Урок на тему решение квадратных уравнений

Конспект урока в 8 классе «Решение квадратных уравнений»
план-конспект урока по алгебре (8 класс)

Конспект урока в 8 классе «Решение квадратных уравнений»

Скачать:

ВложениеРазмер
Конспект урока в 8 классе «Решение квадратных уравнений»47.25 КБ
Презентация к уроку кв. уравнения1.18 МБ

Предварительный просмотр:

Алгебра .8 класс: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова;

под ред. С.А. Теляковского

Тема: Решение квадратных уравнений

Цель урока: закрепить умение решать квадратные уравнения и совершенствовать навыки решения полных и неполных квадратных уравнений

Образовательные: повторить определение квадратного уравнения, алгоритм решения, формулы дискриминанта и корней квадратного уравнения.

Развивающие: развивать логическое мышление, внимание, умение аргументировать, делать выводы, формировать грамотность математической речи, интерес к математике.

Воспитательные: воспитывать ответственность, инициативность, настойчивость, дисциплинированность, взаимопомощь.

Тип урока: урок комплексного применения знаний

Методы и приёмы: фронтальный опрос, метод самостоятельной работы, частично-поисковый, взаимопроверка, самопроверка, применение элементов разно-уровневого обучения .

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний (устная работа).
  3. Самостоятельная работа с проверкой.
  4. Работа по теме урока.
  5. Из истории квадратных уравнений (Историческая справка).
  6. Физкультминутка.
  7. Самостоятельное решение квадратных уравнений по вариантам разного уровня(самопроверка через программированный контроль).
  8. Подведение итогов.

Здравствуйте, ребята. Посмотрите внимательно на уравнения, записанные на доске. Найдите среди них лишнее:

2х 2 -4х+3=0; 5х-7х 2 -4=0; 8х –х 2 =0; 7х-15=13; 5х 2— 12=0; 3х 2 -5х=12

Определите тему урока

Нам предстоит поработать над очень важной темой: “Решение квадратных уравнений”. У вас уже достаточно много знаний и умений по этой теме, поэтому наша с вами задача: обобщить и сложить в систему все те знания и умения, которыми вы владеете на данный момент.

Приступим к работе. Для того чтобы включиться в работу и сконцентрироваться, предлагаю вам небольшую устную разминку .

2. Актуализация знаний (устная работа). Повторим теорию.

1) Дайте определение квадратного уравнения

2. Какие виды квадратных уравнений вы знаете?

1) полное; 2)неполное; 3)приведённое

3. Какие уравнения называются приведёнными?

4. Дайте определение неполных уравнений.

— коэффициенты b или с равны нулю

  1. Какой вид имеет неполное квадратное уравнение, если b= 0?

  1. Какой вид имеет неполное квадратное уравнение, если с = 0?

  1. По какой формуле считается дискриминант?

  1. Сколько корней имеет уравнение, если ?

  1. По какой формуле находят корни квадратного уравнения, если уравнение решается через дискриминант ?

  1. Как можно решить квадратное уравнение, если коэффициент b чётный?

3. Самостоятельная работа (взаимопроверка):

№1. Составьте уравнения с заданными коэффициентами и укажите полные и неполные уравнения:

№2. Заполните таблицу и сделайте вывод о количестве корней квадратного уравнения:

4. Решение уравнений (работа на доске)

6) ;

7) ;

8)

9) .

5. Историческая справка (презентация, сообщение ученика)

7. Самостоятельная работа (самоконтроль)

У каждого ученика на столе карточка программированного контроля. Карточки приготовлены по уровню сложности. Ключом к ответу является слово, имеющее отношение к математике

0;

7;

1;

-1;

-1;

  1. Домашнее задание: на «3» №654(а-г); на «4» » №654(а-г),№655(а);
  1. Итоги: Заполнить оценочный лист

Устный опрос ( оценивается учителем)

( оценивается в парах)

( оценивается в парах)

С каким настроением уходите с урока?

Как оцениваете свои знания по теме?

Что нужно повторить?

Текст к презентации: Из истории квадратных уравнений.

История математики уходит своими корнями в древние времена. Задачи, связанные с квадратными уравнениями решались ещё в Древнем Египте и Вавилоне. Теория уравнений интересовала и интересует математиков всех времён и народов.

Впервые квадратное уравнение сумели решить математики Древнего Египта. В одном из математических папирусов содержится задача:

«Найти стороны поля, имеющего форму прямоугольника, если его площадь 12, а – длины равны ширине». «Длина поля равна 4», – указано в папирусе.

В клинописных текстах вавилонян встречаются не только неполные, но и полные квадратные уравнения. Правило решения этих уравнений, изложенное в Вавилонских текстах, совпадает по существу с современным, однако неизвестно, каким образом дошли вавилоняне до этого правила. Почти во всех найденных папирусах и клинописных текстах приводятся только задачи с решениями. Авторы лишь изредка снабжали свои числовые выкладки скупыми комментариями типа: «Смотри!», «Делай так!»,

«Ты правильно нашел!».

Греческий математик Диофант ( III век нашей эры) составлял и решал квадратные уравнения. В «Арифметике» Диофанта нет систематического изложения алгебры, однако в ней содержится систематизированный ряд задач, сопровождаемых объяснениями, которые решены при помощи составления уравнений разных степеней.

Первым руководством по решению задач, получившим широкую известность, стал труд багдадского ученого IX в. Мухаммеда бен Мусы аль-Хорезми (территория современного Узбекистана)

Аль – Хорезми — арабский учёный, который в 825 г. написал книгу «Книга о восстановлении и противопоставлении» («Аль-джебр» и «аль-му-кабала»). Слово «аль-джебр» – со временем превратилось в хорошо знакомое всем слово «алгебра». Это был первый в мире учебник алгебры. Он дал шесть видов квадратных уравнений и для каждого из шести уравнений в словесной форме сформулировал особое правило его решения.

Трактат аль-Хорезми является первой дошедшей до нас книгой, в которой изложена классификация квадратных уравнений и даны формулы их решения. Трактаты аль-Хорезми были переведены в числе первых сочинений по математике в Европе с арабского на латынь. До XVI в. алгебру в Европе называли искусством алгебры и макабалы.

Формулы решения квадратных уравнений по образцу аль-Хорезми в Европе были впервые изложены в «Книге абака», написанной в 1202 г. итальянским математиком Леонардо Фибоначчи. Этот объемистый труд, в котором отражено влияние математики, как стран ислама, так и Древней Греции, отличается и полнотой, и яркостью изложения. Автор самостоятельно разработал некоторые новые алгебраические примеры решения задач и первым в Европе подошел к введению отрицательных чисел. Его книга способствовала распространению алгебраических знаний не только в Италии, но и в Германии, Франции и других странах Европы. Многие задачи из «Книги абака» были включены почти во все европейские учебники XVI-XVII в. и частично XVIII в.

Испанский математик Вальмес в 1486 году как-то в семейном кругу обмолвился о том, что нашел формулу для решения уравнения четвертой степени. В числе гостей оказался влиятельный инквизитор. Услышав слова Вальмеса, он заявил, что волей Божьей решать эти уравнения человеку не дано, а найти формулу можно было только с помощью дьявола.

В ту же ночь Вальмес был брошен в тюрьму, а через три недели сожжен на костре за связь с дьяволом. Лишь через 100 лет решение этих уравнений было найдено вторично.

Общее правило решения квадратных уравнений, приведенных к единому каноническому виду

х 2 + bх = с, при всевозможных комбинациях знаков коэффициентов b и с было сформулировано в Европе лишь в 1544 г. Михэлем Штифелем.

Вывод формулы решения квадратного уравнения в общем виде имеется у Франсуа Виета, однако он также признавал только положительные корни. Итальянские математики Тарталья, Кардано, Бомбелли среди первых в XVI в. учитывают, помимо положительных, и отрицательные корни. Лишь в XVII в., благодаря трудам Рене Декарта, Исаака Ньютона и других ученых, способ решения квадратных уравнений принимает современный вид.

Слайд 7. А с каким еще понятием мы постоянно сталкиваемся при решении квадратных уравнений?

А вот понятие Dискриминант придумал английский ученый Сильвестр, он называл себя даже “математическим Адамом” за множество придуманных терминов. А зачем нужен дискриминант?

  • Он определяет число корней квадратного уравнения (осуществляет дискриминацию)

Слайд 8. Вывод: Квадратные уравнения — это фундамент, на котором покоится величественное здание алгебры. Различные уравнения как квадратные, так и уравнения высших степеней решались нашими далекими предками. Эти уравнения решали в самых разных и отдаленных друг от друга странах. Потребность в уравнениях была велика. Уравнения применялись в строительстве, в военных делах, и в бытовых ситуациях.

Слайд 10. В настоящее время, умение решать квадратные уравнения необходимо для всех. Умение быстро, рационально и правильно решать квадратные уравнения облегчает прохождение многих тем курса математики: дробно — рациональные уравнения (8 класс),

тригонометрические, логарифмические, показательные (10-11 классы).

Квадратные уравнения решаются не только на уроках математики, но и на уроках физики, химии, информатики. Большинство практических задач реального мира тоже сводится к решению квадратных уравнений.

Слайд 11. Альберт Эйнштейн говорил: «Мне приходится делить время между политикой и уравнениями. Однако уравнения, по-моему, гораздо важнее. Политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно».

Открытый урок по теме: «Решение квадратных уравнений»

Разделы: Математика

Образовательные:

  • закрепление и обобщение знаний учащихся, полученные при изучении темы;
  • отработка способов решения квадратных уравнений, выработка умения выбрать нужный, рациональный способ решения.

Развивающие:

  • развитие логического мышления, памяти, внимания, умений сравнивать и обобщать.

Воспитательные:

  • воспитание трудолюбия, взаимопомощи, математической культуры.

Оборудование к уроку:

  • лист 1 (таблица ответов, блок домашних уравнений); (лист 1)
  • проектор, слайд-фильм «Квадратные уравнения»; (Презентация . Квадратные уравнения)
  • листы с координатной плоскостью;
  • лист 2 (справочные таблицы, заполненные на предыдущих уроках); (лист 2)
  • оценочный лист работы на уроке (самооценка);
  • жетоны;
  • лист релаксации урока;
  • Буклет. Квадратные уравнения.

1. Организационный момент «Настроимся на урок!»

Учитель: Тема нашего урока «Решение квадратных уравнений». (слайд 1)

На этом уроке повторим и закрепим знание и умение решения квадратных уравнений различными способами. Каждый из вас должен уметь верно и рационально решать квадратные уравнения. Эта тема очень важная в курсе математики, она является ступенькой в изучении более сложного материала. В старших классах будем решать логарифмические, показательные, тригонометрические уравнения, приводимые к квадратным. Это будет в 10, 11 классах. А сегодня вы покажете, насколько готовы шагать по ступенькам математики дальше. Эпиграфом к уроку послужат слова английского поэта средних веков Чосера

«Посредством уравнений, теорем
Я уйму всяких разрешал проблем». Слайд 2.

(На доске записать уравнения: тригонометрическое, логарифмическое, показательное).

Результат вашей работы на уроке – ваша самооценка, выставленная в оценочном листе.

2. Проверка выполнения домашнего задания

Учитель: Дома вы выполняли самостоятельную работу. Решали по 9 уравнений

Задание. По коду корней уравнений отметить точки на координатной плоскости, соединить их последовательно отрезками. Условие: х1 2 – 16х = 0, (х2; х1).

  • 5х 2 – 50х = 0, (х2; х1).
  • х 2 – 4х – 32 = 0, (х2; х1).
  • х 2 + 12х + 32 = 0, (х1; х2).
  • х 2 + 11х – 26 = 0, (х1; х2).
  • 5х 2 – 40х = 0, (х2; х1).
  • х 2 – 11х + 24 = 0, (х2; х1).
  • 4х 2 – 12х – 40 = 0, (х1; х2).
  • 2х 2 + 13х – 24 = 0, (х1; х2).
    1. 2х 2 + 16х = 0, (х1; х2).
    2. х 2 – 12х + 27 = 0, (х2; х1).
    3. 2х 2 – 6х – 56 = 0, (х2; х1).
    4. х 2 + 9х + 20 = 0, (х1; х2).
    5. х 2 + 8х = 0, (х1; х2).
    6. х 2 – 14х + 40 = 0, (х1; х2).
    7. 3х 2 – 18х + 15 = 0, (х1; х2).
    8. 4х 2 – 24х + 32 = 0, (х1; х2).
    9. х 2 – 3х + 2,25 = 0, (х1; х2).

    Слайд 4. Решение домашнего задания.

    Вариант 1.Вариант 2.

    Ученики выставляют оценки в оценочный лист.

    Верно 9 точек – «5». Верно 8 – 7 точек – «4». Верно 6 – 5 точек – «3».

    3. Актуализация знаний учащихся

    Учитель. Повторим основные вопросы теории темы.

    Ученик рассказывает по слайдам 2 и 3 блок теории.

    4. Устные упражнения

    Учитель. Ребята, здесь вы видите уравнения, определённые по какому-то признаку. Как вы думаете, какое из уравнений группы является лишним?

    5. Индивидуальная работа

    Уравнения, которые оказались лишними в группе, предлагается решить учащимся самостоятельно на доске.

    1. 4х 2 — х – 3 = 0, (при решении можно воспользоваться приёмом: a + b + c = 0)

    2. 2х 2 — 7х – 4 = 0, (по формулам корней квадратного уравнения),

    3. х 2 + 2х – 35 = 0, (можно использовать условие b = 2k).

    Проверка решения уравнений фронтально.

    6. Актуализация знаний учащихся

    Учитель. Решение квадратного уравнения мы начинаем с нахождения дискриминанта.

    Слайд 8. Ученик рассказывает по 8 слайду.

    7. Самостоятельная работа

    Ученики выполняют самостоятельную работу, коды ответов на листе 1 в таблице.

    Заполняется таблица на слайде. Получается слово — ШТИФЕЛЬ.

    Учитель. Ребята, это фамилия ещё одного ученого, открытия которого связаны с квадратными уравнениями. Послушаем продолжение истории о возникновении квадратных уравнений.

    8. Историческая справка

    Ученица (читает стихи о теореме Виета).

    9. Актуализация знаний учащихся

    Учитель. Теорема Виета выражает связь между корнями и коэффициентами

    приведённого квадратного уравнения.

    Ученик рассказывает теорему Виета, обратную ей и формулирует обобщённую теорему. Новую теорему записать в тетрадях.

    Учитель: На уроках изучения теоремы Виета, мы с вами исследовали ситуации, в которых можно использовать эту теорему. Напомнит нам их ученица.

    10. Самостоятельная работа.

    Выполним задания. (Задания 4 и 5 решаются на доске.)

    Работаем в парах, полученные решения объясняют у доски.

    11. Актуализация знаний учащихся

    Учитель. На одном из уроков изучения темы вы, исследуя зависимость корней квадратного уравнения от его коэффициентов, получили приёмы устного решения квадратных уравнений.

    Задание: Решите устно уравнения, применяя эти свойства.

    Сегодня на уроке мы с вами повторили и обобщили знания по теме «Квадратные уравнения».

    Посмотрим результаты вашей работы.

    Оценку за активность работы на уроке выставляет вам ваш сосед.

    Кто получил «5», «4», «3»? (Оценочные листы собрать).

    Повторить теорию по записям в тетрадях, п.п. 19 – 23.

    Решить уравнение 3х 2 + 2х – 1 = 0 разными способами (10 способов).

    Закончить наш урок я хотела бы словами: Научился сам, научи другого. Слайд 19.

    Релаксация урока. Давайте поставим общую оценку за урок. С каким настроением вы уходите с урока?

    Закрасить ту рожицу, которая, по-вашему мнению, соответствует вашему настроению.

    Оценочный лист ученика 8 — ____ класса ____________________________________ .

    1. Оценки за работу на уроке.

    Домашняя работа

    Самостоятельная работа № 1.

    Самостоятельная работа № 2.

    Индивидуальные задания.

    Активность на уроке

    2. Параметры оценок за домашнюю работу.

    Верно отмечено 9 точек – «5».
    Верно отмечено 8-7 точек – «4».
    Верно отмечено 6-5 точек – «3».

    Разработка урока по теме»Решение квадратных уравнений».

    Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

    Тема : Решение квадратных уравнений.

    Тип урока : урок систематизации и обобщения знаний.

    • Предметные : закрепить навык решения квадратных уравнений, развивать вычислительные навыки учащихся, познакомиться с приемами быстрого решения квадратных уравнений.

    Личностные: умение работать в группах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения, умение

    доводить начатое дело до конца, взаимовыручка, формирование навыков самоконтроля и самооценки.

    Метапредметные: уметь обрабатывать информацию, выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий,

    контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности, развитие речи, внимания, умения анализировать.

    Формы работы учащихся : фронтальная, групповая, индивидуальная.

    Методы обучения : наглядные, практические, самостоятельная работа.

    Технологии : проблемного обучения, технология развития критического мышления, ИКТ.

    Оборудование : Компьютер, проектор, раздаточный материал, электронная презентация. ватманы, маркеры,

    «Посредством уравнений, теорем

    Я уйму всяких разрешил проблем»

    Английский поэт средних веков – Чоссер

    1. Мотивация к учебной деятельности.Постановка целей и задач урока.

    На доске висят высказывания «Зри в корень», «Корень зла», «Корень учения горек, да плод его сладок»

    Внимание! Черный ящик! Угадайте, что в ящике. Даю три определения этому предмету:

    1. Непроизводная основа слова.

    2. Число, которое после подстановки его в уравнение обращает уравнение в тождество.

    3. Один из основных органов растений.

    Что общего между высказываниями и предметом в черном ящике? (Речь идет о слове корень.)

    С каким математическим понятием связан этот предмет. О чем пойдет речь на уроке? /об уравнениях/

    «Уравнение — это золотой ключ, открывающий все математические сезамы»
    С. Коваль.

    Как понимаете слово сезам? В переводе с арабского —«тайна». Тайну квадратных уравнений мы продолжаем открывать и сегодня на уроке.

    — Какие цели необходимо поставить перед собой? (повторить и закрепить умения решать квадратные уравнения)

    — Каждый из вас имеет получить оценку за урок по результатам работы на различных этапах. Для этого у вас на партах лежат карты результативности, в которые вы будете фиксировать свои успехи. Для ответа на поставленный вопрос вы поднимаете руку и ни в коем случае не перебиваете друг друга. Желаю всем удачи.

    2.Актуализация полученных знаний.

    Прочитайте тему урока и найдите ключевые слова. Что вы можете сообщить мне по этой теме. У вас на столе большой лист, напишите все что вы знаете по теме урока.

    Учащиеся обсуждают в группах и один записывает на листе все ответы.

    Учитель на доске заполняет лепестки ромашки, каждый стол называет одно свойство или формулу, ( повторять нельзя) в центре ромашки написано на листе-квадратные уравнения.

    После заполнения лепестков, учитель в одном лепестке пишет уравнение:

    х 2 + 2019х-2020=0.

    Вы можете быстро решить это уравнение?

    Тогда оставим вопрос на конец урока.

    Формулирование учебной проблемы.

    Учитель задаёт вопрос:

    – Какую ставите цель на уроке? Чего хотите добиться, чему научиться?

    У вас лежат зеленые карточки у каждого, заполните, пожалуйста, 3 первые строчки таблицы , что вы знаете по теме, что можете и ваша цель на уроке (Приложение1).

    В течение одной минуты ребята отвечают на вопросы, приведенные ниже:

    • Уравнение второй степени.
    • Сколько корней имеет квадратное уравнение, если D больше 0?
    • Равенство с переменной?
    • От чего зависит количество корней квадратного уравнения?
    • Как называется квадратное уравнение, у которого первый коэффициент — 1?
    • Сколько корней имеет квадратное уравнение, если дискриминант меньше 0?
    • Что значит решить уравнение?
    • Есть у любого слова, у растения и может быть у уравнения?

    1)х 2 +10х – 24 х=

    х1= = -8

    х2= = -6

    Те, кто нашел ошибку и помог мне ее исправить, поставьте в свой лист успеха 3б.

    Находят ошибку и объясняют ее.

    Кто отвечал у доски- ставят себе баллы.

    3.Индивидуальная работа. Вспомнить, как записываются квадратные уравнения по их коэффициентам.

    На слайде вы видите коэффициенты, а, b и с.

    Составьте 5 квадратных уравнений, запишите каждый в тетрадь.

    Контроль и оценивание данного этапа.

    Проверьте свою работу по слайду (Слайд 2), оцените:

    На доске записаны критерии оценки

    решил верно-2б, решил верно и помог другу -3 б,

    решил с помощью-1б

    Проверяют, оценивают, ставят баллы в лист успеха

    Теперь давайте проверим, на сколько хорошо вы умеете определять виды квадратных уравнений.

    4.Работа в парах.

    (взаимопроверка по ключу, взаимооценивание).

    Вашему вниманию предлагается карточка, в которой записаны 6 уравнений. Напротив каждой колонки вы ставите плюс, если оно принадлежит к данному виду.


    источники:

    http://urok.1sept.ru/articles/412298

    http://infourok.ru/razrabotka-uroka-po-teme-reshenie-kvadratnyh-uravnenij-5438321.html