Урок на тему решение простейших тригонометрических уравнений
Урок. Решение простейших тригонометрических уравнений план-конспект урока по алгебре (10 класс)
Урок. Решение простейших тригонометрических уравнений
Скачать:
Вложение
Размер
Урок. Решение простейших тригонометрических уравнений
14.7 КБ
Презентация
672.52 КБ
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по алгебре в 10 классе на тему: «Решение простейших тригонометрических уравнений»
учителя математики МБОУ «Ельнинская СШ №2
Кудиной Натальи Григорьевны
Тип урока : урок закрепления и расширения знаний
Формы организации урока: фронтальная, индивидуальная, групповая, самостоятельная работа с последующей проверкой.
обучающая : систематизировать и расширить имеющиеся знания по теме «Тригонометрические уравнения»;
развивающая : способствовать развитию у учащихся логического, критического мышления, познавательной активности, умения рассуждать, сравнивать, обобщать, формулировать выводы;
воспитательные : воспитание воли и упорства для достижения результата, интереса к предмету математики, сознательного отношения к обучению, самостоятельности.
Учебник : Математика. 10 класс: А.Г.Мордкович, И.М. Смирнова, П.В. Семенов и др.- М.: «Мнемозина», 2009
Оборудование : раздаточные материалы для устного счета и диктанта, таблицы с единичной окружностью.
Организационный момент
Актуализация знаний (устные упражнения)
Первичное закрепление в знакомой ситуации (математический диктант)
Постановка целей и задач урока
Решение конструктивных заданий (обобщение изученного ранее)
Открытие новых знаний
Закрепление полученных знаний
Самостоятельная работа
Подведение итогов. Рефлексия
Домашнее задание
Здравствуйте, ребята. Сегодняшний урок мне хочется начать словами
пословицы: «Стоя на одном месте новых горизонтов не откроешь». Будьте сегодня на уроке внимательны и активны.
Актуализация знаний (по домашним заданиям)
Первичное закрепление в знакомой ситуации (математический диктант)
Математический диктант (карточки)
Постановка целей и задач урока (на слайде)
Выберите и продолжите фразу: «Сегодня на уроке мы будем …»
решать задания, применяя понятия арксинуса, арккосинуса, арктангенса и арккотангенса;
упрощать тригонометрические выражения;
решать простейшие тригонометрические уравнения;
решать тригонометрические уравнения, сводя их к простейшим тригонометрическим уравнениям.
Первичное закрепление
1) Мы знаем, как решать простейшие тригонометрические уравнения. А как решить уравнение:
Оно похоже на простейшее тригонометрическое уравнение? Как его свести к решению простейших уравнений? На какое знакомое вам уравнение оно похоже, если заменить какой-либо переменной?
Да, на квадратное.
Введем новую переменную . Тогда уравнение примет вид:
откуда находим
Значит, либо , либо .
Первое уравнение не имеет корней, а из второго находим:
Этот метод решения таких уравнений называется методом введения новой переменной.
2)Решить такое уравнение:
Что записано в левой части уравнения?
Когда произведение равно 0?
Задача сводится к решению совокупности уравнений:
Из этих уравнений находим соответственно
Закрепление полученных знаний
Самостоятельная работа
Подведение итогов. Рефлексия
«Было интересно, потому что …»
«Я бы хотела похвалить себя за то, что …»
«Урок я бы оценила на …»
Параграф 18 (п. 2), №18.6 (в,г), №18.7(а,б).
Тема урока: «Решение простейших тригонометрических уравнений». 10-й класс
Разделы: Математика
Класс: 10
Тип занятия: изучение нового материала.
Цели урока:
Дидактическая: ввести понятия простейших тригонометрических уравнений, формул их корней; закрепить умение находить значения обратных тригонометрических функций
Развивающая: формировать умение анализировать, искать аналоги и различные варианты решения.
Воспитательная: воспитывать внимательность, уверенность; активность, наблюдательность; стремление в взаимовыручке, умение работать в группе и самостоятельно.
Форма проведения: работа в группах, индивидуальная, самостоятельная.
Формы контроля: текущий.
Оборудование: презентация «Простейшие тригонометрические уравнения», проектор, экран; доска, цветной мел; листы отчета работы в группах; карточки-тесты, индивидуальные задания на карточках; листы.
В результате изучения новой темы студенты должны:
знать: понятия простейших тригонометрических уравнений и формулы их корней; частные случаи простейших тригонометрических уравнений;
уметь: применять формулы корней уравнений при решении упражнений; находить значения обратных тригонометрических функций на единичной окружности.
План проведения занятия:
Организационный момент
Проверка знаний, воспроизведение и коррекция опорных знаний.
Тест с выбором ответа (по 2 вариантам)
Мотивационный момент
Изучение нового материала
Первичное применение приобретенных знаний
Работа под руководством преподавателя
Работа в группах
Рефлексия
Самостоятельная работа студентов
Итог занятия
Задание на дом
Структура занятия
1. Организационный момент
2. Проверка знаний, воспроизведение и коррекция опорных знаний.
Тест с выбором ответа по 2 вариантам на карточках. (Приложение)
3. Мотивационный момент
– обоснование необходимости изучения данной темы, сообщение темы – вовлечение студентов в процесс постановки целей и задач занятия (Приложение \ Презентация, слайды № 1-2)
4. Изучение нового материала
Определение Простейшие тригонометрические уравнения – уравнения вида Sinx = a, Cosx = a, tgx = a, ctgx = a.
Решить простейшее тригонометрическое уравнение – значит найти множество всех значений аргумента, при котором данная тригонометрическая функция принимает значение а.
Рассмотрим решения данных уравнений
Т.к. функция у = Cosxимеет смысл при , то рассмотрим основные случаи решения данного уравнения.
Рассмотрим ещё несколько случаев решения данного уравнения, при решении которых используется единичная окружность.
(разбираем решение на доске).
Уравнение Sinx = a
Т.к. функция у = Sinxтакже имеет смысл при , то аналогично рассмотрим основные случаи решения данного уравнения.
при .
Рассмотрим также несколько случаев решения данного уравнения, при решении которых используется единичная окружность.
1) (разбираем решение на доске).
2) (разбираем решение по презентации)
Уравнениеtgx = a (вспомнить линиюtgxна окружности!)
.
Т.о.
Уравнениеctgx = a
Аналогично рассматривается
(разбираем решение на доске).
5. Первичное применение приобретенных знаний
Работа под руководством преподавателя
№ 1. Решить уравнения:
а) б)
Работа в группах
Разделяю студентов на группы, выдаю листы отчета работы в группах № 2. Решить уравнения (Приложение \ Презентация – слайд № 14) Далее проводим проверку и разбор решения по ответам на экране (Приложение \ Презентация, слайд № 15)
6. Рефлексия
Самостоятельная работа студентов
Проводится в трех вариантах + Работа по индивидуальным заданиям – карточкам Задания по вариантам – Приложение \ Презентация, слайд № 16) Задания по карточкам – Приложение Проверка и оценивание самостоятельной работы и оценок по карточкам проводится во время записи домашнего задания студентами
7. Итог урока
Во фронтальной беседе повторить основные моменты нового материала. Подведение итогов, выставление оценок.
8. Задание на дом:
а) теория – учебник Н.В. Богомолова «Математика» (п. 39), конспект
Открытый урок по алгебре и началам анализа на тему «Решение простейших тригонометрических уравнений»
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Урок алгебры и начал анализа
Подготовила: учитель математики
Шеварёва Людмила Алексеевна
Открытый урок по алгебре и началам анализа в 10 классе.
— формирование интереса к математике и ее приложениям.
— формирование умений применять приемы: сравнения, обобщения, выделения главного, переноса знаний в новую ситуацию,
— развитие познавательного интереса, математического кругозора, мышления и речи, внимания и памяти.
Формы организации работы учащихся на уроке: групповая, индивидуальная, фронтальная, коллективная, разноуровневая, самостоятельная, сотворчество учителя и учащихся.
Тип урока: урок закрепления и систематизации знаний.
Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, алгоритмический, частично – поисковый (эвристический), практический, тестовая проверка уровня знаний,
Оборудование и источники информации: компьютер, мультимедийный проектор;
на партах учащихся: опорные схемы по решению простейших тригонометрических уравнений, справочные материалы, листы учета знаний, лист бумаги для проведения теста, комплект «Математическая игра-лото», карточки заданий с уравнениями, карточки с домашними заданиями.
1.Организационный момент.
Эпиграф занятия: «Без уравнения нет математики как средства познания природы» (академик Александров П. С.).
Эта история произошла давным-давно. В древнем городе жили добрый мудрец и злой человек, который завидовал славе мудреца. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. Пошел он на луг, поймал бабочку, сжал ее между сомкнутых ладоней и подумал:
«Спрошу-ка я: о, мудрейший, какая у меня бабочка — живая или мертвая? Если он скажет, что мертвая, я раскрою ладони — бабочка улетит, а если скажет — живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет». Так завистник и сделал: поймал бабочку, посадил ее между ладоней, отправился к мудрецу и спросил его: «Какая у меня бабочка — живая или мертвая?» Но мудрец ответил: » Все в твоих руках:»
А я хочу сказать, что результат вашей работы на сегодняшнем уроке в ваших руках. Эти слова будут девизом нашего урока.
Учитель: «Сегодня у нас очередной урок по теме «Решение простейших тригонометрических уравнений». Повторяем, приводим в систему изученные виды, типы, методы и приемы решения тригонометрических уравнений.
Перед вами стоит задача – показать свои знания и умения по решению простейших тригонометрических уравнений. Все виды работ на уроке будут оценены, результаты занесены в лист учета знаний».
II. Давайте, ребята, воспроизведём коррекцию опорных знаний.
Ответьте на вопросы:
1) В каких единицах измеряются углы? (Градусах и радианах
2). Какое уравнение называется тригонометрическим? (Уравнения, в которых переменная стоит под знаком тригонометрической функции, называются тригонометрическими.)
4) Сколько корней может иметь тригонометрическое уравнение? (Тригонометрические уравнения имеют множество корней в силу периодичности тригонометрических функций.)
5) Что значит решить тригонометрическое уравнение? (Найти множество корней или убедиться что корней нет.)
Учитель: «Рассмотрим решение простейших тригонометрических уравнений, повторим основные формулы». На столах находится раздаточный материал – это приложения, справочный материал, карточки заданий и математическое информационное лото.
Принято, что к соревнованию человек готовится и свой день начинает обычно с зарядки, то есть с разминки. Проведем разминку и мы. За каждый правильный ответ учащийся получает жетон.
2).Выразить градусную меру в радианную, а радианную в градусную.
3). Определить знак выражения: (Учащиеся отвечают на интерактивой доске, на флпарте)
Математический диктант «Знатоки формул»
Вы видите 8 формул. За 2 минуты определите, какие из них записаны неверно.
Критерии оценивания : «5»- 8 правильных ответов,
«4»-7-6 правильных ответов,
«3»-4-5 правильных ответов,
«2»-1-3 правильных ответов.
Ответы записываются в виде тестов да +, нет – Проверка в парах.
III. Математическое лото (5 мин).
Принцип действия лото: перед учащимися интерактивная доска с вопросами-заданиями, и разрезанные информационные двусторонние прямоугольники.
Листок с ответами с обратной стороны заклеивается табличками с информацией. Учащимся предлагается вначале установить соответствие вопросов и ответов, а затем перевернуть таблички и прочитать «историческую» математическую информацию.
Лист с заданиями на математическом лото.
Слово «градус» происходит от латинского gradus (шаг, ступень), minutus -«уменьшенный» ,секунда-«вторая»
«Радиан»- от латинского слова radius (спица, луч), впервые появилось в 1873году в Англии.
Слово «тригонометрия» впервые встречается в 1505 году в заглавии книги немецкого математика Питискуса, означает «треугольник, мера»(перевод с греческого),т. Е. измерение треугольников.
«Джива или джайб»- с арабского языка -тетива лука или выпуклость, напоминает хорду. Было заменено по смыслу латинским-«синус» (изгиб, кривизна) в 12 веке.
Косинус- от сокращенного выражения, означающее на латинском «дополнительный синус».
Тангенсы(котангенсы)- возникли при решении задач об определении длины тени еще в 10 веке, ввел в математические труды арабский ученый Абул- Ваф.С латинского переводится как «касаться»( tanger )
К. Птолемей первым составил таблицы синусов (раньше называлась таблицей хорд), таблицы были точны до пяти десятичных знаков.
Современные обозначения arcsin , arctg появляются в 1772г. в работах австрийского математика Шерфера и французского ученого Ж.Лагранжа
Колоссальное значение современного вида тригонометрии принадлежит крупнейшему математику18 века Леонарду Эйлеру, швейцарцу по происхождению, но долгие годы работавшему в России, а также он был членом Петербургской академии наук.
IV. Задание: «Найди ошибку». (слайд 18)
V. Просмотр видеоролика (настрой на групповую работу) (2 мин.)
Этот этап проходит в форме эстафеты. Каждый член команды должен выполнить определенный этап в решении уравнения.
Участникам каждой команды выдается 2 карточки, каждая, из которых, содержит задание и ряд ответов, среди которых лишь один правильный.
Ответы соответствуют написанным буквам, учащимся нужно выбрать букву с правильным ответом. В результате команды должны получить слово КАЗАХСТАН 25. Если слово не сложилось, то учитель сразу видит кто из участников, в какой команде ошибся.
(Учащиеся в группах решают по 2 уравнения на флипчартах)