Уравнения с отрицательными числами 6 класс никольский

Математика. 6 класс

Конспект урока

Отрицательные целые числа

Перечень рассматриваемых вопросов:

  • Понятие об отрицательных целых числах.
  • Применение отрицательных чисел.
  • Решение различного типа заданий с отрицательными числами.

Ряд целых чисел образуют натуральные числа, целые отрицательные числа и число ноль.

Ряд целых чисел является бесконечным множеством, а часть этого ряда – все целые числа, заключённые между каким-нибудь двумя заданными целыми числами, – является конечным множеством.

Справа от числа 0 в этом ряду расположены числа, которые называются натуральными или целыми положительными.

Слева от числа 0 в этом ряду расположены числа, которые называют целыми отрицательными.

Число 0 не является ни положительным, ни отрицательным числом.

  1. Никольский С. М. Математика. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений // С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н.Н. Решетников и др. — М.: Просвещение, 2017. — 258 с.
  1. Чулков П. В. Математика: тематические тесты. 5-6 кл. // П. В. Чулков, Е.Ф. Шершнёв, О.Ф. Зарапина. — М.: Просвещение, 2009. — 142 с.
  2. Шарыгин И.Ф. Задачи на смекалку: 5-6 кл. // И.Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин. — М.: Просвещение, 2014. — 95 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Отрицательные целые числа.

На рисунке термометр показывает 10 °C. Если температура понизится на 5 °C, то термометр будет показывать 5 °C. Уменьшение температуры соответствует действию вычитания:

Если температура понизится на 10 °C, то термометр будет показывать 0 °C. Уменьшение температуры соответствует действию вычитания:

Если же температура понизится на 12 °C, то термометр покажет – 2 °C (2 градуса мороза).

Но результат вычитания 10 – 12 нельзя записать с помощью натуральных чисел и нуля, хотя он имеет реальный смысл.

Проиллюстрируем вычитание на ряде целых неотрицательных чисел:

Отсчитать в ряду натуральных чисел и нуля от числа 10 влево 12 чисел нельзя.

Расширим ряд неотрицательных целых чисел.

Влево от нуля запишем, справа налево по порядку, все натуральные числа, добавляя к каждому из них знак «–», показывающий, что это число стоит слева от нуля.

…, – 6, – 5, – 4, – 3, – 2, – 1, 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, …

Записи – 1, – 2, – 3, … читают «минус 1», «минус 2», «минус 3» и т. д.

Полученный ряд чисел называется рядом целых чисел.

Ряд целых чисел:

…, – 6, – 5, – 4, – 3, – 2, – 1, 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, …

Точки слева и справа в этой записи означают, что ряд можно продолжать неограниченно вправо и влево.

Справа от числа 0 в этом ряду расположены числа, которые называются натуральными или целыми положительными.

Слева от числа 0 в этом ряду расположены числа, которые называются целыми отрицательными.

Число 0 не является ни положительным, ни отрицательным числом. Оно разделяет положительные и отрицательные числа.

…, – 6, – 5, – 4, – 3, – 2, – 1, 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, …

Ряд целых чисел образуют натуральные числа, целые отрицательные числа и число нуль.

Ряд целых чисел является бесконечным множеством, а часть этого ряда – все целые числа, заключённые между какими-нибудь двумя заданными целыми числами, – является конечным множеством.

– 2, – 1, 0, 1, 2, 3, 4 – конечное множество.

Стрекоза может перелететь с любого целого числа только на соседнее целое число. Какое наименьшее количество полётов ей понадобится совершить, чтобы с числа – 5 попасть на число 8?

Стрекоза может перелетать только на соседнее целое число, значит от – 5 до 8 нужно:

Ответ: 13 – полётов.

Разбор заданий тренировочного модуля

Тип 1. Единичный выбор.

Утром температура воздуха была + 9˚ и к 12:00 понизилась на 10˚. Какой стала температура воздуха?

Варианты ответов: – 19, + 19, – 1, – 1

Тип 2. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте.

Сколько целых чисел расположено правее числа – 8, но левее числа 2?

…, – 8, __, __, __, __, __, __, __, __, __, 2, …

Распишем числа, которые располагаются в ряду целых чисел, между заданными числами:

…, – 8, – 7, – 6, – 5, – 4, – 3, – 2, – 1, 0, 1, 2, … Посчитаем их количество.

Урок по математике для 6 класса «Отрицательные целые числа» по учебнику Никольский С.М.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Тема: Отрицательные целые числа

Цель: ввести понятие отрицательного числа, его расположения в ряде целых чисел и на координатной оси; формировать умения определять с помощью показаний термометра разницу температур; иллюстрировать на ряде неотрицательных чисел вычитание

Актуализация опорных знаний

Работа по карточкам в парах. Найдите координаты точек.

Какие числа вам знакомы? Назовите примеры.

Изучение нового материала.

Сегодня мы с вами познакомимся с новыми числами. Окружающий мир настолько сложен и разнообразен. Натуральных и дробных чисел бывает недостаточно, чтобы измерить некоторые величины, описать многие события. Давайте посмотрим на числа -5, +3.

Вы можете назвать эти числа?

В каких случаях мы часто ими пользуемся? (когда говорим о погоде).

Ребята, какое время года сейчас? Чем отличается погода летом и зимой? А как вы узнали, что на улице холодно? С помощью какого прибора? Давайте рассмотрим термометр. Что изображено на термометре? Как расположены числа?

Работа с учебником стр. 45 п. 2.1, рис. 28.

Положительные и отрицательные числа используются не только в математике, но и в географии. Ученые и географы к ХХ веку исследовали практически всю Землю. Кроме изучения поверхности Земли были еще изучены глубины моря.

Если нужно измерить высоту горы или глубину океана, от какой точки надо начинать отсчет? (от уровня воды океана)

Если представить это в виде вертикальной шкалы, то нулевая точка это и есть уровень воды океана. В каком направлении будут измеряться высоты гор? Какими числами? (положительными)

Какую самую большую положительную величину на Земле вы знаете? (вершина Джомолунгма +8848 м)

В каком направлении будут измеряться глубины океана? Какими числами? (отрицательными). Какую самую большую отрицательную величину вы знаете ? (Марианская впадина -11034 м )

Работа в тетради

Запись положительных и отрицательных чисел под диктовку:

Самое низкое место поверхности суши – побережье Мертвого моря 402 м.

Самый высокий действующий вулкан – Килиманджаро 5895 м.

Самое древнее и самое глубокое озеро – Байкал 1620 м.

Самая низкая отметка на территории России – Прикаспийская низменность 28 м.

Изображение целых чисел на координатной оси

Проведём прямую. Отметим на ней точку 0 (ноль) и примем эту точку за начало отсчёта.

Укажем стрелкой направление движения по прямой вправо от начала координат. В этом направлении от точки 0 будем откладывать положительные числа.

То есть положительными называют уже известные нам числа, кроме нуля. Иногда положительные числа записывают со знаком «+». Например, «+8».

Для краткости записи знак «+» перед положительным числом обычно опускают и вместо «+8» пишут просто 8.

Поэтому «+3» и «3» — это одно и тоже число, только по разному обозначенное.

Выберем какой-либо отрезок, длину которого примем за единицу и отложим его несколько раз вправо от точки 0. В конце первого отрезка записывается число 1, в конце второго — число 2 и т.д.

Отложив единичный отрезок влево от начала отсчёта получим отрицательные числа: −1; −2; и т.д.

Отрицательные числа используют для обозначения различных величин, таких как: температура (ниже нуля), расход — то есть отрицательный доход, глубина — отрицательная высота и другие.

Как видно из рисунка, отрицательные числа — это уже известные нам числа, только со знаком «минус»: −8; −5,25 и т.д.

Числовую ось обычно располагают горизонтально или вертикально. Если координатная прямая расположена вертикально, то направление вверх от начала отсчёта обычно считают положительным, а вниз от начала отсчёта — отрицательным. Стрелкой указывают положительное направление.

Прямая, на которой отмечено:

начало отсчёта (точка 0);

стрелкой указано положительное направление;

называется координатной прямой или числовой осью.

«Где-то есть страна Математика. В этой стране живут числа, знаки, выражения. В городе «+» живут – положительные числа, а в городе «- »

живут – отрицательные числа. Правит этим государством король Ноль I. Однажды приползла к ним госпожа прямая и сказала: «Я мечтаю посмотреть на ваше красивое государство с высоты. Помогите мне подняться, сама я не могу этого сделать, боюсь переломиться.»

Числа не отказали в помощи. Положительные числа встали и приподняли прямую справа, а отрицательные встали и приподняли прямую слева. Все бы хорошо, но прямая чуть не переломилась, не хватало одного числа. Позвали числа на помощь короля.. Выручил ноль: он встал между положительными и отрицательными числами по серединке, и сказал:

Я на шкале — число-граница,

Где встану я — там чисел штаб.

Я числам разрешаю разместиться,

На выбранной прямой:

О, направленье и масштаб.

Числа разместились как полагается от нуля, и стали показывать положение на прямой (координату точки), а прямая выбрала направление и масштаб. Но, как только приподнялась прямая, от восхищения видом сверху на красивое государства, не удержалась она и упала, придавила цифры, которые так и не смогли выбраться и остались служить Прямой навсегда.

Ноль стали называть началом отсчета и дали ему титул точки «О», а саму Прямую – координатной прямой. По сей день живет она в стране математики, но иногда заходит в гости и в другие страны: историю, географию и т. д.»

Закрепление нового материала.

Зададим координатную прямую, примем за единичный отрезок 1 клетку. Отметим на этой прямой точки А (2), B (-3), C (7), D (-9), E (6), F (4), M (-5).

Начертите горизонтальную прямую и отметьте на ней точки А и D так, чтобы

D была правее точки А и А D = 6 см. Отметьте точку O – начало отсчета, если А(1), а D (7).

А была левее точки D и расстояние между ними составляло 5 см. Отметьте точку O – начало отсчета, если А(-3), а D (2).

Самостоятельная работа (задания на карточках)

1. Начертите координатную прямую, приняв за единичный отрезок две клетки тетради. Отметьте на этой прямой точки А (2), B (-3), C (-1), D (3), E (-2), F (-6), M (-5).

2. Начертите горизонтальную прямую и отметьте на ней точку A . Правее точки A на расстоянии 3 см. отметьте точку B . Отметьте точку O – начало отсчета, если A (- 6), а B (- 3).

1. Начертите координатную прямую, приняв за единичный отрезок длину двух клеток тетради. Отметьте на этой прямой точки А (3), B (-4), C (2), D (1), E (-2), F (-3), M (-1).

2. Начертите горизонтальную прямую и отметьте на ней точки C и D так, чтобы D была правее точки C и CD = 5 см. Отметьте точку O – начало отсчета, если C (-2), а D (3).

Итоги урока. Рефлексия.

Над какой темой работали на уроке?

Что выполняли на уроке? Какие задания у вас вызвали затруднения? Почему? Что помогло выполнить задания? Что хотелось бы еще узнать?

Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Сформулируйте понятия положительного и отрицательного числа

№ 206 письменно, п. 2.1 читать, знать значения выделенных слов.

Сообщение на тему: «Где вы встречаетесь с отрицательными и положительными числами?»

1. Доход – расход

3. Выигрыш – проигрыш.

4. Изменение температуры воздуха.

5. Изменение уровня воды в реках.

6. Летоисчисление на уроках истории.

7. Высота над уровнем моря – глубина впадин на уроках географии.

1. Начертите координатную прямую, приняв за единичный отрезок две клетки тетради. Отметьте на этой прямой точки А (2), B (-3), C (-1), D (3), E (-2), F (-6), M (-5).

2. Начертите горизонтальную прямую и отметьте на ней точку A . Правее точки A на расстоянии 3 см. отметьте точку B . Отметьте точку O – начало отсчета, если A (- 6), а B (- 3).

1. Начертите координатную прямую, приняв за единичный отрезок длину двух клеток тетради. Отметьте на этой прямой точки А (3), B (-4), C (2), D (1), E (-2), F (-3), M (-1).

2. Начертите горизонтальную прямую и отметьте на ней точки C и D так, чтобы D была правее точки C и CD = 5 см. Отметьте точку O – начало отсчета, если C (-2), а D (3).

1. Начертите координатную прямую, приняв за единичный отрезок две клетки тетради. Отметьте на этой прямой точки А (2), B (-3), C (-1), D (3), E (-2), F (-6), M (-5).

2. Начертите горизонтальную прямую и отметьте на ней точку A . Правее точки A на расстоянии 3 см. отметьте точку B . Отметьте точку O – начало отсчета, если A (- 6), а B (- 3).

1. Начертите координатную прямую, приняв за единичный отрезок длину двух клеток тетради. Отметьте на этой прямой точки А (3), B (-4), C (2), D (1), E (-2), F (-3), M (-1).

2. Начертите горизонтальную прямую и отметьте на ней точки C и D так, чтобы D была правее точки C и CD = 5 см. Отметьте точку O – начало отсчета, если C (-2), а D (3).

1. Начертите координатную прямую, приняв за единичный отрезок две клетки тетради. Отметьте на этой прямой точки А (2), B (-3), C (-1), D (3), E (-2), F (-6), M (-5).

2. Начертите горизонтальную прямую и отметьте на ней точку A . Правее точки A на расстоянии 3 см. отметьте точку B . Отметьте точку O – начало отсчета, если A (- 6), а B (- 3).

1. Начертите координатную прямую, приняв за единичный отрезок длину двух клеток тетради. Отметьте на этой прямой точки А (3), B (-4), C (2), D (1), E (-2), F (-3), M (-1).

2. Начертите горизонтальную прямую и отметьте на ней точки C и D так, чтобы D была правее точки C и CD = 5 см. Отметьте точку O – начало отсчета, если C (-2), а D (3).

Урок математики в 6 классе по теме «Уравнения»

Разработка урока по теме «Уравнения» по учебнику Мактематика, 6 класс, авторы: С.М. Никольский, М.К. Потапов и др.

Просмотр содержимого документа
«Урок математики в 6 классе по теме «Уравнения»»

Образовательная: повторить и обобщить знания учащихся о содержании понятия «уравнение», «корень уравнения» и связать с ними понятие и способы решения уравнения; формировать умения и навыки решения уравнений с одной переменной;

Развивающая: развивать творческую активность, инициативу, самостоятельность, взаимопомощь при решении уравнений. Формировать универсальные учебные действия (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные);

Воспитывающая: воспитывать познавательный интерес к предмету, элементы культуры общения.

Тип урока: Комбинированный.

Оборудование: классная доска, таблица, учебник, опорные листы, тесты, карточки-задания.

Математика. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин.

Изд.5-е. — М.Просвещение, 2016 г.

Планируемые образовательные результаты:

Определения уравнения, корня уравнения, линейного уравнения;

Правило переноса слагаемых из одной части уравнения в другую;

Правило умножения (деления) на одно, и тоже число, не равного нулю;

Применять на практике общие приемы решения линейных уравнений с одной переменной.

Универсальные учебные действия:

Принимать учебную задачу;

Самостоятельно или в сотрудничестве с учителем и одноклассниками формулировать цель учебной деятельности;

Адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Осознавать познавательную задачу;

Строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

Читать и слушать, извлекая нужную информацию, выполнять учебно-познавательные действия.

Вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе;

Задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формировать собственные мысли, высказывать свою точку зрения;

Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

Уметь ясно, точно и грамотно излагать свои мысли.

Учитель задает вопрос, а учащийся дает ответ в графическом изображении:

означает, что ученик согласен с данной формулировкой;

— означает, что ученик не согласен с данной формулировкой.

1. Чтобы сложить два отрицательных числа, надо: 1) сложить их модули; 2) поставить перед полученным числом знак «+».

1. Чтобы сложить два числа с разными знаками, надо: 1) из большего модуля вычесть меньший; 2) поставить перед полученным числом знак числа, модуль которого больше.

2. Произведение двух отрицательных чисел есть число положительное.

2 Частное от деления двух отрицательных чисел есть число отрицательное.

3. Частное от деления двух чисел с разными знаками есть число положительное.

3. Произведение двух чисел с разными знаками есть число отрицательное.

4. Чтобы привести подобные слагаемые, надо сложить их коэффициенты и результат умножить на общую буквенную часть.

4. Корни уравнения не изменяются, если какое-нибудь слагаемое перенести из одной части уравнения в другую, изменив при этом его знак.

5.Если перед скобкой стоит знак «+», то надо поменять знаки всех слагаемых на противоположные.

5.Если перед скобкой стоит знак «-«, то знаки слагаемых оставить без изменения.

Учащиеся сдают листочки с ответами, учитель показывает варианты правильных ответов.

. Работа с карточками.

Каждому ученику раздается карточка, в которой нужно поставить крестик напротив того числа, ответ которого считают верным.


источники:

http://infourok.ru/urok-po-matematike-dlya-klassa-otricatelnie-celie-chisla-po-uchebniku-nikolskiy-sm-499781.html

http://multiurok.ru/files/urok-matematiki-v-6-klasse-po-teme-uravneniia.html