Конспект открытого урока по алгебре в 8-м классе на тему «Биквадратные уравнения»
Разделы: Математика
Класс: 8
Ключевые слова: карточки
Цели урока:
- образовательная: дать определение биквадратного уравнения, научиться решать биквадратные уравнения, исследовать от чего зависит количество корней биквадратного уравнения;
- воспитательная: формировать умение работать в парах, выслушивать мнение товарища, доказывать свою точку зрения;
- развивающая: развивать навыки самостоятельной и исследовательской работы.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Форма урока: урок-исследование.
Оборудование: учебник «Алгебра, 8» авторов Г.В. Дорофеев, С.Б.Суворова, Е.А. Бунимович и др., компьютер.
Приложение: презентация «Биквадратное уравнение и его корни», для создания которой использована программа PowerPoint из пакета программ Microsoft Office.
План урока:
- Организационный момент. Слайд 1.
- Актуализация знаний. Слайд 2, 3, 4.
- Открытие детьми темы урока. Слайд 5, 6.
- Постановка детьми целей урока. Слайд 7.
- Пример решения биквадратного уравнения. Слайд 8.
- Работа в парах – исследование. Слайд 9.
- Итоги исследования. Слайд 10.
- Итог урока. Слайд 11.
- Задание на дом. Слайд 12.
Ход урока
1. Организационный момент.
Начало урока — организационный момент, готовность, приветствие.
— Здравствуйте, ребята! Садитесь. Представится.
-Начинаем урок алгебры. Сегодня вы будете исследователями! Желаю вам удачи, хорошего настроения и взаимопонимания! Девизом урока пусть будут слова Л. Н. Толстого. Слайд 1.
2. Актуализация знаний.
Обратите внимание на уравнение: 10х 2 + 12х + 2019 = 0.
— Назовите вид данного уравнения.
— Назовите коэффициенты данного уравнения (10.12.2019)
— О каком событии говорят коэффициенты уравнения? (Дата занятия) Слайд 2.
— Повторим формулы дискриминанта и корней квадратного уравнения. Для этого продолжите предложения или ответьте на вопросы письменно в тетради. Далее выйдет желающий представитель с каждого ряда оформит на доске, получившиеся ответы. Слайд 3.
Проверка у доски.
— Решите устно квадратные уравнения, они нам пригодятся далее при решении. Как называются эти уравнения? Слайд 4.
+ Неполные квадратные уравнения.
+ 1) нет корней;
2) x=3 и x= -3;
3) x=0 и x= -5;
4) x=2 и x= -2;
5) нет корней;
6) x=√5 и x= -√5.
3. Открытие темы урока.
— Для того чтобы узнать тему урока, давайте разгадаем что же у нас тут зашифровано? Слайд 5.
+ Приставка «Би» обозначает два, т.е. «дважды квадратное».
— Как вы думаете, к какому математическому понятию относится это определение?
+ Оно относится к слову «уравнение».
— Совершенно верно! Теперь вы можете сказать, какова тема нашего сегодняшнего урока.
+ Тема урока «Решение биквадратных уравнений». Слайд 6.
4. Постановка целей урока.
— Каковы для вас цели урока?
+ Мы должны узнать, какое уравнение называется биквадратным.
— Хорошо. Но ведь, как и любое уравнение, оно должно иметь корни. Значит, чему ещё вы должны научиться?
+ Как найти его корни.
Слайд 7.
+ Биквадратным называется уравнение вида ах 4 + вх 2 + с = 0, где а ≠ 0.
— Существенно ли замечание, что а ≠ 0?
+ Да, т.к. если а будет равно 0, то уравнение будет квадратным (неполным).
— Хорошо. Приведите пример биквадратного уравнения.
+ Например, 10х 4 + 5х 2 + 3 = 0 (Дети приводят примеры биквадратных уравнений).
5. Пример решения биквадратного уравнения.
— Давайте разберем способ решения биквадратного уравнения х 4 + 3х 2 – 28= 0.
Получилось полное квадратное уравнение, решаем его через дискриминант:
Дискриминант больше нуля, следовательно, два корня, найдем их:
;
;
Возвращаюсь к прежней переменной, для этого подставим вместо переменной t полученные числа:
Ответ: .
— Алгоритм решения биквадратного уравнения следующий:
Слайд 8.
- Ввести замену переменной: пусть х 2 = t;
- Составить квадратное уравнение с новой переменной: at 2 + bt + c=0;
- Решить новое квадратное уравнение;
- Вернуться к замене переменной;
- Решить получившиеся квадратные уравнения;
- Сделать вывод о числе решений биквадратного уравнения;
- Записать ответ.
6. Работа в парах – исследование (совместное выполнение заданий на решение биквадратных уравнений).
— Сейчас вам необходимо поработать в парах и исследовать: сколько корней может иметь биквадратное уравнение. Возьмите карточку №1, котороя лежит у вас на столе. Алгоритм работы задан на карточках. Внимательно прочитайте и следуйте по алгоритму.
— По окончанию данного этапа работы, вам необходимо образовать новую пару. Для этого ученик, сидящий за II вариантом должен пересесть на одно место назад, так как показано на схеме слайда, а последний ученик пройдет за первую парту. Слайд 9.
— Тем ребятам, кому не хватило пары и тем, кто сидит на последней (нечетной) парте, необходимо выполнить индивидуальное задание.
— После того как произошла смена напарников, организуйте работу в новых парах в соответствии с инструкцией на Карточке №2.
7. Итоги исследования.
— Сейчас мы сделаем выводы о том, от чего зависит количество корней биквадратного уравнения.
+ Фронтальный опрос по заполнению таблицы.
Сопоставления результатов предположениям, выдвинутым в ходе работы над первым биквадратным уравнением (Карточка №1)
-Итоги исследования мы поместим в таблицу.
— Посмотрите и прокомментируйте. Слайд 10. — заполнение таблицы
8. Итог урока.
-Сегодня на уроке вы самостоятельно разобрались с биквадратными уравнениями. И мы должны подвести итог.
— Каждая группа получает набор бумаги, вырезанной в форме ладошки. Задача группы – написать о том:
- Какие у вас были затруднения на уроке?
- Нашли ли вы выход из затруднения?
- Остались ли у вас затруднения после окончания урока?
- Что понравилось на уроке?
- Что не понравилось на уроке? Слайд 11.
+После заполнения все ступни вывешиваются на доску и прочитываются.
9. Задание на дом.
-Решить 2 уравнения и заполнить последние 2 строки таблицы. Слайд 12.
Конспект урока «Биквадратные уравнения»(9 класс)
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
«Актуальность создания школьных служб примирения/медиации в образовательных организациях»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА.
Биквадратные уравнения.
Шевлякова Екатерина Александровна
Тема и номер урока в теме
Уравнения приводимые к квадратным. Биквадратные уравнения.
5. Цель урока: формировать представление о приемах решения целых уравнений; познакомить учащихся с биквадратными уравнениями, способом решения биквадратных уравнений.
— образовательные (формирование познавательных УУД):
научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «целое уравнение с одной переменной», «корень уравнения», «биквадратное уравнение», «алгоритм решения биквадратного уравнения», «методы решения уравнений».
— воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в пару со сверстником и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
— развивающие (формирование регулятивных УУД)
умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; представлять информацию в табличной форме, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
7.Тип урока Урок первичного предъявления новых знаний .
8.Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная
9.Организация деятельности учащихся на уроке:
-самостоятельно выходят на проблему и решают её;
-самостоятельно определяют тему, цели урока;
-выводят определение биквадратного уравнения, алгоритм решения биквадратного уравнения;
-работают с технологической картой при выполнении заданий;
-отвечают на вопросы;
-решают самостоятельно задачи;
-оценивают результаты своей деятельности на уроке .
10. Необходимое оборудование: компьютер, проектор, учебники по математике, раздаточный материал (технологическая карта, карточки с дополнительным заданием, карточки с домашним заданием), электронная презентация, выполненная в программе Power Point
11.Структура и ход урока
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.
Проводит инструктаж по работе с технологической картой .
Учащиеся готовы к началу работы, имеют представление о работе с технологической картой.
1. Устный фронтальный опрос: (слайды №1-2).
— Чем занимались мы на предыдущих уроках?
— Что значит решить уравнение?
— Какие уравнения мы решали?
— Какие уравнения называются целыми?
2. Устная работа: (слайд 3)
1) Из предложенных уравнений выберите те, которые являются целыми
2)Каким способом можно решить каждое из предложенных уравнений.
8) (х + 4) 2 — 5(х + 4) = 24
Давайте еще раз проговорим, в чем заключается способ замены переменной и разберем решение уравнения 7 на доске…
3. Решение уравнения на доске методом замены переменной:
(х + 4) 2 — 5(х + 4) = 24
1 Обучающиеся отвечают на вопросы устно.
Открытый урок по алгебре: «Решение биквадратных уравнений»
Цели урока:
- Образовательные: Познакомить учащихся с понятием биквадратное уравнение и способом его решения.
- Развивающие: Развивать умения применять теоретические знания на практике. Развивать познавательную активность, мышление, внимание и память, умение слушать товарища, математическую речь.
- Воспитательные: воспитание интереса к математике, активности, аккуратности, дисциплинированности, умение общаться.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по алгебре: «Решение биквадратных уравнений»»
Открытый урок по алгебре 9-а класс
Учитель математики Ханина Н.П.
Урок по теме «Решение биквадратных уравнений»
Образовательные: Познакомить учащихся с понятием биквадратное уравнение и способом его решения.
Развивающие: Развивать умения применять теоретические знания на практике. Развивать познавательную активность, мышление, внимание и память, умение слушать товарища, математическую речь.
Воспитательные: воспитание интереса к математике, активности, аккуратности, дисциплинированности, умение общаться.
1. Организационный этап.
Учитель. Добрый день, дорогие ребята!
Тем, кто учит математике,
Тем, кто учит математику,
Тем, кто знает и любит математику,
И тем, кто ещё не знает, что он любит математику,
Работать сегодня на уроке.
2. Мотивация урока.
Ребята, а какие ассоциации у вас вызывает слово «урок»? Давайте разложим его по буквам.
Надеюсь, что сегодня на уроке нас ждет и успех, и радость. И мы, работая в коллективе, покажем свою одарённость.
Будьте внимательны в течение урока. Думайте, спрашивайте, предлагайте – так как дорогой к истине мы будем идти вместе.
3. Актуализация изучения темы.
Этап – I: «Определение квадратного уравнения; неполные уравнения».
Квадратным уравнением называют уравнение вида ах 2 + bx +c = 0,
где коэффициенты a,b,c – любые действительные числа, где а .
а – первый или старший коэффициент.
b – второй коэффициент.
c – свободный член.
Квадратное уравнение полное
Приведенное квадратное уравнение
х 2 +
Неполное квадратное уравнение
a, b = 0, c = 0
ax 2 = 0
x = 0
a, b, c = 0
ax 2 +bx = 0
x(ax+b)=0
a, b = 0, c
ax 2 +c =0
x 2 = —
x1,2 =,
3. Этап – II. «Формула корней квадратного уравнения»
Квадратное уравнение: ax 2 + bx + c =0
Алгоритм решения квадратного уравнения общего вида
Уравнение не имеет корней
Уравнение имеет один корень: x = —.
x1 = , x2 =.
4. Этап – III. «Теорема Виета»
Приведенное квадратное уравнение: x 2 + px + q =0
Теорема Виета для приведенного уравнения:
«Сумма корней приведенного квадратного уравнения равна второму коэффициенту,
взятому с противоположным знаком, а произведение корней равно свободному члену»:
Теорема Виета для квадратного уравнения общего вида:
x1 + x2 = —; x1x2 =
Обратная теорема Виета:
Вариант 1: № 272(3), 278(5), 279(4)
Вариант 2: № 272(4), 2776). 279(5).
4.Изучение нового материала.
Этап IV. «Биквадратные уравнения»
Сделать замену переменной:
Найти корни квадратного уравнения:
t1,2 =
Корней нет
x =
x = 0
Таким образом, биквадратное уравнение может иметь от 0 до 4 решений.
Покажите общий вид биквадратного уравнения.
Приведите алгоритм решения биквадратного уравнения.
Сколько корней может иметь биквадратное уравнение?
Рассмотреть решение примера 3 стр.78 учебника.
5.Закрепление нового материала.
6. Релаксация: “Поза покоя”
Сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положит на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится медленно, тихим голосом, с длительными паузами.
Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать,
Но пока не все умеют
Есть у нас игра такая –
Очень лёгкая, простая,
И становится понятно –
7. Самостоятельная работа учащихся.
8. Постановка домашнего задания.
Прочитать п.12 из учебника, разобрать примеры.
Решить № 276(3, 4), 279(1,2)..
9. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Итак, сегодня на уроке мы с вами познакомились с биквадратным уравнением, способом его решения путем введения новой переменной, научились решать эти уравнения, проверили свои знания с помощью самостоятельной работы.
Учитель формулирует незаконченное предложение, а учащимся предлагается продолжить по итогам своей деятельности во время урока:
«Сегодня на уроке я узнал …»
« Наиболее трудным для меня было…»
«Больше всего мне понравилось…»
«Завтра я буду более успешным, потому что…»
Ответы учащихся позволят учителю иметь представление о характере трудностей, которые испытывают учащиеся во время изучения рассматриваемой темы, а также будут формировать состояние успеха у учащегося.
http://infourok.ru/konspekt-uroka-bikvadratnye-uravneniya-9-klass-5211402.html
http://multiurok.ru/files/otkrytyi-urok-po-algebre-reshenie-bikvadratnykh-ur.html