Уравнения реакций замещения примеры 8 класс химия

Реакции замещения

Тип урока. Приобретение новых знаний.

Вид урока. Лабораторная работа.

Обучающие – рассмотреть новый тип реакций – реакции замещения; научить учащихся писать уравнения реакций замещения; формировать умение предсказывать продукты реакций замещения; дать первоначальные понятия об электрохимическом ряде напряжений металлов.

Развивающие – развивать умения ставить несложные проблемы, формулировать гипотезы и проводить их опытную проверку; совершенствовать умения работать с лабораторным оборудованием и реактивами; продолжить формирование умений оформлять результаты учебного эксперимента; развивать способность к адекватному само- и взаимоконтролю.

Воспитательные – продолжить формирование научного мировоззрения учащихся; воспитывать культуру общения через работу в парах «ученик–ученик», «учитель–ученик», а также наблюдательность, внимание, пытливость, инициативу.

Методы и методические приемы. Лабораторная работа; фронтальный опрос; самостоятельная работа с карточками, взаимопроверка результатов самостоятельной работы в парах, выставление отметок; работа с наглядными средствами – периодической системой химических элементов Д.И.Менделеева и карточками.

Оборудование и реактивы. Кодоскоп, карточки с заданиями для самостоятельной работы по теме «Реакции разложения и соединения», карточки с таблицей «Классификация реакций на основании количества и состава реагирующих веществ», лабораторный штатив с пробирками, кристаллизатор, прибор для получения водорода, лучинка, спички; цинк и магний в гранулах, железный гвоздь, медная проволока, растворы – соляной кислоты, хлорида меди(II), хлорида железа(II).

Учитель. Думаю, что урок вам понравится, вы узнаете много нового. Сегодня вы не соскучитесь, потому что сами будете проводить опыты. Но для начала проверим материал прошлого урока.

Актуализация знаний

Проводится фронтальный опрос, во время которого трое учащихся записывают на доске решение домашних упражнений (Габриелян О.С. «Химия-8», М.: изд-во «Дрофа», 2002, упр. 1а, б; 2г; с. 100.)

Учитель. На прошлом уроке* вы познакомились с классификацией химических реакций. По каким признакам классифицируют реакции?

Ученик. Реакции классифицируют по количеству вступивших и образовавшихся веществ и по их составу.

Учитель. С реакциями каких типов вы познакомились?

Ученик. С реакциями разложения и соединения.

Учитель. Дайте определение реакции разложения.

Ученик. Реакцией разложения называется реакция, в результате которой из одного сложного вещества образуется несколько простых или сложных веществ.

Учитель. Какая реакция называется реакцией соединения?

Ученик. Реакцией соединения называется реакция, в результате которой из двух или более простых или сложных веществ образуется одно сложное вещество.

Учитель. Для чего в схемах химических реакций расставляют коэффициенты?

Ученик. Для того, чтобы соблюдался закон сохранения массы веществ.

Учитель проверяет домашние упражнения, выполненные на доске, ученики задают дополнительные вопросы отвечающим, выставляются оценки.

Задание 1а, б, с. 100. Запишите в виде химических уравнений следующие предложения:

а) при обжиге карбоната кальция образуются оксид кальция и оксид углерода(IV);

б) при взаимодействии оксида фосфора(V) с водой образуется фосфорная кислота.

Укажите типы этих реакций. Какая из них экзотермическая, а какая – эндотермическая?

Первая – реакция разложения, эндотермическая:

СаСО3 СаО + СО2.

Вторая – реакция соединения, экзотермическая:

Задание 2г, с. 100. Составьте уравнение по следующей схеме и укажите тип реакции:

СuОН Сu2О + Н2О.

Под формулами веществ напишите их названия.

Тип реакции – разложение:

Учитель. Следующий этап урока – самостоятельная работа на два варианта.

Самостоятельная работа (8–10 мин)

Задание. Расставьте коэффициенты, укажите типы химических реакций.

1) MgO + CO2 MgCO3;

2) NO2 + O2 + H2O HNO3;

3) Na2O + H2O NaOH;

4) KClO3 KCl + O2;

5) CO + O2 CO2.

1) KNO3 KNO2 + O2;

2) SO2 + O2 SO3;

3) SO3 + H2O H2SO4;

4) K2O + H2O KOH;

5) NO + O2 NO2.

Максимально можно набрать 10 баллов (по 1 баллу за правильно указанный тип химической реакции и по 1 баллу за правильно расставленные коэффициенты).

На «5» – 10–9 баллов,

на «4» – 8–7 баллов,

на «3» – 6–5 баллов.

После выполнения заданий учащиеся, сидящие за одной партой, обмениваются работами. Ученики взаимно проверяют работы с помощью кодоскопа, им выставляют отметки по вышеуказанным критериям.

Учитель. Сейчас вы познакомитесь еще с одним типом химических реакций – реакциями замещения, научитесь записывать уравнения этих реакций, предсказывать, какие вещества должны образоваться, потренируетесь в расстановке коэффициентов.

Изучение нового материала

Учитель. Какие ассоциации вызывает у вас название «реакция замещения»?

Выслушать все мнения, выбрать предположение о том, что одно должно замещаться другим.

Учитель. Каким по составу – простым или сложным – должно быть вещество, которое замещает элемент сложного вещества?

Ученик. Простым.

Учитель. Каким должен быть состав вещества, в котором происходит замещение?

Ученик. Это вещество должно быть сложным, чтобы атомы одного элемента могли замещаться, а атомы других элементов остались.

Учитель. Обозначим простое вещество буквой А, а сложное вещество – двумя буквами – ВС. Как в этом случае записать общую схему реакции замещения?

Ученик у доски записывает общую схему реакции замещения, учащиеся на местах делают записи в таблицу (табл. 1), которую начали заполнять на прошлом уроке.

Тип реакцииУравнения реакций в общем виде
Реакция соединенияСоединение двух (нескольких) простых веществ в одно сложное вещество:
А + В = АВ. Соединение двух бинарных веществ в одно трехэлементное сложное вещество: АВ + СВ = АСВ2
Реакция разложенияРазложение сложного вещества на два (несколько) простых вещества:
АВ = А + В. Разложение трехэлементного сложного вещества на два бинарных вещества: АСВ2 = АВ + ВС
Реакция замещенияВзаимодействие простого вещества со сложным, в результате которого образуются другие – простое и сложное – вещества: А + ВС = В + АС

Учитель. Реакцией замещения называется реакция, в которой участвуют одно простое и одно сложное вещество, при этом атомы простого вещества замещают один из видов атомов в сложном веществе и образуются новые вещества – простое и сложное (запись определения в тетрадь).

Рассмотрим на практике реакции замещения. Для этого проведем лабораторную работу. (Учащиеся получают карточки с таблицей (табл. 2) для составления отчета по лабораторной работе «Реакции замещения»). В карточке заполнена графа, дающая представление о том, что нужно сделать. Две другие графы вы заполните после выполнения опытов.

Прежде чем приступить к выполнению опытов, вспомните, что работать с растворами кислот нужно осторожно, т. к. они опасны. С растворами работайте по принципу «не разлей», с твердыми веществами – по принципу «не рассыпь». Опыт проводить над кристаллизатором. Вещества наливать и насыпать в небольших количествах.

Приступаем к выполнению опыта № 1.

Лабораторная работа «Реакции замещения»

№ опытаХод работы
(что нужно сделать)
Наблюдения
(что увидели)
Уравнения
химических реакций, выводы
1Налейте в пробирку раствор соляной кислоты, затем добавьте гранулу цинкаВыделяются пузырьки газаПроизошла химическая реакция:
Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2. Это реакция замещения, цинк вытеснил водород из соляной кислоты
2Налейте в пробирку раствор соляной кислоты, затем добавьте гранулу магнияВыделяются пузырьки газаПроизошла химическая реакция:
Mg + 2HCl = MgCl2 + H2. Это реакция замещения, магний вытеснил водород из соляной кислоты
3Налейте в пробирку раствор хлорида меди(II), опустите в раствор железный гвоздьГвоздь покрывается красным налетомПроизошла химическая реакция:
Fe + CuCl2 = FeCl2 + Cu. Это реакция замещения, железо вытеснило медь из раствора соли
4Налейте в пробирку раствор хлорида железа(II) и опустите в раствор медную проволокуНикаких изменений не происходитЭта реакция невозможна:
FeCl2 + Cu .Менее активная медь не может вытеснить более активное железо из раствора соли

Фронтальная беседа
(обсуждение результатов опыта)

Учитель. Можем ли мы сказать, что произошла химическая реакция?

Ученик. Да, поскольку выделился газ.

Учитель. Чтобы составить уравнение химической реакции, надо предположить, какие вещества образовались в результате этой реакции. (Учитель у доски объясняет принцип составления уравнений реакций такого типа и предлагает учащимся самостоятельно расставить коэффициенты.)

Из уравнения реакции видно, что получился газ водород. Открою вам маленький секрет: вы сейчас прошли тем же путем, который проделал английский химик Генри Кавендиш. Именно он предложил такой способ получения водорода в лаборатории.

Но водород еще нужно собрать. Догадайтесь, как собрать водород в другую пробирку.

Правило при работе с кислотами:
«Не разлей!» Фото Л.Ларионовой

Ученик. Нужно закрыть пробирку пробкой с газоотводной трубкой, конец которой опустить в другую пробирку.

Учитель. Что находится в пустой пробирке?

Ученик. Воздух.

Учитель. Найдите относительную молекулярную массу водорода и скажите, что легче – водород или воздух?

Ученик. Легче водород, потому что его относительная молекулярная масса Mr(H2) равна двум.

Учитель. В этом случае пробирку, в которую собирают водород, необходимо перевернуть вверх дном. Такой способ собирания газов называется способом вытеснения воздуха.

Учитель проводит демонстрационный опыт. после этого учащиеся приступают к самостоятельному выполнению опыта № 2.

Фронтальная беседа
(обсуждение результатов опыта)

Учитель. Можем ли мы сказать, что произошла химическая реакция?

Ученик. Да, т.к. выделился газ.

Учитель. Предположите, какой газ выделился в результате этой химической реакции.

Ученик. В результате замещения атомов водорода в соляной кислоте на атомы магния выделился водород.

Учитель. Составьте уравнение этой химической реакции и расставьте в нем коэффициенты. Сравните скорости взаимодействия магния и цинка с соляной кислотой.

Оказывается, скорость взаимодействия металла с кислотой зависит от активности металла. Все металлы в зависимости от своей активности расположены в ряд. Этот ряд называется электрохимическим рядом напряжений металлов. Посмотрите, какой неметалл занесен в этот ряд.

Ученик. Неметалл в ряду металлов – водород.

Учитель. Металлы, стоящие в электрохимическом ряду напряжений до водорода, способны вытеснять его из растворов кислот. Будет ли медь вытеснять водород из раствора соляной кислоты?

Ученик. Нет, такая реакция невозможна, т.к. медь находится в электрохимическом ряду напряжений металлов за водородом.

Учитель демонстрирует опыты, подтверждающие выдвинутую гипотезу, и делает вывод, что электрохимический ряд напряжений металлов позволяет не только предсказывать продукты реакции, но и определять возможность протекания той или иной реакции.

Учащиеся выполняют опыты № 3 и 4.

Фронтальная беседа
(обсуждение результатов опыта)

Учитель. Что вы наблюдали при проведении этих опытов?

Ученик. В первой реакции гвоздь покрылся красным налетом меди, а во второй никаких изменений не произошло.

Учитель. Почему невозможна вторая реакция?

Ученик. Медь в электрохимическом ряду напряжений металлов находится правее железа, значит, она менее активна и не может его вытеснить.

Учитель. Запишите уравнения взаимодействия железа с хлоридом меди(II). (Результаты работы проверяются с помощью кодоскопа.)

Закрепление изученного материала

Учитель. Итак, сегодня вы познакомились еще с одним типом химических реакций – реакциями замещения. Узнали, что продукты реакций замещения можно предсказывать, используя электрохимический ряд напряжений металлов. Теперь для закрепления полученных знаний выполните упражнения.

На доске предложены схемы реакций замещения. Укажите, какие из этих реакций можно осуществить, а какие – нет. Дайте развернутый ответ. (Спрашивать по одному ученику на составление каждого уравнения реакции.)

Задание. Расставьте коэффициенты в схемах возможных химических реакций.

Аg + Н2SO4 (р-р) . ,

Fe + НСl . ,

АgNO3 + Сu . ,

СuO + H2 . ,

Al + FeSO4 . ,

Fe(NO3)3 + Hg . ,

Аl + Н2SO4 (р-р) . .

Ответ. Уравнения возможных реакций:

Заключительная часть. Учитель подводит итоги урока, анализирует полученные результаты.

Домашнее задание. По учебнику О.С.Габриеляна «Химия-8» § 27, упр. 2а, 3в, с. 100.

* См. № 7/2006, «Реакции разложения и соединения»

Литература

Габриелян О.С. Химия. 8 класс. М.: Дрофа, 2002, 208 с.; Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. 8 класс. М.: Дрофа, 2002, 416 с.; Габриелян О.С., Смирнова Т.В. Изучаем химию в 8 классе. Методическое пособие к учебнику О.С.Габриеляна «Химия-8» для учащихся и учителей. М.: Блик и Ко, 2001, 224 с.; Кузнецова Н.Е., Титова И.М.,
Гара Н.Н., Жегин А.Ю.
Химия. 8 класс. М: Вентана-Граф, 2003, 224 с.; Гин А. Приемы педагогической техники. Пособие для учителя. М.: Вита-Пресс, 2003, 88 с.

§ 32. Реакции замещения

Познакомимся с третьим типом реакций — реакциями замещения.

Повторим опыт замечательного английского химика — лорда Г. Кавендиша.

Нальём в пробирку 2—3 мл соляной кислоты, а затем поместим в неё 2—3 гранулы (от греч. гранула — зёрнышко) цинка. Заметим выделение газа. Накроем на 3—4 с пробирку-реактор, в которой протекает реакция, другой пробиркой большего диаметра и соберём в неё выделяющийся газ (методом вытеснения воздуха).

Это возможно потому, что выделяющийся в результате этой реакции газ — водород — гораздо легче воздуха. Приподняв пробирку с водородом над пробиркой-реактором, быстро поднесём её отверстие к пламени горелки. Раздастся взрыв, сопровождающийся характерным «лающим» звуком. Это взрывается смесь водорода с воздухом, которую образно называют «гремучим газом». Точнее, так называют смесь 2 объёмов водорода и 1 объёма кислорода.

Если же закрыть отверстие пробирки-реактора пальцем и через 5—10 с после того, как почувствуется давление собранного в верхней части пробирки газа на палец, убрать его с одновременным поднесением к отверстию горящей спички, то раздастся лёгкий хлопок — результат сгорания чистого водорода. Если несколько капель жидкости, полученной в результате реакции между цинком и соляной кислотой, поместить на часовое стекло и выпарить, то можно заметить образование кристалликов соли — хлорида цинка.

Составим уравнение реакции цинка с соляной кислотой:

Аналогичную реакцию можно провести и с другим металлом — алюминием:

С раствором серной кислоты цинк и алюминий образуют уже другие соли — сульфаты, например:

Все ли металлы взаимодействуют с кислотами с образованием соли и водорода?

Обратимся к эксперименту. Нальём в четыре одинаковые пробирки равные объёмы соляной кислоты и поместим в них разные металлы: в 1-ю — кусочек кальция, во 2-ю — магния, в 3-ю — цинка, а в 4-ю — меди (рис. 104). Нетрудно заметить, что интенсивность выделения водорода будет уменьшаться от кальция к цинку, а в пробирке с медью газ вообще не выделяется — там не происходит реакция.

Рис. 104.
Взаимодействие различных металлов с соляной кислотой

Для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и кислотами обратимся к так называемому ряду активпости (напряжений) металлов’.

Li, К, Ва, Са, Na, Mg, Al, Mn, Zn, Cr, Fe, Co, Sn, Pb, H2, Cu, Hg, Ag, Au.

Почему же в ряд металлов попал неметалл — водород? Оказывается, каждый из металлов, расположенных в ряду активности металлов до водорода, способен вытеснять его из растворов кислот. А вот медь с соляной кислотой не взаимодействует и поэтому находится в ряду активности металлов после водорода. В пробирке с этим металлом и соляной кислотой реакции не наблюдалось. Аналогично не будут вытеснять водород из растворов кислот ртуть, серебро и золото.

Ряд активности металлов можно также использовать для прогнозирования возможности протекания реакций вытеснения одних металлов из растворов их солей другими.

Рис. 105.
Реакция замещения меди железом в растворе сульфата меди (II)

Обратимся к эксперименту: поместим в химический стакан с раствором сульфата меди (II) большой железный гвоздь. Уже через 2—3 мин можно заметить, что та часть гвоздя, которая находится в растворе, покрылась красным налётом выделившейся меди (рис. 105). Произошла реакция, уравнение которой:

Цинк взаимодействует с растворами солей меди и серебра, но не магния или цинка (рис. 106).

Рис. 106.
Взаимодействие цинка с растворами различных солей

Для того чтобы реакция между металлом и раствором соли была практически осуществима, необходимо выполнение следующего условия: металл должен располагаться в ряду активности металлов левее металла, входящего в соль, т. е. быть активнее металла соли. Поэтому медь не вступает в реакцию с раствором соли свинца или железа, но зато вытесняет серебро из раствора нитрата серебра (рис. 107):

Рис. 107.
Кристаллы серебра, выделившиеся на медной проволоке в результате реакции замещения меди в растворе нитрата серебра

Все рассмотренные выше реакции относят к реакциям замещения. Нетрудно заметить, что эти реакции протекают между двумя исходными веществами, одно из которых простое, а другое — сложное, а в результате получаются два новых вещества — новое простое и новое сложное.

Реакции замещения — это такие реакции, в результате которых атомы простого вещества замещают атомы одного из химических элементов в сложном веществе.

Лабораторный опыт № 16
Замещение меди в растворе сульфата меди (II) железом

    Налейте в две пробирки по 2 мл раствора сульфата меди (II). Опишите цвет раствора. Осторожно погрузите в одну из пробирок железный гвоздь (скрепку), привязанный на нитке. Опишите условие проведения реакции.

Через 5 мин извлеките гвоздь из раствора и опишите произошедшие с ним изменения. Образованием какого вещества они вызваны? Опишите цвет образовавшегося раствора и сравните его с цветом исходного раствора. Напишите уравнение реакции сульфата меди (II) с железом, учитывая, что в продукте реакции степень окисления железа равна +2.

Ключевые слова и словосочетания

  1. Реакции замещения.
  2. Ряд активности металлов.
  3. Условия взаимодействия металлов с растворами кислот и солей.

Работа с компьютером

  1. Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал урока и выполните предложенные задания.
  2. Найдите в Интернете электронные адреса, которые могут служить дополнительными источниками, раскрывающими содержание ключевых слов и словосочетаний параграфа. Предложите учителю свою помощь в подготовке нового урока — сделайте сообщение по ключевым словам и словосочетаниям следующего параграфа.

Вопросы и задания

  1. Какие реакции называют реакциями замещения? Сравните их с реакциями соединения и разложения.
  2. Запишите уравнения следующих реакций замещения:

  • Рассчитайте объём водорода (н. у.), который образуется при взаимодействии 1,5 моль алюминия с соляной кислотой. Какое количество вещества хлороводорода потребуется для этой реакции?
  • Определите объём водорода (н. у.), который потребуется для замещения всей меди из 640 мг образца оксида меди (II), содержащего 25% примесей.
  • Найдите количество вещества серебра, которое выделится на медной пластинке, помещённой в 169 г 2,5%-го раствора нитрата серебра, если исходить из предположения, что вся соль вступит в реакцию.
  • Урок по химии в 8 классе «Типы химических реакций. Реакции замещения и обмена»

    Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

    Урок по химии в 8 классе

    Тема: «Типы химических реакций. Реакции замещения и обмена».

    Образовательные: рассмотреть типы реакций по составу и сложности веществ – реакции замещения и обмена; обобщить сведения о типах химических реакций; закрепить умение составлять химические уравнения, описывать признаки реакций.

    Развивающие: продолжить развитие умений наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы, работать с химическими реактивами и оборудованием.

    Воспитательные: воспитывать толерантность, уважение к научному познанию, умение работать в группе; совершенствовать коммуникативные умения в ходе выполнения опытов, развивать самостоятельность.

    Требования к знаниям и умениям учащихся:

    Должны знать и понимать: сущность понятия «химическая реакция» (взаимодействие, превращение), признаки и условия протекания химических реакций, типы реакций, правила написания химических уравнений, закон сохранения массы в современной формулировке, правила безопасной работы с веществами.

    Должны уметь: определять тип химической реакции по данному уравнению, расставлять коэффициенты в данной схеме уравнения, доказывать закон сохранения массы по выведенному уравнению химической реакции, записывать уравнения реакций, самостоятельно производить несложные химические эксперименты, соблюдая правила безопасной работы.

    Постановка учебной задачи, сообщение плана работы (слово учителя) –2 мин

    Фронтальный опрос – 11 мин

    Изучение нового материала, выполнение демонстрационного и лабораторных опытов учащимися – 25 мин

    Повторение и проверка степени усвоения материала – 5 мин;

    Подведение итогов и домашнее задание – 2 мин

    Средства обучения: оборудование и реактивы для демонстрационных и лабораторных опытов учащихся, справочная таблица «Растворимость оснований, кислот и солей в воде», ряд активности металлов, учебник «Химия – 9» О,С,Габриелян (издательство ДРОФА,2012 г.), рабочая тетрадь к учебнику.

    Тип урока – комбинированный.

    Вид урока – беседа с демонстрационными и лабораторными опытами.

    Оборудование (для учителя и учащихся): пробирки, штативы для пробирок, спиртовка, лучинка, спички, универсальная индикаторная бумага, предметное стекло, пипетка, держалка.

    Реактивы: цинк (гранулы), алюминий, медь, стальные скрепки, растворы – гидроксид натрия, серная кислота, соляная кислота, сульфат меди ( II ), хлорид железа ( III ), карбонат натрия, хлорид калия, фенолфталеин.

    Приветствие. Постановка учебной задачи, сообщение плана работы. Девиз урока:

    «Скажи мне, и я забуду,

    Покажи мне, и я запомню.

    Дай мне действовать самому,

    И я научусь!» (Древнекитайская мудрость)

    Проверка домашнего задания.

    1) Во время проверки домашнего задания учитель проверяет теоретические знания по пройденному материалу:

    — какие классификации реакций вы знаете? (по тепловому эффекту и по составу и количеству веществ)

    — на какие типы делятся реакции по тепловому эффекту? (эндотермические – идущие с поглощением тепла; экзотермические – идущие с выделением тепла)

    — какие типы реакций вы знаете по количеству и составу веществ? (соединения и разложения)

    — какие реакции называются реакциями разложения? (реакции, в результате которых из одного сложного вещества образуется несколько новых веществ)

    — какие реакции называются реакциями соединения? (реакции, в результате которых из нескольких веществ образуется одно сложное вещество);

    2) Визуально проверяет выполнение упр. 1 стр. 177 и упр. 1,2 стр.182;

    3) Разбираются реакции, вызвавшие затруднения;

    4) Проводится выполнение упр. 7,6 стр. 110 (РТ):

    Упр.7 стр. 110 (РТ) (под диктовку с места):

    а) 2 Na + Cl 2 → 2 NaCl (соединение)

    в) 2 Fe ( OH )3 → Fe 2 O 3 + 3 H 2 O (разложение)

    г) 4 Al + 3 O 2 → 2 Al 2 O 3 (соединение)

    д) 2 AgBr → 2 Ag + Br 2 (разложение)

    е) Na 2 O + H 2 O → 2 NaOH (соединение)

    Упр. 6 стр. 110 (РТ) (по одному ученики вызываются к доске):

    Во время написания уравнений проверяется умения записывать формулы по названиям веществ, называть вещества по формулам, расставлять стехиометрические коэффициенты в уравнении реакций; знания классов неорганических веществ и выученных типов химических реакций.

    На доску вывешиваются карточки – подсказки по типам реакций.

    Изучение нового материала.

    1) Реакции замещения. Проведение лабораторного опыта №1 «Взаимодействие металлов с соляной кислотой». Повторение правил техники безопасности при проведении опытов. Повторение признаков химических реакций (выпадение или исчезновение осадка, выделение газа, появление запаха, изменение цвета, выделение тепла и света, поглощение тепла). Класс работает по вариантам:

    1 – взаимодействие цинка с кислотой ( Zn + 2 HCl → ZnCl 2 + H 2↑);

    2 – взаимодействие алюминия с кислотой (2 Al + 6 HCl → 2 AlCl 3 + 3 H 2↑);

    3 – взаимодействие меди с кислотой ( Cu + HCl → ).

    Ученики, согласно инструкции выполняют лабораторные опыты, отмечают признаки химических реакций, записывают уравнения соответствующих химических реакций.

    — как вы думаете, какой газ это выделяется?

    — у меня есть пробирка, как собрать в неё выделяющийся водород? Почему?

    — чтобы проверить водород, поднесем к отверстию зажженную лучинку – раздастся хлопок.

    На примере первых двух реакций формулируется определение реакций замещения – реакций между простым и сложным веществами, в результате которых атомы простого вещества замещают атомы одного из химических элементов в сложном веществе.

    На доску вывешивается карточка подсказка.

    Почему же в третьем случае реакция не идет? Чтобы объяснить причину этого обратимся к ряду активности металлов. Работа с рядом активности металлов (почему водород расположен в этом ряду, как изменяется активность металлов).

    Вывод: с кислотами взаимодействуют металлы, стоящие в ряду активности до водорода.

    Используя этот ряд можно еще для прогнозирования возможности протекания реакций вытеснения одних металлов из растворов их солей другими. Проведение демонстрационного эксперимента №1: взаимодействие сульфата меди с железом и хлорида железа ( III ) с медью.

    Fe + CuSO4 → Cu + FeSO4 FeCl3 + Cu →

    Вывод: чтобы реакция между металлом и раствором соли была практически осуществима, необходимо, чтобы металл в ряду активности находился левее, т.е. был активнее металла соли.

    Отработка навыков – упр. 4 стр. 112 (РТ).

    а) 2 Al + 3 CuCl 2 → 2 AlCl 3 + 3 Cu б) AlCl 3 + Cu →

    в ) Cu(NO 3 ) 2 + 2Ag → г ) 2AgNO 3 + Cu → Cu(NO 3 ) 2 + 2Ag

    2) Реакции обмена. Проведение лабораторного опыта №2 «Взаимодействие растворов двух сложных веществ».

    1 вариант – взаимодействие гидроксида натрия и сульфата меди ( II )

    (щёлочь + соль1 → основание + соль2)

    2 вариант – взаимодействие карбоната натрия и соляной кислоты

    3 вариант – взаимодействие гидроксида натрия с соляной кислотой

    NaOH + HCl → NaCl + H 2 O

    (щёлочь + кислота → соль + вода)

    реакция нейтрализации (объяснить почему такое название: кислота – среда кислая, щелочь – щелочная, в результате реакции – среда нейтральная)

    Ученики, согласно инструкции выполняют лабораторные опыты, отмечают признаки химических реакций, записывают уравнения соответствующих химических реакций. При составлении первой реакции используется таблица растворимости.

    На примере этих реакций формулируется определение реакций обмена – реакций между сложными веществами, при протекании которых их молекулы обмениваются своими составными частями.

    На доску вывешивается карточка подсказка.

    Проведение демонстрационного эксперимента №2: взаимодействие хлорида калия и гидроксида натрия.

    NaOH + KCl = KOH + NaCl

    Вопросы: наблюдаете ли вы признаки химической реакции? Какой можно сделать вывод? Когда же реакции ионного обмена идут до конца?

    Вывод: реакции ионного обмена идут до конца, если выпадает осадок, выделяется газ или образуется вода.

    Проведение демонстрационного эксперимента №3: взаимодействие серной кислоты и гидроксида меди ( II ).

    Вопросы: наблюдаете ли вы признаки химической реакции? Какой можно сделать вывод?

    Вывод: реакции нейтрализации между любым основанием и любой кислотой протекают до конца.

    Отработка навыков – упр. 6 стр. 113 (РТ).

    в ) KNO 3 + CaCl 2 = Ca(NO 3 ) 2 + KCl г ) 2KOH + H 2 SO 4 → K 2 SO 4 + 2H 2 O

    Уравняйте реакции и укажите тип реакций по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции». (Во время работы учитель проверяет усвоение изученного материала, исправляет ошибки и корректирует работу учеников)


    источники:

    http://tepka.ru/himiya_8/32.html

    http://infourok.ru/material.html?mid=38603