Урок по теме: «Уравнения с параметрами». 11-й класс
Разделы: Математика
Класс: 11
Цели:
- Знать, что такое уравнение с параметрами, что значит решить такое уравнение.
- Уметь решать простейшие уравнения с параметрами.
- Развивать интерес к заданиям исследовательского характера.
Ход урока
1. Организация урока.
На классной доске — дата, тема урока, оформлены записи (элементы опорного конспекта), опорный конспект по повторению, задачи для устной работы.
На рабочих местах учащихся – опорные конспекты, карточки с заданиями.
Урок начинается с приветствия. Объявляется тема урока и задачи. Нацелить учащихся на важность изучаемого материала не только для подготовки к экзаменам в школе, но и при подготовке к поступлению в вузы.
2. Устные упражнения.
1) Определите тип уравнения. Сколько корней у него может быть? Решите его.
а) 3х – 6 = 0, 0х = 5, 0х = 0.
Работа с опорным конспектом по повторению:
ах = в — линейное
а 0 х = — один корень,
а = о, в 0 — нет корней,
а = 0, в = 0 — х – любое число.
б) 2х 2 – 3х + 6 = 0
Д 2 + вх + с = 0 , а 0 — квадратное
1. Если Д > 0, то 2 корня,
2. Если Д = 0, то 1 корень,
3. Если Д 0,
— х при х 2 + вх + с = 0 и 2х 2 –3х+6 = 0?
(Ответ учащихся: в первом и третьем уравнениях не числовые коэффициенты).
Учитель: Действительно, в уравнениях ах = в и ах 2 + вх + с = 0 не числовые коэффициенты, а буквенные. Именно такие уравнения и станут предметом нашего изучения на уроке. Работать будем с опорными конспектами.
3. Изучение нового материала.
1) Определение. Уравнение, в котором помимо переменной содержится буквенное выражение, называется уравнением с параметрами.
Примеры: аx + в = 0 (x – переменная, а и в – параметры),
аx 2 + вx + с = 0 (x – переменная, а, в и с – параметры).
2) Чаще всего встречаются две постановки задач.
Первая: для каждого значения параметра найти все решения заданного уравнения.
Вторая: найти все значения параметра, при каждом из которых решения уравнения удовлетворяют заданным условиям.
Пример: (а – 2)х 2 + 3х – 4 = 0
Первая постановка задачи: решите уравнение. Это значит, что для каждого значения параметра а, необходимо найти решения.
Вторая постановка задачи: при каких значениях параметра а уравнение имеет два различных корня.
Определение. Решить уравнение с параметром – значит, для любого допустимого значения параметра найти множество всех корней заданного уравнения.
Решение уравнений. (Работа с опорными конспектами. Учащиеся привлекаются к поиску ответов).
1). Простые уравнения без ветвлений:
а) x – а = 0 Ответ: при а ( — , + ) х = а.
б) 5x = а Ответ: при а ( — , + ) х = .
в) x : 2 = а Ответ: при а (- , + ) х = 2а.
г) [x] = [а] Ответ: при а (- , + ) х = ± а.
д) x 3 = а Ответ: при а (- , + ) х = .
2). Простые уравнения с ветвлениями:
а) аx = 10 Ответ: при а 0 х = , при а = 0 решений нет.
б) 0x = а Ответ: при а 0 корней нет, при а = 0 х – любое число.
в) [х] = а Ответ: при а о х = а.
Решение г). Если а 2 – 4 0, т.е. а ± 2, то х = .
При а = -2 уравнение имеет вид: 0х = -4, т.е. не имеет корней.
При а = 2 исходное уравнение принимает вид: 0х = 0, т.е. х – любое число.
Ответ: при а ± 2 х = ,
при а = — 2 корней нет,
при а = 2 х – любое число.
(Обратить внимание учащихся на тот факт, что при решении данного уравнения получили исключение для параметра. В таких случаях необходимо делать проверку (испытание) для каждого исключения: подставить значение параметра в исходное уравнение и решить его).
4. Закрепление. (Коллективный поиск решения, оформление решения на доске и в тетрадях учащихся).
= 1
Решение: х 2, тогда а = х – 2 или х = а + 2.
Найдем а, при котором х = 2
Итак, при а = 0 х = 2, но это посторонний корень.
Ответ: при а = 0 корней нет, при а 0 х = а + 2.
2) (а – 2)х 2 + 3х – 4 = 0.
(Обратить внимание учащихся на то, что в ходе решения уравнения 1) появилось исключение для х. В таком случае необходимо найти значение параметра, при котором есть исключение для переменной).
Повторить основные этапы решения уравнений с параметрами.
Домашнее задание: опорный конспект и решение уравнений (примерный набор заданий – карточки).
2) = 0,
Урок алгебры и начал анализа на тему «Уравнения и неравенства с параметрами», 11 класс
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Уравнения и неравенства с параметрами
систематизировать и обобщить знания о решении уравнения с параметром;
показать основные приемы решения таких уравнений.
Развивающая: расширить и углубить изучение различных приемов решения уравнений с параметром.
Воспитательная: показать значимость зависимости ответа в задаче с параметром от выбранного значения параметра.
Введение . Вступительное слово учителя .
Уравнения стали привычной частью вариантов вступительных экзаменов ЕНТ.
Уравнения с параметром вызывают серьезные трудности логического характера.
Каждое такое уравнение – это, по существу, краткая запись семейства уравнений. Ясно, что выписать каждое уравнение из бесконечного семейства невозможно, но тем не менее каждое из них должно быть решено. Поэтому возникает необходимость в рассмотрении системы понятий и поиске методов решения уравнений с параметрами (линейных, рациональных и т.д.)
Пусть дано уравнение F(х;а) = 0. Если придать параметру а какое – либо фиксированное значение, то данное уравнение можно рассматривать как «обычное» уравнение с одной переменной.
Поставим задачу : Выяснить, какой может быть ситуация при выбранном значении параметра?
Работа с учащимися в диалоговом режиме.
Итак, при выбранном значении параметра возможна одна из ситуаций;
Уравнение (система):
не имеет смысла;
не имеет корней (решений);
имеет одно, два, три….. корня (решения);
имеет бесконечное множество (решений).
Таким образом, ответ в задаче с параметром существенно зависит от выбранного значения а.
Обозначим основные проблемы:
Установить основные понятия уравнений с параметрами.
Для каждого вида уравнений школьного курса математики установить общий метод решения соответствующих уравнений с параметрами – единый как для одного, так и для двух параметров.
Рассмотреть примеры заданий на исследование уравнений.
Каково установление числа корней уравнений.
Нахождение общего корня двух уравнений – в чем его суть?
I этап – решение первой проблемы .
Работа с учащимися в диалоговом режиме .
Какие вопросы вы себе определите для установления основных понятий?
Что такое задача с параметром?
Что является областью допустимых значений параметра?
Что значит решить задачу с параметром?
Сколько видов задач с параметрами существует?
Что необходимо учитывать при их решении?
Появляется слайд и конспект
— Задача с параметром – это множество задач, каждая из которых получается из условия подстановкой конкретного значения параметра.
— Область допустимых значений параметра – это множество значений параметра, при подстановке которых получается задача, имеющая смысл.
— Решить задачу с параметром означает для любого допустимого значения параметра найти множество всех решений данной задачи.
— Рассматривать мы с вами будем задачи с параметром двух основных типов.
В задачах I типа требуется для каждого значения параметра решить задачу.
Для этого необходимо:
разбить ОДЗ параметра на части, на каждой из которых задачу можно решить одним и тем же способом;
на каждой из полученных частей решить задачу.
В задачах II типа требуется найти все значения параметра, при которых выполнены те или иные заданные условия.
— Ответ в задаче с параметром – это описание множества ответов к задачам, полученных при конкретных значениях параметра.
1) Решить уравнение а (а – 1) = а – 1.
Решение . Перед нами линейное уравнение, имеющее смысл при всех допустимых значениях а. Будем решать его «как обычно»: делим обе части уравнения на коэффициент при неизвестном. Но всегда ли возможно деление?
Делить на ноль нельзя. Придется рассмотреть отдельно случай, когда коэффициент при неизвестном равен о. Получим:
а = 1, тогда уравнение примет вид 0·х = 0, где х – любое число;
а = 0, тогда 0∙х = — 1 – уравнение корней не имеет;
а 0, а 1, тогда а (а – 1)·х = а – 1 х = .
Ответ: 1) если а 0, а 1, то х = ;
2) если а = 1, то х – любое число;
3) если а = 0, то корней нет.
2) Решить уравнение (а – 1)х 2 + 2 (2а – 1)х + 4 а + 3 = 0.
Решение . Рассмотрим два случая:
а = 1 – получим линейное уравнение 2х + 7 = 0, откуда х = — 3,5;
а 1 – получим квадратное уравнение.
Рассмотрим дискриминант: D = (2а – 1) 2 – (а – 1)(4а + 3) = — 3а + 4.
Далее, если а > , то D
Если же а , то х 1,2 = .
Ответ: 1) если а > , то корней нет;
2) если а = 1, то х = — 3,5;
3) если а и а 1, то х 1,2 = .
II этап – решение второй проблемы .
Рассмотрим способ классификации частных уравнений с помощью модели общих решений.
Появляется слайд.
Например. В рациональном уравнении функция f 1 (а) = является общим решением для тех значений параметра, для которых . Поскольку
общее решение уравнения на А f1 = >.
Функция f 2 (а) = есть общее решение уравнения на множестве А f2 = .
Построим модель общих решений в следующем виде
На модели выделяем все типы частных уравнений: ; ; .
Итак, на примерах рассмотрены основные понятия уравнений с параметрами: область допустимых значений; область определения; общие решения; контрольные значения параметров; типы частных уравнений.
На базе введенных параметров определим общую схему решения всякого уравнения F(а;х) = 0 с параметром а (для случая двух параметров схема аналогична):
устанавливается область допустимых значений параметра и область определения;
определяются контрольные значения параметра, разбивающие область допустимых значений параметра на области однотипности частных уравнений;
для контрольных значений параметра соответствующие частные уравнения исследуются отдельно;
находятся общие решения х = f 1 (а), …, f k (а) уравнения F(а;х) =0 на соответствующих множествах А f1 , ……, А fk значений параметра;
составляется модель общих решений, контрольных значений параметра в следующем виде (на слайде);
на модели выделяются промежутки значений параметра с одинаковыми решениями (области однотипности);
для контрольных значений параметра и выделенных областей однотипности записываются характеристики всех типов частных решений.
III этап – примеры заданий на исследование уравнений.
Рассмотрим примеры решения задач с параметрами 2 типа.
Особенно часто встречаются задачи на расположение корней квадратного уравнения. При их решении хорошо «работают» графические иллюстрации. Расположение корней относительно заданных точек плоскостью определяется направлением ветвей соответствующей параболы, координатами вершины, а также значениями в заданных точках.
1) При каких значениях параметра а уравнение (а 2 + а + 1)х 2 + (2а – 3)х + а – 5 = 0 имеет два корня, один из которых больше 1, а другой меньше 1?
Решение . Пусть f(х) = (а 2 + а + 1)х 2 + (2а – 3)х + а – 5. Так как а 2 + а + 1 >0, то для квадратичной функции f(х) условие задачи может выполняться только при условии f (х)
Решая неравенство f(1) = а 2 + 4а – 7 .
Ответ : -2 — .
2) При каких значениях параметра m корни уравнения (m – 1)х 2 – 2mх + m + 3 = 0 положительны?
Решение . Пусть f(х) = (m-1)х 2 — 2 mх + m + 3 тогда:
1) если, m = 1,то -2х + 4=0, х= 2- корень положителен;
2) если m 1, то с помощью рисунка можно получить следующие соотношения:
Рассмотрим 2 случая:
1) если 1,5 m > 0, тогда из 2 и 3 неравенств последней системы получим, что m > 1, т.е. окончательно 1,5 m > 1;
2) если m 0 получим, что m-1
Ответ : m (- ; -3)
IV этап — рассмотрим задачи на установления числа корней уравнения.
Пример 1. При каких значениях параметра, а уравнение 2 cos 2 x – (2а + 9)cosx + 9а = 0 не имеет корней.
Решение. Пусть у = cosх, тогда исходное уравнение примет вид 2у 2 – (2 а + 9)у + 9а = 0, корни которого у 1 = а, у 2 = 4,5. Уравнение cosх = 4,5 корней не имеет, а уравнение cosх = а не имеет корней, если > 1.
Ответ : (- ; -1) (1; ).
Пример 2 . Найдите все значения параметра а, при которых уравнение не имеет корней.
Решение . Данное уравнение равносильно системе: .
Уравнение не имеет решения в двух случаях: а = и
Ответ: .
Пример 3 . При каких значениях параметра а уравнение имеет единственное решение?
Решение . Решение уравнения может быть единственным только, если х = 0. Если х = 0,то а 2 -1 = 0, и а = 1.
Рассмотрим 2 случая:
1) если а = 1, то х 2 — = 0 – корней три;
2). Если а = -1, то то х 2 + = 0, х = 0 — единственный корень.
Пример 4. При каких значениях параметра а уравнение имеет 2 корня?
Решение. Данное уравнение равносильно системе: . Выясним, когда квадратное уравнение х 2 – х – а = 0 имеет 2 неотрицательных корня.
Полученное уравнение имеет два корня, если 1+ 4а > 0; они неотрицательны, если
0 > а > — .
Ответ : (- ; 0] .
Во многих случаях при установлении числа корней уравнении имеет значение симметрия.
V этап — нахождение общего корня двух уравнений.
Пример 1. При каких значениях параметра а уравнение х 2 + 3х + 7а -21 =0 и х 2 +6х +5а -6 =0 имеют общий корень?
Решение. Исключим параметр а из полученной системы. Для этого первое уравнение умножим на -5, второе — на7, а результаты сложим. Получим: 2х 2 + 27х +63 =0, корни которого х 1 = -3, х 2 = -10,5. Подставим корни в одно из уравнений и найдем значение параметра а.
Ответ : 3 и – 8,25.
Пример 2. При каких значениях параметра а уравнение х 2 – ах + 2 = 0 и 3х 2 + (а — 9)х+ 3=0 равносильны?
Решение . Как известно уравнения равносильны, если множество их корней совпадают. Рассмотрим 2 случая.
1) Уравнения не имеют корней (множество корней пусто). Тогда их дискриминанты отрицательны:
Система неравенств решений не имеет.
2) Уравнения имеют общие корни. Тогда
Следовательно, данные уравнения могут иметь общие корни только при а = 3 или а = .
VI этап – геометрические интерпретации.
Решение задач с параметрами может существенно облегчить использование графиков.
Пример 1 . Решите уравнение в зависимости от параметра а: .
Решение. Понятно что при а 0:
.
Все ли корни подходят. Чтобы это выяснить, построим график функции а = .
Количество корней можно увидеть на рисунке:
если а = 0 и а > 0, то 2 корня.
Найдем эти корни.
При а = 0 получим х 2 – 2х – 3 = 0 и х 1 = -1, х 2 = 3; при а > 4 это корни уравнения х 2 – 2х – 3 – а = 0.
Если а = 4 – три корня:
Ответ : 1) если а
2) если а = 0, то х 1 = -1, х 2 =3;
3) если 0 1,2,3.4 = 1 ;
4) если а = 4, то х 1 = 1; х 2,3 = 1 ;
5) если а > 4, то х 1,2 = 1 .
Пример 2 . При каких значениях а уравнение имеет более двух корней?
Решение . Если подставить х = 0 в исходное уравнение, то получим 6 = 6, это означает, что х = 0 является решением уравнения при любом а.
Пусть теперь х 0, тогда можно записать . Выясним знаки выражений 2х + 3 и 2х – 3.
Раскроем модули: а = (1)
В плоскости х0а построим множество точек (х;а), координаты которых удовлетворяют соотношению (1).
Если а = 0, то уравнение имеет бесконечное множество решений на промежутке , при других значениях а число решений уравнения не превышает двух.
1) Решите уравнение: 0 · х = а
Ответы : а) при а ≠ 0, х = 1, при а = 0, х R
б) при а = 0, х R, при а ≠ 0 корней нет
в) при а = 0 нет корней, при а ≠ х =
1) Решить уравнение: а х = а.
Ответы : а) при а ≠ 0, х = 1, при а = 0, х R
б) при а = 0, х R, при а ≠ 0 корней нет
в) при а = 0 нет корней, при а ≠ х =
2) Решит уравнение: (в – 2)·х = 5 + в.
а) при в = 2 нет корней; при в ≠2, х = ;
б) при в = -2 нет корней, при в ≠-2 х =
в) при в = -1 нет корней, при а ≠ — 1
2) Решите уравнение (в + 1)·х = 3 – в .
а) при в = 2 нет корней; при в ≠2, х = ;
б) при в = -2 нет корней, при в ≠-2 х =
в) при в = -1 нет корней, при а ≠ — 1
3) При каких значениях параметра с уравнение имеет бесконечное множество решений?
Ответ : а) при с = -1, х R,
б) при с = 2, х R,
в) при с = — 1, х R,
3) При каких значениях параметра с уравнение имеет бесконечное множество решений?
Ответ : а) при с = -1, х R,
б) при с = 2, х R,
в) при с = — 1, х R,
4) При каких значениях параметра m уравнения не имеет решений?
.
Ответы : а) при m = 6 нет корней;
б) при m = 7 нет корней;
в) при m = 8 нет корней.
4) При каких значениях параметра m уравнения не имеет решений?
.
Ответы : а) при m = 6 нет корней;
б) при m = 7 нет корней;
в) при m = 8 нет корней.
5) Решить уравнение .
а) при а = 0 нет корней, при а ≠ 0 х = ;
б) при а = 0 нет корней, при а ≠ 0 х = ;
в) при а = 0 нет корней, а ≠ 0 х = — 2а.
5) Решить уравнение .
а) при а = 0 нет корней, при а ≠ 0 х = ;
б) при а = 0 нет корней, при а ≠ 0 х = ;
в) при а = 0 нет корней, а ≠ 0 х = — 2а.
6) При каких значениях параметра n уравнение имеет один корень?
а) при n = 0 х =1, при n = 2 х = 2, при n =2 х = ;
б) при n = 0 х = — , при n = 1 х = 2, при n = — 4 х = ;
в) при n= 0 х = — , при n = 1 х = — 2, при n =4 х = — .
6) При каких значениях параметра n уравнение имеет один корень?
а) при n = 0 х =1, при n = 2 х = 2, при n =2 х = ;
б) при n = 0 х = — , при n = 1 х = 2, при n = — 4 х = ;
в) при n= 0 х = — , при n = 1 х = — 2, при n =4 х = — .
1. На листке записать фамилию, номер варианта и код ответов.
2. Проверить правильность своего кода с ключом учителя.
Домашнее задание : решить самостоятельно:
1. При каких значениях а уравнение а = имеет более трех корней?
Ответ : а [3; 5).
2. При каждом значении параметра а решите уравнение = х – а.
Ответ : если а (- , решений нет
если а [- ] (- 3; 3], то х = ;
если а (- 3 ], то х = .
3. Сколько корней в зависимости от параметра а имеет уравнение n х = а?
Ответ : если а ( , то уравнение имеет два решения;
если а , то уравнение имеет одно решение;
если а ( — ; ), то уравнение не имеет решений.
Рефлексия . Выбери для себя цвет и определи
1) Предложенный тестовый контроль помог выявить результаты:
Что такое параметр? Простые задачи с параметрами
Одна из сложных задач Профильного ЕГЭ по математике — задача с параметрами. В ЕГЭ 2022 года это №17. И даже в вариантах ОГЭ они есть. Что же означает это слово — параметр?
Толковый словарь (в который полезно время от времени заглядывать) дает ответ: «Параметр — это величина, характеризующая какое-нибудь основное свойство устройства, системы, явления или процесса».
Хорошо, параметр — это какая-либо характеристика, свойство системы или процесса.
Вот, например, ракета выводит космический аппарат в околоземное пространство. Как вы думаете — какие параметры влияют на его полет?
Если корабль запустить с первой космической скоростью, приближенно равной 7,9 км/с, он выйдет на круговую орбиту.
Вторая космическая скорость, приближенно равная 11,2 км/с, позволяет космическому кораблю преодолеть поле тяжести Земли. Третья космическая скорость, приближенно равная 16,7 км/с, дает возможность преодолеть гравитационное притяжение Земли и Солнца и покинуть пределы Солнечной системы.
А если скорость меньше первой космической? Значит, тонны металла, топлива и дорогостоящей аппаратуры рухнут на землю, сопровождаемые репликой растерянного комментатора: «Кажется, что-то пошло не так».
Скорость космического корабля можно — параметр, от которого зависит его дальнейшая траектория и судьба. Конечно, это не единственный параметр. В реальных задачах науки и техники, задействованы уравнения, включающие функции многих переменных и параметров, а также производные этих функций.
1. Теперь пример из школьной математики.
Все мы помним, что такое квадратное уравнение. Это уравнение вида , где коэффициент а не равен нулю.
Количество корней квадратного уравнения зависит от знака выражения, которое называется дискриминант.
Дискриминант квадратного уравнения:
Если , квадратное уравнение имеет два корня: и
Если , квадратное уравнение имеет единственный корень
Если , квадратное уравнение не имеет действительных корней. Рассмотрим уравнение . Его дискриминант равен Если , то есть , это квадратное уравнение имеет два корня.
Если при , уравнение имеет единственный корень.
Если , то есть с > 1, корней нет.
В нашем уравнении с — параметр, величина, которая принимать любые значения. Но от этого параметра с зависит количество корней данного уравнения.
Для того чтобы уверенно решать задачи с параметрами, необходимо отличное знание и алгебры, и планиметрии.
И еще две простые задачи с параметром.
2. Найдите значение параметра p, при котором уравнение имеет 2 различных корня.
Квадратное уравнение имеет два различных корня, когда .
Найдем дискриминант уравнения
Т.к. , получим:
Вспомним, как решаются квадратичные неравенства (вы проходили это в 9 классе).
Найдем корни квадратного уравнения . Это и
Разложим левую часть неравенства на множители:
Рисуем параболу с ветвями вверх. Она пересекает ось р в точках и
3. При каких значениях параметра k система уравнений не имеет решений?
Оба уравнения системы — линейные. График линейного уравнения — прямая. Запишем уравнения системы в привычном для нас виде, выразив у через х:
Первое уравнение задает прямую с угловым коэффициентом . Второе уравнение — прямую с угловым коэффициентом -2.
Система уравнений не имеет решений, если эти прямые не пересекаются, то есть параллельны. Это значит, что и .
Действительно, в этом случае первое уравнение задает прямую , а второе — параллельную ей прямую
http://infourok.ru/urok-algebri-i-nachal-analiza-na-temu-uravneniya-i-neravenstva-s-parametrami-klass-1919898.html
http://ege-study.ru/chto-takoe-parametr-prostye-zadachi-s-parametrami/