Урок алгебры в 7 классе по теме «Системы линейных уравнений с двумя переменными»
план-конспект урока по алгебре (7 класс)
Урок алгебры в 7 классе по теме «Системы линейных уравнений с двумя переменными». Технологическая карта урока и презентация к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока алгебры в 7 классе по теме «Системы линейных уравнений с двумя переменными» | 222.98 КБ |
Презентация к уроку алгебры в 7 классе по теме «Системы линейных уравнений с двумя переменными» | 229.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Учитель: Игнатьева Вера Аркадьевна, учитель математики высшей квалификационной категории МБОУ «Гимназия № 36» Авиастроительного района г. Казани
Автор (УМК): Алгебра: Учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений /Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова; Под ред. С.А. Теляковского. – 19-е изд – М.: Просвещение, 2018.
Тема урока: Системы линейных уравнений с двумя переменными (2 урока, первый урок)
Тип урока: Урок усвоения новых знаний
Цели урока: Способствовать формированию у обучающихся знаний по теме «Системы линейных уравнений с двумя переменными»
– Способствовать формированию у обучающихся знаний по теме » Системы линейных уравнений с двумя переменными»: понятия системы уравнений с двумя переменными, решения системы уравнений с двумя переменными, что значит решить систему уравнений с двумя переменными.
– Сформировать у обучающихся представление о системе линейных уравнений с двумя переменными как математическом аппарате решения практических задач.
— развитие устной и письменной речи обучающихся.
— формирование учебно-познавательного интереса к предмету посредством включения в материал урока задачи из художественного произведения.
Ресурсы: Компьютер; проектор, ноутбуки, документ-камера. Презентация в PowerPoint. УМК «Живая математика». А. П. Чехов. Толстый и тонкий. Рассказы. Карточки с текстом задачи из рассказа «Репетитор».
Содержание учебного материала
Форма организации учебной деятельности
Кто изучил науки, а к делу их не применил, словно тот, кто арык прорыл, а поле не засеял, или засеял, да урожаем не воспользовался.
Проверяет готовность обучающихся к уроку.
Создает эмоциональ-ный настрой на деятельность
Проверяют наличие средств обучения у себя на парте, настраиваются на работу
Р. – нацеливание на успешную деятельность.
Л. – выражение положительного отношения к процессу познания.
К. – формирование умения слушать и слышать
Презентация, слайды 2-4
1. Какое уравнение называется линейным уравнением с двумя переменными?
2. Что называется решением уравнения с двумя переменными?
3. Являются ли уравнения с двумя переменными линейными:
а) 2 x + 3 y = 5; в) 5 x – 4 y = 7;
б) x y = 6; г)
Побуждает к высказыванию своего мнения
Отвечают устно на вопросы
К. – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью,
– умение слушать, не перебивая
Постановка цели и задач урока
Презентация, слайды 5-7 Карточки с текстом задачи из рассказа «Репетитор».
В рассказе А.П. Чехова «Репетитор» имеется задача.
Задача . Купец купил 138 аршин черного и синего сукна за 540 руб. Спрашивается, сколько аршин купил он того и другого, если синее стоило 5 руб. за аршин, а черное 3 руб.?
– Знаете ли вы, что такое аршин? (Это старинная русская мера длины, равная 0,7112 м.)
Озвучивает тему и цель урока.
Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.
Отвечают на вопросы учителя
К. – умение слушать, не перебивая
Первичное усвоение новых знаний
Презентация, слайды 8-19, Карточки с текстом задачи из рассказа «Репетитор»
– О чем идет речь в задаче?
– Что в задаче известно?
– Что нужно в задаче найти?
Составим таблицу для занесения данных задачи.
– Как будет выглядеть наша таблица?
– Сколько неизвестных величин в задаче? (Две величины: количество черного и количество синего сукна)
– Как можно обозначить эти величины? (Количество черного сукна – x , количество синего сукна – y )
– Какой же будет стоимость каждого сукна?
– Какие уравнения можно составить?
Мы составили два уравнения с двумя переменными.
Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи?
Чтобы ответить на вопрос задачи, нужно найти такие значения переменных, которые обращают в верное равенство каждое из уравнений x + y = 138, 3 x + 5 y = 540, то есть нужно найти общее решение этих уравнений.
Говорят, что требуется решить систему уравнений .
Систему уравнений принято записывать с помощью фигурной скобки.
(1)
В рассказе дан ответ к задаче: 75 и 63.
– Как можно проверить, является ли пара чисел 75 и 63 решением данной системы уравнений с двумя переменными?
Если x = 75, y = 63, то x + y = 75 + 63 =138; 138 = 138.
Если x = 75, y = 63, то 3 x + 5 y = 3 . 75 +5 . 63 = 225 + 315 = 540; 540 =540.
Значит, пара значений переменных x = 75 и y = 63 является решение системы уравнений с двумя переменными.
– Что же называется решением системы уравнений с двумя переменными?
Определение . Решением системы уравнений с двумя переменными называется пара значений переменных, обращающая каждое уравнение системы в верное равенство.
– А что значит решить систему уравнений?
Решить систему уравнений – значит найти все ее решения или доказать, что решений нет.
Побуждает к высказыванию своего мнения.
Контролирует выполнение работы.
Проводит параллель с ранее изученным материалом.
Подводит обучающихся к выводу определения решения системы уравнений.
Организует проверку выполнения упражнения
Записывают краткую запись в виде таблицы, выполняют пошаговую проверку по слайдам 8-15 презентации.
Проверяют, является ли пара чисел 75 и 63 решением системы уравнений (2), проверка правильности решения – слайд 17 презентации
Высказывают свое мнение
П. – умение сравнивать объекты по существенным признакам,
– использование знаковосимво-лических средств.
– волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
Л. – выражение положительного отношения к процессу познания.
К. – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
Первичная проверка понимания
Презентация, слайд 20.
УМК «Живая математика».
Задание 1. Является ли пара чисел x =7, y = 5 решением системы уравнений
(2)
Как можно решить данную систему уравнений? – Построить график каждого уравнения и найти координаты точки их пересечения.
Задание 2. Решите графически систему уравнений (2) с помощью программы «Живая математика»
обсуждение способов решения. Организует проверку выполнения упражнения
Выполняют в тетрадях задание 1.
Работают на ноутбуках из модульного мобильного класса с программой «Живая математика», выполняя задание 2
П. – выполнение действий по алгоритму.
– волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
К. – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
Алгебра: Учебник для 7 кл. общео-бразователь-ных учреждений /Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова; Под ред. С.А. Теляковского
УМК «Живая математика».
№ 1056; № 1060 (б, г) – выполнить самопроверку с помощью УМК «Живая математика».
№ 1156. Является ли решением системы уравнений пара чисел:
а) x =3, y =1; б) x = 2, y = 2?
№ 1060. Решите графически систему уравнений:
б) г)
ФронтальнаяРабота в парах
Организует проверку выполнения упражнений
Выполняют в тетрадях задание № 1156 и № 1160 (б, г).
Работают в парах на ноутбуках из модульного мобильного класса с программой «Живая математика», проверяя решение задания № 1160 (б, г)
П. – выполнение действий по алгоритму.
Р. способность определить цель учебной деятельности,
– нацеливание на успешную деятельность,
Л. – выражение положительного отношения к процессу познания
К. – достижение договоренностей и согласование общего решения
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Алгебра: Учебник для 7 кл. общео-бразователь-ных учреждений /Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова; Под ред. С.А. Теляковского
Задание на дом по выбору:
1) п. 42, № 1058, № 1061 из учебника.
2) п. 42, № 1058(б), № 1061(б).
Задание. В рассказе «Репетитор» нет решения задачи, но говорится о том, что отец Пети решил задачу без знания алгебры. Попробуйте решить задачу известными вам способами.
Дает комментарий к домашнему заданию
Обучащиеся получают инструктаж по выполнению домашнего задания
П. – поиск и выделение необходимой информации.
Р. – нацеливание на успешную деятельность.
Л. – выражение положительного отношения к процессу познания
Рефлексия (подведение итогов занятия)
Задание: Оцените свою деятельность на уроке. Если вы все поняли – поставьте знак «+», если ничего не поняли – поставьте знак » –», если у вас остались какие-то вопросы — поставьте знак «?».
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке
Формулирова-ние конечного результата своей работы на уроке. Вычленение основных позиций изученного материала и оценка степени его усвоения
Р. –выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения
Л. – самооценка на основе критериев успешности
Урок алгебры в 7-м классе «Система линейных уравнений с двумя переменными»
Разделы: Математика
Цель: знакомство с определением системы линейных уравнений; с определением решения системы; с основными способами решения систем уравнений; развитие навыка применения аналогии при решении задач; воспитание эстетического восприятия математики посредством решения исторических задач.
Тип урока: урок погружения в тему.
Раздаточный материал: план – карты, с заполненным левым столбиком.
Ход урока.
1. Сообщение темы урока.
Тема нашего урока “Системы линейных уравнений с двумя переменными”. На этом уроке мы должны познакомиться с определением системы линейных уравнений, с примером построения модели задачи в виде системы на примере задачи из учебника И. Ньютона. Рассмотрим основные способы решения систем уравнений.
2. Входной контроль.
Вопросы для повторения.
- Определение линейного уравнения с двумя переменными.
- Решение линейного уравнения с двумя переменными.
- График линейного уравнения.
- Количество решений линейного уравнения.
Мини – тест.
- Из предложенных уравнений выберите линейное с двумя переменными
а) ах 2 + bx + c = 0; б) ax + by + c = 0; в) ax + b = 0
2) Выберите решение уравнения 5х + 3у – 19 = 0
а) (2; 3); б) (5; 6); в) (1; 2)
3) Выберите график линейного уравнения
5) Сколько решений имеет уравнение 3х + 2у – 16 = 0
а) 1; б) 3; в) много
Тест проверяется и выставляется оценка (взаимопроверка)
1 | 2 | 3 | 4 |
б | а | б | В |
3. Обобщение повторения и ответы на вопросы для повторения.
4. Изучение нового материала.
Исаак Ньютон сказал:
“Чтобы решить вопрос, относящийся к числам
или к отвлеченным отношениям величин,
нужно лишь перевести задачу с родного языка
на язык алгебраический”.
Предлагаю вам задачу из “Всеобщей арифметики” Ньютона: Лошадь и мул шли бок о бок с тяжелой поклажей на спине. Лошадь жаловалась на свою непомерно тяжелую ношу. “Чего же ты жалуешься? – отвечал ей мул. – Ведь если я возьму у тебя один мешок, ноша моя станет вдвое тяжелее твоей. А вот если бы ты сняла с моей спины один мешок, то твоя поклажа стала бы одинакова с моей”. Скажите же, мудрые математики, сколько мешков несла лошадь и сколько мул?
Нарисуем таблицу (на доске таблица, правый столбик заполнен, левый заполняется совместно с учащимися).
Родной язык | Язык алгебры |
Поклажа лошади | Х |
Поклажа мула | У |
Если я возьму у тебя один мешок | Х -1 |
Ноша моя | У + 1 |
А вот если ты снимешь с моей спины один мешок | У – 1 |
Твоя поклажа | Х + 1 |
Зная, что ноша моя станет тяжелее твоей, составим первое уравнение системы у + 1 = 2(х – 1); твоя поклажа стала бы одинакова с моей, составим второе уравнение у – 1 = х + 1.
Моделью данной ситуации стали два уравнения, имеющих одно и то же решение, такую модель называют системой линейных уравнений с двумя переменными.
Определение: Решением системы линейных уравнений с двумя переменными называется пара значений переменных, обращающая каждое уравнение в верное равенство.
Для решения системы линейных уравнений с двумя переменными существует несколько способов: графический, подстановки и сложения. Рассмотрим каждый из них.
Дети работают совместно с учителем, заполняя правый столбик в план – картах. На уроке можно использовать презентацию (приложение)
Заполненные план карты остаются у учеников для дальнейшего использования на уроках изучения данной темы.
5. Подведение итогов урока.
6. Домашнее задание.
Составить математическую модель одной или нескольких следующих задач:
1 Задача иранского ученого XVI века Бехаэддина: Разделить число 10 на 2 части, разность которых 5.
2. Задача Бхаскары: Некто сказал другу: “Дай мне 100 рупий и я буду богаче тебя вдвое”. Друг ответил: “Дай мне только 10 и я стану в 6 раз богаче тебя”. Сколько рупий было у каждого?
3.Задача из VII книги “Математика”: Имеется 9 слитков золота и 11 слитков серебра, их взвесили, вес как раз совпал. Переложили слиток золота и слиток серебра, золото стало легче на 13 ланов. Спрашивается, каков вес слитка золота и слитка серебра, каждого в отдельности?
4. Задача из книги “Математика в девяти книгах”: Сообща покупают курицу. Если каждый внесет по 9 (денежных единиц), то останется 11, если же каждый внесет по 6, то не хватит 16. Найти количество людей и стоимость курицы.
5. Задача из рассказа А.П.Чехова “Репетитор”: Купец купил 138 аршин черного и синего сукна за 540 рублей. Спрашивается, сколько аршин он купил того и другого, если синее сукно стоило 5 рублей за аршин, а черное 3 рубля?
6. Задача Ал – Хорезми: Найти два числа, зная, что их сумма равна 10, а отношение 4.
Урок алгебры в 7 классе «Системы уравнений»
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Анотация.docx
Урок алгебры в 7 классе по теме «Системы линейных уравнений с двумя неизвестными». (10 урок в теме) Обучение ведётся по учебнику А. Г. Мордковича «Алгебра 7 класс» в двух частях для общеобразовательных учреждений. Москва. Издательство «Мнемозина» 2007г.
Тип урока: урок закрепления и применения знаний, умений.
Формы работы учащихся: сочетание индивидуальной, коллективной, групповой, дифференцированной форм работы.
Выбранный для просмотра документ ОноприенкоЕВ.doc
Урок алгебры в 7 классе по теме «Системы линейных уравнений с двумя неизвестными». (10 урок в теме)
Обучение ведётся по учебнику А. Г. Мордковича «Алгебра 7 класс» в двух частях для общеобразовательных учреждений. Москва. Издательство «Мнемозина» 2007г.
формирование умения ясно, точно и грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, обосновывать суждения, приводить примеры;
формирование умения контролировать процесс и результат учебной деятельности;
формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками;
формирование ответственного отношения к учению;
формирование логического мышления, мыслительных способностей учащихся, умения действовать в нестандартной
формирование навыков восприятия зрительной и слуховой информации;
формирование умения строить логические суждения, делать выводы;
формирование способности адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи;
формирование общепользовательской компетентности в области использования ИКТ.
иметь представления об уравнениях как математическом аппарате решения разнообразных задач из матема тики, смежных областей знаний, практики;
овладеть понятиями «уравнение», по нимать смысл терминов «система уравнений», «решение системы уравнений», «совместная» и «несовместная система уравнений»; правильно употреблять термины «уравнение», «система», «корень уравнения», «решение си стемы»; понимать их в тексте, в речи учителя, понимать формулировку задания: «решить уравнение, систему»;
освоить основные приемы решения систем; уметь решать линейные системы уравнений с двумя переменными;
использовать для описания математических ситуаций графический и аналитический языки; применять геоме трические представления для решения и исследования систем;
понимать графическую интерпретацию решения систем уравнений;
уметь решать несложные текстовые задачи с помощью составления систем уравнений.
Тип урока: урок закрепления и применения знаний, умений.
Формы работы учащихся: сочетание индивидуальной, коллективной, групповой, дифференцированной форм работы.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, проекционный экран.
Структура и ход урока:
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
(с указанием действий с ЭОР)
1) Слайд 1 из презентации.
Приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку, проверка готовности помещения к уроку, организация внимания, раскрытие общей цели урока.
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.
Проверка домашнего задания.
1) Слайд 2, 3, 4 из презентации.
Демонстрирует слайды презентации с решёнными домашними заданиями.
1)Решите систему уравнений методом подстановки:
2)Решите систему уравнений методом алгебраического сложения:
3) Составьте уравнение прямой, проходящей через точки А(-2;3) и В(2;6).
Ответ.
Взаимопроверка с выставлением баллов в индивидуальный лист учёта (за каждое верное задание — по 1 баллу)
Актуализация знаний учащихся.
1) Слайд 5 из презентации.
Фронтальная работа с использованием мяча.
А знаете ли вы? Учитель задаёт вопросы и принимает ответы, в конце работы называет активных учеников и количество баллов, которые ученики заносят в индивидуальный лист учёта.
— Как вы можете объяснить понятие система линейных уравнений с двумя неизвестными?
— Что называется решением системы уравнений?
— Что значит решить систему?
— Сколько решений может иметь система линейных уравнений с двумя неизвестными?
— Какие способы решения систем вы знаете?
Отвечают на вопросы, исправляют ответы товарищей, дополняют, бросают мяч желающим ответить на следующий вопрос.
Закрепление знаний и умений учащихся.
1) Слайд 6 из презентации.
1) Слайд 7, 8 из презентации.
1) Слайд 9, 10 из презентации
1. Индивидуальная работа.
а) Предлагает индивидуальную работу с ЭОР по количеству АРМ (автоматизированных рабочих мест)
б) На доске записана система.
Вызывает 3 ученика. Они решают эту систему графическим способом, способом подстановки и способом сложения.
2. Одновременно с индивидуальной работой у доски идет фронтальная устная работа.
— Система линейных уравнений имеет единственное решение, если …
— Система уравнений не имеет решений, если …
— Система линейных уравнений имеет множество решений, если …
Ну-ка, покажи:
— Укажите номера систем, которые:
имеют множество решений;
имеют единственное решение.
— При каком значении b система имеет бесконечно много решений?
— При каком значении a система не имеет решений?
3. Одна голова хорошо, две – лучше! (Работа в парах с раздаточным материалом)
Учитель предлагает распределить карточки на три столбика в данной таблице: Система имеет единственное решение; Система не имеет решений; Система имеет бесконечное множество решений;
Система неопределённая; Система определённая; Система несовместная;
Коэффициенты при x и y не пропорциональны; Коэффициенты при x и y пропорциональны, а свободные члены не пропорциональны; Коэффициенты при x и y и свободные члены пропорциональны.
4.Одновременно с работой в паре учитель проверяет индивидуальную работу у доски.
— Как проверить правильность решения системы?
— На ваш взгляд, каким способом легче решается данная система?
— Когда нужно отдать предпочтение графическому способу решения системы уравнений? (Этот способ служит геометрической иллюстрацией наличия или отсутствия решения системы уравнений).
— Все эти способы решения систем уравнений знали люди давно. Точной даты не известно, но они имеются в книге Ньютона “Всеобщая арифметика”, которая была издана в 1707 году.
5. Демонстрирует слайды презентации для проверки работы в парах.
Индивидуальная работа в электронных информационных модулях, выставление баллов в индивидуальный лист учёта.
3 ученика работают у доски.
Отвечают на вопросы, исправляют ответы товарищей, дополняют.
Работают на магнитных досках, по просьбе учителя одновременно поднимают ответы, аргументируют свой выбор.
Распределяют и прикрепляют скрепками данные карточки по колонкам, данным в таблице, работая в паре.
http://urok.1sept.ru/articles/504989
http://infourok.ru/urok-algebri-v-klasse-sistemi-uravneniy-2012048.html