Уравнения в начальной школе школа россии

УМК «Школа России» М.И. Моро 2 кл 1ч

Ахмедзянова Л.В. – ЗНО 116

Методика изучения уравнений в начальных классах.

Перед введением понятия «уравнение» необходимо повторить понятия: равенство, верное равенство, значение выражения. А также проверить уровень сформированности навыка читать буквенные выражения.

Изучение уравнений в младших классах должно подготовить учащихся к решению уравнений в средних и старших классах. Решение уравнений способствует формированию знаний о свойствах арифметических действий и формированию вычислительных навыков, а также развитию мышления учащихся.

Задачи обучения в данной теме:

· сформировать у учащихся представление об уравнении на уровне узнавания;

· сформировать умение понимать смысл задания «решить уравнение»;

· научить читать, записывать, решать уравнения той сложности, которая определена программой;

· научить решать задачи с помощью уравнений (алгебраический способ решения).

Основные подходы к обучению решению уравнений:

Раннее ознакомление детей с уравнением и способами его решения (М.И.Моро, И.Э.Аргинская, Л.Г.Петерсон и др.) – с 1-2 класса.

Этапы изучения уравнений:

Подготовительный

1. Какие записи верны?

3 + 5 = 8 7 + 2 = 10 10 – 4 = 5

Как изменить результат, чтобы записи стали верными??

2. Почитай выражение: 15 — в. Найди значение выражения, если в = 3, 4, 10, 11, 16.

3. Среди чисел, записанных справа, подчеркните то число, при подстановке которого в окошко, получится верное равенство.

□ — 2 = 4 1, 2, 3, 4, 5, 6

УМК «Школа России» М1М ч1

УМК «Гармония» 1 класс, 2 ч Н.Б Истомина

Введение понятия «уравнение»

Учащимся сообщается, что в математике вместо □ используется латинские буквы (х, у, а, в, с) и такие записи называются уравнением: 3+х=6, 10 : х = 5 и т.п.

Важно на этом этапе закрепить у учащихся умение узнавать уравнение среди математических выражений: «Найди уравнение среди предложенных записей: х+5=6, х-2, 9=х+2, 3+2=5».

УМК «Школа России» М.И. Моро 2 кл 1ч

Рассмотрим одно уравнение:

Дети подбирают число, которое нужно прибавить к 5, чтобы получить 6. Так как число мы меняли, то смысл окошка в данном случае в том, что это переменная величина. Если мы используем другой способ и находим число как неизвестное слагаемое по правилу, то в этом случае число в «окошке» – это неизвестная величина. Говорим, что вместо окошка для обозначения неизвестного числа используют латинские буквы. Получаем запись:

Х+5=6

Уравнениеэто равенство, содержащее неизвестное число, которое надо найти. Решить уравнение – значит найти все такие значения X (если они есть), при которых равенство будет верным.То значение переменной, при котором уравнение обращается в истинное числовое равенство, называетсякорнем уравнения или решением уравнения.

Так же учащимся сообщается, как выполнить проверку при решении уравнения.

В начальных классах простейшие уравнения решают двумя способами:

1-способ подбора;

2-на основе зависимости между компонентами и результатом действий.

В основе способа подбора лежит трактовка понятия «уравнения», как равенства, содержащего переменную. При одних значениях переменной уравнение может обращаться в истинное числовое равенство, при других – нет. То значение переменной, при которой уравнение обращается в истинное числовое равенство, называют корнем уравнения или решением уравнения.

Решение можно рассматривать в двух смыслах:

1) как корень уравнения;

2) как процесс решения.

Приспособе подборарешение уравнения записывают так:

Урок математики по теме «Знакомство с уравнениями» по программе «Школа России»

Цели:

  1. Дать детям новое математическое понятие «уравнение». Формировать умение читать и записывать уравнение. Способствовать запоминанию, сознанию, пониманию, составления уравнений;
  2. Способствовать развитию внимания, логического мышления, памяти, культуры математической речи.
  3. Воспитывать самоконтроль, гигиенические навыки письма, аккуратное ведение записей в тетради.

Методы обучения: частично- поисковый, проблемного изложения материала.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Средства обучения: М.И. Моро «Математика» 2 класс, 2 части, Москва, «Просвещение», 2006.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устные задания:

  • Как называются числа при сложении?
  • Как называются числа при вычитании?
  • Первое слагаемое – 20, второе слагаемое – 40. Найти сумму?
  • Найти сумму чисел 30 и 6.
  • Уменьшаемое – 48, вычитаемое 5. Чему равна разность?
  • Чему равна разность чисел 70 и 6?
  • Увеличить на 4 числа : 15, 20, 61.
  • Увеличить на 3 числа : 18, 30, 79.
  • Состав числа 12?
  • Состав числа 14, 16?
  • На празднике было 12 девочек и 18 мальчиков. Сколько всего детей было на празднике?
  • В холодильнике яблок на 6 больше, чем апельсинов. Апельсинов – 9. Сколько яблок в холодильнике?
  • В кукольном театре 60 кукол. В утреннем спектакле занято 20 кукол. Сколько кукол не занято в спектакле?
  • Как называется это выражение?
  • Прочитать выражение.
  • Найти значение выражения:
    14+dc-40
    d=23c=95

III. Изучение новой темы.

С новой темой познакомится класс
Сегодня узнаем без сомненья
Имя этого выражения: х+4 = 12

А для этого нужно расшифровать слово, решив примеры.

У.: Записать число и классная работа в тетрадях.

У.: Примеры решить в тетрадях.

80-7016+1441+910 – У
55+537+1330+5030 – В
98-840+3063+750 – Н
60 – Р
70 – Е
80 – И
90 – А
УРАВНЕНИЕ

У.: Вам знакома такая запись: + 4=12 ?

Д.: Это пример с окошечком.

У.: А такая: a +4 ?

Д.: Это буквенное выражение.

У.: Что вы делали в первом случае?

Д.: Подбирали число чтобы запись была верной.

У.: Какое это число?

Д.: 8.

У.: что делали во втором случае?

Д.: вместо буквы подставляли число и вычисляли.

У.: Посмотрите на запись х+4=12

У.: На что оно похожа?

Д.: На пример с окошечком, на буквенное выражение.

У.: Что нам говорит знак =?

Д.: Равенство.

У.: Какое равенство? Все числа в нем известны?

Д.: Нет.

У.: Что неизвестно?

Д.: Первое число.

У.: как оно обозначено?

Д.: Латинской буквой.

У.: Если оно неизвестно, перед нами какая встает задача?

Д.: Найти, узнать какое это число.

У.: Найдите это число, чтобы равенство было верным.

Д.: Это число 8 (8+4=12).

У.: Что мы с вами сейчас сделали?

Вы решили уравнение.

У.: Сделаем вывод:

Уравнение – это ……(показать знак =)

Д.: Равенство.

У.: Которое содержит что? (показать на х)

Д.: Неизвестное число.

У.: Что надо сделать с неизвестным числом?

Д.: Его найти.

У.: Как обозначается неизвестное число?

Д.: Латинской буквой.

У.: Кто сможет сказать, что такое уравнение?

Д.: Уравнение – это равенство, которое содержит неизвестное число.

У.: Что значит решить уравнение?

Плакат на доске: Уравнение – это равенство, которое содержит неизвестное число. Решить уравнение – найти такое число, чтобы равенство было верным.

У.: Число, которое мы находим в уравнении х – называется корнем уравнения.

У.: Решить уравнение можно с помощью подбора ( или зная взаимосвязь компонентов при сложении и вычитании)

IV. Физкультминутка (на дыхание).

Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать
Отдыхать умеем тоже –
Руки за спину положим
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим.

V. Первичное закрепление нового материала.

а) У.: Среди данных выражений выбрать нужно уравнение и записать в тетрадь.

Урок математики во 2 классе на тему «Уравнения» УМК «Школа России»
план-конспект урока по математике (2 класс)

Урок математики во 2 классе на тему «Уравнения» УМК «Школа России»

Скачать:

ВложениеРазмер
moy_urok_dlya_attestatsii.docx246.94 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики во 2 классе на тему «Уравнения» УМК «Школа России»

1. Познакомить детей с новым математическим понятием: «уравнение»

2. Совершенствовать вычислительные навыки, умение составлять верные равенства, умение решать текстовые задачи

3. Развивать математическую речь, внимание, логическое мышление

4. Формировать познавательный интерес.

— Познакомить детей с новым математическим понятием: «уравнение»

— Закрепление умений решать задачи разными способами.

— Знание правила о связи между компонентами и результатами действий сложения и вычитания.

— Совершенствование навыков счёта.

— Осознание роли математики в познании окружающего мира.

— Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

— Построение логической цепи рассуждений.

— Выбор наиболее эффективных способов решения задач.

— Формирование умений слушать и слышать.

— Задавать вопросы и высказывать своё мнение.

— Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

— Развитие умения сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонения от него.

— Планировать свои действия, оценивать свою деятельность.

1.Развитие самостоятельности и ответственности.

2.Развитие навыков сотрудничества с одноклассниками и учителем.

Ресурсы урока : М.И. Моро, М.А.Бантова. Математика. Учебник для 2-го класса. Часть 1.

Оборудование: ИКТ , тетради, карточки с заданиями.

Тип урока : открытие новых знаний.

Технологии : здоровьесбережение, ИКТ, проблемное обучение.

Прозвенел звонок! Начинается урок!

Мы пришли сюда учиться!

Не лениться, а трудиться!

Работаем старательно! Слушаем внимательно!

— Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок математики.Сегодня у нас гости. Давайте повернемся к ним лицом и поздороваемся.

-Каким вы хотели бы чтоб был этот урок? (ответы детей)

-Давайте закроем глаза и шепотом повторим за мной следующие слова:

Я-великий математик. И математика очень любит меня. Я буду стараться и выполню все задания. Для этого мне надо уметь мыслить, думать, преодолевать трудности.

— Ребята, это были волшебные слова. Как вы думаете, теперь у нас все получится?

-Хотели бы вы научиться новому?

— Мне очень приятно слышать это. Начнем с устной работы.

1. Шла овечка по дорожке,

У нее – четыре ножки.

Ей на встречу – черный дог.

Сколько всех собачьих ног? (4)

У домика утром два зайца сидели

И дружно веселую песенку пели.

Один убежал, а второй вслед глядит.

Сколько у домика зайцев сидит? (1)

Шесть веселых медвежат

За малиной в лес спешат.

Но один малыш устал,

От товарищей отстал.

А теперь ответ найди –

Сколько мишек впереди? (5)

К серой цапле на урок

Прилетели 7 сорок,

А из них лишь 6 сорок

Сколько лодырей – сорок

Прилетело на урок? (1)

2) — Ребята, Проведём самостоятельную работу . Перед вами лежат карточки с заданиями.

У.Как одним словом называются записи, которые вы видите на карточках?

У. Какое задание надо выполнить?

Д. Вставить числа в « окошечки», чтобы равенства стали верными.

А теперь поменяйтесь работами с соседом,проверьте работу и оцените себя. (учитель открывает закрытые в примерах числа, ученики проверяют свои результаты, оценивая себя знаками «-» и «+»)

– Кто нашёл у себя ошибку? В каком примере? Объясните причину ошибки. Что необходимо сделать, чтобы избежать дальнейших ошибок?

– А кто не ошибся? (ответы учащихся)

3. Постановка проблемы.

У. А сейчас посмотрите на равенства, записанные на доске. Попробуем назвать что это за выражение и решить его.

8+  = 11( В примерах «с окошком» мы подбираем число для составления верного равенства.)

На доске карточки

Выражение с «окошечком»

Ученики не могут решить третье равенство.

У.Как называется запись?

У. Вы сегодня исследователи и на уроке узнаем, что это за равенство?

— Чтобы узнать тему нашего урока, я предлагаю вам решить кроссворд.

1.Как называется результат сложения? (СУММА)

2. Как называется результат вычитания? (РАЗНОСТЬ)

3. Как называется один из компонентов сложения? (СЛАГАЕМОЕ)

4. Вспомните составляющие задачи. Продолжите ряд слов: условие, вопрос, решение и ….? (ОТВЕТ)

5. Как называется число, из которого вычитают? (УМЕНЬШАЕМОЕ)

6. Как называется выражение, в котором стоят знаки >, (НЕРАВЕНСТВО)

7. Как называется выражение, в котором стоит знак =? (РАВЕНСТВО)

8. Как называется число, которое вычитают? (ВЫЧИТАЕМОЕ)

9. Без чего не обойтись, чтобы ответить на вопрос задачи? ( РЕШЕНИЕ )

– Кто нам назовёт тему нашего урока математики? Кто знает, как называются такие равенства в математике?

У. Как называется эта запись? (уравнение)

– Тема нашего урока – уравнение. В старших классах самые трудные задания вы будете решать с помощью уравнений. Ещё 4000 лет назад их решали математики в Древнем Египте и в Вавилоне.

–- Сформулируйте задачи нашего сегодняшнего урока. (ответы учеников)

– А моя учительская задача – научить вас правильно работать с уравнениями.

4. Открытие новых знаний

Итак, мы начинаем наши исследования.

Посмотрите внимательно на выражения, которые мы записывали. На какую запись похоже уравнение? ( На пример с окошечком)

Что вы делали, чтобы решить пример с окошечком?( В примерах «с окошком» мы подбираем число для составления верного равенства.)

А теперь внимательно посмотрите на другую запись

У.Что нам говорит знак «=»? ( Это равенство )

У. Какое равенство? Все ли числа в нем известны? ( Нет )

У.Что неизвестно? ( Первое число )

У.Как оно обозначено? ( Латинской буквой )

У. Если оно неизвестно, перед нами какая встает задача? ( Найти, какое это число)

У. Найдите это число, чтобы равенство было верным ( Это число,6, потому что

У. А знаете, что вы сейчас сделали? Решили уравнение Х + 5 = 11

У. Давайте сделаем вывод

Уравнение это ( показываю на знак «=») равенство, которое содержит (показываю на Х ) неизвестное число.

Уравнение — это равенство, которое содержит неизвестное число ( запись намониторе )

Решить уравнение – значит найти неизвестное число, чтобы равенство стало верным. (запись на мониторе)

У. Молодцы! Ваша работа достойна похвалы. А сейчас проверьте себя, прочитав параграф на с.68

У. Какой сделаете вывод? Вам удалось выяснить, что такое уравнение.? ( Да )

У. Что такое уравнение? Расскажите своему соседу по парте.

У. Что значит решить уравнение?

6 Первичное закрепление.

1. 2 столбики выполняются с записью на доске.

3, 4 столбики выполняются самостоятельно, с последующей взаимопроверкой в парах.

7. Включение в систему знаний и повторений

У.О ком говорится в задаче? ( О Тане, маме и папе)

У. Что говорится о каждом? ( Тане 5 лет, маме – неизвестно, но на 19 лет больше, чем Тане. Папе – тоже неизвестно, сколько лет, но сказано, что ему столько лет. Сколько вместе Тане и маме)

У. Запишите условие кратко.

У. Сколько лет папе? Запишите программу решения.

М.-?, на 19 лет больше > П-?

8. Рефлексия учебной деятельности

У.Ребята, вспомните, какую цель мы ставили с вами в начале урока ( Узнать, что такое уравнение и научиться его решать)

У. Достигли мы этой цели? (Да)

У. Что такое уравнение?

Что значит решить уравнение?

У. Я благодарю вас за работу на уроке.

— Вы знаете, что скоро наступит самый волшебный праздник. Это Новый год.

Я предлагаю вам нарядить маленькую ёлочку.

— Если вам на уроке всё удалось, всё получалось выполнить без ошибок, то вы берёте красный шарик.

— Если что – то насовсем получилось, то – жёлтый.

— Если вы испытывали большие трудности в выполнении заданий, то берёте синий шарик.


источники:

http://urok.1sept.ru/articles/588574

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2020/03/24/urok-matematiki-vo-2-klasse-na-temu-uravneniya-umk-shkola