Урок химические уравнения 8 класс фгос

Методическая разработка урока химии в 8 классе «Химические уравнения»
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Методическая разработка урока химии в 8 классе «Химические уравнения»

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_himicheskie_uravneniya_8_kl.docx54.6 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-исследование «Химические уравнения» в 8 классе.

Образовательная: познакомить обучающихся с понятием «химическое уравнение», научить составлять уравнения реакций, расставлять коэффициенты, закрепить навыки составления формул по степени окисления химических элементов .
Развивающая: вызвать интерес к предмету, выработать умение логически рассуждать, грамотно выражать свои мысли.
Воспитательная: развивать умение работать коллективно, оценивать ответы своих товарищей.

3.Оборудование — интерактивная доска , ПК, мультимедиапроектор, реактивы: медный купорос, гидроксид натрия, пробирки, информационный учебный модуль «Уравнения химических реакций» (ЭОР).

ХОД ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА
1. Вводное слово
Добрый день! Рада видеть вас на необычном уроке. Надеюсь, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнемся друг другу, нашим гостям, настроимся на поиск и творчество и начнем урок.
Все многообразие химических веществ возникло благодаря процессам, называемым химические реакции. Они – подлинная душа химии, ее главное содержание. Невозможно даже приблизительно подсчитать, сколько химических реакций происходит в мире, скажем, в течение всего лишь одной секунды. Мы говорим, думаем, радуемся, печалимся – и за всем этим скрываются миллионы химических реакций.

Представьте себе, что вы – исследователи, которым необходимо ответить на один-единственный вопрос: что такое химическое уравнение?
В нашу исследовательскую лабораторию пришел заказ изучить и создать общее представление о химическом уравнении. Используя знания, мы сегодня будем составлять уравнения химических реакций, раскрывая проблему «Является ли закон сохранения массы веществ основой для составления уравнений химических реакций»

На столах у вас рабочие листы , в них вы будете вносить результаты своих исследований, выполняя задания. Но прежде давайте проверим, с каким настроением вы пришли на урок.

В начале рабочего листа у вас имеется табличка с шестью лицами – шкала для определения эмоционального состояния (рис.). Поставьте галочку под той рожицей, чье выражение отражает ваше настроение.

Было бы замечательно, если бы к концу урока каждому удалось переместить галочку хотя бы на одну клеточку влево.

2.Фронтальная беседа
Невозможно проводить исследования без теоретических знаний.
1. Kакие явления называют химическими?
( Химическими явлениями называют такие явления, при которых из одних веществ образуются другие, новые.)
2. Чем химические явления отличаются от физических?
( При физических явлениях происходит изменение агрегатного состояния, формы, размера частиц, но не меняется состав веществ, а при химических явлениях происходит превращение одних веществ в другие.)
3. Kогда вещества вступают во взаимодействие друг с другом, они обычно дают знать об этом. Назовите признаки, по которым мы можем определить, что произошла химическая реакция ( изменение цвета; выделение газа; появление или исчезновение запаха; выпадение или исчезновение осадка; выделение света; выделение или поглощение теплоты).
4. С каким химическим законом мы познакомились с вами на предыдущем уроке? (закон сохранения массы веществ) .

5 . Кто открыл данный закон? (М.В. Ломоносов )

6. Кто позднее подтвердил его? (Лавуазье Антуан Лоран)

7. Сформулируйте этот закон. (Масса веществ, вступивших в химическую реакцию, равна массе веществ, получившихся в результате ее).

Демонстрация 1 слайда учебного модуля.
Ребята, именно этот закон нам поможет составлять химические уравнения.
А что вам известно об уравнении вообще? На каких предметах вы встречались с уравнениями? (Учащиеся говорят, что используют уравнения на математике и физике.)
Мы привыкли считать, что уравнение-это математический пример, где есть неизвестное, и это неизвестное нужно вычислить. Что такое, по-вашему, химическое уравнение? (Версии учащихся.) А вот в химических уравнениях обычно ничего неизвестного не бывает: в них просто записывается все формулами: какие вещества вступают в реакцию и какие получаются в ходе этой реакции.

Давайте обратимся к учебнику и найдем определение «химическое уравнение» (стр. 141 учебника) и выпишем его в рабочий лист.

Химическими формулами мы записываем реагенты и продукты химической реакции, а математическими знаками — индексы и коэффициенты. (Индексы показывают число атомов в молекуле, коэффициенты — число молекул.)

А теперь давайте сформулируем правила составления химических уравнений. Для этого выполним следующее задание: используя текст учебника (стр. 141), допишите предложения:

1.В левой части уравнения записываем формулы ______________________ веществ, их соединяют знаком «___________».

2.В правой части уравнения записывают формулы ____________________ веществ, их также соединяют знаком «___________».

3.Все формулы составляются в соответствии со степенью окисления.

4. Между частями уравнения ставим ___________.

5.Чтобы число атомов одинаковых элементов в левой и правой частях уравнения было равным, нужно найти _____________ — числа, стоящие перед формулами веществ.

3.Составление учителем на доске химического уравнения образования воды из водорода и кислорода (с использованием рисунков молекул).

водород + кислород = вода

прост. в-во прост. в-во сл. в-во

2Н 2 + О 2 = 2Н 2 О

4.Демонстрация интерактивного опыта горения фосфора (2 слайд учебного модуля)

А теперь давайте попробуем записать уравнение химической реакции согласно правилам составления химических уравнений

С точки зрения массы веществ, уравнение реакции соединения фосфора и кислорода понимается следующим образом

Фосфор + кислород → оксид фосфора(V )

Всегда нужно помнить, что при составлении уравнений реакций ни один атом не должен потеряться или неожиданно появиться.

Но в химии слова отражаются химическими знаками. Запишите это уравнение химическими символами. Чтобы правильно записать формулу оксида, вспомним, какую степень окисления проявляет кислород в оксидах (-2), а фосфор в данном случае имеет степень окисления (+5)

Р + О 2 → Р +5 О -2

Найдем НОК. Оно равно 10. Найдем индексы : у фосфора он равен 2, у кислорода — 5.

Р + О 2 → Р +5 2 О -2 5

Давайте посмотрим, сколько атомов кислорода у нас в правой и левой части. Но следуя закону сохранения массы веществ, мы должны расставить коэффициенты перед кислородом, чтобы число атомов слева и справа было равно 10.

Р +5О 2 → 2Р +5 2 О -2 5

Теперь получаем, что в правой части у нас 4 атома фосфора, следовательно в левой части ставим коэффициент 4.

4Р +5О 2 → 2Р +5 2 О -2 5

Еще раз пересчитаем все атомы до реакции и после нее. Ставим равно.

4Р +5О 2 = 2Р +5 2 О -2 5

Учитель. Вы хорошо потрудились и , наверное, устали. Я предлагаю вам расслабиться, закрыть глаза и вспомнить какие-либо приятные моменты жизни. У каждого из вас они разные. Теперь откройте глаза и сделайте круговые движения ими сначала по часовой стрелке, затем – против. Теперь интенсивно подвигайте глазами по горизонтали: направо-налево,и вертикали: вверх –вниз.

А сейчас активизируем мыслительную деятельность и помассируем мочки ушей.

Учитель. Рассмотрим еще один пример.

Теперь вы проведёте лабораторный опыт. Я напоминаю вам правила по охране труда.

Задание: В чистую пробирку осторожно налейте 2мл щелочи NaOH (высота столбика жидкости не должна превышать 2см), затем добавьте несколько капелек медного купороса (CuSO 4 ). Что вы наблюдаете? (Образуется голубой осадок). В ваших рабочих листах уже записана схема:

гидроксид натрия + сульфат меди = гидроксид меди (II) + сульфат натрия

Давайте вместе с вами попробуем записать химическое уравнение данной реакции. В ваших рабочих листах уже записана схема.

NaOH + CuSO 4 = CuOH + NaSO 4

Для того чтобы правильно составить формулы реагентов и продуктов реакции, воспользуемся официальной подсказкой , таблицей растворимости.

Получаем: NaOH + CuSO 4 = Cu(OH) 2 + Na 2 SO 4

Расставим коэффициенты. В реакцию вступает 1 атом натрия, образуется два атома натрия. Следовательно, перед формулой гидроксида натрия ставим коэффициент 2. Тем самым мы получим равное число гидроксид — ионов.

2NaOH + CuSO 4 = Cu(OH) 2 + Na 2 SO 4

Проверяем число атомов каждого элемента в правой и левой частях уравнения, последним считаем кислород. Теперь прочитайте.

Учитель. Теперь давайте обобщим все сказанное ранее и познакомимся с алгоритмом расстановки коэффициентов в уравнениях химических реакций.

  1. Подсчитать количество атомов каждого элемента в правой и левой части уравнения химической реакции.
  2. Определить, у какого элемента количество атомов меняется, найти НОК.
  3. Разделить НОК на индексы – получить коэффициенты. Поставить их перед формулами.
  4. Пересчитать количество атомов, при необходимости действие повторить.
  5. Последним проверить количество атомов кислорода.

Учитель. Продолжаем работу.

В рабочих листах о выполним задание . Работать вы будете в парах. Вам необходимо расставить коэффициенты в уравнениях химических реакций. На выполнение задания дается 3минуты.

  • P + Cl 2 →PCl 5
  • Na + S → Na 2 S
  • HCl + Mg →MgCl 2 + H 2

Учитель. Проверим выполнение задания (учитель опрашивает и выводит на слайд правильные ответы). За каждый правильно поставленный коэффициент – 1 балл.

С заданием вы справились. Молодцы!

Учитель. Теперь давайте вернемся к нашей проблеме.

Ребята, как вы считаете, является ли закон сохранения массы веществ основой для составления уравнений химических реакций.

Обучающиеся . Да, в ходе урока мы доказали, что закон сохранения массы веществ – основа для составления уравнений химических реакций.

Учитель. Все основные вопросы мы изучили. Теперь выполним небольшой тест, который позволит увидеть, как вы освоили тему. Вы должны на него отвечать только «да» или «нет». На работу дается 3 минуты.

  1. В реакции Ca + Cl 2 → CaCl 2 коэффициенты не нужны. (Да)
  2. В реакции Zn + HCl → ZnCl 2 + H 2 коэффициент у цинка 2. (Нет)
  3. В реакции Ca + O 2 → CaO коэффициент у оксида кальция 2. (Да)
  4. В реакции CH 4 → C + H 2 коэффициенты не нужны. (Нет)
  5. В реакции CuO + H 2 → Cu + H 2 O коэффициент у меди 2. (Нет)
  6. В реакции C + O 2 → CO коэффициент 2 надо поставить и у оксида углерода (II) , и у углерода. (Да)
  7. В реакции CuCl 2 + Fe → Cu + FeCl 2 коэффициенты не нужны. (Да)

Учитель . Проверим выполнение работы. За каждый правильный ответ – 1 балл. Учитель. Вы выполнили все задания. Сдайте мне оценочные листы для выставления вашей оценки в журнал. Давайте вернемся к шкале настроения.

Учитель. Наш урок подошел к концу, в ходе которого мы смогли доказать, что закон сохранения массы веществ является основой для составления уравнений реакций, и научились составлять уравнения химических реакций. И, как финальная точка, запишите домашнее задание: стр. 141 — 145, упр.2,3 (стр.145)

Урок химии в 8-м классе по теме «Химические уравнения»

Просмотр содержимого документа
«Урок химии в 8-м классе по теме «Химические уравнения»»

Урок химии в 8-м классе по теме «Химические уравнения»

Цель: научить учащихся составлять химические уравнения. Научить их уравнивать с помощью коэффициентов на основе знания закона сохранения массы вещества М.В. Ломоносова.

продолжить изучение физических и химических явлений с введением понятия «химическая реакция»,

ввести понятие «химическое уравнение»;

научить учащихся составлять химические уравнения, уравнивать уравнения с помощью коэффициентов.

продолжить развивать творческий потенциал личности учащихся через создание ситуации проблемного обучения, наблюдения, проведения опытов химических реакций.

воспитать умение работать в команде, группе.

Оборудование: табличный материал, справочники, алгоритмы, набор заданий.

Д/О: «Горение бенгальских огней»:, спички, сухое горючее, железный лист/ ТБ при работе с огнём.

I. Организационный момент

Определение цели урока.

Начнём мы наш урок с химической разминки
1-е задание:
прочитать формулы из дидактического материала, который находится у вас на партах:

Вводное слово
Все многообразие химических веществ возникло благодаря процессам, называемым химические реакции. Они – подлинная душа химии, ее главное содержание. Невозможно даже приблизительно подсчитать, сколько химических реакций происходит в мире, скажем, в течение всего лишь одной секунды. Мы говорим, думаем, радуемся, печалимся – и за всем этим скрываются миллионы химических реакций.

На этом уроке нам необходимо ответить на один-единственный вопрос: что такое химическое уравнение?

Фронтальная беседа
1. Kакие явления называют химическими?
( Химическими явлениями называют такие явления, при которых из одних веществ образуются другие, новые.)
2. Чем химические явления отличаются от физических?
( При физических явлениях происходит изменение агрегатного состояния, формы, размера частиц, но не меняется состав веществ, а при химических явлениях)
3. Kогда вещества вступают во взаимодействие друг с другом, они обычно дают знать об этом. Назовите признаки, по которым мы можем определить, что произошла химическая реакция.
изменение цвета;выделение газа; появление или исчезновение запаха ;выпадение или исчезновение осадка; выделение света; выделение или поглощение теплоты
А что вам известно об уравнении вообще? На каких предметах вы встречались с уравнениями?

(Учащиеся говорят, что используют уравнения на математике и физике.)
Уравнение – это математическое равенство с одной или несколькими неизвестными величинами. Что такое, по-вашему, химическое уравнение? (Версии учащихся.)
3.Демонстрационный опыт.
III. Д/О «Горение бенгальских огней»

1. Что происходит с магнием, который составляет основу бенгальского огня ?
2. Что явилось основной причиной такого явления?
3. К какому типу относится данная химическая реакция?
4. Попробуйте схематично изобразить химическую реакцию, которую вы наблюдали в этом опыте.

– Предлагаю попробовать составить схему данной реакции:

Mg + воздух = другое вещество

– Как мы узнали, что получилось другое вещество? (По признакам химической реакции: изменение окраски, появление запаха.)
– Какой газ находится в воздухе, который поддерживает горение? (Кислород – О)

Химическое уравнениеэто условная запись хода химической реакции с помощью формул и коэффициентов.

IV. Новый материал

Химическую реакцию можно записывать с помощью химического уравнения.
Можно вспомнить понятия «уравнение», которое дается в математике.

В чем суть самого уравнения? Что-то уравнивают, какие-то части.
Попробуем дать определение «химического уравнения», можно смотреть на схему и попытаться дать определение:

Химическое уравнение – это условная запись химической реакции с помощь химических знаков, формул и коэффициентов.
Химические уравнения записываются на основе Закона сохранения массы вещества, открытого М.В.Ломоносовым в 1756 году, который гласит (учебник стр. 160): «Масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе веществ, получившихся в результате её».
– Надо научиться уравнивать химические уравнения с помощью коэффициентов.
– Для того чтобы хорошо научиться составлять химические уравнения, нам необходимо вспомнить:
– Что такое коэффициент?
– Что такое индекс?

1. Химический элемент – это определенный вид атомов.
2. Валентность-это свойство атомов оттягивать на себя общие электронные пары.
3. Простыми называют вещества, состоящие из атомов одного элемента.
4. Индекс – это число, показывающее количество взятых частиц (атомов или молекул) вещества.
5. Массовая доля элемента показывает, какую часть (долю) составляет масса данного элемента от всей массы вещества
Не забываем алгоритм «Составление химических формул».

Предлагаю пошаговый алгоритм составления химического уравнения:

V. Составления химического уравнения

1. Записываю в левой части уравнение вступающие в реакцию вещества: Al + O2

2. Ставлю знак «=» и записываю образующиеся вещества в правой части уравнения – продукты реакции: Al + O2 = Al2O3

3. Уравнивать начинаю с того химического элемента, которого больше или с кислорода, затем составляю конструкцию:

вступило кислорода «2», а получилось «3», их число не равно.

4. Ищу НОК (наименьшее общее кратное) двух цифр «2» и «3» – это «6»

5. Делю НОК «6» на число «2» и «3»и выставляю в качестве коэффициентов перед формулами.

6. Начинаю уравнивать следующие химические элементы – Al, рассуждаю так же. Вступило Al «1», а получилось «4», ищу НОК

Коэффициент «1» в уравнениях не пишется, но учитывается при составлении уравнения.

7. Читаю всю запись химического уравнения.

Такое долгое рассуждение позволяет быстро научиться уравнивать в химических уравнениях, учитывая, что правильное составление уравнений реакций для химии имеет большое значение: решение задач, написание химических реакций.

4 Опыт.
Прокаливание медной проволоки

Теперь вы проведёте опыт. Я напоминаю вам правила по ТБ.
Задание: внесите в пламя спиртовки медную проволоку. Что вы наблюдаете?
( на проволоке появляется налёт чёрного цвета — это оксид меди(II))
Выразим этот процесс химическим уравнением, для этого — обозначим медную проволоку знаком Cu, кислород воздуха – О2 и будем соблюдать следующий

VI. Задание на закрепление

Фосфор + кислород = оксид фосфора (V)
Серная кислота + алюминий = сульфат алюминия + водород
Вода = водород + кислород

– Работает на доске один сильный ученик.

– Расставить коэффициенты в уравнениях химических реакций.

Химические уравнения отличаются по типам, но это мы рассмотрим на следующем уроке.

VII. Подведение итогов урока

Вывод. Выставление оценок.

VIII. Домашнее задание: § 28, упр. 2, с. 166, упр 3 (а,б).

План- конспект урока «Химические уравнения»( 8 класс)

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

«Актуальность создания школьных служб примирения/медиации в образовательных организациях»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема: Химические уравнения

Цель: повторить и расширить знания о химических реак­циях; сформировать понятие о химическом уравне­нии как об условном изображении химической реакции; пояснить правила составления уравнений химических реакций, подбора коэффициентов на ос­новании закона сохранения массы вещества; стимулировать познавательную деятельность учащихся через дидактические игры, настроить их на использование имеющихся знаний для изучения нового материала.

Мотивация: Что такое химические уравнения и зачем они нужны?

Оборудование и реактивы: Периодическая система химических элементов

Д. И. Менделеева; карточки.

Тип урока: усвоение новых знаний

Формы проведения: химическая разминка, работа в парах, работа с учебником,

Подготовка класса к уроку.

Актуализация опорных знаний

1. Что изучает химия? (Вещество.)

2. Что такое вещество? (Это определенный вид материи, то, из чего состоит тело).

3. Как мы выражаем состав вещества? (С помощью химических формул).

4. Как составить химическую формулу? Что для этого необходимо знать?

(Химические знаки элементов, валентность.)

Угадай химический элемент (работа с карточками)

H, O, S, Fe, Cu, Al, Na, Cl.

Название химического элемента,

Название простого вещества

Относительная атомная масса

Выигрышный путь – простые вещества

Какие вещества называются простыми, какие – сложными?

Выигрышный путь – химические явления

Какие явления называются физическими, какие – химическими?

Перечислите признаки химических реакций.

Работа с текстом:

«При взаимодействии водорода Н2 и кислорода О2 образуется вода Н2О»

«При горении (взаимодействии с кислородом О2) угля С образуется углекислый газ СО2»

О каком явлении идет речь? Как записать данную химическую реакцию?

Проблема: Как записать химическую реакцию?

Что такое химическое уравнение?

Что вам известно об уравнении вообще?

На каких предметах вы встречались с уравнениями?

Уравнение – это математическое равенство с одной или несколькими неизвестными величинами.

Что такое, по-вашему, химическое уравнение?

Возвращаемся к нашим текстам.

Как можно выразить (записать) химическую реакцию?

Какой закон необходимо применять при составлении химических уравнений? О чем он гласит?

Изучение нового материала

Составление уравнений химических реакций взаимодействия простых веществ

Принцип составления уравнений реакций получения бинарных соединений из простых веществ:

в левой час­ти уравнения должны присутствовать те простые вещества, атомы элементов которых присутствуют в соединении в правой части урав­нения. Так, для получения, воды, необходимо, чтобы между собой прореагировали водород и кислород.

Запишем уравнение реакции и расставим коэффициенты:

Укажите в уравнении реагенты и продукты химической реакции.

Что такое реагенты?

Что такое продукты реакции?

В общем виде алгоритм составления химического уравне­ния имеет такой вид с. 66 учебника:

1. Составь схему взаимодействия: слева запиши форму­лы реагентов, ставя между ними знак «+». Справа запиши формулы продуктов реакции. Если их несколько, также поставь между ними знак «+». Между левой и правой частя­ми схемы поставь знак «  ».

2. Подбери коэффициенты к формулам каждого из ве­ществ так, чтобы количество атомов каждого элемента в ле­вой части была равна количеству атомов этого элемента в правой части схемы.

3. Сравни количества атомов каждого элемента в левой и правой частях схемы. Если они одинаковы, замени знак «  » знаком « = ».

По химическим уравнениям вычисляют массы реагентов и продуктов реакций.

Итак: сформулируем определение химического уравнения:

Химическое уравнение – условная запись химической реакции с помощью химических формул, математичес­ких знаков и коэффициентов.

Уравнения химических реакций составляют на основе закона сохранения массы веществ.

Коэффициенты в химическом уравнении показывают простейшие соотношения между количествами струк­турных частичек реагентов и продуктов реакции.

Количества атомов каждого элемента в левой и правой частях уравнения одинаковы.

Закрепление и обобщение знаний

«Нагретый железный порошок внесли в колбу с газом желто-зеленого цвета – хлором, молекулы которого двухатомны. Порошок воспламенился, в результате появился коричневый дым, образованный частичками хлорида железа (III)». Запишите уравнение реакции.

2. Подберите коэффициенты для следующих реакций:

б) Na + Br 2  NaBr ;

3. Запишите уравнения взаимодействия следующих простых ве­ществ и расставьте коэффициенты:

а) водорода и серы;

б) маг­ния и кислорода;

в) алюминия и кислорода;

г) алюминия и серы;

д) цинка и кислорода;

е) натрия и серы;

ж) магния и серы.

3. Из каких простых веществ образуются: А1С13, СО2, ZnS, Na2О, CuO, СН4, Са3Р2?

Запишите уравнения реакций.

4. Расставьте коэффициенты в следующих схемах химических реакций. Сумма всех правильно расставленных коэффициен­тов должна быть равна относительной молекулярной массе гашеной извести Са(ОН)2.

е) А1С13 + NaOH  А1(ОН)з + NaCl;

Домашнее задание: Изучить § 20, выучить определения; выполнить задание: № 3, 4, 5 стр.67-68.

Подведение итогов урока.

Итак, сегодня мы узнали, что такое химическое уравнение. Рассмотрели, что нужно для составления химического уравнения.

Чему научились на уроке, какие моменты требуют дальнейшей отработки?


источники:

http://multiurok.ru/files/urok-khimii-v-8-m-klasse-po-teme-khimicheskie-urav.html

http://infourok.ru/plan-konspekt-uroka-himicheskie-uravneniya-klass-1554647.html