Уравнения с высшими степенями с заменой

Решение уравнений высших степеней

В общем случае уравнение, имеющее степень выше 4 , нельзя разрешить в радикалах. Но иногда мы все же можем найти корни многочлена, стоящего слева в уравнении высшей степени, если представим его в виде произведения многочленов в степени не более 4 -х. Решение таких уравнений базируется на разложении многочлена на множители, поэтому советуем вам повторить эту тему перед изучением данной статьи.

Чаще всего приходится иметь дело с уравнениями высших степеней с целыми коэффициентами. В этих случаях мы можем попробовать найти рациональные корни, а потом разложить многочлен на множители, чтобы потом преобразовать его в уравнение более низкой степени, которое будет просто решить. В рамках этого материала мы рассмотрим как раз такие примеры.

Уравнения высшей степени с целыми коэффициентами

Все уравнения, имеющие вид a n x n + a n — 1 x n — 1 + . . . + a 1 x + a 0 = 0 , мы можем привести к уравнению той же степени с помощью умножения обеих частей на a n n — 1 и осуществив замену переменной вида y = a n x :

a n x n + a n — 1 x n — 1 + . . . + a 1 x + a 0 = 0 a n n · x n + a n — 1 · a n n — 1 · x n — 1 + … + a 1 · ( a n ) n — 1 · x + a 0 · ( a n ) n — 1 = 0 y = a n x ⇒ y n + b n — 1 y n — 1 + … + b 1 y + b 0 = 0

Те коэффициенты, что получились в итоге, также будут целыми. Таким образом, нам нужно будет решить приведенное уравнение n-ной степени с целыми коэффициентами, имеющее вид x n + a n x n — 1 + … + a 1 x + a 0 = 0 .

Схема решения уравнения

Вычисляем целые корни уравнения. Если уравнение имеет целые корни, нужно искать их среди делителей свободного члена a 0 . Выпишем их и будем подставлять в исходное равенство по очереди, проверяя результат. Как только мы получили тождество и нашли один из корней уравнения, то можем записать его в виде x — x 1 · P n — 1 ( x ) = 0 . Здесь x 1 является корнем уравнения, а P n — 1 ( x ) представляет собой частное от деления x n + a n x n — 1 + … + a 1 x + a 0 на x — x 1 .

Подставляем остальные выписанные делители в P n — 1 ( x ) = 0 , начав с x 1 , поскольку корни могут повторяться. После получения тождества корень x 2 считается найденным, а уравнение может быть записано в виде ( x — x 1 ) ( x — x 2 ) · P n — 2 ( x ) = 0 .Здесь P n — 2 ( x ) будет частным от деления P n — 1 ( x ) на x — x 2 .

Продолжаем и дальше перебирать делители. Найдем все целые корни и обозначим их количество как m . После этого исходное уравнение можно представить как x — x 1 x — x 2 · … · x — x m · P n — m ( x ) = 0 . Здесь P n — m ( x ) является многочленом n — m -ной степени. Для подсчета удобно использовать схему Горнера.

Если у нас исходное уравнение имеет целые коэффициенты, мы не можем получить в итоге дробные корни.

У нас в итоге получилось уравнение P n — m ( x ) = 0 , корни которого могут быть найдены любым удобным способом. Они могут быть иррациональными или комплексными.

Покажем на конкретном примере, как применяется такая схема решения.

Условие: найдите решение уравнения x 4 + x 3 + 2 x 2 — x — 3 = 0 .

Решение

Начнем с нахождений целых корней.

У нас есть свободный член, равный минус трем. У него есть делители, равные 1 , — 1 , 3 и — 3 . Подставим их в исходное уравнение и посмотрим, какие из них дадут в итоге тождества.

При x , равном единице, мы получим 1 4 + 1 3 + 2 · 1 2 — 1 — 3 = 0 , значит, единица будет корнем данного уравнения.

Теперь выполним деления многочлена x 4 + x 3 + 2 x 2 — x — 3 на ( х — 1 ) в столбик:

Значит, x 4 + x 3 + 2 x 2 — x — 3 = x — 1 x 3 + 2 x 2 + 4 x + 3 .

Перебираем возможные делители дальше, но подставляем их в равенство x 3 + 2 x 2 + 4 x + 3 = 0 :

1 3 + 2 · 1 2 + 4 · 1 + 3 = 10 ≠ 0 ( — 1 ) 3 + 2 · ( — 1 ) 2 + 4 · — 1 + 3 = 0

У нас получилось тождество, значит, мы нашли еще один корень уравнения, равный — 1 .

Делим многочлен x 3 + 2 x 2 + 4 x + 3 на ( х + 1 ) в столбик:

x 4 + x 3 + 2 x 2 — x — 3 = ( x — 1 ) ( x 3 + 2 x 2 + 4 x + 3 ) = = ( x — 1 ) ( x + 1 ) ( x 2 + x + 3 )

Подставляем очередной делитель в равенство x 2 + x + 3 = 0 , начиная с — 1 :

— 1 2 + ( — 1 ) + 3 = 3 ≠ 0 3 2 + 3 + 3 = 15 ≠ 0 ( — 3 ) 2 + ( — 3 ) + 3 = 9 ≠ 0

Равенства, полученные в итоге, будут неверными, значит, у уравнения больше нет целых корней.

Оставшиеся корни будут корнями выражения x 2 + x + 3 .

D = 1 2 — 4 · 1 · 3 = — 11 0

Из этого следует, что у данного квадратного трехчлена нет действительных корней, но есть комплексно сопряженные: x = — 1 2 ± i 11 2 .

Уточним, что вместо деления в столбик можно применять схему Горнера. Это делается так: после того, как мы определили первый корень уравнения, заполняем таблицу.

x iкоэффициенты многочлена
112— 1— 3
111 + 1 · 1 = 22 + 2 · 1 = 4— 1 + 4 · 1 = 3— 3 + 3 · 1 = 0

В таблице коэффициентов мы сразу можем увидеть коэффициенты частного от деления многочленов, значит, x 4 + x 3 + 2 x 2 — x — 3 = x — 1 x 3 + 2 x 2 + 4 x + 3 .

После нахождения следующего корня, равного — 1 , мы получаем следующее:

x iкоэффициенты многочлена
1243
112 + 1 · ( — 1 ) = 14 + 1 · ( — 1 ) = 33 + 3 · ( — 1 ) = 0

Далее мы приходим к разложению x — 1 x + 1 x 2 + x + 3 = 0 . Потом, проверив оставшиеся делители равенства x 2 + x + 3 = 0 , вычисляем оставшиеся корни.

Ответ: х = — 1 , х = 1 , x = — 1 2 ± i 11 2 .

Условие: решите уравнение x 4 — x 3 — 5 x 2 + 12 = 0 .

Решение

У свободного члена есть делители 1 , — 1 , 2 , — 2 , 3 , — 3 , 4 , — 4 , 6 , — 6 , 12 , — 12 .

Проверяем их по порядку:

1 4 — 1 3 — 5 · 1 2 + 12 = 7 ≠ 0 ( — 1 ) 4 — ( — 1 ) 3 — 5 · ( — 1 ) 2 + 12 = 9 ≠ 0 2 4 · 2 3 — 5 · 2 2 + 12 = 0

Значит, x = 2 будет корнем уравнения. Разделим x 4 — x 3 — 5 x 2 + 12 на х — 2 , воспользовавшись схемой Горнера:

x iкоэффициенты многочлена
1— 1— 5012
21— 1 + 1 · 2 = 1— 5 + 1 · 2 = — 30 — 3 · 2 = 312 — 6 · 2 = 0

В итоге мы получим x — 2 ( x 3 + x 2 — 3 x — 6 ) = 0 .

Проверяем делители дальше, но уже для равенства x 3 + x 2 — 3 x — 6 = 0 , начиная с двойки.

2 3 + 2 2 — 3 · 2 — 6 = 0

Значит, 2 опять будет корнем. Разделим x 3 + x 2 — 3 x — 6 = 0 на x — 2 :

x iкоэффициенты многочлена
11— 3— 6
211 + 1 · 2 = 3— 3 + 3 · 2 = 3— 6 + 3 · 2 = 0

В итоге получим ( x — 2 ) 2 · ( x 2 + 3 x + 3 ) = 0 .

Проверка оставшихся делителей смысла не имеет, поскольку равенство x 2 + 3 x + 3 = 0 быстрее и удобнее решить с помощью дискриминанта.

Решим квадратное уравнение:

x 2 + 3 x + 3 = 0 D = 3 2 — 4 · 1 · 3 = — 3 0

Получаем комплексно сопряженную пару корней: x = — 3 2 ± i 3 2 .

Ответ: x = — 3 2 ± i 3 2 .

Условие: найдите для уравнения x 4 + 1 2 x 3 — 5 2 x — 3 = 0 действительные корни.

Решение

x 4 + 1 2 x 3 — 5 2 x — 3 = 0 2 x 4 + x 3 — 5 x — 6 = 0

Выполняем домножение 2 3 обеих частей уравнения:

2 x 4 + x 3 — 5 x — 6 = 0 2 4 · x 4 + 2 3 x 3 — 20 · 2 · x — 48 = 0

Заменяем переменные y = 2 x :

2 4 · x 4 + 2 3 x 3 — 20 · 2 · x — 48 = 0 y 4 + y 3 — 20 y — 48 = 0

В итоге у нас получилось стандартное уравнение 4 -й степени, которое можно решить по стандартной схеме. Проверим делители, разделим и получим в итоге, что оно имеет 2 действительных корня y = — 2 , y = 3 и два комплексных. Решение целиком здесь мы не будем приводить. В силу замены действительными корнями данного уравнения будут x = y 2 = — 2 2 = — 1 и x = y 2 = 3 2 .

Ответ: x 1 = — 1 , x 2 = 3 2

Советуем также ознакомиться с материалами, посвященными решению кубических уравнений и уравнений четвертой степени.

Урок-семинар по теме «Решение алгебраических уравнений высших степеней методом замены переменной». 11-й класс

Разделы: Математика

Класс: 11

Умение решать алгебраические уравнения первой и второй степени входит в “прожиточный” минимум любого выпускника средней общеобразовательной школы. А как быть с уравнениями выше второй степени? Такие уравнения называются уравнениями высших степеней, изучение их в общем виде выходит за рамки программы средней школы. На самом деле для уравнений третьей и четвертой степени есть формулы корней (формулы Кордано и Феррари), выведенные итальянскими математиками в 1545 году, но в силу своей громоздкости эти формулы используют очень редко в школьной программе. После того, как были выведены формулы корней для уравнений третьей и четвёртой степени, на протяжении почти 300 лет, учёные-математики пытались вывести формулы для нахождения корней уравнений пятой степени и выше, но труды их оказались безуспешными. В 1826 году норвежский математик Абель доказал, что нельзя вывести формулы для решения уравнений пятой степени и выше. Но всё же есть хорошие уравнения, которые решаются различными методами и способами.

В последнее время уравнения выше второй степени являются частью выпускных экзаменов за курс средней школы, они встречаются на вступительных экзаменах в ВУЗы, а также являются неотъемлемой частью ЕГЭ. Основными методами решения таких уравнений являются следующие:

  1. Разложение многочлена на множители,
  2. Метод замены переменной.
  3. Функционально-графический метод.
  4. Метод перехода от равенства, связывающего функции, к равенству, связывающему аргументы.

Одним из распространённых методов решения уравнений выше второй степени является метод замены переменной. Суть этого метода заключается в том, что путём замены некоторого выражения, входящего в уравнение, понижается его степень. Основными способами реализации этого метода являются:

  1. Использование основного свойства дроби.
  2. Выделение квадрата двучлена.
  3. Переход к системе уравнений.
  4. Раскрытие скобок парами.
  5. Раскрытие скобок парами и деление обеих частей уравнения на х0.
  6. Двойная замена.
  7. Понижение степени уравнения.

Один из уроков по теме “Решение уравнений выше второй степени я прилагаю ниже.

Цели:

  • Формирование знаний о методах и способах решения алгебраических уравнений высших степеней;
  • Развитие познавательных и исследовательских умений;
  • Воспитание культуры общения, воспитание умения работать в группах.
  • Оформление доски: число, тема, запись уравнений в общем виде.

    Урок-семинар

    Урок начинается с вступительного слова, в котором напоминаю задачу семинара, порядок его проведения. Напоминаю учащимся основные методы решения алгебраических уравнений (метод замены переменных, функционально-графический, метод разложения многочлена на множители). Ставлю цель реализовать метод замены переменных четырьмя способами.

    I группа – раскрытие скобок парами.

    II группа – раскрытие скобок парами и деление обеих частей уравнения на х 2 0.

    III группа – применение основного свойства дроби.

    IV группа – выделение квадрата двучлена.

    На доске написаны уравнения в общем виде:

    1. (х + а)(х + b)(x + c)(x + d) = m;
    2. (х + а)(х + b)(x + c)(x + d) = Eх 2 ;
    3. ;
    4. ;
    5. ;
    6. .

    У каждой группы в карточке два уравнения, одно из них с параметром.

    Представитель каждой группы находит на доске свое уравнение, записанное в общем виде, и раскрывает суть его решения (сначала решаются обычные уравнения).

    I группа показывает решение уравнения

    х(х + 1)(x + 2)(x + 3) = 24

    Решение. Воспользуемся симметрией левой части (0 + 3 = 3, 1 + 2 = 3). Перемножим первый и четвертый множители, второй и третий. Получим: (х 2 + 3х)(x 2 + 3x + 2) = 24

    Вводим замену: x 2 + 3x = t, тогда t(t + 2) = 24, t 2 + 2t – 24 = 0, t1 = -6? t2 = 4. Возвращаемся к “старой” переменной, получим: x 2 + 3x = -6, x 2 + 3x + 6 = 0, D 2 + 3x = 4 имеет корни х1 = -4, х2 = 1.

    Комментарий. Задаю вопрос: можно ли это уравнение решить другим способом?

    Ответ: Можно, для этого нужно использовать симметрию относительно .

    Идет выступление второй группы.

    Ученица этой группы решает уравнение, а остальные записывают в тетради.

    (х – 4)(х 2 + 15 + 50)(х – 2) = 18х 2

    Решение. Разложим на множители х 2 + 15 + 50.

    х 2 + 15 + 50 = 0, х1 = -5, х2 = -10, тогда х 2 + 15х + 50 = (х + 5)(х + 10). Уравнение примет вид: (х – 4)(х + 5)(х + 10)(х – 2) = 18х 2

    Так как (-4)•5 = -20, 10•(-2) = -20, то перемножая первую скобку со второй, третью с четвертой, будем иметь: (х 2 + х – 20)( х 2 + 8х – 20) = 18х 2

    Поскольку х = 0 не корень, разделим обе части уравнения на х 2 ? 0. Получим:

    Вводим замену: , тогда (t+1)(t+8)=18, т.е. t 2 +9t-10=0, t1= -10, t2 = 1.

    Вернемся к исходной переменной:

    Решим первое уравнение х 2 + 10х – 20 = 0, D = 180,

    Решим второе уравнение х 2 — х – 20 = 0, D =81, х3 = — 4, х4 = 5.

    Ответ: , , х3 = — 4, х4 = 5.

    Ученица III группы показывает решение уравнения

    , используя основное свойство дроби.

    Решение. х = 0 не является корнем уравнения, поэтому числитель и знаменатель каждой дроби делим на х 0. , вводим замену: , тогда

    Решим это уравнение

    Вернемся к “старой” преременной:

    Решаем первое уравнение уравнение х 2 – 14х + 15 = 0

    ; .

    Второе уравнение не имеет действительных корней.

    Ответ: ;

    Комментарий: Можно ли решить уравнение по другому?

    Ответ: Можно, если ввести замену х 2 + 15х = t.

    Ученик четвертой группы для решения уравнения

    выбирает способ выделения квадрата двучлена. Приведу решение этого уравнения.

    Решение. В левой части выделим полный квадрат разности:

    Сгруппируем первый, второй и четвертый члены:

    Вводим замену: t 2 + 18t – 40 = 0; t1 = -20, t2 = 2.

    Вернемся к “старой” переменной, получим:

    Ответ: , .

    Задаю вопрос: А есть ли ещё способ решения этого уравнения? Ответ: Да. Уравнение легко решается переходом к системе уравнений

    заменив .

    Вторая часть урока отводится на решение алгебраических уравнений высших степеней с параметрами. Учащиеся показывают, как эти же способы реализуются при решении уравнений с параметрами.

    I группа докладывает.

    “Найдите все действительные значения параметра а, при которых уравнение х(х+1)(х+а)(х+1+а) = а 2 имеет четыре действительных корня.

    Решение. Используя специфику решения уравнения

    (х + а)(х + b)(x + c)(x + d) = m

    будем иметь х(х+1+а)(х+1)(х+а) = а 2 , (х 2 +х+ах)(х 2 ++х+ах+а) = а 2

    вводим замену х 2 +х+ах = t, тогда t(t+a) = a 2 ; t 2 +at – a 2 = 0.

    Решим уравнение относительно t.

    D = a 2 + 4a 2 = 5a 2 ; ; .

    Подставляя вместо t найденные значения, получим совокупность двух уравнений:

    Рассмотрим первое уравнение:

    ;

    D1 = (a+1) 2 — 4.

    Рассмотрим второе уравнение:

    ;

    D2 = (a+1) 2 — 4.

    Чтобы исходное уравнение имело четыре действительных корня, необходимо чтобы т.е.

    Решим первое неравенство:

    , D = 16,

    ,

    т.е. а >, a , a , , a , |a| , |a| 2 х 2 ,

    где а – параметр.

    Решение. Используя специфику решения уравнения, будем иметь:

    (х 2 +14ах +24а 2 )(x 2 + 11аx +24а 2 ) = 4а 2 х 2 ,

    исследуем уравнение: если а = 0, то х = 0; если а 0, то х 0.

    Разделим обе части уравнение на а 2 х 2 0, тогда

    Введем замену и получим уравнение: (t+14)(t+11)=4, решая это уравнение, получим t1 = -15, t2 = 10. Таким образом, получим два уравнения:

    и .

    Решим первое уравнение: х 2 + 15ах + 24а 2 = 0, D = 129а 2 , тогда

    .

    Решим второе уравнение х 2 + 10ах + 24а = 0, D = 4а 2 , тогда

    .

    Ответ: если, а = 0, то х = 0; если, а 0, то , х3 = -6а; х4 = -4а.

    Ученица третьей группы показывает решение уравнения

    Решение. Уравнение – дробно-рациональное, при а = 0 уравнение не имеет действительных корней. Рассмотрим а ? 0, х ? 0, найдем дискриминант квадратного трехчлена х 2 –ах + а 2 , D = -3a 2 , значит х 2 –ах + а 2 > 0 при х R.

    Перейдем теперь к уравнению-следствию, получим:

    х 4 + ах 3 +а 2 х 2 = а 2 х 2 – а 3 х + а 4 ;

    (х 4 – а 4 ) + (ах 3 + а 3 х) = 0;

    (х 2 – а 2 )(х 2 +а 2 ) + ах(х 2 + а 2 ) = 0;

    (х 2 + а 2 )(х 2 +ах – а 2 ) = 0; х 2 + а 2 ? 0,

    тогда х 2 +ах – а 2 = 0, D = 5a 2 ,

    Ответ: если а = 0, то уравнение не имеет действительных корней; если а 0, то .

    Заканчивается урок – семинар выступлением ученика 4 группы. У него задание:

    В зависимости от значений параметра а решить уравнение

    .

    если а=0, то х=0; если а=1, то х=0; если 0

    ;

    ; .

    Вводим замену, , тогда будем иметь уравнение

    t 2 — t = a 2 – a; t 2 — t – (a 2 – a) = 0; D = 1+4(a 2 – a) = 4a 2 – 4a + 1 = (2a – 1) 2 .

    Находим корни: t1 = a; t2 = 1 – a.

    Возвращаясь к “старой” переменной, будем иметь:

    Исследуем уравнение

    при а = 0, х = 0; при а = 2, уравнение не имеет действительных корней;

    при , а > 2, а 1, a 2 = 3, два действительных корня.

    Проверим, сколько корней имеет уравнение при а = -1

    х 2 = 1/3 – два действительных корня, далее собираем ответ

    Ответ: при а 2 уравнение имеет 4 действительных корня

    ,

    при -1 a 3 — 4х 2 + 5х — 2 = 0

    Об уравнениях высших степеней

    Как правило в физике, информатике и экономике мы сталкиваемся с простейшими линейными, или дробно-рациональными уравнениями, реже с квадратными. А что до уравнений третьей и четвёртой степени? Если вам интересно, то прошу под кат.

    Для начала рассмотрим понятие уравнения высшей степени. Уравнением высшей степени, называется уравнение вида:


    В этой статье я рассмотрю:

    1. Кубические уравнения.
    2. Возвратные кубические.
    3. Применение схемы Горнера и теоремы Безу.
    4. Возвратные биквадратные уравнения.

    Кубические уравнения

    Кубические уравнения, это уравнения, в которых у неизвестной при старшем члене степень равна 3. Кубические уравнения имеют следующий вид:

    Решать такие уравнения можно по разному, однако мы воспользуемся знаниями базовой школы, и решим кубическое уравнение методом группировки:

    В данном примере используется метод группировки, группируем первые два и последние два члена, получая равные скобки, снова выносим, получая уравнение из двух скобок.

    Произведение равно нулю тогда, и только тогда, если хотя бы один из множителей равен нулю, на основании этого мы каждый множитель (скобку) приравниваем к нулю, получая неполное квадратное и линейное уравнения.

    Также стоит отметить, что максимальное количество корней уравнения, равно степени неизвестной при главном члене, так в кубическом уравнении может быть не более трёх корней, в биквадратном (4-ой степени) не более четырёх корней и. т. д.

    Возвратные кубические уравнения

    Возвратные кубические уравнения имеют вид:

    Возвратными они называются потому что коэффициенты будут зеркально повторяться. Подобные уравнения тоже решаются школьными методами, но чуть хитрее:

    Сначала производится группировка, потом при помощи формул сокращённого умножения мы раскладываем получаемое на множители. Снова получаем 2 равные скобки, «выносим их». Получаем два множителя (скобки) и решаем их как два различных уравнения.

    Теорема Безу и схема Горнера

    Теорема Безу была открыта, как ни удивительно, Этьеном Безу, французским математиком, занимавшимся в основном алгеброй. Теорему Безу, можно сформулировать следующим образом:

    Давайте разберёмся. P(x) — это какой-либо многочлен от x, (x — a) — это двучлен в котором a — это один из целых корней уравнения, который мы находим среди делителей свободного члена.

    Три точки, это оператор обозначающий что одно выражение делится на другое. Из этого следует что найдя хотя бы один корень данного уравнения, мы сможем применить к нему эту теорему. Но зачем нужна эта теорема, каково её действие? Теорема Безу — это универсальный инструмент, если вы хотите понизить степень многочлена. Например, при её помощи, кубическое уравнение, можно превратить в квадратное, биквадратное, в кубическое и т. д.

    Но одно дело понять, а как поделить? Можно конечно, делить и в столбик, однако этот метод доступен далеко не всем, да и вероятность ошибиться очень высока. Поэтому есть и иной путь, это схема Горнера. Её работу я поясню на примере. Предположим:

    И так, нам дан многочлен, и мы возможно заранее нашли один из корней. Теперь мы рисуем небольшую табличку из 6 столбцов и 2 строк, в каждый столбец первой строки (кроме первого), мы вносим коэффициенты уравнения. А в первый столбец 2 строки мы вносим значение a (найденный корень). Потом первый коэффициент, в нашем случае 5, мы просто сносим вниз. Значения последующих столбиков мы рассчитываем так:

    (Картинка позаимствована здесь)
    Далее поступаем точно так же и с остальными столбцами. Значение последнего столбца (2 строки) будет остатком от деления, в нашем случае 0, если получается число отличное от 0, значит надо избрать другой подход. Пример для кубического уравнения:

    Возвратные биквадратные уравнения

    Выше мы так же рассматривали возвратные кубические уравнения, а теперь разберём биквадратные. Их общий вид:

    В отличие от кубического возвратного уравнения, в биквадратном пары, относительно коэффициентов, есть не у всех, однако в остальном они очень схожи. Вот алгоритм решения таких уравнений:

    Как видно, решать такие уравнения совсем не просто. Но я всё равно разберу и этот случай. Начинается решение с деления всего уравнения на x^2. Далее мы группируем, здесь я специально ввёл дополнительную строку для ясности. После этого мы совершаем хитрость, и вводим в первую скобку 2, которую мы сначала прибавляем, а после вычитаем, сумма всё равно не изменится, зато теперь мы можем свернуть эту скобку в квадрат суммы.

    Уберём -2 из скобки, предварительно домножив его на a, после чего вводим новую переменную, t и получаем квадратное уравнение.

    А теперь перейдём к примеру:

    Основная часть так же как и в обобщённом алгоритме, делим на x^2, группируем, сворачиваем в полный квадрат, выполняем подстановку переменной и решаем квадратное уравнение. После этого полученные корни подставляем обратно, и решаем ещё 2 квадратных уравнения (с умножением на x).

    Область применения

    В виду своей громоздкости и специфичности уравнения высших степеней редко находят себе применение. Однако примеры всё же есть, уравнение Пуассона для адиабатических процессов в Физике.


    источники:

    http://urok.1sept.ru/articles/502911

    http://habr.com/ru/post/484902/