Урок решение задач на составление уравнений 5 класс

Урок математики в 5 классе «Решение задач с помощью уравнений»
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме

Урок математики в 5 классе: «Решение задач с помощью уравнений»

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_matematiki_v_5_klasse_reshenie_zadach_s_pomoshchyu_uravneniy.docx79.62 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 11

г.о.Октябрьск Самарской области

Урок математики в 5 классе по теме

«Решение задач с помощью уравнений»

Шангина Ирина Евгеньевна

Цель урока : создание условий для осознанного и уверенного владения навыком составления уравнений при решении текстовых задач.

Образовательные задачи урока :

  1. учить составлять уравнения к текстовым задачам;
  2. учить анализировать условие задачи на предмет соответствия действительности;
  3. учить составлять собственные задачи по заданным условиям.

Развивающие задачи урока:

  1. развивать творческие способности учащихся;
  2. развивать умение обобщать, классифицировать, строить умозаключения, делать выводы;
  3. развивать коммуникативные навыки;
  4. развивать умение сотрудничать при решении учебных задач.

Воспитательные задачи урока:

  1. воспитывать культуру умственного труда;
  2. воспитывать культуру коллективной работы;
  3. воспитывать упорство в достижении цели.

Тип урока – урок изучения нового материала.

Формы организации деятельности учащихся : фронтальная, групповая.

Актуальность поставленной цели

При решении задач с помощью уравнений пятиклассники испытывают затруднения при составлении уравнений, часто не могут в тексте задачи выделить те условия, которые связывают неизвестные величины, а также условие, на основании которого составляется уравнение. О составлении уравнений несколькими способами, как правило, не приходится говорить. Данный урок в значительной мере способствует решению этой проблемы.

Место урока в тематическом планировании

В учебнике Н. Я. Виленкина тема «Решение задач с помощью уравнений» отдельно не рассматривается, тем не менее, уже в главе I «Натуральные числа» предлагаются задачи, которые нужно решить с помощью уравнения. Далее такие задачи по мере нарастания трудности встречаются в отдельных пунктах учебника.

Проведение блока уроков «Решение задач с помощью уравнений» (в тематическом планировании можно выделить 3-4 часа за счёт резервного времени) наиболее целесообразно после изучения темы «Упрощение выражений». К проведению данного урока учащиеся уже умеют упрощать буквенные выражения, решать уравнения. В связи с этим на уроке перечисленным навыкам особого внимания не уделяется.

Организация учебной деятельности с учётом личностно — ориентированной технологии обучения

На уроке созданы условия для реализации основных принципов личностно-ориентированного обучения. Это выражено в следующем:

  1. создание атмосферы взаимной заинтересованности в работе учащихся и учителя;
  2. стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов решения задачи без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
  3. оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения;
  4. поощрение стремления ученика находить свой способ решения задачи, анализировать способы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
  5. создание ситуации выбора и успеха;
  6. создание условий для актуализации и обогащения субъектного опыта учащихся;
  7. создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Организация учебной деятельности с учётом здоровьесберегающей технологии обучения

Учебная деятельность, организованная на уроке, способствует сохранению здоровья детей , а именно :

  1. своевременная подготовка к уроку и его мобилизующее начало;
  2. доброжелательная атмосфера, способствующая положительному эмоциональному настрою;
  3. антистрессовые моменты, выраженные в стимулировании учащихся к составлению различных по содержанию задач, а также к использованию различных способов составления уравнений к одной задаче, без боязни ошибиться;
  4. смена видов деятельности учащихся.

Результат деятельности учащихся

Результатом деятельности учащихся на уроке является полное понимание сути решения задач с помощью уравнений, осознанный и вдумчивый подход к анализу условий задач и отбору этих условий для связи между неизвестными величинами и для составления уравнений, а также понимание необходимости и достаточности количества этих условий для единственности решения. Своеобразным «продуктом» деятельности учащихся на уроке является приобщение их к процессу творчества, открытия для себя нового, осознание чувства сопричастности к общему успеху.

1. Организационный момент.

Цель: подготовить учащихся к работе на уроке.

Встали тихо, замолчали,

Всё, что нужно, вы достали.

Приготовились к уроку,

В нём иначе нету проку.

Больше не вертитесь.

Мы урок начнем сейчас,

Интересен он для вас.

Слушай всё внимательно,

Поймешь всё обязательно.

Давайте улыбнёмся друг другу и с хорошим настроением начнём наш урок.

2. Мотивация урока.

Цель: формирование и повышение учебной мотивации.

Начать урок я хочу с вопроса к вам. Как вы думаете, что самое ценное на Земле?

Выслушиваются варианты ответов учеников.

Этот вопрос волновал человечество не одну тысячу лет. Вот какой ответ дал известный учёный Ал — Бируни: «Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит». Пусть эти слова станут девизом нашего урока.

3. Постановка целей урока.

Цель: организовать целенаправленную познавательную деятельность учащихся.

Ребята. Сегодня мы с вами будем решать задачи. Это уже не ново для вас, мы решали задачи на вычисление периметра и площади прямоугольника, на нахождение части от числа и числа по его части, на движение и многие другие. А вот каким способом решения мы займемся сегодня – нам поможет узнать следующее задание.

Итак, сегодня мы займемся решением задач с помощью уравнений. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы научиться правильно составлять уравнения? Такой приём мы уже применяли при решении задач «по действиям».

Ученики в процессе обсуждения приходят к мнению, что нужно попробовать самим составлять задачи.

Значит, сегодня на уроке перед нами стоят следующие задачи.

С помощью учеников учитель формулирует задачи урока. Вот возможные варианты.

  1. Учиться составлять уравнения к задачам.
  2. Учиться составлять задачи.
  3. Учиться определять тип задач.

Запишите в тетради тему урока: «Решение задач с помощью уравнений».

4. Устная работа.

  1. подготовить учащихся к деятельности на основном этапе урока;
  2. развивать логическое мышление, умения обобщать, классифицировать, строить умозаключения.

Задание 1. Какое слово лишнее?

А) Километр, метр, сантиметр, длина, миллиметр, дециметр.

Б) Тонна, центнер, масса, грамм, пуд.

В каком отношении находится лишнее слово в каждом из списков?

Задание 2. Решить уравнения, повторяя правила нахождения неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, множителя, делимого и делителя.

а) х + 15=40; в) 8 – х = 2; д) х : 20 = 3;

б) у – 10 = 32; г) 70 : у =7; е) 25х = 100.

5. Изучение нового материала.

  1. вырабатывать навык анализа условия задачи на необходимость и достаточность данных для решения;
  2. развивать творческие способности школьников.

В одном бидоне х л, а в другом – у л молока.

1. Расшифруйте выражения:

2. Расшифруйте равенства:

Задание 2. Решите задачу.

Поле площадью 24 га разделили на два участка. Найдите площадь каждого участка, если известно, что один из участков на 8 га больше другого.

О чем говориться в задаче? ( Предполагаемый ответ: в задаче говорится о поле )

На какие части можно условно разделить поле в задаче? ( I участок, II участок )

Какая величина характеризует поле? ( Площадь поля )

В чем она измеряется? ( Гектарах )

Какова площадь поля? ( 24 га )

Какова площадь первого участка? ( Неизвестна )

Какова площадь второго участка? ( Неизвестна )

Какова зависимость между неизвестными величинами? ( Площадь первого поля на 8 га больше площади второго участка )

Если в задаче неизвестны значения каких-либо величин, но известна зависимость между ними, то задачу можно решать с помощью составления уравнения. Для этого необходимо ввести переменную и составить уравнение.

Пусть х га площадь второго участка, тогда х + 8 площадь второго участка. Зная что, площадь всего поля 24 га, составим уравнение.

Значит 8 га площадь второго участка.

8 + 8 = 16 (га) площадь первого участка.

Ответ. 8 га и 16 га.

Ребята, каким образом поступают при решении задач с помощью уравнений?

  1. Обозначают некоторое неизвестное число буквой, и, используя условие задачи, составляют уравнение.
  2. Решают уравнение.
  3. Истолковывают полученный результат в соответствии с условием задачи.

Цель: предупреждение нарушений осанки, профилактика заболеваний.

Быстро встали, улыбнулись.

Ну-ка, плечи распрямите,

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали. Сели, встали.

И на месте побежали.

7. Закрепление изученного материала.

  1. развивать коммуникативные навыки учащихся;
  2. воспитывать культуру коллективной работы.

Задание 1. Составьте несколькими способами уравнение для решения задачи.

Мотоциклист движется навстречу автобусу. Сейчас между ними расстояние 90 км. Они встретились через 1 час. Найдите скорость автобуса, если она больше скорости мотоциклиста в 2 раза.

Проверим решение задачи.

Пусть х км/ч- скорость мотоциклиста, тогда 2х км/ч – скорость автобуса.

Путь, который прошёл автобус: х∙1= х (км).

Путь, который проделал мотоциклист 2х∙1= 2х (км).

По условию задачи весь путь равен 90 км.

Какое из уравнений является самым простым для решения?

Решить № 577, 580

Цель: способствовать формированию умения анализировать собственную деятельность по достижению поставленной цели.

Наше занятие подходит концу. Пожалуйста, поделитесь с нами своими мыслями о сегодняшнем занятии (хотите одним предложением).

Вам для этого помогут слова:

Я сначала испугался, а потом…

Я сейчас слушаю и думаю…

Мне интересно следить за…

9. Домашнее задание.

Цель: продлить творческий «порыв» учащихся.

1) Для обязательного выполнения № 614, 618

2) Для выполнения по желанию учащихся (на карточке).

По тропинке вдоль кустов

Сосчитать я также смог,

Что шагало 30 ног.

Это вместе шли куда-то

Петухи и поросята.

А теперь вопрос таков:

Сколько было петухов?

И узнать я был бы рад,

Сколько было поросят?

Ты сумел найти ответ?

До свиданья, вам привет.

Вот и кончился урок.

Снова прозвенел звонок,

Отдыхать мы можем смело,

А потом опять за дело.

Урок – это часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершиться на уровне высокой общественной культуры. Сорокаминутный момент жизни – это продолжение домашней, уличной жизни, это «кусок истории личностной судьбы ребенка”.

Класс, с которым я работаю, является классом возрастной нормы. Большинство имеет положительную мотивацию к учебной деятельности. Класс к уроку был готов, так как учащиеся быстро включились в деловой ритм. Ребята были готовы к восприятию данной темы и имели достаточный запас знаний. С первых минут урока стало ясно, что ребята не равнодушны к предмету математика.

Взаимоотношения между учащимися ровные, спокойные, дружеские. Ребята данного класса владеют диалогической формой общения, умеют слушать и слышать другого.

Тема урока: «Решение задач с помощью уравнений». Тема сообщалась через создание проблемной ситуации.

При подготовке и проведении урока я ставила перед собой следующие цели и задачи:

Цель урока: создание условий для осознанного и уверенного владения навыком составления уравнений при решении текстовых задач.

Образовательные задачи урока:

  1. учить составлять уравнения к текстовым задачам;
  2. учить анализировать условие задачи на предмет соответствия действительности;
  3. учить составлять собственные задачи по заданным условиям.

Развивающие задачи урока:

  1. развивать творческие способности учащихся;
  2. развивать умение обобщать, классифицировать, строить умозаключения, делать выводы;
  3. развивать коммуникативные навыки;
  4. развивать умение сотрудничать при решении учебных задач.

Воспитательные задачи урока:

  1. воспитывать культуру умственного труда;
  2. воспитывать культуру коллективной работы;
  3. воспитывать упорство в достижении цели.

Данный тип урока включает организационную часть, определение темы и целей, воспроизведение учащимися знаний, связанных с предстоящей работой, сообщение содержания задания и инструктаж по его выполнению, оценку и самооценку выполненной работы.

Для достижения поставленных целей я использовала следующие приёмы и методы:

  1. словесные (рассказ учителя, работа с текстом задачи);
  2. письменных и устных упражнений, и самостоятельных работ, разработанных в занимательной и познавательной форме;
  3. методы устного и письменного контроля и самоконтроля.

Тема урока отражает теоретическую и практическую часть урока и понятна учащимся.

Целеполагание было определено учащимися в результате диалога с классом.

Последующая деятельность ученика осознавалась ими как своя собственная.

Все этапы урока были направлены на выполнение этих целей с учетом особенностей класса.

На уроке, с целью активизации работы, были использованы различные виды проверок: самопроверка с доски, взаимопроверка выполненной работы в парах. Оценка каждого задания дала возможность каждому ребёнку оценить свои знания, увидеть, что он не усвоил и над чем ему ещё нужно поработать.

В ходе работы ребята показали уровень усвоения материала, сформированность умений и навыков, были внимательны, вежливы, терпеливы по отношению друг к другу, излагали изученный материал последовательно, логично.

Я считаю, что данный урок цели достиг. Так как дети показали, что приёмы и способы устных вычислений учащиеся усвоили хорошо, умеют анализировать задачи, научились составлять уравнения по условию задачи и выполняют задания с удовольствием. Материал, подобранный для урока был доступен для всех учащихся этого класса. Выбранный тип и форма проведения урока себя оправдали.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 6 классе «Решение задач с помощью уравнений»

Урок проводится в 6 классе при изучении темы «Решение задач с помощью уравнений» по учебнику Зубарева, Мордкович. Имеется презентация к этому уроку.

Урок алгебры 7 класс. Решение задач с помощью уравнений

урока математики на тему «Решение задач с помощью уравнений»

урок математики на тему.

урок математики 6 класс «Решение задач с помощью пропорций» конспект урока и призентация

решение задач на прямую и обратную пропорциональность с последующим построением диаграмм.

Урок математики 6 класс «Решение задач с помощью пропорций» УМК Мордкович А.Г.

Урок освоения и систематизации полученных знаний.

Математика, 5 класс «Решение задач с помощью уравнения»

Технологогическая карта урока математики в классе «Решение задач с помощью уравнений». В помощь учителю.

Открытый урок по математике по теме «Решение задач на составление уравнений». 5-й класс

Класс: 5

Презентация к уроку

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Авторы УМК: И.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд. Математика. Учебник для 5-го класса общеобразовательных учреждений М.Мнемозина, 2014

Цели урока:

Обучающие цели:

  • обучение поиску рациональных вычислений;
  • обучение поиску способа решения задачи;
  • обучение составлению математической модели задачи.

Развивающие цели:

  • развитие навыков самоконтроля и самооценки;
  • развитие познавательного интереса учащихся;
  • развитие логического мышления учащихся;
  • формирование правильности и культуры устной речи.

Воспитательные цели:

  • формирование умения работать в группе, умения договариваться, слушать собеседника, распределять обязанности;
  • воспитание аккуратности при оформлении решения задач;
  • воспитание самостоятельности и добросовестности;
  • формирование положительной мотивации к предмету.

Задачи:

В предметном направлении:

  • Знать определение понятий уравнение, корень уравнения, решить уравнение;
  • Уметь применять свойства сложения и вычитания для упрощения выражений;
  • Знать этапы решения задачи;
  • Уметь составлять математическую модель задачи;
  • Уметь выполнять краткую запись задачи;
  • Уметь оформлять письменно решение задачи с помощью уравнения.

В метапредметном направлении:

  • Регулятивные: уметь находить рациональные способы вычислений и решения задач, работать в соответствии с выбранным планом действий; оценивать работу сверстников, определять степень успешности своей работы.
  • Познавательные: уметь анализировать условие задачи и выделять необходимую информацию для ее решения, строить логически обоснованные рассуждения, уметь отвечать на вопросы, обобщать собственное представление, переводить текстовую информацию в знаковую (составление схемы) и наоборот.
  • Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения, уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения и ответы одноклассников, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

В направлении личностного развития.

  • формировать интерес к изучению математики,
  • формировать позитивную самооценку на основе успешности учебной деятельности,
  • планировать и согласованно выполнять совместную деятельность,
  • оценивать свою работу и работу сверстников, их возможности.

Планируемый результат (универсальные учебные действия):

Познавательные УУД:

  • осмысливать, какая информация нужна для решения задачи;
  • оставлять и читать схемы;
  • анализировать;
  • обобщать;
  • выделять и формулировать проблему;
  • составлять математическую модель задачи.

Регулятивные УУД:

  • формулировать алгоритм выполнения задания;
  • действовать по выбранному плану;
  • находить рациональные способы работы;
  • описывать желаемый результат;
  • способам самопроверки

Коммуникативные УУД:

  • задавать/отвечать на вопросы;
  • передавать содержание в сжатом виде;
  • строить монологическое высказывание;
  • работать в паре;
  • вносить вклад в совместные действия.

Оборудование: технические средства обучения (компьютер, медиапроектор).

Ресурсы:

  • мультимедийная презентация
  • раздаточный материал для индивидуальной работы
  • лист рефлексии

Технология построения урока: обучение математики на основе решения задач (Р.Г.Хазанкин).

Технологии, используемые на уроке:

  • технология проблемного обучения
  • технология обучения в сотрудничестве
  • технология рациональной деятельности на уроке (разнообразные виды деятельности (групповая, индивидуальная, коллективная) частоту их чередования (по Н.К.Смирнову)
  • ИКТ-технологии
  • здоровьесберегающие технологии

Методы: фронтальная беседа, самостоятельная работа, задания с учетом тематики урока, информационный поиск, обсуждение, создание схем, чтение схем, поиск ошибок, задания разноуровневого характера, работа в парах, задание творческого характера.

Формы организации учебной деятельности учащихся: фронтальная, работа в парах, индивидуальная

Ход урока

«Уравнения – это золотой ключ,
открывающий все математические сезамы,
т.е. тайны математики»

С.Коваль

1. Организационный момент — цели урока для учащихся (1 мин.)

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Создание ситуации успеха.

Деятельность обучающихся: Приветствуют учителя. Проверяют наличие необходимого к уроку. Включаются в деловой ритм. Записывают тему урока в тетрадь. Оценивают свою готовность к урок. (лист рефлексии Приложение1)

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (3 мин.)

Повторение изученного теоретического материала по теме урока. (слайд3).

  • Что называется уравнением?
  • Что называют корнем уравнения?
  • Что значит решить уравнение?
  • Приведите пример уравнения, не имеющего решений.
  • Приведите пример уравнения, решением которого является любое число.

Деятельность обучающихся: отвечают на поставленные вопросы, формулируют цели на урок: Отработать различные способы решения уравнений.

Применять уравнения при решении задач.

3. Актуализация знаний и умений (10 мин.)

Деятельность обучающихся: Выполняют устную самостоятельную работу по упрощению выражений. Проверяют друг друга (работа в паре). Оценивают свои достижения. (лист рефлексии)

Урок математики в 5 классе «Решение задач с помощью уравнений»

Цель урока:

  • ознакомиться с примером одного из типов задач на составление уравнения; тренировать способность к построению моделей текстовых задач на основе использования таблиц и способность к решению усложненных уравнений; повторить и закрепить зависимости между компонентами в уравнениях.
  • формирование алгоритма рефлексивного мышления.

Просмотр содержимого документа
«Урок математики в 5 классе «Решение задач с помощью уравнений»»

Урок математики в 5 классе «Решение задач с помощью уравнений»

ознакомиться с примером одного из типов задач на составление уравнения; тренировать способность к построению моделей текстовых задач на основе использования таблиц и способность к решению усложненных уравнений; повторить и закрепить зависимости между компонентами в уравнениях.

формирование алгоритма рефлексивного мышления.

Обучающие:
•формирование представлений о решении задач с помощью уравнений;
•приобретение опыта применения уравнения для решения текстовых задач.

Развивающие:
•умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения и делать выводы;
•умение создавать, применять и преобразовывать математические модели для решения учебных и познавательных задач;
•умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Воспитательные:
•формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
•формирование целостного мировоззрения;
•формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная

Оборудование, демонстрационный материал: компьютер, мультимедиа проектор, презентация, таблицы для самостоятельной работы.

I. Проверка д/з (крылья доски)


источники:

http://urok.1sept.ru/articles/674159

http://multiurok.ru/index.php/files/urok-matiematiki-v-5-klassie-rieshieniie-zadach-s-pomoshch-iu-uravnienii.html