Уравнения с компонентами 3 класс

Конспект урока математики»Решение уравнений на основе знания связи между компонентами и результатами умножения и деления» (УМК Школа России 3 класс)
материал по математике (3 класс)

Цели деятельности учителя: развивать умения решать уравнения; закреплять вычислительные навыки, умение решать задачи изученных видов

Планируемые результаты

· научатся выполнять проверку умножения делением;

· читать равенства, используя математическую терминологию;

· решать уравнения, решать задачи изученных видов.

· формируют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью;

· формируют учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Тип урока: «открытие» нового знания

Оборудование:УМК «Школа России» учебник Математика: 3 класс, 2 часть, М.И. Моро «Просвещение» 2014, презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Конспект урока по математике решение уравнений на основе знания связи между компонентами и результатами умножения и дел83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Структура урока «Открытие нового знания»

Дата: 14.09.2020 ФИО учителя Сайфутдинова Разифа С.

Школа:МОУ Курмановская СШ ФИ студента Сайфуллина Эвелина Р.

Класс:3 ФИО методиста Дрокина М.В.

КОНСПЕКТ УРОКА по математике

Тема: Решение уравнений на основе знания связи между компонентами и результатами умножения и деления

Цели деятельности учителя: развивать умения решать уравнения; закреплять вычислительные навыки, умение решать задачи изученных видов.

  • научатся выполнять проверку умножения делением;
  • читать равенства, используя математическую терминологию;
  • решать уравнения, решать задачи изученных видов.
  • формируют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью;
  • формируют учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Тип урока: « открытие» нового знания

Оборудование: УМК «Школа России» учебник Математика: 3 класс, 2 часть, М.И. Моро «Просвещение» 2014, презентация

Методы и приемы

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

I.Этап самоопределения к деятельности

Словесный : слово учителя

— Здравствуйте ребята, меня зовут Эвелина Ринатовна и сегодня я, проведу у вас урок математики. Итак, давайте проверим готовность к уроку. У вас на парте должны быть учебник, рабочая тетрадь, тонкая тетрадь, линейка, карандаш, ручка.

— Сейчас сядут те, кто готов к уроку и хочет научиться новому.

— Откройте ваши тетради, отступите 4 клетки вниз и запишите число: сегодня 12 февраля классная работа.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

Садятся, записывают число и классная работа.

Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

II.Актуализация знаний и мотивация

Практический: выполнение упражнений (устный счет)

— А начнем мы наш урок с решения логической задачи, послушайте меня внимательно. Напоминаю, что отвечаем мы по поднятой руке.

На лугу паслись 4 козы.Белых в трое больше чем черных.

— Сколько белых и сколько черных коз паслось на лугу

— Теперь мы проверим, как хорошо вы умеете считать в уме.

1 вариант решает 1 цепочку. 2 вариант решает 2 цепочку.

1 цепочка-136 2 цепочка-400

— Молодцы, вы справились с этим заданием

Устно решают задачи.

Проверяют свои знания

(1 черная и 3 белых)

(1 цепочка-136;2 цепочка-400)

Регулятивные: осуществлять само- и взаимоконтроль учебной деятельности.

III. Постановка учебной задачи

Словесный : ответы на вопросы.

Практический: решение выражения

-Ребята, перед вами равенства вставьте пропущенное число.

*6=72(12*6=72)

-Как проверить правильность ваших вычислений?

-Совпал ли ваш ответ с числом в окошке?

-Какой вывод можно сделать?

-Вставьте пропущенные числа и проверьте

: 5=15 36: =12

-Как проверить правильность выполнения деления?

— Замените в выражениях окошки на буквы. Что получится?

— Как вы думаете, значит, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

— Верно, Молодцы, тема нашего урока «Решение уравнений на основе знания связи между компонентами и результатами умножения и деления».

— Ребята, а какие цели поставим на уроке?

Ищут пути решения выражения, учатся объяснять ход своих мыслей.

( Произведение 72 разделить на множитель 6)

(Чтобы проверить, правильно ли выполнено умножение, надо произведение разделить на один из множителей и посмотреть, получится ли в ответе второй множитель)

Размышляют над темой урока и учебной деятельностью.

(Сегодня на уроке мы будем решать уравнения)

(1 равенство; надо частное умножить на делитель

2 равенство: надо делимое разделит на частное)

(познакомиться с уравнениями, научится решать и применять свои знания)

Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности;

волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

IV. Открытие нового знания

— Ребята, открывайте учебник на странице 20 посмотрите на уравнения.Объясните решения уравнений и проверку. 1 уравнение нам объясняет Вика, 2 Слава, 3 Семен. Молодцы!

-Как проверили правильность решения (проверка)

— Посмотрите на задание под номером 1 , что мы должны сделать? (решить уравнения с объяснением.) — Все работают в тетрадках, а Коля выходит к доске и объясняет нам первое уравнение, обращаю ваше внимание, что вы можете смотреть на образец решения уравнений, который мы только что с вами разобрали, остальные примеры Коля решает у доски вы в тетради самостоятельно. Затем сверим решение.

— А мы переходим к заданию под номер 2 , выполним мы его устно.

— Начинаем читать с первого ряда. Отвечаем по поднятой руке.

Усваивают новую информацию

Анализируют и решают уравнения

Самостоятельно выполняют упражнение

Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге.

Регулятивные: осуществлять самоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата;

контроль, коррекция, оценка; волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Познавательные: рефлексия способов и условий действий;

контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

V. Первичное закрепление

Практический: выполнение упражнений

— Прежде чем начать работу в парах посмотрите на доску. Перед вами этапы решения уравнения. Но, по-моему, вся последовательность нарушена. Ее надо восстановить

— Кто может выйти и исправить алгоритм?

— А сейчас используя этот алгоритм, выполним задание

— Составить из данных чисел уравнение и решить их, объясняя друг другу в парах.

36, 12, 3, Х. (на слайде)

— Если кто-то сомневается, можете сверить с образцом. (на слайде)

Групповая работа с самопроверкой

— Сейчас мы поделимся на группы по 4 человека.

— У каждой группы на столах карточки с заданиями.

1группа — Выпишите только те уравнения, в которых значения Х=6

2 группа — Запишите уравнения, которые решаются делением

3 группа — Сравни уравнения каждой пары и, не вычисляя, подчеркни те, где значение Х будет больше.

19*Х=57 40: Х=4 Х:3=18

19*Х=76 40: Х=8 Х:3=24

4 группа – Выпишите только те уравнения, в которых значения Х= 7

5 группа -Выпишите только те уравнения, в которых значения Х=6

6 группа- — Запишите уравнения, которые решаются делением

— Теперь сверим с образцом (на слайде)

— Теперь встанет та группа, у которой ответы совпали с образцом.

Восстанавливают запись алгоритма.

1. Вспомнить компоненты действия данного уравнения.

2. Определить неизвестный компонент.

3. Вспомнить правило нахождения неизвестного компонента.

Работают в парах

Познавательные : извлекают необходимую информацию из текста, используют знаково – символические средства, осознанно и произвольно строят речевое высказывание, используют математические термины, символы и знаки.

Регулятивные: осуществляют поиск средств для решения учебной задачи.

Коммуникативные: могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса

VI. Самостоятельная работа с проверкой

Практический: выполнение упражнений

Самостоятельная работа с взаимопроверкой

— Ребята, давайте посмотрим номер 3.

— Что нам известно?

— Что нужно найти?

-Как мы это найдём?

1 таблицу проговариваем устно.

— А теперь ребята, 2-ю таблицу решаем самостоятельно, записываем в виде примера.

— Кто закончит решать, руку на локоток.

— Теперь обменяйтесь тетрадями, посмотрите на слайд и сравните с образцом, возле каждого правильного решения поставьте +.

— Если все верно, то нарисуйте зеленый кружок, если есть одна ошибка, то желтый кружок, если все неверно, красный кружок.

— А сейчас поднимут руки те, у кого зеленый кружок, желтый, красный.

— Замечательно, ребята, вы отлично справились!

В 1-м столбике дано значение 1-го множителя и значение произведения 1-го и 2-го множителей, найти значение 2-го множителя; во 2-м столбике дано значение 2-го множителя и значение произведение 1-го и 2-го множителей, найти значение 1-го множителя; в 3-м столбике дано значение 1-го множителя и значение произведения 1-го и 2-го множителей, найти 2-й множитель)

Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге.

Регулятивные: осуществлять взаимоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата;

контроль, коррекция, оценка; волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

VII. Включение в систему знаний

Практический: выполнение упражнений

А сейчас ребята, мы с вами поработаем с задачей под номером 4. Маша прочитай, пожалуйста, нам задачу.

-О чем говорится в задаче?

-Прочитайте вопрос задачи?

-Какой способ краткой записи лучше выбрать? (таблицу) Вика, выходи к доске запиши таблицу.

— Как будут называться столбцы и строки таблицы?

-Что такое 19 человек? (кол-во туристов)

-Что такое 2 и 3 банки? (кол-во банок на человека)

-Что надо узнать в задаче? (сколько всего банок взяли?)

— Как можно найти сколько всего взяли банок?

-Какими действиями будем решать? Каким выражением запишем?

Запишите первый способ решения и ответ.

— А кто догадался, как можно эту задачу решить другим способом?

. Какими действиями будем решать? Каким выражением запишем? Запишите второй способ решения и ответ.

— Какой способ удобнее?

— Ребята, а можно ли решение данной задачи записать в виде уравнения?

— А кто может выйти и записать решение этой задачи в виде уравнения?

Математика. 3 класс

Конспект урока

Математика 3 класс

Урок № 45. Решение уравнений на основе связи между

результатами и компонентами умножения и деления

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  1. Какие правила помогают решать уравнения? на основе взаимосвязи между
  2. Как связаны результаты и компоненты умножения и деления?
  3. Как проверить правильность решения уравнения?

Глоссарий по теме:

Уравнение – это равенство, содержащее переменную, значение которой надо найти

Множитель – это компонент умножения.

Произведение – это результат умножения и выражение а * b.

Делимое – компонент деления, число которое делят.

Делитель – компонент деления, число на которое делят.

Частное – это результат действия деления, а также выражение а : b

Обязательная литература и дополнительная литература:

  1. Моро М. И., Бантова М. А. и др. Математика 3 класс. Учебник для

общеобразовательных организаций М.; Просвещение, 2017. – с. 20.

  1. Математика. 3 класс. Часть 2. / Л. Г. Петерсон. – М.: Ювента, 2013 – 96 с.: ил. с. 77.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Неизвестное число в математике обозначают буквой латинского алфавита, например икс. В математике такое равенство с переменной называют уравнение. Уравнение – это равенство, содержащее переменную, значение которой нужно найти, чтобы равенство было верным.

Если в уравнении неизвестен делитель, то, чтобы найти делитель, нужно делимое разделить на частное.

Если в уравнении неизвестно делимое, то, чтобы его найти, нужно делитель умножить на частное.

Если в уравнении неизвестен множитель, то, нужно произведение разделить на известный множитель.

Выполним тренировочные задания

№1. Выберите уравнение из предложенных равенств:

Ответ: х ∙ 5 = 40 – уравнение.

№2. К каждому уравнению первого столбца подберите соответствующее значение х.

№3. Выделите цветом уравнения, которые решаются делением.

№ 4. Расшифруйте фамилию писателя, расставляя ответы в порядке возрастания:

ГДЗ учебник по математике 3 класс Петерсон. 32 урок. Формула деления с остатком. Номер №13

Реши уравнения с комментированием по компонентам действий:
а) 14 − 81 : x = 5 ;
б ) (y − 3 ) : 5 = 30 ;
в ) (m * 4 + 6 ) : 9 = 2 ;
г) ( 48 : t + 7 ) * 6 = 90 .

Решение а

14 − 81 : x = 5
Чтобы найти неизвестное вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность:
81 : x = 14 − 5
81 : x = 9
Чтобы найти неизвестный делитель, нужно делимое разделить на частное:
x = 81 : 9
x = 9

Решение б

(y − 3 ) : 5 = 30
Чтобы найти делимое, нужно частное умножить на делитель:
y − 3 = 30 * 5
y − 3 = 150
Чтобы найти уменьшаемое, нужно к разности прибавить вычитаемое:
y = 150 + 3
y = 153

Решение в

(m * 4 + 6 ) : 9 = 2
Чтобы найти неизвестное делимое, нужно частное умножить на делитель:
m * 4 + 6 = 2 * 9
m * 4 + 6 = 18
Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое:
m * 4 = 18 − 6
m * 4 = 12
Чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение поделить на известный множитель:
m = 12 : 4
m = 3

Решение г

( 48 : t + 7 ) * 6 = 90
Чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение поделить на известный множитель:
48 : t + 7 = 90 : 6
48 : t + 7 = 15
Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое:
48 : t = 15 − 7
48 : t = 8
Чтобы найти неизвестный делитель, нужно делимое разделить на частное:
t = 48 : 8
t = 6


источники:

http://resh.edu.ru/subject/lesson/3872/conspect/

http://reshalka.com/uchebniki/3-klass/matematika/peterson/846