Уравнения с дробями 5 класс для тренировки

Решение уравнений с дробями

О чем эта статья:

5 класс, 6 класс, 7 класс

Понятие дроби

Прежде чем отвечать на вопрос, как найти десятичную дробь, разберемся в основных определениях, видах дробей и разницей между ними.

Дробь — это рациональное число, представленное в виде a/b, где a — числитель дроби, b — знаменатель. Есть два формата записи:

  • обыкновенный вид — ½ или a/b,
  • десятичный вид — 0,5.

Дробь — это одна из форм деления, записываемая с помощью дробной черты. Над чертой принято писать делимое (число, которое делим) — числитель. А под чертой всегда находится делитель (на сколько делим), его называют знаменателем. Черта между числителем и знаменателем означает деление.

Дроби бывают двух видов:

  1. Числовые — состоят из чисел. Например, 2/7 или (1,8 − 0,3)/5.
  2. Алгебраические — состоят из переменных. Например, (x + y)/(x − y). Значение дроби зависит от данных значений букв.

Дробь называют правильной, когда ее числитель меньше знаменателя. Например, 4/9 и 23/57.

Неправильная дробь — та, у которой числитель больше знаменателя или равен ему. Например, 13/5. Такое число называют смешанным — читается так: «две целых три пятых», а записывается — 2 3/5.

Основные свойства дробей

Дробь не имеет значения, если делитель равен нулю.

Дробь равняется нулю в том случае, если числитель равен нулю, а знаменатель отличен от нуля.

Дроби a/b и c/d называют равными, если a × d = b × c.

Если числитель и знаменатель дроби умножить или разделить на одно и то же натуральное число, то получится равная ей дробь.

Действия с дробями можно выполнять те же, что и с обычными числами: складывать, вычитать, умножать и делить. Также, дроби можно сравнивать между собой и возводить в степень.

Понятие уравнения

Уравнение — это математическое равенство, в котором неизвестна одна или несколько величин. Наша задача — найти неизвестные числа так, чтобы при их подстановке в пример получилось верное числовое равенство. Давайте на примере:

  • Возьмем выражение 4 + 5 = 9. Это верное равенство, потому что 4+5 действительно 9. Если бы вместо 9 стояло любое другое число — мы бы сказали, что числовое равенство неверное.
  • Уравнением можно назвать выражение 4 + x = 9, с неизвестной переменной x, значение которой нужно найти. Результат должен быть таким, чтобы знак равенства был оправдан, и левая часть равнялась правой.

Корень уравнения — то самое число, которое уравнивает выражения справа и слева, когда мы подставляем его на место неизвестной. В таком случае афоризм «зри в корень» — очень кстати при усердном решении уравнений.

Равносильные уравнения — это те, в которых совпадают множества решений. Другими словами, у них одни и те же корни.

Решить уравнение значит найти все его корни или убедиться, что корней нет.

Алгебраические уравнения могут быть разными, самые часто встречающиеся — линейные и квадратные. Расскажем и про них.

Линейное уравнение выглядит таках + b = 0, где a и b — действительные числа.

Что поможет в решении:

  • если а не равно нулю, то у уравнения единственный корень: х = −b : а;
  • если а равно нулю, а b не равно нулю — у уравнения нет корней;
  • если а и b равны нулю, то корень уравнения — любое число.
Квадратное уравнение выглядит так:ax 2 + bx + c = 0, где коэффициенты a, b и c — произвольные числа, a ≠ 0.

Понятие дробного уравнения

Дробное уравнение — это уравнение с дробями. Да, вот так просто. Но это еще не все. Чаще всего неизвестная стоит в знаменателе. Например, вот так:

Такие уравнения еще называют дробно-рациональными. В них всегда есть хотя бы одна дробь с переменной в знаменателе.

Если вы видите в знаменателях числа, то это уравнения либо линейные, либо квадратные. Решать все равно нужно, поэтому идем дальше. Примеры:

На алгебре в 8 классе можно встретить такое понятие, как область допустимых значений — это множество значений переменной, при которых это уравнение имеет смысл. Его используют, чтобы проверить корни и убедиться, что решение правильное.

Мы уже знаем все важные термины, их определения и наконец подошли к самому главному — сейчас узнаем как решить дробное уравнение.

Как решать уравнения с дробями

1. Метод пропорции

Чтобы решить уравнение методом пропорции, нужно привести дроби к общему знаменателю. А само правило звучит так: произведение крайних членов пропорции равно произведению средних. Проверим, как это работает.

Итак, у нас есть линейное уравнение с дробями:

В левой части стоит одна дробь — оставим без преобразований. В правой части видим сумму, которую нужно упростить так, чтобы осталась одна дробь.

После того, как в левой и правой части осталась одна дробь, можно применить метод пропорции и перемножить крест-накрест числители и знаменатели.

2. Метод избавления от дробей

Возьмем то же самое уравнение, но попробуем решить его по-другому.

В уравнении есть две дроби, от которых мы очень хотим избавиться. Вот, как это сделать:

  • подобрать число, которое можно разделить на каждый из знаменателей без остатка;
  • умножить на это число каждый член уравнения.

Ищем самое маленькое число, которое делится на 5 и 9 и без остатка — 45 как раз подходит. Умножаем каждый член уравнения на 45 и избавляемся от знаменателей. Вуаля!

Вот так просто мы получили тот же ответ, что и в прошлый раз.

Что еще важно учитывать при решении

  • если значение переменной обращает знаменатель в 0, значит это неверное значение;
  • делить и умножать уравнение на 0 нельзя.

Универсальный алгоритм решения

Определить область допустимых значений.

Найти общий знаменатель.

Умножить каждый член уравнения на общий знаменатель и сократить полученные дроби. Знаменатели при этом пропадут.

Раскрыть скобки, если нужно и привести подобные слагаемые.

Решить полученное уравнение.

Сравнить полученные корни с областью допустимых значений.

Записать ответ, который прошел проверку.

Курсы по математике от Skysmart помогут закрепить материал и разобраться в сложных темах.

Примеры решения дробных уравнений

Чтобы стать успешным в любом деле, нужно чаще практиковаться. Мы уже знаем, как решаются дробные уравнения — давайте перейдем к решению задачек.

Пример 1. Решить дробное уравнение: 1/x + 2 = 5.

  1. Вспомним правило х ≠ 0. Это значит, что область допустимых значений: х — любое число, кроме нуля.
  2. Отсчитываем справа налево в числителе дробной части три знака и ставим запятую.
  3. Избавимся от знаменателя. Умножим каждый член уравнения на х.

Решим обычное уравнение.

Пример 2. Найти корень уравнения

  1. Область допустимых значений: х ≠ −2.
  2. Умножим обе части уравнения на выражение, которое сократит оба знаменателя: 2(х+2)
  3. Избавимся от знаменателя. Умножим каждый член уравнения на х.

Переведем новый множитель в числитель..

Сократим левую часть на (х+2), а правую на 2.

Пример 3. Решить дробное уравнение:

    Найти общий знаменатель:

Умножим обе части уравнения на общий знаменатель. Сократим. Получилось:

Выполним возможные преобразования. Получилось квадратное уравнение:

Решим полученное квадратное уравнение:

Получили два возможных корня:

Если x = −3, то знаменатель равен нулю:

Если x = 3 — знаменатель тоже равен нулю.

  • Вывод: числа −3 и 3 не являются корнями уравнения, значит у данного уравнения нет решения.
  • Дидактический материал по теме «Обыкновенные дроби» к учебнику 5-го класса

    Разделы: Математика

    Деление с остатком

    1.Выполните деление с остатком 13320 : 64

    2. Найдите делимое, если:

    А) делитель 78, неполное частное 21 и остаток 11;

    Б) остаток 4, делитель 18, неполное частное 37

    В — 11.Выполните деление с остатком 39909 : 76

    2. Найдите делимое, если:

    А) делитель 15, неполное частное 16 и остаток 8;

    Б) неполное частное 37, остаток 0 , делитель 18

    В — 21.Выполните деление с остатком 27579 : 287

    2. Найдите делимое, если:

    А) делитель 89, неполное частное 21

    Б) остаток 0, делитель 68, неполное частное 235

    В — 31.Выполните деление с остатком 28100 : 37

    2. Найдите делимое, если:

    А) делитель 123, неполное частное 69 и остаток 29;

    Б) остаток 0, делитель 87, неполное частное 143

    1.Масса чугунной болванки 20 кг. Сколько деталей по 18 кг можно отлить из 10 болванок?2. На пошив одного пододеяльника требуется

    6 м полотна. Сколько пододеяльников можно сшить из 200м полотна? Сколько полотна останется?3. Масса чугунной болванки 16 кг. Сколько таких болванок потребуется для отливки 41 детали, каждая из которых имеет массу 12 кг?4. Теплоход рассчитан на 600 пассажиров и 20 членов команды. Каждая спасательная шлюпка может вместить 80 человек. Какое наименьшее число шлюпок должно быть на теплоходе, чтобы в случае необходимости в них можно было разместить всех пассажиров и всех членов команды?

    П. 19, 22 Обыкновенные дроби. Правильные и неправильные дроби

    1. Запишите в виде дроби:

    а) три восьмых; б) шесть десятых; в) сорок семь сотых.

    2. На выставке представлено 15 телевизоров.

    Среди них 11 цветных. Какая часть представленных телевизоров цветные?

    3. Запишите три правильные дроби со знаменателем 9, и три неправильные с тем же знаменателем.

    В-11. Запишите в виде дроби:

    а) две пятых; б) семь девятых; в) одиннадцать двадцатых.

    2. В коробке лежат 12 мячей. Из них 7 мячей зеленого цвета. Какую часть всех мячей составляют мячи зеленого цвета?

    3. Запишите три правильные дроби со знаменателем 7, и три неправильные со знаменателем 6.

    В-21. Запишите в виде дроби:

    а) три десятых; б) четыре девятых; в) двадцать три сотых.

    2.В классе 35 учащихся. Из них 23 — ударники.

    Какая часть учащихся класса является ударниками?

    3. При каких значениях х дробь будет правильной?

    В-31. Запишите в виде дроби:

    а) две десятых; б) семь сотых; в) тринадцать тридцатых.

    2. Среди 16 тетрадей 5 тетрадей в линейку, а остальные в клетку. Какую часть всех тетрадей составляют тетради в клетку?

    3. При каких значениях х дробь будет неправильной?

    1. Туристы прошли лесом 24 км. Это составило длины их маршрута. Какова длина маршрута?

    2. Отметьте на координатном луче точки . В-11. Турист проехал на машине пути, что составило 200 км. Какова длина намеченного пути?

    2. Отметьте на координатном луче точки . В-21. Какую часть метра составляют: 1 см, 13 см, 3 дм, 7 мм?

    2. Отметьте на координатном луче точки (ед. отрезок 6 клеток)

    В-31. Какую часть тонны составляют: 1 кг, 130 кг, 2 ц, 74 ц?

    2. Отметьте на координатном луче точки (ед. отрезок 12 клеток)

    В-41. Какую часть метра составляют: 1 дм, 3 дм, 7 см ,13 мм?

    2. От ленты сначала отрезали 12 м, а потом оставшейся части. Найдите первоначальную длину ленты, если во второй раз от неё отрезал 4 м.

    В-51. Какую часть часа составляют 3 мин, 24 сек?

    2.В корзине были яблоки. Сначала в неё положили ещё 15 яблок, а затем взяли получившихся там яблок. Сколько было яблок в корзине первоначально, если из корзины взяли 20 яблок ?

    П. 21 Основное свойство дроби

    1. Приведите дроби к НОЗ:

    В-11. Приведите дроби к НОЗ:

    В-21. Приведите дроби к НОЗ:

    В-31. Приведите дроби к НОЗ:

    1. Сократите дробь: В-1

    2. Приведите дробь к знаменателю 60.1. Сократите дробь: В-2

    2. Приведите дробь к знаменателю 36.1. Сократите дробь: В-3

    2. Приведите дробь к знаменателю 63.1. Сократите дробь: В-4

    2. Приведите дробь к знаменателю 56.

    П. 22. Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа

    1. Запишите в виде смешанных чисел:

    а) частное 9: 7, б) дробь

    2. Запишите в виде неправильной дроби:

    В-11. Запишите в виде смешанных чисел:

    а) частное 73 : 10, б) дробь

    2. Запишите в виде неправильной дроби:

    В-21. Запишите в виде смешанных чисел:

    а) частное 12 : 7, б) дробь

    2. Запишите в виде неправильной дроби:

    В-31. Запишите в виде смешанных чисел:

    а) частное 24: 10, б) дробь

    2. Запишите в виде неправильной дроби:

    В-41. Выдели целую часть из дробей:

    2. Запиши в виде неправильной дроби

    В-51. Выдели целую часть из дробей:

    2. Запиши в виде неправильной дроби

    П. 23 окружность и круг

    1. Нарисуйте какую-нибудь замкнутую и незамкнутую линии.

    2. Вычислите: 192 : 32 + 8.

    В-1

    1. Нарисуйте какую-нибудь замкнутую и незамкнутую линии.

    2. Вычислите: 28 x ( 319 — 273)

    В-2

    1. Нарисуйте какую-нибудь замкнутую и незамкнутую линии.

    2. Вычислите: 192 : 32 + 8.

    В-1

    1. Нарисуйте какую-нибудь замкнутую и незамкнутую линии.

    2. Вычислите: 28 x ( 319 — 273)

    В-2

    1. Отметьте точку О. Постройте окружность с центром в этой точке. Измерьте радиус окружности. Чему равен её диаметр?

    2. Реши уравнение: у — 792 = 1672.

    В-1

    1. Отметьте точку О. Постройте окружность с центром в этой точке. Измерьте диаметр окружности. Чему равен её радиус?

    2. Реши уравнение: 478 — у = 167.

    В-2

    1. Начертите отрезок АВ. Начертите окружность так, чтобы отрезок АВ был её радиусом.

    Отметьте точки С и Р лежащие внутри круга.

    2. Реши уравнение: х — 340 = 560.

    В-3

    1. Начертите отрезок АВ. Начертите окружность так, чтобы отрезок АВ был её диаметром.

    Отметьте точки С и К лежащие на окружности.

    2. Реши уравнение: х + 9830 = 50000.

    П. 24 Сложение и вычитание обыкновенных дробей

    1. Выполните сложение: 1в

    .

    2. Реши уравнение: .

    1. Выполните сложение: 2в

    .

    2. Реши уравнение: .

    1. Выполните сложение: 3в

    .

    2. Вычислите: .

    1. Выполните сложение: 4в

    .

    2. Вычислите: .

    1. Выполните сложение:

    .

    2. За два дня отремонтировано дороги. За

    1-ый день отремонтировано дороги. Сколько километров дороги отремонтировано за 2-й день?

    1. Выполните сложение:

    .

    2. В 1-й день было продано картофеля, а во 2-й день . Сколько центнеров картофеля продано за два дня?

    1. Вычислите:

    2. Вычислите:

    3. Вычислите:

    4. Вычислите:

    П. 25 Сложение и вычитание смешанных чисел

    1. Выдели целую часть из дробей: ;

    из дробной части чисел:

    2. Запиши в виде неправильной дроби смеш. числа:

    ; дробную часть чисел, взяв единицу из целой части: 1. Выдели целую часть из дробей: ;

    из дробной части чисел:

    2. Запиши в виде неправильной дроби смеш. числа:

    ; дробную часть чисел, взяв единицу из целой части:

    1. Вычислите: а) 1- в) 6 — 3;

    г)

    В-11. Вычислите: а) 1- в) 6 — 3;

    г)

    В-11. Вычислите: а) 2 — в) 5 + 3;

    г)

    В-21. Вычислите: а) 2 — в) 5 + 3;

    г)

    В-21. Вычислите: а) 5 — в) 12 — 3;

    г)

    В-31. Вычислите: а) 5 — в) 12 — 3;

    г)

    1. Выполни действия: а)б)

    2. Реши уравнение:

    В-11. Выполни действия: а) б)

    2. Реши уравнение:

    П.26. Умножение и деление обыкновенной дроби на натуральное число

    1. Выполните деление: а) 3 : 8; б) 7: 5; в) 8 : 16.

    2. Представьте число 6 в виде дроби со знаменателем: а) 1; б) 3.

    3. За 6 ч работы было изготовлено 12 деталей.

    Сколько часов ушло на 1 деталь?

    В-11. Выполните деление: а) 3 : 8; б) 7: 5; в) 8 : 16.

    2. Представьте число 6 в виде дроби со знаменателем: а) 1; б) 3.

    3. За 6 ч работы было изготовлено 12 деталей.

    Сколько часов ушло на 1 деталь?

    В-11. Выполните деление: а) 8 : 9; б) 5: 15; в) 2 : 6.

    2. Представьте число 4 в виде дроби со знаменателем : а) 1; б) 2.

    3. За 12 руб было куплено 60 тетрадей.

    Сколько стоит 1 тетрадь?

    В-21. Выполните деление: а) 8 : 9; б) 5: 15; в) 2 : 6.

    2. Представьте число 4 в виде дроби со знаменателем : а) 1; б) 2.

    3. За 12 руб было куплено 60 тетрадей.

    Сколько стоит 1 тетрадь?

    1. Выполните умножение:

    В-11. Выполните умножение:

    В — 11. Выполните умножение:

    В-21. Выполните умножение:

    Сравнение дробей

    1. Сравните:

    г)

    В-11. Сравните:

    г)

    В-21. Сравните:

    г)

    В-31. Сравните:

    г)

    Задания по математике 5 класс: для занятий дома

    Самостоятельные занятия с ребенком в домашних условиях играют важную роль в процессе обучения. Даже не имея специального образования можно самостоятельно прорешивать с ним примеры и задачи по основным темам, встречающимся в текущем учебном году.

    Эти задания вы можете распечатать на принтере.

    § Как правильно заниматься дома

    Для того чтобы занятия действительно приносили пользу, необходимо придерживаться определенных правил, которые помогут сделать день продуктивнее, без утомления ребенка:

    1. Самое главное правило, которое пригодиться не только школьнику, но и любому взрослому человеку, это правильное чередования умственного труда и физического. Необходимо составить распорядок дня так, чтобы после физических нагрузок обязательно шли более спокойные, умственные занятия. Нельзя делать уроки сразу же после возвращения из школы, то же самое касается и дополнительных занятий.
    2. Для решения задач вне школьной программы лучше всего выбирать менее загруженные уроками дни.
    3. Во время занятий нужно убрать все отвлекающие факторы, для того чтобы внимание ребенка не рассеивалось. Если есть возможность решить важные дела перед уроками, то лучше сделать это заранее.
    4. Начинать всегда нужно со сложных задач, а затем переходить к более простым.
    5. Обязательно нужно хвалить ребенка за его достижения и правильно выполненную работу.
    6. Для того чтобы мозг работал, детям нужно давать шанс самостоятельно решать примеры и задачи. Даже если в течение долгого времени он не может найти ответ, не нужно делать очевидных подсказок, пусть он найдет путь решения самостоятельно.
    7. Хорошо запоминать принцип математических решений помогают ассоциации, например, дроби можно представлять как кусочки одного торта или яблока.

    § Задания для 5 класса на тему «Натуральные числа»

    Перед тем как познакомиться с обыкновенными и десятичными дробями, необходимо вспомнить что такое натуральные числа. Ими называются числа, используемые в повседневной жизни, например для счета предметов.

    ✍ 3адание 1

    Определить, какое число стоит перед:

    Определить, какое число на две единицы больше, чем:

    ✍ 3адание 2

    Написать в виде словосочетаний следующие цифры:

    ✍ 3адание 3

    Представить в виде чисел словосочетания:

    1. триста шестьдесят девять;
    2. одна тысяча двести девяносто три;
    3. десять тысяч шестьсот восемьдесят восемь;
    4. двести пятнадцать тысяч семьсот двадцать четыре.

    § 3адания на тему «Сравнения натуральных чисел»

    При помощи сравнения можно определить какое из чисел меньшее, а какое большее. Те что меньше, стоят при счете раньше, чем те, что больше.

    ✍ 3адание

    Расставить 3наки « » или «=» между числами:

    1. 18 32;
    2. 54 16;
    3. 347 524;
    4. 546 546;
    5. 675 23 433;
    6. 563 736 634;
    7. 392 450 81;
    8. 5 453 5 543;
    9. 949 3 432 563;
    10. 101 101 3 455 456.

    § 3адания на тему «Сложение, вычитания натуральных чисел»

    ✍ 3адание 1

    Для того чтобы повторить сложение, вычитание чисел, а также порядок действий при вычислении сложного выражения, можно решить несколько выражений:

    1. 24 • (58 + 114) — 336;
    2. (563 — 260 : 4) + 61 • 37;
    3. 7 354 — (354 + 193 • 4) + (743 — 25);
    4. (1 623 + 570 : 30) — (3 540 — 413 • 7).

    Ответ: 1) 3 792, 2) 2 755, 3) 6 946, 4) 993.

    ✍ 3аданиие 2

    В саду росло 208 фруктовых деревьев. Яблонь и слив было 129 штук, а слив и груш — 115. Сколько яблонь росло в саду? Слив? Груш?

    Решение: Если известно, что всего деревьев было 208, а яблонь и слив – 129, то можно вычислить количество груш.

    1 действие: 208 – 129 = 79 грушевых деревьев.
    Стало известно количество грушевых деревьев, значит можно узнать, сколько было слив.
    2 действие: 115 – 79 = 36 сливовых деревьев.
    После того, как стало известно, сколько было груш и слив, можно высчитать количество яблонь.
    3 действие: 208 – (79 + 36) = 93 яблонь.

    Ответ:
    В саду росло 93 яблони, 79 груш и 36 слив.

    § 3адания на тему «Луч, прямая, отрезок»

    Отрезком называется часть прямой ограниченная двумя точками, его длинной считается расстояние между крайними точками. Луч — это часть прямой, которая состоит из точки и всех других точек, лежащих по одну сторону от нее.

    ✍ 3адание 1

    Начертите отрезок АВ, равный 12 см. Отметьте на нем точки по порядку С и D так, чтобы отрезок АС был равен 4 см, а СD — 6 см. Вычислите, чему равен отрезок DВ?

    Ответ: 12 — (4 + 6) = 2 см.

    ✍ 3адание 2

    Начертите произвольную прямую и отметьте на ней два точки А, В и С так, чтобы длина отрезка АВ была 7 см, а отрезка ВС — 4 см. Какова длина отрезка АС?

    Ответ: 7 + 4 = 11 см.

    § 3адания на тему «Уравнения»

    Уравнением называется равенство, в котором один или несколько компонентов являются неизвестными.

    ✍ 3адание 1

    Решить уравнения

    1. 84 • x = 588;
    2. 4 • (18 + x) = 96;
    3. 14x — 8x = 18;
    4. 50 + 6x — 31 = 4;
    5. 13х + 20 — 4х — 16 + х = 54.

    Ответ: 1) x=7, 2) х=6, 3) х=3, 4) х=-2,5, 5) х=5.

    ✍ 3адание 2

    Насте 12 лет, что на 4 года меньше, чем возраста Лены. Сколько лет Лене? Решить уравнением.

    Решение: Возьмем возраст Лены за x, в таком случае можно составить уравнение:
    x – 4 = 12,
    х = 12 + 4 = 16.

    Ответ: Лене 16 лет.

    ✍ 3адание 3

    Велосипедист за 3 дня проехал 117 км. Какое расстояние он преодолел в первый день, если в последующие два дня он проезжал на 4 км больше, чем в предыдущий? Какое расстояние он преодолел во 2-й и 3-й дни?

    Решение: Расстояние которое проехал велосипедист за 1-й день, возьмем за x. В таком случае, второй день будет выглядеть как: x + 4, а третий: (х + 4) + 4.

    Можно составить уравнение:

    1 день 2 день 3 день

    х + (х + 4) +( х + 4 + 4) = 117
    3х + 12 = 117
    3х = 117 – 12 = 105
    х = 105: 3 = 35.

    Проверка: 35 + 35 + 4 + 35 +4 + 4 = 117

    Ответ: В первый день велосипедист проехал 35 км. Во 2-й день: 35 + 4 = 39 км. В 3-й день: 35 + 4 + 4 = 43 км.

    § 3адания на тему «Квадрат и куб числа»

    Квадратом числа называется произведение этого числа самого на себя. Куб — произведение числа самого на себя два раза.

    ✍ 3адание 1

    Найти квадрат чисел:

    Ответ: 1) 25, 2) 81, 3) 169, 4) 2025, 5) 10 000, 6) 145 161.

    Найти куб чисел:

    Ответ: 1) 8, 2) 216, 3) 1 331, 4) 46 656, 5) 474 552, 6) 1 520 875.

    ✍ 3адание 2

    Решить выражения:

    1. (7 + 4) 2 • 6;
    2. 5 352 — (47 2 + 4 3 );
    3. 61 2 — 7 • 2 3 + (20 — 4) 2 ;
    4. ( 5 + 26 ) 2 — ( 6 + 12 ) 2 — 69;
    5. (25 — 16) 3 + (36 — 33) 2 ;
    6. ( 5 + 6 ) 3 — ( 5 + 24) 2 + 727.

    Ответ: 1) 726, 2) 3 079, 3) 3 921, 4) 568, 5) 738, 6) 1 217.

    § 3адания на тему «Обыкновенные дроби»

    ✍ 3адание 1

    1. Паша собрал 34 гриба, из которых 16 грибов оказались подосиновиками. Какую часть от всех грибов составляют подосиновики?

    Ответ: 8/17.

    2. Всего в книге 124 страниц, из которых Толя прочитал ровно половину. Какую часть книги прочитал Толя?

    Ответ: 1/2.

    3. Оля собрала всего 38 ягод, из которых 17 штук были малиной. Какую часть от общего количества составляют остальные ягоды?

    ✍ 3адание 2

    Начертите отрезок и разделите его на 13 равных частей. Отметьте на данном отрезке: 3/13, 6/13, 10/13.

    ✍ 3адание 3

    1. Полина собрала 36 листьев, из которых березовые составляют 6/18. Сколько березовых листьев собрала Полина?

    Ответ: 12.

    2. Папа был на рыбалке и поймал всего 45 рыбок, 8/15 было карасей. Сколько карасей поймал папа?

    Ответ: 24.

    3. Мама стряпала пирожки, всего их получилось 32 штуки. 5/8 от общего количества были с капустой. Сколько пирожков с капустой состряпала мама?

    Ответ: 20.

    ✍ 3адание 4

    Сравнить дроби:

    § 3адания на тему «Сложение и вычитание обыкновенных дробей»

    ✍ 3адание 1

    1. 7⁄30 + 18⁄30 — 6⁄30;
    2. 3⁄19 + 8⁄19 — 4⁄19;
    3. 19⁄25 — ( 21⁄50 + 2⁄25 ) — 6⁄25;
    4. 13⁄76 — 11⁄76 + 49⁄76;
    5. 27⁄129 + ( 12⁄86 — 6⁄43 ) — 7⁄43.

    Ответ: 1) 19/30, 2) 7/19, 3) 1/50, 4) 51/76, 5) 2/43.

    ✍ 3адание 2

    Расстояние от дома до школы составляет 4/11 км, а от школы до магазина — 5/11 км. Чему равно расстояние от дома до магазина?

    Решение: Для того чтобы найти сколько составляет весь путь, необходимо сложить расстояние от дома до школы и расстояние от школы до магазина 4/11 + 5/11 = 9/11 (км).

    Ответ: Расстояние от дома до магазина составляет 9/11 км.

    ✍ 3адание 3

    От рулона ткани первый раз отрезали 7/15 части, а затем еще 5/15, после чего в рулоне осталось 27 м. Сколько метров длина рулона?

    Решение: В первую очередь нужно узнать какая часть рулона осталась.

    1 действие: 15/15 — 7/15 — 5/15 = 3/15.

    Можно сделать вывод, что 27 м составляет 3/15 части от всего рулона. Для того чтобы найти длину всего рулона ткани, необходимо узнать, сколько метров составляет 7/15 и 5/15 частей.

    2 действие: 27 : 3 = 9 (м) — в 1 части.

    3 действие: 9 • 7 = 63 (м) — составляет 7/15.

    4 действие: 9 • 5 = 45 (м) — составляет 5/15.

    После того, как стало известно какая длина у каждой из частей, можно вычислить всю длину рулона.

    5 действие: 63 + 45 + 27 = 135 (м).

    Ответ: длина рулона 135 метров.

    § 3адания на тему «Умножение и деление обыкновенных дробей»

    ✍ 3адание 1

    Ответ: 1) 4/13, 2) 1/3, 3) 2/9, 4) 21/16, 5) 36/55.

    ✍ 3адание 2

    В первом ящике лежит 3/16 от всего количества яблок, а во втором в 3 раза больше. Какая часть от всего количества яблок лежит в обоих ящиках?

    Решение: Сначала нужно узнать сколько яблок лежит во втором ящике.

    1 действие: 3/16 •3 = 9/16 (яб.).

    После того как стало известно сколько яблок лежит во втором ящике, можно узнать их общее количество.

    2 действие: 3/16 + 9/16 = 12/16 = 3/4 (яб.)

    Ответ: 3/4 части от общего количества яблок лежит в обоих ящиках.

    ✍ 3адание 3

    3а два дня автомобиль поехал 6/10 пути. Известно, что во второй день он проделал путь в 4 раза больше, чем в первый. Cколько проехал автомобиль в первый и второй день?

    Решение: Пусть первый день пути будет x, тогда можно составить уравнение x + х • 4 = 6/10.

    х + х • 4 = 6/10;
    5 • x = 6/10;
    х = 6/10 : 5;
    х = 3/25 — проехал автомобиль в 1 день.

    После того как стало известно, какая часть пути была преодолена в 1 день, можно высчитать 2 день.

    2 действие: 3/25 • 4 = 12/25.

    Ответ: в первый день автомобиль проехал 3/25, а во второй — 12/25.

    § 3адания на тему «Десятичные дроби»

    ✍ 3адание 1

    Представить обыкновенные дроби в виде десятичных:

    Ответ: 1) 0,5; 2) 0,13; 3) 0,2; 4) 0,164; 5) 0,18.

    ✍ 3адание 2

    Начертите отрезок, разделите его на 6 равных частей. Отметьте на нем точки 0,3; 1,5; 2,2; 3,7; 4; 5,6.

    § 3адания на тему «Сложение и вычитание десятичных дробей»

    ✍ 3адание 1

    Ответ: 1) 32,75; 2) 77; 3) 7,28; 4) 31,9; 5) 18,7; 6) 8,933.

    ✍ 3адание 2

    В первый день катер проплыл 3,5 км, во второй на 4,31 км больше, а в третий — на 0,9 км меньше, чем во второй. Сколько всего км проплыл катер за 3 дня?

    Решение: Необходимо вычислить, сколько катер проплыл в первый и во второй день.

    1 действие: 3,5 + 4,31 = 7,81 (км) — проплыл во второй день.

    2 действие: 7,81 — 0,9 = 6,91 (км) — проплыл в третий день.

    После того как стало известно, сколько было пройдено за каждый день, можно узнать весь путь.

    3 действие: 3,5 + 7,81 + 6,91 = 18,22 (км).

    Ответ: за три дня катер проплыл 18,22 км.

    § 3адания на тему «Умножение и деление десятичных дробей»

    ✍ 3адание 1

    Ответ: 1) 46,704; 2) 274,512; 3) 19,544; 4) 2,125; 5) 2,7; 6) 9,54.

    ✍ 3адание 2

    3агадано число, если его увеличить в 3 раза, а затем прибавить 2,16, то получиться 27,96. Какое число было загадано?

    Решение: Пусть неизвестное число будет x, тогда можно составить уравнение х • 3 + 2,16 = 27,96.

    х • 3 + 2,16 = 27,96;

    Ответ: было загадано число 8,6.

    ✍ 3адание 3

    Расстояние между населенными пунктами равно 53,7 км. Навстречу друг другу вышли два пешехода, скорость первого 3,8 км/ч, второго — 4,6 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 2,7 часа?

    Решение: Нужно вычислить, какое расстояние пешеходы пройдут за 2,7 часа.

    1 действие: 3,8 • 2,7 = 10,26 (км) — пройдет первый пешеход.

    2 действие: 4,6 • 2,7 = 12,42 (км) — пройдет второй пешеход.

    После того как стало известно, сколько прошли пешеходы, можно высчитать, какой путь им еще нужно преодолеть до встречи друг с другом.

    3 действие: 53,5 — 10,26 — 12,42 = 30,82 (км).

    Ответ: через 2,7 часа между пешеходами будет 30,82 км.


    источники:

    http://urok.1sept.ru/articles/572983

    http://childage.ru/obuchenie-i-obrazovanie/osnovnaya-shkola/zadaniya-po-matematike-5-klass-dlya-zanyatiy-doma.html