Урок по химии ионные уравнения

Урок «Ионные уравнения»
методическая разработка по химии (8 класс) по теме

Методическая разработка урока по химии «Ионные уравнения» в 8 классе. Методическая разработка включает в себя пояснительную записку, технологическую карту урока, приложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_ionnye_uravneniya.docx48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа №3»

г.Богородска Нижегородской области

Составитель: Попадинец Наталья Вячеславовна,

учитель химии I категории

г. Богородск, 2016г

Тема Ионные уравнения

УМК 1)О.С.Габриелян Программа курса химии для 8 – 11 классов для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2010

2) О.С.Габриелян Химия 8 класс. – М.: Дрофа, 2010

3) О.С.Габриелян Химия. 8-9 классы: методическое пособие.- М.:Дрофа,2011

4) О.С.Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В.Яшукова Химия. 8 класс. Настольная книга учителя. М.:Дрофа.

Цель формирование представлений о реакциях ионного обмена.

Образовательные: познакомить учащихся с реакциями ионного обмена и условиями их протекания; научиться составлять ионные уравнения; закрепить умение пользоваться таблицей растворимости для прогнозирования возможных химических реакций; совершенствование химического языка учащихся;

Воспитательные: формирование тактичного и бережного отношения друг к другу, уважение мнения одноклассника и высказывание своего; формирование научной картины мира, воспитание бережного отношения к окружающей среде;

Развивающие: развитие памяти, мышления, познавательного интереса к предмету, активное включение учащихся в самостоятельный поиск знаний; проводить анализ и синтез учебного материала, делать умозаключения и выводы, развитие практических умений и навыков при выполнении лабораторных опытов, развитие умений работать в группе.

Личностные: понимание единства естественнонаучной картины мира, устойчивый познавательный интерес.

Регулятивные: слушать в соответствии с целевой установкой; преобразовывать практическую задачу в познавательную, планировать собственную деятельность, планировать учебную деятельность при выполнении эксперимента в рамках предложенных условий, дополнять, уточнять ответы одноклассников по существу поставленного задания, осуществлять взаимоконтроль процесса и результата выполнения задания, волевая саморегуляция в ситуации затруднения, адекватное понимание причин успеха, неуспеха в учебной деятельности.

Познавательные: осуществлять классификацию, устанавливать причинно-следственные связи, проводить наблюдение, обобщать и интерпретировать информацию, объяснять явления, выявленные в ходе эксперимента, строить логические рассуждения, делать выводы, понимать и интерпретировать информацию, представленную в схемах (аспект смыслового чтения), умение осуществлять идентификацию объектов с выделением необходимых признаков.

Коммуникативные: воспринимать на слух вопросы учителя и ответы учащихся, строить понятные для собеседника речевые высказывания, адекватно использовать устную и письменную речь, строить продуктивное взаимодействие со сверстниками, устанавливать рабочие отношения в группе, формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений.

Предметные: давать определение понятиям, описывать самостоятельно проведенные эксперименты, используя язык химии, освоение алгоритма написания реакций ионного обмена.

Тип урока урок изучения нового материала.

Методы обучения: словесные (беседа), наглядные (просмотр слайдов презентации), практические (эксперимент).

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в группах.

Способы оценки: взаимооценка, оценка учителя.

Материально – техническое обеспечение:

Реактивы: растворы гидроксида калия, гидроксида натрия, соляной кислоты, серной кислоты, хлорида железа(III), карбоната натрия, хлорида натрия, сульфата меди (II), фенолфталеин.

Пробирки (ПХ-14), штатив для пробирок.

Компьютер, проектор, экран, презентация.

Таблицы «Периодическая система Д.И.Менделеева», «Растворимость кислот, оснований, солей в воде».

Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные)

Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха: предлагает назвать любое слово из изучаемой темы и подобрать к каждой букве прилагательное, характеризующее их настроение.

Ученики готовят рабочее место, повторяют пройденный материал, настраиваются на работу.

2.Актуализация знаний и постановка целей урока

— понимать единство естественнонаучной картины мира,

— понимать границы собственного знания и «незнания».

— слушать в соответствии с целевой установкой;

— преобразовывать практическую задачу в познавательную,

— планировать собственную деятельность,

— дополнять, уточнять ответы одноклассников по существу поставленного задания,

— осуществлять взаимоконтроль процесса и результата выполнения задания.

— воспринимать на слух вопросы учителя и ответы учащихся,

— строить понятные для собеседника речевые высказывания.

— устанавливать причинно-следственные связи,

— давать определение понятиям.

Цитирует высказывание Конфуция: «Три пути ведут к знанию: путь размышления — это самый благородный; путь подражания — это путь самый лёгкий и путь опыта — это путь самый горький».

Выберите путь, по которому сегодня мы с вами пойдем?

— Раздает троим ученикам карточки с заданиями, проверяющими знания по пройденному материалу (Приложение 1).

— Формулирует вопросы, позволяющие возбудить мыслительную деятельность учащихся по теме:

-дайте определения понятиям «Электролиты» и «Неэлектролиты»

— Что такое сильные, слабые электролиты? Примеры.

— Организует работу по выполнению задания (на интерактивной доске):

— предлагает нескольким ученикам по очереди выходить к доске для выполнения задания: перечисленные вещества разделите на 2 столбика: в один запишите – электролиты, в другой – неэлектролиты: NaCl(раствор), NaCl(кристаллы), Ba(OH) 2 , H 2 SO 4 (конц.), H 2 SO 4 (раствор).

— контролирует процесс выполнения задания.

Задает вопрос: какой процесс происходит с электролитами в растворах или расплавах?

Напишите уравнения диссоциации, выбранных вами электролитов.

Вызывает одного ученика на доске выполнить это задание.

Организует работу по анализу выполнения задания:

— предлагает осуществить взаимопроверку;

— предлагает учащимся, допустившим ошибки, установить их причины.

— Проводит демонстрационный эксперимент: Что будет, если смешать растворы двух электролитов? Учитель смешивает растворы хлорида натрия и серной кислоты. Что происходит?

Учащиеся выбирают путь работы на уроке.

Трое учеников работают на месте по карточкам.

Остальные слушают вопросы учителя, во фронтальном режиме отвечают на вопросы учителя: вещества, растворы которых проводят электрический ток, относятся к электролитам .

Вещества, растворы которых не проводят электрический ток, называют неэлектролитами .

Сильные электролиты при растворении в воде практически полностью диссоциируют на ионы. У них степень диссоциации стремится к 1. Пример: все растворимые соли, H 2 SO 4 , KOH и др.

Слабые электролиты при растворении в воде почти не диссоциируют на ионы. У них степень диссоциации стремится к 0. Пример: H 2 СO 3 , водный раствор аммиака и др.

Выполняют задания, контролируют правильность ответов учащихся. В первом столбике – электролиты:

NaCl(раствор), Ba(OH) 2 , H 2 SO 4 (раствор). Во втором столбике – неэлектролиты: NaCl(кристаллы), H 2 SO 4 (конц.)

Отвечают на вопросы:

Электролиты в растворах или расплавах диссоциируют на ионы.

Учащиеся у себя в тетради пишут уравнения диссоциации электролитов.

Ученик на доске записывает уравнения диссоциации

Осуществляют взаимопроверку в парах.

Наблюдают и делают вывод , что

реакция не прошла. Вместе с учителем ставят проблему: при каких условиях протекают ионные реакции до конца?

Осознают недостаточнсть знаний по теме, формулируют тему и цель урока.

3. Изучение нового материала.

— понимать значимость реакций ионного обмена для формирования целостной естественнонаучной картины мира.

— понимать значимость химических знаний в практической жизни.

— принимать и сохранять учебную задачу,

— слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять, уточнять ответы одноклассников по существу поставленного задания,

— осуществлять взаимоконтроль процесса и результата выполнения задания,

— планировать общие способы работы,

— планировать учебную деятельность при выполнении эксперимента в рамках предложенных условий, — работа с текстом.

— осознанно строить речевое высказывание, уметь слушать собеседника; адекватно использовать устную и письменную речь,

— строить продуктивное взаимодействие со сверстниками, устанавливать рабочие отношения в группе.

— обобщать и интерпретировать информацию,

— объяснять явления, выявленные в ходе эксперимента, строить логические рассуждения, создавать обобщения, делать выводы,

— понимать и интерпретировать информацию, представленную в схемах (аспект смыслового чтения),

— умение осуществлять идентификацию объектов с выделением необходимых признаков.

— давать определение понятиям,

— описывать самостоятельно проведенные эксперименты, используя язык химии,

— освоение алгоритма написания реакций ионного обмена.

— Делит класс на 6 групп, дает групповые задания (Приложение 2) и алгоритм составления ионных уравнений реакций (Приложение 3). Проверяет знания ТБ при выполнении опытов, навыки и умения экспериментальной работы.

Продолжительность работы групп – 7 мин.

— Вызывает учащихся группы №2 и №3 записать уравнения реакции. Тем временем обращается к группе №1, задавая вопросы: что такое реакции ионного обмена?

В каких случаях реакции ионного обмена практически необратимы?

— Вызывает учащихся группы №2 и №3 рассказать, что наблюдали.

Задает вопрос группе №1: почему наблюдаем появление газа, при образовании в продуктах реакции угольной кислоты?

— Вызывает учащихся группы №4,5 записать уравнение реакции.

Тем временем обращается к группе № 6, предлагая рассказать о значение реакций ионного обмена в жизни человека.

— Вызывает учащихся группы №4 и №5 рассказать, что наблюдали.

— Задает вопрос группе №1: что такое реакции нейтрализации? Почему в результате реакции нейтрализации раствор гидроксида натрия, окрашенный фенолфталеином в малиновый цвет, обесцветился?

Вспоминают и озвучивают правила безопасной работы в химической лаборатории.

В группах изучают материал, проводят эксперимент, формулируют ответ.

Делают необходимые записи.

Учащиеся от группы выходят к доске, записывают уравнения реакций.

Слушают вопросы учителя, во фронтальном режиме отвечают на вопросы учителя.

Учащиеся от группы выходят к доске, комментируют эксперимент, делают вывод, что реакции ионного обмена протекают до конца, если образуется осадок или газ.

Остальные учащиеся делают записи в тетрадь.

Учащиеся группы №1 отвечают на вопрос.

Учащиеся от группы №4,5 выходят к доске, записывают уравнения реакций.

Учащиеся от группы №6 рассказывают о значении реакций ионного обмена.

Учащиеся от группы №4 комментируют эксперимент, делают вывод, что реакции ионного обмена протекают до конца, если образуется малодиссоциирующее вещество (вода).

Учащиеся делают записи в тетрадь.

Учащиеся от группы №5 комментируют эксперимент. Учащиеся делают записи в тетрадь.

Учащиеся группы №1 отвечают на вопрос.

4. Закрепление знаний.

— понимать значимость реакций ионного обмена для формирования целостной естественнонаучной картины мира.

— понимать значимость химических знаний в практической жизни.

— принимать и сохранять учебную задачу.

— волевая саморегуляция в ситуации затруднения

— понимать и интерпретировать информацию, представленную в схемах,

— осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать аналогии.

Предметные: освоение алгоритма написания реакций ионного обмена.

— Предлагает учащимся самостоятельно решить разноуровневые задания на карточках (Приложение 4). Если кто-то из учеников справился раньше остальных, учитель дает дополнительные задания на карточках по данной теме.

— Собирает задания на проверку.

Выбирают себе задание, соответствующего уровня, и письменно выполняют его.

— понимать значимость реакций ионного обмена для формирования целостной естественнонаучной картины мира,

— осознание ответственности за общее дело.

— контроль и оценка процесса и результатов деятельности,

— адекватное понимание причин успеха, неуспеха в учебной деятельности,

— выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью,

— формулирование и аргументация своего

мнения, учет разных мнений.

Предлагает вспомнить тему и цель урока, оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом:

— Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Как оцените свою работу?

Подводит итог урока, отмечает наиболее активных учащихся.

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и цели урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

6. Домашнее задание

Организует объяснение выполнения домашнего задания:

2. Выполнить задания 4 или 5 (по выбору учащегося)

Записывают домашнее задание

Карточки — задания Приложение 1.

К электролитам относится

Электрический ток не проводит

расплав красного фосфора

раствор азотной кислоты

расплав сульфата натрия

Электрический ток проводит

Сульфид-ион образуется при электролитической диссоциации

При полной диссоциации 1 моль нитрата цинка в растворе образуется

3 моль катионов цинка и 1 моль нитрат-ионов

2 моль катионов цинка и 3 моль нитрат-ионов

1 моль катионов цинка и 3 моль нитрат-ионов

1 моль катионов цинка и 2 моль нитрат-ионов

Правой частью уравнения диссоциации сульфата натрия является

Задания для рабочих групп Приложение 2.

Найдите ответы на вопросы:

1. Что такое реакции ионного обмена?

2. Что такое полное и сокращенное ионные уравнения?

3. В каких случаях реакции ионного обмена практически необратимы?

4.Почему наблюдаем появление газа, при образовании в продуктах реакции угольной и сернистой кислот?

5. Что такое реакции нейтрализации? Почему в результате реакции нейтрализации раствор гидроксида натрия, окрашенный фенолфталеином в малиновый цвет, обесцветится?

Опыт: Взаимодействие сульфата меди(II) с гидроксидом натрия.

Проделайте опыт: к 1 мл. раствору сульфата меди(II) добавьте 1 мл. раствора гидроксида натрия. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции. По алгоритму составьте полное и сокращенное ионные уравнения.

Опыт: Взаимодействие карбоната натрия с соляной кислотой.

Проделайте опыт: к 1 мл. раствору карбоната натрия добавьте 1мл. раствора соляной кислоты. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции. По алгоритму составьте полное и сокращенное ионные уравнения.

Опыт: Взаимодействие гидроксида железа(III) с соляной кислотой.

Проделайте опыт: к 1 мл. раствору хлорида железа (III) добавьте 1 мл. раствора гидроксида натрия. Что наблюдаете? Добавьте 1мл. раствора соляной кислоты. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции. По алгоритму составьте полное и сокращенное ионные уравнения.

Опыт: Взаимодействие гидроксида калия с серной кислотой.

Проделайте опыт: к 1 мл. раствору гидроксида натрия добавьте несколько капель фенолфталеина, затем 1мл. раствора соляной кислоты. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции. По алгоритму составьте полное и сокращенное ионные уравнения.

Значение реакций ионного обмена

Реакции ионного обмена широко распространены в живой и неживой природе, например, образование осадочных пород (гипс, известняк, другие соли), появление камней в почках животных и человека.

Широко используются реакции ионного обмена и в практических целях, например для осаждения ионов, приносящий существенный вред людям и животным. К таким относят, в первую очередь, катионы тяжелых металлов.

Тяжелые металлы – это элементы периодической системы с относительной молекулярной массой больше 40. Так сложилось, что термины «тяжелые металлы» и «токсичный металлы» стали синонимами.

На сегодняшний день безоговорочно к числу токсичных относят кадмий, ртуть, свинец, сурьму. Деятельность значительной части остальных в живых организмах можно оценить только на «отлично». Действительно, металлы в ионной форме входят в состав витаминов, гормонов, регулируют активность ферментов.

Установлено, что для белкового, углеводного и жирового обмена веществ необходимы Mo, Fe, V, Co, W, B, Mn, Ni, Zn; в синтезе белков участвуют Mg, Fe, Cu, Zn, Mn, Co; в кроветворении – Co, Cu, Mn, Ni, Zn; в дыхании – Mg, Fe, Cu, Zn, Mn,Co. Справедливо утверждение о том, что нет вредных веществ, есть вредные концентрации. Поэтому ионы меди, кобальта или даже хрома, если их содержание в живом организме не превышает естественного, можно именовать микроэлементами, если же они генеалогически связаны с заводской трубой, то это уже тяжелые металлы. Тяжелые металлы (ртуть, свинец, кадмий, цинк, мель, мышьяк) относятся к числу распространенных и весьма токсичных загрязняющих веществ. Они широко применяются в различных промышленных производствах, поэтому, не смотря на очистные мероприятия, содержания соединения тяжелых металлов в промышленных сточных водах довольно высокое. Большие массы этих соединений поступают в океан через атмосферу. Для морских биоценозов наиболее опасны ртуть, свинец и кадмий. Ртуть переносится в океан с материковым стоком и через атмосферу.

Алгоритм составления ионных уравнений реакций Приложение 3.

1. Запишите (составьте) формулы исходных веществ и продуктов реакции. Расставьте коэффициенты.

Молекулярное уравнение реакции:

MgCI 2 +2AgNO 3 =Mg(NO 3 ) 2 +2AgCI ↓

2. Напишите под каждой формулой растворимого вещества ионы, на которые оно диссоциирует, учитывая коэффициенты, пользуясь таблицей растворимости.

Полное ионное уравнение реакции:

Mg 2+ + 2CI — +2Ag + + 2NO 3 — = Mg 2+ +2NO 3 — + 2AgCl ↓

3. Зачеркните формулы одинаковых ионов (до и после реакции), которые не участвуют в реакции

Полное ионное уравнение реакции:

Mg 2+ +2CI — +2Ag + + 2NO 3 — = Mg 2+ + 2NO 3 — +2AgCl ↓

4.Выпишите формулы оставшихся ионов и веществ

Краткое (сокращенное) ионное уравнение реакции:

2Ag + +2Cl — = 2AgCl ↓

5. Сделайте вывод на основе сокращенного уравнения

В реакции участвовали ионы серебра и хлорид-ионы. В результате образуется осадок хлорида серебра.

Разноуровневые задания Приложение 4.

Напишите полное и сокращенное ионные уравнения. Назовите вещества.

Na 2 SO 4 + BaCl 2 = BaSO 4 ↓+ 2NaCI

Допишите уравнение реакции. Напишите полное и сокращенное ионные уравнения. Назовите вещества.

Na 2 SiO 3 + HCl =

В сточных водах животноводческих ферм отмечено повышенное содержание катионов Са 2+ . Предложите реактивы, с помощью которых можно очистить воду от этих ионов. Напишите уравнение реакции.

Вместо знака «?» вставьте формулу вещества. Укажите, к какому типу относятся реакции. Для реакций ионного обмена составьте полное и сокращённое ионные уравнения.

1) ? + HCI = CuCI 2 + H 2 O

3) Mg + HBr = ? + H 2

4) CaO + H 3 PO 4 = ? + H 2 O

5) H 2 SO 4 + ? = K 2 SO 4 + ?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Иррациональные уравнения. Показательные уравнения.Логарифмические уравнения.

Тип урока: Урок повторения. Форма урока – мастерская (групповая работа)Форма урока работа в группах. Коллективная форма работы, которая позволяет создать ситуацию взаимообучения учащихся и сущест.

Итоговый контроль по темам № 1, 2, 3, 4: «Рациональные уравнения. Иррациональные уравнения. Квадратное уравнение и приложения теоремы Виета. Исследование квадратного трехчлена»

Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации (ГИА) и единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, .

Тема 15. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ТЕМАМ 9-14: «Показательные уравнения. Показательно-степенные уравнения. Показательные неравенства. Преобразования и вычисления логарифмических выражений. Логарифмические уравнения. Логарифмические неравенства».

Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также абитуриентов к вступител.

Тема 18. ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ. Уравнения, решаемые понижением степени. Однородные уравнения и приводимые к ним. Универсальная подстановка.

Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также абитуриентов к вступительным э.

Методические рекомендации к изучению темы: « Решение квадратных уравнений» с применением теоремы Виета для решения приведенного квадратного уравнения и полного квадратного уравнени

Решать квадратные уравнения учащимся приходится часто в старших классах, Решение иррациональных, показательных , логарифмических ,тригонометрических уравнений часто сводится к решени.

Учебный модуль по теме » Уравнение. Решение уравнений.Решение текстовых задач с помощью уравнений.»

Данный учебный модуль разработан в рамках персонализированного обучения .Модуль расчитан на 12 часов. Содержитз адания для прохождения уровней цели 2.0,,3.0 и 4.0.В модуле представле.

Презентации по теме «Системы двух линейных уравнений», «Метод подстановки для решения систем уравнений», «Метод сложения для решения систем уравнений» .

Презентации проедполагает использование при проведении онлайн урока по теме «Системы двух линейных уравнений», «Метод подстановки для решения систем уравнений», «Метод сложени.

План-конспект урока химии в 8-м классе по теме «Ионные уравнения»

Разделы: Химия

Тип урока: изучение нового материала

Дидактическая цель: показать суть химических реакций, протекающих в растворах

Цели по содержанию:

  • на основе усвоенных понятий о реакциях обмена и электролитической диссоциации веществ разных классов сформировать понятие «реакции ионного обмена», закрепить понятие «реакции нейтрализации»;
  • экспериментально доказать, что реакции в растворах электролитов являются реакциями между ионами; выявить условия, при которых они идут практически до конца;
  • дать первоначальные представления о качественных реакциях;
  • научить школьников применять знания о диссоциации кислот, оснований, солей при написании ионных уравнений реакций;
  • научить составлять эмпирические, полные и сокращённые ионные уравнения; по сокращённому ионному уравнению определять продукты реакции.
  • совершенствовать учебные умения школьников при составлении химических уравнений, при выполнении лабораторных опытов;
  • продолжить формирование химической речи учащихся, творческого мышления, правил научного общения, умения прогнозировать результат деятельности;
  • воспитывать культуру интеллектуального труда; чувство ответственности, уверенности в себе, требовательности к себе; умение работать в парах

Основные понятия темы: реакции ионного обмена, ионные реакции, ионные уравнения, молекулярные (эмпирические) уравнения реакций, полные и сокращённые ионные уравнения реакций, реакции нейтрализации

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная

  • Габриелян О.С. Химия. 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – 3-е изд. – М.: Дрофа, 1999. – 208 с.: ил.
  • Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс/ О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003. – 416 с.
  • Горковенко М.Ю. Химия. 8 класс: Поурочные разработки к учебникам О.С. Габриеляна; Л.С. Гузея, В.В. Сорокина, Р.П. Суровцевой; Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана. – М.: ВАКО, 2004. – 284 с.
  • Савинкина Е.В. Сборник задач и упражнений по химии: 8-й кл. к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс»/ Е.В. Савинкина, Н.Д. Свердлова. – М.: Экзамен, 2006. – 191 с.
  • Габриелян О.С. Химический эксперимент в школе. 8 класс: учебно-метод. пособие/ О.С. Габриелян, Н.Н. Рунов, В.И. Толкунов. – М.: Дрофа, 2005. – 304 с.
  • Габриелян О.С. Химия. 8 кл.: тетрадь для лабораторных опытов и практических работ к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс»/ О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. – М.: Дрофа, 2006. – 96 с.: ил.
  • Ходаков Ю.В. и др. Неорганическая химия: Учеб. для 9 кл. сред. шк./ Ю.В. Ходаков, Д.А. Эпштейн, П.А. Глориозов. – 17-е изд. – М.: Просвещение, 1988. – 176 с., 2 л. ил.: ил.
  • Занимательная химия на уроках в 8-11 классах: тематические кроссворды/ сост. О.В. Галичкина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 119 с.
  • Карты с лабораторными работами, «лабиринтом букв», задачами, домашним заданием.
  • Растворы CaCl2, AgNO3, BaCl2 и Na2SO4, K2CO3 и H2SO4, NaOH и H2SO4, CuSO4 ,KNO3 и NaCl, пипетка, пробиркодержатель, чистые пробирки, фенолфталеин.

Ход урока

I. Организационное начало урока.

II. Мобилизующий этап. Актуализация знаний учащихся.

ЦИИСРОАН
КАИООГМЕ
РЕБННОБК

  • Определите ключевое понятие сегодняшнего урока, используя «лабиринт букв» («реакции ионного обмена»)
  • Какие уже известные вам понятия включает это, пока ещё новое для вас, понятие? («реакции обмена», «ионы»)
  • Что такое ионы? Какие вещества и при каких условиях образуют ионы? Как называется процесс распада вещества на ионы при растворении в воде? На какие ионы при растворении в воде диссоциируют кислоты, соли, основания? (схемы диссоциации кислот, оснований, солей, см. приложение 1)
  • Какие реакции мы называем реакциями обмена? (общая схема, см. приложение 2)
  • Найдите среди предложенных реакций реакции обмена:
    1. K2CO3 + H2SO4 ?
    2. Mg + HCl ?
    3. Na2SO4 + Ba(NO3)2?
    4. Zn(OH)2 ?
    5. NaOH + HCl ?
    6. SO3 + MgO ?
  • Перечислите условия протекания реакций обмена до конца (схема, см. приложение 3)
  • Какая из реакций протекает с образованием осадка, газа, воды?

III. Целеполагание и мотивация.
— Итак, опираясь на знания о реакциях обмена и условиях их протекания до конца, а также электролитической диссоциации кислот, солей, оснований при растворении в воде, на сегодняшнем уроке мы должны выяснить, какие реакции называются реакциями ионного обмена и научиться составлять ионные уравнения.
— Запишите тему урока

IV. Изучение нового материала. Первичное закрепление.

1) Вступительное слово
— Каждое химическое свойство, проявляемое сильными электролитами в растворах, — это свойство ионов, на которые электролит распался: либо катионов, либо анионов. Между тем, реакции обмена между электролитами в водных растворах мы раньше изображали молекулярными уравнениями, не учитывая, что в этих реакциях участвуют не молекулы электролита, а ионы, на которые он диссоциирован.
— Итак, реакции, осуществляемые в растворах между ионами, называются ионными, а уравнения таких реакций – ионными уравнениями
— Как такие реакции происходят в действительности, рассмотрим сначала на примере реакций, сопровождающихся выделением осадка.

2) Лабораторная работа № 1 «Реакции, идущие с образованием нерастворимых (малорастворимых) веществ»
Оборудование и реактивы: растворы CaCl2, AgNO3, BaCl2 и Na2SO4, пипетка, пробиркодержатель, чистые пробирки.
а) В пробирку с раствором CaCl2, закреплённую в пробиркодержателе, добавьте несколько капель AgNO3.
Что наблюдаете? Запишите молекулярное уравнение химической реакции
(см. приложение 4)
— При выполнении лабораторных опытов соблюдайте основные правила техники безопасности
(см. приложение 5)
— Сливая растворы CaCl2 и AgNO3, мы наблюдаем образование осадка AgCl, в растворе остаётся Ca(NO3)2
2AgNO3 + CaCl2 = Ca(NO3)2 + 2AgCl ?

Полекулярное (эмпирическое) уравнение
— Обе исходные соли – сильные электролиты, полностью диссоциирующие в воде

2Ag+2NO3Ca2+2Cl-Ca2+2NO32AgCl ?

— Одна из полученных солей также остаётся в растворе диссоциированной на ионы Ca2+ и NO3-, а вот AgCl – нерастворимое соединение, не диссоциирующее в воде, поэтому его переписываем в молекулярном виде.
— Итак, уравнение реакции между CaCl2 и AgNO3 можно записать так:
2Ag+ + 2NO3 — + Ca2 + + 2Cl- = Ca2 + + 2NO3 — + 2AgCl ?

Полное ионное уравнение
— Что же произошло при сливании растворов? Ионы Ag + и Cl- соединились и образовали AgCl, выпавший в осадок.
— Ионы же Ca2 + и NO3 — в реакции не участвовали, они остались такими, какими были и до сливания растворов, следовательно, мы можем исключить их обозначение из левой и правой частей полного ионного уравнения. Что осталось?
2Ag + + 2Cl — = 2AgCl ?
— Или, сокращая коэффициенты,
Ag + + Cl — = AgCl ?

Сокращённое ионное уравнение
— Это уравнение показывает, что суть данной реакции сводится к взаимодействию Ag + и Cl — , в результате которого образуется осадок AgCl. При этом совершенно не важно, в состав каких электролитов входили эти ионы до реакции: аналогичное взаимодействие можно наблюдать и между NaCl и AgNO3, AgNO3 и AlCl3 и так далее – суть всех этих реакций будет сводиться к взаимодействию Ag + и Cl — c образованием AgCl?
б) Рассмотрите реакцию ионного обмена между BaCl2 и Na2SO4
(см. приложение 4)
— Предложите, пользуясь таблицей растворимости, формулы электролитов, реакции между которыми сводятся к взаимодействию Ba2 + + SO4 — = BaSO4?
в) растворы каких веществ нужно взять, чтобы в растворе осуществилась реакция между Ca2 + + CO3 — = CaCO3?
(см. приложение 4)
— Составьте молекулярные уравнения предложенных реакций, запишите сокращённое ионное уравнение, отражающее их суть.
— Образование при реакции нерастворимого или малорастворимого соединения используют для обнаружения в растворе того или иного иона: так растворимые соли серебра используют для обнаружения Cl — , Br — , I — … — ионов, так как с этими анионами Ag + образует нерастворимые осадки, и, наоборот, растворимые соли, содержащие Cl — , Br — , I — … — ионы, используют для распознавания Ag + в растворе.
— Такие реакции принято называть качественными, т.е. реакциями, с помощью которых можно обнаружить тот или иной ион.
(таблица «Качественные реакции на ионы», см. приложение 6)

3) Лабораторный опыт № 2 «Реакции с образованием газообразных веществ»
Оборудование и реактивы: растворы K2CO3 и H2SO4, пипетка, пробиркодержатель, чистые пробирки.
а) Видеоопыт «Реакции ионного обмена, протекающие с выделением газа»
Посмотрите видеоопыт, составьте и запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнения реакции.
Можно ли считать данную реакцию качественной? Почему?
б) Проведите аналогичную реакцию между K2CO3 и H2SO4, составьте и запишите молекулярное и сокращённое ионное уравнения реакции.
в) Предложите вещества, растворы которых можно взять для осуществления реакции между 2H + + SO32 — = H2O + SO2?
(см. приложение 4)

4) Лабораторный опыт № 3 «Реакции, идущие с образованием слабого электролита»
Оборудование и реактивы: растворы NaOH и H2SO4, CuSO4, пипетка, пробиркодержатель, чистые пробирки, фенолфталеин
а) В пробирку прилейте 1-2 мл раствора NaOH, добавьте 2-3 капли фенолфталеина. Прилейте H2SO4 до полного обесцвечивания раствора.
Почему раствор обесцветился? Как называются реакции между кислотами и основаниями, в результате которых образуется соль и вода?
б) Посмотрите видеоопыт «Реакция нейтрализации», составьте молекулярное и сокращённое ионное уравнение для продемонстрированной вам реакции
— Реакция нейтрализации может протекать не только между кислотами и щелочами, но и между кислотами и нерастворимыми основаниями. Для доказательства проведём следующий опыт.
в) Получите свежеосаждённый Cu(OH)2, используя выданные вам реактивы. Какие? Разделите полученный осадок на 3 равные пробирки, в каждую добавьте по 1-2 мл разных кислот. Что наблюдаете?
Составьте и запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнение одной из проведённых реакций. В чём её суть? Можно утверждать, что сокращённая запись отражает суть всех трёх реакций, независимо от того, какая кислота вступала в реакцию?

5) Лабораторный опыт № 4 «Обратимое взаимодействие между ионами»
Оборудование и реактивы: растворы KNO3 и NaCl, пипетка, пробиркодержатель, чистые пробирки, фенолфталеин
В пробирку с KNO3 добавьте 2-3 капли фенолфталеина, прилейте 1-2 мл раствора NaCl. Что наблюдаете? Составьте молекулярное и полное ионное уравнения реакции.
Какие ионы находились в растворе? Какие ионы находятся в полученном растворе? О чём свидетельствует отсутствие видимых эффектов реакции?
Как называются такие реакции?

V. Обобщение
— Итак, мы рассмотрели реакции, протекающие в растворах электролитов с образованием осадка, газа или малодиссоциирующего вещества: растворы электролитов содержат ионы, следовательно, реакции в растворах электролитов сводятся к реакциям между ионами. Сформулируйте определение понятия «реакции ионного обмена» (реакции между ионами в растворах электролитов, протекающие с выделением осадка, газа или воды)

VI. Значение реакций ионного обмена
— Реакции ионного обмена широко распространены в живой и неживой природе, например, образование осадочных пород (гипс, известняк, другие соли), появление камней в почках животных и человека.
Широко используются реакции ионного обмена и в практических целях, например, для осаждения ионов, приносящих существенный вред людям и животным. К таким относят, в первую очередь, катионы тяжёлых металлов.
Тяжелые металлы — это элементы периодической системы с относительной молекулярной массой больше 40. Так сложилось, что термины «тяжелые металлы» и «токсичные металлы» стали синонимами.
На сегодняшний день безоговорочно к числу токсичных относят кадмий, ртуть, свинец, сурьму. Деятельность значительной части остальных в живых организмах можно оценить только на «отлично». Действительно, металлы в ионной форме входят в состав витаминов, гормонов, регулируют активность ферментов.
Установлено, что для белкового, углеводного и жирового обмена веществ необходимы Mo, Fe, V, Co, W, B, Mn, Zn; в синтезе белков участвуют Mg, Fe, Cu, Zn, Mn, Co; в кроветворении — Co, Cu, Mn, Ni, Zn; в дыхании — Mg, Fe, Cu, Zn, Mn, Co. Справедливо утверждение о том, что нет вредных веществ, есть вредные концентрации. Поэтому ионы меди, кобальта или даже хрома, если их содержание в живом организме не превышает естественного, можно именовать микроэлементами, если же они генеалогически связаны с заводской трубой, то это уже тяжелые металлы. Тяжелые металлы (ртуть, свинец, кадмий, цинк, медь, мышьяк,) относятся к числу распространенных и весьма токсичных загрязняющих веществ. Они широко применяются в различных промышленных производствах, поэтому, несмотря на очистные мероприятия, содержание соединения тяжелых металлов в промышленных сточных водах довольно высокое. Большие массы этих соединений поступают в океан через атмосферу. Для морских биоценозов наиболее опасны ртуть, свинец и кадмий. Ртуть переносится в океан с материковым стоком и через атмосферу.
— Предложите решение следующей задачи:
Задача 1.
В сточных водах гальванического цеха химического завода обнаружены катионы Fe3 + , Fe2 + , Ni 2+ и анионы Cl — , SO4 2- . Как с помощью реакций ионного обмена можно очистить эти стоки?
— Поработайте в парах над решением подобных задач:
Задача 2.
Предложите ионные реакции для очистки сточных вод автотранспортного предприятия от катионов Pb 2+ и Cu 2+ , оказывающих токсическое действие на живые организмы.
Задача 3.
В сточных водах животноводческих ферм отмечено повышенное содержание катионов Ca 2+ и Zn 2+ . Предложите реактивы, с помощью которых можно очистить воду от этих ионов.

VII. Домашнее задание
С какими веществами может реагировать фосфорная кислота, образуя а) газ; б) воду; в) осадок?
Запишите уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращённом ионном видах.

Конспект урока по химии » Ионные уравнения»

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

«Актуальность создания школьных служб примирения/медиации в образовательных организациях»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

МБОУ СОШ №2 им.В.В. Дагаева г.о Лосино- Петровский Московской области

Пырлик Ирина Валерьевна

учитель химии МБОУ СОШ № 2 им. В.В.Дагаева

РАЗРАБОТКА УРОКА ХИМИИ В 8 КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ «ИОННЫЕ УРАВНЕНИЯ»

Д анный урок проводится в теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов», по УМК О. С. Габриеляна.

Тип учебного занятия: урок изучения нового материала.

закрепить знания об «ионах»;

— сформировать понятия: «ионные реакции», «ионные уравнения»;

— научить составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакций, используя алгоритм.

на основе усвоенных понятий о реакциях обмена и электролитической диссоциации веществ разных классов сформировать понятие «реакции ионного обмена», закрепить понятие «реакции нейтрализации»;

экспериментально доказать, что реакции в растворах электролитов являются реакциями между ионами; выявить условия, при которых они идут практически до конца

научить составлять молекулярные, полные и сокращённые ионные уравнения; по сокращённому ионному уравнению определять продукты реакции.

совершенствовать учебные умения школьников при составлении химических уравнений, при выполнении лабораторных опытов;

воспитывать чувство ответственности, уверенности в себе, требовательности к себе; умение работать в парах.

Оборудование и реактивы: растворы ВаС l 2 и Na 2 S0 4 , Na 2 СО 3 и H 2 S0 4 , NaOH и H 2 S0 4 , CuS0 пипетка, пробирки, фенолфталеин, таблица растворимости солей, кислот и оснований.

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Сформулируйте основные положения теории электролитической диссоциации . Какие вещества называются электролитами? Какие вещества к ним относятся?

Выберите из предложенных веществ неэлектролиты.
Презентация. (Слайд 1)

Что такое электролитическая диссоциация?

Какие ионы образуются при диссоциации оснований? (Слайд 2)

Какие ионы образуются при диссоциации кислот? (Слайд 3)

Какие ионы образуются при диссоциации солей? (Слайд 4)

8.Какие реакции называют реакциями обмена? (Слайд 5)

3. Актуализация опорных знаний.( Слайд 6)

Сформулировать тему урока с помощью лабиринта

Итак, опираясь на знания о реакциях обмена и условиях их протекания до конца, а также электролитической диссоциации кислот, солей, оснований при растворении в воде, на сегодняшнем уроке мы узнаем, какие реакции называются реакциями ионного обмена и научимся составлять ионные уравнения .

Тема сегодняшнего урока: Ионные уравнения .

Чему мы научимся сегодня на уроке?

4. Изучение нового материала

а) определение ионного уравнения № 1 с. 121

Найдите в учебнике определение ионных реакций и запишите его в тетрадях. (Затем один из учащихся читает это определение).

Реакции, осуществляемые в растворах между ионами, называются ионными, а уравнения таких реакций — ионными уравнениями

Теория электролитической диссоциации признает, что все реакции в водных растворах электролитов являются реакциями между ионами. Реакции в водных растворах электролитов изображаются в виде ионных уравнений. С помощью данных уравнений можно определить, какие ионы из смеси связаны в молекулу неустойчивого слабого электролита или малодиссоциирующего вещества.

Основные правила составления ионных уравнений реакций:

б) Правила составления ионных уравнений:

1. Формулы малодиссоциирующих, газообразных веществ и неэлектролитов изображают в молекулярном виде.

2. С помощью знака (↑ — газ, ↓ — осадок) отмечают «путь удаления» вещества из сферы реакции (раствора).

3. Формулы сильных электролитов записываются в виде ионов.

4. Для реакции берут растворы веществ, поэтому даже малорастворимые вещества находятся в виде ионов.

5. Если малорастворимое вещество образуется в результате реакции, то оно выпадает в осадок, и в ионном уравнении его записывают в виде молекулы.

6. Сумма зарядов ионов в левой части уравнения должна быть равна сумме зарядов ионов в правой части.

Ионные уравнения могут быть полными и сокращенными.

Рассмотрим пример взаимодействия сульфата меди и гидроксида натрия.

в) Алгоритм составления ионных уравнений

2. С помощью таблицы растворимости определить растворимость каждого вещества

3. Решить, уравнения диссоциации каких исходных веществ и продуктов реакции нужно записывать

Cu(OH) 2 — малодиссоциирующее

4. Составить полное ионное уравнение (коэффициенты перед молекулами равны коэффициентам перед ионами)

Cu 2+ +SO 4 2- +2Na + +2OH — =Cu(OH) 2 ↓ + 2Na + +SO 4 2-

5. Найти одинаковые ионы и сократить их

Cu 2+ +SO 4 2- +2Na + +2OH — =Cu(OH) 2 ↓ + 2Na + +SO 4 2-

6. Записать сокращенное ионное уравнение

Cu 2+ + 2 OH — = Cu ( OH ) 2

В чем сущность данной реакции?

Что образовалось в результате реакции? ( Сущность данной реакции сводится к взаимодействию ионов Cu 2+ и 2 OH — ; в результате этого взаимодействия образуется осадок Cu ( OH ) 2 )

Данные ионы могли входить в состав любого электролита и наблюдалась бы аналогичная реакция.

В каком случае реакции протекают до конца?

Реакции ионного обмена в растворах электролитов практически осуществимы (протекают до конца) только в тех случаях, когда в результате реакции образуется осадок, газ, или малодиссоциирующее вещество, а так же вода.

1.Проводим опыт №1.

Оборудование и реактивы: растворы ВаС l 2 и Na 2 SО4, пипетка, чистые пробирки.

В пробирку с растворомВ аС L 2, закреплённую в пробиркодержателе, добавляем раствор Н2 SO 4 .

Что наблюдаем? Запишите молекулярное уравнение химической реакции

Сливая растворы BaCL 2, и Na 2 SO 4, наблюдаем образование осадка BaSO 4 в растворе остаётся NaCL .

Как обозначается осадок в реакции?

BaCl 2 + Na 2 SO 4 = 2 NaCL + BaSO 4↓

Какой тип реакции?

Запись уравнения сильным учеником у доски

— Исходные соли — сильные электролиты, полностью диссоциирующие в воде

Ba2 + + 2CL — →2Na + + SO42 — = 2Na + + 2CL — + BaSO4 ↓

Полное ионное уравнение

Одна из полученных солей также остаётся в растворе диссоциированной на ионы 2 Na + и 2 CL — , а вот BaSO 4- нерастворимое соединение, не диссоциирующее в воде, поэтому его переписываем в молекулярном виде.

Ионы Ba 2 + и SO 42 — — соединились и образовали BaSO 4, выпавший в осадок.

Ионы же 2 Na + и 2 CL — в реакции не участвовали, они остались такими, какими были и до сливания растворов, следовательно, мы можем исключить их обозначение из левой и правой частей полного ионного уравнения. Что осталось?

Ba 2 + + SO 42 — = BaSO 4↓

Сокращённое ионное уравнение

Это уравнение показывает, что данная реакция сводится к взаимодействию ионов Ba 2 + и SO 42 — , в результате которого образуется осадок BaSO 4. Важно знать, в состав каких электролитов входили эти ионы до реакции: аналогичное взаимодействие можно наблюдать между растворами солей содержащих хлорид – ион с Na 2 SO 4. Поэтому, суть всех этих реакций будет сводиться к взаимодействию Ba 2 + и SO 42 — с образованием BaSO 4.

Оборудование и реактивы: растворы карбоната натрия Na 2 CO 3 , серной кислоты H 2 SO 4 , штатив с пробирками.

Налейте в чистую пробирку ≈1 мл раствора карбоната натрия Na 2 CO 3 и к нему прилейте аккуратно ≈1 мл серной кислоты H 2 SO 4 . Какие признаки реакции вы наблюдали? (Выделение газа.)

Записываем уравнение реакции в молекулярном и ионном виде по этапам (Слайд 15)

Итак, второе условия протекания реакций ионного обмена – это выпадение газа (Слайд 15)

К взаимодействию, каких ионов сводится эта химическая реакция? (ионов водорода и карбонат-ионов) (Слайд 16)

Проводим опыт № 3.

Лабораторный опыт № 3 “Реакции, идущие с образованием слабого электролита – воды”.
Оборудование и реактивы: растворы гидроксида натрия NaОН, серной кислоты H 2 SO 4 , фенолфталеина, штатив с пробирками.

Налейте в чистую пробирку ≈1 мл раствора гидроксида натрия NaОН и к нему прилейте по каплям фенолфталеин. Какие признаки реакции вы наблюдали? (изменение цвета), затем прилейте аккуратно ≈1 мл серной кислоты H 2 SO 4 . Какие признаки реакции вы наблюдали? (исчезновение цвета)

Записываем уравнение реакции в молекулярном и ионном виде по этапам (Слайд 17)

К взаимодействию, каких ионов сводится эта химическая реакция? (ионов водорода и гидроксид-ионов)

Итак, третье условия протекания реакций ионного обмена – это образование слабого электролита – воды. (Слайд 17)

Реакции между кислотой и основанием называются реакциями нейтрализации.

4. KOH + NaNO 3 = KNO 3 + NaOH

K + + OH — + Na + + NO 3 — = K + + NO 3 — + Na + + ОН —

Можем ли мы здесь написать сокращенное ионное уравнение? Почему? (с окращенного ионного уравнения нет, так как в растворе присутствует смесь ионов и, следовательно, реакция обратима)

Какова сущность сокращенного ионного уравнения? (с окращенные ионные уравнения показывают сущность процесса, протекающего между растворами электролитов)

5. Проверка первичного усвоения материала

1. Реакции ионного обмена – это реакции:
А. Разложения. В . Обмена
Б. Замещения. Д. Соединения

2. Укажите уравнение реакции ионного обмена:

3. Реакцией нейтрализации является реакция между парой веществ:

5. Формулы веществ, при взаимодействии которых образуется вода:
А.Fe(OH) 2 иHNO 3
Б .КOHиHNO 3
В.КOHиZn(NO 3 ) 2
Д.MgCO 3 и Ba(NO 3 ) 2

6. Закрепление изученного материала

§37, вопросы № 2 с. 155, в тетради № 4 с. 123 (в-ж)

Что мы изучили сегодня на уроке?

Что такое «реакции ионного обмена» ?

Мы рассмотрели реакции, протекающие в растворах электролитов с образованием осадка, газа или малодиссоциирующего вещества: растворы электролитов содержат ионы, поэтому, реакции в растворах электролитов происходят между ионами. Сформулируем определение понятия «реакции ионного обмена» — реакции между ионами в растворах электролитов, протекающие с выделением осадка, газа или воды.

Какая часть урока показалась вам наиболее интересной и познавательной?

С каким настроением вы уходите с урока?

Что вам понравилось на уроке? Не понравилось?

Что в уроке вызвало затруднения?

Урок окончен. Спасибо за урок!

Для того чтобы проверить степень усвоения данного материала, на следующем уроке я провела такую работу:

Каждый ученик класса получил карточку с заданиями как теоретическими, так и практическими.

1. Закончить уравнение реакции:

Запишите реакцию в полной и сокращенной ионной форме.

2. Выберите из списка на доске пару веществ, при взаимодействии которых образуется осадок. Запишите ее в молекулярной, полной и сокращенной ионной форме.

1. Закончить уравнение реакции:

Запишите реакцию в полной и сокращенной ионной форме.

2. Выберите из списка на доске пару веществ, при взаимодействии которых образуется осадок. Запишите ее в молекулярной, полной и сокращенной ионной форме.

Некоторых ребят вызываю к доске провести эксперимент.

Данный урок способствует усвоению знаний об ионных уравнениях, учащиеся на уроке совершенствуют умение составлять молекулярные, полные и сокращённые ионные уравнения; по сокращённому ионному уравнению определять продукты реакции.


источники:

http://urok.1sept.ru/articles/572852

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-himii-ionnie-uravneniya-3384089.html