Уравнения с кислородом 8 класс химические уравнения

Кислород: химия кислорода

Кислород

Положение в периодической системе химических элементов

Кислород расположен в главной подгруппе VI группы (или в 16 группе в современной форме ПСХЭ) и во втором периоде периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева.

Электронное строение кислорода

Электронная конфигурация кислорода в основном состоянии :

+8O 1s 2 2s 2 2p 4 1s 2s 2p

Атом кислорода содержит на внешнем энергетическом уровне 2 неспаренных электрона и 2 неподеленные электронные пары в основном энергетическом состоянии.

Физические свойства и нахождение в природе

Кислород О2 — газ без цвета, вкуса и запаха, немного тяжелее воздуха. Плохо растворим в воде. Жидкий кислород – голубоватая жидкость, кипящая при -183 о С.

Озон О3 — при нормальных условиях газ голубого цвета со специфическим запахом, молекула которого состоит из трёх атомов кислорода.

Кислород — это самый распространённый в земной коре элемент. Кислород входит в состав многих минералов — силикатов, карбонатов и др. Массовая доля элемента кислорода в земной коре — около 47 %. Массовая доля элемента кислорода в морской и пресной воде составляет 85,82 %.

В атмосфере содержание свободного кислорода составляет 20,95 % по объёму и 23,10 % по массе.

Способы получения кислорода

В промышленности кислород получают перегонкой жидкого воздуха.

Лабораторные способы получения кислорода:

  • Разложение некоторых кислородосодержащих веществ:

Разложение перманганата калия:

Разложение бертолетовой соли в присутствии катализатора MnO2 :

2KClO3 → 2KCl + 3O2

Разложение пероксида водорода:

2HgO → 2Hg + O2

Соединения кислорода

Основные степени окисления кислород +2, +1, 0, -1 и -2.

Степень окисленияТипичные соединения
+2Фторид кислорода OF2
+1Пероксофторид кислорода O2F2
-1Пероксид водорода H2O2

Пероксид натрия Na2O2 и др.

-2Вода H2O

Оксиды металлов и неметаллов Na2O, SO2 и др.

Соли кислородсодержащих кислот

Кислородсодержащие органические вещества

Основания и амфотерные гидроксиды

Химические свойства

При нормальных условиях чистый кислород — очень активное вещество, сильный окислитель. В составе воздуха окислительные свойства кислорода не столь явно выражены.

1. Кислород проявляет свойства окислителя (с большинством химических элементов) и свойства восстановителя (только с более электроотрицательным фтором). В качестве окислителя кислород реагирует и с металлами , и с неметаллами . Большинство реакций сгорания простых веществ в кислороде протекает очень бурно, иногда со взрывом.

1.1. Кислород реагирует с фтором с образованием фторидов кислорода:

С хлором и бромом кислород практически не реагирует, взаимодействует только в специфических очень жестких условиях.

1.2. Кислород реагирует с серой и кремнием с образованием оксидов:

1.3. Фосфор горит в кислороде с образованием оксидов:

При недостатке кислорода возможно образование оксида фосфора (III):

Но чаще фосфор сгорает до оксида фосфора (V):

1.4. С азотом кислород реагирует при действии электрического разряда, либо при очень высокой температуре (2000 о С), образуя оксид азота (II):

N2 + O2→ 2NO

1.5. В реакциях с щелочноземельными металлами, литием и алюминием кислород также проявляет свойства окислителя. При этом образуются оксиды:

2Ca + O2 → 2CaO

Однако при горении натрия в кислороде преимущественно образуется пероксид натрия:

2Na + O2→ Na2O2

А вот калий, рубидий и цезий при сгорании образуют смесь продуктов, преимущественно надпероксид:

K + O2→ KO2

Переходные металлы окисляются кислород обычно до устойчивых степеней окисления.

Цинк окисляется до оксида цинка (II):

2Zn + O2→ 2ZnO

Железо , в зависимости от количества кислорода, образуется либо оксид железа (II), либо оксид железа (III), либо железную окалину:

2Fe + O2→ 2FeO

4Fe + 3O2→ 2Fe2O3

3Fe + 2O2→ Fe3O4

1.6. При нагревании с избытком кислорода графит горит , образуя оксид углерода (IV):

при недостатке кислорода образуется угарный газ СО:

2C + O2 → 2CO

Алмаз горит при высоких температурах:

Горение алмаза в жидком кислороде:

Графит также горит:

Графит также горит, например, в жидком кислороде:

Графитовые стержни под напряжением:

2. Кислород взаимодействует со сложными веществами:

2.1. Кислород окисляет бинарные соединения металлов и неметаллов: сульфиды, фосфиды, карбиды, гидриды . При этом образуются оксиды:

4FeS + 7O2→ 2Fe2O3 + 4SO2

Ca3P2 + 4O2→ 3CaO + P2O5

2.2. Кислород окисляет бинарные соединения неметаллов:

  • летучие водородные соединения ( сероводород, аммиак, метан, силан гидриды . При этом также образуются оксиды:

2H2S + 3O2→ 2H2O + 2SO2

Аммиак горит с образованием простого вещества, азота:

4NH3 + 3O2→ 2N2 + 6H2O

Аммиак окисляется на катализаторе (например, губчатое железо) до оксида азота (II):

4NH3 + 5O2→ 4NO + 6H2O

  • прочие бинарные соединения неметаллов — как правило, соединения серы, углерода, фосфора ( сероуглерод, сульфид фосфора и др.):

CS2 + 3O2→ CO2 + 2SO2

  • некоторые оксиды элементов в промежуточных степенях окисления ( оксид углерода (II), оксид железа (II) и др.):

2CO + O2→ 2CO2

2.3. Кислород окисляет гидроксиды и соли металлов в промежуточных степенях окисления в водных растворах.

Например , кислород окисляет гидроксид железа (II):

Кислород окисляет азотистую кислоту :

2.4. Кислород окисляет большинство органических веществ. При этом возможно жесткое окисление (горение) до углекислого газа, угарного газа или углерода:

CH4 + 2O2→ CO2 + 2H2O

2CH4 + 3O2→ 2CO + 4H2O

CH4 + O2→ C + 2H2O

Также возможно каталитическое окисление многих органических веществ (алкенов, спиртов, альдегидов и др.)

Разработка открытого урока в 8 классе «Химические свойства кислорода»

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

«Химические свойства кислорода».

Тип урока: комбинированный.

Основная часть – формирование новых знаний и умений.

способствовать формированию знаний учащихся о кислороде, его химических свойствах;

обеспечить условия для усвоения учащимися понятий: реакция окисления, реакция горения, оксиды;

сформировать умения записывать уравнения химических реакций горения простых и сложных веществ в кислороде, давать названия полученным веществам;

способствовать осмыслению учащимися роли кислорода на земле и в жизни человека.

способствовать формированию: умений выделять общие и существенные признаки и свойства; умений увидеть проблему и найти пути её решения; умений применять полученные знания на практике и оценивать результаты выполненных действий;

Воспитательные: положительного отношения к знаниям, инициативности, настойчивости, способности преодолевать трудности для достижения цели.

Основные понятия
Окисление
Горение
Оксиды

Оборудование и реактивы: учебник; периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева; реактивы для демонстрации химических свойств кислорода; закрытых спиртовка, лучинка, спички, стаканы, ложки для сжигания веществ, гидроперит + MnO 2
Планируемые результаты обучения .

Знать определения: окисление, горение, оксиды.

Уметь записывать химические уравнения реакций, отражающие химические свойства кислорода; расставлять коэффициенты в химических уравнениях, называть полученные вещества.

Дидактический материал : учебник “Химия 8 класс” Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. М.: Просвещение, 2010.

Эпиграф к уроку:

Кислород – это вещество, вокруг которого вращается земная химия.

Берцелиус “Кислород-восьмой по счету, если вес за меру брать.Если ж мера место в жизни- номер надо б поменять!»
– Ребята, в чём заключается роль кислорода на Земле и в жизни человека?

Учащиеся, используя информацию прошлого урока, в устной форме проговаривают, что роль кислорода на Земле и в жизни человека глобальна.

После краткой беседы эмоциональное напряжение начального этапа снято, и учащиеся проявляют психологическую готовность к познавательной деятельности.

II. Актуализация знаний учащихся

От нужды, порой от скуки были созданы науки.

Век за веком пролетали- люди многое узнали,

Тем не менее , народ знать не знал про кислород.

Да и как о том узнать, что не можешь в руки взять?

Газ без запаха, без вкуса, незаметен на просвет.

На весах его не взвесить, и нужды в нем вроде нет.

Были , правда, рассужденья о дыханье, о горенье,

Даже был предсказан он под названьем ФЛОГИСТОН.

Англичанин Джозеф Пристли свойства газов изучал,

Взявши линзу, жаром солнца все что увидел , нагревал.

Над окалиною ртути как-то опыт проводил

Получилась капля ртути, плюс какой-то газ открыл.

В нем свеча горела ярче, дольше мышь могла дышать,

При нагреве в этом газе ртуть окислилась опять.

Воздух, взятый для сравненья. Раза в три «слабее»был

Так попутно в атмосфере и азот еще открыл!

Шведский химик Карл Шееле раньше кислород открыл

Но об опытах в журнале чуть позднее сообщил.

Но не Пристли, ни Шееле, не сумели оценить.

Или где-то для чего-то, газ открытый применить.

Антуан Лавуазье эти опыты проверил

Все старательно измерил и научно доказал:

Флогистона нет в природе, а все дело в кислороде!

И дыханье и горенье-это просто окисленье!

Рассказывают интересные факты о кислороде.

Актуализируются опорные знания учащихся. Ребята подготавливаются к восприятию нового материала.

III. Целеполагание и планирование

Определение темы и целей урока.

– Читая стихотворение, подумайте: Какие фразы из этого стихотворения говорят о признаках реакции?

Учитель стимулирует учащихся к высказываниям без боязни ошибиться.

— Следовательно, тема сегодняшнего урока “Химические свойства кислорода”.

• Познакомиться с химическими свойства кислорода;

• Научиться записывать химические уравнения реакций, отражающие химические свойства кислорода;

• Закрепить знания по расстановке коэффициентов в химических уравнениях;

• Научиться давать названия оксидам, запомнить некоторые исторические(тривиальные названия)

Учащиеся отвечают, что горение, выделение теплоты и света, превращение одного вещества в другое вещество – это и есть признаки химической реакции,

Записывают тему в тетрадь.

Знакомятся с целями урока, планируют свою деятельность.

Мотивация на приобретение новых знаний.

Учащиеся осознают компоненты учебной деятельности и мотивы собственных действий.

IV. Изучение нового материала

Изучение химических свойств кислорода.

Кислород энергично реагирует со многими веществами: простыми – металлами и неметаллами и сложными.(схема на доске)

– Ребята, обратите внимание на доске написано новое для вас понятие – реакция окисления. Давайте дадим ему определение:

Реакция окисления – реакция, в результате которой вещество взаимодействует с кислородом.

– Сейчас я предлагаю вам на конкретном примере пронаблюдать, как происходит окисление некоторых веществ в кислороде.

Учитель демонстрирует взаимодействие кислорода с неметаллами – углеродом, серой, фосфором.

Разобраться в сущности процессов, которые происходили в наблюдаемых опытах, помогут уравнения химических реакций:

2 Mg + O 2 ––>2 Mg O

4P + 5O 2 ––> 2P 2 O 5
Учитель ставит перед ребятами проблемный вопрос:

С большинством металлов кислород реагирует уже при комнатной температуре

Железо сгорает в кислороде при температуре с треском и разбрасыванием искр, при этом образуется железная окалина Fe 3 O 4 – это соединение двух оксидов железа: FeO в валентности (II) и Fe 2 O 3 в валентности (III):

Учитель записывает на доске уравнение химической реакции взаимодействия железа с кислородом:

(Показ опыта горение железа с ютуба

Реакция горения – реакция, при которой происходит окисление веществ с выделением теплоты и света.

Учитель обращает внимание учащихся на то, какие вещества образуются в процессе взаимодействия с кислородом.

– Вы правильно определили состав образовавшихся веществ, они действительно состоят из двух элементов, один из которых кислород, такие вещества называют оксидами . Оксиды – сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород.

Общая формула оксидов:

где Э – это химический элемент в валентности = Nгруппы (для элементов главных подгрупп «А»),

О – это кислород в валентности (II),

Х и У – это индексы, полученные исходя из валентностей элемента.

Учитель организует разрешение проблемной ситуации и одобряет активность учащихся:
Как назвать вещества:

Na2O, CaO, Al2O3,CO,CO2,

Проблема: оксид натрия, оксид калия или алюминия называются прекрасно. А как быть с двумя разными оксидами углерода?

Если у элемента возможно несколько оксидов, то в названии обязательно указывается валентность этого элемента:

CO -оксид углерода ( II ), CO 2-оксид углерода ( IV ).

А есть еще исторически сохраненные названия веществ:

N 2 O -оксид азота ( I ), закись азота, веселящий газ.

NO -оксид азота( II ), окись азота

NO 2-оксид азота ( IV ), (диокись) диоксид азота, бурый газ, лисий хвост

N 2 O 3-оксид азота( III ),триокись (триоксид)азота

CO -оксид углерода( II ), закись углерода, угарный газ

CO 2-оксид углерода( IV ), диокись(лиоксид углерода) углерода, улекислый газ

Теперь попробуем самостоятельно написать уравнения горения
бора, лития, бария.

3) сложными веществами

Кислород реагирует и со многими сложными соединениями

Учитель записывает уравнение химической реакции горения сложного вещества в кислороде:

– Ребята, обратите внимание на химические формулы образовавшихся веществ, что вы можете сказать об их составе?

Вывод: при реакции горения сложного вещества получаются оксиды тех элементов, из которых состоит вещество.

Учащиеся знакомятся с определением понятия реакция окисления.

Ученики наблюдают процесс взаимодействия углерода с кислородом, серы с кислородом, фосфора с кислородом, сравнивают как идёт взаимодействие углерода, серы, фосфора, железа с кислородом воздуха и с чистым кислородом.

Записывают уравнения химических реакций в тетрадь.

Учащиеся называют признаки показанных реакций: выделение света и теплоты.

Учащиеся знакомятся с определением понятия реакция горения.

Дети отвечают, что в составе образовавшихся в результате реакций веществ находятся два элемента, один из которых кислород.

Учащиеся знакомятся с определением понятия оксиды.

Учащиеся приходят к выводу, что кислород – это газ, поддерживающий горение; интенсивность протекания реакций резко увеличивается в атмосфере кислорода.

Один учащийся у доски, а остальные в своих тетрадях записывают уравнение химической реакции.

Учащиеся записывают уравнение химической реакции в тетрадь.

Дети отвечают, что в составе образовавшихся в результате реакций веществ находятся два элемента, один из которых кислород.

Вспоминают пройденный материал, пытаются ответить на вопрос.

Учащиеся знакомятся с определением понятия медленное окисление.

Ребята привести примеры из жизни.

Ребята осознают содержание понятия реакция окисления.

(по необходимости записывают в тетрадь)

Перед ребятами возникает проблемная ситуация, почему взаимодействие углерода и фосфорас кислородом воздуха отличается от взаимодействия этих веществ с чистым кислородом.

Школьники верно называют признаки реакции.

Учащиеся правильно освоили понятие реакция горения.

Ребята осознают содержание понятия горения.

(по необходимости записывают в тетрадь)

Школьники правильно определяют состав веществ.

Ребята осознают содержание понятия оксиды.

(по необходимости записывают в тетрадь).

Ребята умело используют знания прошлого урока.

Школьники правильно определяют состав веществ.

Ребята умело используют знания прошлого урока.

Ребята осознают содержание понятия медленное окисление.

(по необходимости записывают в тетрадь).

V. Закрепление и обобщение изученного материала

Работа по закреплению полученных знаний.

Учитель организует самостоятельную деятельность детей с целью проверки полученных ими новых знаний.

Для этого раздаёт на каждую парту проверочный лист и просит выполнить задание индивидуально каждого.

Какое название соответствует данному веществу Р 2 О 5 , если известно, что валентность фосфора переменная?

Б.Оксид фосфора ( III )

В. Оксид фосфора ( V )

2. Выберите формулу вещества, отвечающую названию « оксид серы (VI)»

3.Допишите уравнение реакции горения , расставьте коэффициенты

Какое название соответствует

данному веществу C О 2 , если известно,

что валентность углерода переменная?

Б.Оксид углерода ( IV )

В. Оксид углерода ( II )

Выберите формулу вещества,

отвечающую названию «оксид серы ( IV )»

3.Допишите уравнение реакции горения ,

Какое название соответствует данному веществу Al 2 О 3 , если известно, что валентность алюминия постоянная?

Б.Оксид алюминия ( III )

В. Оксид алюминия ( V )

2. Выберите формулу вещества, отвечающую названию «оксид хлора ( V )»

3.Допишите уравнение реакции горения , расставьте коэффициенты

Какое название соответствует

данному веществу К 2 О , если известно,

что валентность калия постоянная?

Б.Оксид калия ( I )

В. Оксид калия ( II )

Выберите формулу вещества,

отвечающую названию «оксид хлора ( VII )»

3.Допишите уравнение реакции горения ,

После выполнения задания учащиеся сдают листочки учителю.

Учащиеся определяют границы известного материала путём применения для выполнения заданий полученных знаний.

Результатом работы является определение достаточности собственных знаний.

Подведение итогов урока.

Ребята отвечают на вопросы,

Учащиеся выявляют степень выполнения учебных целей.

VII. Задание на дом

§ 20, 21 читать, учить свойства, выучить определения из словарика и ответить на вопросы 4-12,

*задачи 1-3 стр.60. (доп.

1.. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. Учебник для 8 класса средней школы М.: Просвещение, 1989.
2.Александрова М.А. «Иллюстрированная энциклопедия школьника» Москва, Аванта+ 2006
3. Брейгер Л.М. Нестандартные уроки по химии Волгоград: Учитель, 2004.

Урок химии в 8 классе «Химические свойства кислорода»
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Урок химии с мутьтимедийной презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
himicheskie_svoystva_kisloroda.rar549.09 КБ

Предварительный просмотр:

Урок на тему «Химические свойства кислорода»

Цель урока : расширить знания учащихся о кислороде; изучить химические свойства кислорода; развивать логическое мышление у детей; воспитывать экологическое отношение к природе.

Оборудование : три банки с набранным заранее кислородом, 2 ложечки для сжигания веществ, пружинка с коксом, сера, фосфор, наборы карточек с заданиями на каждый стол, бумажные

Ⅱ Активизация мыслительной деятельности учащихся

Для перехода к новому материалу необходимо повторить понятие о валентности элементов

а) Игра крестики- нолики

Вызываются 2 пары игроков – выигрышный путь – элементы с одинаковой валентностью.

Что за химия без химических уравнений?

Выполняем следующее задание. Задание на выбор: кто уверен в себе и в своих знаниях – делает работу, которая написана слева, а другие – ту, что справа.

На левой стороне доски или карточки

Найдите сумму коэффициентов в каждом уравнении, которое ты должен уравнять и подбери соответствующую букву:

Mg + O 2 = MgO 5 — o

Al + O 2 = Al 2 O 3 6 — з

Ca + O 2 = CaO 7 — н

На правой стороне – допишите и уравняйте

Что объединяет эти уравнения? Что вы уже знаете о кислороде? Каковы его физические свойства?

Расшифруйте выражение: «мы дышим кислородом, мы пьём кислород, мы ходим по кислороду».

Ⅲ Изучение нового материала

Сказка: «Похождения принца Оксигениума »

В ходе рассказа учитель показывает опыты и записывает уравнения химических реакций на доске.

S + O 2 =SO 2 3Fe + 2O 2 =Fe 3 O 4

4P + O 2 = P 2 O 5 C + O 2 = CO 2

N 2 + O 2 = NO 2 Si + O 2 = SiO 2

F 2 + O 2 = F 2 O Na + O 2 = Na 2 O

H 2 + O 2 = H 2 О

Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. В ходе повествования вы познакомились с химическими свойствами кислорода.

Во всех упомянутых реакциях участвует кислород, и получаются вещества сходные по строению – это оксиды.

Оксиды – это сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород.

Реакции окисления – это реакции взаимодействия веществ с кислородом.

Реакции горения – это реакции окисления, идущие с выделением тепла и света.

1. Логическое задание

2. Все оксиды – сложные вещества. Допустим вещество Х –сложное вещество, следовательно – это оксид?

Игра «Третий лишний»

Al 2 О 3 , SO 2 , HNO 3

CH 4 , ZnO, P 2 О 5

KOH, Na 2 О, Cl 2 О 7

Самый внимательный заметит среди оставшихся оксидов одну закономерность. ( Остались оксиды металлов и оксиды неметаллов)

3. Тест на проверку химических и физических свойств кислорода.

Д.З. § 34 вопросы 1-4, придумать продолжение сказки со свойствами элемента.

Тест: составляем код – да -1; нет – 0

Формула молекулы кислорода – О 2

Кислород легче воздуха

Кислород имеет запах

Кислород малорастворим в воде

Сера горит в кислороде синим пламенем

Кислород взаимодействует почти со всеми веществами

Реакции окисления то же, что и реакции окисления

Формула озона – О 3

Задания к теме « Кислород. Оксиды»

Дайте названия оксидов: K 2 O, SO 3

Напишите формулы оксидов: а) оксид лития, б) оксид азота ( Ⅳ )

Дополнительное задание ( задача с ошибкой)

В научно- фантастическом романе Александра Богданова « Красная звезда» приведено описание космического корабля. При этом сказано: «Это была кислородная комната». В ней хранились запасы кислорода в виде 25т бертолетовой соли, из которой по мере надобности можно было выделить 10000 кубических метров кислорода.

Уравнение реакции к задаче: KCIO 3 > KCI + O 2

Сказка «Похождение принца Оксигениума»

В химическом царстве, Менделеевом государстве, на втором этаже семиэтажного дворца, в 6-ом подъезде, в квартире №8 поселился новый жилец по имени Оксигениум. Это был молодой житель страны, которому вскорости должно исполниться 16 лет. Понаслышке ли наяву, узнали химические элементы о его вспыльчивом, горячем характере. И, поэтому первыми к нему знакомиться не пошли, хотя многим было интересно узнать поближе нового жильца. Принц же со своей стороны, сначала тоже не показывал свою активность, пока не надоело ему сидеть одному в своей маленькой комнате, да и характер не позволял ему быть пассивным. Для начала вбежал он на третий этаж и позвонил в квартиру №16. Соседку сверху звали Сульфур. Она слыла очень гостеприимной, и, тотчас усадила молодого принца пить горячий чай. Завязалась приятная беседа, где они подробнее узнали друг о друге. Но чай был очень горячий, и когда Оксигениум стал дуть на него, остужая кипяток, горячая струя воздуха попала на Серу, и, та внезапно запылав синим пламенем исчезла, оставив после себя резкий знакомый запах горящих спичек.

Озадаченный случившемся, принц постучал в соседнюю квартиру №15, где обитало сразу несколько жильцов под одним именем Фосфорум, и, которые отличались друг от друга и цветом и характером. Вышел жилец красного цвета. Взволнованный Оксигениум начал рассказывать о том, что произошло в квартире №16 и снова произошло необъяснимое: фосфор закипел и вспыхнул, вдруг, жёлтым пламенем, пошёл по этажу густым белым дымом.

4P + 5O 2 = 2P 2 O 5

Спрятался Кислород в своей квартире, носа решил больше не показывать из своего убежища. Да и многие в Менделеевом царстве стали опасаться своего нового жильца, про которого уже пошла дурная слава.

Прошло какое-то время, и к принцу постучал его сосед по этажу Азот или Нитрогениум из квартиры №7. Он в близких кругах прослыл нелюдимым, гордым, заносчивым элементом, который не имел ни близких друзей, ни просто хороших знакомых. Видимо привело его сюда желание подружиться с изгнанником. Долго ли коротко ли, но два принца стали неразлучными; везде они были вместе, и никаких больше казусов не происходило. Только через какое-то время оказались они вместе в грозу рядом рука об руку, и между ними мелькнула молния. Опять произошло ужасное – исчез Азот и поплыло через несколько мгновений бурое облачко.

Не выдержали больше жители Менделеева царства и стали искать помощи у царя Неметаллов – Фтора. Тот сначала хотел по доброму уладить конфликт, но Кислород стал бурно доказывать свою невиновность, и Фтор в назидание сжёг кислород, показав этим, что на любую силу найдётся другая сила.

2F 2 + O 2 = 2F 2 O

Притих Принц Оксигениум, живёт спокойно в своей квартире, рядом со всеми остальными жителями.

Однажды у элементов – металлов возник спор: кто из них самый сильный, стойкий. В спор вступили три металла: Na, Fe, Au.

Кто же должен разрешить их вопрос? Решили они позвать Кислород. Тот через некоторое время пришёл к спорящим Оксигениум и … Na стал таять на глазах, превращаться в белый порошок. И пришлось ему срочно спрятаться под слой керосина, чтобы окончательно не исчезнуть. По секрету могу сказать , что до сих пор там и сидит, боится окислиться.

4Na + O 2 = 2Na 2 O

Железо стало хвастаться, что никого не боится, даже таких отчаянных, как принц. А золото просто промолчало. А как иначе – благородный металл.

Кислород принял вызов и стал нагревать железо до красного каления. Долго не поддавался металл, пока Оксигениум на него не попал своим огненным дыханием. И тогда заискрилось, запылало железо яркими звёздочками:

3Fe + 2O 2 = Fe 3 O 4

Эти звёздочки мы иногда можем увидеть, если будем наблюдать за сварочными работами.

Видя мучения железа, бросился на спасение его друг Углерод (Карбонеум), с которым они образуют всем известные сплавы – сталь и чугун. Попал Углерод в поле реакции и тоже вспыхнул, сгорел. Но вслед за этим и железо прекратило своё горение, так как углерод при горении образует углекислый газ, который тушит своим присутствием огонь.

И поэтому с тех пор «Углерод» всегда наготове, потому что известно – если вышел Кислород на волю, то жди огня. А уж углерод тут как тут – сидит у уголке в красном баллончике – огнетушителе. И будьте спокойны – утихомирит буяна. И поддержка у него есть – Кремний тоже придёт на помощь. При соединении кремния с кислородом образуется песок, который также применяется при тушении огня.

Победу одержал благородный металл – золото.

А Оксигениум и поныне окисляет элементы, а соединения эти носят название – оксиды.

Сказка – ложь, да в ней намёк на химические свойства кислорода.


источники:

http://infourok.ru/razrabotka-otkritogo-uroka-v-klasse-himicheskie-svoystva-kisloroda-352728.html

http://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/2016/02/28/urok-himii-v-8-klasse-himicheskie-svoystva-kisloroda