Урок математики в 4-м классе по теме «Решение уравнений» (учебник И.И. Аргинской)
Цели урока: знакомство с решением уравнений, требующих выполнения нескольких преобразований.
- научиться узнавать и отличать уравнения нового вида от ранее изученных.
- расширять и уточнять определение понятия – решить уравнение.
- продолжать формирование умения обобщать, анализировать, сравнивать, рассуждать по аналогии.
Ход урока.
— расположите карточки так, чтобы произведение возрастало.
У вас получились слова удача и успех, так пусть весь урок вам сопутствует удача и успех.
2. Подготовительное задание для определения темы урока и введения новой темы.
А+В | 56 0 | а + в > с |
х + 4 = 12 | 18 – х = 2 | 9а + 495 = 1116 |
На какие группы можно разбить эти записи ?
Прочитайте только уравнения.
Самые внимательные уже догадались, что будет сегодня на уроке объектом нашего изучения.
1. Что такое уравнение? – равенство, содержащее неизвестное число, которое надо найти.
2. Что значит решить уравнение? – найти его корень.
Найти корень уравнения х * v * v = 100. Кто догадался о зависимости?
3. Что такое корень уравнения? — найти значение неизвестного числа.
1). В каких уравнениях можно найти неизвестное число, не выполняя действий?
( х + 31 ) – 31 = 19
( е * 3 ) : 3 = 7
у + у + у + = 115 * 3
( а + 8 ) – 47 = 12
12 * 7 = х * 7
2). Не решая, определите уравнения с одинаковым корнем:
5а + 3а = 32
32 – 5а = 3а
5а – 3а = 32
3). Найдите уравнения, где надо найти неизвестное уменьшаемое:
3х — 20 = 55
9х – 2х – 10 = 11
40 – 3х =34
4). Какими способами мы умеем находить корень? — способом подбора;
- на основе взаимосвязи между компонентами действий;
- при помощи использования основных свойств равенств
Я задумала число, вычла из него сумму чисел 587 и 396 и получила разность 980 и 64.
Х – ( 587 + 396 ) = 960 – 64
Если неизвестное число находится сложением — приседайте;
.- вычитанием — руки вверх;
— делением — руки вперед.
6. Работа по учебнику:
№89 Найди среди уравнений самое сложное:
Запишите свой вариант его упрощения.
1) 55а-46а+495=1116
(55-46)*а+495=1116
9а+495=111
2) 55а-46а+495=1116
55а-46а=1116-495
6 9а=621
Учащиеся решают самостоятельно, а 2 ученика у доски.
Решите уравнения тем способом, который тебе больше нравится.
8. Решение задачи:
Как называется раздел математики, который изучает уравнения?-алгебра
Дома вы в справочниках нашли определения:
Алгебра- наука, которая изучает вопросы уравнений и неравенств.
Арифметика- наука о числах и операциях над ними.
Какой способ решения задач называется алгебраическим?
Какой способ решения задач называется арифметическим?
В трех коробках 3900 карандашей. Сколько их в каждой коробке, если в первой на 100 карандашей больше, чем в третьей, а во второй на 100 карандашей больше, чем в первой?
Как ее можно решить?- уравнением.
9. Теперь я предлагаю вам оценить свою работу сегодня на уроке. В тетрадях у вас есть оценочный лист:
вопрос
Знаю ли я, что такое уравнение?
Умею ли я решать задачи алгебраическим способом?
Умею ли я решать простые уравнения?
Умею ли я решать сложные уравнения?
Смогу ли я решить самостоятельно такого типа уравнения?
- В какой строчке записано уравнение?
а) 46-20=26
б) в: 7=2
в) 16+а > 30
г) к ? m = n - В каком уравнении неизвестное число равно 4 ?
а) в+9=17
б) 27:с=3
в) 36:х=9
г) z ? 2 =4 - В каком уравнении неизвестно слагаемое?
а) а-52=43
б) 26+х=96
в) 84-к=48
г) в : 6=9 - Решите уравнение: 560:х=10 ?
а) х=56
б) х=550
в) х=5600
г) другой ответ, какой? - Какое уравнение решить нельзя?
а) в-14=0
б) 6 ? п=0
в) 8:а=0
г) 9+к=0
Подводя итог всей работе на уроке, я прошу вас ответить на следующие вопросы:
- О чем я могу рассказать своему другу?
- Я знаю, что…
- Мне еще нужно отработать…
- Для меня самым трудным было…
- Для меня самым интересным было…
12. Домашнее задание:
- составить задачу, которую можно решить уравнением;
- придумать свое уравнение по теме урока.
Конспект и презентация к уроку в 4ом классе «Решение сложных уравнений», Занков
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ urok.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
21, 18, 1, 3, 15, 6, 15, 10, 6 -Найди закономерность и прочитай тему урока. УРАВНЕНИЕ
А+В 7 + 26 9а + 495 = 1116 56 0 х + 4 = 12 7 * 3 + 8 а + в > с 18 – х = 2
1. Что такое уравнение? – равенство, содержащее неизвестное число, которое надо найти. 2. Что значит решить уравнение? – найти его корень. 3. Как найти корень уравнения? – найти значение неизвестного числа.
Угадайте корни уравнения- х+х=64 58 +у +у +у =58 а +2=а-1 Как найти неизвестное вычитаемое? 642 – в = 104 1)в= 104 – 642 2) в = 642-104
— Найдите уравнения, где надо найти неизвестное уменьшаемое: 3х — 20 = 55 40 – 3х =34 –неизвестный делитель? 876 : (5х+7х)=48 900х : 100 =9
В каком уравнении корень равен 4 ? а) в+9=17 б) 27:с=3 в) 36:х=9 г) z ? 2 =4 В каком уравнении неизвестно слагаемое? а) а-52=43в в ) 84-к=48 б) 26+х=96 г) в : 6=9
Решите уравнение: 560:х=10 ? а) х=56 б) х=550 в) х=5600 Какое уравнение решить нельзя? а) в-14=0 б) 6 ? п=0 в) 8:а=0 г) 9+к=0
Какими способами мы умеем находить корень? – способом подбора; на основе взаимосвязи между компонентами действий;
Х – ( 587 + 396 ) = 980 – 64 Цель урока? — Учиться решать сложные уравнения
Работа по учебнику: № 192 № 193
«Четвероклассники нашей школы прочитали 240 книг. Мальчики прочитали на 40 к больше. Сколько книг прочитали девочки?»
Всего – 240 к М. – ? на 40 к больше Д. – ? к
1 способ 240 – 40 = 200 (к) – прочитали бы всего, если бы приложили равные усилия. 200 : 2 = 100 (к)
Итак, 2 способ решения задачи: Пусть х книг прочитали девочки. Тогда мальчики прочитали х+40(к). Всего 240к. Составим и решим уравнение. Х+Х+40=240, 2Х+40=240, 2Х=240-40, 2Х=200, Х=200:2, Х=100 Ответ: 100 книг прочитали девочки
О чем я могу рассказать своему другу? Я знаю, что… Мне еще нужно отработать… Для меня самым трудным было… Для меня самым интересным было…
Выбранный для просмотра документ УРОК МАТЕМ 4кл.docx
РО Л. Занков, 4 класс, И.И.Аргинская, Е.И. Ивановская, С.Н.Кормишина, 2014г.
Тема: Решение сложных уравнений различными способами
Цели урока : знакомство с решением уравнений, требующих выполнения нескольких преобразований.
Развивающие задачи (УУД).
1.Организовывать рабочее место, свою деятельность.
2.Принимать и ставить учебно-познавательную задачу.
3.Строить логические рассуждения.
4.Планировать свои действия.
Использовать схематические чертежи, формулы при решении задач, обобщать полученные знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
1.Уметь использовать математическую речь при объяснении своих действий.
2.Осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь товарищам.
научиться узнавать и отличать уравнения нового вида от ранее изученных.
расширять и уточнять определение понятия – решить уравнение.
продолжать формирование умения обобщать, анализировать, сравнивать, рассуждать по аналогии.
Организационный момент — проверка готовности учащихся к уроку ( регулятивные УУД)
Мотивация к учебной деятельности —
Мысль включи на полный ход!? ( коммуникативные УУД )- Давайте же следовать словам нашего девиза.
Открываем рабочие тетради – 25.11. Классная работа
Давайте вместе вспомним структуру урока : ( регулятивные УУД)
— Вспоминаем то, что важно для урока
-Определяем основной вопрос урока
-Открываем новые знания , Применяем новые знания
5. Начинаем урок с устного счёта «Верно, неверно» ( коммуникативные УУД)
Дети в парах выполняют вычисления и записывают верные ответы в таблицу
Частное чисел 210 и 10 равно (21- у)
Третья часть от 54 (18- р)
Если х=1, то 1х=? (1-а)
В числе 538-сколько десятков единиц7? (3- в)
Произведение 25 и 3 уменьшили на 60 (15- н)
Пешеход прошёл 96 километров за 16 часов. Он шёл со скоростью ? км\ч (6-е)
Делимое 1500, делитель 100, частное? (15-н)
В 1/6 часа сколько минут? (10-и)
В 600 кг сколько ц? (6-е)
Проверьте ответы по записям на доске-21, 18, 1, 3, 15, 6, 15, 10, 6
Дети оценивают себя самостоятельно в парах – САМООЦЕНКА (ТАБЛИЦА)
( коммуникативные . регулятивные УУД )
-А теперь найдите закономерность и прочитайте зашифрованное слово- УРАВНЕНИЕ
— Итак, тема нашего урока?
-Цель нашего урока?
5. Подготовительное задание для введения новой темы.
На какие группы можно разбить эти записи ?
Прочитайте только уравнения.
1. Что такое уравнение? – равенство, содержащее неизвестное число, которое надо найти.
2. Что значит решить уравнение? – найти его корень.
3. Что такое корень уравнения? — найти значение неизвестного числа.
1)Угадайте корни уравнения- х+х=64 58 +у +у +у =58 а +2=а-1
2). Как найти неизвестное вычитаемое?
1)в= 104 – 642 2) в = 642-104
3). Найдите уравнения, где надо найти неизвестное уменьшаемое:
3х — 20 = 55
40 – 3х =34
4). –неизвестный делитель?
5). В каком уравнении неизвестное число равно 4 ?
а) в+9=17
б) 27:с=3
в) 36:х=9
г) z ? 2 =4
6). В каком уравнении неизвестно слагаемое?
а) а-52=43
б) 26+х=96
в) 84-к=48
г) в : 6=9
7). Решите уравнение: 560:х=10 ?
а) х=56
б) х=550
в) х=5600
г) другой ответ, какой?
8). Какое уравнение решить нельзя?
а) в-14=0
б) 6 ? п=0
в) 8:а=0
г) 9+к=0
4. Какими способами мы умеем находить корень? –
на основе взаимосвязи между компонентами действий;
Я задумала число, вычла из него сумму чисел 587 и 396 и получила разность 980 и 64.
Х – ( 587 + 396 ) = 960 – 64 отдохнем и решим.
6. Работа по учебнику :
№ 192 Найди среди уравнений самое сложное:
Запишите свой вариант его упрощения.
1) 55а-46а+495=1116
(55-46)*а+495=1116
9а+495=111
2) 55а-46а+495=1116
55а-46а=1116-495
6 9а=621
Учащиеся решают самостоятельно, а 2 ученика у доски.
Решите уравнения тем способом, который тебе больше нравится.
8. Решение задачи :
Теперь предлагаю решить письменно задачу, с помощью краткой записи.
«Четвероклассники нашей школы прочитали 240 книг. Мальчики прочитали на на 40 к больше. Сколько книг прочитали девочки?»
Чтобы не перепутали данные, краткое условие записано на доске:
М. – ? на 40 к больше
Всего – 240 к
Д. – ? к
Записываем решение задачи с комментированием все вместе:
240 – 40 = 200 (к) – прочитали бы всего, если бы приложили равные усилия.
Ответ: 100 к прочитали девочки.
Это 1-й традиционный способ решения задачи, а теперь познакомимся с новым способом решения этой задачи.
III. Историческая справка
УСШ: Вы знаете, что познавательные интересы человека очень велики. И человечество не ограничилось только рядом простых задач. Чтобы научиться решать сложные задачи, пришлось создать новую науку, позволяющую решать вопросы с неизвестными величинами АЛГЕБРУ. Истоки ее возникновения и развития уходят в далекое прошлое. Много труднейших задач решали ученые Шумера и Вавилона, Греции и Египта еще в 3 веке до нашей эры. Дошедшие до нас источники (глиняные таблички, папирусы) свидетельствуют, что древние ученые владели какими-то особыми приемами решения. Однако ни в одном папирусе, ни в одной табличке не дано описания этих приемов. Авторы держали свои умения в большом секрете, лишь изредка снабжали свои числовые выкладки скупыми комментариями типа: «Смотри!», «Делай так!», «Ты правильно нашел!». Так о каком же секрете при решении текстовых задач идет речь? Оказывается, как это и подтвердили исторические исследования, речь ведется о способе, который сейчас знает каждый уважающий себя школьник. Этот способ заключается в том, что обозначив неизвестную величину за X, составить по тексту задачи определенное уравнение. Умение его составить и было глубочайшей тайной. Первым руководством по решению задач, получившим широкую известность, стал труд багдадского ученого 9 века Мухаммеда Бен Мусы аль-Хорезми, Слово «аль-джебр» из арабского названия этого трактата — «Китаб аль-джебрваль-мукабола» ( «Книга о восстановлении и противопоставлении») — со временем превратилось в хорошо знакомое всем слово «алгебра», а само сочинение аль-Хорезми послужило отправной точкой в становлении науки о решении уравнений, а, следовательно, и задач, решаемых с помощью уравнений.
Как называется раздел математики, который изучает уравнения?-алгебра
ТЕРМИН- Алгебра- наука, которая изучает вопросы уравнений и неравенств.
-Поэтому мы применим сейчас в работе над задачей алгебраический способ, т.е. решение задачи уравнением:
Итак, 2 способ решения задачи:
Пусть х книг прочитали девочки. Тогда мальчики прочитали х+40(к). Всего 240к. Составим и решим уравнение.
Ответ: 100 книг прочитали девочки
). Предлагаю работу в парах по решению задачи, условие которой поможет вам ответить на вопрос: Что поможет вылечить простуду?
«В состав витаминного чая от гриппа входит красная рябина и шиповник. Всего взяли 88г. Известно, что шиповника в 7 раз больше, чем рябины. Сколько граммов взяли рябины?»
(Учащиеся решают, советуясь друг с другом. Идёт работа в парах. Даётся 5 минут
9. Теперь я предлагаю вам оценить свою работу сегодня на уроке. В тетрадях у вас есть оценочный лист:
Знаю ли я, что такое уравнение?
Умею ли я решать задачи алгебраическим способом?
Умею ли я решать простые уравнения?
Умею ли я решать сложные уравнения?
Смогу ли я решить самостоятельно такого типа уравнения?
Подводя итог всей работе на уроке, я прошу вас ответить на следующие вопросы:
О чем я могу рассказать своему другу?
Мне еще нужно отработать…
Для меня самым трудным было…
Для меня самым интересным было…
12. Домашнее задание:
составить задачу, которую можно решить уравнением;
Конспект урока по математике » Решение уравнений «
Конспект урока по математике в 4 классе по теме » Решение уравнений». На уроке отрабатывается решение простых и сложных уравнений с помощью алгоритма,формируется умение классифицировать уравнения по уровню сложности, ставят цель, делают выводы.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по математике » Решение уравнений «»
Тема урока: «Решение уравнений». 4-й класс
Цель: формирование умения решать простые и сложные уравнения.
формировать умение классифицировать уравнения по уровню сложности;
формировать умение выделять признак для классификации, классифицировать, ставить цель, делать выводы;
развивать умение анализировать свои действия, осуществлять контроль и самоконтроль;
развивать логические умения: анализ, сравнение, моделирование;
развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, монологическую речь);
развивать коммуникативные функции ( вести учебный диалог);
формировать уверенность в себе;
учить оценивать свою работу
формирование внутренней позиции школьника, адекватной мотивации, самооценки; умение анализировать свои возможности; развитие познавательных интересов, учебных мотивов; личная ответственность; знание основных моральных норм; усвоение нормы взаимопомощи; умение аргументировать.
постановка учебной задачи; прогнозирование результата; умение планировать работу; умение выполнять учебную задачу; сопоставление своих действия с заданным образцом; выполнение учебного действия разными способами; коррекция способов действия в случае расхождения с эталоном; умение делать выводы; рефлексия учебной деятельности.
умение актуализировать свои знания; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; умение осуществлять синтез как составление целого из частей; выбор оснований и критериев для сравнения, классификация объектов; способов решения задач; умение делать проверку; умение делать выводы.
умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение слушать, выражать свои мысли; участие в коллективном обсуждении проблем; умение устанавливать рабочие отношения; принятие решения и его реализация; управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий.
І . Мотивация учебной деятельности
Дрона был великим мастером стрельбы из лука, и он обучал многих учеников. Как-то раз он повесил на дерево мишень и спросил каждого из учеников, что тот видит.
— Я вижу дерево и мишень на нём.
— Я вижу ствол дерева, листву, солнце, птиц на небе…
Остальные отвечали примерно то же самое.
Затем Дрона подошёл к своему лучшему ученику Арджуне и спросил:
— А ты что видишь?
— Я не могу видеть ничего, кроме мишени, — последовал ответ.
Дрона повернулся к остальным ученикам и сказал:
— Только такой человек может стать попадающим в цель.
II. Актуализация знаний
1.Найдите значение данных выражений.
(122 + 18) : 70
(64 : 8 + 20) : 7
20 · (26 + 14) : 100
1 · (30 + 2) – 4 · 4
5 · 4 + 12
(400 – 300) – 36
У нас получился ряд чисел.
2, 4, 8, 16, 32, 64
-Какую закономерность в составлении этого ряда заметили? (каждое следующее число увеличивается в два раза)
-Продолжите этот ряд чисел и назовите три следующих числа. (128, 256, 512…)
-Молодцы! ( На доске карточки с числами 2,4,8,16,32,64,128,256,512
— Каждому числу соответствует буква. Перевернем карточки и прочитаем тему сегодняшнего урока.
2 4 8 16 32 64 128 256 512
У Р А В Н Е Н И Е
III . Постановка учебной задачи
-Что называется уравнением?
-Что называется корнем уравнения?
-Что значит решить уравнение?
— Повторяем название компонентов
-Назовите компоненты при сложении?
-Как называются компоненты при вычитании?
-Как называются компоненты при умножении?
-Назовите компоненты при делении?
IV. Самостоятельная работа с самопроверкой
1)Решение простых уравнений.
Х + 180 = 240 Х х 8 = 96
Х – 40 = 900 Х : 15 = 5
200 – Х = 130 90 : Х = 18
-Как изменится разность двух чисел, если уменьшаемое увеличить на 3?
-Как изменится разность двух чисел, если вычитаемое уменьшить на 5?
-Как изменится частное двух чисел, если делимое увеличить в 3 раза?
-Как изменится частное двух чисел, если делитель уменьшить в 5 раз?
2) Найдите неизвестное число.
Х + 388 = 391 ○43 261 – Х = 257
Х + 608 = 615 ○? 213 – Х = 204
3)Повторение алгоритма решения уравнения
1.Расставь порядок действий.
2.Установи название компонентов по последнему действию.
3.Найди неизвестный компонент.
4.Простое уравнение 4.Сложное уравнение
5.Проверка 5.Повтори пункт 1,2,3
4)Решение уравнений с объяснением у доски.
(410- а) : 7 + 70 = 120
5) Самостоятельная работа по вариантам
I –вариант II – вариант
900 : Х = 2 Х х 111=777
а – 2769 = 3231 4000 – а = 3281
(360 : b) – 27 = 63 (360 : b) – 27 = 63
92 + 56 : (14 – с) = 100 (c : 90) х 15 – 47 = 28
http://infourok.ru/konspekt-i-prezentaciya-k-uroku-v-om-klasse-reshenie-slozhnih-uravneniy-zankov-1396178.html
http://multiurok.ru/files/konspiekt-uroka-po-matiematikie-rieshieniie-uravnienii.html