Урок по химии ионные уравнения 8 класс

План-конспект урока химии в 8-м классе по теме «Ионные уравнения»

Разделы: Химия

Тип урока: изучение нового материала

Дидактическая цель: показать суть химических реакций, протекающих в растворах

Цели по содержанию:

  • на основе усвоенных понятий о реакциях обмена и электролитической диссоциации веществ разных классов сформировать понятие «реакции ионного обмена», закрепить понятие «реакции нейтрализации»;
  • экспериментально доказать, что реакции в растворах электролитов являются реакциями между ионами; выявить условия, при которых они идут практически до конца;
  • дать первоначальные представления о качественных реакциях;
  • научить школьников применять знания о диссоциации кислот, оснований, солей при написании ионных уравнений реакций;
  • научить составлять эмпирические, полные и сокращённые ионные уравнения; по сокращённому ионному уравнению определять продукты реакции.
  • совершенствовать учебные умения школьников при составлении химических уравнений, при выполнении лабораторных опытов;
  • продолжить формирование химической речи учащихся, творческого мышления, правил научного общения, умения прогнозировать результат деятельности;
  • воспитывать культуру интеллектуального труда; чувство ответственности, уверенности в себе, требовательности к себе; умение работать в парах

Основные понятия темы: реакции ионного обмена, ионные реакции, ионные уравнения, молекулярные (эмпирические) уравнения реакций, полные и сокращённые ионные уравнения реакций, реакции нейтрализации

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная

  • Габриелян О.С. Химия. 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – 3-е изд. – М.: Дрофа, 1999. – 208 с.: ил.
  • Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс/ О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003. – 416 с.
  • Горковенко М.Ю. Химия. 8 класс: Поурочные разработки к учебникам О.С. Габриеляна; Л.С. Гузея, В.В. Сорокина, Р.П. Суровцевой; Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана. – М.: ВАКО, 2004. – 284 с.
  • Савинкина Е.В. Сборник задач и упражнений по химии: 8-й кл. к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс»/ Е.В. Савинкина, Н.Д. Свердлова. – М.: Экзамен, 2006. – 191 с.
  • Габриелян О.С. Химический эксперимент в школе. 8 класс: учебно-метод. пособие/ О.С. Габриелян, Н.Н. Рунов, В.И. Толкунов. – М.: Дрофа, 2005. – 304 с.
  • Габриелян О.С. Химия. 8 кл.: тетрадь для лабораторных опытов и практических работ к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс»/ О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. – М.: Дрофа, 2006. – 96 с.: ил.
  • Ходаков Ю.В. и др. Неорганическая химия: Учеб. для 9 кл. сред. шк./ Ю.В. Ходаков, Д.А. Эпштейн, П.А. Глориозов. – 17-е изд. – М.: Просвещение, 1988. – 176 с., 2 л. ил.: ил.
  • Занимательная химия на уроках в 8-11 классах: тематические кроссворды/ сост. О.В. Галичкина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 119 с.
  • Карты с лабораторными работами, «лабиринтом букв», задачами, домашним заданием.
  • Растворы CaCl2, AgNO3, BaCl2 и Na2SO4, K2CO3 и H2SO4, NaOH и H2SO4, CuSO4 ,KNO3 и NaCl, пипетка, пробиркодержатель, чистые пробирки, фенолфталеин.

Ход урока

I. Организационное начало урока.

II. Мобилизующий этап. Актуализация знаний учащихся.

ЦИИСРОАН
КАИООГМЕ
РЕБННОБК

  • Определите ключевое понятие сегодняшнего урока, используя «лабиринт букв» («реакции ионного обмена»)
  • Какие уже известные вам понятия включает это, пока ещё новое для вас, понятие? («реакции обмена», «ионы»)
  • Что такое ионы? Какие вещества и при каких условиях образуют ионы? Как называется процесс распада вещества на ионы при растворении в воде? На какие ионы при растворении в воде диссоциируют кислоты, соли, основания? (схемы диссоциации кислот, оснований, солей, см. приложение 1)
  • Какие реакции мы называем реакциями обмена? (общая схема, см. приложение 2)
  • Найдите среди предложенных реакций реакции обмена:
    1. K2CO3 + H2SO4 ?
    2. Mg + HCl ?
    3. Na2SO4 + Ba(NO3)2?
    4. Zn(OH)2 ?
    5. NaOH + HCl ?
    6. SO3 + MgO ?
  • Перечислите условия протекания реакций обмена до конца (схема, см. приложение 3)
  • Какая из реакций протекает с образованием осадка, газа, воды?

III. Целеполагание и мотивация.
— Итак, опираясь на знания о реакциях обмена и условиях их протекания до конца, а также электролитической диссоциации кислот, солей, оснований при растворении в воде, на сегодняшнем уроке мы должны выяснить, какие реакции называются реакциями ионного обмена и научиться составлять ионные уравнения.
— Запишите тему урока

IV. Изучение нового материала. Первичное закрепление.

1) Вступительное слово
— Каждое химическое свойство, проявляемое сильными электролитами в растворах, — это свойство ионов, на которые электролит распался: либо катионов, либо анионов. Между тем, реакции обмена между электролитами в водных растворах мы раньше изображали молекулярными уравнениями, не учитывая, что в этих реакциях участвуют не молекулы электролита, а ионы, на которые он диссоциирован.
— Итак, реакции, осуществляемые в растворах между ионами, называются ионными, а уравнения таких реакций – ионными уравнениями
— Как такие реакции происходят в действительности, рассмотрим сначала на примере реакций, сопровождающихся выделением осадка.

2) Лабораторная работа № 1 «Реакции, идущие с образованием нерастворимых (малорастворимых) веществ»
Оборудование и реактивы: растворы CaCl2, AgNO3, BaCl2 и Na2SO4, пипетка, пробиркодержатель, чистые пробирки.
а) В пробирку с раствором CaCl2, закреплённую в пробиркодержателе, добавьте несколько капель AgNO3.
Что наблюдаете? Запишите молекулярное уравнение химической реакции
(см. приложение 4)
— При выполнении лабораторных опытов соблюдайте основные правила техники безопасности
(см. приложение 5)
— Сливая растворы CaCl2 и AgNO3, мы наблюдаем образование осадка AgCl, в растворе остаётся Ca(NO3)2
2AgNO3 + CaCl2 = Ca(NO3)2 + 2AgCl ?

Полекулярное (эмпирическое) уравнение
— Обе исходные соли – сильные электролиты, полностью диссоциирующие в воде

2Ag+2NO3Ca2+2Cl-Ca2+2NO32AgCl ?

— Одна из полученных солей также остаётся в растворе диссоциированной на ионы Ca2+ и NO3-, а вот AgCl – нерастворимое соединение, не диссоциирующее в воде, поэтому его переписываем в молекулярном виде.
— Итак, уравнение реакции между CaCl2 и AgNO3 можно записать так:
2Ag+ + 2NO3 — + Ca2 + + 2Cl- = Ca2 + + 2NO3 — + 2AgCl ?

Полное ионное уравнение
— Что же произошло при сливании растворов? Ионы Ag + и Cl- соединились и образовали AgCl, выпавший в осадок.
— Ионы же Ca2 + и NO3 — в реакции не участвовали, они остались такими, какими были и до сливания растворов, следовательно, мы можем исключить их обозначение из левой и правой частей полного ионного уравнения. Что осталось?
2Ag + + 2Cl — = 2AgCl ?
— Или, сокращая коэффициенты,
Ag + + Cl — = AgCl ?

Сокращённое ионное уравнение
— Это уравнение показывает, что суть данной реакции сводится к взаимодействию Ag + и Cl — , в результате которого образуется осадок AgCl. При этом совершенно не важно, в состав каких электролитов входили эти ионы до реакции: аналогичное взаимодействие можно наблюдать и между NaCl и AgNO3, AgNO3 и AlCl3 и так далее – суть всех этих реакций будет сводиться к взаимодействию Ag + и Cl — c образованием AgCl?
б) Рассмотрите реакцию ионного обмена между BaCl2 и Na2SO4
(см. приложение 4)
— Предложите, пользуясь таблицей растворимости, формулы электролитов, реакции между которыми сводятся к взаимодействию Ba2 + + SO4 — = BaSO4?
в) растворы каких веществ нужно взять, чтобы в растворе осуществилась реакция между Ca2 + + CO3 — = CaCO3?
(см. приложение 4)
— Составьте молекулярные уравнения предложенных реакций, запишите сокращённое ионное уравнение, отражающее их суть.
— Образование при реакции нерастворимого или малорастворимого соединения используют для обнаружения в растворе того или иного иона: так растворимые соли серебра используют для обнаружения Cl — , Br — , I — … — ионов, так как с этими анионами Ag + образует нерастворимые осадки, и, наоборот, растворимые соли, содержащие Cl — , Br — , I — … — ионы, используют для распознавания Ag + в растворе.
— Такие реакции принято называть качественными, т.е. реакциями, с помощью которых можно обнаружить тот или иной ион.
(таблица «Качественные реакции на ионы», см. приложение 6)

3) Лабораторный опыт № 2 «Реакции с образованием газообразных веществ»
Оборудование и реактивы: растворы K2CO3 и H2SO4, пипетка, пробиркодержатель, чистые пробирки.
а) Видеоопыт «Реакции ионного обмена, протекающие с выделением газа»
Посмотрите видеоопыт, составьте и запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнения реакции.
Можно ли считать данную реакцию качественной? Почему?
б) Проведите аналогичную реакцию между K2CO3 и H2SO4, составьте и запишите молекулярное и сокращённое ионное уравнения реакции.
в) Предложите вещества, растворы которых можно взять для осуществления реакции между 2H + + SO32 — = H2O + SO2?
(см. приложение 4)

4) Лабораторный опыт № 3 «Реакции, идущие с образованием слабого электролита»
Оборудование и реактивы: растворы NaOH и H2SO4, CuSO4, пипетка, пробиркодержатель, чистые пробирки, фенолфталеин
а) В пробирку прилейте 1-2 мл раствора NaOH, добавьте 2-3 капли фенолфталеина. Прилейте H2SO4 до полного обесцвечивания раствора.
Почему раствор обесцветился? Как называются реакции между кислотами и основаниями, в результате которых образуется соль и вода?
б) Посмотрите видеоопыт «Реакция нейтрализации», составьте молекулярное и сокращённое ионное уравнение для продемонстрированной вам реакции
— Реакция нейтрализации может протекать не только между кислотами и щелочами, но и между кислотами и нерастворимыми основаниями. Для доказательства проведём следующий опыт.
в) Получите свежеосаждённый Cu(OH)2, используя выданные вам реактивы. Какие? Разделите полученный осадок на 3 равные пробирки, в каждую добавьте по 1-2 мл разных кислот. Что наблюдаете?
Составьте и запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнение одной из проведённых реакций. В чём её суть? Можно утверждать, что сокращённая запись отражает суть всех трёх реакций, независимо от того, какая кислота вступала в реакцию?

5) Лабораторный опыт № 4 «Обратимое взаимодействие между ионами»
Оборудование и реактивы: растворы KNO3 и NaCl, пипетка, пробиркодержатель, чистые пробирки, фенолфталеин
В пробирку с KNO3 добавьте 2-3 капли фенолфталеина, прилейте 1-2 мл раствора NaCl. Что наблюдаете? Составьте молекулярное и полное ионное уравнения реакции.
Какие ионы находились в растворе? Какие ионы находятся в полученном растворе? О чём свидетельствует отсутствие видимых эффектов реакции?
Как называются такие реакции?

V. Обобщение
— Итак, мы рассмотрели реакции, протекающие в растворах электролитов с образованием осадка, газа или малодиссоциирующего вещества: растворы электролитов содержат ионы, следовательно, реакции в растворах электролитов сводятся к реакциям между ионами. Сформулируйте определение понятия «реакции ионного обмена» (реакции между ионами в растворах электролитов, протекающие с выделением осадка, газа или воды)

VI. Значение реакций ионного обмена
— Реакции ионного обмена широко распространены в живой и неживой природе, например, образование осадочных пород (гипс, известняк, другие соли), появление камней в почках животных и человека.
Широко используются реакции ионного обмена и в практических целях, например, для осаждения ионов, приносящих существенный вред людям и животным. К таким относят, в первую очередь, катионы тяжёлых металлов.
Тяжелые металлы — это элементы периодической системы с относительной молекулярной массой больше 40. Так сложилось, что термины «тяжелые металлы» и «токсичные металлы» стали синонимами.
На сегодняшний день безоговорочно к числу токсичных относят кадмий, ртуть, свинец, сурьму. Деятельность значительной части остальных в живых организмах можно оценить только на «отлично». Действительно, металлы в ионной форме входят в состав витаминов, гормонов, регулируют активность ферментов.
Установлено, что для белкового, углеводного и жирового обмена веществ необходимы Mo, Fe, V, Co, W, B, Mn, Zn; в синтезе белков участвуют Mg, Fe, Cu, Zn, Mn, Co; в кроветворении — Co, Cu, Mn, Ni, Zn; в дыхании — Mg, Fe, Cu, Zn, Mn, Co. Справедливо утверждение о том, что нет вредных веществ, есть вредные концентрации. Поэтому ионы меди, кобальта или даже хрома, если их содержание в живом организме не превышает естественного, можно именовать микроэлементами, если же они генеалогически связаны с заводской трубой, то это уже тяжелые металлы. Тяжелые металлы (ртуть, свинец, кадмий, цинк, медь, мышьяк,) относятся к числу распространенных и весьма токсичных загрязняющих веществ. Они широко применяются в различных промышленных производствах, поэтому, несмотря на очистные мероприятия, содержание соединения тяжелых металлов в промышленных сточных водах довольно высокое. Большие массы этих соединений поступают в океан через атмосферу. Для морских биоценозов наиболее опасны ртуть, свинец и кадмий. Ртуть переносится в океан с материковым стоком и через атмосферу.
— Предложите решение следующей задачи:
Задача 1.
В сточных водах гальванического цеха химического завода обнаружены катионы Fe3 + , Fe2 + , Ni 2+ и анионы Cl — , SO4 2- . Как с помощью реакций ионного обмена можно очистить эти стоки?
— Поработайте в парах над решением подобных задач:
Задача 2.
Предложите ионные реакции для очистки сточных вод автотранспортного предприятия от катионов Pb 2+ и Cu 2+ , оказывающих токсическое действие на живые организмы.
Задача 3.
В сточных водах животноводческих ферм отмечено повышенное содержание катионов Ca 2+ и Zn 2+ . Предложите реактивы, с помощью которых можно очистить воду от этих ионов.

VII. Домашнее задание
С какими веществами может реагировать фосфорная кислота, образуя а) газ; б) воду; в) осадок?
Запишите уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращённом ионном видах.

Урок химии 8 класс Ионные реакции
план-конспект урока (химия, 8 класс) по теме

Разработка урока химии ф рамках вхождения в новые стандарты образования

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_fgos_khimiya_shakirova.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Работа по разработке урока по химии

Выполнил работу : Учитель химии гимназии № 33 г.Краснодара

Шакирова Ильвера Фаритовна

Урок химии в 8 классе

Учебник: Габриелян О.С.

— выяснить условия необратимости реакций в растворах;

— организовать деятельность по осознанию обучающимися алгоритма составления ионных уравнений;

— выделять существенные признаки реакций ионного обмена;

— сформировать практические умения и навыки по выполнению лабораторных опытов;

— развитие логического мышления учащихся путём выявления причинно-следственной связи между строением и свойствами веществ;

— способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к обучению.

Планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижений.

  • Формулируют и воспроизводят понятия «Электролиты», «неэлектролиты», Дают определение «Электролитической диссоциации»,
  • Определяют ионные реакции, как реакции, протекающие между растворами электролитов.
  • Проводят опыты, наблюдают, описывают наблюдения
  • Усвоение понятий,
  • освоение алгоритма написания реакций ионного обмена,
  • действия по образцу
  • Преобразуют практическую задачу в познавательную
  • Планируют собственную деятельность
  • Осуществляют контроль и самооценку своих действий
  • Управление своей деятельностью на уроке
  • совместная деятельность учителя и учащихся
  • Проводят наблюдение, анализ, выдвигают предположения.
  • осуществляют экспериментальную проверку своих гипотез
  • совместные (групповые) действия, выполняемые под руководством учителя
  • Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных решений
  • Навыки сотрудничества: совместные (групповые), выполняемые под руководством учителя
  • Проявляют устойчивый интерес к поиску решения проблемы
  • Мотивация на решение проблемы
  • устойчивый познавательный интерес

Техника (технология), приёмы, формы работы

Оборудование и учебно-методические материалы

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию

Приветствуют учителя, готовы к уроку

Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос (беседа):

Чем различаются электролиты и неэлектролиты?

Какой процесс проходит с электролитами в растворах и расплавах? Как он записывается?

Какую информацию несет уравнение:

Al(NO 3 ) 3 = Al 3+ + 3NO 3 ¯

Выполнение заданий слайдов. Самостоятельная работа. Взаимоконтроль.

Вывод: На какие ионы диссоциируют кислоты? Щелочи? Соли?

Оценивание ответов учащихся с учетом самооценки.

Проектор для показа презентации.

Отвечают на вопросы

Работа в тетрадях в парах. Взаимопроверка.

(Надо зачеркнуть формулы неэлектролитов и написать уравнения диссоциации электролитов)

Более 6 ошибок – нет оценки, надо доработать тему

Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала

Что будет, если смешать растворы двух электролитов?

Учитель смешивает растворы хлорида натрия и нитрата серебра.

Оборудование и реактивы у учителя штатив с пробирками;

растворы хлорида натрия, нитрата серебра, гидроксида натрия, хлорида бария, серной к-ты.

магний порошок, индикатор ф-ф.

Наблюдают и делают вывод

Усвоение новых знаний

Составляется уравнение на доске

2NaCl+H 2 SO 4 Na 2 SO 4 +2HCl

Записали молекулярное уравнение.

Найдите формулы электролитов и подчеркните их

Ниже распишем их на ионы. Получим полное ионное уравнение.

Найдем одинаковые ионы в левой и правой частях и зачеркнем их (как в математике – находим подобные члены уравнения).

Получить должны сокращенное уравнение. А что получилось у нас? Все сократилось.

Какой можно сделать вывод?

Реакция не прошла до конца. Она обратима.

Постановка проблемы: при каких условиях протекают ионные реакции до конца.В чем суть РИО?

3 условия на доске :

образование осадка, газа или воды

Проведем лабораторный опыт №1

Работа групповая в статической паре- исследовательский метод,

Учитель напоминает правила ТБ

Хлорид бария смешиваем с серной кислотой. Что наблюдаем?

Какой можно сделать вывод?

Записываем уравнение реакции сначала в молекулярном, а потом в ионном виде.

Получили сокращенное уравнение.

Какой можно сделать вывод?

демонстрационный эксперимент: взаимодействие

соляной кислоты с магнием. Что наблюдаем?

Запись молекулярного и ионных уравнений. Вывод.

Лаб.опыт №2. Взаимодействие гидроксида натрия с соляной к-той

в присутствии индикатора ф-ф

Что происходит? Запись уравнений. Вывод.

У уч-ся: штатив с 2 пробирками, растворы соляной к-ты, гидроксида натрия, хлорида бария, серной к-ты

Растворы хлорида натрия и серной кислоты, одна пробирка

Растворы хлорида бария и серной к-ты, пробирка

Пробирка, магний порошок и соляная кислота

Пробирка, ф-ф, растворы гидроксида натрия и соляной к-ты.

Подчеркивают формулы электролитов

Получают полное ионное уравнение.

Делают вывод, записывают в уравнении знак

Вспоминают основные правила ТБ.

Проводят лаб.опыт№1 вместе с учителем.

Записывают уравнение в молекулярном и ионном виде.

Делают вывод: Ионы связались в молекулы нерастворимого вещества –одно из условий ионных реакций.

Выполняют Лаб.опыт №2.

Подведение итогов урока

Учитель предлагает перейти к обсуждению формулировки определения «реакции ионного обмена».

Акцентирует внимание учащихся на признаках химической реакции, которые свидетельствуют о необратимости процессов

Делают вывод и записывают в тетради: Реакции ионного обмена

— реакции обмена ионами

— в растворах электролитов

— с образованием неэлектролита

— малодиссоциирующего вещества (H 2 O)

Обучающимся дается задание : при сливании каких пар растворов электролитов реакции ионного обмена возможны, т.е. протекают до конца? Выберите условный знак каждого случая:

1) K 2 SO 4 и BaCl 2

2) Na 2 CO 3 и HCl

3) KOH и H 2 SO 4

4) KCl и Na 2 SO 4

Учитель организует проверку выполнения задания.

Открытый урок по химии на тему «Ионные уравнения» (8 класс)

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Технологическая карта для гостей.doc

Автор учебника : О.С.Габриелян

Тема урока: Ионные реакции

— выяснить условия необратимости реакций в растворах;

— организовать деятельность по осознанию обучающимися алгоритма составления ионных уравнений;

— выделять существенные признаки реакций ионного обмена;

— сформировать практические умения и навыки по выполнению лабораторных опытов;

— развитие логического мышления учащихся путём выявления причинно-следственной связи между строением и свойствами веществ;

— способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к обучению.

Планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижений.

Формулируют и воспроизводят понятия «Электролиты», «неэлектролиты», Дают определение «Электролитической диссоциации»,

Определяют ионные реакции, как реакции, протекающие между растворами электролитов.

Проводят опыты, наблюдают, описывают наблюдения

освоение алгоритма написания реакций ионного обмена,

действия по образцу

Преобразуют практическую задачу в познавательную

Планируют собственную деятельность

Осуществляют контроль и самооценку своих действий и взаимооценку.

Управление своей деятельностью на уроке

совместная деятельность учителя и учащихся

Проводят наблюдение, анализ, выдвигают предположения.

осуществляют экспериментальную проверку своих гипотез

совместные (групповые) действия, выполняемые под руководством учителя

Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных решений

Навыки сотрудничества: совместные (групповые), выполняемые под руководством учителя

Проявляют устойчивый интерес к поиску решения проблемы

Мотивация на решение проблемы

устойчивый познавательный интерес

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, парная, фронтальная.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование: таблица химических элементов Д.И.Менделеева, таблица растворимости, презентация, компьютер, проектор, экран, рабочая карта; штативы с пробирками, 1 стол: растворы хлорида натрия, нитрата серебра, сульфата натрия хлорида бария

2 стол: растворы карбоната натрия, серной кислоты, хлорида цинка, нитрата серебра

3 стол: растворы гидроксида натрия, серной кислоты, фенолфталеин, пипетка, хлорид алюминия, нитрат серебра. На столе учителя растворы нитрата серебра и хлорида меди, штатив с чистыми пробирками.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

На доске находятся карточки с различными понятиями

-Предлагаю распределить эти карточки на группы знаю, не знаю, умею, не умею (электролитическая диссоциация, электролит, писать уравнения диссоциации, кислоты, основания, соли, неэлектролит, условия протекания реакций обмена до конца, катионы, анионы, реакция обмена, ионные реакции, ионные уравнения, писать ионные уравнения

-Предлагаю повторить понятия, которые уже знакомы

-Какие из этих понятий незнакомы?

-Попробуйте сформулировать тему урока.

— Запишите тему урока в рабочие листки ( « Ионные реакции »)

-Попробуйте поставить цели сегодняшнего урока.

Все ли реакции ионного обмена идут до конца?

На сегодняшнем уроке мы должны выяснить, какие реакции называются реакциями ионного обмена и научиться составлять ионные уравнения .

Распределяют понятия на группы

Повторяют фронтально знакомые понятия

Формулируют тему урока ( « Ионные реакции »).

Записывают тему урока в рабочих листках

Формулируют цели урока

-узнать, что такое «реакции ионного обмена»

-Научиться составлять уравнения ионных реакций

-Рассмотреть условия протекания данных реакций до конца.

Предлагает выполнить самостоятельную работу — (задания в рабочем листке). Время выполнения работы — около 5 минут.

Предлагает осуществить взаимопроверку, сравнив с эталоном на слайде.

Выполняют самостоятельную работу

Первичное усвоение новых знаний

Вы уже знакомы с реакциями обмена. Вам также известно, что данные реакции возможны лишь в тех случаях, если в результате реакции выделяется осадок или газ или вода.

Теперь вам известно, что в растворах кислот, оснований и солей молекул практически нет, а есть ионы водорода, гидроксид-ионы, ионы металлов и кислотных остатков. Отсюда следует вывод, что реакции между растворами этих веществ сводятся к взаимодействию ионов. Попробуйте сформулировать понятие «ионные реакции»

Что же такое ионные уравнения?

Найдите в учебнике определение ионных реакций. Прочитайте.

Сейчас мы будем учиться писать уравнения ионных реакций.

Показывает Демонстрационный эксперимент

Оборудование и реактивы: растворы C u Cl 2 , AgNO 3 , чистые пробирки.
а) В пробирку наливаем раствор C u Cl 2

б) В пробирку с раствором C u Cl 2 , добавим AgNO 3 .
Что наблюдаете? Запишите молекулярное и ионные уравнения химической реакции в рабочих листах в колонке «Выполнение действий».
Сущность данной реакции сводится к взаимодействию ионов Ag + и Cl — ; в результате этого взаимодействия образуется осадок AgCl

— попробуйте описать наши действия по составлению ионных уравнений, заполнив устно первую колонку «Последовательность действий»

Данные ионы могли входить в состав любого электролита и наблюдалась бы аналогичная реакция.

Дает задание. По таблице растворимости выберите любые другие электролиты, содержащие ионы Ag + и Cl .

Есть ли такие реактивы на вашем столе? Соблюдая технику безопасности, проведите химический эксперимент, согласно сокращённому ионному уравнению. Прокомментируйте результаты опытов

Попробуйте сделать вывод.

Вывод: Таким образом, сокращенные ионные уравнения показывают сущность процесса, протекающего между растворами электролитов.

Вопрос. А какие признаки химических реакций вы знаете?

Для того, чтобы выяснить условия протекания данных реакций до конца выполним лабораторные опыты. Инструкция к работе у вас на столах.

Учащимся предлагается работа в парах. Для каждой пары приводится отдельное задание (учитель делает акцент на правилах по ТБ.

Лабораторный опыт № 1 “Реакции, идущие с образованием осадка”.

Лабораторный опыт № 3 “Реакции, идущие с образованием газа”.

Лабораторный опыт № 3 “Реакции, идущие с образованием слабого электоролита – воды”

Результаты лабораторной работы проверяются, комментируются учителем,

Химик правила обмена не забудет никогда:
В результате — непременно будет газ или вода,
Выпадет осадок, вот тогда — порядок!

Формулируют понятие ионные реакции (реакции, протекающие между ионами)

Отвечают ( это уравнения ионных реакций)

Затем один из учащихся читает это определение.

Смотрят эксперимент, слушают объяснение , отвечают, делают запись в рабочем листе.

Проговаривают алгоритм действий

Пользуясь таблицей растворимости выбирают вещества, в которые содержат такие же ионы

Подбирают реактивы, проводят лабораторный опыт

Делают вывод (по заданию): можно взять любой растворимый хлорид и любую растворимую соль серебра.

Отвечают (образование осадка, газа , изменение цвета, запаха, выделение тепла, света, изменениетемпературы)

Учащиеся проводят опыт, руководствуясь инструкцией, находящейся на их столе и соблюдая технику безопасности.

Пары обсуждают полученные результаты, готовятся к ответу.

Ионные уравнения реакций учащиеся записывают на доске, используя алгоритм составления ионных уравнений реакций., второй объясняет ход эксперимента. Класс в это время внимательно слушает и записывает все уравнения реакций, комментируя ошибки, если таковые имеются.

Предлагает выполнить проверочную работу с последующей самопроверкой по эталону. (самооценка)

Выполняют проверочную работу. Оценивают работу по 5- бальной шкале.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Информирует о домашнем задании.

1 уровень (для всех).

2 уровень (по желанию)

Подготовить мультимедийную презентацию о практическом значении реакций ионного обмена.

(задания на рабочем листке)

Записывают домашнее задание.

-Достигли ли вы целей, поставленных на урок?

Оцените свою работу на уроке.

Подводит итог урока.

1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был
7.Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно

Отвечают на вопрос.

Оценивают свою работу на уроке.

Выбранный для просмотра документ открытый урок.ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

Цель урока Узнать, что такое «реакции ионного обмена» Научиться составлять уравнения ионных реакций Рассмотреть условия протекания данных реакций до конца

Ответы на вопросы самостоятельной работы (взаимопроверка) 1 2 3 4 5 КОН↔K+ + OH Н2SO4↔2H+ + SO42- Na2CO3↔2 Na+ + CO32- а, в, д А Газ, вода, осадок Электролитынеэлектролиты А, в, дБ, г, е, ж

Оценка 0- 1 ошибок — оценка «5» 2-4 ошибки — оценка «4» 5-6 ошибок — оценка «3» 7 ошибок — оценка «2»

Определения «ионные реакции»- «ионные уравнения» — реакции, протекающие между ионами это уравнения ионных реакций

Алгоритм составления ионных уравнений CuCl2+ 2AgNO3→Cu(NO3)2 +2AgCl CuCl2 –Р, AgNO3- -Р, Cu(NO3)2 – Р, AgCl — Н Cu 2+2Cl-+ 2Ag+ +2NO3-→Cu2+ +2NO3- +2AgCl↓ 2Ag+ +2Cl- →2AgCl↓ Записать молекулярное уравнение реакции, подобрать коэффициенты С помощью таблицы растворимости определить растворимость каждого вещества Составить полное ионное уравнение реакции, записав электролиты в виде ионов, неэлектролиты в молекулярном виде. Составить сокращённое ионное уравнение, сократив одинаковые ионы в левой и правой частях уравнения. Последовательность действийВыполнение действий 1. 2. 3. 4.

Задание. По таблице растворимости выберите любые другие электролиты, содержащие ионы Ag+ и Cl- . Найдите реактивы на вашем столе, содержащие ионы Ag+ и Cl- . Соблюдая технику безопасности, проведите химический эксперимент, согласно сокращённому ионному уравнению. Ag+ +Cl- →AgCl↓

Лабораторные опыты в парах Химик правила обмена не забудет никогда: В результате — непременно будет газ↑ или вода, Выпадет осадок↓, вот тогда — порядок!

Ответы к итоговому тесту 1.В 2.В 3.Д 4.В 5.А 6.Г 7.Б 8.Б 0- ошибок — оценка «5» 1-2 ошибки — оценка «4» 3-4 ошибки — оценка «3» 5 ошибок — оценка «2»

Достигли ли мы цели? Узнать, что такое «реакции ионного обмена» Научиться составлять уравнения ионных реакций Рассмотреть условия протекания данных реакций до конца

Рефлексия Оцените свою работу на уроке.

Выбранный для просмотра документ рабочая карта.doc

Время выполнения работы — около 5 минут.

Осуществить взаимопроверку, сравнив с эталоном на слайде

Разделите перечисленные ниже вещества на два столбика — электролиты и неэлектролиты.;

а) хлорид натрия (раствор)

б) сахар (раствор)

в) сульфат натрия (раствор)

г) гидроксид калия (крист.)

д) раствор серной кислоты

е) оксид углерода( IV )

Составьте уравнения диссоциации KOH; H 2 SO 4 ; Na 2 CO 3

Найдите среди предложенных реакций реакции обмена . Выписать буквы правильных ответов

Какая из реакций обмена (задание 3) протекает с образованием газа? Выписать букву правильного ответа

Перечислите условия протекания реакций обмена до конца

Реакция обмена идёт до конца, если

Алгоритм составления ионных уравнений

Лабораторный опыт № 1 “Реакции, идущие с образованием осадка”.

Оборудование и реактивы: растворы хлорида бария ВаCl2, сульфата натрия Na2SO4, штатив с пробирками.

Распределите обязанности в паре. Один проводит эксперимент на месте и у доски и рассказывает о последовательности действий и наблюдениях. Второй записывает уравнение реакции на доске в молекулярном и ионном виде и комментирует записи.

Налейте в чистую пробирку ≈1 мл раствора хлорида бария ВаCl2

К нему прилейте аккуратно ≈1 мл сульфата натрия Na2SO4.

Какие признаки реакции вы наблюдали? _________________________

Записываем уравнение реакции в молекулярном и ионном виде

Лабораторный опыт № 3 “Реакции, идущие с образованием газа”.
Оборудование и реактивы: растворы карбоната натрия Na2CO3, серной кислоты H2SO4, штатив с пробирками.

Распределите обязанности в паре. Один проводит эксперимент на месте и у доски и рассказывает о последовательности действий и наблюдениях. Второй записывает уравнение реакции на доске в молекулярном и ионном виде и комментирует записи.

Налейте в чистую пробирку ≈1 мл раствора карбоната натрия Na2CO3

К нему прилейте аккуратно ≈1 мл серной кислоты H2SO4.

Какие признаки реакции вы наблюдали?________________________

Записываем уравнение реакции в молекулярном и ионном виде .

Лабораторный опыт № 3 “Реакции, идущие с образованием слабого электоролита – воды”.
Оборудование и реактивы: растворы гидроксида натрия NaОН, серной кислоты H2SO4, фенолфталеина, штатив с пробирками.

Распределите обязанности в паре. Один проводит эксперимент на месте и у доски и рассказывает о последовательности действий и наблюдениях. Второй записывает уравнение реакции на доске в молекулярном и ионном виде и комментирует записи.

Налейте в чистую пробирку ≈1 мл раствора гидроксида натрия NaОН

К нему прилейте по каплям фенолфталеин.

Какие признаки реакции вы наблюдали? ______________

Прилейте аккуратно ≈1 мл серной кислоты H2SO4.

Какие признаки реакции вы наблюдали? ____________________

Записываем уравнение реакции в молекулярном и ионном виде .

1.Ответить на вопросы теста (выбрать одну букву, соответствующую правильному ответу)

2.Провести самопроверку по эталону.

1. Реакции ионного обмена – это реакции:
А. Разложения. В. Обмена
Б. Замещения. Д. Соединения

2. Укажите уравнение реакции ионного обмена:

3. Реакцией нейтрализации является реакция между парой веществ:

5. Формулы веществ, при взаимодействии которых образуется вода:
А. Fe(OH) 2 и HNO 3
Б. К 2 SiO 3 и HNO 3
В. КOH и Zn(NO 3 ) 2
Д.MgCO 3 и Ba(NO 3 ) 2

6. Уравнению реакции Zn(OH) ₂ ↓ + H ₂ SO ₄ = ZnSO ₄ + 2H ₂ O соответствует сокращённое ионное уравнение

А. H ⁺ + OH ⁻ = H ₂ O

Б Zn² ⁺ + SO ₄ ² ⁻ = ZnSO ₄

В. H ₂ SO ₄ + Zn² ⁺ = ZnSO ₄ + H ₂ O

Г . Zn(OH) ₂ ↓ + 2H ⁺ = Zn² ⁺ + 2H ₂ O

7. Практически необратимо протекает реакция ионного обмена между растворами

А. хлорида калия и нитрата цинка

Б . сульфата калия и нитрата бария

В. сульфата натрия и гидроксида калия

Г. нитрата натрия и сульфата железа (||)

8. С выделением газа протекает реакция между

А. силикатом калия и гидроксидом кальция

Б. карбонатом кальция и соляной кислотой

В. нитратом цинка и оксидом бария

Г сульфатом калия и хлоридом магния

1 уровень (для всех).

Саша и Алеша делали домашнее задание. Они составили уравнения реакций, но случайно на лист бумаги пролили чернила. Помогите ученикам восстановить запись. Составьте к восстановленным

Колдунья с вороном отравили лечебный колодец, в котором был раствор хлористого кальция, который помогал целому городу. Он использовался горожанами при отравлениях, кровотечениях, аллергиях. Они превратили раствор СaCl2 в нерастворимый известняк CaCO3. Помогите жителям “расколдовать” колодец, если в вашем распоряжении есть растворы NaCl, Na2CO3, HCl, H2SO4, Zn(NO3)2.

Олененок спешит к друзьям. Он шел долгих 3 дня. Ему осталось только перейти реку, но река оказалась испорчена – она наполнена раствором серной кислоты. Помогите Олененку воссоединиться с друзьями, если в вашем распоряжении есть растворы NaCl, Ba(OH)2 HCl, CuSO4, Ba(NO3)2.

2 уровень (по желанию)

Подготовить мультимедийную презентацию о практическом значении реакций ионного обмена.

(задания на доске)

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно

Для реакций ионного обмена составляютполные и сокращенные ионные уравнения. При этом на ионы никогда не раскладывают :

    нерастворимые вещества (см. таблицу растворимости);


    источники:

    http://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/2014/04/18/urok-khimii-8-klass-ionnye-reaktsii

    http://infourok.ru/otkrytyj-urok-po-himii-na-temu-ionnye-uravneniya-8-klass-4160325.html