сжигания порошка магния массой 6г.

Какова масса оксида лития Li 2 O , образовавшегося при взаимодействии 35г лития с кислородом?

Какая масса кислорода потребуется для полного сжигания 36г углерода?

Какая масса фосфора может вступить в реакцию с 8г кислорода?

Какая масса оксида кремния ( IV ) образуется при горении 28г кремния?

При взаимодействии цинка с соляной кислотой выделился водород массой 4г. Какова масса прореагировавшего цинка? Zn + HCl = ZnCl 2 + H 2

Чему равна масса ортофосфорной кислоты, полученной при растворении 71г оксида фосфора ( V ) в воде? P 2 O 5 + H 2 O = H 3 PO 4

Какая масса воды образовалась при термическом разложении 21,4 г гидроксида железа ( III )? Fe(OH) 3 = Fe 2 O 3 + H 2 O

При разложении карбоната кальция CaCO 3 , образуется углекислый газ и оксид кальция CaO . Определите массы продуктов реакции, образовавшихся при разложении 5 моль карбоната кальция. CaCO 3= CaO + CO 2

Определите массы продуктов реакции, образовавшихся в результате разложения 1,4 моль хлората калия. KClO 3 = KCl + O 2

При разложении малахита ( CuOH )2 CO 3 , образуется оксид меди ( II ), углекислый газ и вода. Определите массы веществ, образующихся при разложении 0,12 моль малахита. ( CuOH )2 CO 3 = CuO + CO 2 + H 2 O

Список литературных источников

Дидактические карточки-задания по химии: 8 класс: к учебнику О.С. Габриеляна «Химия.8 класс»/ Н.С. Павлова. – М.: Издательство «Экзамен», 2004.

Единый государственный экзамен. Химия: справ. материалы, контрол.-трениров. Упражнения, расчет. задачи / О.Ю. Косова, Л.Л. Егорова. – Челябинск: Взгляд, 2006.

Химия : 8 класс: задачник для учащихся общеобразовательных организаций / Н.Е. Кузнецова, А.Н. Лёвкин. – М.: Вентана-Граф, 2015.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 924 человека из 80 регионов

Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 20 человек из 11 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Курс добавлен 23.11.2021
  • Сейчас обучается 35 человек из 23 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Дистанционные курсы для педагогов

«Взбодрись! Нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 578 852 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

33 конкурса для учеников 1–11 классов и дошкольников от проекта «Инфоурок»

Другие материалы

  • 04.11.2015
  • 1817
  • 1
  • 04.11.2015
  • 659
  • 1
  • 04.11.2015
  • 433
  • 0
  • 04.11.2015
  • 910
  • 8
  • 04.11.2015
  • 2405
  • 1
  • 04.11.2015
  • 1470
  • 2
  • 04.11.2015
  • 2162
  • 2

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Добавить в избранное

  • 04.11.2015 35320
  • DOCX 44.5 кбайт
  • 753 скачивания
  • Рейтинг: 3 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Тимирбаева Елена Игоревна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

  • На сайте: 6 лет и 4 месяца
  • Подписчики: 0
  • Всего просмотров: 60031
  • Всего материалов: 15

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Приемная кампания в вузах начнется 20 июня

Время чтения: 1 минута

Профессия педагога на третьем месте по популярности среди абитуриентов

Время чтения: 1 минута

Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга

Время чтения: 1 минута

В Ленобласти школьники 5-11-х классов вернутся к очному обучению с 21 февраля

Время чтения: 1 минута

Полный перевод школ на дистанционное обучение не планируется

Время чтения: 1 минута

ЕГЭ в 2022 году будут сдавать почти 737 тыс. человек

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Коэффициенты в химических уравнениях часть 1

Необходимо расставить коэффициенты в химических реакциях и написать их тип. Всего будет 114 реакций. Первые 27 реакций приведены ниже.

Задание:
1. Fe + Br2 = FeBr2
2. Mg + HI = MgI2 + H2
3. BaCO3 = BaO + CO2
4. Al(OH)3 + H2SO4 = Al2(SO4)3 + H2O
5. Cr2(SO4)3 + LiOH = Cr(OH)3 + Li2SO4
6. Mn(OH)4 = MnO2 + H2O
7. Fe + CuCl2 = C4 + FeCl2
8. Na + P = Na3P
9. KNO3 = KNO2 + O2
10. Al + O2 = Al2O3
11. Al + H2SO4 = Al2(SO4)3 + H2
12. Cu(OH)2 + HNO3 = Cu(NO3)2 + H2O
13. P + Br2 = PBr5
14. Ag2O = Ag + O2
15. Fe(OH)3 = Fe2O3 + H2O
16. NH3 = N2 + H2
17. SO2 + O2 = SO5
18. Na + H2O = NaOH + H2
19. LiNO3 = Li2O + NO2 + O2
20. Cu + O2 = CuO
21. CuSO4 + NaOH = Cu(OH)2 + Na2SO4
22. Fe(OH)3 = Fe2O3 + H2O
23. Fe + CuCl2 = Cu + FeCl3
24. Na + S = Na2S
25. CuO + HBr = CuBr2 + H2O
26. CO + O2 = CO2
27. Hg2O = Hg + O2

Решение:
1. Fe + Br2 = FeBr2 соединение
2. Mg + 2HI = MgI2 + H2 замещение
3. BaCO3 = BaO + CO2 разложение
4. 2Al(OH)3 + 3H2SO4 = Al2(SO4)3 + 6H2O обмен
5. Cr2(SO4)3 + 6LiOH = 2Cr(OH)3 + 3Li2SO4 обмен
6. Mn(OH)4 = MnO2 + 2H2O разложение
7. Fe + CuCl2 = C4 + FeCl2 замещение
8. 3Na + P = Na3P соединение
9. 2KNO3 = 2KNO2 + O2 разложение
10. 4Al + 3O2 = 2Al2O3 соединение
11. 2Al + 3H2SO4 = Al2(SO4)3 + 3H2 замещение
12. Cu(OH)2 + 2HNO3 = Cu(NO3)2 + 2H2O обмен
13. 2P + 5Br2 = 2PBr5 соединение
14. 2Ag2O = 4Ag + O2 разложение
15. 2Fe(OH)3 = Fe2O3 + 3H2O разложение
16. 2NH3 = N2 + 3H2 разложение
17. 2SO2 + 3O2 = 2SO5 соединение
18. 2Na + 2H2O = 2NaOH + H2 замещение
19. LiNO3 = Li2O + NO2 + O2 разложение
20. 2Cu + O2 = 2CuO соединение
21. CuSO4 + 2NaOH = Cu(OH)2 + Na2SO4 обмен
22. 2Fe(OH)3 = Fe2O3 + 3H2O разложение
23. 2Fe + 3CuCl2 = 3Cu + 2FeCl3 замещение
24. 2Na + S = Na2S соединение
25. CuO + 2HBr = CuBr2 + H2O обмен
26. 2CO + O2 = 2CO2 соединение
27. 2Hg2O = 4Hg + O2 разложение

Как решать химические уравнения — схемы и примеры решения для разных реакций

Основные термины и понятия

Составление уравнений химических реакций невозможно без знания определённых обозначений, показывающих, как проходит реакция. Объединение атомов, имеющих одинаковый ядерный заряд, называют химическим элементом. Ядро атома состоит из протонов и нейтронов. Первые совпадают с числом атомного номера элемента, а значение вторых может варьироваться. Простейшими веществами называют элементы, состоящие из однотипных атомов.

Любой химический элемент описывается с помощью символов, условно обозначающих структуру веществ. Формулы являются неотъемлемой частью языка науки. Именно на их основе составляют уравнения и схемы. По своей сути они отражают количественный и качественный состав элементов. Например, запись HNO3 сообщает, что в соединении содержится одна молекула азотной кислоты, а оно само состоит из водорода, азота и кислорода. При этом в состав одного моля азотной кислоты входит по одному атому водорода и азота и 3 кислорода.

Символика элементов, условное обозначение, представляет собой химический язык. В значке содержится информация о названии, массовом числе и порядковом номере. Международное обозначение принято, согласно периодической таблице Менделеева, разработанной в начале 1870 года.

Взаимодействующие между собой вещества называются реагентами, а образующиеся в процессе реакции — продуктами. Составление и решение химических уравнений фактически сводится к определению результатов реакций, поэтому просто знать формулы веществ мало, нужно ещё уметь подбирать коэффициенты. Располагаются они перед формулой и указывают на количество молекул или атомов, принимающих участие в процессе. С правой стороны от химического вещества ставится индекс, указывающий место элемента в системе.

Записывают уравнения в виде цепочки, в которой указываются все стадии превращения вещества начиная с левой части. Вначале пишут формулы элементов в исходном состоянии, а затем последовательно их преобразование.

Виды химических реакций

Химические явления характеризуются тем, что из двух и более элементов образуются новые вещества. Уравнения описывают эти процессы. Впервые с объяснениями протекания реакций знакомят в восьмом классе средней образовательной школы на уроках неорганической химии. Ученикам демонстрируют опыты, в которых явно наблюдаются различия в протекании реакций.

Всего существует 4 типа химического взаимодействия веществ:

  1. Соединение. В реакцию могут вступать 2 простых вещества: металл и неметалл или неметалл и неметалл. Например, алюминий с серой образуют сульфид алюминия. Кислород, взаимодействуя с водородом, превращается в воду. Объединятся могут 2 оксида с растворимым основанием, как оксид кальция с водой: CaO + H2O = Ca (OH)2 или основной оксид с кислотным: CaO + SO3 = CaSO4.
  2. Разложение. Это процесс обратный реакции соединения: было одно вещество, а стало несколько. Например, при пропускании электрического тока через воду получается водород и кислород, а при нагревании известняка 2 оксида: CaCO3 = CaO + CO2.
  3. Замещение. В реакцию вступают 2 элемента. Один из них простой, а второй сложный. В итоге образуются 2 новых соединения, при котором атом простого вещества заменяет сложный, как бы вытесняя его. Условие протекания процесса: простое вещество должно быть более активным, чем сложное. Например, Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2. Величину активности можно узнать из таблицы ряда электрохимических напряжений.
  4. Обмен. В этом случае между собой реагируют 2 сложных элемента, обменивающиеся своими составными частями. Условием осуществления такого типа реакции является обязательное образование воды, газа или осадка. Например, CuO + 2HCl = CuCl2 + H2O. Чтобы узнать, смогут ли вещества прореагировать, используют таблицу растворимости.

Основными признаками химических реакций является изменение цвета, выделение газа или образование осадка. Различают их по числу веществ, вступивших в реакцию и образовавшихся продуктов. Правильное определение типа реакции особо важно при составлении химических уравнений, а также определения свойств и возможностей веществ.

Окислительно-восстановительный процесс

Составление большинства реакций сводится к подбору коэффициентов. Но при этом могут возникнуть трудности с установлением равновесия, согласно закону сохранения массы веществ. Чаще всего такая ситуация возникает при решении заданий, связанных с расстановкой количества атомов в уравнениях окислительно-восстановительных процессов.

Под ними принято понимать превращения, протекающие с изменением степени окисления элементов. При окислении происходит процесс передачи атомом электронов, сопровождающийся приобретением им положительного заряда или ионом, после чего он становится нейтральным. При этом также происходит процесс восстановления, связанный с присоединением элементарных частиц атомом.

Для составления уравнений необходимо определить восстановитель, окислитель и число участвующих в реакции электронов. Коэффициенты же подбирают с помощью метода электронно-ионного баланса (полуреакций). Его суть состоит в установлении равенства путём уравнивания количества электронов, отдаваемых одним элементом и принимаемым другим.

Классический алгоритм

В основе решения задач этим методом — закон сохранения массы. Согласно ему, совокупная масса элементов до реакции и после остаётся неизменной. Другими словами, происходит перегруппировка частиц. Если рассматривать решение химического уравнения поэтапно, оно будет состоять из трёх шагов:

  1. Написания формул элементов, вступающих в реакцию с левой стороны.
  2. Указания справа формулы образующихся веществ.
  3. Уравнивания числа атомов с добавлением коэффициентов.

Перед тем как переходить к сложным соединениям, лучше всего потренироваться на простых. Например, нужно составить уравнение, описывающее взаимодействие двух сложных веществ: гидроксида натрия и серной кислоты. При таком соединении образуется сульфат натрия и вода.

Согласно алгоритму, в левой части уравнения необходимо записать реагенты, а в правой продукты реакции: NaOH + H2SO 4 → Na 2SO4 + H2O. Теперь следует уравнять коэффициенты. Начинают с первого элемента. В примере это натрий. В правой части содержится 2 его атома, а в левой один, поэтому необходимо возле реагента поставить цифру 2. Затем нужно уровнять водород. В результате получится выражение: 2 NaOH + H2SO 4 → Na2 SO4 +2H2O.

Ещё одним наглядным примером является процесс реакции тринитротолуола с кислородом. При их взаимодействии образуется: C7H5N3O6 + O2 → CO2 + H2O + N2. Исходя из того, что слева находится нечётное число атомов H и N, а справа чётное, нужно их уравнять: 2C7H5N3O6 + O2 → CO2 + H2O + N2.

Теперь становится понятным, что 14 и 10 атомов углерода и водорода должны образовать 14 долей диоксида и 5 молекул воды. При этом 6 атомов азота превратятся в 3. Итоговое уравнение будет выглядеть как 2C7H5N3O6 + 10,5O2 → 14CO2 + 5H2O + 3N2.

Перед тем как начинать тренировку по составлению уравнений, следует научиться расставлять валентность. Это параметр, равный числу соединившихся атомов каждого элемента. Фактически это способность к соединению. Например, в формуле NH3 валентность атома азота равна 3, а водорода 1.

Решение методом полуреакций

Алгоритм для решения примеров химических уравнений проще рассмотреть на конкретном задании. Пускай необходимо описать процесс окисления пирита азотной кислоты с малой концентрацией: FeS2 + HNO3. Решать этот пример необходимо в следующей последовательности:

  1. Определить продукты реакции. Так как кислота является сильным окислителем, сера получит максимальную степень оксидации S6+, а железо Fe3+. HNO3 может восстановиться до одного из двух состояний NO2 или NO.
  2. Исходя из состава ионов и правила, что вещества, переходящие в газовую форму или плохо растворимые, записываются в молекулярном виде, верным будет записать: FeS2 — Fe3+ + 2SO2−4. Гидролизом можно пренебречь.
  3. В записи уравнивают кислород. Для этого в левую часть добавляют 8 молекул воды, а в правую 16 ионов водорода: FeS2 + 8H20 — Fe3+ + 2SO2−4 + 16H+. Так как заряда в левой части нет, а в правой он равный +15, то серное железо должно будет отдать 15 электронов. Значит, уравнение примет вид: FeS2 + 8H20 — 15e → Fe3+ + 2SO2−4 + 16H+.
  4. Теперь переходят к реакции восстановления нитрата иона: NO-3 →NO. Для её составления нужно отнять у оксида азота 2 атома кислорода. Делают это путём прибавления к левой части 4 ионов водорода, а правой — 2 молекул воды. В итоге получится: NO-3 + 4H+ → NO + 2H2O.
  5. Полученную формулу уравнивают добавлением к левой части 3 электронов: NO-3 + 4H+ 3e → NO + 2H2O.
  6. Объединяют найденные выражения и записывают результат: FeS2 + 8H20 + 5NO-3 + 20H+ → Fe3+ + 2SO2−4 + 16H+ + 5NO + 10H2O.

Уравнение можно сократить на 16H + и 8H2O. В итоге получится сокращённое выражение окислительно-восстановительной реакции: FeS2 + 5NO — 3 + 4 H + = Fe3 + + 2SO 2- 4 + 5NO + 2H2O.

  • Добавив в обе части нужное количество ионов, записывают молекулярное уравнение: FeS2 + 8HNO3 = Fe (NO 3) 3 + 2H2SO4 + 5NO + 2H2O.
  • Такой алгоритм считается классическим, но для упрощения понимания лучше использовать способ электронного баланса. Процесс восстановления переписывают как N5+ + 3e → N2+. Степень же окисления составить сложнее. Сере нужно приписать степень 2+ и учесть, что на 1 атом железа приходится 2 атома серы: FeS2 → Fe3++ 2S6+. Запись общего баланса будет выглядеть: FeS2 + 5N5+ = Fe3+ + 2S6+ + 5N2+.

    Пять молекул потратятся на окисление серного железа, а ещё 3 на образование Fe (NO3)3. После уравнения двух сторон запись реакции примет вид, аналогичный полученному с использованием предыдущего метода.

    Использование онлайн-расчёта

    Простые уравнения решать самостоятельно довольно просто. Но состоящие из сложных веществ могут вызвать трудности даже у опытных химиков. Чтобы получить точную формулу и не подбирать вручную коэффициенты, можно воспользоваться онлайн-калькуляторами. При этом их использовать сможет даже пользователь, не особо разбирающийся в науке.

    Чтобы расстановка коэффициентов в химических уравнениях онлайн происходила автоматически, нужно лишь подключение к интернету и исходные данные. Система самостоятельно вычислит продукты реакции и уравняет обе стороны формулы. Интересной особенностью таких сайтов является не только быстрый и правильный расчёт, но и описание правил с алгоритмами, по которому выполняются действия.

    После загрузки калькулятора в веб-обозревателе единственное, что требуется от пользователя — правильно ввести реагенты в специальные формы латинскими буквами и нажать кнопку «Уравнять». Иногда возникает ситуация, когда запись сделана верно, но коэффициенты не расставляются. Это происходит, если суммы в уравнении могут быть подсчитаны разными способами. Характерно это для реакций окисления. В таком случае нужно заменить фрагменты молекул на любой произвольный символ. Таким способом можно не только рассчитать непонятное уравнение, но и выполнить проверку своих вычислений.


    источники:

    http://sam-ltd.ru/2018/01/05/2425/

    http://nauka.club/khimiya/khimicheskie-uravneniya.html