Конспект урока «Графический способ решения систем уравнений»
Тема: «Графический способ решения систем уравнений»
Цели:
Образовательные:
Повторить определение функции, графика функции. Дать определение графика уравнения. Рассмотреть графический способ решения систем уравнений.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Графический способ решения систем уравнений»»
Дата__________ Урок № алгебра 9 класс
Тема: «Графический способ решения систем уравнений»
Повторить определение функции, графика функции. Дать определение графика уравнения. Рассмотреть графический способ решения систем уравнений.
Развивать внимание, логическое мышление, культуру графического построения.
Воспитывать интерес к предмету, чувство ответственности.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: доска, учебник, графики функций.
Проверка домашнего задания
Актуализация опорных знаний
1. Является ли пара чисел (–1; 3) решением системы уравнений:
2. На рисунке изображены графики функций у = 2х + 4 и у = –х + 1. Решите систему уравнений:
Изучение нового материала.
Цель нашего урока – решение систем уравнений графическим способом.
Графиком уравнения с двумя переменными называется множество точек координатной плоскости, координаты которых обращают уравнение в верное равенство.
Графики уравнений с двумя переменными весьма разнообразны.
2х + 3у = 6, — прямая
ху = 5, — гипербола
у = -х 2 + 2х +2 – парабола
х 2 + у 2 = 4 – окружность, центр (0;0), радиус – 2
– понятие системы уравнений;
– решение системы уравнений;
– способы решения систем линейных уравнений.
2. Показать учащимся, что в некоторых ситуациях необходимо уметь решать не только системы линейных уравнений, но и системы, в которых хотя бы одно из уравнений имеет вторую степень.
3. Продемонстрировать графический способ решения систем уравнений (пример из учебника).
IV. Формирование умений и навыков.
Задания лучше разбить на две группы. Первая группа подготавливает учащихся к применению графического способа решения систем уравнений. А во вторую группу будут входить задания на непосредственное решение систем уравнений графически.
2. На рисунке изображены графики функций у = –х 2 + 2 и у = . Решите систему уравнений:
3. Постройте график функции у = х 2 – 4. С помощью этого графика решите систему уравнений:
а) б)
В о п р о с ы у ч а щ и м с я:
– Что называется решением системы уравнений?
– В чем состоит суть графического способа решения системы уравнений?
– Сколько решений имели системы уравнений, которые были рассмотрены на этом уроке?
– Может ли система уравнений не иметь решений?
Домашнее задание: № 417, № 523 (а, г, е).
Технологическая карта урока алгебры в 9 классе по теме: «Решение систем уравнений второй степени с двумя переменными. Графический способ решения систем уравнений»
план-конспект урока по алгебре (9 класс)
1. Разработка технологической карты урока алгебры в 9 классе по теме: » Решение систем уравнений второй степени с двумя переменными. Графический способ решения систем уравнений.
2. Технологическая карта урока алгебры в 9 кл. по теме: Решение систем уравнений второй степени. Способ подстановкисистем уравнений второй степени с двумя переменными. Графический способ решения систем уравнений»
3. Технологическая карта урока алгебры в 9 классе по теме:: Решение задач с помощью систем уравнений второй степени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка урока алгебры в 9 классе по теме: «Решение систем уравнений второй степени с двумя переменными. Графический сп | 114.34 КБ |
Презентация к уроку «Решение систем уравнений второй степени с двумя переменными. Графический способом | 164.72 КБ |
Технологическая карта урока алгебры в 9 кл. по теме: Решение систем уравнений второй степени. Способ подстановки. | 29.7 КБ |
Презентация к уроку алгебры в 9 кл. по теме: Решение систем уравнений второй степени. Способ подстановки | 29.7 КБ |
Технологическая карта урока алгебры в 9 классе по теме:: Решение задач с помощью систем уравнений второй степени. | 26.89 КБ |
Презентация к уроку алгебры в 9 классе по теме:: Решение задач с помощью систем уравнений второй степени. | 1.03 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока алгебры в 9 классе
Тема: Решение систем уравнений второй степени с двумя переменными. Графический способ решения систем уравнений.
- систематизировать понятие системы уравнений с двумя переменными, ее решения;
- рассмотреть графический способ решения системы уравнений;
- закрепить навыки построения графиков функций;
- развивать логическое мышление, математическую речь, вычислительные навыки;
- развивать умение применять полученные знания к решению прикладных задач;
- расширение кругозора;
- воспитание познавательного интереса к предмету.
- уметь ориентироваться в своей системе знаний
- добывать новые знания.
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- работать по составленному плану;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;
- высказывать свое предположение.
- уметь выражать свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других.
- систематизация и оценивание новой информации
1. Орг. момент, мотивация урока.
Выдающийся французский философ, ученый Блез Паскаль утверждал: «Величие человека в его способности мыслить». Сегодня мы попытаемся почувствовать себя великими людьми, открывая знания для себя.
2. Математический диктант.
1. Зависимость переменной у от переменной х называется …
2. Все значения независимой переменной образуют…
3. Неравенство вида > или
4. В каких скобках записывается ответ при решении строгого неравенства?
5. Какие значения может принимать подкоренное выражение?
После того, как диктант закончен, учащиеся обмениваются листочками и самостоятельно проверяют, сверяя свои ответ с правильными ответами, записанными на доске. После чего каждый учащийся выставляет оценку по количеству набранных правильных ответов (за каждый правильный ответ – 1 балл).
3. Актуализация опорных знаний. Проверка д/з.
Какие функции нам знакомы из курса алгебры 7-9 классов?
Линейная. Прямая и обратная пропорциональность. Квадратичная функция. Уравнение окружности.
Рассмотрите графики следующих функций.
Назовите функции, графики которых здесь не представлены.
Для каждого графика выберите формулу, которой задается соответствующая функция
А. у =3х+1. Б. у= — 8/х В. у= х 2 Г. у= 0,5х 3
График уравнения с двумя переменными.
Вы знаете, что иллюстрацией уравнений служат их графики на координатной плоскости. Работа с таблицей.
Выражаем у через х
Данной формулой задается …функция
Графики уравнений с 2 переменными весьма разнообразны.
Обратите внимание на таблицу:
- Если уравнение — первой степени, график всегда — прямая.
- Если второй степени, то получается гипербола или парабола.
- А если обе переменные входят в уравнение во второй степени, то какую линию имеем? Ответ учащихся: уравнение окружности.
3. Изучение нового материала.
Что такое система уравнений?
Системой уравнений называется некоторое количество уравнений, объединенных фигурной скобкой.
— Что является решением системы уравнений с двумя переменными? (пара значений переменных, обращающая каждое уравнение системы в верное равенство).
— Является ли пара чисел (2;3) решением системы
х+2у=8
Какие способы решения систем уравнений вы знаете?
Какой способ решения изображен на рисунке? (Графический)
Вспомним алгоритм решения систем уравнений графическим способом:
1)Выразить в каждом уравнении у через переменную х,
2)Построить в одной системе координат графики полученных функций,
3)Рассмотреть взаимное расположение графиков.
Сколько решений может иметь система линейных уравнений с двумя переменными?
- одно, если прямые пересекаются;
- если прямые параллельны, то нет решения;
- если прямые совпадают, то бесконечное множество решений.
План решения системы уравнений графическим способом
- Выразить переменную у в первом уравнении.
- Выразить переменную у во втором уравнении.
- В одной системе построить графики данных функций.
- Координаты точки пересечения графиков и является решением системы уравнений.
Графический способ не всегда обеспечивает высокую точность результата, не всегда решения являются точными. В основном этот метод применяется для:
— нахождения приближенных решений;
— с помощью этого метода легко выяснить, сколько решений может иметь система уравнений.
Чтобы проверить точность полученных решений, их нужно подставить в уравнения системы!
— Ребята, как определяется степень целого уравнения с одной переменной? (Если уравнение с одной переменной записано в виде Р(х) = 0, где Р(х) — многочлен стандартного вида, то степень этого многочлена называют степенью уравнения ).
Степень целого уравнения с двумя переменными определяется аналогично. Чтобы выяснить, какова степень какого-либо уравнения с двумя переменными, его заменяют равносильным уравнением, левая часть которого — многочлен стандартного вида, а правая — нуль.
- На рисунке изображены графики функций
и .
Используя график, решите систему уравнений
2) Решить систему уравнений графическим способом по алгоритму:
— окружность, сначала по часовой стрелке, затем против часовой
— парабола с коэффициентом, а= 5
— парабола с коэффициентом, а= -0,5
5. Закрепление нового материала.
Решить №444(1-3), 448(3, 4).
6. Самостоятельная работа.
1. Определить уравнения второй степени:
а) ху – 2у = 5; б) х 3 – у = 3; в) х 2 + 3у 2 =0
Ответы: 1) а; 2) б, в; 3) в; 4) а, в
2. Пара чисел (1; 0) является решением уравнения:
а) х 2 + у = 1; б) ху + 3 = х; в) у(х + 2 ) =0
Ответы: 1) а; 2) б, в; 3) в; 4) а, в
3. Уравнение окружности:
а) х 2 + у 2 = 4; б) (х –у) 2 + (у + 3) 2 = 9; в) х 2 + (3 –у) 2 =4
Ответы: 1) а, б; 2) б, в; 3) в; 4) а, в,
4.Решением системы уравнений ху + 4 = 0; у = (х – 1) 2 , является:
Ответы: 1) (1;4); 2) (1; — 4); 3) (-1; -4); 4) (-1;4)
Ответы к тесту:1) 4; 2) 4; 3) 4; 4) 4.)
7. Подведение итогов урока. Рефлексия. Д/з. Выучить п.18. Решить №421
- Составление кластера. Ребята, давайте повторим алгоритм решения систем уравнений второй степени с двумя переменными.
- Сравните 2 темы: решение систем линейных уравнений с двумя переменными и решение систем нелинейных уравнений с двумя переменными.
- Что общего? (алгоритм решения).
- Есть различие? (число решений)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Решение систем уравнений второй степени с двумя переменными . Графический способ решения систем уравнений . Учитель математики первой квалификационной категории МБОУ «Рочегодская средняя школа» М.Д.Мамонова
«Величие человека в его способности мыслить » Блез Паскаль Цели урока: систематизировать понятие системы уравнений с двумя переменными, ее решения; рассмотреть графический способ решения системы уравнений; закрепить навыки построения графиков функций; развивать логическое мышление, математическую речь, вычислительные навыки; развивать умение применять полученные знания к решению прикладных задач; расширение кругозора; воспитание познавательного интереса к предмету.
Математический диктант. 1. Зависимость переменной у от переменной х называется … 2. Все значения независимой переменной образуют … В каких скобках записывается ответ при решении строгого неравенства? Какие значения может принимать подкоренное выражение? Неравенство вида > или Технологическая карта урока алгебры в 9 классе
Тема: Решение систем уравнений второй степени . Способ подстановки.
- закрепить способ подстановки решения системы уравнений;
- закрепить навыки построения графиков функций;
- развивать логическое мышление, математическую речь, вычислительные навыки;
- развивать умение применять полученные знания к решению прикладных задач;
- расширение кругозора;
- воспитание познавательного интереса к предмету.
- Личностные – самореализация учащихся на уроке;
- Метапредметные — закрепление коммуникативных и регулятивных навыков; умение работать индивидуально и в парах.
- Предметные — усвоение учебного материала.
1. Орг. момент, мотивация урока.
«Три пути ведут к знанию:
путь размышления – это путь самый благородный,
путь подражания – это путь самый легкий
и путь опыта – это путь самый горький».
2. Математический диктант.
1. Функция вида называется…
2. Все значения зависимой переменной образуют…
3. Неравенство вида > или
4. В каких скобках записывается ответ при решении не строгого неравенства?
5. Какие значения не должен принимать знаменатель дроби?
После того, как диктант закончен, учащиеся обмениваются листочками и самостоятельно проверяют, сверяя свои ответ с правильными ответами, записанными на доске. После чего каждый учащийся выставляет оценку по количеству набранных правильных ответов (за каждый правильный ответ – 1 балл).
3. Актуализация опорных знаний. Проверка д/з.
(повторение необходимых теоретических сведений по теме, развитие умений говорить и слушать, работа проходит устно).
1. Что называется решением системы двух уравнений с двумя
2. Что значит решить систему уравнений?
3. Сколько решений может иметь система двух уравнений с двумя
переменными, если она содержит уравнение второй степени?
4. Какие существуют способы решения систем уравнений.
5. Повторите план решения системы графическим способом.
1. Является ли пара чисел (1;0) решением уравнения:
а) x² + y = 1, б) xy +3 = x, в) y(x + 2) = 0.
2. Выразите переменную y через x
а) 5x + y = 7, б) x – y = 2, в) 2x – 2y = 8.
3. Что является графиком уравнения?
4. Имеет ли решения система уравнений?
а) x² + у² = -5,
б) x + y = 2,
4. Изучение нового материала.
Алгоритм решения методом подстановки.
- Выразить у через х (х через у) из первого уравнения системы.
- Подставить полученное на первом шаге выражение вместо у во второе уравнение системы.
- Решить полученное на втором шаге уравнение относительно х.
- Подставить найденное на третьем шаге значение х в выражение у через х , полученное на первом шаге.
- Записать ответ в виде пары значений (х;у) , которые были найдены соответственно на третьем и четвёртом шагах.)
- Решить систему уравнений способом подстановки по алгоритму:
.
- Выразим в уравнении первой степени х-5у=-2 одну переменную через другую х=-2+5у.
- Подставим полученное выражение (-2+5у) в уравнение второй степени (-2+5у)-у 2 =16.
- Приведем уравнение к уравнению с одной переменной
-2+5у-у 2 =-16, -у 2 +5у-2+16=0, -у 2 +5у+14=0 ·(-1), у 2 -5у-14=0.
- Решим квадратное уравнение
у 2 -5у-14=0, а=1; в=-5; с=-14, D=в 2 -4ас=(-5) 2 -4·1·(-14)=25+56=81=9 2 0 – два корня.
У 1;2 = У 1 = У 2 =
- Найдем значение второй переменной
Если У 1 =7, то х 1 =-2+5·7=33;
Если У 2 = -2, то х 2 =-2+5·(-2)=-2-10=-12.
(33;7); (-12; -2) – решения системы
x² + 2у = 6,
Упражнения для глаз с использованием геометрических фигур, расположенных на доске.
6. Закрепление нового материала.
7. Самостоятельная работа.
Решить в парах № 431
8. Подведение итогов урока. Рефлексия. Д/з. №433
- Сегодня на уроке я научился…
- Сегодня на уроке мне понравилось…
- Сегодня на уроке я повторил…
- Сегодня на уроке я закрепил…
- Сегодня на уроке я поставил себе оценку …
- Какие виды работ вызвали затруднения и требуют повторения…
- В каких знаниях уверен…
- Помог ли урок продвинуться в знаниях, умениях, навыках по предмету…
- Кому, над, чем следовало бы ещё поработать…
- Насколько результативным был урок сегодня…
Деятельность за урок
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока алгебры в 9 классе
Тема: Решение систем уравнений второй степени . Способ подстановки.
- закрепить способ подстановки решения системы уравнений;
- закрепить навыки построения графиков функций;
- развивать логическое мышление, математическую речь, вычислительные навыки;
- развивать умение применять полученные знания к решению прикладных задач;
- расширение кругозора;
- воспитание познавательного интереса к предмету.
- Личностные – самореализация учащихся на уроке;
- Метапредметные — закрепление коммуникативных и регулятивных навыков; умение работать индивидуально и в парах.
- Предметные — усвоение учебного материала.
1. Орг. момент, мотивация урока.
«Три пути ведут к знанию:
путь размышления – это путь самый благородный,
путь подражания – это путь самый легкий
и путь опыта – это путь самый горький».
2. Математический диктант.
1. Функция вида называется…
2. Все значения зависимой переменной образуют…
3. Неравенство вида > или
4. В каких скобках записывается ответ при решении не строгого неравенства?
5. Какие значения не должен принимать знаменатель дроби?
После того, как диктант закончен, учащиеся обмениваются листочками и самостоятельно проверяют, сверяя свои ответ с правильными ответами, записанными на доске. После чего каждый учащийся выставляет оценку по количеству набранных правильных ответов (за каждый правильный ответ – 1 балл).
3. Актуализация опорных знаний. Проверка д/з.
(повторение необходимых теоретических сведений по теме, развитие умений говорить и слушать, работа проходит устно).
1. Что называется решением системы двух уравнений с двумя
2. Что значит решить систему уравнений?
3. Сколько решений может иметь система двух уравнений с двумя
переменными, если она содержит уравнение второй степени?
4. Какие существуют способы решения систем уравнений.
5. Повторите план решения системы графическим способом.
1. Является ли пара чисел (1;0) решением уравнения:
а) x² + y = 1, б) xy +3 = x, в) y(x + 2) = 0.
2. Выразите переменную y через x
а) 5x + y = 7, б) x – y = 2, в) 2x – 2y = 8.
3. Что является графиком уравнения?
4. Имеет ли решения система уравнений?
а) x² + у² = -5,
б) x + y = 2,
4. Изучение нового материала.
Алгоритм решения методом подстановки.
- Выразить у через х (х через у) из первого уравнения системы.
- Подставить полученное на первом шаге выражение вместо у во второе уравнение системы.
- Решить полученное на втором шаге уравнение относительно х.
- Подставить найденное на третьем шаге значение х в выражение у через х , полученное на первом шаге.
- Записать ответ в виде пары значений (х;у) , которые были найдены соответственно на третьем и четвёртом шагах.)
- Решить систему уравнений способом подстановки по алгоритму:
.
- Выразим в уравнении первой степени х-5у=-2 одну переменную через другую х=-2+5у.
- Подставим полученное выражение (-2+5у) в уравнение второй степени (-2+5у)-у 2 =16.
- Приведем уравнение к уравнению с одной переменной
-2+5у-у 2 =-16, -у 2 +5у-2+16=0, -у 2 +5у+14=0 ·(-1), у 2 -5у-14=0.
- Решим квадратное уравнение
у 2 -5у-14=0, а=1; в=-5; с=-14, D=в 2 -4ас=(-5) 2 -4·1·(-14)=25+56=81=9 2 0 – два корня.
У 1;2 = У 1 = У 2 =
- Найдем значение второй переменной
Если У 1 =7, то х 1 =-2+5·7=33;
Если У 2 = -2, то х 2 =-2+5·(-2)=-2-10=-12.
(33;7); (-12; -2) – решения системы
x² + 2у = 6,
Упражнения для глаз с использованием геометрических фигур, расположенных на доске.
6. Закрепление нового материала.
7. Самостоятельная работа.
Решить в парах № 431
8. Подведение итогов урока. Рефлексия. Д/з. №433
- Сегодня на уроке я научился…
- Сегодня на уроке мне понравилось…
- Сегодня на уроке я повторил…
- Сегодня на уроке я закрепил…
- Сегодня на уроке я поставил себе оценку …
- Какие виды работ вызвали затруднения и требуют повторения…
- В каких знаниях уверен…
- Помог ли урок продвинуться в знаниях, умениях, навыках по предмету…
- Кому, над, чем следовало бы ещё поработать…
- Насколько результативным был урок сегодня…
Деятельность за урок
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока алгебры в 9 классе
Тема: Решение задач с помощью систем уравнений второй степени.
- познакомить учащихся с применением систем уравнений второй степени при решении задач; обеспечить овладение основными алгоритмическими приемами применения систем уравнений при решении задач; формирование умения переносить знания в новую ситуацию;
- развивать логическое мышление, математическую речь, вычислительные навыки;
- формирование умения работать в группе.
Личностные: осознание математической составляющей окружающего мира.
Регулятивные: осознание возникшей проблемы, определение последовательности и составление плана и последовательности действий для решения возникшей проблемы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действий в случае расхождения эталона.
Познавательные: моделирование ситуации из жизни, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи, умение работать индивидуально.
1. Орг. момент, мотивация урока.
Математике должны учить в школе еще с той целью, чтобы познания, здесь приобретаемые, были достаточными для обыкновенных потребностей в жизни.
2. Математический диктант.
Составьте уравнение с двумя переменными, если:
- Сумма двух натуральных чисел равна 16.
- Периметр прямоугольника равен 12 см.
- Одна сторона прямоугольника на 8 см больше другой.
- Произведение двух натуральных чисел равно 28.
- Диагональ прямоугольника равна 5 см.
3. Актуализация опорных знаний. Проверка д/з.
Сформулируйте теорему Пифагора
Назовите формулы площади и периметра прямоугольника со сторонам a и b.
Назовите формулы площади и периметра квадрата со стороной а
Какие способы решения систем уравнений вам известны?
4. Изучение нового материала.
-Где же применяются системы уравнений? Сегодня мы начнем рассматривать задачи, решить которые можно с помощью систем уравнений второй степени с двумя переменными.
Этапы решения задач:
1. Составление математической модели (система уравнений).
2. Работа с составленной моделью.
3. Ответ на вопрос задачи.
Диагональ прямоугольника равна 10см, а его периметр равен 28 см. Найдите стороны прямоугольника.
Что нам неизвестно?
Как обозначим эти неизвестные величины?
Как найти периметр нашего прямоугольника?
Составьте 1 уравнение системы: 2(х+у)=28
Как нам связать стороны с диагональю?
По теореме Пифагора получаем х 2 +у 2 =10 2 это второе уравнение системы
х+у=14
Алгоритм решения задач
— Выделения двух ситуаций
— Установление зависимости между данными задачи и неизвестными
— Решение системы уравнений
5 . Закрепление нового материала.
— «Волна»: пальцы сцеплены в замок, поочередно открывая и закрывая ладони, учащиеся имитируют движения волн.
— «Встреча с братом»: поочередно касаемся подушечками 2-5 пальцев руки с большим пальцем.
— «Кулачки»: сжимаем и разжимаем кулачки.
7. Самостоятельная работа.
- Вариант
- Разность двух чисел равна 5, а их произведение равно 84. Найдите эти числа.
- Гипотенуза прямоугольного треугольника равна 13. Найдите его катеты, если известно, что один из них на 7 см больше другого.
- вариант
- Сумма двух чисел равна 25, а их произведение равно 144. Найдите эти числа.
- Гипотенуза прямоугольного треугольника равна 20. Найдите его катеты, если известно, что один из них на 4 см меньше другого.
Задания для повторения
Выполни тест и угадай слово.
М) 576; К) 57, 6; А) 5,76; Т) свой ответ.
2. Произведение чисел 3,8 и 15 равно:
О) 57; М) 570; Н) 5,70; А) свой ответ.
3. Произведение чисел 0,735 и 1 равно:
О) 1; Д) 0; Л) 0,735; Ц) свой ответ.
4 . Если первый множитель 1,9, а второй множитель 2,1, то произведение равно:
М) 399; Д) 39,9 О) 3,99; Ц) свой ответ.
5 . Произведение чисел 2,5 и 0,4 равно:
М) 10; Н) 0,1; Д) 1; Ц) свой ответ.
6. Корень уравнения х : 0,04=2,4 равен:
М) 2,44; Д) 0,96 Е) 0,096; Ц) свой ответ.
7 .Если длина комнаты 7,6 м, а ширина 5,4 м, то ее площадь равна:
М) 41,04 м; Ц) 41,04 м²; О) 26 м²; Д) свой ответ.
Вот и получили слово: МОЛОДЕЦ!
8 . Подведение итогов урока. Д/з решить №465
Учащимся предлагается рисунок (у каждого на парте приготовлена заготовка), на котором нужно отметить свое местоположение для данного урока, т.е.:
- Если мало чего понятного и придется разбираться ещё раз с этим материалом, то вы у подножья горы;
- Если все предельно понятно, но вы не уверены в своих силах, то вы на пути к вершине;
- Если нет никаких вопросов и вы чувствуете власть над данной темой, то вы на пике.
Говорят, что математика – гимнастика ума, я надеюсь, что сегодняшний урок был для вас хорошей тренировкой, которая позволила стать более внимательными, собранными, сообразительными, заставила думать и творить что-то новое.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Решение задач с помощью систем уравнений второй степени Математике должны учить в школе еще с той целью, чтобы познания, здесь приобретаемые, были достаточными для обыкновенных потребностей в жизни. И.Л. Лобачевский Учитель математики первой квалификационной категории МБОУ «Рочегодская средняя школа» М.Д . Мамонова
Математический диктант Составьте уравнение с двумя переменными, если: Сумма двух натуральных чисел равна 16. Периметр прямоугольника равен 12 см. Одна сторона прямоугольника на 8 см больше другой. Произведение двух натуральных чисел равно 28. Диагональ прямоугольника равна 5 см. Сформулируйте теорему Пифагора Назовите формулы площади и периметра прямоугольника со сторонам a и b. Назовите формулы площади и периметра квадрата со стороной а Какие способы решения систем уравнений вам известны? Устный опрос:
Этапы решения задач: 1. Составление математической модели (система уравнений). 2. Работа с составленной моделью. 3. Ответ на вопрос задачи. Диагональ прямоугольника равна 10см, а его периметр равен 28 см. Найдите стороны прямоугольника. Что нам неизвестно? Как обозначим эти неизвестные величины? Как найти периметр нашего прямоугольника? Составьте 1 уравнение системы: 2( х+у )=28 Как нам связать стороны с диагональю? По теореме Пифагора получаем х 2 +у 2 =10 2 это второе уравнение системы х+у =14 х 2 +у 2 =100 Ответ: 6 и 8 см.
Алгоритм решения задач — Анализ условия — Выделения двух ситуаций — Введение неизвестных — Установление зависимости между данными задачи и неизвестными — Составление уравнений — Решение системы уравнений — Запись ответа Закрепление нового материала. Решить № 455,458 Физкультминутка . — «Волна»: пальцы сцеплены в замок, поочередно открывая и закрывая ладони, учащиеся имитируют движения волн. — «Встреча с братом»: поочередно касаемся подушечками 2-5 пальцев руки с большим пальцем. — «Кулачки»: сжимаем и разжимаем кулачки.
Самостоятельная работа. Вариант 1. Разность двух чисел равна 5, а их произведение равно 84. Найдите эти числа. 2. Гипотенуза прямоугольного треугольника равна 13. Найдите его катеты, если известно, что один из них на 7 см больше другого. 2. Вариант 1 . Сумма двух чисел равна 25, а их произведение равно 144. Найдите эти числа. 2. Гипотенуза прямоугольного треугольника равна 20. Найдите его катеты, если известно, что один из них на 4 см меньше другого.
Задания для повторения Выполни тест и угадай слово. 1. 5, 76*100 =… М) 576; К) 57, 6; А) 5,76; Т) свой ответ. 2. Произведение чисел 3,8 и 15 равно: О) 57; М) 570; Н) 5,70; А) свой ответ. 3. Произведение чисел 0,735 и 1 равно: О) 1; Д) 0; Л) 0,735; Ц) свой ответ. 4 . Если первый множитель 1,9, а второй множитель 2,1, то произведение равно: М) 399; Д) 39,9 О) 3,99; Ц) свой ответ. 5 . Произведение чисел 2,5 и 0,4 равно: М) 10; Н) 0,1; Д) 1; Ц) свой ответ. 6. Корень уравнения х : 0,04=2,4 равен: М) 2,44; Д) 0,96 Е) 0,096; Ц) свой ответ. 7 .Если длина комнаты 7,6 м, а ширина 5,4 м, то ее площадь равна: М) 41,04 м; Ц) 41,04 м²; О) 26 м²; Д) свой ответ. Вот и получили слово: МОЛОДЕЦ!
Подведение итогов урока. Д/з решить №465 Рефлексия: отметьте свое местоположение для данного урока • Если мало чего понятного и придется разбираться ещё раз с этим материалом, то вы у подножья горы; •Если все предельно понятно, но вы не уверены в своих силах, то вы на пути к вершине; •Если нет никаких вопросов и вы чувствуете власть над данной темой, то вы на пике.
Разработка урока по алгебре на тему Графический метод решения систем уравнений (9 класс)
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
«Актуальность создания школьных служб примирения/медиации в образовательных организациях»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ 9 кл. Графический метод решения систем.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Графический способ решения систем уравнений Учитель: Песоцкая Мария Анатольевна
Соотнесите формулу 1) а) прямая; 2) б) окружность; 3)в) гипербола; 4) г) парабола; 5) д) кубическая парабола; 6) е) окружность с центром в начале координат
Выразите у через х в уравнениях: а) 2х+у = 6 б) ху = 3 в) 2у – 4х 2=3
Решим систему уравнений Окружность с центром в (0;0) и радиусом 8. 2. Убывающая прямая.
Ответ: (0 ; — 8) и (- 8 ; 0) х у 0 х2+у2=64 у = — х — 8
Алгоритм решения системы графическим способом Выяснить какую линию задает каждое уравнение системы. Построить эти линии в одной системе координат. Определить координаты точек пересечения этих графиков. Выполнить проверку, если это возможно.
Задача практического содержания В России ежегодно умирают 500 000 мужчин. Несколько процентов из них умирают из-за болезней, связанных с курением. Сколько % мужчин умирают из-за курения?
а) (6 ; 7);б) (1 ; -7) Ответ: 42%
Математическая статистика. Каждая выкуренная сигарета уносит 6 мин жизни. 75% тех, кто начал курить, становятся зависимыми от курения людьми. до 95% заболевших раком умирают в течение 5 лет. 90% рака легких наблюдается у курильщиков.
№ 420 1 вариант – а; 2 вариант – б. Решение: а) б)нет решений
Домашнее задание П. 18, № 416, № 422
Спасибо за внимание!
Выбранный для просмотра документ 9 класс Графический способ решения систем.docx
Тема урока: Графический способ решения систем уравнений второй степени с двумя переменными.
Цели урока: Образовательные: формировать умение решать системы уравнений графически, в которых хотя бы одно уравнение второй степени, привлекая известные учащимся графики.
Развивающие: развивать познавательный интерес к математике за счет решения задач, содержащих жизненно необходимые знания.
Воспитательные: прививать интерес учащихся к здоровому образу жизни посредством решения математических задач о здоровье.
Оборудование : компьютер, проектор, раздаточный материал
Математика много дает для умственного развития человека — заставляет думать, соображать, искать простые и красивые решения, помогает развивать логическое мышление, умение правильно и последовательно рассуждать, тренирует память, внимание, закаляет характер. Надеюсь, что сегодня вы все будете работать с большим желанием узнать, что-то новое и в тоже время закрепить свои прошлые знания. Ведь как гласит народная мудрость: «Была бы охота — заладится всякая работа».
Слайд 1. Посмотрите внимательно на экран. Что изображено на слайде? (графики двух функций)
Сколько общих точек имеют эти графики? (две)
Укажите их координаты. (-0,5; 1) и (1,6 ; 5)
Зная уравнения двух функций, как можно найти координаты точек их пересечения ? (Решив систему уравнений)
Молодцы! Какие способы решения систем уравнений вы знаете? (сложения, подстановки, графический)
Посмотрите еще раз внимательно на слайд и скажите, как вы думаете, какая будет тема урока сегодня? (Графический способ решения систем уравнений)
Слайд 2. Правильно, сегодня мы будем заниматься графическим методом решения систем уравнений с двумя переменными.
Системы уравнений широко представлены в экзаменационном материале за курс основной школы, как в заданиях обязательного уровня, так и в заданиях второй части.
Усвоение вами способов решения систем уравнений, поможет вам справиться с 1-2 экзаменационными заданиями из каждого предложенного варианта.
1. Соотнесите формулу:
5) д) кубическую параболу;
6) е) окружность с центром в начале координат
2. Выразите у через х в следующих уравнениях:
Вы уже решали системы уравнений с двумя переменными, но сегодня на уроке мы будем решать системы уравнений, в которые входят, как уравнения первой степени, так и второй. Для начала давайте кое-что вспомним.
Что называется решением системы уравнений? (пара чисел, обращающая каждое уравнение системы в верное числовое равенство)
Что значит решить систему уравнений? (найти все ее решения или установить, что их нет)
В чем заключается графический способ решения систем? (В построении графиков уравнений системы и отыскании координат точек их пересечения)
Рассмотрим графический способ решения системы уравнений на следующем примере:
Какую линию задает первое уравнение? (окружность с центром в точке (0;0) и радиусом 8)
Какую линию задает второе уравнение? (прямую)
Построим графики этих уравнений в одной системе координат.
Назовите координаты точек пересечения этих функций?
Итак, мы нашли решение данной системы уравнений графическим методом.
Как вы думаете, в чем его преимущество? (Минимум вычислений, быстро находим корни и др.)
Какой у него недостаток? (не всегда можно точно определить координаты точек)
Слайд 7. Ребята, давайте повторим алгоритм решения системы уравнений графическим методом.
Выяснить какую линию задает каждое уравнение системы.
Построить эти линии в одной системе координат (иногда для построения необходимо выразить переменную у через х ).
Определить координаты точек пересечения этих графиков.
Слайд 8. Кинезиологические упражнения с помощью движений глаз.
(прямоугольник, восьмерка, спираль) каждое по три раза.
Упражнение «РАССЛАБЛЕНИЕ ГЛАЗ» Сядьте поудобней.
Соедините ладони так, чтобы кончики пальцев были направлены вверх, и теперь сильно потрите ладони друг о друга, пока они не станут совсем тёплыми.
Теперь положите правую ладонь чуть наклонно на правый глаз, а левую ладонь — на левый глаз так, чтобы пальцы обеих рук скрещивались на лбу. Ладони прикрывают глаза лодочкой, чтобы была возможность спокойно моргать, но свет ни в коем случае не должен проникать в глаза!
Обопритесь локтями на стол. Следите за тем, чтобы вам по-прежнему было удобно, а затылок был полностью расслаблен.
Теперь, когда ваши глаза ощущают тепло ладоней, пошлите им ещё и свою улыбку и почувствуйте, как они при этом расслабляются.
Внимательно следите за своим дыханием, пусть оно будет свободным и непринужденным, и представьте себе, что с каждым вдохом ваши глаза впитывают тепло и покой, а с каждым выдохом — сбрасывают напряжение.
Когда закончите упражнение и отнимете ладони от глаз, некоторое время подержите глаза закрытыми. Пусть свет проникает в них через закрытые веки, и только затем, часто моргая, откройте глаза.
Теперь внимательно посмотрите вокруг. Быть может, сейчас вы видите ярче и чётче, чем прежде!
Хочу предложить вашему вниманию жизненную задачу.
В России ежегодно умирают 500000 мужчин. Несколько процентов из них умирают из-за болезней, связанных с курением. Сколько % мужчин умирают из-за курения? Для ответа на вопрос задачи выполните задание:
Какая из предложенных пар чисел является решением системы уравнений? Найдите произведение ее абсциссы и ординаты.
Ребята, я хочу привести вам небольшую математическую статистику, для того чтобы каждый из вас сделал выводы о вреде курения.
Каждая выкуренная сигарета уносит 6 мин жизни.
75% тех, кто начал курить, становятся зависимыми от курения людьми.
до 95% заболевших раком умирают в течение 5 лет.
90% рака легких наблюдается у курильщиков.
Надеюсь, вы сделаете правильные выводы.
Решить № 418.(Работа у доски)
(система координат заранее начерчена на доске)
Какую линию задает первое уравнение системы? (Окружность)
А второе? (параболу)
Построим эти лини в одной системе координат.
Сколько общих точек имеют графики? (3)
Определяем их координаты? (0 ; -10), (6 ; 8), (-6 ; 8)
№ 420 (самостоятельно (а – 1в; б – 2в))
Ответ: а) (-3,6 ; 2), (2; -3,6); б) нет решений.
Сверьте свои ответы с ответами на экране и самостоятельно оцените свою работу.
Итак, ребята, сегодня на уроке мы с вами начали изучать новую тему. Как она звучит?
Что нового вы узнали?
Какие выводы каждый из вас сделал сегодня?
Постановка домашнего задания. П. 18, № 416, № 422
Анкета (нужное подчеркнуть)
Составление синквейна с примерами
Опубликовано в Рубрике: Интересное | Автор: Lewe
Если вы еще не знаете что такое cинквейн, то я вам сейчас объясню.
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.
Пример синквейна на тему форумов:
Форум (существительное, выражающее главную тему)
Шумный, интересный (два прилагательных, выражающих главную мысль)
Развлекает, развивает, веселит (три глагола, описывающие действия в рамках темы)
Хорошее место для знакомств (фраза, несущая определенный смысл)
Общение (заключение в форме существительного)
Пример синквейна на тему любви:
Приходит, окрыляет, убегает.
Удержать ее умеют единицы.
Пример синквейна на тему жизни:
Воспитывает, развивает, учит.
Дает возможность реализовать себя.
Краткое описание документа:
Тема урока: Графический способ решения систем уравнений второй степени с двумя переменными.
Цели урока: Образовательные: формировать умение решать системы уравнений графически, в которых хотя бы одно уравнение второй степени, привлекая известные учащимся графики.
Развивающие: развивать познавательный интерес к математике за счет решения задач, содержащих жизненно необходимые знания.
Воспитательные: прививать интерес учащихся к здоровому образу жизни посредством решения математических задач о здоровье.
Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал
Ход урока
- Орг. Момент.
- Повторение изученного
- Изучение нового материала
- Физминутка
- Закрепление изученного
- Итоги.
- Постановка домашнего задания. П. 18, № 416, № 422
- Рефлексия.
Математика много дает для умственного развития человека — заставляет думать, соображать, искать простые и красивые решения, помогает развивать логическое мышление, умение правильно и последовательно рассуждать, тренирует память, внимание, закаляет характер. Надеюсь, что сегодня вы все будете работать с большим желанием узнать, что-то новое и в тоже время закрепить свои прошлые знания. Ведь как гласит народная мудрость: «Была бы охота — заладится всякая работа».
Слайд 1. Посмотрите внимательно на экран. Что изображено на слайде? (графики двух функций)
Сколько общих точек имеют эти графики? (две)
Укажите их координаты. (-0,5; 1) и (1,6 ; 5)
Зная уравнения двух функций, как можно найти координаты точек их пересечения ? (Решив систему уравнений)
Молодцы! Какие способы решения систем уравнений вы знаете? (сложения, подстановки, графический)
Посмотрите еще раз внимательно на слайд и скажите, как вы думаете, какая будет тема урока сегодня? (Графический способ решения систем уравнений)
Слайд 2. Правильно, сегодня мы будем заниматься графическим методом решения систем уравнений с двумя переменными.
Системы уравнений широко представлены в экзаменационном материале за курс основной школы, как в заданиях обязательного уровня, так и в заданиях второй части.
Усвоение вами способов решения систем уравнений, поможет вам справиться с 1-2 экзаменационными заданиями из каждого предложенного варианта.
Слайд 3. Поработаем устно.
1. Соотнесите формулу:
5) д) кубическую параболу;
6) е) окружность с центром в начале координат
2. Выразите у через х в следующих уравнениях:
Вы уже решали системы уравнений с двумя переменными, но сегодня на уроке мы будем решать системы уравнений, в которые входят, как уравнения первой степени, так и второй. Для начала давайте кое-что вспомним.
Что называется решением системы уравнений?(пара чисел, обращающая каждое уравнение системы в верное числовое равенство)
Что значит решить систему уравнений? (найти все ее решения или установить, что их нет)
В чем заключается графический способ решения систем? (В построении графиков уравнений системы и отыскании координат точек их пересечения)
1)Рассмотрим графический способ решения системы уравнений на следующем примере:
Какую линию задает первое уравнение? (окружность с центром в точке (0;0) и радиусом 8)
Какую линию задает второе уравнение? (прямую)
Построим графики этих уравнений в одной системе координат.
Назовите координаты точек пересечения этих функций?
Итак, мы нашли решение данной системы уравнений графическим методом.
Как вы думаете, в чем его преимущество? (Минимум вычислений, быстро находим корни и др.)
Какой у него недостаток? (не всегда можно точно определить координаты точек)
Слайд 7. Ребята, давайте повторим алгоритм решения системы уравнений графическим методом.
- Выяснить какую линию задает каждое уравнение системы.
- Построить эти линии в одной системе координат (иногда для построения необходимо выразить переменную у через х).
- Определить координаты точек пересечения этих графиков.
Слайд 8. Кинезиологические упражнения с помощью движений глаз.
(прямоугольник, восьмерка, спираль) каждое по три раза.
Упражнение «РАССЛАБЛЕНИЕ ГЛАЗ» Сядьте поудобней.
Соедините ладони так, чтобы кончики пальцев были направлены вверх, и теперь сильно потрите ладони друг о друга, пока они не станут совсем тёплыми.
Теперь положите правую ладонь чуть наклонно на правый глаз, а левую ладонь — на левый глаз так, чтобы пальцы обеих рук скрещивались на лбу. Ладони прикрывают глаза лодочкой, чтобы была возможность спокойно моргать, но свет ни в коем случае не должен проникать в глаза!
Обопритесь локтями на стол. Следите за тем, чтобы вам по-прежнему было удобно, а затылок был полностью расслаблен.
Теперь, когда ваши глаза ощущают тепло ладоней, пошлите им ещё и свою улыбку и почувствуйте, как они при этом расслабляются.
Внимательно следите за своим дыханием, пусть оно будет свободным и непринужденным, и представьте себе, что с каждым вдохом ваши глаза впитывают тепло и покой, а с каждым выдохом — сбрасывают напряжение.
Когда закончите упражнение и отнимете ладони от глаз, некоторое время подержите глаза закрытыми. Пусть свет проникает в них через закрытые веки, и только затем, часто моргая, откройте глаза.
Теперь внимательно посмотрите вокруг. Быть может, сейчас вы видите ярче и чётче, чем прежде!
Хочу предложить вашему вниманию жизненную задачу.
- В России ежегодно умирают 500000 мужчин. Несколько процентов из них умирают из-за болезней, связанных с курением. Сколько % мужчин умирают из-за курения? Для ответа на вопрос задачи выполните задание:
- Решить № 418.(Работа у доски)
- № 420 (самостоятельно (а – 1в; б – 2в))
Слайд 10.
Какая из предложенных пар чисел является решением системы уравнений? Найдите произведение ее абсциссы и ординаты.
Ребята, я хочу привести вам небольшую математическую статистику, для того чтобы каждый из вас сделал выводы о вреде курения.
Математическая статистика.
Каждая выкуренная сигарета уносит 6 мин жизни.
75% тех, кто начал курить, становятся зависимыми от курения людьми.
до 95% заболевших раком умирают в течение 5 лет.
90% рака легких наблюдается у курильщиков.
Надеюсь, вы сделаете правильные выводы.
(система координат заранее начерчена на доске)
Какую линию задает первое уравнение системы? (Окружность)
А второе? (параболу)
Построим эти лини в одной системе координат.
Сколько общих точек имеют графики? (3)
Определяем их координаты? (0 ; -10), (6 ; 8), (-6 ; 8)
Ответ: а) (-3,6 ; 2), (2; -3,6); б) нет решений.
Сверьте свои ответы с ответами на экране и самостоятельно оцените свою работу.
Итак, ребята, сегодня на уроке мы с вами начали изучать новую тему. Как она звучит?
http://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2021/05/05/tehnologicheskaya-karta-uroka-algebry-v-9-klasse-po-teme-reshenie
http://infourok.ru/razrabotka-uroka-po-algebre-na-temu-graficheskiy-metod-resheniya-sistem-uravneniy-klass-3207942.html