Урок по алгебре 7 класс Тема » Линейные уравнения»
план-конспект урока по алгебре (7 класс)
Урок по алгебре 7 класс по теме » Линейные уравнения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_7_klass.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по математике в 7 классе на тему
« Линейное уравнение с одной переменной ».
Цели: -ввести определение линейного уравнения с одной переменной;
-выяснить, сколько корней может иметь линейное уравнение;
-формировать умение решать линейное уравнение переходом к
равносильному уравнению, применяя свойства уравнений и выполняя
Тип урока : изучение нового материала
Задачи:
Образовательная : знать какое уравнение называется линейным и способы его записи;
уметь находить его корни и определять их количество.
Воспитательная : воспитывать устойчивый интерес к предмету, объективно
оценивать себя и других.
Развивающая : развитие логического мышления, умение анализировать и делать
выводы, уверенно отстаивать свое мнение.
Оборудование: использование доски.
1. Устная работа
Что такое корень уравнения?
1. Какие из чисел 1; 3; -5 являются корнями следующих уравнений:
а) 3 х = –15; г) 4 х – 10 = х + 5;
б) 3 х + 6 = 10 – х ; д) 10 х = 5(2 х + 3);
в) 2 х + 4 = 6; е) 10 + х = 13?
2. Какие уравнения называются равносильными?
— Два уравнения называют равносильными, если они имеют одинаковые корни или если оба уравнения не имеют корней.
Являются ли уравнения равносильными?
Если да, то сформулируйте, по какому свойству уравнений.
а) 3 х + 4 = 5 и 3 х = 1;
б) –3 х + 12 + 2 х = 4 и 2 х + 12 = 3 х + 4;
в) 3 х + 15 = 0 и 3 х = 15;
г) 0,3 х = 0,06 и 30 х = 6;
д) 120 х = –10 и 12 х = 1;
е) 0,75 x = 11 и 3 х = 44.
2. Объяснение нового материала.
1)Вспомнить с учащимися свойства верных равенств:
-Если к обеим частям верного равенства прибавить одно и то же число или из обеих частей верного равенства вычесть одно и то же число, то получится верное равенство
-Если обе части верного равенства умножить или разделить на одно и то же
не равное нулю число, то получится верное равенство
2) Мотивация изучения.
Рассмотрим уравнение 7 х – 46 = 5 х – 12
Применим известные свойства уравнений и получим равносильное уравнение:
7 х – 5 х = – 12 + 46;
Уравнение, равносильное исходному, имеет единственный корень 17, значит, исходное уравнение также имеет единственный корень 17.
Используя свойства уравнений, многие из них всегда можно
привести к виду ax = b , где х – переменная, а a и b – некоторые числа
Уравнения такого вида называются линейными .
Важно подчеркнуть учащимся, что, используя буквенные обозначения, мы записали целый класс уравнений.
3). Организация исследовательской деятельности учащихся.
На этом этапе нужно применять логический прием мышления – обобщение.
Привести уравнение к линейному виду, используя свойства уравнений:
а) 7 х – 15 = 3 х + 25;
б) 3 ( х + 1) = 4 х + 1;
в) –7 х + 11 = 7 (2 – х ).
а) 7 х – 15 = 3 х + 25; б) 3 ( х + 1) = 3 х + 3;
7 х – 3 х = 25 + 15; 3 х + 3 = 3 х + 3;
4 х = 40. 3 х – 3 х = 3 – 3;
в) –7 х + 11 = 7 (2 – х );
–7 х + 11 = 14 – 7 х ;
–7 х + 7 х = 14 – 11;
Теперь, глядя на линейное уравнение, записать, чему равны коэффициенты a и b и сколько корней имеет уравнение. К ак это определили?
а) a = 4; b = 40 – один корень х = 10, определили, разделив обе части на 4.
б) a = 0; b = 0 – бесконечно много корней, так как равенство 0 · х = 0 верно при любом значении х .
в) a = 0; b = 3 – нет корней, так как равенство 0 · х = 3 неверно ни при каком значении х .
Обобщая полученные данные , заполняем таблицу решения линейного уравнения в общем виде:
ax = b , где х – переменная, a , b – любое число.
Если a ≠ 0, b ≠ 0 то x = ; один корень
если а = 0 и b = 0, то х – любое, бесконечно много корней
если а = 0 и b ≠ 0, то нет корней.
4). Создание алгоритма решения линейных уравнений.
Учащиеся могут сами создать алгоритм :
1 . Если выражения, стоящие в левой или правой части уравнения, содержат скобки, то раскрываем их по правилам.
2 . Переносим слагаемые с переменными в левую часть уравнения, а без переменных в правую.
3 . Приводим подобные слагаемые в обеих частях уравнения, приводя его к виду
4-й шаг . Решаем получившееся линейное уравнение, равносильное исходному, в зависимости от значений коэффициентов a и b .
3. Формирование умений и навыков.
Задания, решаемые на этом уроке, направлены на усвоение определения линейного уравнения и решение линейных уравнений в зависимости от значений коэффициентов a и b .
1. (Устно.) Назовите коэффициенты a и b линейного уравнения ax = b . Сколько корней имеет уравнение
а) 7 х = 14; в) 8 x = –14; д) 0 · х = 0;
б) –2 х = 18; г) 0 ∙ x =15; е) –3 х = –12?
2. Решите уравнение.
а) –8 х = 64; г) –2 x =15;
б) 5 х = –75; д) – x = –0,5;
3. Определите значение х , при котором значение выражения –3 х равно:
а) 9; б) 12; в) –12; г) 0; д)-28; е) 4,53.
4. (Устно.) На доске было записано решение линейного уравнения, но правую часть данного уравнения стерли. Восстановите ее:
а) 5 х = ; б) 7 х = ; в) 0,3 x = ;
х = 14. х = 0. х = 9.
5. При каких значениях а уравнение ах = 8:
а) имеет корень, равный 2; 0,5; 0;
б) не имеет корней;
в) имеет отрицательный корень?
– Дайте определение линейного уравнения с одной переменной. Приведите примеры.
– В каком случае уравнение ax = b имеет единственный корень? Б есконечно много корней? Не имеет корней?
– Сформулируйте алгоритм решения уравнения, сводящегося к линейному.
Домашнее задание: Решить уравнения.
2) 15 – 2x = 10 + x
4) 2х + 3 = 5х + 5 — 3х — 2
5) 2х + 3 = 7 – 0,5х
8) 13(x + 6) = 7(2 – 5x)
9) 5(2x – 3) = 2(3x + 1) – 6
10) 5(х – 3) + 2 = 3 (х – 4) + 2х ‒ 1
«Линейное уравнение с одной переменной». 7-й класс
Разделы: Математика
Класс: 7
Цели:
Образовательные: cформировать понятие линейного уравнения с одной переменной, закрепить знания обучающихся по данной теме с использованием алгоритма решения линейного уравнения.
Развивающие: развивать умения пользоваться опорным конспектом и вспомогательной литературой для постановки задачи и ее выполнения в ходе решения уравнений; развивать внимательность, собранность и аккуратность; развивать умения работать самостоятельно и в микро группах, ставить перед собой цель и делать выводы, выполнять безошибочно необходимые арифметические вычисления.
Воспитательные: воспитывать внимательность учащихся, создание позитивного отношения учащихся к изученному разделу, умения ясно и четко излагать свои мысли, способствовать математической и общей грамотности.
Ход урока
«Уравнение представляет собой наиболее серьёзную и важную вещь в математике».
Лодж О.
I. Организационный момент.
– Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием линейного уравнения с одной переменной; рассмотрим алгоритм решения уравнения. Девизом нашего урока будут слова английского физика и изобретателя Сэра Оливера Джозефа Лоджа.
II. Актуализация знаний.
Учитель проводит устное тестирование.
Выберите строку, в которой записано уравнение:
- 48 – 4(5 – 2) = 36
- 48 – 4(5 – х)
- 48 – 4(х – 2) = 36
- 48 – 4(5 – 2)
Какое из чисел является корнем уравнения –2х = 24?
Для какого из уравнений число –2 является корнем?
Приведите подобные слагаемые: 3а + 2а + 4а – 7а
Равносильны ли уравнения:
–2(х — 4) = 4 и 2(х — 4) = –4
- нет
- не знаю
- да
- другой ответ
В ходе тестирования обучающимся предлагает ответить на вопросы:
– Что называется уравнением?
– Что называется корнем уравнения?
– Что значит решить уравнение?
– Какие уравнения называются равносильными?
III. Изучение нового материала.
Учитель предлагает обучающимся из списка выбрать уравнения вида ах =b
- -0,8x 2 =48;
- -1,2х=-3,6;
- 5x 2 -3х=0;
- 6у=2,4;
- 3z=-9
2(8 – х) = 10 | Раскрыть скобки в обеих частях уравнения |
16 – 2х =10 | Перенести слагаемые, содержащие переменнуюв одну часть, а не содержащие – в другую |
–2х = 10 – 16 | Привести подобные слагаемые в каждой части |
–2х = –6 | Разделить обе части уравнения на коэффициент переменной |
х = 3 |
Затем дает определение линейного уравнения с одной переменной и рассматривает алгоритм решения уравнения.
Учитель предлагает обучающимся выяснить, сколько корней может иметь данное уравнение. Для этого составляют опорный конспект.
Затем учитель разбирает решение линейных уравнений, используя опорный конспект:
Проводит физкультминутку:
Рисуй глазами треугольник
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни
Вершиной вниз.
И вновь глазами
ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы, наконец.
Зарядка окончилась.
Ты – молодец!
IV. Первичное закрепление изученного материала.
Учитель предлагает обучающимся выполнить задание на доске и в тетрадях.
Задание. Используя опорный конспект, решите уравнения:
- 4(х + 5) = 5(х + 4) – х
- 6х + 3 = 6(х + 5)
- 8х + 4 = 2х + 22
- –12n – 3 = 11n – 3
Обучающиеся на уроке продолжают работу в группах:
1 группа работает самостоятельно, выполняя № 130(в), 132(б, г), один ученик – за доской.
2 и 3 группы – совместно выполняют задание на доске и в тетради №128(а, б, в), 130 (а, е).
Затем 2 и 3 группе учитель предлагает выполнить обучающийся тест, а с 1 группой осуществляет проверку № 130(в), 132 (б, г).
Тест 2 и 3 группе:
Задание 2 группе | Задание 3 группе |
1. Укажите уравнение, которое не является линейным уравнением с одной переменной | |
|
|
2. Решите равнение | |
0, 8х – (0, 2х + 4) = 2
| 0,3х – 0,45 =0
|
3. Сколько корней имеет уравнение? | |
4х + 3 = 5 + 4( х – 2)
| 2х + 3 = — 6
|
4. Найдите корни уравнения | |
|
|
5. Найдите значение а, при котором равны значения выражений | |
–15а + 8 и –17а – 12
| 4а – 2 и а + 4
|
Затем учитель разбирает с 1 группой решение линейных уравнений с параметром.
Задание 1. При каком а уравнение 2ах + 5 = 3х имеет корень, равный –1?
Задание 2. При каких а уравнение 6(ах – 1) + а = 3(а – х) +7 имеет бесконечно много корней?
Задание 3. При каких а уравнение 2(3х – 2а) = 2 + ах не имеет о корней?
А группа 2 и 3 проверяет решение теста с помощью готовых ответов.
2 группа. Ответы. 13442 | 3 группа. Ответы. 42113 |
V. Домашнее задание
Учитель предлагает каждому обучающемуся:
1. Карточку для работы с текстом параграфа по плану:
|
2. Дифференцированное домашнее задание по группам:
1 группа №132 (б, г), №138
2 группа №129 (в, ж, г), №133 (б, в)
3 группа №126 (а, г, ж), №128 (г, д)
VI. Итог урока.
Итак, что нового сегодня Вы узнали на уроке?
Дайте определение линейного уравнения. Сколько корней может иметь линейное уравнение? Приведите примеры линейных уравнений с одной переменной.
Конспект урока по алгебре в 7 классе «Линейное уравнение».
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Конспект урока по алгебре в 7 классе «Линейное уравнение».
Учитель математики ТМКОУ «Носковская СШ-И
Кошкарева Татьяна Федоровна
Тема урока : «Линейное уравнение с одной переменной».
Место урока в теме : урок №1.
Тип урока : изучение нового материала.
Методы урока : проблемно-поисковый, репродуктивный.
Принципы обучения : научность, проблемность, осознанность, наглядность, связь теории с практикой.
Познакомить с понятием «линейное уравнение».
Научить распознавать среди других уравнений, определять коэффициенты a и b .
Научить кодировать информацию с помощью схем.
Сформировать умение решать линейные уравнения разных видов.
Развивать умения работать с текстом (внимательно читать, выделять главное), анализировать,
Сравнивать, делать выводы, развивать внимание и память,
Развивать познавательный интерес через игровые моменты взаимоконтроля, взаимопроверки и самопроверки;
Воспитывать культуру математической речи, умения высказывать свою точку зрения,
Слушать других, принимать участие в диалоге,
Формировать способность к позитивному сотрудничеству
Организационный момент (2 мин.);
Актуализация опорных знаний (8 мин.)
Б) Математическая перестрелка;
В) Устная работа (*проверь, является ли корнем уравнения данное число;*найди ошибку! И выясни, почему она появилась).
Изучение нового материала (1 5 мин.);
А) Работа с учебником;
Б) Работа – исследование;
Первичное закрепление темы (10 мин.);
А) Решение уравнений;
Б) Тест (обучающий).
V . Выставление оценок;
Рефлексия (3 мин.);
Домашнее задание (2 мин.).
Организационный момент (2 мин.);
Психологический настрой учащихся.
Дети, давайте улыбнёмся друг другу, пожмем, друг другу руки и пожелаем хорошего рабочего настроения на ближайшие 40минут.
Актуализация опорных знаний (8 мин.)
А) Разминка ума: ТУ/БУС (таблица умножения / быстрый устный счет);
Б) Математическая перестрелка:
2)Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же отличное от нуля число, то получится уравнение равносильное данному.
В) Устная работа.
* Проверь, является корнем уравнения данное число:
1) 4х +5 = х – 1; х= -2.
2) х (х+ 3) = -1; х = 3.
* Найди ошибку! И выясни почему она появилась!
Учитель: Наше знакомство с уравнениями продолжается. Оказывается уравнения бывают различных видов и решив ребус ( презентация ) вы узнаете тему нашего урока. И вы должны сформулировать цель нашего урока и задачи!
А) Работа с учебником (стр.28)
1. прочитать определение линейного уравнения;
2. какой вид линейного уравнения?
3. что обозначают буквы a и b ?
4. выяснит сколько корней имеет линейное уравнение?
Б) Физминутка (2мин)
В) Работа – исследование (работа в парах). Выясняют и делают вывод, при каких условиях линейное уравнение имеет корни.
Если a = 0 u b ≠ 0, то x ≠
Если a = 0 u b = 0, то х – любое число
Итог работы см. презентацию
IV . Первичное закрепление темы (10 мин.);
А) Решение уравнений;
Б) Тест (обучающий).
А) – 0,9; Б) много корней; В) нет корней.
5х + 27 = 3 +5х + 24
А) много корней; Б) нет корней; В) 5.
А) 4; Б) нет корней; В) много корней.
А) нет корней; Б) 43; В) много корней.
А) нет корней; Б) 2; В) много корней.
Меньше 3 «+» — будем работать дальше
Что нового узнали?
Мы учились ….(чему)?
У нас не получилось (что)?
Достигли ли цели?
Домашнее задание (2 мин).
* П. 7 № 129 (а,д,е); 131.
* Сделать карточку или составить тест для одноклассников по данной теме.
Краткое описание документа:
Тема урока: «Линейное уравнение с одной переменной».
Место урока в теме: урок №1.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы урока: проблемно-поисковый, репродуктивный.
Принципы обучения: научность, проблемность, осознанность, наглядность, связь теории с практикой.
Цели урока:
Обучающие:
- Познакомить с понятием «линейное уравнение».
- Научить распознавать среди других уравнений, определять коэффициенты a и b.
- Научить кодировать информацию с помощью схем.
- Сформировать умение решать линейные уравнения разных видов.
Развивающие
- Развивать умения работать с текстом (внимательно читать, выделять главное), анализировать,
- Сравнивать, делать выводы, развивать внимание и память,
- Развивать познавательный интерес через игровые моменты взаимоконтроля,взаимопроверки и самопроверки;
Воспитательные
- Воспитывать культуру математической речи, умения высказывать свою точку зрения,
- Слушать других, принимать участие в диалоге,
- Формировать способность к позитивному сотрудничеству
Структура урока:
I. Организационный момент(2 мин.);
II.Актуализация опорных знаний(8мин.)
Б) Математическая перестрелка;
В) Устная работа (*проверь, является ли корнем уравнения данное число;*найди ошибку! И выясни, почему она появилась).
II. Изучение нового материала(15 мин.)
- А) Работа с учебником
- Б) Работа – исследование;
- III. Первичное закрепление темы (10мин.);
- А) Решение уравнений;
Б) Тест (обучающий).
V. Выставление оценок;
VI.Рефлексия (3 мин.);
I. Организационный момент (2 мин.);
Психологический настрой учащихся.
Дети, давайте улыбнёмся друг другу, пожмем, друг другу руки и пожелаем хорошего рабочего настроения на ближайшие 40минут.
II. Актуализация опорных знаний (8мин.)
А) Разминка ума: ТУ/БУС (таблица умножения / быстрый устный счет);
Б) Математическая перестрелка:
Математическая перестрелка « Уравнение и его корни» 7 класс | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вопросы | Ответы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Что называют уравнением? | Равенство, содержащее переменную, называют уравнением. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Что называют корнем уравнения? | Корнем уравнения называется значение переменной, при котором уравнение обращается в верное равенство. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Что значит решить уравнение? | Решить уравнение – значит найти все его корни или доказать что корней нет. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Какие уравнения называют равносильными? | Уравнения, имеющие одни и те же корни, называются равносильными. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сколько свойств мы используем при решении уравнений? | При решении уравнений мы используем два основных свойства. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сформулировать свойства уравнений. | 1)Если в уравнении перенести слагаемое из одной части в другую, изменив его знак, то получится уравнение равносильное данному. 2)Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же отличное от нуля число, то получится уравнение равносильное данному. В) Устная работа. * Проверь, является корнем уравнения данное число: 1) 4х +5 = х – 1; х= -2. 2) х (х+ 3) = -1; х = 3. * Найди ошибку! И выясни почему она появилась! III. Изучение нового материала (15 мин). Учитель: Наше знакомство с уравнениями продолжается. Оказывается уравнения бывают различных видов и решив ребус (презентация) вы узнаете тему нашего урока. И вы должны сформулировать цель нашего урока и задачи! А) Работа с учебником (стр.28) 1. прочитать определение линейного уравнения; 2. какой вид линейного уравнения? 3. что обозначают буквы a и b? 4. выяснит сколько корней имеет линейное уравнение? Б) Физминутка (2мин) В) Работа – исследование (работа в парах). Выясняют и делают вывод, при каких условиях линейное уравнение имеет корни.
Итог работы см. презентацию IV.Первичное закрепление темы (10 мин.); А) Решение уравнений; Б) Тест (обучающий). | ТЕСТ Ф.И. ученика | Решить уравнения | Выбрать ответ | Верно «+», Неверно «-» | — 10х = 9 | А) – 0,9; Б) много корней; В) нет корней. | 5х + 27 = 3 +5х + 24 | А) много корней; Б) нет корней; В) 5. | — х + 4 = 4 – х | А) 4; Б) нет корней; В) много корней. | — х + 4 = 47 – х | А) нет корней; Б) 43; В) много корней. | 4х = 8 | А) нет корней; Б) 2; В) много корней. | Самопроверка теста | А | 5 « +» — 5 | Б | 4 «+» — 4 | В | 3 «+» — 3 | А | Меньше 3 «+» — будем работать дальше | Б I. Выставление оценок II. Рефлексия (2мин). 1) Что нового узнали? 2) Мы учились ….(чему)? 3) У нас не получилось (что)? 4) Достигли ли цели? III. Домашнее задание (2 мин). * П. 7 № 129 (а,д,е); 131. * Сделать карточку или составить тест для одноклассников по данной теме. источники: http://urok.1sept.ru/articles/628803 http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-algebre-v-7-klasse-linejnoe-uravnenie-4399411.html |