Уравнения в 9 классе учебник

Виды уравнений и способы их решения в 9-м классе

Разделы: Математика

Перед уроком были изучены темы “Уравнения с одной переменной”, “Целые рациональные уравнения и основные методы решения целых рациональных уравнений”, “Дробно-рациональные уравнения”, “Уравнения с модулем и параметрами”.

За две недели до обобщающего урока на стенде “Готовься к экзамену” было предложено:

  1. Прорешать из экзаменационного сборника задания второго раздела (№ 71–101).
  2. Вопросы по теоретическому материалу.
  3. Примерное оформление экзаменационного задания.
  4. Сроки индивидуальных и групповых консультаций.

Вопросы по теоретическому материалу

  1. Определение уравнения с одним неизменным.
  2. Корень уравнения.
  3. Что значит решить уравнение?
  4. Определение области допустимых значений.
  5. Когда два уравнения являются равносильными?
  6. Когда одно уравнение является следствием другого?
  7. Какие тождественные преобразования приводят к равносильным уравнениям?
  8. Особенность тождественного преобразования “деление на выражение, содержащее переменную”.
  9. Виды уравнений, их стандартный вид, алгоритм решения.
  10. Основные методы решения уравнений с одним неизвестным.

а) учебник А-9 под ред. Н.Я. Виленкина, глава X, с. 157–189;
б) конспекты.

№ 93(1)
№ 5.60(а)
Галицкий, с. 51

если D = 0, то x = –3 при a = –3, но x = –3 не удовлетворяет условию, так как (x – 4)(x + 3) 0;

Среди найденных значений может быть появление посторонних корней, так как уравнение x² + (3 – a)x – 3a = 0 следствие исходного уравнения.

Чтобы x2 = a являлся корнем x 2 – 4 0, a – 4 0, a 4

x 2 + 3 0, то есть a – 3 0, a –3

Ответ: при a 4, a –3 корнем уравнения является x = a.

Задания к уроку подобраны с учетом подготовленности учащихся данного класса.

  • привести в систему знаний учащихся по теме;
  • повторить теорию решения уравнений;
  • выработать умение определить вид уравнения;
  • выразить наиболее рациональный способ решения данного уравнения;
  • формировать наблюдательность учащихся.

I. Организационный момент

Сообщение темы урока и его целей.

II. Повторение теории по решению уравнений

1. Что называется уравнением?

Ответ: Любое равенство вида некоторые функции называются уравнением с одной переменной (или с одной неизвестной).

2. Что называется корнем уравнения?

Ответ: Число a называется корнем (или решением) данного уравнения с одной переменной, если при подстановке числа a вместо x в обе части уравнения, получаем верное числовое неравенство, то есть при подстановке x = a обе части уравнения определены и их значения совпадают:

3. Что значит решить уравнение?

Ответ: Решить уравнение – это значит найти все его корни или доказать что их нет.

4. Как определяется область определения допустимых значений уравнения?

Ответ: ОДЗ называется пересечение множеств областей определения функций

5. Какие уравнения называются равносильными (эквивалентными)?

Ответ: Два уравнения называются равносильными, если все корни уравнения первого являются корнями второго и наоборот, все корни второго уравнения являются корнями первого.

6. А как определить уравнение следствие?

Ответ: Если все корни одного уравнения являются корнями второго уравнения, то второе уравнение называется следствием первого уравнения.

7. Какие тождественные преобразования приводят к равносильным уравнениям?

  • к обеим частям уравнения прибавить любую функцию, которая определена при всех значениях из ОДЗ. Следствие. Члены уравнения можно переносить из одной части уравнения в другую;
  • обе части уравнения умножить на любую функцию, определенную и отличную от нуля при всех допустимых значениях неизвестного. Также можно делить и умножать на число, отличное от нуля;
  • в обеих частях уравнения стоят функции, принимающие только неотрицательные значения, то при возведении в одну и ту же четную степень получаем уравнение, равносильное данному. Появлению “посторонних корней” приводят преобразования:
    а) приведение подобных членов – происходит расширение ОДЗ;
    б) сокращение дроби на выражение, содержащие неизвестное (тоже происходит расширение ОДЗ);
    в) умножение на выражение, содержащее неизвестное;
    г) освобождение дроби от знаменателя, содержащего неизвестное. Необходимо обязательно делить проверку или лучше перейти к смешанной системе.

8. Виды уравнений, их стандартный вид, алгоритм решения (в процессе решения).

Ответ:
а) Линейное;
б) квадратное;
в) уравнение высших порядков (биквадратным, возвратное, симметрическое);
г) уравнения содержащие модуль;
д) уравнение с параметром.]

9. Какие общие методы решения уравнений с одним неизвестным?

Ответ: Вынесение общего множителя (разложение на множители), замена переменной, использование ограниченности и монотонности функций, графически.

Понятие равносильности для нас понятие только вводится, и поэтому проведем тест, как же вы этим понятием владеете.

Тест рассчитан на 5–7 минут. Контрольные задания даются в двух вариантах. После окончания работы на доске вывешиваются контрольные ответы. За каждое правильно выполненное задание – 1 балл. После окончания работы ученик оценивает свою работу самостоятельно, затем разбираются неверные ответы (к заданиям предлагаются).

Корни всех приведенных уравнений находятся среди чисел –3, –2, 1, 2, 3. Укажите пары равносильных уравнений.

(x 2 – 6) 2 = x 2

(x – 1)(x 2 – 6) = (1 – x)x

(x – 2)(x 2 – 6) = –x(x – 2)

x 2 – 6 = x

(x 2 + x – 6)(x 2 – x – 6) = 0

x + 3 = 0

x – 2 = 0

(x – 1)(x – 2)(x + 3) = 0

Равносильные уравнения

Корни всех приведенных уравнений находятся среди чисел –2, –1, 1, 2. Укажите пары равносильных уравнений.

(x 2 – 2) 2 = x 2

(x – 1)(x 2 – 2) = x(x – 1)

(x – 2)(x 2 – 2) = x(x – 2)

x 2 – 2 = x

x + 1 = 0

(x 2 – 1)(x – 2) = 0

(x 2 – x – 2)(x 2 + x – 2) = 0

x – 2 = 0

Равносильные уравнения

VI. Решение задач

Ученик должен определить вид уравнения, алгоритм решения данного уравнения, обратить внимание на способы его решения, выбрать рациональный способ решения.

Задачи взяты из “Сборника задач по алгебре” для классов с углубленным изучением математики под редакцией М.Л. Галицкого.

1. Уравнение третьей степени, в стандартном виде. Метод решения – разложения на линейные множители (теорема Безу):

Так как это уравнение рациональное целое с целыми коэффициентами, то оно имеет целые корни, являющиеся делителями свободного члена: 21: 1; 3; 7; 21. x1 = 1 является корнем (убеждаемся подстановкой), поэтому многочлен левой части уравнения делится на двучлен х – 1.

Решим уравнение x² + 10x + 21 = 0. По теореме Виета корни: x2 = –3, x3 = –7, x1 = 1.

Как еще с помощью теоремы Безу можно было выполнить разложение на множители?

Ответ: Если множитель делится на x – 1 и на x + 3, то он делится и на их произведение.

Это уравнение четвертой степени. Метод решения – группировка. Если левая часть уравнения представлена в виде разложения на линейные множители, а в правой – число и выносящиеся: (x + a)(x + b)(x + b)(x + c) = A и a + b = c + d, в этом случае возможна группировка множителей.

Сделаем замену x² + x = t и получим уравнение

3. 5 – 12x³ + 14x² = 12x – 5, 5x² – 12x³ + 14x² – 12x + 5 = 0 возвратное уравнение членов степени. Так как x = 0 не является корнем данного уравнения, разделим почленно на x² и сгруппируем:

Сделаем замену:

4. – это дробно-рациональное уравнение, содержащее модуль.

Ответ: <0; 2; 4>

Алгоритм: а) находим нули модуля; б) дискриминант уравнения разбиваем на промежутки; в) раскрываем модуль на каждом из промежутков; г) выбираем ответ, учитывая данный промежуток; д) ответ – совокупность решений.

– это дробно-рациональное уравнение. Выделим квадрат разности:

Введем новую переменную и получим уравнение вида t² + 2t – 3 = 0. По теореме Виета корни этого уравнения t = 1 или t = –3.

6. ax² + 3ax – (a + 2) = 0 – это квадратное уравнение с параметром. При решении уравнения с параметрами необходимо выяснить, при каких значениях параметров уравнение имеет корни и сколько их в зависимости от параметров при которых это выражение действительно определяет корни уравнения, то есть найти при каком значении параметра: г) x – единственный корень.

При D > 0 уравнение имеет два различных действительных корня, то есть при

При D 4 – 133х³ + 48х² – 133х + 78 = 0.

5. Для каждого значения параметра а решить уравнение ax² – (2a + 7)x + a + 3 = 0.

6. Найдите все значения параметра b, при которых уравнение имеет ровно один корень.

7 * . Решить уравнение x 4 + 4х + 3 = 0.

2. Дается оценка работы учащихся на уроке, выставляются в журнал. Сообщается дата и время консультации перед итоговой контрольной работой по этой теме.

Справочник по алгебре. 9 класс

Справочник по алгебре за 9 класс предназначен для углубленного изучения данного предмета. Информация учебника подается в виде «уроков», чтобы школьники могли не только изучить новый материал, но и выполнить практические задания по теме.

Содержание соответствует современным стандартам системы образования. Каждый раздел включает достаточное количество упражнений, отличающихся по сложности и тематике.

Справочник может стать основным учебником для проведения уроков алгебры для учеников 9 класса, поскольку включает все темы, соответствующие учебной программе учреждений общего среднего образования.

Алгебра, 9 класс, Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И., Феоктистов И.Е., 2008

Алгебра, 9 класс, Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И., Феоктистов И.Е., 2008.

Данный учебник предназначен для углубленного изучения алгебры в 9 классе и входит в комплект из трех книг: «Алгебра-7», «Алгебра-8» и «Алгебра-9». Его содержание полностью соответствует современным образовательным стандартам, а особенностями являются расширение и углубление традиционных учебных тем за Счет теоретико-множественной, вероятностно-статистической и историко-культурной линий. В учебнике представлен большой набор разнообразных по тематике и уровню сложности упражнений.

Уравнение с двумя переменными и его график.
Уравнения х(х — у) = 4, 2у — х2 = -2, х(х + у2) = х + 1 могут служить примерами уравнений с двумя переменными.
Если в уравнение х(х — у) = 4 подставить вместо переменной х ее значение -1, а вместо у — значение 3, то получится верное равенство
-1 (-1 — 3) = 4.

Пара (-1; 3) значений переменных х и у является решением уравнения х(х — у) = 4. Уравнение с двумя переменными имеет, как правило, бесконечно много решений.
Два уравнения, имеющие одно и то же множество решений, называют равносильными уравнениями.

Любое целое уравнение с двумя переменными можно заменить равносильным уравнением, в котором правая часть будет нулем, а левая — многочленом стандартного вида. Степень этого многочлена называют степенью уравнения с двумя переменными. Так, например, уравнение х(х + у2) = х + 1 есть уравнение третьей степени. Используя тождественные преобразования и свойства уравнений, его можно преобразовать в уравнение ху2 + х2 — х = 0, правая часть которого — нуль, а левая — многочлен стандартного вида третьей степени.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие для учащихся 3
Глава 1 ФУНКЦИИ, ИХ СВОЙСТВА И ГРАФИКИ
§ 1. Свойства функций 5
1. Возрастание и убывание функций 5
2. Свойства монотонных функций 13
3. Четные и нечетные функции 18
4. Ограниченные и неограниченные функции 23
§ 2. Квадратичная функция 30
5. Функции у = ах2, у = ах2 + n и у = а(х — m)2 30
6. График и свойства квадратичной функции 35
§ 3. Преобразования графиков функций 42
7. Растяжение и сжатие графиков функций к оси ординат 42
8. Графики функций у = |f(x)| и у = f(|x|) 51
Дополнительные упражнения к главе 1 55
Глава 2 УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА С ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ
§ 4. Уравнения с одной переменной 60
9. Целое уравнение и его корни 60
10. Приемы решения целых уравнений 66
11. Решение дробно-рациональных уравнений 73
§ 5. Неравенства с одной переменной 82
12. Решение целых неравенств с одной переменной 82
13. Решение дробно-рациональных неравенств с одной переменной 91
§ 6. Уравнения и неравенства с переменной под знаком модуля 98
14. Решение уравнений с переменной под знаком модуля . 98
15. Решение неравенств с переменной под знаком модуля 103
§ 7. Уравнения с параметрами 109
16. Целые уравнения с параметрами 109
17. Дробно-рациональные уравнения с параметрами 116
Дополнительные упражнения к главе 2 120
Глава 3 СИСТЕМЫ УРАВНЕНИЙ И СИСТЕМЫ НЕРАВЕНСТВ С ДВУМЯ ПЕРЕМЕННЫМИ
§ 8. Уравнения второй степени с двумя переменными и их системы 125
18. Уравнение с двумя переменными и его график 125
19. Система уравнений с двумя переменными 130
20. Решение систем уравнений с двумя переменными способом подстановки и способом сложения 132
21. Другие способы решения систем уравнений с двумя переменными 137
22. Решение задач 142
§ 9. Неравенства с двумя переменными и их системы 148
23. Линейное неравенство с двумя переменными 148
24. Неравенство с двумя переменными степени выше первой 153
25. Система неравенств с двумя переменными 157
26. Неравенства с двумя переменными, содержащие знак модуля 165
Дополнительные упражнения к главе 3 168
Глава 4 ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ
§ 10. Свойства последовательностей 175
27. Числовые последовательности. Способы задания последовательностей 175
28. Возрастающие и убывающие последовательности 182
29. Ограниченные и неограниченные последовательности 185
30. Метод математической индукции 190
§ 11. Арифметическая прогрессия 195
31. Арифметическая прогрессия. Формула n-то члена арифметической прогрессии 195
32. Сумма первых п членов арифметической прогрессии 201
§ 12. Геометрическая прогрессия 206
33. Геометрическая прогрессия. Формула n-то члена геометрической прогрессии 206
34. Сумма первых п членов геометрической прогрессии 213
§ 13. Сходящиеся последовательности 218
35. Предел последовательности 218
36. Сумма бесконечно убывающей геометрической прогрессии 223
Дополнительные упражнения к главе 4 228
Глава 5 СТЕПЕНИ И КОРНИ
§ 14. Взаимно обратные функции 233
37. Функция, обратная данной 233
38. Функция, обратная степенной функции с натуральным показателем 239
§ 15. Корни 71-й степени и степени с рациональными показателями 244
39. Арифметический корень д-й степени 244
40. Степень с рациональным показателем 251
§ 16. Иррациональные уравнения и неравенства 262
41. Решение иррациональных уравнений 262
42. Решение иррациональных неравенств 271
Дополнительные упражнения к главе 5 282
Глава 6 ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ И ИХ СВОЙСТВА
§ 17. Тригонометрические функции 290
43. Угол поворота 290
44. Измерение углов поворота в радианах 293
45. Определение тригонометрических функций 297
§ 18. Свойства и графики тригонометрических функций 306
46. Некоторые тригонометрические тождества 306
47. Свойства тригонометрических функций 310
48. Графики и основные свойства синуса и косинуса 316
49. Графики и основные свойства тангенса и котангенса 321
§ 19. Основные тригонометрические формулы 327
50. Формулы приведения 327
51. Решение простейших тригонометрических уравнений 335
52. Связь между тригонометрическими функциями одного и того же аргумента 340
53. Преобразование тригонометрических выражений 346
§ 20. Формулы сложения и их следствия 351
54. Синус, косинус и тангенс суммы и разности двух углов 351
55. Формулы двойного и половинного углов 358
56. Формулы суммы и разности тригонометрических функций 364
Дополнительные упражнения к главе 6 369
Глава 7 ЭЛЕМЕНТЫ КОМБИНАТОРИКИ И ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ
§ 21. Основные понятия и формулы комбинаторики 379
57. Перестановки 379
58. Размещения 383
59. Сочетания 387
§ 22. Элементы теории вероятностей 392
60. Частота и вероятность 392
61. Сложение вероятностей 399
62. Умножение вероятностей 404
Дополнительные упражнения к главе 7 408
Задачи повышенной трудности 411
Ответы 417
Предметный указатель 436
Приложение 438.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Алгебра, 9 класс, Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И., Феоктистов И.Е., 2008 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу


источники:

http://reshator.com/sprav/algebra/9-klass/

http://obuchalka.org/2014071778972/algebra-9-klass-makarichev-u-n-minduk-n-g-neshkov-k-i-feoktistov-i-e-2008.html