Уравнения с системами счисления задания
Задание 1. Какому числу в десятичной системе счисления соответствует число 2416?
2416 = 2 * 16 1 + 4 * 16 0 = 32 + 4 = 36
Задание 2. Известно, что X = 124 + 45 + 1012. Чему равно число X в десятичной системе счисления?
Переведем каждое слагаемое в десятичную систему счисления:
124 = 1 * 41 + 2 * 40 = 4 + 2 = 6
45 = 4 * 5 0 = 4
1012 = 1 * 2 2 + 0 * 2 1 + 1 * 2 0 = 4 + 0 + 1 = 5
Находим число: X = 6 + 4 + 5 = 15
Задание 3. Вычислите значение суммы 102 + 458 + 1016 в десятичной системе счисления.
Переведем каждое слагаемое в десятичную систему счисления:
102 = 1 * 2 1 + 0 * 2 0 = 2
458 = 4 * 8 1 + 5 * 8 0 = 37
1016 = 1 * 16 1 + 0 * 16 0 = 16
Сумма равна: 2 + 37 + 16 = 55
Перевод в двоичную систему счисления
Задание 1. Чему равно число 37 в двоичной системе счисления?
Можно выполнить преобразование делением на 2 и комбинацией остатков в обратном порядке.
Другой способ – это разложить число на сумму степеней двойки, начиная со старшей, вычисляемый результат которой меньше данного числа. При преобразовании пропущенные степени числа следует заменять нулями:
3710 = 32 + 4 + 1 = 2 5 + 2 2 + 2 0 = 1 * 2 5 + 0 * 2 4 + 0 * 2 3 + 1 * 2 2 + 0 * 2 1 + 1 * 2 0 = 100101
Задание 2. Сколько значащих нулей в двоичной записи десятичного числа 73?
Разложим число 73 на сумму степеней двойки, начиная со старшей и умножая пропущенные степени в дальнейшем на нули, а существующие на единицу:
7310 = 64 + 8 + 1 = 2 6 + 2 3 + 2 0 = 1 * 2 6 + 0 * 2 5 + 0 * 2 4 + 1 * 2 3 + 0 * 2 2 + 0 * 2 1 + 1 * 2 0 = 1001001
Ответ. В двоичной записи десятичного числа 73 присутствует четыре значащих нуля.
Задание 3. Вычислите сумму чисел x и y при x = D216, y = 378. Результат представьте в двоичной системе счисления.
Вспомним, что каждая цифра шестнадцатеричного числа формируется четырьмя двоичными разрядами, каждая цифра восьмеричного числа – тремя:
Сложим полученные числа:
Ответ. Сумма чисел D216 и y = 378, представленная в двоичной системе счисления равна 11110001.
Задание 4. Дано: a = D716, b = 3318. Какое из чисел c, записанных в двоичной системе счисления, отвечает условию a Задания на определение значений в различных системах счисления и их оснований
Задание 1. Для кодирования символов @, $, &, % используются двухразрядные последовательные двоичные числа. Первому символу соответствует число 00. С помощью данных символов была закодирована такая последовательность: $%&&@$. Декодируйте данную последовательность и переведите результат в шестнадцатеричную систему счисления.
1. Сопоставим двоичные числа кодируемым ими символам:
00 — @, 01 — $, 10 — &, 11 — %
2. Декодируем заданную последовательность:
$%&&@$ = 01 11 10 10 00 01
3. Переведем двоичное число в шестнадцатеричную систему счисления:
0111 1010 0001 = 7A1
Задание 2. В саду 100x фруктовых деревьев, из которых 33x – яблони, 22x – груши, 16x – сливы, 17x — вишни. Чему равно основание системы счисления (x).
1. Заметим, что все слагаемые – двузначные числа. В любой системе счисления их можно представить так:
a * x 1 + b * x 0 = ax + b, где a и b – это цифры соответствующих разрядов числа.
Для трехзначного числа будет так:
a * x 2 + b * x 1 + c * x 0 = ax 2 + bx + c
2. Условие задачи таково:
33x + 22x + 16x + 17x = 100x
Подставим числа в формулы:
3x + 3 + 2x +2 + 1x + 6 + 1x + 7 = 1x 2 + 0x + 0
7x + 18 = x 2
3. Решим квадратное уравнение:
-x2 + 7x + 18 = 0
D = 7 2 – 4 * (-1) * 18 = 49 + 72 = 121. Квадратный корень из D равен 11.
Корни квадратного уравнения:
x = (-7 + 11) / (2 * (-1)) = -2 или x = (-7 — 11) / (2 * (-1)) = 9
4. Отрицательное число не может быть основанием системы счисления. Поэтому x может быть равен только 9.
Ответ. Искомое основание системы счисления равно 9.
Задание 3. В системе счисления с некоторым основанием десятичное число 12 записывается как 110. Найдите это основание.
Сначала распишем число 110 через формулу записи чисел в позиционных системах счисления для нахождения значения в десятичной системе счисления, а затем найдем основание методом перебора.
110 = 1 * x 2 + 1 * x 1 + 0 * x 0 = x 2 + x
Нам надо получить 12. Пробуем 2: 2 2 + 2 = 6. Пробуем 3: 3 2 + 3 = 12.
Значит основание системы счисления равно 3.
Ответ. Искомое основание системы счисления равно 3.
Задание 4. В какой системе счисления десятичное число 173 будет представлено как 445?
Решение.
Обозначим неизвестное основание за Х. Запишем следующее уравнение:
17310 = 4*Х 2 + 4*Х 1 + 5*Х 0
С учетом того, что любое положительное число в нулевой степени равно 1 перепишем уравнение (основание 10 не будем указывать).
173 = 4*Х 2 + 4*Х + 5
Конечно, подобное квадратное уравнение можно решить с помощью дискриминанта, но есть более простое решение. Вычтем из правой и левой части по 4. Получим
169 = 4*Х 2 + 4*Х + 1 или 13 2 = (2*Х+1) 2
Отсюда получаем 2*Х +1 = 13 (отрицательный корень отбрасываем). Или Х = 6.
Ответ: 17310 = 4456
Задачи на нахождение нескольких оснований систем счисления
Есть группа задач, в которых требуется перечислить (в порядке возрастания или убывания) все основания систем счисления, в которых представление данного числа заканчивается на заданную цифру. Эта задача решается довольно просто. Сначала нужно из исходного числа вычесть заданную цифру. Получившееся число и будет первым основанием системы счисления. А все другие основания могут быть только делителями этого числа. (Данное утверждение доказывается на основе правила перевода чисел из одной системы счисления в другую – см. п.4). Помните только, что основание системы счисления не может быть меньше заданной цифры!
Пример
Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись числа 24 оканчивается на 3.
Решение
24 – 3 =21 – это первое основание (1321= 13*21 1 +3*21 0 = 24).
21 делится на 3 и на 7. Число 3 не подходит, т.к. в системе счисления с основанием 3 нет цифры 3.
Ответ: 7, 21
Задача №16. Поиск основания системы по окончанию числа, уравнения и различные кодировки, арифметические действия в различных системах.
Перед тем, как приступить к решению задач, нам нужно понять несколько несложных моментов.
Рассмотрим десятичное число 875. Последняя цифра числа (5) – это остаток от деления числа 875 на 10. Последние две цифры образуют число 75 – это остаток от деления числа 875 на 100. Аналогичные утверждения справедливы для любой системы счисления:
Последняя цифра числа – это остаток от деления этого числа на основание системы счисления.
Последние две цифры числа – это остаток от деления числа на основание системы счисления в квадрате.
Например, . Разделим 23 на основание системы 3, получим 7 и 2 в остатке (2 – это последняя цифра числа в троичной системе). Разделим 23 на 9 (основание в квадрате), получим 18 и 5 в остатке (5 = ).
Вернемся опять к привычной десятичной системе. Число = 100000. Т.е. 10 в степени k– это единица и k нулей.
Аналогичное утверждение справедливо для любой системы счисления:
Основание системы счисления в степени k в этой системе счисления записывается как единица и k нулей.
1. Поиск основания системы счисления
Пример 1.
В системе счисления с некоторым основанием десятичное число 27 записывается в виде 30. Укажите это основание.
Решение:
Обозначим искомое основание x. Тогда .Т.е. x = 9.
Пример 2.
В системе счисления с некоторым основанием десятичное число 13 записывается в виде 111. Укажите это основание.
Решение:
Обозначим искомое основание x. Тогда
Решаем квадратное уравнение, получаем корни 3 и -4. Поскольку основание системы счисления не может быть отрицательным, ответ 3.
Ответ: 3
Пример 3
Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись числа 29 оканчивается на 5.
Решение:
Если в некоторой системе число 29 оканчивается на 5, то уменьшенное на 5 число (29-5=24) оканчивается на 0. Ранее мы уже говорили, что число оканчивается на 0 в том случае, когда оно без остатка делится на основание системы. Т.е. нам нужно найти все такие числа, которые являются делителями числа 24. Эти числа: 2, 3, 4, 6, 8, 12, 24. Заметим, что в системах счисления с основанием 2, 3, 4 нет числа 5 (а в формулировке задачи число 29 оканчивается на 5), значит остаются системы с основаниями: 6, 8, 12,
Ответ: 6, 8, 12, 24
Пример 4
Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись числа 71 оканчивается на 13.
Если в некоторой системе число оканчивается на 13, то основание этой системы не меньше 4 (иначе там нет цифры 3).
Уменьшенное на 3 число (71-3=68) оканчивается на 10. Т.е. 68 нацело делится на искомое основание системы, а частное от этого при делении на основание системы дает в остатке 0.
Выпишем все целые делители числа 68: 2, 4, 17, 34, 68.
2 не подходит, т.к. основание не меньше 4. Остальные делители проверим:
68:4 = 17; 17:4 = 4 (ост 1) – подходит
68:17 = 4; 4:17 = 0 (ост 4) – не подходит
68:34 = 2; 2:17 = 0 (ост 2) – не подходит
68:68 = 1; 1:68 = 0 (ост 1) – подходит
2. Поиск чисел по условиям
Пример 5
Укажите через запятую в порядке возрастания все десятичные числа, не превосходящие 25, запись которых в системе счисления с основанием четыре оканчивается на 11?
Решение:
Для начала выясним, как выглядит число 25 в системе счисления с основанием 4.
. Т.е. нам нужно найти все числа, не больше , запись которых оканчивается на 11. По правилу последовательного счета в системе с основанием 4,
получаем числа и . Переводим их в десятичную систему счисления:
3. Решение уравнений
Пример 6
Ответ запишите в троичной системе (основание системы счисления в ответе писать не нужно).
Переведем все числа в десятичную систему счисления:
Квадратное уравнение имеет корни -8 и 6. (т.к. основание системы не может быть отрицательным). .
Ответ: 20
4. Подсчет количества единиц (нулей) в двоичной записи значения выражения
Для решения этого типа задач нам нужно вспомнить, как происходит сложение и вычитание «в столбик»:
При сложении происходит поразрядное суммирование записанных друг под другом цифр, начиная с младших разрядов. В случае, если полученная сумма двух цифр больше или равна основанию системы счисления, под суммируемыми цифрами записывается остаток от деления этой суммы на основание системы, а целая часть от деления этой суммы на основание системы прибавляется к сумме следующих разрядов.
При вычитании происходит поразрядное вычитание записанных друг под другом цифр, начиная с младших разрядов. В случае, если первая цифра меньше второй, мы «занимаем» у соседнего (большего) разряда единицу. Занимаемая единица в текущем разряде равна основанию системы счисления. В десятичной системе это 10, в двоичной 2, в троичной 3 и т.д.
Пример 7
Сколько единиц содержится в двоичной записи значения выражения: ?
Представим все числа выражения, как степени двойки:
В двоичной записи двойка в степени n выглядит, как 1 и n нулей. Тогда суммируя и , получим число, содержащее 2 единицы:
Теперь вычтем из получившегося числа 10000. По правилам вычитания занимаем у следующего разряда.
Теперь прибавляем к получившемуся числу 1:
Видим, что у результата 2013+1+1=2015 единиц.
Сборник задач «Системы счисления»
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
МБОУ «Политехнический лицей» г. Мирный РС(Я)
Сборник задач по теме «Системы счисления»
(для подготовки к решению задания № 10 Основного Государственного Экзамена по информатике)
Боброва, А.Ю. Сборник задач по теме «Системы счисления» (для подготовки к решению задания № 10 Основного Государственного Экзамена по информатике) / А.Ю. Боброва. – Мирный: МБОУ «Политехнический лицей», 2021. – 25 с.
1. Общие сведения о системах счисления
Система счисления — это способ наименования и представления чисел с помощью символов. Такие символы в любой системе счисления называются цифрами.
Алфавит системы счисления – это совокупность символов, используемых в данной системе счисления.
Все системы счисления подразделяются на два класса – позиционные и непозиционные.
В непозиционных системах счисления от положения цифры в записи не зависит величина, которую она обозначает.
1.1. Позиционные системы счисления
В позиционных системах счисления величина, обозначаемся цифрой в записи числа, зависит от ее позиции. Количество различных цифр р, используемых в позиционной системе счисления, определяет название системы счисления и называется основанием р-ой системы счисления. Например, система счисления, в основном применяемая в современной математике, является позиционной десятичной системой, ее основание равно десяти.
Любое число N в позиционной системе счисления с основанием р может быть представлено в виде многочлена от р:
где N – число, р – основание системы счисления (р>1), a 1 – цифры числа (коэффициенты пи степенях р).
Числа в р-й системе счисления записывают в виде последовательности цифр:
Запятая в последовательности отделяет целую часть числа от дробной (коэффициенты при неотрицательных степенях от коэффициентов при отрицательных степенях).
В двоичной системе используется две цифры: 0 и 1. В этой системе любое число может быть представлено в виде:
Например: 1011101,01 = 1 ∙ 2 6 + 0 ∙ 2 5 + 1 ∙ 2 4 + 1 ∙ 2 3 +1 ∙ 2 2 + + 0 ∙ 2 1 + 1 ∙ 2 0 + 1 ∙ 2 -1 + 1 ∙ 2 -2 .
1.3. Восьмеричная система счисления
В восьмеричной системе используется восемь цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. Эта система счисления в ЭВМ используется как вспомогательная для записи информации в сокращенном виде. Для представления одной цифры восьмеричной системы используется три двоичных разряда (триада):
1.4. Шестнадцатеричная система счисления
Для обозначения цифр в шестнадцатеричной системе используется десять цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и латинские буквы А (10), В (11), С (12), D (13), E (14) и F (15). Эта система счисления так же, как и восьмеричная, в ЭВМ используется как вспомогательная для записи информации в сокращенном виде. Для представления одной цифры шестнадцатеричной системы используется четыре двоичных разряда (тетрада):
2. Перевод чисел в десятичную систему счисления
Для того чтобы перевести число в десятичную систему счисления, необходимо составить сумму степенного ряда с основанием системы, в которой записано число, а затем найти значение этой суммы.
Пример 1. Перевести число 11110 из двоичной системы в десятичную систему счисления.
111102 = 1 ∙ 2 4 + 1 ∙ 2 3 + 1 ∙ 2 2 + 1 ∙ 2 1 + 0 ∙ 2 0 = 1 ∙ 16 + + 1 ∙ 8 + 1 ∙ 4 + 1 ∙ 2 + 0 ∙ 1 = 16 + 8 + 4 + 2 + 0 = 3010.
Пример 2. Перевести число 10110,01 из двоичной системы в десятичную систему счисления.
10110,012 = 1 ∙ 2 4 + 0 ∙ 2 3 + 1 ∙ 2 2 + 1 ∙ 2 1 + 0 ∙ 2 0 + 0 ∙ ∙2 -1 + 1 ∙ 2 -2 = 1 ∙ 16 + 0 ∙ 8 + 1 ∙ 4 + 1 ∙ 2 + 0 ∙ 1 + 0 ∙ 0,5 + + 1 ∙ 0,25 = 16 + 0 + 4 + 2 + 0 + 0 + 0,25 = 22,2510.
Пример 3. Перевести число 32 из восьмеричной системы в десятичную систему счисления.
328 = 3 ∙ 8 1 + 2 ∙ 8 0 = 3 ∙ 8 + 2 ∙ 1 = 24 + 2 = 2610.
Пример 4. Перевести число 23 из шестнадцатеричной системы в десятичную систему счисления.
2316 = 2 ∙ 16 1 + 3 ∙ 16 0 = 2 ∙16 + 3 ∙ 1 = 32 + 3 = 3510.
Пример 5. Перевести число А3 F из шестнадцатеричной системы в десятичную систему счисления.
А3 F 16 = 10 ∙ 16 2 + 3 ∙ 16 1 + 15 ∙ 16 0 = 10 ∙256 + 3 ∙ 16 + + 15 ∙ 1 = 2560 + 48 + 15 = 262310.
Пример 6. Перевести число 13 E ,4 из шестнадцатеричной системы в десятичную систему счисления.
13 E ,4 16 = 1 ∙ 16 2 + 3 ∙ 16 1 + 14 ∙ 16 0 + 4 ∙ 16 -1 = 1 ∙256 + 3 ∙ ∙16 + 14 ∙ 1 + 4 ∙ 0,25 = 256 + 48 + 14 + 1 = 31710.
Задачи для самостоятельного решения
1. Среди приведённых ниже трёх чисел, записанных в различных системах счисления, найдите максимальное и запишите его в ответе в десятичной системе счисления. В ответе запишите только число, основание системы счисления указывать не нужно.
2. Среди приведённых ниже трёх чисел, записанных в различных системах счисления, найдите максимальное и запишите его в ответе в десятичной системе счисления. В ответе запишите только число, основание системы счисления указывать не нужно.
3. Среди приведённых ниже трёх чисел, записанных в различных системах счисления, найдите максимальное и запишите его в ответе в десятичной системе счисления. В ответе запишите только число, основание системы счисления указывать не нужно.
4. Среди приведённых ниже трёх чисел, записанных в различных системах счисления, найдите максимальное и запишите его в ответе в десятичной системе счисления. В ответе запишите только число, основание системы счисления указывать не нужно.
5. Среди приведённых ниже трёх чисел, записанных в различных системах счисления, найдите максимальное и запишите его в ответе в десятичной системе счисления. В ответе запишите только число, основание системы счисления указывать не нужно.
6. Среди приведённых ниже трёх чисел, записанных в различных системах счисления, найдите минимальное и запишите его в ответе в десятичной системе счисления. В ответе запишите только число, основание системы счисления указывать не нужно.
7. Среди приведённых ниже трёх чисел, записанных в различных системах счисления, найдите минимальное и запишите его в ответе в десятичной системе счисления. В ответе запишите только число, основание системы счисления указывать не нужно.
8. Среди приведённых ниже трёх чисел, записанных в различных системах счисления, найдите минимальное и запишите его в ответе в десятичной системе счисления. В ответе запишите только число, основание системы счисления указывать не нужно.
9. Среди приведённых ниже трёх чисел, записанных в различных системах счисления, найдите минимальное и запишите его в ответе в десятичной системе счисления. В ответе запишите только число, основание системы счисления указывать не нужно.
10. Среди приведённых ниже трёх чисел, записанных в различных системах счисления, найдите минимальное и запишите его в ответе в десятичной системе счисления. В ответе запишите только число, основание системы счисления указывать не нужно.
11. Среди приведённых ниже трёх чисел, записанных в различных системах счисления, найдите минимальное и запишите его в ответе в десятичной системе счисления. В ответе запишите только число, основание системы счисления указывать не нужно.
12. Среди приведённых ниже трёх чисел, записанных в различных системах счисления, найдите минимальное и запишите его в ответе в десятичной системе счисления. В ответе запишите только число, основание системы счисления указывать не нужно.
13. Среди приведённых ниже трёх чисел, записанных в различных системах счисления, найдите минимальное и запишите его в ответе в десятичной системе счисления. В ответе запишите только число, основание системы счисления указывать не нужно.
14. Среди приведённых ниже трёх чисел, записанных в различных системах счисления, найдите максимальное и запишите его в ответе в десятичной системе счисления. В ответе запишите только число, основание системы счисления указывать не нужно.
15. Среди приведённых ниже трёх чисел, записанных в различных системах счисления, найдите максимальное и запишите его в ответе в десятичной системе счисления. В ответе запишите только число, основание системы счисления указывать не нужно.
16. Среди приведённых ниже трёх чисел, записанных в различных системах счисления, найдите максимальное и запишите его в ответе в десятичной системе счисления. В ответе запишите только число, основание системы счисления указывать не нужно.
17. Среди приведённых ниже трёх чисел, записанных в различных системах счисления, найдите минимальное и запишите его в ответе в десятичной системе счисления. В ответе запишите только число, основание системы счисления указывать не нужно.
18. Среди приведённых ниже трёх чисел, записанных в различных системах счисления, найдите максимальное и запишите его в ответе в десятичной системе счисления. В ответе запишите только число, основание системы счисления указывать не нужно.
19. Среди приведённых ниже трёх чисел, записанных в различных системах счисления, найдите максимальное и запишите его в ответе в десятичной системе счисления. В ответе запишите только число, основание системы счисления указывать не нужно.
20. Среди приведённых ниже трёх чисел, записанных в различных системах счисления, найдите максимальное и запишите его в ответе в десятичной системе счисления. В ответе запишите только число, основание системы счисления указывать не нужно.
21. Среди приведённых ниже трёх чисел, записанных в различных системах счисления, найдите минимальное и запишите его в ответе в десятичной системе счисления. В ответе запишите только число, основание системы счисления указывать не нужно.
22. Среди приведённых ниже трёх чисел, записанных в различных системах счисления, найдите минимальное и запишите его в ответе в десятичной системе счисления. В ответе запишите только число, основание системы счисления указывать не нужно.
23. Среди приведённых ниже трёх чисел, записанных в различных системах счисления, найдите минимальное и запишите его в ответе в десятичной системе счисления. В ответе запишите только число, основание системы счисления указывать не нужно.
24. Среди приведённых ниже трёх чисел, записанных в различных системах счисления, найдите минимальное и запишите его в ответе в десятичной системе счисления. В ответе запишите только число, основание системы счисления указывать не нужно.
25. Среди приведённых ниже трёх чисел, записанных в различных системах счисления, найдите минимальное и запишите его в ответе в десятичной системе счисления. В ответе запишите только число, основание системы счисления указывать не нужно.
26. Среди приведённых ниже трёх чисел, записанных в различных системах счисления, найдите наибольшее и запишите его в ответе в десятичной системе счисления. В ответе запишите только число, основание системы счисления указывать не нужно.
27. Среди приведённых ниже трёх чисел, записанных в различных системах счисления, найдите наибольшее и запишите его в ответе в десятичной системе счисления. В ответе запишите только число, основание системы счисления указывать не нужно.
28. Среди приведённых ниже трёх чисел, записанных в различных системах счисления, найдите наибольшее и запишите его в ответе в десятичной системе счисления. В ответе запишите только число, основание системы счисления указывать не нужно.
29. Среди приведённых ниже трёх чисел, записанных в различных системах счисления, найдите наименьшее и запишите его в ответе в десятичной системе счисления. В ответе запишите только число, основание системы счисления указывать не нужно.
30. Среди приведённых ниже трёх чисел, записанных в различных системах счисления, найдите наименьшее и запишите его в ответе в десятичной системе счисления. В ответе запишите только число, основание системы счисления указывать не нужно.
31. Среди приведённых ниже трёх чисел, записанных в различных системах счисления, найдите минимальное и запишите его в ответе в десятичной системе счисления. В ответе запишите только число, основание системы счисления указывать не нужно.
32. Среди приведённых ниже трёх чисел, записанных в различных системах счисления, найдите максимальное и запишите его в ответе в десятичной системе счисления. В ответе запишите только число, основание системы счисления указывать не нужно.
33. Среди приведённых ниже трёх чисел, записанных в различных системах счисления, найдите максимальное и запишите его в ответе в десятичной системе счисления. В ответе запишите только число, основание системы счисления указывать не нужно.
34. Среди приведённых ниже трёх чисел, записанных в различных системах счисления, найдите минимальное и запишите его в ответе в десятичной системе счисления. В ответе запишите только число, основание системы счисления указывать не нужно.
35. Среди приведённых ниже трёх чисел, записанных в различных системах счисления, найдите минимальное и запишите его в ответе в десятичной системе счисления. В ответе запишите только число, основание системы счисления указывать не нужно.
36. Среди приведённых ниже трёх чисел, записанных в различных системах счисления, найдите минимальное и запишите его в ответе в десятичной системе счисления. В ответе запишите только число, основание системы счисления указывать не нужно.
37. Среди приведённых ниже трёх чисел, записанных в различных системах счисления, найдите минимальное и запишите его в ответе в десятичной системе счисления. В ответе запишите только число, основание системы счисления указывать не нужно.
38. Среди приведённых ниже трёх чисел, записанных в различных системах счисления, найдите максимальное и запишите его в ответе в десятичной системе счисления. В ответе запишите только число, основание системы счисления указывать не нужно.
39. Среди приведённых ниже трёх чисел, записанных в различных системах счисления, найдите минимальное и запишите его в ответе в десятичной системе счисления. В ответе запишите только число, основание системы счисления указывать не нужно.
40. Среди приведённых ниже трёх чисел, записанных в различных системах счисления, найдите максимальное и запишите его в ответе в десятичной системе счисления. В ответе запишите только число, основание системы счисления указывать не нужно.
3. Перевод чисел из десятичной системы счисления
1. Для того чтобы перевести целое десятичное число в другую систему счисления, необходимо осуществлять последовательное деление десятичного числа и затем из получаемых целых частных на основание той системы, в которую оно переводится, до тех пор, пока не получится частное, меньше делителя. Число в новой системе записывается в виде остатков от деления, начиная с последнего.
Пример 7. Переведите число 126 из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления.
Решение. Преобразуем число 126 в двоичную систему с помощью известного алгоритма деления «уголком» с выделением остатков:
126
63
31
15
7
3
Выписав остатки от деления, получим 12610=11111102.
Пример 8. Переведите число 146 из десятичной системы счисления в восьмеричную систему счисления.
Преобразуем число 146 в восьмеричную систему с помощью алгоритма деления «уголком» с выделением остатков:
146
18
Выписав остатки от деления, получим 14610=2228.
Пример 9. Переведите число 935 из десятичной системы счисления в шестнадцатеричную систему счисления.
Решение. Преобразуем число 935 в шестнадцатеричную систему с помощью алгоритма деления «уголком» с выделением остатков:
935
58
Выписав остатки от деления, получим 93510=3А716.
2. Для того чтобы перевести правильную десятичную дробь из десятичной системы счисления в другую, необходимо последовательно умножать эту дробь, а затем получаемые дробные части на основание той системы, в которую она не переводится. Умножение производится до тех пор, пока дробная част не станет равной нулю или не будет достигнута требуемая точность. В новой системе дробь записывается в виде целых частей произведений, начиная с первого.
Пример 10. Перевести число 0,532 из десятичной системы в двоичную с точностью до тысячных.
Пример 11. Перевести число 0,974 из десятичной системы в шестнадцатеричную с точностью до тысячных.
3. Для того чтобы перевести число, содержащее и целую, и дробную части, из десятичной системы счисления в другую, необходимо сначала перевести его целую часть, затем отдельно дробную часть. В ответе перед запятой следует записать целую часть, а после запятой – дробную часть.
Пример 12. Перевести число 344,532 из десятичной системы в двоичную с точностью до тысячных.
Переводим целую часть числа.
344
172
86
43
21
10
5
2
Получим 344 10 = 1010110002. Переводим, с указанной точностью, дробную часть (см. пример 10). Получаем 0,53210 = 0,1002. Дописываем после целой части дробную: 344,53210 = 101011000,1002.
Пример 13. Перевести число 935,974 из десятичной системы в шестнадцатеричную с точностью до тысячных.
Решение. Переводим целую часть числа (см. пример 9). Получаем 93510 = 3А716. Переводим с указанной точностью, дробную часть (см. пример 9). Получаем 0,97410 = 0, F 9516. Дописываем после целой части дробную: 936,97410 = 3А7, F 9516.
4. Перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно
1. Для того чтобы перевести число из двоичной системы в восьмеричную, необходимо выполнить следующие действия. Двигаясь по запятой влево и вправо, разбить двоичное число на группы по три разряда, дополняя при необходимости нулями крайнее левую и правую группы. Затем триаду заменить соответствующей восьмеричной цифрой.
Пример 14 . Перевести число 10011001111,0101 из двоичной системы в восьмеричную.
010 011 001 111 , 010 100 = 2317,248.
2. Для того чтобы перевести число из двоичной системы в шестнадцатеричную, выполнить следующие действия. Двигаясь от запятой влево и вправо, разбить двоичное число на группы по четыре разряда дополняя при необходимости нулями крайнее левую и правую группы. Затем тетраду заменить соответствующей шестнадцатеричной цифрой.
Пример 15. Перевести число 10111111011,100011 из двоичной системы в шестнадцатеричную.
0101 1111 1011 , 1000 1100 = 5 FB ,8 C 8 .
Ответ: 5 FB ,8 C 8 .
3. Для перевода числа из восьмеричной системы в двоичную достаточно заменить каждую цифру этого числа соответствующим трёхразрядным двоичным числом (триадой), при этом отбрасывают незначащие нули в старших и младших (после запятой) разрядах.
Пример 4. Перевести число 6С3,А из шестнадцатеричной системы в двоичную.
6 С 3 , А = 11011000011,1012.
0110 1100 0011 1010
5. Перевести число 135,14 из восьмеричной системы счисления в шестнадцатеричную.
1 3 5 , 1 4 = 0101 1101 , 0011 = 5 D ,316.
001 011 101 001 100
Задачи для самостоятельного решения
41. Переведите число 147 из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления. Сколько единиц содержит полученное число? В ответе укажите одно число – количество единиц.
42. Переведите число 142 из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления. Сколько единиц содержит полученное число? В ответе укажите одно число – количество единиц.
43. Переведите число 140 из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления. Сколько единиц содержит полученное число? В ответе укажите одно число – количество единиц.
44. Переведите число 136 из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления. Сколько единиц содержит полученное число? В ответе укажите одно число – количество единиц.
45. Переведите число 167 из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления. Сколько единиц содержит полученное число? В ответе укажите одно число – количество единиц.
45. Переведите число 157 из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления. Сколько единиц содержит полученное число? В ответе укажите одно число – количество единиц.
46. Переведите число 120 из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления. Сколько единиц содержит полученное число? В ответе укажите одно число – количество единиц.
47. Переведите число 126 из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления. Сколько единиц содержит полученное число? В ответе укажите одно число – количество единиц.
48. Переведите число 151 из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления. Сколько единиц содержит полученное число? В ответе укажите одно число – количество единиц.
49. Переведите число 149 из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления. Сколько единиц содержит полученное число? В ответе укажите одно число – количество единиц.
50. Переведите число 144 из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления. Сколько единиц содержит полученное число? В ответе укажите одно число – количество единиц.
51. Переведите число 135 из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления. Сколько единиц содержит полученное число? В ответе укажите одно число – количество единиц.
52. Переведите число 141 из десятичной системы счисления в восьмеричную систему счисления. В ответе укажите полученное число.
53. Переведите число 121 из десятичной системы счисления в восьмеричную систему счисления. В ответе укажите полученное число.
54. Переведите число 143 из десятичной системы счисления в восьмеричную систему счисления. В ответе укажите полученное число.
55. Переведите число 126 из десятичной системы счисления в восьмеричную систему счисления. В ответе укажите полученное число.
56. Переведите число 125 из десятичной системы счисления в восьмеричную систему счисления. В ответе укажите полученное число.
57. Переведите число 134 из десятичной системы счисления в восьмеричную систему счисления. В ответе укажите полученное число.
58. Переведите число 204 из десятичной системы счисления в восьмеричную систему счисления. В ответе укажите полученное число.
59. Переведите число 201 из десятичной системы счисления в восьмеричную систему счисления. В ответе укажите полученное число.
60. Переведите число 111 из десятичной системы счисления в восьмеричную систему счисления. В ответе укажите полученное число.
61. Переведите число 87 из десятичной системы счисления в восьмеричную систему счисления. В ответе укажите полученное число.
62. Переведите число 110 из десятичной системы счисления в восьмеричную систему счисления. В ответе укажите полученное число.
63. Переведите число 101 из десятичной системы счисления в шестнадцатеричную систему счисления. Сколько единиц содержит полученное число? В ответе укажите одно число – количество единиц
64. Переведите число 100 из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления. Сколько нолей содержит полученное число? В ответе укажите одно число – количество нолей.
65. Переведите число 199 из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления. В ответе укажите двоичное число. Основание системы счисления указывать не нужно.
66. Переведите число 119 из десятичной системы счисления в шестнадцатеричную систему счисления. В ответе укажите полученное число.
67. Переведите число 105 из десятичной системы счисления в шестнадцатеричную систему счисления. В ответе укажите полученное число.
68. Переведите число 215 из десятичной системы счисления в шестнадцатеричную систему счисления. В ответе укажите полученное число.
69. Переведите число 259 из десятичной системы счисления в шестнадцатеричную систему счисления. В ответе укажите полученное число.
70. Переведите число 516 из десятичной системы счисления в шестнадцатеричную систему счисления. В ответе укажите полученное число.
71. Переведите число 90 из десятичной системы счисления в шестнадцатеричную систему счисления. В ответе укажите полученное число.
72. Переведите число 98 из десятичной системы счисления в шестнадцатеричную систему счисления. В ответе укажите полученное число.
73. Переведите число 130 из десятичной системы счисления в шестнадцатеричную систему счисления. В ответе укажите полученное число.
74. Переведите число 126 из десятичной системы счисления в шестнадцатеричную систему счисления. В ответе укажите полученное число.
75. Переведите число 122 из десятичной системы счисления в шестнадцатеричную систему счисления. В ответе укажите полученное число.
76. Переведите число 139 из десятичной системы счисления в шестнадцатеричную систему счисления. В ответе укажите полученное число.
77. Переведите число 222 из десятичной системы счисления в шестнадцатеричную систему счисления. В ответе укажите полученное число.
78. Переведите число 211 из десятичной системы счисления в шестнадцатеричную систему счисления. В ответе укажите полученное число.
79. Переведите число 245 из десятичной системы счисления в шестнадцатеричную систему счисления. В ответе укажите полученное число.
80. Переведите число 143 из десятичной системы счисления в шестнадцатеричную систему счисления. В ответе укажите полученное число.
81. Переведите число 305 из десятичной системы счисления в шестнадцатеричную систему счисления. В ответе укажите полученное число.
82. Переведите число 156 из десятичной системы счисления в шестнадцатеричную систему счисления. В ответе укажите полученное число.
83. Переведите число 147 из десятичной системы счисления в шестнадцатеричную систему счисления. В ответе укажите полученное число.
84. Переведите число 68 из десятичной системы счисления в шестнадцатеричную систему счисления. В ответе укажите полученное число.
85. Среди приведенных ниже трёх чисел, записанных в десятичной системе счисления, найдите число, в двоичной системе счисления которого наименьшее количество единиц. В ответе запишите количество единиц в двоичной записи этого числа.
86. Среди приведенных ниже трёх чисел, записанных в десятичной системе счисления, найдите число, в двоичной системе счисления которого наименьшее количество единиц. В ответе запишите количество единиц в двоичной записи этого числа.
87. Среди приведенных ниже трёх чисел, записанных в десятичной системе счисления, найдите число, в двоичной системе счисления которого наибольшее количество единиц. В ответе запишите количество единиц в двоичной записи этого числа.
88. Среди приведенных ниже трёх чисел, записанных в десятичной системе счисления, найдите число, в двоичной системе счисления которого наибольшее количество единиц. В ответе запишите количество единиц в двоичной записи этого числа.
89. Среди приведенных ниже трёх чисел, записанных в десятичной системе счисления, найдите число, сумма цифр которого в восьмеричной системе счисления наименьшая. В ответе запишите сумму цифр в восьмеричной записи этого числа.
90. Среди приведенных ниже трёх чисел, записанных в десятичной системе счисления, найдите число, сумма цифр которого в восьмеричной системе счисления наименьшая. В ответе запишите сумму цифр в восьмеричной записи этого числа.
91. Среди приведенных ниже трёх чисел, записанных в десятичной системе счисления, найдите число, сумма цифр которого в шестнадцатеричной системе счисления наименьшая. В ответе запишите сумму цифр в шестнадцатеричной записи этого числа.
92. Среди приведенных ниже трёх чисел, записанных в десятичной системе счисления, найдите число, сумма цифр которого в шестнадцатеричной системе счисления наименьшая. В ответе запишите сумму цифр в шестнадцатеричной записи этого числа.
93. Среди приведенных ниже трёх чисел, записанных в десятичной системе счисления, найдите число, сумма цифр которого в шестнадцатеричной системе счисления наименьшая. В ответе запишите сумму цифр в шестнадцатеричной записи этого числа.
Список литературы
1. Боброва А.Ю. Методические рекомендации к решению демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов для проведения в 2020 году основного государственного экзамена по информатике / А.Ю. Боброва. ‑ МБОУ «Политехнический лицей», г. Мирный, 2020. ‑ 38 с.
2. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена 2020 года по информатике. – М.: ФГБНУ «ФИПИ», 2019.
3. Евич, Л.Н. Информатика и ИКТ. Подготовка к ОГЭ – 2016. 9 класс. 14 тренировочных вариантов. / Под ред. Л.Н. Евич, С.Ю. Кулабухова. – Ростов-на-Дону: Легион,2015. – 22 с.
4. Лещинер, В.Р. Информатика. Основной Государственный Экзамен. Готовимся к итоговой аттестации: [учебное пособие] / В.Р. Лещинер, Ю.С. Путинцева. – Москва: Издательво «Ителлект-Центр», 2020. – 176 с.
5. Ушаков, Д.М. Информатика. 10 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ОГЭ / Д.М. Ушаков. – М.: Издательство «Экзамен», 2020. -119 с.
http://ege-study.ru/ru/ege/materialy/informatika/zadacha-16-razbor-razlichnyx-tipov-zadach/
http://infourok.ru/sbornik-zadach-sistemy-schisleniya-5221969.html