Алгебра. 9 класс
- • Изучить графический способ решения систем уравнения.
• Закрепить навыки построения графиков функций.
• Получить и закрепить навык анализа данных для нахождения решения системы уравнений по графику.
Изучение графического способа решения систем уравнений.
Укажите правильный ответ.
Что является решением системы уравнений с двумя переменными?
пара значений переменных, обращающая одно из уравнений в верное равенство
число, которое является решением одного из уравнений
пара значений переменных, обращающая каждое уравнение системы в верное равенство
пара чисел, одно из которых является решением первого уравнения, а второе – второго
Конспект урока «Графический способ решения систем уравнений»
Тема: «Графический способ решения систем уравнений»
Цели:
Образовательные:
Повторить определение функции, графика функции. Дать определение графика уравнения. Рассмотреть графический способ решения систем уравнений.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Графический способ решения систем уравнений»»
Дата__________ Урок № алгебра 9 класс
Тема: «Графический способ решения систем уравнений»
Повторить определение функции, графика функции. Дать определение графика уравнения. Рассмотреть графический способ решения систем уравнений.
Развивать внимание, логическое мышление, культуру графического построения.
Воспитывать интерес к предмету, чувство ответственности.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: доска, учебник, графики функций.
Проверка домашнего задания
Актуализация опорных знаний
1. Является ли пара чисел (–1; 3) решением системы уравнений:
2. На рисунке изображены графики функций у = 2х + 4 и у = –х + 1. Решите систему уравнений:
Изучение нового материала.
Цель нашего урока – решение систем уравнений графическим способом.
Графиком уравнения с двумя переменными называется множество точек координатной плоскости, координаты которых обращают уравнение в верное равенство.
Графики уравнений с двумя переменными весьма разнообразны.
2х + 3у = 6, — прямая
ху = 5, — гипербола
у = -х 2 + 2х +2 – парабола
х 2 + у 2 = 4 – окружность, центр (0;0), радиус – 2
– понятие системы уравнений;
– решение системы уравнений;
– способы решения систем линейных уравнений.
2. Показать учащимся, что в некоторых ситуациях необходимо уметь решать не только системы линейных уравнений, но и системы, в которых хотя бы одно из уравнений имеет вторую степень.
3. Продемонстрировать графический способ решения систем уравнений (пример из учебника).
IV. Формирование умений и навыков.
Задания лучше разбить на две группы. Первая группа подготавливает учащихся к применению графического способа решения систем уравнений. А во вторую группу будут входить задания на непосредственное решение систем уравнений графически.
2. На рисунке изображены графики функций у = –х 2 + 2 и у = . Решите систему уравнений:
3. Постройте график функции у = х 2 – 4. С помощью этого графика решите систему уравнений:
а) б)
В о п р о с ы у ч а щ и м с я:
– Что называется решением системы уравнений?
– В чем состоит суть графического способа решения системы уравнений?
– Сколько решений имели системы уравнений, которые были рассмотрены на этом уроке?
– Может ли система уравнений не иметь решений?
Домашнее задание: № 417, № 523 (а, г, е).
Разработка урока по алгебре на тему Графический метод решения систем уравнений (9 класс)
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ 9 кл. Графический метод решения систем.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Графический способ решения систем уравнений Учитель: Песоцкая Мария Анатольевна
Соотнесите формулу 1) а) прямая; 2) б) окружность; 3)в) гипербола; 4) г) парабола; 5) д) кубическая парабола; 6) е) окружность с центром в начале координат
Выразите у через х в уравнениях: а) 2х+у = 6 б) ху = 3 в) 2у – 4х 2=3
Решим систему уравнений Окружность с центром в (0;0) и радиусом 8. 2. Убывающая прямая.
Ответ: (0 ; — 8) и (- 8 ; 0) х у 0 х2+у2=64 у = — х — 8
Алгоритм решения системы графическим способом Выяснить какую линию задает каждое уравнение системы. Построить эти линии в одной системе координат. Определить координаты точек пересечения этих графиков. Выполнить проверку, если это возможно.
Задача практического содержания В России ежегодно умирают 500 000 мужчин. Несколько процентов из них умирают из-за болезней, связанных с курением. Сколько % мужчин умирают из-за курения?
а) (6 ; 7);б) (1 ; -7) Ответ: 42%
Математическая статистика. Каждая выкуренная сигарета уносит 6 мин жизни. 75% тех, кто начал курить, становятся зависимыми от курения людьми. до 95% заболевших раком умирают в течение 5 лет. 90% рака легких наблюдается у курильщиков.
№ 420 1 вариант – а; 2 вариант – б. Решение: а) б)нет решений
Домашнее задание П. 18, № 416, № 422
Спасибо за внимание!
Выбранный для просмотра документ 9 класс Графический способ решения систем.docx
Тема урока: Графический способ решения систем уравнений второй степени с двумя переменными.
Цели урока: Образовательные: формировать умение решать системы уравнений графически, в которых хотя бы одно уравнение второй степени, привлекая известные учащимся графики.
Развивающие: развивать познавательный интерес к математике за счет решения задач, содержащих жизненно необходимые знания.
Воспитательные: прививать интерес учащихся к здоровому образу жизни посредством решения математических задач о здоровье.
Оборудование : компьютер, проектор, раздаточный материал
Математика много дает для умственного развития человека — заставляет думать, соображать, искать простые и красивые решения, помогает развивать логическое мышление, умение правильно и последовательно рассуждать, тренирует память, внимание, закаляет характер. Надеюсь, что сегодня вы все будете работать с большим желанием узнать, что-то новое и в тоже время закрепить свои прошлые знания. Ведь как гласит народная мудрость: «Была бы охота — заладится всякая работа».
Слайд 1. Посмотрите внимательно на экран. Что изображено на слайде? (графики двух функций)
Сколько общих точек имеют эти графики? (две)
Укажите их координаты. (-0,5; 1) и (1,6 ; 5)
Зная уравнения двух функций, как можно найти координаты точек их пересечения ? (Решив систему уравнений)
Молодцы! Какие способы решения систем уравнений вы знаете? (сложения, подстановки, графический)
Посмотрите еще раз внимательно на слайд и скажите, как вы думаете, какая будет тема урока сегодня? (Графический способ решения систем уравнений)
Слайд 2. Правильно, сегодня мы будем заниматься графическим методом решения систем уравнений с двумя переменными.
Системы уравнений широко представлены в экзаменационном материале за курс основной школы, как в заданиях обязательного уровня, так и в заданиях второй части.
Усвоение вами способов решения систем уравнений, поможет вам справиться с 1-2 экзаменационными заданиями из каждого предложенного варианта.
1. Соотнесите формулу:
5) д) кубическую параболу;
6) е) окружность с центром в начале координат
2. Выразите у через х в следующих уравнениях:
Вы уже решали системы уравнений с двумя переменными, но сегодня на уроке мы будем решать системы уравнений, в которые входят, как уравнения первой степени, так и второй. Для начала давайте кое-что вспомним.
Что называется решением системы уравнений? (пара чисел, обращающая каждое уравнение системы в верное числовое равенство)
Что значит решить систему уравнений? (найти все ее решения или установить, что их нет)
В чем заключается графический способ решения систем? (В построении графиков уравнений системы и отыскании координат точек их пересечения)
Рассмотрим графический способ решения системы уравнений на следующем примере:
Какую линию задает первое уравнение? (окружность с центром в точке (0;0) и радиусом 8)
Какую линию задает второе уравнение? (прямую)
Построим графики этих уравнений в одной системе координат.
Назовите координаты точек пересечения этих функций?
Итак, мы нашли решение данной системы уравнений графическим методом.
Как вы думаете, в чем его преимущество? (Минимум вычислений, быстро находим корни и др.)
Какой у него недостаток? (не всегда можно точно определить координаты точек)
Слайд 7. Ребята, давайте повторим алгоритм решения системы уравнений графическим методом.
Выяснить какую линию задает каждое уравнение системы.
Построить эти линии в одной системе координат (иногда для построения необходимо выразить переменную у через х ).
Определить координаты точек пересечения этих графиков.
Слайд 8. Кинезиологические упражнения с помощью движений глаз.
(прямоугольник, восьмерка, спираль) каждое по три раза.
Упражнение «РАССЛАБЛЕНИЕ ГЛАЗ» Сядьте поудобней.
Соедините ладони так, чтобы кончики пальцев были направлены вверх, и теперь сильно потрите ладони друг о друга, пока они не станут совсем тёплыми.
Теперь положите правую ладонь чуть наклонно на правый глаз, а левую ладонь — на левый глаз так, чтобы пальцы обеих рук скрещивались на лбу. Ладони прикрывают глаза лодочкой, чтобы была возможность спокойно моргать, но свет ни в коем случае не должен проникать в глаза!
Обопритесь локтями на стол. Следите за тем, чтобы вам по-прежнему было удобно, а затылок был полностью расслаблен.
Теперь, когда ваши глаза ощущают тепло ладоней, пошлите им ещё и свою улыбку и почувствуйте, как они при этом расслабляются.
Внимательно следите за своим дыханием, пусть оно будет свободным и непринужденным, и представьте себе, что с каждым вдохом ваши глаза впитывают тепло и покой, а с каждым выдохом — сбрасывают напряжение.
Когда закончите упражнение и отнимете ладони от глаз, некоторое время подержите глаза закрытыми. Пусть свет проникает в них через закрытые веки, и только затем, часто моргая, откройте глаза.
Теперь внимательно посмотрите вокруг. Быть может, сейчас вы видите ярче и чётче, чем прежде!
Хочу предложить вашему вниманию жизненную задачу.
В России ежегодно умирают 500000 мужчин. Несколько процентов из них умирают из-за болезней, связанных с курением. Сколько % мужчин умирают из-за курения? Для ответа на вопрос задачи выполните задание:
Какая из предложенных пар чисел является решением системы уравнений? Найдите произведение ее абсциссы и ординаты.
Ребята, я хочу привести вам небольшую математическую статистику, для того чтобы каждый из вас сделал выводы о вреде курения.
Каждая выкуренная сигарета уносит 6 мин жизни.
75% тех, кто начал курить, становятся зависимыми от курения людьми.
до 95% заболевших раком умирают в течение 5 лет.
90% рака легких наблюдается у курильщиков.
Надеюсь, вы сделаете правильные выводы.
Решить № 418.(Работа у доски)
(система координат заранее начерчена на доске)
Какую линию задает первое уравнение системы? (Окружность)
А второе? (параболу)
Построим эти лини в одной системе координат.
Сколько общих точек имеют графики? (3)
Определяем их координаты? (0 ; -10), (6 ; 8), (-6 ; 8)
№ 420 (самостоятельно (а – 1в; б – 2в))
Ответ: а) (-3,6 ; 2), (2; -3,6); б) нет решений.
Сверьте свои ответы с ответами на экране и самостоятельно оцените свою работу.
Итак, ребята, сегодня на уроке мы с вами начали изучать новую тему. Как она звучит?
Что нового вы узнали?
Какие выводы каждый из вас сделал сегодня?
Постановка домашнего задания. П. 18, № 416, № 422
Анкета (нужное подчеркнуть)
Составление синквейна с примерами
Опубликовано в Рубрике: Интересное | Автор: Lewe
Если вы еще не знаете что такое cинквейн, то я вам сейчас объясню.
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.
Пример синквейна на тему форумов:
Форум (существительное, выражающее главную тему)
Шумный, интересный (два прилагательных, выражающих главную мысль)
Развлекает, развивает, веселит (три глагола, описывающие действия в рамках темы)
Хорошее место для знакомств (фраза, несущая определенный смысл)
Общение (заключение в форме существительного)
Пример синквейна на тему любви:
Приходит, окрыляет, убегает.
Удержать ее умеют единицы.
Пример синквейна на тему жизни:
Воспитывает, развивает, учит.
Дает возможность реализовать себя.
Краткое описание документа:
Тема урока: Графический способ решения систем уравнений второй степени с двумя переменными.
Цели урока: Образовательные: формировать умение решать системы уравнений графически, в которых хотя бы одно уравнение второй степени, привлекая известные учащимся графики.
Развивающие: развивать познавательный интерес к математике за счет решения задач, содержащих жизненно необходимые знания.
Воспитательные: прививать интерес учащихся к здоровому образу жизни посредством решения математических задач о здоровье.
Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал
Ход урока
- Орг. Момент.
- Повторение изученного
- Изучение нового материала
- Физминутка
- Закрепление изученного
- Итоги.
- Постановка домашнего задания. П. 18, № 416, № 422
- Рефлексия.
Математика много дает для умственного развития человека — заставляет думать, соображать, искать простые и красивые решения, помогает развивать логическое мышление, умение правильно и последовательно рассуждать, тренирует память, внимание, закаляет характер. Надеюсь, что сегодня вы все будете работать с большим желанием узнать, что-то новое и в тоже время закрепить свои прошлые знания. Ведь как гласит народная мудрость: «Была бы охота — заладится всякая работа».
Слайд 1. Посмотрите внимательно на экран. Что изображено на слайде? (графики двух функций)
Сколько общих точек имеют эти графики? (две)
Укажите их координаты. (-0,5; 1) и (1,6 ; 5)
Зная уравнения двух функций, как можно найти координаты точек их пересечения ? (Решив систему уравнений)
Молодцы! Какие способы решения систем уравнений вы знаете? (сложения, подстановки, графический)
Посмотрите еще раз внимательно на слайд и скажите, как вы думаете, какая будет тема урока сегодня? (Графический способ решения систем уравнений)
Слайд 2. Правильно, сегодня мы будем заниматься графическим методом решения систем уравнений с двумя переменными.
Системы уравнений широко представлены в экзаменационном материале за курс основной школы, как в заданиях обязательного уровня, так и в заданиях второй части.
Усвоение вами способов решения систем уравнений, поможет вам справиться с 1-2 экзаменационными заданиями из каждого предложенного варианта.
Слайд 3. Поработаем устно.
1. Соотнесите формулу:
5) д) кубическую параболу;
6) е) окружность с центром в начале координат
2. Выразите у через х в следующих уравнениях:
Вы уже решали системы уравнений с двумя переменными, но сегодня на уроке мы будем решать системы уравнений, в которые входят, как уравнения первой степени, так и второй. Для начала давайте кое-что вспомним.
Что называется решением системы уравнений?(пара чисел, обращающая каждое уравнение системы в верное числовое равенство)
Что значит решить систему уравнений? (найти все ее решения или установить, что их нет)
В чем заключается графический способ решения систем? (В построении графиков уравнений системы и отыскании координат точек их пересечения)
1)Рассмотрим графический способ решения системы уравнений на следующем примере:
Какую линию задает первое уравнение? (окружность с центром в точке (0;0) и радиусом 8)
Какую линию задает второе уравнение? (прямую)
Построим графики этих уравнений в одной системе координат.
Назовите координаты точек пересечения этих функций?
Итак, мы нашли решение данной системы уравнений графическим методом.
Как вы думаете, в чем его преимущество? (Минимум вычислений, быстро находим корни и др.)
Какой у него недостаток? (не всегда можно точно определить координаты точек)
Слайд 7. Ребята, давайте повторим алгоритм решения системы уравнений графическим методом.
- Выяснить какую линию задает каждое уравнение системы.
- Построить эти линии в одной системе координат (иногда для построения необходимо выразить переменную у через х).
- Определить координаты точек пересечения этих графиков.
Слайд 8. Кинезиологические упражнения с помощью движений глаз.
(прямоугольник, восьмерка, спираль) каждое по три раза.
Упражнение «РАССЛАБЛЕНИЕ ГЛАЗ» Сядьте поудобней.
Соедините ладони так, чтобы кончики пальцев были направлены вверх, и теперь сильно потрите ладони друг о друга, пока они не станут совсем тёплыми.
Теперь положите правую ладонь чуть наклонно на правый глаз, а левую ладонь — на левый глаз так, чтобы пальцы обеих рук скрещивались на лбу. Ладони прикрывают глаза лодочкой, чтобы была возможность спокойно моргать, но свет ни в коем случае не должен проникать в глаза!
Обопритесь локтями на стол. Следите за тем, чтобы вам по-прежнему было удобно, а затылок был полностью расслаблен.
Теперь, когда ваши глаза ощущают тепло ладоней, пошлите им ещё и свою улыбку и почувствуйте, как они при этом расслабляются.
Внимательно следите за своим дыханием, пусть оно будет свободным и непринужденным, и представьте себе, что с каждым вдохом ваши глаза впитывают тепло и покой, а с каждым выдохом — сбрасывают напряжение.
Когда закончите упражнение и отнимете ладони от глаз, некоторое время подержите глаза закрытыми. Пусть свет проникает в них через закрытые веки, и только затем, часто моргая, откройте глаза.
Теперь внимательно посмотрите вокруг. Быть может, сейчас вы видите ярче и чётче, чем прежде!
Хочу предложить вашему вниманию жизненную задачу.
- В России ежегодно умирают 500000 мужчин. Несколько процентов из них умирают из-за болезней, связанных с курением. Сколько % мужчин умирают из-за курения? Для ответа на вопрос задачи выполните задание:
- Решить № 418.(Работа у доски)
- № 420 (самостоятельно (а – 1в; б – 2в))
Слайд 10.
Какая из предложенных пар чисел является решением системы уравнений? Найдите произведение ее абсциссы и ординаты.
Ребята, я хочу привести вам небольшую математическую статистику, для того чтобы каждый из вас сделал выводы о вреде курения.
Математическая статистика.
Каждая выкуренная сигарета уносит 6 мин жизни.
75% тех, кто начал курить, становятся зависимыми от курения людьми.
до 95% заболевших раком умирают в течение 5 лет.
90% рака легких наблюдается у курильщиков.
Надеюсь, вы сделаете правильные выводы.
(система координат заранее начерчена на доске)
Какую линию задает первое уравнение системы? (Окружность)
А второе? (параболу)
Построим эти лини в одной системе координат.
Сколько общих точек имеют графики? (3)
Определяем их координаты? (0 ; -10), (6 ; 8), (-6 ; 8)
Ответ: а) (-3,6 ; 2), (2; -3,6); б) нет решений.
Сверьте свои ответы с ответами на экране и самостоятельно оцените свою работу.
Итак, ребята, сегодня на уроке мы с вами начали изучать новую тему. Как она звучит?
http://multiurok.ru/files/konspekt-uroka-graficheskii-sposob-resheniia-siste.html
http://infourok.ru/razrabotka-uroka-po-algebre-na-temu-graficheskiy-metod-resheniya-sistem-uravneniy-klass-3207942.html