Уравнения с серной кислотой задания

Тренажер задания 31 по химии серы

Тренажер задания «мыслительный эксперимент» по химии серы. Реакции, которые характеризуют химические свойства и способы получения серы. Задание 31 ЕГЭ по химии — это задание на неорганическую химию.

  1. В нагретую концентрированную серную кислоту внесли медную проволоку и выделяющийся газ пропустили через избыток раствора едкого натра. Раствор осторожно выпарили, твердый остаток растворили в воде и нагрели с порошкообразной серой. Непрореагировавшую серу отделили фильтрованием и к раствору прибавили серную кислоту, при этом наблюдали образование осадка и выделяется газ с резким запахом. Напишите уравнения описанных реакций.
  1. Сернистый газ пропустили через раствор перекиси водорода. Из образовавшегося раствора выпарили воду и к остатку добавили магниевую стружку. Выделившийся газ пропустили через раствор медного купороса. Выпавший осадок черного цвета отделили и подвергли обжигу. Напишите уравнения описанных реакций.
  1. При обжиге некоторого минерала А, состоящего из двух элементов, образуется газ, имеющий характерный резкий запах и обесцвечивающий бромную воду с образованием в растворе двух сильных кислот. При взаимодействии вещества Б, состоящего из тех же элементов, что и минерал А, но в другом соотношении, с концентрированной хлороводородной кислотой выделился ядовитый газ с запахом тухлых яиц. При взаимодействии выделившихся газов друг с другом образуется простое вещество желтого цвета и вода. Напишите уравнения описанных реакций.
  1. Твердое вещество, образующееся при взаимодействии сернистого газа и сероводорода, при нагревании взаимодействует с алюминием. Продукт реакции растворили в разбавленной серной кислоте и в образовавшийся раствор добавили поташ. Напишите уравнения описанных реакций.
  1. Раствор средней соли, образующейся при пропускании сернистого газа через раствор щелочи, на длительное время оставили на воздухе. Твердое вещество, образующееся после выпаривания раствора, смешали с коксом и нагрели до высокой температуры. При добавлении к твердому продукту реакции соляной кислоты выделился газ с запахом тухлых яиц. Напишите уравнения описанных реакций.
  1. Сернистый газ растворили в воде и раствор нейтрализовали, добавляя едкий натр. В образовавшийся раствор добавили перекись водорода и после окончания реакции ─ серную кислоту. Напишите уравнения описанных реакций.
  1. Несколько гранул цинка внесли в сосуд с концентрированной серной кислотой. Выделяющийся газ пропустили через раствор ацетата свинца (II), осадок отделили, подвергли обжигу и образовавшийся газ ввели во взаимодействие с водным раствором перманганата калия. Напишите уравнения описанных реакций.
  1. К нагретой концентрированной серной кислоте добавили медную стружку и выделившийся газ пропустили через раствор едкого натра (избыток). Продукт реакции выделили, растворили в воде и нагрели с серой, которая в результате проведения реакции растворилась. В полученный раствор добавили разбавленную серную кислоту. Напишите уравнения описанных реакций.
  1. На сульфид двухвалентного железа подействовали раствором соляной кислоты, выделившийся газ собрали и сожгли в воздухе. Продукты реакции пропустили через избыток раствора едкого кали, после чего в образовавшийся раствор добавили раствор перманганата калия. Напишите уравнения описанных реакций.

10. Пирит подвергли обжигу, полученный газ с резким запахом пропустили через сероводородную кислоту. Образовавшийся желтоватый осадок отфильтровали, просушили, смешали с концентрированной азотной кислотой и нагрели. Полученный раствор дает осадок с нитратом серебра. Напишите уравнения описанных реакций.

11) Газ, полученный при обжиге пирита, вступил в реакцию с сероводородом. полученное в результате реакции вещество желтого цвета обработали концентрированной азотной кислотой при нагревании. К образовавшемуся раствору прилили раствор хлорида бария. Напишите уравнения описанных реакций.

12) Сульфид цинка подвергли обжигу. Образовавшийся газ с резким запахом пропустили через раствор сероводорода до выпадения желтого осадка. Осадок отфильтровали, просушили и с алюминием. Полученное соединение поместили в воду до прекращения реакции. Напишите уравнения описанных реакций.

13) Сульфид цинка обработали раствором соляной кислоты, полученный газ пропустили через избыток раствора гидроксида натрия, затем добавили раствор хлорида железа (II). Полученный осадок подвергли обжигу. Напишите уравнения описанных реакций.

14) Некоторое количество сульфида железа (II) разделили на две части. Одну часть обработали соляной кислотой, а другую часть подвергли обжигу на воздухе. При взаимодействии выделившихся газов получилось желтое вещество, которое нагрели с концентрированной азотной кислотой. Напишите уравнения описанных реакций.

15) Серу нагрели в атмосфере хлора. Полученный продукт обработали концентрированной серной кислотой при нагревании. Выделившийся при этом сернистый газ растворили в избытке раствора гидроксида калия. Получившаяся соль прореагировала с порошком серы при кипячении раствора. Напишите уравнения описанных реакций.

16) Порошок сульфида хрома (III) растворили в серной кислоте. При этом выделился газ и образовался окрашенный раствор. К полученному раствору добавили избыток раствора аммиака, а газ пропустили через раствор нитрата свинца. Полученный при этом черный осадок побелел после обработки его пероксидом натрия. Напишите уравнения описанных реакций.

17) Калий сплавили с серой. Полученную соль обработали соляной кислотой. Выделившийся при этом газ пропустили через раствор бихромата калия в кислой среде. Выпавшее вещество желтого цвета отфильтровали и сплавили с алюминием. Напишите уравнения описанных реакций.

18) Железо сплавили с серой, полученную соль обработали разбавленной серной кислотой. Выделившийся газ сожгли в избытке кислорода, а образовавшееся соединение поглотили раствором гидроксида калия. Напишите уравнения описанных реакций.

19) Серу сплавили с алюминием, полученную соль растворили в воде. Выпавший осадок растворили в избытке гидроксида калия, а газ сожгли в избытке кислорода. Напишите уравнения описанных реакций.

20) Серу растворили в кипящем растворе гидроксида натрия. к полученному раствору добавили хлорид цинка, выпавший осадок отфильтровали и сожгли а кислороде. Образовавшийся при этом газ прореагировал с сероводородом. Напишите уравнения описанных реакций.

21) Оксид серы (IV) окислили кислородом в присутствии катализатора. Образовавшееся вещество поглотили избытком гидроксида натрия, а к полученному раствору добавили раствор хлорида бария. Выпавший осадок отфильтровали и прокалили с коксом. Напишите уравнения описанных реакций.

Серная кислота. Примеры заданий ОГЭ с объяснениями.

Сегодня мы будем решать задания с серной кислотой из сборника ФИПИ ОГЭ 2020 года.

Задание 1:

После пропускания через раствор серной кислоты 0,896 литров аммиака (н.у.) получили 33 грамма раствора сульфата аммония. Вычислите массовую долю соли в полученном растворе.

Решение:

Алгоритм решения данной задачи:

1) составляем химическую реакцию (не забываем уравнивать!);

2) находим моль известного по условию вещества;

3) через моль известного вещества находим моль неизвестного вещества, и далее выводим ответ в массе или в объеме, что требуется по условию.

Теперь по поводу реакции: аммиак при взаимодействии с серной кислотой образует одно вещество — соль сульфат аммония.

По задаче нам дан объем аммиака в размере 0,896 литров при нормальных условиях, что соответствует нахождению моль NH3:

n = V / V m , n (NH3 ) = 0,896 / 22,4 = 0,04 моль.

Далее необходимо сопоставить это количество вещества с неизвестным веществом, однако, у нас известна масса сульфата аммония, которая равна 33 грамма.

Что делать в такой ситуации? Как правило, в задачах такого типа есть теоретическая масса вещества (по условию), и практическая масса, которую нужно найти.

Значит, мы должны найти практическую массу сульфата аммония, исходя из объема аммиака, который вступил в реакцию с серной кислотой.

А для этого, мы сначала находим моль сульфата аммония через аммиак:

— в реакции моль NH3 = 2, а (NH4)2SO4 = 1 моль (смотри соответствующие коэффициенты), в итоге

— по уравнению реакции n ( (NH4)2SO4) = n ( NH3 ) = 0,04 / 2 = 0,02 моль.

Следующее действие: ищем молярную массу сульфата аммония:

Настало время для вычисления практической массы (NH4)2SO4:

Теперь дело за малым — найти массовую долю соли. В условии сказано про 33 грамма раствора сульфата аммония, а мы получили величину 2, 64 грамма этой же соли, значит, теперь для нахождения массовой доли воспользуемся формулой:

ω = m (вещества) / m (раствора), ω ((NH4)2SO4 ) = 2,64 / 33 = 0,08, или если в процентах = 80%.

Ответ: массовая доля соли равна 80% .

Задание 2:

Дан раствор сульфита калия, а также набор следующих реактивов: растворы сульфата натрия, нитрата кальция, хлорида натрия, гидроксида калия и серной кислоты.

Используя только реактивы из приведенного перечня, запишите молекулярные уравнения двух реакций, которые характеризуют химические свойства сульфита калия, и укажите признаки их протекания.

Решение:

Сульфит калия — это средняя растворимая в воде соль, которая содержит катион калия и анион сульфита.

Как ты помнишь, все соли калия — растворимы, и если мы будем рассматривать это задание с позиции калия, то это никак не характеризует свойства этой соли.

Зато анион сульфит имеет особенности, которые могут пригодиться в этом задании.

Сульфит — анион — это ион сернистой кислоты (H2SO3), которая является слабой кислотой и при получении распадается на сернистый газ (SO2) и воду, а также некоторые соли (например, сульфит кальция — это осадок белого цвета).

Значит, мы ищем два вещества, с которыми сульфит калия даст качественные реакции: из приведенного списка мы можем взять серную кислоту и нитрат кальция.

Описываем эффекты этих двух реакций:

1) В первой реакции выделяется газ с характерным неприятным запахом SO2 .

2) Во второй реакции образуется белый осадок сульфит кальция.

Задание 3:

Установите соответствие между парой веществ и реагентом, с помощью которого можно различить эти вещества.

Решение:

А) Сульфат калия и нитрат калия можно различить с помощью соединений бария, так как сульфат бария — это осадок белого цвета, нерастворимый в воде; ответ 3.

Б) Серная кислота и сульфат натрия — мы знаем, что все соли натрия растворимые, серная кислота является сильной кислотой, которая обладает сильной реакционной способностью, но отличить эти два вещества можно при помощи метилоранжа, или гелиантина, который является кислотно — основным индикатором, и в кислой среде (pH менее 7) окрашивается в красный цвет; ответ 2.

В) Хлорид железа (3) и сульфат железа — если видим сульфат — ион и соли бария, то выбираем этот вариант как наиболее приемлемый; ответ 3.

Задание 4:

Установите соответствие между реагирующими веществами и признаком протекающей между ними реакции: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

1) выделение бесцветного газа без запаха;

2) выделение бесцветного газа с запахом;

3) выпадение черного осадка;

4) выпадение белого осадка.

Решение:

А) Железо реагирует с разбавленной H2SO4 с образованием сульфата железа (2) и выделением водорода — горючего газа без запаха; подходит ответ 1.

Б) Результатом взаимодействия раствора гидроксида бария с карбонатом натрия является образование белого осадка в виде карбоната бария, и образуется щелочь — NaOH; ответ 4.

В) Сульфит натрия и соляная кислота — это реакция ионного обмена, которая характеризуется выделением сернистого газа — бесцветного газа с резким запахом; поэтому здесь ответ 2.

Задание 5

Оксид меди (2) реагирует с

Решение:

Оксид меди, CuO — это основный оксид, порошок черного цвета, нерастворим в воде, проявляет свойства основных оксидов.

Одним из таких свойств является взаимодействие с кислотами и кислотными оксидами.

Из перечисленного списка нам подходит только серная кислота.

Сульфат меди, CuSO4 — это ядовитая растворимая в воде соль голубого цвета.

Задание 6

Установите соответствие между исходными веществами и продуктами реакции: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

Решение:

А) Реакция между гидроксидом бария и серным ангидридом (SO3) является по сути замещением одного аниона на другой: OH — группу вытеснит серный газ, который превратится в остаток сульфат (SO4 2- ), а гидроксогруппа образует воду; в результате образуются сульфат бария и H2O , ответ 5.

Б) Взаимодействие соли и кислоты должно проходить с образованием либо газа, либо осадка, либо воды — иначе реакция не пойдет.

В этой реакции ионного обмена барий из BaSO3 и водород из H2SO4 обменяются анионами, итогом этого процесса станут сульфат бария (нерастворимый осадок белого цвета) и сернистая кислота, которая, как ты уже знаешь, является слабой неустойчивой кислотой, и разлагается при получении на сернистый газ и воду.

Так что, в этой реакции мы получаем все возможные признаки ионно — обменного характера, ответ 3.

В) Оксид бария и сернистая кислота дадут два вещества — сульфит бария и воду.

Суть реакции проста: основный оксид + кислота = соль + вода, ответ 4.

Задание 7:

Установите соответствие между формулой вещества и реагентами, с каждым из которых это вещество может взаимодействовать.

Решение:

1) Оксид кальция (негашенная известь) — это основный оксид, который проявляет все свойства для своего класса веществ, то есть может взаимодействовать с

В данном списке нам подходит ответ 2

Кстати, вторая реакция это образование гашенной извести, которая используется при побелке стен, потолков, защите деревянных конструкций от гниения (в том числе ею обрабатывают деревья).

Б) Разбавленная серная кислота обладает относительно сильными кислотными свойствами (по сравнению с концентрированной), в частности, проявляет характерные свойства кислот, реагируя с металлами высокой и средней активности.

Если затрудняешься и путаешься в свойствах серной кислоты, то выучи ее химические свойства.

Разбавленная H2SO4 НЕ реагирует с

— неактивными металлами ( Hg, Ag, Cu, Bi ),

В этом задании нам подходит ответ 3: цинк и гидроксид магния.

Надеюсь, ты помнишь, что последняя реакция называется реакцией нейтрализации (кислота + основание = соль + вода).

В) Хлорид бария — это средняя соль, по физическим характеристикам представляет собой бесцветные кристаллы, хорошо растворимые в воде, ядовит.

Эта соль вступает в реакции ионного обмена с сульфатом натрия и нитратом серебра, в результате двух этих реакций образуются осадки.

Качественный признак первой реакции — осадок белого цвета (сульфат бария), не токсичен;

  • второй реакции — осадок белого цвета, хлорид серебра, практически нерастворим в воде, оказывает раздражающее действие на кожу и слизистые оболочки.

Задания по теме «Серная кислота и её соли»

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

«Актуальность создания школьных служб примирения/медиации в образовательных организациях»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Блок заданий по теме «Серная кислота и её соли»

№1. Осуществите превращения по схеме:

№2. Закончите уравнения практически осуществимых реакций в полном и кратком ионном виде:

№3. Запишите уравнения реакций взаимодействия разбавленной серной кислоты с магнием, гидроксидом железа (III), оксидом алюминия, нитратом бария и сульфитом калия в молекулярном, полном и кратком ионном виде.

№4. Сернистый газ можно получить, действуя при нагревании концентрированной серной кислоты на серу. Составьте молекулярное уравнение этой реакции.

№5. Запишите уравнения реакций между серной концентрированной кислотой и следующими веществами: натрия, ртуть, сера. Расставьте коэффициенты методом электронного баланса, укажите окислитель и восстановитель.

№6. Почему концентрированную серную кислоту можно хранить в стальной таре, а разбавленную нет. Ответ, подтвердите уравнениями реакций. В какой посуде перевозят концентрированную серную кислоту? Ответ поясните.

№7. При нагревании концентрированной серной кислоты с углем образуются два газа, каждый из которых вызывает помутнение известковой воды. Составьте уравнения всех описанных реакций.


источники:

http://pangenes.ru/post/sernaya-kislota-primery-zadaniy-oge-s-obyasneniyami.html

http://infourok.ru/zadaniya-po-teme-sernaya-kislota-i-eyo-soli-4980878.html