Уравнения состояния свободно подвешенного состояния провода

Уравнения состояния свободно подвешенного состояния провода

3.4. Расчет натяжений и высотных положений проводов простых контактных подвесок и воздушных ЛЭП

Точное уравнение провисания гибкой нити. В литературе, посвященной расчетам воздушных линий, можно встретить изложение выводов и расчетных формул в двух формах. В первой из них, по­лучившей распространение при расчетах контактной сети, фигу­рируют полные значения натяжений и нагрузок, приходящихся на данный провод. Во второй форме натяжения и нагрузки относят к единице поперечного сечения. В этом случае натяжение заменяет­ся напряжением в проводе, а полная нагрузка — удельной нагруз­кой. Эта форма получила исключительное распространение при расчетах ЛЭП. Ниже все выводы будут даны применительно к пер­вой форме, а расчетные формулы будут даваться в обеих формах.

При изучении работы любой подвески все провода рассматриваются как гибкие нити. Если абсолютно гибкая однородная нить постоянного поперечного сечения подвешена между двумя точками, то под действи­ем собственного веса в нити возникают растягивающие напряжения.

Для исследования кривой провисания нити в ее плоскости проведем оси координат Ох и Оу (рис. 3.18). Выделим элемент нити dL , на который действуют натяжения Т и , заменяющие действие отброшенных частей нити и направленные по касательной к нити. Нагрузку , действующую на этот элемент, можно принять пропорциональной его длине:

,

где q — нагрузка на 1 пог. м нити.

Из условия, что сумма горизонтальных проекций всех сил на ось равна| нулю, получим

,

где — приращение на длине угла , образованного касательной с осью ; — горизонтальная составляющая натяжения нити, равная натяжению нити в самой низшей ее точке.

Из этого уравнения видно, что горизонтальная составляющая на­тяжения по всей длине нити — величина постоянная и, следова­тельно, изменение натяжения по длине нити может иметь место лишь за счет вертикальной составляющей.

Рис. 3.18. Элемент сво­бодно подвешенной нити

Из условия, что сумма проекций всех сил на ось у равна нулю, получим

,

где — приращение углового коэффициента касательной (величины ). Из этого уравнения имеем:

,

, (3.5)

Разделив переменные, находим

(3.6)

(3.7)

Интегрируя уравнение, получим:

(3.8)

Разделив переменные, будем иметь

Интегрируя еще раз, получим уравнение искомой кривой

(3.9)

Поместив начало координат в точку (- , — ), заменим при­веденное уравнение более простым

(3.10)

Кривая, соответствующая полученному уравнению, называет­ся цепной линией.

В выбранной новой системе координат ось ординат является осью симметрии кривой, так как положительные и отрицательные значения при равной их абсолютной величине дают одно и то же значение у. Заменив в уравнении (3.10) х = 0, получим у= т, т.е. равен отрезку на оси между началом координат и наинизшей точ­кой нити (рис. 3.19).

Во многих случаях удобнее располагать начало координат в точке наибольшего провеса нити О. При этом будем иметь при = 0; у = 0 и у’ = 0 (рис. 3.20 ).

Подставляя = 0 в выражения (3.8) и (3.9), найдем

=0 и 2= , после чего из (3.9) получим

(3.11)

При составлении дальнейших расчетных формул, учитывающих изменение натяжения и стре­лы провеса нити при измене­нии температуры или на­грузки, приходится опериро­вать с длиной нити. Длину нити между точкой начала координат О (см. рис. 3.20) и точкой (х, у) можно найти, проинтегрировав уравнение (3.5). Тогда

(3.12)

Рис. 3.19. Кривая провисания свобод­но подвешенной нити

Длину между точками подвеса можно получить, заменив один раз расстоянием от точки наибольшего провеса (вершины цепной линии) до одной точки подвеса и второй раз — до другой, а затем сложить эти длины. Длина нити на этих участках (см. рис. 3.20) будет равна

.

Если точки подвеса лежат на одной высоте и, следовательно, , где — расстояние между точками подвеса нити (длина пролета), то длина нити равна

.

Упрощенное уравнение провисания гибкой нити. В случае располо­жения точек подвеса проводов на одной высоте выведенные уравнения провисания нити для практически встречающихся в контактной сети условий можно заменить уравнением параболы. Это значительно уп­ростить определение по заданному или наоборот. При учете же из­менения Н или у в зависимости от изменения температуры и нагрузки, о чем будет сказано ниже, та­кая замена становится необхо­димой. Это объясняется тем, что составление точных рас­четных формул в этом случае встречает большие математи­ческие трудности.

Раскладывая правую часть уравнения (3.11) в ряд Маклорена, получим

Рис. 3.20. Кривая провисания свободно подвешенной нити с началом координат в точке наибольшего провисания

Разложив также правую часть уравнения (3.14) в ряд Маклорена, будем иметь

(3.16)

Для встречающихся в практике условий, т. е. когда пролет во много раз больше стрелы провеса , подсчет стрел провеса и длины проводов можно производить приближенно, оставляя в урав­нении (3.15) первый член и в уравнении (3.16) первые два члена. Эти упрощения дают возможность представить уравнение кривой провисания нити в виде параболы. Подставив значение т в формулу (3.15), получим

(3.17)

Разделив числитель и знаменатель этого выражения на S , где S — площадь поперечного сечения нити, и заменив , где -удельная нагрузка на провод, кг/ммм , и напряжение в проводе, кг/мм 2 , получим эту же формулу, выраженную через удельные значения:

. (3.18)

Если точки опоры (точки подвеса нити) расположены на одном уровне, то значение стрелы провеса в точке О (рис. 3.21) может быть получено из уравнения (3.17) подстановкой x = l /2:

(3.19)

или через удельные значения

. (3.20)

Воспользовавшись формулой (3.19), представим y в виде

(3.21)

Рис. 3.21. Кривая провисания свободно подвешенной нити со стрелой провеса

Длина нити после подстановки значения т в уравнение (3.16) будет равна

(3.22)

или после преобразования при помощи уравнения (3.19) получим

(3.23)

Если перенести начало координат в точку подвеса нити (рис. 3.22), заменив у на и на , что в некоторых случаях более удоб­но, то уравнение кривой провисания нити получит вид

(3.24)

Максимальное усилие в нити в общем случае будет иметь мес­то в точке подвеса у той опоры, где имеется наибольшая верти­кальная составляющая опорной реакции или , где и (см. рис. 3.20 и 3.19).

Если принять, что вес отрезка провода приближенно равен весу провода, имеющего длину, равную длине горизонтальной проекции рассматриваемого отрезка, то при расположении точек подвеса нити на одном уровне:

(3.25)

Рис. 3.22. Кривая провисания нити с расположением начала координат в точке подвеса

Дифференцируя уравнение (3.17), можно получить формулу для тангенса угла наклона касательной к оси , который в значитель­ной степени определяет условия прохода токоприемником точек подвеса:

(3.26)

Для точки опоры, т. е. при х =1/2 , получим

(3.27)

или, выразив при помощи геометрических размеров, из формулы (3.19) получим

(3.28)

Упрощенные формулы (3.17), (3.19), (3.22) могут быть также по­лучены непосредственно из рассмотрения условий равновесия при принятом допущении, что сила тяжести пропорциональна не дли­не элемента, а его проекции на горизонтальную ось. Рассмотрим, исходя из этого допущения, отрезок нити (см. рис. 3.20). В этом случае, взяв относительно точки сумму моментов всех сил, приложенных к отрезку (рис. 3.23), получим

и отсюда уравнение (3.17)

.

Длина нити в этом случае может быть определена из уравнения

(3.29)

Рис. 3.23. Кривая прови­сания отрезка нити

Воспользовавшись тем, что величина значительно меньше единицы, можно без большой погрешности представить подкорен­ное выражение в виде

(3.30)

как бы произвольно добавить к правой части малую величину

Используя это приближение и произведя интегрирование, по­лучим приведенную уже ранее формулу (3.22).

При замене в этом уравнении Н на его значение из уравнения (3.19) получим также формулу (3.23).

Ситуация, когда точки подвеса расположены на разной высоте, мо­жет представить интерес при расчетах контактных сетей только в слу­чае небольшой по сравнению с длиной пролета разности высот точек подвеса, так как они ограничены допускаемым уклоном железнодорож­ного пути. Это позволяет для проводов контактной сети во всех случа­ях ввести в расчет те же упрощения, что и выше, т.е. считать нагрузку равномерно распределенной не по длине нити, а по длине ее проекции. Приводимые ниже формулы могут использоваться и для расчетов лю­бых воздушных линий с небольшой разностью высот точек подвеса.

Обозначим через a и расстояния по горизонтали от точек под­веса до вершины кривой О (рис. 3.24). Принимая, как и выше, вес нити пропорциональным длине ее проекции, найдем, что вес час­тей АО и ОВ нити соответственно будет равен qa и qb . Обозначив через проекции частей АО и ОВ нити на вертикаль, получим следу­ющее уравнение моментов сил относительно точки В:

(3.31)

(3.32)

(3.33)

Из уравнений (3.32) и (3.33) видно, что а и b положительны и что точка наибольшего провеса находится между точками подвеса. Это соответствует случаю, при котором растягивающее усилие так велико, что вершина параболической кривой провисания нити находится слева от опоры А (см. рис. 3.24 штриховую линию).

Если в уравнение (3.17) подставить один раз х=а и в другой раз х= b , то получим соответственно y=f и y = f .

и

Заменив а и b их значениями из формул (3.32) и (3.33), получим

и (3.34)

Эти формулы устанавливают связь между стрелами провеса и на­тяжением подобно тому, как это установлено формулой (3.19) для случая расположения точек подвеса на одном уровне.

Для определения натяже­ния и стрел провеса можно случаи с разной высотой то­чек подвеса привести к слу­чаю с расположением точек подвеса на одном уровне. Продолжим кривую нити AOB до пересечения в точке B с горизонтальной прямой, проведенной из высшей точки подвеса В (рис. 3.25), тогда

и

Рис.3.24. Расчётная схема провисания нити с точками подвеса на различной высоте

Из сопоставления рис. 3.19 и 3.20 можно видеть, что l2=2a и l =2b, следовательно, согласно формулам (3.22) и (3.23) имеем

(3.35)

, (3.36)

Длины пролетов, определяемые формулами (3.35) и (3.36), называ­ются фиктивными пролетами. Фиктивный пролет дает возможность привести случай расположения точек подвеса нити на разной высоте к случаю расположения точек под­веса на одном уровне. Вводимая в рассмотрение фиктивная нить ВОВ (см. рис. 3.25) имеет кривую провисания, совпадающую с кривой действительной нити АОВ, а следовательно, натяжение (при одинаковых атмосферных условиях) будет равно натяжению действительной нити.

Рис.3.25. Кривая провисания нити с точками подвеса на различной высоте.

Однако введение фиктивного пролета для пересчетов при изменяющихся атмосферных условиях дает некоторую неточность, тем большую, чем больше отношение разности высот точек подвеса нити к действительной длине пролета l . При указанная ошибка равна 3—4%. Эта неточность объясняется тем, что при изменении натяжения провода вследствие изменения режима температуры и нагрузки фиктивный пролет также будет изменяться.

Длина нити для рассматриваемого случая может быть определена таким же образом, как и для случая расположения точек подвеса на одной высоте, т.е. по уравнениям (3.29) и (3.30) с соответствующим изменением пределов интегрирования.

(3.37)

Интегрируя в указанных пределах, получим

При h = 0 уравнение (3.37) обращается в уравнение (3.22). Очевидно, что уравнения (3.32) — (3.37) могут быть выражены и через удельные значения. Для этой цели везде надлежит заменить отношение отношением .

Натяжение и стрела провеса провода при изменении атмосферных условий (уравнение состояния провода). При изменении температуры, а также нагрузки на провод изменяется его длина и, как следствие этого, изменяются его стрела провеса и натяжение. Зная стрелы провеса и натяжение, соответствующие одному режиму температуры и нагрузки, необходимо иметь возможность определять стрелы провеса и натяжение, соответствующие другому режиму.

Обозначим: t — начальная температура, соответствующая пер­вому режиму, °С;

q — нагрузка, приходящаяся на единицу длины провода при начальной температуре, кг/м;

H — натяжение провода при начальной температуре, кг;

L — длина провода, м;

F — стрела провеса, м;

t , q , H , L и f — те же величины, соответствующие какому-то другому режиму;

— коэффициент линейного удлинения материала провода, 1 / °С;

Е — модуль упругости провода, кг/мм 2 ;

S — площадь поперечного сечения провода, мм 2 .

При температуре t длина провода, если считать, что натяже­ние осталось неизменным, будет равна

.

Однако изменение длины провода поведет к изменению стрелы провеса, а следовательно, и к изменению натяжения; изменение на­грузки, приходящейся на единицу длины, в свою очередь, вызовет изменение натяжения в проводе и тем самым изменение стрелы провеса. Изменение натяжения изменит начальную длину L со­гласно закону Гука до величины

Следовательно, одновременное изменение температуры и на­грузки вызовет такое изменение длины провода, что окончатель­но длина его будет равна

Раскрыв квадратные скобки, получим

Пренебрегая последним членом как малой величиной второго порядка (произведение двух малых величин) и вычитая из обеих частей уравнения начальную длину L 1 , получим приращение длины провода

Учитывая, что длина провода L для обычных соотношений незначительно отличается от длины пролета l , примем для определения приращения L 1 = l . Тогда

(3.38)

С другой стороны, приращение длины может быть представлено как разность между начальной и конечной длиной (3.22)

(3.39)

Приравняв уравнения (3.39) и (3.38) и разделив обе части на l , получим

(3.40)

Умножив обе части уравнения на Е S , будем иметь

(3.41)

Уравнение (3.41) симметрично. Это ясно видно, если в крайнем члене правой части открыть скобки и перенести αЕ Stx , влево.

В таком виде этим уравнением можно пользоваться, полагая величины для режима с индексом «1» известными и определяя величины для режима с индексом «х», или наоборот. Однако наибольшее распространение уравнение (3.41) получило в том виде, как оно написано. При проведении расчета для ряда режимов удобно заменять индекс «х» последовательно индексами «2», «3», «4» и т. д. Уравнение (3.41) по подстановке известных величин получает вид:

(3.42)

Стрела провеса провода f определяется по формуле (3.19)

Это же уравнение, выраженное через удельные значения нагрузок и натяжений, имеет вид

(3.43)

Стрела провеса может быть определена по формуле (3.41). В том случае, когда нагрузка q представляет собой геометрическую сумму вертикальных и горизонтальных нагрузок, плоскость расположен b я провода будет наклонена к вертикали на не который угол β. Этот же угол β будет составлять равнодействующая нагрузка qx с вертикалью. Если требуется установить для этого режима высоту провода от земли, то нужно определить вертикальную проекцию стрелы провеса провода fx (рис. 3.26):

(3.44)

Решение кубического уравнения (3.42) можно произвести графическим способом, придав ему вид Нххх 2 +Вх и находя точку пересечения прямой у = Нх и кривой Нххх 2 +Вх. Однако на практике уравнение (3.42) обычно решают подбором, на что требуется несколько минут, причем может быть достигнута любая степень точности.

Рис. 3.26. Расчетная схема определения вертикальной составляющей стрелы провеса нити

Расчет стрел провеса провода при различных режимах. Если в уравнении (3.41) заменить Н его значением из уравнения (3.19), то после несложных преобразований получим

(3.45)

Решение этого уравнения может быть произведено тем же путем, что и уравнение (3.41). После подстановки всех известных величин в уравнение оно получит вид

(3.46)

В уравнении (3.45) также можно заменить отношение q / S величиной γ, т.е. перейти к удельным нагрузкам.

Уравнения (3.41) и (3.45) дают возможность по известной величине стрелы провеса или натяжения для какого-либо режима температуры и нагрузки определить эти величины для любого другого режима, характеризуемого заданной нагрузкой и температурой. Таким образом, чтобы приступить к расчету, необходимо предварительно задаться какой-либо одной величиной (натяжением или стрелой провеса) для какого-либо режима. Это даст возможность перейти к любому другому режиму.

Прежде чем говорить о выборе этой исходной величины, нужно ясно представить сущность механического расчета подвески. Подвешивая провод, можно получать различные стрелы провеса, задаваясь различной величиной натяжения. Если основная задача подвески — подвод энергии к поездам при помощи перемещающихся токоприемников, то, как будет показано ниже, для улучшения процесса токоснимания нужно обеспечить возможно большее натяжение провода.

Даже в том случае, когда подвешиваемый провод не служит для снятия тока (например, питающий провод, или провод ВЛ), часто целесообразно давать ему большее натяжение с целью уменьшения высоты опор, что во многих случаях снижает стоимость подвески. В некоторых случаях, когда указанные условия не играют роли (на пример, если высота опор определяется другими факторами или используют готовые опоры, имеющие достаточный запас высоты), а также, когда нагрузка опор уменьшается при снижении натяжения, задаются максимально допускаемой стрелой провеса провода.

Независимо от того, какие условия будут положены в основу расчета, его производят не только для режимов, дающих наибольшее натяжение или наибольшие стрелы провеса, но и для ряда других режимов. Так, для определения отклонений подвески под действием ветра устанавливают величину натяжения в проводе при этом режиме. Учитывая, что монтаж подвески может происходить при различных температурах, производят расчеты для ряда режимов, обычно отличающихся один от другого температурой 5—10°С.

Получив ряд значений для натяжений и стрел провеса сводят эти данные в таблицу или представляют их в виде кривых зависимости натяжения и стрел провеса от температуры. При монтаже подвески монтер или бригадир, производящий работу, для каждой температуры выбирает соответствующее натяжение. Назначение этих кривых и таблиц определило их название – монтажные кривые и монтажные таблицы.

Выяснив, что для большинства случаев желательно иметь в проводе возможно большее натяжение, нужно определить, при каком из режимов натяжение достигает наибольшей величины. Как указывалось, увеличение натяжения провода может возникнуть вследствие понижения температуры и повышения нагрузки (вес гололеда, давление ветра).

Если изучение метеорологических условий района приведет к выводу, что при каком-либо режиме возможно совпадение всех указанных выше явлений, то, несомненно, что наибольшее натяжение в проводе будет иметь место именно при этом режиме. Однако результаты наблюдений метеорологических станций в течение ряда лет свидетельствуют о том, что при наименьшей температуре воздуха обычно не бывает добавочной нагрузки. Это обстоятельство вносит в расчет не которую неопределенность, так как заранее не представляется возможным указать, какой из режимов (режим наименьшей температуры или режим наибольшей добавочной нагрузки) нужно считать при расчете исходным, т.е. дающим в проводе наибольшее натяжение.

Предположив произвольно, что какой-либо из этих режимов даст наибольшее натяжение в проводе, можно принять его за исходный, т.е., допустив, что Н1 = Н m ахm ах — наибольшее натяжение, допускаемое по прочности провода), пользуясь формулой (3.41), можно найти Нх, где Нх и будет относиться ко второму тяжелому режиму. Возможно, что во втором режиме даст Нх1 и, следовательно, больше допускаемого. В этом случае необходимо произвести весь расчет сначала, взяв за исходный второй режим и предположив, что именно при этом режиме Н =Н m ах , после чего определять по тем же формулам натяжения и стрелы провеса для других режимов.

Этой неопределенности можно избежать, сравнивая длину за данного пролета с «критическим», определение которого будет рас смотрено ниже.

Влияние длины пролета на изменение натяжения провода. Критический пролет и критическая нагрузка. Если при каком-либо режиме провод имеет некоторое натяжение, то, как ясно из изложенного ранее, при изменении температуры и нагрузки величина натяжения изменяется.

При этом расчеты и практика показывают, что соотношение натяжения в проводе при различных условиях температуры и нагрузки в большей степени зависит от величины пролета.

С практической точки зрения особый интерес представляет характер зависимости величины изменения натяжения от длины пролета для случаев понижения температуры и увеличения нагрузки. Очевидно, что натяжение провода при понижении температуры и неизмененной нагрузке, так же как и при увеличении нагрузки, но неизменной температуре, будет увеличиваться.

В первом случае при жестком закреплении провода в точках подвеса длина его в пролете будет уменьшаться за счет температурных изменений, что равносильно подтягиванию провода. Во втором случае при неизменной температуре и увеличении нагрузки провод получит удлинение, которому по закону упругости будет соответствовать приращение величины натяжения. Чтобы определить влияние длины пролета на величину изменения натяжения при понижении температуры или увеличении нагрузки, представим уравнение (3.4 1) в виде

(3.47)

где Нг, q г , t г — соответственно натяжение, нагрузка и температура при режиме наибольшей добавочной нагрузки; Н t min , qt min , tmin — те же величины при минимальной температуре. Покажем прежде всего, что входящая в выражение (3.5) разность

всегда положительна. Для этого предположим вначале, что t г = tmin . При этом Нг будет, конечно, больше Н min так как при неизменной температуре натяжение с увеличением нагрузки растет. Следовательно, в этом случае разность должна быть положительна, так как только тогда Нг будет больше Н t min , в соответствии с выражением (3.47).

Если же t г > tmin , что имеет место в действительности, то натяжение Нг будет меньше, чем при первом предположении (когда t г = tmin ). В этом случае первый член рассматриваемой разности q г 2 /Нг 2 возрастает, а сама эта разность не изменит знака.

Из выражения (3.47) можно сделать заключение, что натяжение Нг при

(3.48)

при наибольшей добавочной нагрузке будет выше, чем натяжение Н t min , при минимальной температуре.

Соотношение (3.48), очевидно, возможно только при достаточно больших значениях пролета l . Наоборот, уменьшая величину пролета, можно получить неравенство

(3.49)

при котором натяжение Нг будет меньше натяжения Н min .

Таким образом, при малых пролетах натяжение провода при минимальной температуре будет выше, чем при режиме наибольшей добавочной нагрузки.

При некоторой величине пролета l может иметь место равенство

В этом случае натяжение Нг и Н t min будут равны между собой по выражению (3.47), и оба равны некоторому Н, а l будет функцией этого натяжения Н.

Положив Нг = Н t min = Н m ах п обозначив соответствующее значение l через l к , получим

(3.50)

Пролет l к , называется критическим.

Разделив числитель и знаменатель уравнения (3.50) на S , выразим величину критического пролета через удельные значения:

(3.51)

Итак, критическим пролетом будем называть такой, при котором натяжения при минимальной температуре и режиме максимальной нагрузки одинаковы и равны максимально допустимому натяжению. При критическом пролете за исходный, наиболее тяжелый режим можно взять как режим минимальной температуры, так и режим наибольшей добавочной нагрузки. Если расчетный пролет больше критического, то за исходный (более тяжелый) режим надо брать режим наибольшей добавочной нагрузки. Наоборот, при расчетном пролете меньше критического за исходный режим следует взять режим минимальной температуры.

Иногда при расчетах проводов воздушных линий для выбора исходного режима пользуются вместо величины критического пролета величиной критической нагрузки.

Для определения критической нагрузки следует в выражениях (3.48) или (3.49) заменить q г на qk , затем Нг и Н min – на Н max и приравнять левую часть выражения правой.

(3.52)

По аналогии с уравнением (3.50) можно и величину критической нагрузки выразить через удельные значения:

(3.53)

Расчет провода в анкерном участке. Выше при рассмотрении расчета провода предполагалось, что имеется один пролет. Если пролеты между всеми опорами в анкерном участке одинаковы, то все сказанное выше для одного пролета полностью сохраняет свое значение и для этого случая. Таким образом, расчет провода такого анкерного участка нужно вести, как для одного пролета между смежными опорами. Если же расстояния между смежными опорами различны, то расчет провода несколько изменится, так как при изменениях температуры и нагрузок в смежных пролетах возникнут различные изменения натяжения, и, следовательно, к точке подвеса (если она неподвижна) будут приложены с двух сторон различные натяжения. Разность этих натяжений стремится сместить точку подвеса в сторону большей силы. Изменение натяжения про вода в случае изменения атмосферных условий при неподвижных точках подвеса будет отличаться от варианта с подвижными. В первом случае длина пролета будет неизменна, во втором же за счет смещения точки подвеса будет несколько изменяться. Вследствие этого и изменение натяжения в проводах будет происходить по различным законам.

Разберем сначала случай жесткого закрепления точек подвеса. Прежде всего рассмотрим, как влияет длина пролета на изменение натяжения в проводе при изменении температуры и нагрузки. Для этого предположим, что при некоторой температуре монтажа t и нагрузке q 0 проводу во всех пролетах дано натяжение Н. Тогда при режиме, который характеризуется температурой t и нагрузкой q 1 натяжение Н1 может быть найдено из уравнения (3.41), которое запишем в следующем виде

(3.54)

Чтобы оценить влияние длины пролета на изменение натяжения, когда нагрузка изменяется при изменении температуры, примем вначале, что меняется только нагрузка, температура остается постоянной, т.е. q 1 > g и t = t 1 . Тогда получим

(3.55)

Как было доказано ранее, второй член этого уравнения всегда положителен. Следовательно, уравнение (3.55) показывает, что при увеличении нагрузки натяжение провода будет интенсивнее возрастать в больших пролетах.

Если теперь принять, что температура понижается, а нагрузка остается неизменной, т.е. считать q 1 = g и t t 1 , то получим

(3.56)

Так как Н1>Н (температура понижается), то последний член отрицателен. Следовательно, из выражения (3.56) можно заключить, что за счет изменения температуры натяжение будет интенсивнее изменяться в пролетах меньшей длины.

Перейдем теперь к установлению расчетного пролета при жестком закреплении провода на опорах. Рассмотрим три возможных случая: все пролеты меньше критического; все пролеты больше критического; величина критического пролета заключена между значениями наибольшего и наименьшего пролетов.

Если все пролеты меньше критического, то исходным будет режим минимальной температуры. При этом расчет надо вести по наименьшему пролету, так как, дав при монтаже для всех пролетов равное натяжение, получим при минимальной температуре наибольшее натяжение в наименьшем пролете.

Если все пролеты больше критического, то за исходный режим надо взять режим гололеда. Выбор расчетного пролета будет зависеть от температуры, при которой производится монтаж. Действительно, если монтаж ведется при относительно высоких температурах, то при переходе к режиму гололеда натяжение растет вследствие увеличения нагрузки и понижения температуры. При этом за счет первой причины больше возрастает натяжение в больших пролетах, а за счет второй — в меньших. Из этого следует, что при некоторой достаточно высокой температуре монтажа можно получить при гололеде равные натяжения в максимальном и минимальном пролетах, а при дальнейшем повышении температуры монтажа натяжение при гололеде в минимальном пролете станет более высоким, чем в максимальном.

Нетрудно показать, что натяжение при гололеде будет одинаковым во всех пролетах, если температура монтажа равна критической температуре действительно, при критической температуре для любого пролета

где Нг – натяжение провода при гололеде; Н k — натяжение про вода при критической температуре.

Из последнего равенства найдем

Следовательно, если при критической температуре t к создать во всех пролетах одинаковое натяжение то при режиме гололеда натяжение также будет одинаковым для всех пролетов. Это видно из того, что в последнее выражение не входит длина пролета.

Изменения натяжения в зависимости от температуры для минимального и максимального пролетов удобно рассматривать в виде графиков (рис. 3.27). Таким образом, если все пролеты выше критического, то, приняв за исходный режим гололеда, надо исходить из максимального пролета, а для более высоких температур — исходить из минимального.

В третьем случае, когда наибольший пролет больше критического, а наименьший — меньше, необходимо вести расчет (для темпера тур, меньших критической) как для того, так и для другого пролета и при составлении монтажных таблиц выбрать для одной и той же температуры наименьшее из полученных значений. При температурах выше критической надо также рассчитать натяжения для пролета, превышающего критический на наименьшую величину.

Рис. 3.27. Кривые изменения натяжения провода при изменении температуры для разных длин пролетов

Для случая, когда точки подвеса про вода имеют возможность перемещаться, применяется другой метод расчета, так как натяжение по всей длине анкерного участка будет одинаковым (для каждого режима). Изменение натяжения будет в общем случае отлично от того, как оно менялось бы в каждом пролете при закрепленных точках подвеса. Нетрудно доказать, что для каждого анкерного участка с любым сочетанием расстояний между точками подвеса можно подобрать такой пролет, при котором изменение натяжения будет происходить таким же образом, как и в этом анкерном участке. Введение в расчет такого пролета позволяет вместо анкерного участка, в котором имеются различные расстояния между точками подвеса провода, рассматривать один «эквивалентный пролет» и тем самым значительно упростить задачу.

Обозначим l 1 , l 2 , l 3 …, l n — длины пролетов анкерного участка (рис. 3.28) и l э величину эквивалентного пролета. Воспользовавшись уравнением (3.22) можно представить длину провода анкерного участка при первоначальном режиме с нагрузкой q 1 , температурой t 1 и натяжением Н1 в следующем виде:

Рис. 3.28. Анкерный участок провода с различными длинами пролетов

Точно так же для режима «х» длина провода может быть представлена выражением

Приращение длины провода в анкерном участке при переходе от первоначального режима к режиму «х», таким образом, может быть представлено в виде:

С другой стороны, как и при выводе уравнения состояния для одного пролета, это удлинение можно представить как сумму удлинений, в результате изменений температуры и натяжения, т.е. в виде

Приравняв одно выражение другому, получим

Упростив это уравнение и разделив обе его части на , получим

(3.57)

Отнеся уравнение (3.40) к эквивалентному пролету l э будем иметь

(3.58)

Сравнивая уравнения (3.57) и (3.58), можно заметить, что при равных натяжениях, нагрузках и температурах, входящих в формулы для анкерного участка и эквивалентного пролета с одинаковыми индексами, должно иметь место равенство

(3.59)

Заменив этой величиной различные пролеты одного и того же анкерного участка, можно вести расчет по эквивалентному пролету, зная, что в дальнейшем натяжения в различных пролетах будут равны натяжению, полученному в расчете для эквивалентного пролета.

Что касается стрел провеса, то они, конечно, будут в разных пролетах различны. Стрелы провеса могут быть определены для каждого пролета в отдельности по формуле (3.19).

Последовательность расчета свободно подвешенного провода. Основные задачи расчета подвески были изложены выше. Там же были выведены основные формулы для расчета подвески. Расчет подвески следует начинать с определения нагрузок, действующих на провод при всех заданных для расчета режимах.

После расчета нагрузок определяют максимально допустимое для провода натяжение. Оно равно:

(3.60)

где σдоп – допускаемое напряжение в проводе.

Допускаемое напряжение σдоп находят путем деления временного сопротивления на запас прочности. При этом надо учитывать, что для многопроволочных проводов временное сопротивление снижается на 10% по сравнению с однопроволочными.

По рассчитанным нагрузкам и натяжению Н max , по формуле (3.50) находят критический пролет l k .

Если подвеска выполнена на подвесных изоляторах, то далее расчет ведут в следующем порядке. По плану трассировки линии находят действительные пролеты в анкерном участке и по ним определяют эквивалентный пролет по формуле (3.59). Затем, сравнивая эквивалентный пролет с критическим, находят наиболее тяжелый режим и принимают его за исходный. Приписывая нагрузке, натяжению и температуре при этом режиме индекс «1», определяют по уравнению (3.41) натяжения при других заданных режимах. Натяжение Н1 при выбранном исходном режиме приравнивают к максимальному, т.е. полагают Н1 = Н max .

В случае, когда такой расчет по уравнению (3.41) дает натяжение Нх выше Н1 = Н max , при расчете критического пролета допущена ошибка.

Затем по уравнению (3.41) находят натяжение при других расчетных режимах. Обычно рассчитывают еще только один режим – при ветре максимальной интенсивности.

Кроме этого необходимо произвести расчеты для построения монтажных кривых и составления монтажной таблицы. Эти расчеты так же производят по уравнению (3.41). При этом считают, что при монтаже провода дополнительных нагрузок от ветра и гололеда не будет.

Пользуясь уравнением (3.4 1), можно, задаваясь различными температурами, определять соответствующие им натяжения провода. Однако при этом придется каждый раз решать это уравнение подбором. Можно, наоборот, задаваться натяжениями и определять, каким температурам они соответствуют. При этом упомянутое уравнение (3.41) лучше переписать в следующем виде:

(3.61)

В этом уравнении принято qx = g 0 , где g 0 – масса 1 м провода.

После преобразования уравнения (3.61) через удельную нагрузку

(3.62)

будет легко найти искомые температуры.

Расчет комбинированных проводов. Методы расчета комбинированных проводов могут быть даны в общем виде, т.е. для любого сочетания металлов. Однако в России наибольшее применение получили сталеалюминиевые провода.

Отличия поведения сталеалюминиевого провода от однородно го провода заключаются в следующем:

1) возникающее при подвеске провода напряжение в стали не равно напряжению в алюминии, тогда как в однородном проводе все нити имеют одинаковое напряжение;

2) изменение температуры вызывает перераспределение усилий между стальной и алюминиевой частями, тогда как в однородном проводе все нити всегда нагружены равномерно;

3) допускаемое напряжение, а следовательно, и допускаемое усилие на провод в целом зависит от температуры провода, тогда как у однородного провода допускаемое напряжение или усилие не зависит от температуры.

Рассмотрим причины, вызывающие эти особенности. Очевидно, что если комбинированный провод нагрузить растягивающим усилием, то удлинения стальной и алюминиевой частей будут одинаковыми. Возникающие напряжения согласно закону Гука равны произведению из относительного удлинения на модуль упругости Е, т. е.

(3.63)

Другими словами, отношение напряжений в стали σс и алюминии σа будут равны отношению их модулей упругости Ес и Еа, т. е.

(3.64)

Если умножить числители на площадь сечения стальной части Sc , а знаменатели — на площадь сечения алюминиевой части Sa и заменить произведение σс Sc через Н c (усилие в стальной части), а σа Sa через На (усилие в алюминиевой части), то получим

(3.65)

Для того чтобы понять, как влияет изменение температуры на напряжения в комбинированном проводе, представим себе, что провод, изготовленный при температуре t 0 , не имеет никаких напряжений ни в стальной, ни в алюминиевой части. Если теперь подвергнуть такой провод воздействию температуры, например нагреванию, то провод удлинится. Если стальная b алюминиевая части провода могли бы удлиняться независимо одна от другой, то они получили бы различное удлинение, так как коэффициент линейного удлинения алюминия αа больше, чем коэффициент линейного удлинения стали αс, и поэтому алюминиевая часть удлинилась бы на большую величину, чем стальная.

Но металлы механически между собой связаны и могут иметь только одинаковое удлинение. Следовательно, при повышении температуры стальная часть будет задерживать удлинение алюминиевой, т.е. вызывать в ней усилие сжатия и одновременно сама стальная часть получит такое же по величине растягивающее усилие.

Если провод предварительно был растянут (например, подвешенный), то повышение температуры кроме обычного своего влияния, оказываемого на подвешенный провод (увеличение стрелы провеса и уменьшение общего натяжения), приведет к некоторому увеличению натяжения в стальной части и дополнительному уменьшению натяжения в алюминиевой. Наоборот, при понижении температуры будет дополнительно сжиматься стальная часть и растягиваться алюминиевая другими словами, при любом изменении температуры напряжение в стальной части будет изменяться медленнее, чем в алюминиевой.

Из сказанного ясно, что отношение напряжений в стальной и алюминиевой частях комбинированного провода при всех прочих равных условиях будет зависеть от температуры провода.

Вместе с тем в пределах расчетного диапазона изменений температур напряжение в стали и алюминии не должно выходить за допускаемые пределы. Следовательно, и общее усилие натяжения будет зависеть от температуры провода.

Определение стрелы провеса комбинированного провода по заданному натяжению Н можно вести нотой же формуле (3.19), что и для однородного провода. При изменении температуры приходится учитывать, что комбинированный провод будет вести себя так, как не который эквивалентный однородный провод с модулем упругости Е0 и коэффициентом линейного удлинения α0, лежащими в пределах Ес> Е0> Еа и αс

Общее натяжение комбинированного провода Н0 может быть представлено в виде суммы натяжений Нс и На

(3.66)

или в виде произведения соответствующих напряжений на площадь поперечного сечения

(3.67)

где σ0 — так называемое фиктивное напряжение, т.е. условное напряжение, взятое по суммарному сечению эквивалентного однородного провода. Воспользовавшись формулой (3.63), выразим напряжение через модули упругости и удлинение, одинаковое для всего провода:

(3.68)

(3.69)

Эквивалентный коэффициент линейного расширения можно вы вести следующим образом.

При переходе от температуры изготовления провода t 0 , обычно принимаемой равной 15 0 C , к некоторой другой температуре стальная и алюминиевая части, если бы они не были между собой связаны, получили бы относительное удлинение, соответственно равное

(3.70)

(3.71)

Фактическое удлинение комбинированного провода ε0, равное удлинению некоторого эквивалентного провода с коэффициентом линейного удлинения α0, можно рассчитать по формуле

(3.72)

Следовательно, под действием возникших сил стальная часть получит дополнительное удлинение, равное

(3.73)

алюминиевая часть получит сокращение длины:

(3.47)

Усилие растяжения в стальной части, вызванное температурным удлинением, будет равно

то, использовав выражение (3.73), получим:

(3.75)

По аналогии усилие сжатия в алюминиевой части будет равно

(3.76)

но так как ΔНс =ΔНа то, приравняв выражения (3.75) и (3.76) и упростив полученное уравнение, найдем

(3.77)

Таким образом, по заданным параметрам комбинированного провода Sc , Е c , S а , Еа и αа можно найти по формуле (3.69) общий для всего провода модуль упругости Е0, а по формуле (3.77) — коэффициент линейного удлинения α0 и рассчитать комбинированный провод, как однородный. При этом под поперечным сечением провода надо понимать суммарное сечение стали и алюминия, а под натяжением —суммарное натяжение провода.

Если расчет ведется не по общему натяжению провода [формулы (3.19), (3.41), (3.45)], а по удельным нагрузкам [ формулы (3.19), (3.42)], то под напряжением σх следует понимать фиктивное напряжение σ, где

(3.78)

Допускаемое усилие на комбинированный провод, как уже было показано выше, зависит от температуры провода. В той же степени оно зависит от отношения допустимых напряжений и модулей упругости стали и алюминия. Отношение временных сопротивлений или допускаемых напряжений для стали и алюминия равно примерно 7—8. Отношение же модулей упругости этих материалов равно примерно 3. Следовательно, если провод от механической нагрузки нагружается до предела по алюминию, то его стальная часть всегда будет недогружена. Кроме того, как было показано выше, понижение температуры (ниже t 0 ) приводит к дополнительной нагрузке алюминия и некоторой разгрузке стали. Поэтому максимально допускаемое усилие на провод в целом следует определять исходя из допускаемого усилия на его алюминиевую часть.

Допускаемое усилие на алюминиевую часть комбинированного провода при температуре t t 0 равно разности между абсолютным значением максимального усилия, равного σа m ах Sa , и усилием растяжения, возникшим от воздействия температуры на комбинированный провод. Последнее может быть определено из выражения (3.76). Тогда

(3.79)

Зная усилие в алюминиевой части, вызываемое нагрузкой, можно найти усилие в стальной части, вызываемое этой же нагрузкой, воспользовавшись уравнением (3.65).

Тогда усилие в стальной част ii , соответствующее На m ах будет равно

(3.80)

Общее усилие в комбинированном проводе при допускаемом усилии в алюминиевой части будет равно

или, после подстановки значений и упрощений:

(3.81)

Если расчет ведется не по усилиям в проводе и полным нагрузкам, а по напряжениям я удельным нагрузкам, то надлежит обе части уравнения (3.81) разделить на общее сечение провода S 0 . В этом случае:

(3.82)

где σ max называют фиктивным максимальным напряжением комбинированного провода по допускаемому напряжению в алюминии.

Изложенный метод расчета получил наибольшее распространение в практике. Однако, хотя в нем исходят из предположения равномерного распределения усилий по алюминиевой и стальной частям, в действительности в комбинированном проводе усилия между алюминиевой и стальной частями перераспределяются таким образом, что внутренние слои алюминия воспринимают большую часть нагрузки от воздействия температуры, а наружные — меньшую. При этом некоторые слои могут работать за пределами текучести, но, поскольку стальная часть остается сильно недогруженной, это не должно приводить к опасным последствиям.

Уравнение состояния провода

Уравнение состояния провода определяет взаимосвязь напряжения и стрелы провеса провода от изменения температуры и нагрузки.

Рассмотрим провод в пролете с неподвижными точками подвеса, находящимися на одинаковой высоте. Необходимо определить напряжения в проводе при новой температуре и нагрузке, исходя из его начального состояния, в котором напряжение известно.

Принимаем, что начальное состояние провода в пролете характеризуется параметрами: Lm-длина провода в пролете; рm-приведенная нагрузка; tm-температура воздуха; sm— напряжение в низшей точке провода. Необходимо определить напряжение в проводе snв новом состоянии, характеризующимся параметрами рnи tn.

При изменении температуры от tm до tnдлина провода изменится на величину

Изменение нагрузки от рmдо рnвызывает изменение напряжения в проводе от smдо sn. В соответствии с законом Гука, изменение напряжения приводит к упругой деформации провода, т. е. к его удлинению на величину

В новом состоянии длина провода будет равна:

Учитывая формулу (6.6), позволяющую определять длину провода в различных состояниях, последнее выражение принимает вид

Пренебрегая величиной второго порядка малости Dи группируя параметры нового состояния в левой части, получаем уравнение состояния провода

(6.7)

Решая данное уравнение, определяем напряжение в проводе snв новом состоянии на основе известных параметров рm,tm, sm исходного состояния.

Критический пролет

Критический пролет. Напряжения в проводах или тросах, возникающие при воздействии наибольшей нагрузки или низшей температуры, не должны превышать допустимых значений. Напряжения при среднегодовой температуре также ограничиваются допустимыми значениями из условий вибрации проводов. При ограничении допустимых напряжений для этих трех исходных режимов возникает вопрос, какой из режимов следует принимать в качестве исходного при расчете проводов и тросов.

В качестве исходного режима следует принимать такой режим, при котором напряжения в проводе будут наибольшими и, естественно, должны быть ограничены допустимыми значениями. Для определения такого исходного режима служат так называемые критические пролеты.

Рассмотрим зависимость напряжения от температуры и от нагрузки при малых и больших значениях пролетов.

Предположим, что длина пролета стремится к нулю, l →®0. Уравнение состояния провода (6.7) принимает при этом вид

Из уравнения следует, что напряжения в проводе в этом случае не зависят от нагрузки р, а определяются температурой воздуха. Из этого следует также, что наибольшее напряжение в проводе будет при низшей температуре.

При увеличении длины пролета l →®¥уравнение (6.7), после деления на l 2 и упрощения, примет вид

В этом случае напряжение в проводе зависит в основном от нагрузки р и, соответственно, достигает наибольшего значения при наибольшей нагрузке.

Очевидно, что между малыми пролетами, в которых наибольшие напряжения возникают при низшей температуре, и большими пролетами, в которых максимальные напряжения возникают при наибольшей нагрузке, должен находиться такой пограничный пролет, в котором напряжения становятся равными и достигают допустимое значение как при низшей температуре, так и при наибольшей нагрузке. Такой пролет называют критическим.

Заменяя параметры в уравнении состояния провода (6.7) на параметры, характерные для критического пролета, т.е. параметры с индексом «n» -на параметры, характерные низшей температуре: рn== р1; tn= t, а с индексом «m» – на параметры, характерные наибольшей нагрузке: рm= р++; tm= -5°C, учитывая также то, что напряжение в проводе при критическом пролете равноы допустимому напряжению sn= sm= [[s]доп], после преобразования (6.7) получаем выражение для определения критического пролета

. (6.8)

Если фактическая длина пролета больше критической, то напряжение в проводе при наибольшей нагрузке sр++больше, чем при низшей температуре st(рис. 6.12). ПоэтомуСледовательно, для пролетов, длина которых больше критической, наибольшие напряжения в проводе имеют место при наибольшей нагрузке. Если фактическая длина пролета меньше критической, то напряжение в проводе при низшей температуре больше чем при наибольшей нагрузке. Следовательно, для пролетов, длина которых меньше критической, наибольшие напряжения в проводе имеют место имеют место при низшей температтуурре.

Поэтому, для пролетов, длина которых больше критической, наибольшие напряжения в проводе имеют место при наибольшей нагрузке. Если фактическая длина пролета меньше критической, то напряжение в проводе при низшей температуре больше, чем при наибольшей нагрузке. Следовательно, для пролетов, длина которых меньше критической, наибольшие напряжения в проводе имеют место при низшей температуре.

Критическая температура

Если фактическая длина пролета меньше критической, то напряжение в проводе при низшей температуре больше чем при наибольшей нагрузке. Следовательно, для пролетов, длина которых меньше критической, наибольшие напряжения в проводе имеют место при низшей температуре.

Критическая температура. Ограничения, накладываемые ПУЭ на габарит пролета (расстояние от низшей точки провода до поверхности земли или пересекаемых коммуникаций), в свою очередь вызывают необходимость знать при каких климатических условиях стрела провеса провода имеет наибольшее значение: при гололеде или при высшей температуре.

Очевидно, что при наличии гололеда стрела провеса будет больше, чем при той же температуре без гололеда. При сбросе гололеда стрела провеса уменьшится; если температура начнет повышаться, то стрела провеса будет увеличиваться. При определенной температуре стрела провеса провода без гололеда достигнет такого же значения, что и при наличии гололеда. Такая температура называется критической tк.

Приведенная нагрузка на провод при гололеде р3,температура воздуха –5 о С, напряжение в проводе при этом s3. При критической температуре (провод без гололеда) приведенная нагрузка на провод р1, напряжение при этом s1. Из условия равенства стрел провеса по формуле (6.2) имеем

Воспользуемся уравнением состояния провода (6.7), в котором в качестве параметров исходного и искомого режимов, примем следующие значения:

Решив полученное уравнение относительно tк,получим формулу для определения критической температуры

(6.9)

Из сопоставления вычисленной критической температуры с максимальной для данной местности можно сделать следующие выводы:

— если максимальная температура выше критической, то наибольшая стрела провеса будет при максимальной температуре;

— если максимальная температура ниже критической, то наибольшая стрела провеса будет при гололеде.

Расчет проводов

В соответствии с требованием ПУЭ механический расчет проводов ВЛ выше 1 кВ должен проводиться на основании следующих исходных условий:

— при наибольшей внешней нагрузке;

— при низшей температуре и отсутствии внешних нагрузок;

— при среднегодовой температуре и отсутствии внешних на-

— 6.5. Расчет проводов

— В соответствии с требованием ПУЭ механический расчет проводов ВЛ выше 1 кВ должен проводиться на основании следующих исходных условий:

-при наибольшей внешней нагрузке;

-при низшей температуре и отсутствии внешних нагрузок;

-при среднегодовой температуре и отсутствии внешних нагрузок.

— Для ВЛ до 1 кВ расчет должен проводиться при тех же условиях за исключением последнего. В ряде случаев и для ВЛ выше 1кВ нет необходимости проводить расчет по условию среднегодовой температуры. Это связано с тем, что вибрация проводов, определяющая данное исходное условие, имеет место не на всех ВЛ и зависит от длины пролета, сечения проводов, характера окружающей местности, типа изоляторов и т.п. Условия, при которых провода ВЛ должны быть защищены от вибрации, определяются ПУЭ. В случаях, когда такая защита не требуется, напряжения в проводе при среднегодовой температуре существенно меньше напряжений, возникающих при других условиях, и не превышают соответствующего допустимому напряжению. Однако рекомендуется во всех случаях для ВЛ выше 1 кВ расчеты проводить по определенным ранее условиям, тем более, что эти расчеты не связаны с большими вычислительными трудностями.

— В предыдущем параграфе было введено понятие критического пролета. При этом критический пролет определялся условием достижения допустимого напряжения при наибольшей нагрузке и при низшей температуре. В расчетах проводов этот пролет принято называть вторым критическим пролетом l.

Как отмечалось ранее расчет проводов должен проводиться

Натяжения и стрелы провеса провода при разных атмосферных условиях

Свободно подвешенный провод сохраняет данные ему при монта­же натяжение и стрелу провеса лишь до тех пор пока не изменятся атмосферные условия, которые были при монтаже. С изменением тем­пературы окружающего воздуха или изменением температуры самого

провода вследствие уменьшения или увеличения протекающего по не­му тока а также при появлении дополнительных нагрузок от голо­леда и ветра изменяются длина провода его натяжение и стрелы про­веса.

При проектировании воздушных линий определяют натяжения и стрелы провеса проводов в раэличных условиях (режимах) их рабо­ты. Для решения этой задачи зависимость натяжений провода от тем­пературы и нагрузкн выражают в виде уравнения, называемого урав­нением состояния провода.

Уравнение состояния свободно подвешенного провода позволяет определить натяжение провода Hх для любой температуры воздуха tx и нагрузки на привод qx если известно натяжение провода Н1 при температуре t1 , н нагрузке q1.

Для вывода уравнения состояния рассмотрим провод в одном про­лете, т. е. а пролете с жестким закреплением провода в точках его подвеса, расположенных ид одинаковой высоте.

Для определении изменения длины провода ΔL при переходе от од­ного состоянии (t1, q1, H1 )

\к другому (tх, qx, Hх ) воспользуемся форму­лой (19), согласно которой

Изменение длины провода может произойти вследствие упругих удлинении провода, вызванных изменением его натяжения на (Нхh1) и определяемых согласно закону Гука выражением I (Нх – H1)/(ES), а также вследствие температурных удлинений провода при изменении температуры на (tx — t1), определяемых выражением lα(tx — t1)

При определении упругих и температурных удлинений провода бу­дем считать, что L = I. Такое допущение можно сделать, поскольку для обычно принимаемых пролетов и натяжений длина привяла мало отличается от длины пролета.

Таким образом, при одновременном изменении натяжения провода и его температуры провод получит удлинение

Приравняв значения ΔL, полученные по формулам (20) и (21) сократив обе чести уравнения на , получим

Уравнение (22)имеет ясный физический смысл и в таком виде на­иболее удобно для запоминания. Левая сторона уравнения представ­ляет собой полное относительное удлинение провода при переходе от одного режима температуры и нагрузки к другому правая — сумму упругого и температурного относительных удлинении.

После переноса в левую часть всех членов с исковыми значениями (Нх , qx)и алгебраических преобразований получим уравнение состо­яния провода в следующем виде:

Этим уравнением можно пользоваться, полагая значения величин дли режима с индексом 1 известными и определяя значения для режи­ма с индексом х, или наоборот. При подстановке значений отрица­тельных температур в последний член уравнения необходимо обяза­тельно соблюдать правило знаков.

Величина t входит в уравнение состояния в первой степени. По этому для упрощений расчетов при построении монтажных кривых его часто приводят к виду

откуда, выделяя в скобки члены, имеющие постоянное значение, по­лучим

Это уравнение после подстановки в него известных величин будет иметь вид

Подставляя в уравнение (25) различные значения Нх, взятые через произвольные интервалы (например, через 1 кН), получают соответ­ствующие значения tх.. Эти значения должны быть в пределах заданного диапазона температур (от tmax до tmin ). По полученным значени­ям tx, строят кривую Нx (tx).

Дата добавления: 2015-09-03 ; просмотров: 328 | Нарушение авторских прав


источники:

http://poisk-ru.ru/s192t23.html

http://mybiblioteka.su/7-92473.html

Читайте также:
  1. I. При каких условиях эта психологическая информация может стать психодиагностической?
  2. Pic. Fic2 Индивидуальный павильон с открытым выгулом для содержания собаки в условиях питомника.
  3. VII. Методика для выявления уровня развития образных представлений
  4. А как понимать молитвы перед определенными чудотворными иконами, определенным святым в разных случаях жизни?
  5. А также разных средств, которые ведут йогинов к освобождению.
  6. А) Обучение технике ходьбы и бега в различных условиях
  7. АНТИКОРРОЗИОННОЕ ПОКРЫТИЕ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ