Урок по теме термохимические уравнения

Тема урока : «Тепловой эффект химических реакций».
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме

Данный материал может быть использован на уроках химии в 8 классе по теме «Тепловой эффект химических реакций»

Скачать:

ВложениеРазмер
teplovoy_effekt_khimicheskikh_reaktsiy.ppt805.5 КБ
teplovoy_effekt_khimicheskikh_reaktsiy.docx38.03 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

ТЕПЛОВОЙ ЭФФЕКТ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ Презентацию выполнила Учитель химии ГБОУ СОШ657, г. Москва Татаркина Наталья Валентиновна

«ЗИМНЯЯ НОЧЬ» Б.ПАСТЕРНАК Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела.

ХИМИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2↑ + Q Признаками проводимой реакции будут выделение газа и теплоты. NH4NO3 + H2O ⇄ NH4OH + HNO3 – Q Признаком проводимой реакции будет поглощение теплоты.

Количество теплоты, которое выделяется или поглощается при химической реакции, называют тепловым эффектом реакции. Тепловой эффект обозначается Q и измеряется в Дж или кДж.

КЛАССИФИКАЦИЯ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ ПО ТЕПЛОВОМУ ЭФФЕКТУ идут с выделением энергии S + O 2 = SO 2 – Q идут с поглощением энергии N 2 + O 2 = 2NO – Q

ОТ ГРЕЧЕСКОГО «ЭНДО- » « ЭКЗО- » ВНУТРЬ НАРУЖУ

Химические уравнения, в которых указывается тепловой эффект, называют термохимическими. Например: 2HgO —> 2Hg + O 2 – 180 кДж, С(тв) + O 2 (г) —> СO 2 (г) + 394 кДж

ГЕРМАН ИВАНОВИЧ ГЕСС -Российский академик -Основоположник термохимии Термохимия — раздел химии, в задачу которого входит определение и изучение тепловых эффектов реакции

АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПО ТЕРМОХИМИЧЕСКОМУ УРАВНЕНИЮ Кратко записать условия задачи (“дано”). Записать термохимическое уравнение реакции (ТХУ), одной чертой в уравнении реакции подчеркнуть то, что известно и то, что необходимо определить. Провести вспомогательные вычисления. m = M * v Составить пропорцию, используя вспомогательные вычисления и условия задачи, и решить ее. Записать ответ.

ЗАПОЛНИ ПРОПУСКИ 1. Реакции, протекающие с выделением теплоты и света называются реакциями ….. а) разложения; б) эндотермические; в) экзотермические г)замещения

2. Какие схемы можно назвать термохимическими уравнениями реакций? а) 2 H 2 (г) + O 2 (г) = 2 H 2 О(ж) + 572 кДж б) 2 H 2 + O 2 = 2 H 2 О + 572 кДж в) 2 H 2 (г) + O 2 (г) = 2 H 2 О(ж)

3. Какая запись, соответствует эндотермической реакции? а) С(тв) + O 2 (г) = СO 2 (г) + 394 кДж б) СаСO 3 = СO 2 + СаО – 310 кДж г) Н 2 + I 2 = 2HI – 52 кДж д) 3Fe + O 2 = Fe 3 O 4 + 118 кДж

4. Приведены уравнения реакций: 1. С+О 2 = СО 2 + 402,24кДж 2. 2HgO = 2Hg + О 2 -180кДж Определите тип, к которому относятся данные реакции. А) обе реакции экзотермические Б) обе реакции эндотермические В) А – эндотермическая, а Б – экзотермическая Г) А – экзотермическая, а Б – эндотермическая

САМОПРОВЕРКА 1-в 2-а,б 3-б,г 4-г

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ параграф 23, задача 1, 2 стр.69

Конспект урока по химии в 9 классе на тему : Тепловой эффект химических реакций.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Тема: Тепловой эффект химических реакций.

Образовательная: Сформировать понятие об экзо- и эндотермических реакциях, тепловом эффекте химической реакции, термохимическом уравнении. Научиться составлять термохимические уравнения и производить расчеты теплоты по уравнению реакции.

Развивающая: Развитие логического мышления и умений сравнивать, обобщать, анализировать, наблюдать, анализировать природные явления и проводимый химический эксперимент.

Воспитательная: Воспитание интереса к предмету химия. Формирование у учащихся коммуникативных навыков, чувства товарищества и взаимопомощи, умения работать в парах.

Оборудование: вещества: штатив с пробирками, термометры, Zn ; HCI; NH4NO3, свеча, спички.

  • Мультимедийный проектор, компьютер, презентация “Тепловой эффект химических реакций.

I. Организационно-мотивационный этап

Здравствуйте ученики и уважаемые учителя. Мы рады приветствовать Вас в стенах нашей школы.

Мир освещается солнцем, а человек знанием Ребята! А вы готовы получить сегодня получить знания?

И так мы начинаем. Присаживайтесь по удобнее держим осанку!

II. Актуализация знаний учащихся

На столе зажженная свеча.

Зачитывается отрывок из стихотворения Б.Пастернака «Зимняя ночь»

Мело, мело по всей земле

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

О каком явлении идет речь в этом стихотворении? О горении свечи. А горение свечи — это какое явление физическое или химическое? Правильно, химическое. А как иначе называются химические явления? Верно, химическими реакциями. Опишите признаки наблюдаемой реакции. Выделение света и тепла. А все ли реакции сопровождаются выделением тепла и света?

Давайте проведем химический эксперимент и найдем ответ на поставленный вопрос.

III. Объяснение нового материала

Приступим к выполнению эксперимента:

Опыт 1. Взаимодействие цинка с кислотой.

В пробирку с Zn осторожно прилейте раствор соляной кислоты HCl, что наблюдаете? Потрогайте нижнюю часть пробирки, что вы ощущаете?

Давайте запишем уравнение данной реакции и укажем ее признаки.

Zn + 2HCl = ZnCl 2 + H 2 ↑ + Q

Признаками проводимой реакции будут выделение газа и теплоты.

Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? На какие вопросы мы могли бы найти ответ?

Опыт 2. Растворение аммиачной селитры в воде Работа в парах

В пробирку с белым кристаллическим веществом прилейте имеющуюся воду, встряхните. Потрогайте нижнюю часть пробирки, что вы ощущаете?

NH 4 NO 3 + H 2 O ⇄ NH 4 OH + HNO 3 – Q

Признаком проводимой реакции будет поглощение теплоты.

Аммиачная селитра или нитрат аммония

Мы провели с вами 2 реакции, по какому признаку можно их классифицировать?

Правильно, по поглощению или по выделению теплоты.

Количество теплоты, которое выделяется или поглощается при химической реакции, называют тепловым эффектом реакции.

Тепловой эффект обозначается Q и измеряется в Дж или кДж.

Давайте запишем классификацию химических реакций по тепловому эффекту.

Реакции, протекающие с выделение теплоты, называют экзотермическими.

Реакции, протекающие с поглощением теплоты, называют эндотермическими.

Химические уравнения, в которых указывается тепловой эффект, называют термохимическими.

Например: 2HgO —> 2Hg + O2 – 180 кДж, С(тв) + O2(г) —> СO2(г) + 394 кДж

Обратите внимание. В термохимических реакциях указывается агрегатное состояние веществ.

Р аздел химии, в задачу которого входит определение и изучение тепловых эффектов реакции называется Термохимией.

Попробуйте найти примеры из жизни с участием термохимических реакций. (Холодильник. Аптечка. ТЭС. Металлургия.

Показываю, как работает снежок

4. По термохимическим уравнениям реакций можно проводить различные расчёты. Для решения задач по термохимическим уравнениям реакций нужно записать само уравнение и провести необходимые расчеты по нему.

Физкультминутка металл не металл

Алгоритм решения задач по термохимическому уравнению реакции

  1. Кратко записать условия задачи (“дано”).
  2. Записать термохимическое уравнение реакции (ТХУ), одной чертой в уравнении реакции подчеркивают то, что известно, двумя чертами подчёркивают то, что необходимо определить.
  3. Провести вспомогательные вычисления. m = M * v
  4. Составить пропорцию, используя вспомогательные вычисления и условия задачи, и решить ее.
  5. Записать ответ.

Объяснение решения задач:

1. Вычислите массу разложившегося мела (СаСО3), если известно, что на его разложение затрачено 1570 кДж.

M(СаСО3) = 1 моль* 100 г/моль = 100г

100г: 157 кДж = х г: 1570 кДж

Ответ : m (СаСО3) = 1 кг (или разложилось 1000г мела)

2. При взаимодействии 2г кальция с кислородом выделилось 127кДж теплоты. Напишите термохимическое уравнение для данной реакции.

IV. Закрепление изученного материала

Чтобы проверить степень усвоения вами нового материала, давайте проведем небольшую тестовую работу.

1. Заполни пропуски

Реакции, протекающие с выделением теплоты и света, называют реакциями

Выберите пропущенные слова (укажи буквы, соответствующие по смыслу пропускам):

2. Какие схемы можно назвать термохимическими уравнениями реакций?

3. Какая запись, соответствует эндотермической реакции?

б) СаСO3 = СO2 + СаО – 310 кДж

4. Приведены уравнения реакций:

1. С+О2 = СО2 + 402,24кДж

2. 2HgO = 2Hg + О2 -180кДж

4.Определите тип, к которому относятся данные реакции.

а) обе реакции экзотермические

б) обе реакции эндотермические

в) А – эндотермическая, а Б – экзотермическая

г) А – экзотермическая, а Б – эндотермическая

А теперь мини проектная работа командам где можно использовать термохимические реакции? Рисуют на листе бумаги

V. Подведение итогов: Что мы узнали? На поставленные вопросы начале урока мы нашли ответ? Чему научились? Какой материал вам казалось легким или сложным что было самым интересным?

Подведение результатов, объявление оценок.

VI. Д/з параграф 2, задача 1, 2 стр.11 (письменно)

Урок химии по теме «Тепловой эффект химических реакций». 8-й класс

Класс: 8

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (630 кБ)

Цель:

  • Познакомить с понятием “тепловой эффект химических реакций”, классификацией химических реакций (явлений) по тепловому эффекту.
  • Уметь составлять термохимические уравнения и производить расчеты теплоты по уравнению реакции.
  • Владеть понятиями “теплота”, “энергия”, “экзо- и эндотермические реакции”, “тепловой эффект”, “термохимическое уравнение”, выделение и поглощение энергии.
  • Развивать у учащихся умение наблюдать, анализировать природные явления и проводимый химический эксперимент; совершенствовать навыки ведения наблюдений, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и заключения.
  • Воспитывать у учащихся коммуникативных навыков, чувства товарищества и взаимопомощи, умение работать в парах.
  • Выполняя лабораторные опыты соблюдать технику безопасности (инструкция № 73 — работа с веществами и растворами; № 20 — проведение опытов).

Оборудование: вещества: штатив с пробирками, 2 термометра, Mg; HCI; NH4NO3 .

  • Информационные карты “Расчет теплового эффекта реакции по уравнению”
  • Мультимедийный проектор, компьютер, презентация “Тепловой эффект химических реакций” .

I. Организационно-мотивационный этап

II. Актуализация знаний учащихся

Отработка понятий: химические реакции, признаки химических реакций.

III. Изучение новой темы

1. Лабораторный эксперимент.

Опыт 1. Взаимодействие Mg с кислотой.

1) В пробирку с порошком магния (Mg) прилить осторожно, по каплям! 0,5 мл раствора кислоты HCl, что наблюдаете?

2) Аккуратно! потрогайте нижнюю часть пробирки. Наблюдения и уравнение реакции записать в таблицу:

Опыт 2. Растворение азотного удобрения в воде

1) В пробирку с белым кристаллическим веществом прилейте имеющуюся воду, встряхните

2) потрогайте пробирку; наблюдения запишите в соответствующую графу таблицы:

исходные веществакак проводили опытпризнаки (наблюдения) и уравнение реакции
магний Mg и соляная кислота HClк порошку магния прилили 1 мл раствора кислотыMg + HCl —>
азотное удобрение NH4NO3 и вода H2Oк белому кристаллическому веществу прилили 2-3 мл воды, перемешали

2. Понятие тепловой эффект химических реакций

Причина теплового эффекта — разница внутренней энергии продуктов реакции и внутренней энергии реагентов.

(работа с учебником стр. 65 –определение )

3. Термохимия, термохимические уравнения.

Термохимия — раздел химии, в задачу которого входит определение и изучение тепловых эффектов реакции.

Термохимические уравнения – уравнения в которых указывается количество поглощенной или выделенной теплоты.

2HgO —> 2Hg + O2 – 180 кДж, С(тв) + O2(г) —> СO2(г) + 394 кДж

4. По термохимическим уравнениям реакций можно проводить различные расчёты. Для решения задач по термохимическим уравнениям реакций нужно записать само уравнение и провести необходимые расчеты по нему.

Алгоритм решения задач по термохимическому уравнению реакции

  1. Кратко записать условия задачи (“дано”).
  2. Записать термохимическое уравнение реакции (ТХУ), одной чертой в уравнении реакции подчеркивают то, что известно, двумя чертами подчёркивают то, что необходимо определить.
  3. Провести вспомогательные вычисления (корень квадратный, Мr, М, m).
  4. Составить соотношение, используя вспомогательные вычисления и условия задачи; решить соотношение (пропорцию).
  5. Записать ответ.

Ответ: 2Са + О2 —> 2СаО + 5080 кДж

Решение задач учениками.

х= 20* 5654/337 = 38,81 кДж

2. Вычислите массу разложившегося мела (СаСО3), если известно, что на его разложение затрачено 1570 кДж.

M(СаСО3) = 1 моль* 100 г/моль = 100г

100г : 157 кДж = х г : 1570 кДж

Ответ: m (СаСО3) = 1 кг (или разложилось 1000г мела)

IV. Закрепление изученного материала

1. Заполни пропуски

Реакции, протекающие с выделением теплоты и света, называют реакциями

Выберите пропущенные слова (укажи буквы, соответствующие по смыслу пропускам):

2. Какие схемы можно назвать термохимическими уравнениями реакций?

3. Какая запись, соответствует эндотермической реакции?

б) СаСO3 = СO2 + СаО – 310 кДж

4. Установите соответствие между схемой реакции и её типом:

2. Экзотермическая реакция

5. Приведены уравнения реакций:

Определите тип, к которому относятся данные реакции.

2) обе реакции эндотермические

3) А – эндотермическая, а Б – экзотермическая

4) А – экзотермическая, а Б – эндотермическая

V. Итог по уроку:

— Как классифицируются реакции по тепловому эффекту?

— Что такое тепловой эффект реакции?

— Чем отличаются термохимические уравнения

VI. Д/з параграф 23, задача1, 2 стр.69 (письменно)


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-himii-v-9-klasse-na-temu-teplovoj-effekt-himicheskih-reakcij-5591670.html

http://urok.1sept.ru/articles/636767