Урок химические уравнения типы химических реакций

Конспект урока «Химические уравнения. Типы химических реакций.» 8 класс
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Урок изучения нового материала «Химические уравнения.Типы химических реакций» с использованием ИКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_0.docx20.87 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока : Химические уравнения. Типы химических реакций.

Цель урока: Сформировать представление о химическом уравнении.Познакомить с типами химических реакций: соединением, разложением, обменом, замещением.Продолжить формировать умение составлять уравнения химических реакций.

  • Образовательные — развить навыки самостоятельной работы, умения записывать уравнения реакций и расставлять коэффициенты, указывать типы реакций, делать выводы и обобщения.
  • Развивающие — развить речевые навыки, способности к анализу; развитие познавательных способностей, мышления, внимания, умения использовать изученный материал для познания нового.
  • Воспитательные — воспитание самостоятельности, сотрудничества, нравственных качеств — коллективизма, способности к взаимовыручке, адекватной самооценке.
  • Планируемые результаты урока
  • личностные: убеждаются в познаваемости мира.
  • метапредметные :
  • регулятивные: умение планировать и регулировать свою деятельность, владение основами самоконтроля и самооценки;
  • коммуникативные: готовность получать необходимую информацию, продуктивно взаимодействовать друг с другом и учителем;
  • познавательные : умение определять понятия, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения и делать выводы, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
  • предметные: знать определения «типы химических реакций», «признаки классификации реакций», «реакции соединения, разложения, замещения, обмена», «закон сохранения массы веществ».

I. Организационный момент

II. Мотивация (слайд3)

Всё, что нас окружает, состоит из веществ. Кажется, что они живут своей жизнью, таинственной и непостижимой. Взаимодействуя, они изменяют свои свойства и состав. И задача человека, изучив этот мир, постараться использовать полученные знания во благо.

Сегодня мы продолжим знакомство с этим удивительным и волшебным миром химических реакций.

О чем же пойдет речь на сегодняшнем уроке? (слайд 4)

Чтобы ответить на этот вопрос, попробуйте отгадать загадку: » Она идет, она прошла, никто не скажет, что пришла. Она (химическая реакция).

III. Актуализация опорных знаний. (беседа)-слайды 5,6

  1. Так о чем же пойдет речь на сегодняшнем уроке? (О химических реакциях)
  2. А что такое химическая реакция? ) (Это явление, при котором из одних веществ образуются другие)
  3. Каковы признаки химических реакций? ( Изменение цвета, выпадение осадка, выделение тепла и света, выделение газа — это признаки химических реакций)
  4. Каковы условия возникновения химических реакций? (Измельчение, нагревание, соприкосновение, растворение и смешивание веществ — это условия проведения реакций)
  5. Как много химических реакций окружает нас в жизни? (Великое множество различных реакций окружает нас в жизни )
  6. Что может помочь нам в изучении многообразия химических реакций? (Классификация химических реакций)
  7. Что такое классификация? (Деление на группы)
  8. Верно. Так что же будет являться целью нашего сегодняшнего урока? (Изучение типов химических реакций и их классификация)
  9. На основании какого закона составляются уравнения химических реакций?

Задание на слайде

Выполняется ли закон сохранения массы в следующих схемах химических реакций? (Нужно ответить ДА или НЕТ)

Конспект урока по химии «Типы химических реакций» (8 класс)

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Департамент образования администрации г.Братска Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 20» имени Ивана Ивановича Наймушина

План-конспект урока химии

«Типы химических реакций»

(УМК: Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман)

Разработала: Барахтенко О.И.
учитель химии, первой
квалификационной категории.

Тема урока: «Типы химических реакций»

Тип урока – комбинированный.

Цель урока – ознакомление с классификацией химических реакций по составу исходных веществ и продуктов реакций, с типами химических реакций.

— сформировать представление о понятии «классификация химических реакций»;

— познакомить с реакциями соединения, разложения, замещения, обмена;

— сформировать умение классифицировать химические реакции;

— закрепить знания, умения и навыки учащихся по составлению уравнений реакций;

— развивать у учащихся навыки наблюдения, логического мышления, умения
обобщать, делать выводы, проводить самопроверку.

— совершенствование навыков выполнения лабораторных опытов;

— воспитывать умение работать самостоятельно и в группе, в атмосфере поиска,
прививать чувство ответственности за выполненную работу.

Ожидаемые результаты: знать сущность реакций разложения, соединения, замещения; уметь составлять уравнения реакций и определять тип реакций.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, штатив, пробирки, пробка с газоотводной трубкой; Для ЛО: медная проволока, пробирка с раствором хлорида меди, железный гвоздь, спиртовка, спички.

Реактивы: малахит (порошок), известковая вода, раствор хлорида меди.

1. Организационный момент.

2. Проверка и актуализация знаний учащихся.

Проверка Д\З – упр. 4 стр. 47

Индивидуально работа по карточкам.

Учитель: В природе, технике, в организмах растений и животных, в лабораториях и на заводах совершается множество различных явлений.

— Назовите, какие явления протекают в природе? Дайте им определение. Приведите примеры. Ржавление железа, окисление резины – медленно протекающие реакции. Взрыв пороха, вспышка паров бензина в двигателе автомобиля – быстро протекающие реакции. — Перечислите признаки химических реакций?

— Что такое химическое уравнение?

— Что показывает в формуле индекс, коэффициент?

3. Введение в тему

Учитель: На сегодняшний день известно 118 химических элементов (правда, в природе обнаружены только 94, остальные получены искусственно). Эти элементы образуют огромное количество различных соединений, многие из которых могут вступать в химические реакции друг с другом.
Легко растеряться от такого огромного числа химических реакций, однако, как и сами вещества могут быть объединены в группы по определенным признакам (например, металлы и неметаллы), так и химические реакции можно классифицировать на разные типы.

Учитель: запись темы урока. Какую цель мы поставим сегодня на уроке?

Учащиеся: формулируют цель урока.

4. Изучение нового материала

Учитель: Классификаций реакций существует много, их мы будем рассматривать в ходе дальнейшего изучения химии. Сегодня на уроке мы познакомимся с одной из таких классификаций. А какой признак положен в основе, давайте попробуем выяснить по следующим схемам.

— По какому признаку делят реакции? (число веществ вступивших в реакцию и образующихся).

По этой классификации реакции можно разделить на 4 типа: реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Слайд 5

А) Реакции разложения.

Учитель: определите, о каком типе реакций пойдет речь и показывает ДО «Разложение малахита»

Учитель: для реакции возьмем порошок малахита и нагреем его. Какие признаки химической реакции Вы наблюдаете? (изменение окраски, появление капелек воды и помутнение известковой воды, что свидетельствует о выделении углекислого газа).

Определите тип этой реакции, сформулируйте определение реакции разложения, запись уравнения реакции на доске.

Учитель: приводит еще несколько примеров реакций разложения.

Учащиеся: составьте общую схему реакции (А + В = АВ).

Задание 1: из предложенного списка реакций выбрать реакции разложения (назвать номера этих реакций). Работа в паре. (Приложение № 1)

Б) Реакции соединения.

Учитель: в природе протекают не только реакции разложения, иначе сложных веществ не осталось бы, потому существуют и реакции соединения.

Видеоролик: горение фосфора в кислороде.

Учащиеся: записывают уравнение реакции.

Учащиеся: Лабораторный опыт прокаливание медной проволоки. Запись уравнения реакции.

Сформулируйте определение реакции соединения.

Учитель: приводит несколько примеров реакций соединения и общую формулу реакции соединения.

Задание 2: из предложенного списка задания № 1 выбрать реакции соединения (назвать их номера). (Приложение № 1)

В) Реакции замещения.

Учащиеся: Лабораторный опыт — Взаимодействие раствора хлорида меди ( II ) с железным гвоздем.

— Что вы наблюдаете? Что же произошло в результате реакции?

Определение реакций замещения.

Запись уравнения реакции, общая формула.

Задание 3: из предложенного списка задания № 1 выбрать реакции замещения (назвать их номера). (Приложение № 1)

Г) Реакции обмена – реакции между сложными веществами, в ходе которых сложные вещества обмениваются своими составными частями. (Эти реакции более подробно будем изучать во втором полугодии и в 9-м классе).

5. Обобщение и систематизация изученного материала.

Индивидуально по карточкам.

А) Расставить коэффициенты и определить тип химической реакции.

1) С aO + CO 2 = CaCO 3 (разложения – 4, 6

2) 2 Mg + O 2 = 2 MgO соединения – 1, 2, 3, 8

3) 2 Al + 3 S = Al 2 S 3 замещения – 5, 7)

Каждый учащийся самостоятельно выполняет задание, а затем осуществляет самопроверку. Слайд

Б) Учитель зачитывает описание химической реакции, а учащиеся должны определить, о каком типе идет речь.

1) В результате нагревания известняка идет выделение углекислого газа.

2) При реакции металлов с кислотами выделяется водород.

3) Кислоты взаимодействуют со щелочами с образованием соли и воды.

4) Все простые вещества при взаимодействии с кислородом образуют оксиды.

5) При нагревании оксида ртути образовалась металлическая ртуть.

5. Подведение итогов урока.

— Что мы сегодня изучали на уроке?

Какие типы химических реакций выделяют?

— Какие реакции называют реакциями соединения, разложения, замещения?

Учитель: Сегодня мы познакомились с классификацией химических реакций по числу вступивших и образовавшихся в реакции веществ. К ним относят реакции соединения, разложения, замещения, обмена.

Разработка уроков химии в 8-м классе по теме «Уравнения химических реакций. Типы химических реакций»

Разделы: Химия

Урок № 1.Уравнения химических реакций. Реакции соединения

Цели

  • Образовательные: рассмотреть сущность реакций соединения. Научить учащихся составлять уравнения реакций соединения.
  • Развивающие: развить умения, опираясь на знание химии, формулировать несложные проблемы, гипотезы, обобщать; формировать навыки само- и взаимоконтроля.
  • Воспитывающие: продолжить формирование научного мировоззрения учащихся, воспитывать культуру общения через работу в парах «ученик-ученик», «учитель-ученик»; воспитывать у учащихся наблюдательность, внимание, пытливость, инициативу.

Оборудование и реактивы: Мультимедийная установка, колбы с кислородом, ложечка для сжигания веществ, красный фосфор, сера, уголек, стакан с водой, индикатор лакмус, видеомагнитофон, видеокассета 8 класс (Собрание демонстрационных опытов для средней общеобразовательной школы. Современный гуманитарный университет, 2000).

1. Организационный момент. Организация учащихся на усвоение новых знаний, умений навыков.

2. Актуализация знаний.

Мы изучаем главу «Изменения, происходящие с веществами» и знаем, что изменения могут быть физическими и химическими.

  • В чем отличие химического явления от физического?
  • По каким признакам можно определить, что произошла химическая реакция?
  • Какому закону, связанному с массой веществ, подчиняются все химические реакции?
  • Дайте формулировку этого закона.

Вам известно, что все явления подразделяются на физические и химические. Химические явления, или химические реакции можно записать с помощью химических уравнений.

Сегодня перед нами стоит задача — изучить один из типов химических реакций, научиться данные реакции распознавать среди всех химических реакций, уметь применять закон сохранения массы веществ к этим реакциям.

3. Изучение нового материала.

Для того, чтобы познакомить вас с реакциями, я проведу ряд опытов (СЛАЙД 2).

Демонстрационный опыт 1. Горение красного фосфора в кислороде.

По каким признакам можно сказать, что произошла химическая реакция?

Подставьте в схему проведенной реакции

Фосфор + кислород ->оксид фосфора (V)

Вместо названий веществ их химические формулы P + O2 -> P2O5

Посмотрите на схему реакции. Не нарушает ли она закон сохранения массы веществ? Число атомов элементов до и после реакции неодинаково.

Чтобы этот закон соблюдался, необходимо составить уравнение химической реакции, расставив коэффициенты 4P + 5O2 -> 2P2O5

Демонстрационный опыт 2. Взаимодействие оксида фосфора (V) с водой.

В колбу с оксидом фосфора (V) наливаю воду. Что вы наблюдаете? Чтобы определить, образовалось ли новое вещество, добавлю в колбу индикатор лакмус. По какому признаку можно сказать, что произошла химическая реакция? (Раствор окрасился в красный цвет).

Схема реакции: Оксид фосфора (V) + вода -> фосфорная кислота

Демонстрационный опыт 3. Горение серы в кислороде.

Схема реакции: Сера + кислород -> оксид серы (IV)

Подставьте в эту схему формулы веществ: S + O2 = SO2

Необходимы здесь коэффициенты?

Демонстрационный опыт 4. Взаимодействие оксида серы (IV) с водой.

В колбу с оксидом серы (IV) наливаю воду. Что наблюдаете? Чтобы определить, образовалось ли новое вещество, добавлю в колбу индикатор лакмус. По окраске лакмуса определите среду раствора.

Схема этой реакции: Оксид серы(IV) + вода -> сернистая кислота

Подставьте в схему формулы веществ: SO2 + H2O = H2SO3

Необходимы здесь коэффициенты?

Видеокассета Демонстрация взаимодействия брома и алюминия.

Схема этой реакции: Алюминий + бром ->бромид алюминия

Подставьте в схему формулы веществ: Al + Br2 -> AlBr3

Расставьте коэффициенты: 2Al + 3Br2 = 2AlBr3

Обратите внимание, сколько веществ вступило в этих реакциях и сколько веществ образовалось?

СЛАЙД 4. Такой тип реакций относится к реакциям соединения.

Запись определения в тетрадь: Реакцией соединения называется реакция, в результате которой из двух или более простых или сложных веществ образуется одно сложное вещество.

Соединение простых веществ в одно сложное вещество: А + В = АВ

Соединение двух бинарных веществ в одно трехэлементное сложное вещество: АВ + СВ = АСВ2

4. Закрепление материала.

СЛАЙД 5. На экране написаны схемы химических реакций разного типа. Выберите реакции соединения, запишите их схемы в тетрадь и расставьте коэффициенты.

Класс работает самостоятельно, затем ученик зачитывает выписанные схемы, обосновывает свой выбор и расставляет коэффициенты.

5. Заключительная часть.

Подведение итогов, выставление оценок, домашнее задание. (Приложение 1)

Урок № 2. Реакции разложения

Цели

    Обучающие: рассмотреть сущность реакций разложения, научить учащихся писать уравнения реакций разложения.
  • Развивающие: развивать умения формулировать несложные проблемы, обобщать, делать выводы.
  • Воспитывающие: Продолжить формирование научного мировоззрения учащихся; воспитывать культуру общения через работу в парах, а также наблюдательность, внимание, пытливость, инициативу.

Оборудование и реактивы: мультимедийная установка, лабораторный штатив с пробирками, свежеприготовленный гидроксид меди (II), спиртовка, видеомагнитофон, видеокассета 8 класс (Собрание демонстрационных опытов для средней общеобразовательной школы. Современный гуманитарный университет, 2000)

1. Организационный момент. Организация учащихся на усвоение новых знаний, умений и навыков

2 Актуализация знаний.

СЛАЙД 6. Проверка домашнего задания.

СЛАЙД 7. Самостоятельная работа в парах.

Проверка на экране.

3. Изучение нового материала.

С каким типом реакций мы познакомились на прошлом уроке? Отличаются ли реакции, с которыми вы сейчас работали, от реакций соединения? Сколько веществ было до реакции и сколько образовалось в результате этих реакций? Как вы думаете, как могут называться данные реакции? Тема урока сегодня — реакции разложения.

СЛАЙД 8. Демонстрационный опыт Разложение гидроксида меди (II) при нагревании.

В пробирке свежеприготовленный гидроксид меди(II). Нагреваю пробирку, что вы можете сказать о признаках химической реакции? Вещество черного цвета — оксид меди (II). Вторым продуктом реакции является вода. Мы видим, что в реакцию вступило одно соединение, а в результате реакции получилось два.

Схема этой реакции: гидроксид меди (II) -> оксид меди(II) + вода

Подставьте в эту схему формулы веществ: Cu(OH)2 -> CuO + H2O

Видеокассета Разложение воды под действием электрического тока.

Схема этой реакции: Вода -> водород + кислород

Подставьте в эту схему формулы веществ: H2O -> H2 + O2

Видеокассета Разложение карбоната кальция при нагревании

Схема этой реакции: карбонат кальция a оксид кальция + оксид углерода (IV)

Подставьте в схему формулы веществ: CaCO3 -> CaO + CO2

СЛАЙД 9. Попробуйте дать определение реакциям разложения.

Реакцией разложения называется такая реакция, в результате которой из одного вещества образуется несколько простых или сложных веществ.

Разложение сложного вещества на два (несколько) простых веществ: АВ = А + В

Разложение трехэлементного сложного вещества на два бинарных вещества: АСВ2 = АВ + ВС

4. Закрепление материала.

Вы изучили два типа химических реакций — реакции разложения и соединения. Продолжаем работать парами. СЛАЙД 10.

5. Заключительная часть. Подведение итогов, домашнее задание (Приложение 2).

Урок № 3. Реакции замещения

Цели

  • Обучающая: рассмотреть новый тип реакций — реакции замещения; научить учащихся писать реакции замещения; формировать умение предсказывать продукты реакций замещения.
  • Развивающая: развивать умения ставить несложные проблемы, формулировать гипотезы и проводить их опытную проверку, совершенствовать умения работать с лабораторным оборудованием и реактивами; продолжить формирование умений оформлять результаты учебного эксперимента; развивать способность к само- и взаимоконтролю.
  • Воспитывающая: продолжить формирование научного мировоззрения учащихся; воспитывать культуру общения через работу в парах, а также наблюдательность, внимание, пытливость, инициативу.

Оборудование и реактивы: мультимедийная установка, карточки с заданиями для самостоятельной работы «Реакции разложения, соединения», лабораторный штатив с пробирками, гранулы цинка, железный гвоздик, растворы соляной кислоты и сульфата меди(II).

1. Организационный момент. Организация учащихся на усвоение новых знаний, умений и навыков.

2. Актуализация знаний.

Фронтальный опрос (во время которого один ученик на доске выписывает уравнения реакций соединения, другой — уравнения реакций разложения из домашнего задания)

С реакциями каких типов вы познакомились на прошлых уроках? Дайте определение реакции соединения. Какая реакция называется реакцией разложения. Для чего в схемах химических реакций расставляют коэффициенты?

СЛАЙД 11. Проверка домашнего задания.

Самостоятельная работа (СЛАЙД 12).

3. Изучение нового материала.

Лабораторная работа (Приложение 3). Для того, чтобы познакомиться с новым типом реакций, проведем ряд опытов.

Схема данной реакции: цинк + соляная кислота -> хлорид цинка + водород

Подставьте в эту схему формулы веществ : Zn + HCl -> ZnCl2 + H2

Расставьте коэффициенты. Zn + 2HCl ->ZnCl2 + H2

Из уравнения реакции видно, какой газ выделился, запишите вывод.

Давайте проанализируем, что же произошло в результате реакции: взаимодействуют простое вещество цинк и сложное вещество — соляная кислота.

Атомы простого вещества заместили атомы элемента, стоящего в сложном на первом месте.

Схема данной реакции: железо + сульфат меди (II) -> сульфат железа (II) + медь

Подставьте в эту схему формулы веществ: Fe + CuSO4 ->FeSO4 + Cu

Снова взаимодействуют простое и сложное вещества. Запишите вывод.

Демонстрационный опыт Взаимодействие натрия с водой.

Схема данной реакции: Na + HOH ->

Попробуйте самостоятельно записать продукты реакции: Na + HOH -> NaOH + H2

Расставьте коэффициенты: 2Na + 2H2O -> 2NaOH + H2

Какие вещества и как взаимодействуют на этот раз?

СЛАЙД 14. Рассмотрим цветную схему на экране, которая отображает механизм реакции.

Простое вещество взаимодействует со сложным, при этом атомы простого вещества замещают один из видов атомов в сложном веществе и образуются новые вещества — простое и сложное.

Как могут называться такие реакции?

Запись определения реакций замещения в тетрадь. А + ВС =АС + В

4. Закрепление материала.

Сегодня вы познакомились еще с одним типом реакций — реакциями замещения. Теперь для закрепления полученных знаний, выполните упражнения. СЛАЙД 15, СЛАЙД 16.

5. Заключительная часть

Подведение итогов, домашнее задание (Приложение 4).

Урок № 4. Реакции обмена

Цели

  • Обучающие: объяснить сущность реакций обмена; научить учащихся писать уравнения реакций обмена.
  • Развивающие: развить умения ставить несложные проблемы, формулировать гипотезы и проводить их опытную проверку, опираясь на знания химии; совершенствовать умения работать с лабораторным оборудованием и реактивами, оформлять результаты учебного эксперимента; формировать способности к адекватному само- и взаимоконтролю.
  • Воспитывающие: продолжить формирование научного мировоззрения учащихся; воспитывать культуру общения через работу в парах «Ученик — ученик», «учитель — ученик», воспитывать такие качества личности, как наблюдательность, пытливость, инициатива, стремление к самостоятельному поиску.

Оборудование и реактивы: мультимедийная установка, карточки с заданиями для самостоятельной работы, карточки со схемами реакций обмена, растворы хлорида бария, сульфата магния, сульфата железа (II), гидроксида натрия, соляной кислоты, фенолфталеина, лабораторный штатив с пробирками.

1. Организационный момент. Организация учащихся на усвоение новых знаний, умений и навыков.

2. Актуализация знаний

СЛАЙД 17, 18. Проверка домашнего задания: два ученика пишут на доске, затем с помощью экрана проверяем, в это время беседа со всем классом.

Фронтальная беседа

  • Мы изучаем главу «Изменения, происходящие с веществами». Такие изменения могут быть физическими и химическими. В чем отличие химического явления от физического?
  • По каким признакам можно определить, что произошла химическая реакция?
  • Что называется химическим уравнением?
  • Какие типы реакций вы знаете?
  • Дайте определение реакции соединения и приведите пример такой реакции.
  • Какая реакция называется реакцией разложения? Приведите пример реакции разложения.
  • Какая реакция называется реакцией замещения? Приведите пример такой реакции.
  • Самостоятельная работа. СЛАЙД 19.

    Проверка самостоятельной работы: СЛАЙД 20 (1 вариант), СЛАЙД 21 (2 вариант)

    Подводя итог самостоятельной работы, можно сказать, вам известны три типа химических реакций: реакции соединения, разложения, замещения. Перед нами стоит задача изучить еще один тип химических реакций.

    3. Изучение нового материала.

    Для того, чтобы познакомиться с новым типом реакций, проведем ряд опытов.

    Лабораторная работа (инструкция по проведению работы на столах, повторение правил ТБ).

    Результаты работы записываются в таблицу. (Приложение 5)

    Схема реакции: Хлорид бария + сульфат магния -> хлорид магния + сульфат бария

    Подставьте в эту схему формулы веществ: BaCl2 + MgSO4 -> MgCl2 + BaSO4

    Как определить, какой из продуктов реакции выпал в осадок? Определите с помощью таблицы растворимости, что является в данной реакции осадком. Запишите вывод.

    Проанализируем, что произошло в данной реакции. Какие вещества вступили в реакцию, что произошло? Взаимодействуют два сложных вещества, при этом они обмениваются своими составными частями.

    Схема данной реакции: Сульфат железа (II) + гидроксид натрия ->

    Подставьте в схему формулы: FeSO4 + NaOH ->

    И попробуйте самостоятельно, глядя на предыдущее уравнение, записать продукты этой реакции. Снова взаимодействуют два сложных вещества и обмениваются составными частями

    Расставьте коэффициенты: FeSO4 + 2NaOH -> Fe(OH)2 + Na2SO4

    Какое вещество выпало в осадок? Запишите вывод.

    Запишем схему реакции: NaOH + HCl ->

    Попробуйте самостоятельно записать уравнение реакции. Взаимодействуют два сложных вещества и обмениваются составными частями.

    NaOH + HCl -> NaCl + HOH

    Зачем при проведении этого опыта мы использовали фенолфталеин? В результате реакции произошло изменение щелочной среды раствора на нейтральную. Увидеть это нам помог индикатор фенолфталеин.

    СЛАЙД 23. Рассмотрим цветную схему на экране, которая отображает механизм реакции.

    Взаимодействуют два сложных вещества, которые обмениваются своими составными частями.

    Нетрудно догадаться, как называется данный тип реакций.

    Запись определения реакций обмена в тетрадь.

    В опыте № 3 мы рассмотрели реакцию обмена между кислотой и щелочью. Эту реакцию называют реакцией нейтрализации. Мы в дальнейшем познакомимся с ними поближе.

    4. Закрепление материала.

    Составление уравнений реакций обмена требует знание формул веществ, умение составлять формулы веществ, расставлять коэффициенты.

    На карточках вам предложены схемы реакций обмена. Попробуйте написать уравнения реакций. Есть ли среди этих реакций реакции нейтрализации?

    (Работа в парах, с последующей проверкой на экране.) СЛАЙД 24, 25

    5. Заключительная часть

    Подведение итогов, выставление оценок, домашнее задание (Приложение 6)

    Урок № 5. Уравнения химических реакций. Типы химических реакций. Обобщение

    Цели

    • Обучающая: обобщение и систематизация знаний о типах химических реакций. Закрепление умений составлять уравнения химических реакций.
    • Развивающая: формирование комплекса общеучебных познавательных умений — логически мыслить, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
    • Воспитывающая: формирование коммуникативных и организационных умений.

    Оборудование и реактивы: Карточки с заданиями, листы с таблицей для выполнения заданий, периодическая система химических элементов, таблица растворимости, медные стружки, гранулы цинка, стружки магния, железный гвоздик, нитрат серебра, хлорид бария, серная кислота, сульфат меди (II), гидроксид натрия, соляная кислота, нитрат свинца (II), иодид калия, сульфат натрия, сульфат железа (II), гидроксид калия, лабораторный штатив с пробирками.

    1. Организационный момент. Класс делится на 5 групп по 5 человек. В группе должны быть как сильные, так и слабые ученики. Инструктаж по выполнению работы. Инструктаж по ТБ.

    2. Групповая самостоятельная работа. (Приложение 7)

    Выполнение и проверка каждого задания строго регламентированы временными рамками, за соблюдением которых следит учитель. Учащиеся выполняют задания в таблице на отдельных листах.

    Действуя по заданной схеме, каждый ученик выполняет пять заданий и осуществляет проверка пяти аналогичных заданий.

    На выполнение и проверку заданий отводится в общем 30 минут. По истечении этого времени учитель собирает таблицы с выполненными заданиями. На оставшиеся 10 минут выдает каждому учащемуся карточку с индивидуальным заданием.

    3. Индивидуальная лабораторная работа. (Приложение 8)

    Провести взаимодействия между выданными веществами, указать признаки реакций, определить их тип, назвать полученные вещества. Полученные результаты занести в таблицу.

    4. Заключительная часть. Подведение итогов, выставление отметок за работу на уроке наиболее активным учащимся.


    источники:

    http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-himii-tipi-himicheskih-reakciy-klass-281456.html

    http://urok.1sept.ru/articles/623645