Уравнения с параметрами скачать бесплатно

Решение уравнений с параметром
учебно-методический материал по алгебре (11 класс) по теме

В публикации приводятся некоторые способы решения уравнений с параметром

Скачать:

ВложениеРазмер
Решение уравнений с параметром305.5 КБ

Предварительный просмотр:

Решение уравнений с параметром

Вместо предисловия. Некоторые характерные ошибки.

Ученику было предложено решить довольно простое на первый взгляд уравнение

(а 2 -5а+6х) = а 2 —4. (1)

Недолго думая, ученик проделал следующие выкладки:

Он явно не учел, что в заданном уравнении содержится параметр a и что уравнение с параметром — это, но существу, множество уравнений.

Вот и наше уравнение при а = О принимает вид 6х = —4,

при а = 1 принимает вид 2х = —3 и т. д.

Иными словами, дав параметру конкретное числовое значение, мы из множества уравнений выделяем одно — соответствующее выбранному значению параметра.

Но тогда и решения зависят от параметра. Мы уже говорили, что при а =0 уравнение (1) принимает вид 6х= —4. Корнем этого уравнения является значение . Но и по формуле (2) при а = 0 получается

При а = 1 уравнение (I) принимает вид 2х = —3, откуда . Но

и по формуле (2) при а = 1 получается . Если бы такое положение имело место для любого действительного значения а, то можно было бы утверждать, что формулой (2) определяется решение уравнения (1). Но это не так .

Положим а = 2. Уравнение (1) принимает вид — 0*х = 0 . Корнем этого уравнения служит любое действительное число, тогда как формула (2) дает в этом случае х =-4,

При а = 3 уравнение (1) принимает вид 0*х =5 . Это уравнение не имеет решений. Впрочем, и выражение не имеет смысла при а = 3. Таким образом, утверждать, что при любом значении параметра, нельзя.

На самом деле рассуждать надо было следующим образом. Прежде чем делить обе части уравнения (J) на коэффициент при неизвестном, посмотрим, не может ли случиться так, что при некоторых значениях параметра этот коэффициент обратится в нуль. Замечаем, что трехчлен а 2 -5а+6 обращается в нуль при а=2, а=3.

Значит, нужно отдельно рассмотреть эти случаи, что мы уже сделали.

Если же а  2, а  3, то можно обе части уравнения разделить на коэффициент при х, получим . Объединяя полученные результаты, запишем

Ответ: 1) если а= 2, то х — любое действительное число;

2) если а = 3, то решений нет;

3) если а  2, а  3, то .

Этот простой пример показывает, что при решении уравнений с параметрами особое значение имеет рассмотрение всех возможных случаев. При этом заранее трудно предсказать, какие случай выявятся в процессе решения. Это, с одной стороны, затрудняет решение, но, с другой стороны, делает работу более интересной, придавая ей исследовательский характер.

Общий вид уравнения с одним параметром таков:

При различных а уравнение (3) может иметь различные множества корней, задача состоит в том, чтобы изучить все случаи, выяснить, что будет при любом значении параметра. При решении уравнений с параметром обычно приходится рассматривать много различных вариантов. Своевременное обнаружение хотя бы части невозможных вариантов имеет большое значение, так как освобождает от лишней работы.

Поэтому при решении уравнения (3) целесообразно под ОДЗ понимать область допустимых значений неизвестного и параметра , то есть множество всех пар

чисел (х, а), при которых определена (имеет смысл) функция двух переменных F(x, а). Отсюда естественная геометрическая иллюстрация ОДЗ в виде некоторой области плоскости х О а .

Например, ОДЗ уравнения

определяется системой неравенств х  0, а  0, х+а  1.

Этой системе удовлетворяют координаты всех точек треугольника (включая и его границу), окрашенного на рисунке I в зеленый цвет). Из этих рассуждений сразу следует, что при значениях параметра а

Решим уравнение (4). После возведения обеих его частей в квадрат (что является в данном случае равносильным преобразованием» в силу «неотрицательности» обеих частей уравнения (4)) получим уравнение

Выше мы уже говорили о том, что отбрасывание хотя бы части невозможных вариантов освобождает нас от лишней работы. Замечаем, что левая часть уравнения (5) неотрицательна при всех допустимых а,х.

Значит, там, где правая часть этого уравнения отрицательна, искать решения бесполезно.

Ясно, что искать решения следует в той части ОДЗ, где они могут быть, произведя для этого соответствующее сужение ОДЗ:

На рисунке 1а закрашена синим цветом та часть ОДЗ, где решений быть не может. А зеленым – где решение существует.

Возведя в квадрат обе части уравнения (5) и приведя подобные члены, получим уравнение

. В новой ОДЗ обе части уравнения (5) неотрицательны. Возведение в квадрат в таком случае не приведет к появлению посторонних корней.

Откуда . Чтобы найденные действительные корни существовали, необходимо, чтобы .

Решим квадратное неравенство методом интервалов, получим: 0  а  ,

Значит, тем более дискриминант при 0  а  ,

Теперь нам нужно выяснить, удовлетворяют ли найденные значения условиям и х  0.

Проверим сначала выполнение условия . Имеем

Решив неравенство , получим 0  а  . Значит, при всех допустимых значениях параметра а, а именно при 0  а  . Далее, проверим

Неравенство выполняется, если а=0 . Но при а =0 , имеем D=0 и х 1 =х 2 =

Соберем все вместе. Если 0  а  , то , если а , то решений нет

Ответ: если 0  а  , то , если а , то решений нет

Заметим, что при решении рассмотренного уравнения сужение ОДЗ оказалось весьма полезным. Естественно возникает вопрос: когда надо проводить такие уточнения?

Если мы выполняем преобразование, в результате которого получается уравнение, равносильное предыдущему, то в суженни ОДЗ надобности, конечно, нет. В противном случае оно полезно. Такая ситуация возникает, например, при возведении в квадрат (или в любую четную степень) обеих частей того или иного уравнения, с чем мы и встретились в рассмотренном примере.

Пример 1. Решить уравнение

ОДЗ определяется условиями х > 0, а+ х  0, а  0 (отсюда, кстати, сразу следует, что при а = 0 уравнение не имеет решений).

Преобразуем уравнение к виду .

Сужаем ОДЗ: из неотрицательности левой части последнего уравнения и условии х > 0, а  0 , следует, что а>0 .

Далее получаем: , откуда . При а = 1 решений, очевидно, нет. Если а  1 , то

Выясним, при всех ли рассматриваемых значениях параметра а ( а > 0, а  1 )выполняется условие х>0 (из которого с очевидностью следует и выполнение второго условия а+х  0 ).

Неравенство выполняется только при а >1 (с учетом а > 0). Таким образом, не при всех допустимых значениях а найденный корень существует.

Ответ: при а>1, , при а

Пример 2. Решить уравнение

Решение. ОДЗ ( ) определяется неравенствами 0 1 (на рисунке 2 эта область окрашена в красный цвет).

Решая уравнение, последовательно получим

Условие выполняется при p  3, что с учетом ОДЗ дает 1

 3. При таких р действительные корни будут существовать.

Осталось выяснить выполняется ли при таких р неравенство 0 1 , 2 .

Так как 1  3, то , следовательно ,

следовательно , следовательно , следовательно . следовательно и . следовательно и . Так как арифметический корень не отрицателен, то первое неравенство можно заменить на . И, соответственно, в любом случае , а 0 1 , 2

Ответ: если 1  3, то , при остальных р решений нет.

Пример. 3. Решить уравнение

1) Рассмотрим сначала случай а = 0 .

Заданное уравнение принимает вид sinх = cosх,

откуда х = , (n = 0, ± 1. ).

2) Пусть теперь а  0 . Тогда ОДЗ определяется условиями

Преобразуем заданное уравнение к виду

(sin х—cos х)(а 2 +а(sinx+cosx)+1)=0 .

Последнее уравнение сводится к следующей совокупности уравнений:

а 2 + а (sinx+cosx)+l =0, (7)

Решая первое уравнение совокупности (7), получаем:

Последнее уравнение не имеет решения, так как при любом а  0 .

В самом деле, предположим, что , преобразуя это неравенство, получаем

Последнее неравенство неверно.

Решениями второго уравнения совокупности (7) являются значения

х = , (k = 0, ± 1. ). Остается проверить, при всех ли значениях а  0 найденные значения х являются допустимыми.

ОДЗ определяется условиями и

1) Если к = 2n — четное, то sinх = cosх =

— и должно выполняться условие , то есть

2) Если к = 2n+1 — нечетное, то sinх = cosх =-

— и должно выполняться условие — , то есть .

Объединяя все результаты, запишем

Ответ: если , то х = , (k = 0, ± 1. ).

если , то х = ,(k,n= 0,±1,±2; ..)

Пример 4. Решить уравнение

(8)

Решение. Положив преобразуем заданное уравнение в квадратное уравнение у 2 — 2ay — (a 2 -8) =0, Откуда

Теперь нужно решить совокупность логарифмических уравнений

Замечаем, что при а 2 — 4 — 2 , оба уравнения не имеют решений .

Рассмотрим случай а 2 —4  0 , что возможно при а  2 или при а  -2.

Так как cosx  l, а > 1, то . Значит, уравнения (9) и (10) будут иметь решения только при таких значениях параметра a, при которых правые части уравнений не положительны.

Нетрудно видеть, что при а  2 правая часть уравнения (9) положительна, следовательно, уравнение (9) не имеет решений.

Выясним, при каких значениях параметра а будет неположительной правая часть уравнения (10).

Решив неравенство (с учетом условия а  2 ), получаем а  .

Таким образом, если 2  а , то уравнение (10) не имеет решений (а поскольку не имеет решений и уравнение (9), то заключаем отсюда, что и уравнение (8) в указанном случае не имеет решений). Если а  , то из уравнения (10) получаем

2) Рассмотрим теперь случай а  —2 . При этих значениях параметра правая часть уравнения (10) отрицательна, то есть это уравнение имеет решения (выше они уже записаны формулой (11)).

Выясним, при каких значениях параметра а будет неположительной правая часть уравнения (9).

Решив неравенство (с учетом условия а  —2 ), получаем a  —

Таким образом, если а — , то уравнение (9) не имеет решений.

Если же —  а  — 2 , то уравнение (9) имеет решения, а именно:

Объединяя все полученные результаты, запишем ответ.

Уравнения с параметром

Разделы: Математика

Справочный материал

Уравнение вида f(x; a) = 0 называется уравнением с переменной х и параметром а.

Решить уравнение с параметром а – это значит, для каждого значения а найти значения х, удовлетворяющие этому уравнению.

Если 1 – а = 0, т.е. а = 1, то х0 = -2 корней нет

Если 1 – а 0, т.е. а 1, то х =

Пример 4.

Если а = 1, то 0х = 0
х – любое действительное число

Если а = -1, то 0х = -2
Корней нет

Если а 1, а -1, то х = (единственное решение).

Это значит, что каждому допустимому значению а соответствует единственное значение х.

если а = 5, то х = = ;

Дидактический материал

3. а = +

4. + 3(х+1)

5. =

6. =

Ответы:

  1. При а1 х =;
  1. При а3 х = ;
  1. При а1, а-1, а0 х = ;

при а = 1 х – любое действительное число, кроме х = 1

  1. При а2, а0 х = ;
  1. При а-3, а-2, а0, 5 х =
  1. При а + с0, с0 х = ;

Квадратные уравнения с параметром

Пример 1. Решить уравнение

х = –

В случае а 1 выделим те значения параметра, при которых Д обращается в нуль.

Д = (2(2а + 1)) 2 – 4(а – 1)(4а + 30 = 16а 2 + 16а + 4 – 4(4а 2 + 3а – 4а – 3) = 16а 2 + 16а + 4 – 16а 2 + 4а + 12 = 20а + 16

a =

a =

Если а -4/5 и а 1, то Д > 0,

х =

х = – = –

Пример 2. При каких значениях параметра а уравнение

х 2 + 2(а + 1)х + 9а – 5 = 0 имеет 2 различных отрицательных корня?

В итоге4(а – 1)(а – 6) > 0
— 2(а + 1) 0
а 6
а > — 1
а > 5/9

6

Пример 3. Найдите значения а, при которых данное уравнение имеет решение.

Д = 4(а – 1) 2 – 4(2а + 10 = 4а 2 – 8а + 4 – 8а – 4 = 4а 2 – 16а

4а 2 – 16 0

4а(а – 4) 0

а(а – 4)) 0

Ответ: а 0 и а 4

Дидактический материал

1. При каком значении а уравнение ах 2 – (а + 1) х + 2а – 1 = 0 имеет один корень?

2. При каком значении а уравнение (а + 2) х 2 + 2(а + 2)х + 2 = 0 имеет один корень?

3. При каких значениях а уравнение (а 2 – 6а + 8) х 2 + (а 2 – 4) х + (10 – 3аа 2 ) = 0 имеет более двух корней?

4. При каких значениях а уравнение 2х 2 + ха = 0 имеет хотя бы один общий корень с уравнением 2х 2 – 7х + 6 = 0?

5. При каких значениях а уравнения х 2 +ах + 1 = 0 и х 2 + х + а = 0 имеют хотя бы один общий корень?

Показательные уравнения с параметром

Пример 1.Найти все значения а, при которых уравнение

9 х – (а + 2)*3 х-1/х +2а*3 -2/х = 0 (1) имеет ровно два корня.

Решение. Умножив обе части уравнения (1) на 3 2/х , получим равносильное уравнение

3 2(х+1/х) – (а + 2)*3 х+1/х + 2а = 0 (2)

Пусть 3 х+1/х = у, тогда уравнение (2) примет вид у 2 – (а + 2)у + 2а = 0, или

Если у = 2, т.е. 3 х+1/х = 2 то х + 1/х = log32 , или х 2 – хlog32 + 1 = 0.

Это уравнение не имеет действительных корней, так как его Д = log 2 32 – 4 х+1/х = а то х + 1/х = log3а, или х 2 – хlog3а + 1 = 0. (3)

Уравнение (3) имеет ровно два корня тогда и только тогда, когда

Д = log 2 32 – 4 > 0, или |log3а| > 2.

Если log3а > 2, то а > 9, а если log3а 9.

Пример 2. При каких значениях а уравнение 2 2х – (а – 3) 2 х – 3а = 0 имеет решения?

Для того чтобы заданное уравнение имело решения, необходимо и достаточно, чтобы уравнение t 2 – (a – 3) t – 3a = 0 имело хотя бы один положительный корень. Найдем корни по теореме Виета: х1 = -3, х2 = а = >

а – положительное число.

Дидактический материал

1. Найти все значения а, при которых уравнение

25 х – (2а + 5)*5 х-1/х + 10а * 5 -2/х = 0 имеет ровно 2 решения.

2. При каких значениях а уравнение

2 (а-1)х?+2(а+3)х+а = 1/4 имеет единственный корень?

3. При каких значениях параметра а уравнение

4 х — (5а-3)2 х +4а 2 – 3а = 0 имеет единственное решение?

Ответ:

  1. 0 25/2
  2. при а = 1, а = -2,2
  3. 0 0, х1/4 (3)

х = у

Если а = 0, то –2у + 1 = 0
2у = 1
у = 1/2
х = 1/2
х = 1/4

Не выполняется (2) условие из (3).

Пусть а 0, то ау 2 – 2у + 1 = 0 имеет действительные корни тогда и только тогда, когда Д = 4 – 4а 0, т.е. при а 1.

Если Д = 0 (а = 1), то (4) имеет единственный положительный корень х = 1, удовлетворяющий условиям (3).

Пусть Д > 0 (а 0 уравнение (4) имеет действительные корни разных знаков. Это условие выполняется тогда и только тогда, когда Д > 0 и 1/а х

Выражая х из (1) и подставляя в (2), получаем неравенство

2 – а > 1 – а (3)

Чтобы решить неравенство (3), построим графики функций у = 2 – а и у = 1 – а.

Решения неравенства (3) образуют промежуток (а0; 2), где а0 2

а0 =

Ответ: x + 9a 3 ) = x имеет ровно два корня.

  • Найдите, при каких значениях а уравнение log 2 (4 x – a) = x имеет единственный корень.
  • При каких значениях а уравнение х – log 3 (2а – 9 х ) = 0 не имеет корней.
  • Ответы:

      при а 16.06.2009

    Учебное пособие «Уравнения и неравенства с параметрами»

    Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

    Самарской области средняя общеобразовательная

    школа № 2 им. В. Маскина ж.-д. ст. Клявлино

    муниципального района Клявлинский

    « Уравнения и неравенства с параметрами» для учащихся 10 –11 классов

    данное пособие является приложением к программе элективного курса «Уравнения и неравенства с параметрами», которая прошла внешнюю экспертизу (научно-методическим экспертным советом министерства образования и науки Самарской области от 19 декабря 2008 года бала рекомендована к использованию в образовательных учреждениях Самарской области)

    Авторы

    учитель математики МОУ Клявлинской средней общеобразовательной

    школы № 2 им. В.Маскина Клявлинского района Самарской области

    Ромаданова Ирина Владимировна

    учитель математики МОУ Клявлинской средней общеобразовательной

    школы № 2 им. В.Маскина Клявлинского района Самарской области

    Сербаева Ирина Алексеевна

    Линейные уравнения и неравенства с параметрами……………..4-7

    Квадратные уравнения и неравенства с параметрами……………7-9

    Дробно- рациональные уравнения с параметрами……………..10-11

    Иррациональные уравнения и неравенства с параметрами……11-13

    Тригонометрические уравнения и неравенства с параметрами.14-15

    Показательные уравнения и неравенства с параметрами………16-17

    Логарифмические уравнения и неравенства с параметрами…. 16-18

    Задания для самостоятельной работы…………………………. 21-28

    Уравнения и неравенства с параметрами.

    Если в уравнении или неравенстве некоторые коэффициенты заданы не конкретными числовыми значениями, а обозначены буквами, то они называются параметрами, а само уравнение или неравенство параметрическим.

    Для того, чтобы решить уравнение или неравенство с параметрами необходимо:

    Выделить особое значение — это то значение параметра, в котором или при переходе через которое меняется решение уравнения или неравенства.

    Определить допустимые значения – это значения параметра, при которых уравнение или неравенство имеет смысл.

    Решить уравнение или неравенство с параметрами означает:

    1) определить, при каких значениях параметров существуют решения;

    2) для каждой допустимой системы значений параметров найти соответствующее множество решений.

    Решить уравнение с параметром можно следующими методами: аналитическим или графическим.

    Аналитический метод предполагает задачу исследования уравнения рассмотрением нескольких случаев, ни один из которых нельзя упустить.

    Решение уравнения и неравенства с параметрами каждого вида аналитическим методом предполагает подробный анализ ситуации и последовательное исследование, в ходе которого возникает необходимость «аккуратного обращения» с параметром.

    Графический метод предполагает построение графика уравнения, по которому можно определить, как влияет соответственно, на решение уравнения изменение параметра. График подчас позволяет аналитически сформулировать необходимые и достаточные условия для решения поставленной задач. Графический метод решения особенно эффективен тогда, когда нужно установить, сколько корней имеет уравнение в зависимости от параметра и обладает несомненным преимуществом увидеть это наглядно.

    § 1. Линейные уравнения и неравенства.

    Линейное уравнение а x = b , записанное в общем виде, можно рассматривать как уравнение с параметрами, где x – неизвестное, a , b – параметры. Для этого уравнения особым или контрольным значением параметра является то, при котором обращается в нуль коэффициент при неизвестном.

    При решении линейного уравнения с параметром рассматриваются случаи, когда параметр равен своему особому значению и отличен от него.

    Особым значением параметра a является значение а = 0.

    Если а ¹ 0, то при любой паре параметров а и b оно имеет единственное решение х=.

    Если а = 0, то уравнение принимает вид : 0х= b . В этом случае значение

    b = 0 является особым значением параметра b .

    При b ¹ 0 уравнение решений не имеет.

    При b = 0 уравнение примет вид: 0х = 0. Решением данного уравнения является любое действительное число.

    Неравенства вида ах > b и ax b ( а ≠ 0) называются линейными неравенствами. Множество решений неравенства ах > b – промежуток

    (; +), если a > 0 , и (-;) , если а . Аналогично для неравенства

    ах b множество решений – промежуток (-;), если a > 0, и (; +), если а

    Пример 1. Решить уравнение ах = 5

    Решение : Это линейное уравнение .

    Если а = 0, то уравнение 0 × х = 5 решения не имеет.

    Если а ¹ 0, х = — решение уравнения.

    Ответ: при а ¹ 0, х=

    при а = 0 решения нет.

    Пример 2. Решить уравнение ах – 6 = 2а – 3х.

    Решение: Это линейное уравнение, ах – 6 = 2а – 3х (1)

    ах + 3х = 2а +6

    Переписав уравнение в виде (а+3)х = 2(а+3), рассмотрим два случая:

    Если а= -3, то любое действительное число х является корнем уравнения (1). Если же а ¹ -3, уравнение (1) имеет единственный корень х = 2.

    Ответ: При а = -3, х R ; при а ¹ -3, х = 2.

    Пример 3. При каких значениях параметра а среди корней уравнения

    2ах – 4х – а 2 + 4а – 4 = 0 есть корни больше 1 ?

    Решение: Решим уравнение 2ах – 4х – а 2 + 4а – 4 = 0 – линейное уравнение

    2(а — 2) х = а 2 – 4а +4

    2(а — 2) х = (а – 2) 2

    При а = 2 решением уравнения 0х = 0 будет любое число, в том числе и большее 1.

    При а ¹ 2 х =. По условию х > 1, то есть >1, а > 4.

    Ответ: При а <2>U (4;∞).

    Пример 4. Для каждого значения параметра а найти количество корней уравнения ах=8.

    Решение. ах = 8 – линейное уравнение.

    а =,

    y = a – семейство горизонтальных прямых;

    y = графиком является гипербола. Построим графики этих функций.

    Ответ: Если а =0, то уравнение решений не имеет. Если а ≠ 0, то уравнение имеет одно решение.

    Пример 5. С помощью графиков выяснить, сколько корней имеет уравнение:

    y = ах – 1 – графиком является прямая, проходящая через точку (0;-1).

    Построим графики этих функций.

    Ответ:При|а|>1— один корень

    при | а|≤1 – уравнение корней не имеет.

    Решение : ах + 4 > 2х + а 2 (а – 2) х > а 2 – 4. Рассмотрим три случая.

    а=2 . Неравенство 0 х > 0 решений не имеет.

    а > 2. (а – 2) х > ( а – 2)(а + 2) х > а + 2

    а (а – 2) х > ( а – 2)(а + 2) х а + 2

    Ответ. х > а + 2 при а > 2; х при а при а=2 решений нет.

    § 2. Квадратные уравнения и неравенства

    Для решения квадратных уравнений с параметром можно использовать стандартные способы решения на применение следующих формул:

    1 ) дискриминанта квадратного уравнения: D = b ² — 4 ac , (²- ас)

    2) формул корней квадратного уравнения: х 1 =, х 2 =,

    1,2 = )

    Квадратными называются неравенства вида

    Множество решений неравенства (3) получается объединением множеств решений неравенства (1) и уравнения , a х 2 + b х + с=0. Аналогично находится множество решений неравенства (4).

    Если дискриминант квадратного трехчлена a х 2 + b х + с меньше нуля, то при а >0 трехчлен положителен при всех х R .

    Если квадратный трехчлен имеет корни (х 1 2 ), то при а > 0 он положителен на множестве (-; х 2 )( х 2; +) и отрицателен на интервале

    1 ; х 2 ). Если а 1 ; х 2 ) и отрицателен при всех х (-; х 1 )( х 2; +).

    Пример 1. Решить уравнение ах² — 2 (а – 1)х – 4 = 0.

    Это квадратное уравнение

    Решение: Особое значение а = 0.

    При а = 0 получим линейное уравнение 2х – 4 = 0. Оно имеет единственный корень х = 2.

    При а ≠ 0. Найдем дискриминант.

    Если а = -1, то D = 0 – один корень.

    Найдем корень, подставив вместо а = -1.

    -х² + 4х – 4= 0, то есть х² -4х + 4 = 0, находим, что х=2.

    Если а ≠ — 1 , то D >0 . По формуле корней получим: х=;

    х 1 =2, х 2 =.

    Ответ: При а=0 и а= -1 уравнение имеет один корень х = 2; при а ≠ 0 и

    а ≠ — 1 уравнение имеет два корня х 1 =2, х 2 =-.

    Пример 2. Найдите количество корней данного уравнения х²-2х-8-а=0 в зависимости от значений параметра а.

    Решение. Перепишем данное уравнение в виде х²-2х-8=а

    y = х²-2х-8— графиком является парабола;

    y — семейство горизонтальных прямых.

    Построим графики функций.

    Ответ: При а -9, уравнение имеет два решения.

    Пример 3. При каких а неравенство (а – 3) х 2 – 2ах + 3а – 6 >0 выполняется для всех значений х ?

    Решение. Квадратный трехчлен положителен при всех значениях х, если

    , откуда следует, что a > 6 .

    § 3. Дробно- рациональные уравнения с параметром,

    сводящиеся к линейным

    Процесс решения дробных уравнений выполняется по обычной схеме: дробное заменяется целым путем умножения обеих частей уравнения на общий знаменатель левой и правой его частей. После чего решается целое уравнение, исключая посторонние корни, то есть числа, которые обращают знаменатель в нуль.

    В случае уравнений с параметром эта задача более сложная. Здесь, чтобы «исключить» посторонние корни, требуется найти значение параметра, обращающее общий знаменатель в нуль, то есть решить соответствующие уравнения относительно параметра.

    Пример 1. Решить уравнение = 0

    Это дробно- рациональное уравнение

    Решение: Д.З: х +2 ≠ 0 , х ≠ -2

    При а = -2 корней нет.

    Пример 2 . Решить уравнение= (1)

    Это дробно- рациональное уравнение

    Решение: Значение а = 0 является особым. При а = 0 уравнение теряет смысл и, следовательно, не имеет корней. Если а ≠ 0, то после преобразований уравнение примет вид: х² + 2 (1-а) х + а² — 2а – 3 = 0 (2) – квадратное уравнение.

    Найдем дискриминант = (1 – а)² — (а² — 2а – 3)= 4, находим корни уравнения х 1 = а + 1, х 2 = а — 3.

    При переходе от уравнения (1) к уравнению (2) расширилась область определения уравнения (1), что могло привести к появлению посторонних корней. Поэтому, необходима проверка.

    П р о в е р к а. Исключим из найденных значений х такие, при которых

    х 1+1=0, х 1+2=0, х2+1=0, х2+2=0.

    Если х 1+2=0, то есть (а+1)+2=0, то а = — 3. Таким образом, при а = — 3, х1 посторонний корень уравнения. (1).

    Если х2+1=0, то есть (а – 3) + 1= 0, то а = 2. Таким образом, при а = 2 х2 посторонний корень уравнения (1).

    Если х2+2=0, то есть (а – 3) + 2 = 0, то а=1. Таким образом, при а = 1,

    х2 — посторонний корень уравнения (1).

    В соответствии с этим при а = — 3 получаем х = — 3 – 3 = -6;

    при а = — 2 х = -2 – 3= — 5;

    при а = 1 х =1 + 1= 2;

    при а = 2 х=2+1 = 3.

    Можно записать ответ.

    Ответ: 1) если а= -3, то х= -6; 2) если а= -2, то х= -5; 3) если а= 0, то корней нет; 4) если а= 1, то х= 2; 5) если а=2, то х=3; 6) если а ≠ -3, а ≠ -2, а ≠ 0, а≠ 1, а ≠ 2, то х1 = а + 1, х2 = а-3.

    §4. Иррациональные уравнения и неравенства

    Уравнения и неравенства, в которых переменная содержится под знаком корня, называется иррациональным.

    Решение иррациональных уравнений сводится к переходу от иррационального к рациональному уравнению путем возведения в степень обеих частей уравнения или замены переменной. При возведении обеих частей уравнения в четную степень возможно появление посторонних корней. Поэтому при использовании указанного метода следует проверить все найденные корни подстановкой в исходное уравнение, учитывая при этом изменения значений параметра.

    Уравнение вида = g ( x ) равносильно системе

    Неравенство f ( x ) ≥ 0 следует из уравнения f ( x ) = g 2 ( x ).

    При решении иррациональных неравенств будем использовать следующие равносильные преобразования:

    ≤ g(x) ≥g(x)

    Пример 1. Решите уравнение = х + 1 (3)

    Это иррациональное уравнение

    Решение: По определению арифметического корня уравнение (3) равносильно системе .

    При а = 2 первое уравнение системы имеет вид 0 х = 5, то есть не имеет решений.

    При а≠ 2 х=. Выясним, при каких значениях а найденное значение х удовлетворяет неравенству х ≥ -1: ≥ — 1, ≥ 0,

    откуда а ≤ или а > 2.

    Ответ: При а≤, а > 2 х= , при уравнение решений не имеет.

    Пример 2. Решить уравнение = а (приложение 4)

    Решение. y =

    y = а – семейство горизонтальных прямых.

    Построим графики функций.

    Пример 3 . Решим неравенство (а+1)

    Решение. О.Д.З. х ≤ 2. Если а+1 ≤0, то неравенство выполняется при всех допустимых значениях х. Если же а+1>0, то

    (а+1)

    откуда х (2- 2

    Ответ. х (- ;2 при а ( —;-1, х (2- 2

    при а ( -1;+).

    § 5. Тригонометрические уравнения и неравенства.

    Приведем формулы решений простейших тригонометрических уравнений:

    Sinx = a x= (-1) n arcsin a+πn, n Z, ≤1, (1)

    Cos x = a x = ±arccos a + 2 πn, , n Z, ≤1. (2)

    Если >1, то уравнения (1) и (2) решений не имеют .

    tg x = a x= arctg a + πn, n Z, aR

    ctg x = a x = arcctg a + πn, n Z, aR

    Для каждого стандартного неравенства укажем множество решений:

    1. sin x > a arcsin a + 2 πn Z,

    при a xR ; при a ≥ 1, решений нет.

    при а≤-1, решений нет; при а >1, xR

    3. cos x > a arccos a + 2 πn x arccos a + 2 πn , n Z ,

    при а xR ; при a ≥ 1 , решений нет.

    при а≤-1 , решений нет ; при a > 1, x R

    5. tg x > a, arctg a + πnZ

    Пример1. Найти а, при которых данное уравнение имеет решение:

    Cos 2 x + 2(a-2)cosx + a 2 – 4a – 5 =0.

    Решение. Запишем уравнение в виде

    Уравнение cosx = 5- а имеет решения при условии -1≤ 5- а ≤1 4≤ а ≤ 6, а уравнение cosx = — а-1 при условии -1≤ -1- а ≤ 1 -2 ≤ а ≤0.

    Ответ. а -2; 0 4; 6

    Пример 2. При каких b найдется а такое, что неравенство + b > 0 выполняется при всех х ≠ πn , n Z .

    Решение. Положим а = 0. Неравенство выполняется при b >0. Покажем теперь, что ни одно b ≤0 не удовлетворяет условиям задачи. Действительно, достаточно положить х = π /2, если а π /2 при а ≥0.

    § 6. Показательные уравнения и неравенства

    1. Уравнение h ( x ) f ( x ) = h ( x ) g ( x ) при h ( x ) > 0 равносильно совокупности двух систем и

    2. В частном случае ( h ( x )= a ) уравнение а f ( x ) = а g ( x ) при а > 0, равносильно совокупности двух систем

    и

    3. Уравнение а f ( x ) = b , где а > 0, a ≠1, b >0, равносильно уравнению

    f ( x )= log a b . Случай а =1 рассматриваем отдельно.

    Решение простейших показательных неравенств основано на свойстве степени. Неравенство вида f ( a x ) > 0 при помощи замены переменной t = a x сводится к решению системы неравенств а затем к решению соответствующих простейших показательных неравенств.

    При решении нестрого неравенства необходимо к множеству решений строгого неравенства присоединить корни соответствующего уравнения. Как и при решении уравнений во всех примерах, содержащих выражение а f ( x ) , предполагаем а > 0. Случай а = 1 рассматриваем отдельно.

    Пример 1 . При каких а уравнение 8 х = имеет только положительные корни?

    Решение. По свойству показательной функции с основанием, большим единицы, имеем х>0 8 х >1 >1 >0, откуда a (1,5;4).

    Ответ. a (1,5;4).

    Решение. Рассмотрим три случая:

    1. а . Так как левая часть неравенства положительна, а правая отрицательна, то неравенство выполняется для любых х R .

    3. а > 0 . a 2 ∙2 x > a 2 x > x > — log 2 a

    Ответ. х R при а > 0; решений нет при a =0; х (- log 2 a ; +) при а> 0 .

    § 7. Логарифмические уравнения и неравенства

    Приведем некоторые эквивалентности, используемые при решении логарифмических уравнений и неравенств.

    В частности, если а >0, а ≠1, то

    log a g (x)= log a h(x)

    2. Уравнение log a g (x)=b g (x)= a b ( а >0, a ≠ 1, g(x) >0).

    3. Неравенство log f ( x ) g ( x ) ≤ log f ( x ) h ( x ) равносильно совокупности двух систем: и

    Если а, b – числа, а >0, а ≠1, то

    log a f (x) ≤ b

    log a f (x) > b

    Пример 1. Решите уравнение

    Решение. Найдем ОДЗ: х > 0, х ≠ а 4 , a > 0, а ≠ 1. Преобразуем уравнение

    log х – 2 = 4 – log a x log х + log a x – 6 = 0, откуда log a x = — 3

    х = а -3 и log a x = 2 х = а 2 . Условие х = а 4 а – 3 = а 4 или а 2 = а 4 не выполняется на ОДЗ.

    Ответ: х = а -3 , х = а 2 при а ( 0; 1) (1; ).

    Пример 2. Найдите наибольшее значение а, при котором уравнение

    2 log + a = 0 имеет решения.

    Решение. Выполним замену = t и получим квадратное уравнение 2 t 2 – t + a = 0. Решая, найдем D = 1-8 a . Рассмотрим D ≥0, 1-8 а ≥0 а.

    При а = квадратное уравнение имеет корень t = >0.

    Ответ. а =

    Пример 3 . Решить неравенство log ( x 2 – 2 x + a ) > — 3

    Решение. Решим систему неравенств

    Корни квадратных трехчленов х 1,2 = 1 ± и х 3,4 = 1 ±.

    Критические значения параметра : а = 1 и а = 9.

    Пусть Х1 и Х2 – множества решений первого и второго неравенств, тогда

    Х 1 Х 2 = Х – решение исходного неравенства.

    При 0 a 1 = (- ;1 — )( 1 + ; +), при а > 1 Х 1 = (-;+).

    При 0 a 2 = (1 —; 1 +), при а ≥9 Х 2 – решений нет.

    Рассмотрим три случая:

    1. 0 a ≤1 Х = (1 —;1 — )(1 + ;1 +).

    3. a ≥ 9 Х – решений нет.

    Высокий уровень С1, С2

    Пример 1. Найдите все значения р, при которых уравнение

    р ∙ ctg 2 x + 2 sinx + p = 3 имеет хотя бы один корень.

    Решение. Преобразуем уравнение

    р ∙ ( — 1) + 2 sinx + p = 3, sinx = t , t , t 0.

    p + 2 t + p = 3, + 2 t = 3, 3 -2t = , 3t 2 – 2t 3 = p .

    Пусть f ( y ) = 3 t 2 – 2 t 3 . Найдем множество значений функции f ( x ) на . у / = 6 t – 6 t 2 , 6 t — 6 t 2 = 0, t 1 =0, t 2 = 1. f (-1) = 5, f (1) = 1.

    При t , E ( f ) = ,

    При t , E ( f ) = , то есть при t , E ( f ) = .

    Чтобы уравнение 3 t 2 – 2 t 3 = p ( следовательно, и данное) имело хотя бы один корень необходимо и достаточно p E ( f ), то есть p .

    Ответ. .

    При каких значениях параметра а уравнение log (4 x 2 – 4 a + a 2 +7) = 2 имеет ровно один корень?

    Решение. Преобразуем уравнение в равносильное данному:

    4 x 2 – 4 a + a 2 +7 = (х 2 + 2) 2 .

    Отметим, что если некоторое число х является корнем полученного уравнения, то число – х также является корнем этого уравнения. По условию это не выполнимо, поэтому единственным корнем является число 0.

    4∙ 0 2 — 4 a + a 2 +7 = (0 2 + 2) 2 ,

    1) a 1 = 1. Тогда уравнение имеет вид: log (4 x 2 +4) =2. Решаем его

    4 x 2 + 4 = (х 2 + 2) 2 , 4 x 2 + 4 = х 4 + 4 x 2 + 4, х 4 = 0, х = 0 – единственный корень.

    2) a 2 = 3. Уравнение имеет вид: log (4 x 2 +4) =2 х = 0 – единственный корень.

    Высокий уровень С4, С5

    Пример 3. Найдите все значения р, при которых уравнение

    х 2 – ( р + 3)х + 1= 0 имеет целые корни и эти корни являются решениями неравенства: х 3 – 7рх 2 + 2х 2 – 14 рх — 3х +21 р ≤ 0.

    Решение. Пусть х 1, х 2 – целые корни уравнения х 2 – ( р + 3)х + 1= 0. Тогда по формуле Виета справедливы равенства х 1 + х 2 = р + 3, х 1 ∙ х 2 = 1. Произведение двух целых чисел х 1 , х 2 может равняться единице только в двух случаях: х 1 = х 2 = 1 или х 1 = х 2 = — 1. Если х 1 = х 2 = 1, то р + 3 = 1+1 = 2 р = — 1; если х 1 = х 2 = — 1, то р + 3 = — 1 – 1 = — 2 р = — 5. Проверим являются ли корни уравнения х 2 – ( р + 3)х + 1= 0 в описанных случаях решениями данного неравенства. Для случая р = — 1, х 1 = х 2 = 1 имеем

    1 3 – 7 ∙ (- 1) ∙ 1 2 +2∙ 1 2 – 14 ∙ ( — 1) ∙ 1 – 3 ∙ 1 + 21 ∙ ( — 1) = 0 ≤ 0 – верно; для случая р = — 5, х1 = х2 = — 1 имеем ( — 1) 3 – 7 ∙ ( — 5) ∙ ( -1) 2 + 2 ∙ (-1) 2 – 14 ∙ ( -5) × ( — 1) – 3 ∙ ( — 1) + 21∙ ( -5 ) = — 136 ≤ 0 – верно. Итак, условию задачи удовлетворяют только р = — 1 и р = — 5.

    Пример 4. Найдите все положительные значения параметра а, при которых число 1 принадлежит области определения функции

    у = ( аа ).

    Решение. у = ( аа ). Область определения данной функции составляют все значения х, для которых аа ≥ 0.

    Если значения х = 1 принадлежит области определения, то должно выполняться неравенство а а ≥ 0, а а (1)

    Таким образом, необходимо найти все а > 0, удовлетворяющие неравенству (1).

    1) а = 1 удовлетворяет неравенству (1).

    2) При а > 1 неравенство (1) равносильно неравенству 2 + 5аа 2 +6,

    а 2 — 5а + 4 ≤ 0. Решение этого неравенства: 1≤ а ≤ 4. Учитывая условие а >1, получим 1

    а 2 — 5а + 4 ≥ 0. Его решение а ≤ 1; а ≥ 4 с учетом условия 0


    источники:

    http://urok.1sept.ru/articles/534897

    http://infourok.ru/uchebnoe_posobie_uravneniya_i_neravenstva_s_parametrami-415388.htm