Уравнения реакций с изменением цвета

Химия цвета качественных реакций

Разделы: Химия

Цели занятия:

  • определение факторов, вызывающих окраску химических веществ;
  • расширение и систематизация знаний по химическим основам теории возникновения цвета;
  • развитие познавательного интереса к изучению качественных реакций.

Формируемые компетенции студентов:

  • способность анализировать явления окружающего мира в химических терминах;
  • способность объяснять химические явления, связанные с появлением окраски растворов;
  • готовность самостоятельно работать с информацией;
  • готовность взаимодействовать с коллегами и выступать перед аудиторией.

«Все живое стремится к цвету». В.Гете

Актуализация знаний

На предыдущих занятиях мы изучали свойства неорганических и органических веществ, часто используя качественные реакции, показывающие наличие определенного вещества по цвету, запаху или осадку. Предложенный вам кроссворд состоит из названий химических элементов, имеющих цветовые различия

Решение кроссворда:

1) Вещество, окрашивающее пламя в фиолетовый цвет (калий).

2) Самый легкий серебристого цвета металл (литий).

3) Название этого элемента — «зеленая ветка» (таллий)

4) Металл, окрашивающий стекло в голубой цвет (ниобий)

5) Название металла означает небесно-голубой (цезий)

6) Фиолетовые пары этого вещества впервые получил Куртуа благодаря своему коту (йод).

Мотивация учебной деятельности.

Обратите внимание, что решение кроссворда было связано с цветом веществ. Но не только химические вещества, но и окружающий нас мир красочен.

«Все живое стремится к цвету». Эти слова великого гения поэзии верно отражают особенность эмоций, которые у нас вызывает тот или иной цвет. Мы воспринимаем его ассоциативно, т.е. вызываем в памяти что-то привычное и знакомое. Восприятие цвета сопровождается определенными эмоциями. (Демонстрация картин художников).

Студенты отвечают на вопросы об эмоциях по восприятию цвета.

  • Синий цвет вызывает спокойствие, он приятен, повышает оценку самоутверждения.
  • Зеленый — цвет зеленых растений, настроение покоя, умиротворения.
  • Желтый- дух счастья, веселья, ассоциируется с солнцем.
  • Красный — цвет активности, действия, хочется добиваться результата.
  • Черный — вызывает грусть, раздражение.

Почему же окружающий мир красочен?

Сегодня мы пробуем найти ответ на вопрос «Что такое цвет?» с точки зрения химии.

Тема занятия — «Химия цвета качественных реакций» .

Определение факторов цвета

Рассматривать химическую сущность цвета нельзя без знаний физических свойств видимого света. Без света нет окраски предметов, все кажется темным. Свет — это электромагнитные волны. Сколько радости и детям, и взрослым доставляет радуга на небе, однако, она появляется только в том случае, если солнечные лучи отражаются в капельках воды и возвращаются в глаз человека разноцветным спектром. Великому английскому физику Исааку Ньютону мы обязаны тем, что он объяснил это явление: белый цвет представляет собой совокупность лучей разного цвета. Каждой длине волны соответствует определенная энергия, которую несут эти волны. Цвет любого вещества определяется длиной волны , энергия которой преобладает в данном излучении. Цвет неба зависит от того, какая часть солнечного света доходит до наших глаз. Лучи с короткой длиной волны (голубые) отражаются от молекул газов воздуха и рассеиваются. Наш глаз воспринимает их и определяет цвет неба — синий, голубой (табл. 1.)

Таблица 1 — Цвет веществ, имеющих одну полосу поглощения в видимой части спектра.

Длина волны, полосы поглощения, нмЦвет поглощенного спектраЦвет вещества
400 — 435ФиолетовыйЖелто-зеленый
480 — 490Зеленовато-голубойОранжевый
500 — 560ЗеленыйКрасный
580 — 595ЖелтыйГолубой
595 — 600ОранжевыйЗеленый

То же самое происходит и в случае окрашенных веществ. Если вещество отражает лучи определенной длины волны, то оно окрашено. Если одинаково поглощается или отражается энергия световых волн всего спектра, то вещество кажется черным или белым. Из уроков биологии вы знаете, что глаз человека содержит оптическую систему: хрусталик и стекловидное тело. В сетчатку глаза входят светочувствительные элементы: колбочки и палочки. Благодаря колбочкам мы различаем цвета.

Таким образом, то что мы называем цветом — результат двух физико-химических явлений: взаимодействие света с молекулами вещества и воздействие волн, идущих от вещества, на сетчатку глаз.

1 фактор образования цвета — свет.

Рассмотрим примеры следующего фактора — структуру веществ.

Кристаллическую структуру имеют металлы, у них упорядоченное строение атомов и электронов. Цвет связан с подвижностью электронов. При освещении металлов преобладает отражение, их цвет зависит от длины волны, которую они отражают. (Демонстрация коллекции металлов). Белый блеск обусловлен равномерным отражением почти всего набора видимых лучей. Такой цвет у алюминия, цинка. Золото имеет красновато — желтый цвет, потому что поглощает голубые, синие и фиолетовые лучи. Медь тоже имеет красноватый цвет. Порошок магния — черный, значит это вещество поглощает весь спектр лучей.

Посмотрим, как изменяется цвет вещества от состояния структуры на примере серы.

Демонстрация видеофильма «Химические элементы».

Делаем вывод: сера в кристаллическом состоянии желтого цвета, а в аморфном — черного, т.е. в данном случае фактор цвета — структура вещества.

Что же происходит с цветом веществ при разрушении структуры, например, при диссоциации молекул солей , если эти растворы окрашены.

CuS04 (голубой) Cu 2+ + SO4 2-

NiS04 (зеленый) Ni 2+ + SO4 2-

СиСI2(голубой) Сu 2+ + 2СI —

FeCI3(желтый) Fe 3+ +3CI —

В этих растворах одинаковые анионы, окраску придают разные катионы.

Следующие растворы имеют один и тот же катион, но разные анионы, значит за окраску отвечают анионы:

K2Cr2O7(оранжевый) 2K + +Cz2O4 2-

K2Cr04 (желтый) 2К + + Cz04 2-

КМnO4(фиолетовый) К + + Мп04 —

3 фактор появления цвета — ионное состояние веществ.

Цвет зависит и от среды вокруг окрашенных частиц. Катионы и анионы в растворе окружены оболочкой растворителя, который влияет на ионы.

Проводим следующий эксперимент. Имеется раствор сока свеклы (малиновый цвет). Добавим к этому раствору следующие вещества:

  1. опыт. Раствор сока свеклы и уксусная кислота
  2. опыт. Раствор сока свеклы и раствор NH40H
  3. опыт. Раствор сока свеклы и вода.

В 1 опыте кислая среда приводит к изменению цвета в пурпурный, во 2 опыте щелочная среда изменяет цвет свеклы в голубой, а добавление воды (нейтральная среда) не вызывает изменений цвета.

Известен индикатор определения щелочной среды — фенолфталеин, который изменяет цвет растворов щелочей в малиновый.

Проводится опыт:

NaOH + фенолфталеин -> цвет малиновый

Делаем вывод: 4 фактор изменения цвета — окружающая среда.

Рассмотрим случай окружения атома одного элемента различными комплексами.

Проводится опыт: качественная реакция на ион Fe 3+ :

С изменением цвета железа-иона при окружении его роданидом калия в кровавый цвет связан исторический факт.

Сообщения студентов.

1720г политические противники Петра I из духовенства организовали в одном из петербургских соборов «чудо» — икона Богоматери начала проливать слезы, что комментировалось как знак ее неодобрения петровским реформам. Петр I тщательно осмотрел икону и заметил нечто подозрительное: в глазах у образа он нашел маленькие дырочки. Нашел он и источник слез: это была губка, пропитанная раствором роданипа железа, который имеет кроваво-красный цвет. Грузик равномерно надавливал на губку, выдавливая капли через дырочку в иконе. «Вот источник чудесных слез», — сказал государь.

Проводим опыт.

На бумаге напишем слова растворами CuS04 (голубой) и FeСI3(желтый), затем обработаем лист желтой кровяной солью K4(Fe(CN)6) . Слово CuSO4 (голубой) превращается в красный цвет, а слово FeCI3(желтый) становится сине-зеленым. Здесь нет изменения степени окисления металла, изменялось только окружение:

2CuS04+ K4(Fe(CN)6) Cu2(Fe(CN)6) + 2K2SO4

4FeCl3 + 3 K4(Fe(CN)6) Fe4(Fe(CN)6) 3+12 KCI

5 фактор цвета — окружение ионов комплексами.

Вывод.

Мы определили основные факторы, влияющие на проявление цвета веществ.

Мы осознали, что цвет — это результат поглощения веществом определенной части видимого спектра солнечного света.

Качественная реакция — особая реакция, обнаруживающая ионы или молекулы по цвету.

Сообщения студентов на тему «Цвет служит людям».

Кровь животных и зелень листьев содержат похожие структуры, но в крови содержатся ионы железа — Fe, а в растениях — Mg. Этим обеспечивается цвет: красный и зеленый. Кстати, изречение «голубая кровь» верно для глубоководных животных, у которых в крови вместо железа содержится ванадий. Также и водоросли, произрастающие в местах, где мало кислорода, имеют синий цвет.

Растения, обладающие хлорофиллом, способны образовывать магнийорганические вещества и используют энергию света. Цвет фотосинтезирующих растений зеленый.

Гемоглобин крови, содержащий железо, служит для переноса кислорода в организме. Гемоглобин с кислородом окрашивает кровь в ярко-красный цвет, а без кислорода придает крови темный цвет.

Краски и красители используются художниками, декораторами и текстильщиками. Гармония цвета составной частью входит в искусство «дизайна». Самыми древними красками служили уголь, мел, глина, киноварь и некоторые соли, такие как ацетат меди (медянка).

Люминофорные краски применяют для дорожных указателей и реклам, спасательных лодок.

В целях отбеливания в состав стиральных порошков вводят вещества, придающие ткани синеватую флуоресценцию.

Поверхность всех металлических предметов под воздействием окружающей среды разрушается. Наиболее эффективна их защита цветными пигментами: алюминиевая пудра, цинковая пыль, свинцовый сурик, оксид хрома.

Рефлексия.

1. Какие факторы вызывают окраску химических веществ?

2. Какие вещества можно определять качественными реакциями по изменению цвета?

3. Какие факторы определяют цвет солей калия и меди?

Природа, частью которой являются химические вещества, окружает нас загадками, и попытки их решения принадлежат к величайшей радости жизни.

Сегодня мы постарались подойти к истине «Химия цвета» с одной стороны, а может быть вам откроется и другая. Самое главное — мир цвета познаваем.

Человек рождается на свет,
Чтоб творить, дерзать — и не иначе,
Чтоб оставить в жизни добрый след,
И решить все трудные задачи.
Для чего? Ищите свой ответ!

Домашнее задание.

Привести примеры качественных реакций на ионы железа по изменению цвета.

Уравнения реакций с изменением цвета

Гидроксид цинка также растворяется в аммиаке, в отличии от остальных

Раствор, содержащий [Cr(OH) 6 ] 3- , при добавлении хлорной или бромной воды в щелочной среде становится желтым из-за образования хромат-аниона CrO 4 2- :Fe 2+
Fe 3+
Fe 2+ + 2OH — = Fe(OH) 2

Fe 3+ + 3OH — = Fe(OH) 3

Fe 3+ + 3SCN — = Fe(SCN) 3
6NaF + Fe(SCN) 3 = Na 3 [FeF 6 ] + 3NaSCN

Выпадает осадок серо-зеленого цвета, на воздухе становится бурым

Выпадает бурый осадок

Раствор становится темно-красного цвета
Раствор обесцвечивается

Цветные опыты по химии

  • медного купороса (1 ч.л. на 150 г воды)
  • насыщенный солевой (6 ч.л. соли на 150 г воды)
  • марганцовки (буквально несколько крупинок перманганата калия на 150 г воды: так, чтобы получился ярко-малиновый цвет)
  • йода (капаем 3-5 капель йода в 100 г воды)
  • крахмала (1ч.л. на 100 г воды)

соль и медный купорос
голубой + прозрачный = зеленый
медный купорос и нашатырный спирт
Прозрачный + голубой = синий
йод и крахмал
Желтый + белый = фиолетовый
марганцовка и молоко
Малиновый + белый = коричневый
Марганцовка, уксус, перекись водорода
Просто марганцовка
В марганцовку с уксусом добавляем перекись
Жидкость обесцвечивается!
Слева — марганцовка, справа — результат ее смешения с перекисью водорода
Марганцовка, перекись и жидкое мыло
Пенистая жидкость

Разноцветные жидкости из наших опытов

Еще опыты и эксперименты по химии для детей в моем блоге:

  • Химические опыты для детей — большая подборка простых опытов и экспериментов для детей
  • «Волшебное зелье» — опыты по смешению жидкостей разного цвета и плотности
  • Как сделать цветной огонь? (химические опыты с окрашиванием пламени)
  • Опыты с огнем для детей (химический фитиль, фейерверк и фараонова змея)
  • Опыты с молоком
  • Опыты с огнем — зажигаем бумагу с помощью лупы и несгораемая купюра.
  • Проявляющаяся валентинка
  • Выращивание кристаллов: Снежинки мастер-класс
  • ТОП-10 невидимых чернил
  • Цветные опыты с капустой

34 комментария:

Классно как! А мой неугомонный ум сразу заработал в русле, можно ли эти цветные жидкости использовать для тонировки бумаги для моих софтбуков))))

Рада, что понравилось 🙂 А вот насчет того, насколько стойкая будет краска — не знаю. Тут надо экспериментировать! Если что-то интересное получится — напишите, мне тоже очень любопытно 🙂

ого как интересно. Надо будет и нам подумать что можно применить. Спасибо большое

Буду рада, если для Жени пригодится 🙂

Татьяна, как и всегда, масса интересного и вдохновляющего! Спасибо. 🙂

Рада, что понравилось 🙂

Здорово! Жаль у нас марганцовку не продают.

Не продают? А почему? У нас в аптеках есть, я как раз покупала недавно.
Я залезла в интернет — в интернет-магазинах продают, можно заказать, если очень захочется 🙂

Это считается вещество, из которого можно сделать взрывчатку. У нас даже в кабинетах химии, производится обход с прокурорской проверкой.

Ох, как у вас строго!

Удачных вам экспериментов! 🙂

Как всегда здорово, и пошаговое описание супер — бери и делай! Обязательно попробуем ваши опыты проделать.

Буду рада, если понравится 🙂

Да. с химией у меня как-то не сложились отношения :), а вот про Ваши опыты, Татьяна, я с интересом прочитала!

Ой, про школьную химию я даже вспоминать не хочу — такой это был ужас))) А вот просто так что-то посмешивать и получить интересный эффект — я всегда с удовольствием 🙂

У нас в городе в интеллектуальном конкурсе » Почемучки» есть задание «Эксперимент».ДЕТЯМ НУЖНО, ОПИРАЯСЬ НА СХЕМУ, провести опыт. Спасибо!

Рада буду, если пригодится 🙂 Ведь, действительно, кажется — чего тут сложного сделать все по инструкции? А детей ведь этому тоже учить надо!

Чудесные опыты! Про молоко не знала, и пена понравилась, спасибо, беру на карандаш!

Рада, что нашли что-то интересное для себя 🙂

Татьяна, как интересно, беру на заметку на будущее, спасибо, что показали свои простые и доступные опыты! Дочка у меня еще маленькая, поэтому мы пока просто цветные жидкости смешиваем и смотрим, что получилось, для малышей и это очень увлекательно. Когда подрастет, испробуем и ваши занимательные химические опыты. 🙂

У меня тоже дочка любит краски смешивать. И когда я ее спросила, что будет, когда я эту желтую жидкость с этой белой смешаю (йод и крахмал) — какая выйдет? Она не задумываясь ответила: «Светло-желтая». А потом аж ахнула, когда синий получился))) Вот такой вот фокус неожиданный)))

Таня, умеете вы видеть прекрасное в обыкновенном. Никогда бы не подумала, что из молока с марганцовкой можно получить что-то интересное. Однажды мой внук Лёня, будучи 4-хлетним художником, сказал «какая-то борщенная вода получилась» — на баночку, в которой полоскал кисточки с акварельными красками. Дети такие фантазеры!

))) «Борщенная вода» — это здорово! Как раз про то, что получается от марганцовки в молоке 🙂

О! Так мы еще не химичили))). Особенно понравилось, что вопреки ожиданиям можно получить неожиданный результат)))

Ага))) Прямо фокусы химические получаются!

Все! покупаю даше на следующий праздник набор юного химика 🙂 у меня в детстве был, я была в диком восторге. теперь буду дашку радовать и себя 😉

У вас не было такого набора. Вот уж не думала. Срочно покупай! )))

Довольно внезапно — искал простые и зрелищные химические опыты для отыгрыша деятельности химика на ролевой игре живого действия (сам в химии очень слаб), и у Вас оказалось просто отлично всё описано! Так что информация полезна не только для маленьких детей, но и для больших 🙂
Большое спасибо 🙂

Ой, как здорово, что и взрослым пригодится! Удачных вам опытов на вашей ролевой игре 🙂

Все бы хорошо, опыты отличные, но не хватает итогов. Почему так произошло? Что смешалось что осталось и т.д. Действительно этого не хватает. А так замечательные идеи.

Я опыты показывала дочке-дошкольнице, ей еще рано было рассказывать про химические формулы и законы. Это было просто для ознакомления — чтобы заинтересовать.

Как всегда очень круто.

Как приятно слышать это «как всегда» 🙂 Спасибо!

Чтобы оставить комментарий*, напишите текст в окошке и выберите в «Подписи комментария» профиль из любого вашего аккаунта. Если вы нигде не зарегистрированы, выбирайте Имя/URL и просто вводите свое имя — оно отобразится в подписи.


источники:

http://www.sites.google.com/site/chemyfedorova/kacestvennye-reakcii

http://www.tavika.ru/2015/04/chimiya.html