Уравнения, сводящиеся к квадратным уравнениям:
трехчленные уравнения и уравнения вида
(ax + b)(ax + b + c)(ax +
+ b + 2c)(ax + b + 3c) = d , левая часть которых равна произведению четырёх последовательных членов арифметической прогрессии
Существует ряд уравнений, которые удается решить при помощи сведения их к квадратным уравнениям.
К таким уравнениям, в частности, относятся уравнения следующих типов:
Трёхчленные уравнения | |
Уравнения 4-ой степени, левая часть которых равна произведению четырёх последовательных членов арифметической прогрессии | |
Возвратные (симметричные) уравнения 3-ей степени | |
Возвратные (симметричные) уравнения 4-ой степени | |
Обобщенные возвратные уравнения 4-ой степени |
Замечание . Уравнения, носящие название «Биквадратные уравнения» , относятся к типу «Трехчленные уравнения» .
Трехчленные уравнения
Трёхчленными уравнениями называют уравнения вида
a f 2 (x)+ b f (x) + c = 0, | (1) |
а также уравнения вида
(2) |
где a, b, c – заданные числа, а f (x) – некоторая функция.
Для того, чтобы решить трехчленное уравнения вида (1), обозначим
y = f (x), | (3) |
тогда уравнение (1) станет квадратным уравнением относительно переменной y :
ay 2 + by + c = 0 . | (4) |
Затем найдем корни уравнения (4), а после этого, подставив каждый из найденных корней в равенство (3), решим полученное уравнение относительно x .
Для того, чтобы решить трехчленное уравнение вида (2), сначала введем обозначение (3), а затем умножим полученное уравнение на знаменатель. В результате уравнение (2) примет вид (4), а схема решения уравнения (4) уже описана выше.
Покажем, как это осуществляется на примерах.
Пример 1 . Решить уравнение
(x 2 – 2x) 2 – – 2(x 2 – 2x) – 3 = 0 . | (5) |
Решение . Если обозначить
y = x 2 – 2x , | (6) |
то уравнение (5) превратится в квадратное уравнение
y 2 – 2y – 3 = 0 . | (7) |
В первом случае из равенства (6) получаем:
Во втором случае из равенства (6) получаем:
Пример 2 . Решить уравнение
(8) |
Решение . Если обозначить
, | (9) |
то уравнение (8) превратится в квадратное уравнение
которое эквивалентно уравнению
2y 2 – 3 y – 2 = 0 . | (10) |
В первом случае из равенства (9) получаем уравнение:
Во втором случае из равенства (9) получаем:
Ответ :
Пример 3 . Решить уравнение
Решение . Если обозначить
(12) |
то уравнение (11) превратится в квадратное уравнение
которое эквивалентно уравнению
y 2 – 5y – 6 = 0 . | (13) |
В первом случае из равенства (12) получаем уравнение:
Во втором случае из равенства (12) получаем:
Ответ :
Пример 4 . Решить биквадратное уравнение
x 4 – x 2 – 12 = 0 . | (14) |
Решение . Если обозначить
y = x 2 , | (15) |
то уравнение (14) превратится в квадратное уравнение
y 2 – y – 12 = 0 . | (16) |
В первом случае из равенства (15) получаем уравнение:
которое решений не имеет.
Во втором случае из равенства (15) получаем:
Пример 5 . Решить уравнение
Решение . Если обозначить
y = x 2 – 3x, | (18) |
уравнение (17) превращается в уравнение
которое при умножении на y принимает вид
y 2 + 2y – 8 = 0 . | (19) |
В первом случае из равенства (18) получаем квадратное уравнение:
которое решений не имеет.
Во втором случае из равенства (18) получаем:
Ответ :
Пример 6 . Решить уравнение
Решение . Если обозначить
, | (21) |
уравнение (20) превращается в уравнение
которое при умножении на y принимает вид
3y 2 – 2y – 1 = 0 . | (22) |
В первом случае из равенства (21) получаем уравнение
Во втором случае из равенства (21) получаем:
Уравнения 4-ой степени, левая часть которых равна произведению четырёх последовательных членов арифметической прогрессии
(ax + b)(ax + b + + c)(ax + + b + 2c)(ax + + b + 3c) = d , | (23) |
где a, b, c, d – заданные числа, и заметим, что левая часть этого уравнения представляет собой произведение четырёх последовательных членов арифметической прогрессии, первый член которой равен ax+b , а разность равна c .
Схема решения уравнений вида (23) заключается в следующем.
y = ax + b. | (24) |
Тогда уравнение (23) примет вид:
y (y + c)(y + + 2c)(y + 3c) = d . | (25) |
Перегруппируем сомножители в левой части уравнения (25) следующим образом:
[y (y + 3c)][(y + + c)(y + 2c)] = d . | (26) |
Если раскрыть круглые скобки внутри каждой квадратной скобки из левой части уравнения (26), то получим:
[y 2 + 3cy][y 2 + + 3cy + 2c 2 ] = d . | (27) |
Если теперь в уравнении (27) обозначить
z = y 2 + 3cy , | (28) |
то уравнение (27) станеи квадратным уравнением
z 2 + 2c 2 z – d = 0 . | (29) |
Для того, чтобы найти корни уравнения (23), остаётся решить уравнение (29), затем для каждого корня уравнения (29) решить уравнение (28) относительно y , а затем в каждом из полученных случаев решить уравнение (24) относительно x .
Пример 7 . Решить уравнение
(2x + 3)(2x + 5)(2x + + 7)(2x + 9) = 384 . | (30) |
Решение .Если обозначить
y = 2x + 3, | (31) |
уравнение (30) превращается в уравнение
y (y + 2)(y + + 4)(y + 6) = 384 . | (32) |
Перегруппируем сомножители в левой части уравнения (32):
[y (y + 6)][(y + + 2)(y + 4)] = 384 . | (33) |
Если раскрыть круглые скобки внутри каждой квадратной скобки из левой части уравнения (33), то уравнение (33) примет вид:
[y 2 + 6y][y 2 + + 6y + 8] = 384 . | (34) |
Если теперь обозначить
z = y 2 + 6y , | (35) |
то уравнение (34) станет квадратным уравнением
z 2 + 8 z – 384 = 0 . | (36) |
В первом случае из равенства (35) получаем уравнение:
которое корней не имеет.
Во втором случае из равенства (35) получаем:
В первом из этих случаев, из равенства (31) получаем:
Во втором случае из равенства (31) получаем:
Ответ :
Контрольная работа по теме: «Уравнения сводящиеся квадратным»
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
1. Разложите на множители квадратный трехчлен:
1) ; 2) .
1) ; 2) .
3) Сократите дробь: .
4) Решите уравнение: .
5) Баржа прошла по течению реки 40 км и, повернув обратно, прошла ещё 30 км, затратив на весь путь 5 часов. Найдите собственную скорость баржи, если скорость течения реки равна 5 км/ч.
1. Разложите на множители квадратный трехчлен:
1) ; 2) .
1) ; 2) .
3) Сократите дробь: .
4) Решите уравнение: .
5) Баржа прошла по течению реки 48 км и, повернув обратно, прошла ещё 36 км, затратив на весь путь 6 часов. Найдите собственную скорость баржи, если скорость течения реки равна 5 км/ч.
1. Разложите на множители квадратный трехчлен:
1) ; 2) .
1) ; 2) .
3) Сократите дробь: .
4) Решите уравнение: .
5) Баржа прошла по течению реки 40 км и, повернув обратно, прошла ещё 30 км, затратив на весь путь 5 часов. Найдите собственную скорость баржи, если скорость течения реки равна 5 км/ч.
1. Разложите на множители квадратный трехчлен:
1) ; 2) .
1) ; 2) .
3) Сократите дробь: .
4) Решите уравнение: .
5) Баржа прошла по течению реки 48 км и, повернув обратно, прошла ещё 36 км, затратив на весь путь 6 часов. Найдите собственную скорость баржи, если скорость течения реки равна 5 км/ч.
1. Разложите на множители квадратный трехчлен:
1) ; 2) .
1) ; 2) .
3) Сократите дробь: .
4) Решите уравнение: .
5) Баржа прошла по течению реки 40 км и, повернув обратно, прошла ещё 30 км, затратив на весь путь 5 часов. Найдите собственную скорость баржи, если скорость течения реки равна 5 км/ч.
1. Разложите на множители квадратный трехчлен:
1) ; 2) .
1) ; 2) .
3) Сократите дробь: .
4) Решите уравнение: .
5) Баржа прошла по течению реки 48 км и, повернув обратно, прошла ещё 36 км, затратив на весь путь 6 часов. Найдите собственную скорость баржи, если скорость течения реки равна 5 км/ч.
1. Разложите на множители квадратный трехчлен:
1) ; 2) .
1) ; 2) .
3) Сократите дробь: .
4) Решите уравнение: .
5) Баржа прошла по течению реки 40 км и, повернув обратно, прошла ещё 30 км, затратив на весь путь 5 часов. Найдите собственную скорость баржи, если скорость течения реки равна 5 км/ч.
1. Разложите на множители квадратный трехчлен:
1) ; 2) .
1) ; 2) .
3) Сократите дробь: .
4) Решите уравнение: .
5) Баржа прошла по течению реки 48 км и, повернув обратно, прошла ещё 36 км, затратив на весь путь 6 часов. Найдите собственную скорость баржи, если скорость течения реки равна 5 км/ч.
Самостоятельная работа «Уравнения, сводящиеся к квадратным»
Вариант 1. Решить уравнения
1) х 4 – 5х 2 – 36 = 0
2)
3)
Вариант 2. Решить уравнения
1) х 4 + 12х 2 – 64 = 0
2)
3)
Вариант 3. Решить уравнения
1) х 4 + 4х 2 – 45 = 0
2)
3)
Вариант 4. Решить уравнения
1) х 4 – 6х 2 – 7 = 0
2)
3)
Вариант 5. Решить уравнения
1) 6х 4 – 5х 2 +1 = 0
2)
3)
Вариант 6. Решить уравнения
1) 8х 4 – 2х 2 – 1 = 0
2)
3)
Вариант 1. Решить уравнения
1) х 4 – 5х 2 – 36 = 0
2)
3)
Вариант 2. Решить уравнения
1) х 4 + 12х 2 – 64 = 0
2)
3)
Вариант 3. Решить уравнения
1) х 4 + 4х 2 – 45 = 0
2)
3)
Вариант 4. Решить уравнения
1) х 4 – 6х 2 – 7 = 0
2)
3)
Вариант 5. Решить уравнения
1) 6х 4 – 5х 2 +1 = 0
2)
3)
Вариант 6. Решить уравнения
1) 8х 4 – 2х 2 – 1 = 0
2)
3)
Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)
Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.
Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь
Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение
http://infourok.ru/kontrolnaya-rabota-po-teme-uravneniya-svodyashiesya-kvadratnym-5002059.html
http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/480517-samostojatelnaja-rabota-uravnenija-svodjaschi