Конспект урока «Решение уравнений и задач с помощью составления уравнений»
план-конспект урока по математике (6 класс)
«Решение уравнений и задач с помощью составления уравнений»
Тип:: урок обобщения и систематизации (рефлексии)
Цели урока: Обобщить и систематизировать изученный материал и знания учащихся по теме: «Уравнения».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 18.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Решение уравнений и задач с помощью составления уравнений»
Тип: : урок обобщения и систематизации (рефлексии)
Цели урока : Обобщить и систематизировать изученный материал и знания учащихся по теме: «Уравнения».
Учащиеся умеют решать простейшие уравнения на основе зависимости между компонентами арифметических действий (кроме двух), используют свойства (перенос слагаемых из одной части уравнения в другую, знают и применяют распределительное свойство умножения, деление обеих частей уравнения на число отличное от нуля, свойство модуля и т.д.)
Продолжить работу по формированию УУД учащихся.
Развивающие цели : продолжить работу по развитию логического мышления учащихся (в процессе решения задач), умений моделировать жизненные ситуации, выделять в условии задачи данные, строить логическую цепочку рассуждений, сопоставлять полученные результаты с условием.
Воспитательные цели : продолжить работу по формированию навыков культуры математической записи и речи, формированию положительной мотивации, воспитанию чувства товарищества, взаимопомощи, умений слышать других, участвовать в диалоге, воспитывать качества личности, отвечающие требованиям информационного общества.
Оборудование: Компьютер, презентация, плакаты с высказываниями известных людей, флажки, листы настроения.
«Посмотрите всё ль в порядке
Ручка, книжка и тетрадка
Прозвенел уже звонок, начинается урок»
Ребята выберите лист настроения с рисунком, соответствующим вашему настроению на начало урока, а потом в конце урока также и
на доске прикрепите, чтобы видеть изменения. Кроме листов настроения на столах у вас цветные, флажки можете с их помощью сигнализировать о выполнении заданий,
а в конце урока расставите их на координатном луче в соответствии с цветом и количеством полученных знаний.
Ребята чем мы занимались на предыдущем уроке?
(слушали сообщение об Аль-Хорезми, рассматривали изготовленные книжки-малышки, слушали частушки о математике, об уравнениях, решали задачи, писали С/р…)
Кто справился с С/р в полном объёме?
Кто испытывал затруднения? В чём? Какие? Почему? Дети отвечают на поставленные вопросы.
Какие задачи каждый из вас может поставить сегодня для преодоления возникших проблем?
«Он уйму всяких разрешил проблем. И запахи предсказывал и ливни. Поистине его познанья дивны» (учитель о Диофанте, его уравнениях )
О ком эти стихи?
Итак, ребята сформулируйте тему урока.
(дети называют тему) «Решение уравнений и задач на составление уравнений»
Как вы думаете, где нам это пригодится? Правильно мы будем решать уравнения и задачи в старших классах и далее в различных жизненных ситуациях.
Я желаю вам успеха, надеюсь на вас.
Обратите внимание на экран!
3 ) А ктуализация опорных знаний учащихся : Блиц-опрос (слайд 2)
На экране равенства: 1) Х-2/12 =3/12 ; 2) 3Х = 18,6 3) Х : 4 = 2,5
4) У+ 4,7 = 17,7 5) 15/16 – У =3/16 6) 125:/ Х/ = 5. Как называют эти равенства?
Что значит решить уравнение?
Что необходимо знать, чтобы найти корни уравнения?
«Когда уравненье решаешь дружок,
Ты должен найти его корень милок.
Значение буквы проверить несложно,
Поставь в уравнение его осторожно.
Коль верное равенство выйдет у вас,
То корнем значенье зовите тотчас».
Найдите корни данных уравнений!
Отгадайте шараду : «Мой первый слог-предлог
А во втором живём мы летом.
А целое от вас и нас давно уж ждёт ответа»
Молодцы, верно задача !
Задача на концентрацию внимания! « Секретная сказка» (слайд 5), зашифрованная
Открытый урок по математике на тему «Решение уравнений и задач на составление уравнений»
Разделы: Математика
Цели урока:
ОБОРУДОВАНИЕ: экран, интерактивная доска, компьютер, цветные мелки, указка, у школьников на партах индивидуальные карточки с заданиями, индивидуальные оценочные листы, копирка, картины с видами Москвы 16 ;17 веков и нашего времени.
Работа учеников состоит из нескольких этапов. Результаты каждого этапа урока ученики заносят в индивидуальные оценочные листы. Учитель по ходу урока также заполняет оценочный лист на всех учеников. (Образцы оценочных листов прилагаются в Приложении № 1.)
Этапы урока:
- Организация начала урока. (2 мин)
- Устная работа, разминка. (3 мин)
- Систематизация и закрепление знаний: а). тест на заполнение пропущенных мест (карточки) б). составить план -схему решения уравнений. (5 мин)
- Задания на отработку восприятия на слух математической речи: а). Найди ошибку! б). Смотри не ошибись! (дидактические игры) 5 мин.
- Путешествие в машине времени: а) листая страницы истории:б)музыкальная пауза. 10 мин.
- Индивидуальные задания: а) слабые ученики работают по карточкам — инструкторам б). сильные ученики выполняют задания повышенной сложности. (проверить при помощи компьютера) 5 мин
- Игра «не зевай» 3 мин
- «Усердие — мать удачи» а) слабые работают по индивидуальным карточкам б) сильные — у доски решают уравнения со звёздочками. 7 мин
- Итог урока. 5 мин
- Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению. 2 мин
Организация начала урока:
(звучит тихо музыка) Все ученики встают.
Учитель.Здравствуйте, садитесь. Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок, а урок повторения. Мы отправимся в путешествие в машине времени по темам которые вы уже знаете. Путь наш будет не прост, но знания, полученные вами на уроках математики должны помочь вам в прокладывании курса.
Слайд № 2 Презентация.
(Девиз урока. Тема урока. Цель урока — указаны на слайде)
Тема нашего урока «Решение уравнений».
Сегодня мы с вами должны вспомнить способы решения уравнений, повторить схему решения задач. Может кто-то из вас захочет и сам составить задачу. Дерзайте, а теперь — в путь!
Каждый этап нашего урока будет проходить под своим девизом. Слайд № 3. Презентация. Приложение №2
Проверка навыков работы с устными заданиями (разминка).
(компьютер) Приложение №1.1.
«В математику тропинку одолейте без запинки» (девиз этапа)
_. Устная работа (через компьютер при помощи интерактивной доски проецируется таблица и у каждого ученика имеется на парте аналогичная, ученики работают на месте, а потом говорят ключевое слово) вычислить и найти правильные ответы в таблице:
1). х 3 ·х 4 :х 5 = 2). (х 6 ) 2 :х 8 = 3). 2а 2 ·3а= 4). -4а 3 в·2а 4 в 3 = 5). [-1,5х 4 ·3х 3 ] 0 = 6). (7х 3 ) 2 =.
р | ш | о | о | о | х |
6а 3 | 1 | Х 4 | 49х 6 | -8а 7 в 4 | Х 2 |
(зашифровано слово — «хорошо»)
__. раскрыть скобки:
1).2х (х-4)= 2). -5(3х+7)= 3). (3х -1) (3х+1) = 4).(х+ 2а) 2 = 5). (у-3) (2у+1)=
___. Вписать вместо точек буквы или числа, чтобы выполнялось равенство:
: 2 — у 2 = (а — 🙂 (:+ у) ; (а+:) 2 = : 2 + 2: + х 2 ; х 2 — 1= (х — 🙂 (:+ 🙂
(ученики работают у себя в таблицах, в индивидуальных оценочных листах ставят себе баллы). Вслух проверяются ответы.
Закрепление полученных знаний.
«Повторение — мать учения» (девиз этапа).
А) Найдите чем отличаются записанные выражения?(На доске записаны выражения)
Б) Вопросы к ученикам (фронтальный опрос)
— Как называется равенство, содержащее переменную? (Уравнение с одной переменной)
-Как называется число, обращающее уравнение в верное равенство? (Корень уравнения)
-Как называются уравнения, имеющие одни и те же решения?(Равносильными.)
В) тест, заполнить пропущенные слова.(карточки для каждого ученика)
Если два уравнения имеют одинаковые корни или не имеют корней, то они _________
Значение неизвестного, при подстановки которого в уравнение получается верное числовое равенство называется__________ этого уравнения.
Запись вида А(х) = В(х) называется _____________-.
Множество всех значений переменной, при которых определены обе части уравнения называют_______________________.
Г).Не решая уравнение, составить план его решения: 7(2х -4) + 2,3 = 12х -6
- раскрыть скобки;
- перенести выражения с переменными в левую часть, а числа в правую;
- привести подобные слагаемые;
- вычислить корень уравнения.
«Решай, ищи, твори и мысли».
Развитие математической зоркости.
а). Найди ошибку (предлагается решение нескольких уравнений, ученикам необходимо найти ошибки при решении и прокомментировать их) Задание было предложено ученикам в качестве домашнего задания на предыдущем уроке, им надо было найти ошибку, предложить свой вариант решения в карточке.
«Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что мастерства доброго» (пословица)
А). Учитель. Садимся в машину времени и отправимся путешествовать по Москве 17века. (при помощи компьютера идёт показ Москвы 17 века)
Слайды № 4; 5. с видами Москвы. Звучит тихо музыка, учитель комментирует :
-Москва 17 века уже большой город:Жители, когда им было нужно что-то купить, шли на Великий торг или в торговые ряды. Рядов было много, и в каждом из них торговали только одним товаром: в сарафанном ряду — продавали только сарафаны, а в завязачном — разную тесьму. Различных лавок было несколько тысяч. Много ремёсел в старой Руси было. Поговорим о некоторых из них. К народным мастерам относятся и пекари. Хлеб в Москве выпекали в основном чёрный — из ржаной муки. Пшеницу на Руси тоуда ещё не выращивали и белая мука была привозная, хлеб из неё стоил очень дорого. Недаром говорили:» Матушка рожь -кормит всех сплошь, а пшеничка по выбору.»
— Давайте рассмотрим задачу. (каждому ученику раздаётся карточка с условием задачи)
Задача № 1. По «Расписному списку» в 1638 году в Москве работало пирожников на 43 человека меньше,чем калачников, а хлебников — на 19 больше, чем пирожников. Сколько мастеров каждой профессии работало в Москве в 1638г:, если известно, что всего их было 167 человек?(Условие задачи с помощью компьютера проецируется на интерактивную доску. Ученики анализируют задачу и решают её) Образец записать в тетрадь
-Кузнецы- это мастера,выковывающие вещи из железа. В Москве были кузнецы меди, серебру, злату. Кузнецы по железу, изготавливающие щиты, назывались щитниками; кольчуги-бронниками; иголки для шитья- игольниками. В «Росписных списках» указано,что в Москве работали 152 кузнеца по железу, и перечислены вещи,которые они ковали.
В описи оружия и доспехов Бориса Годунова (1589 г.) находим 4 лука «московское дело», «лук московский с тетивою», рогатину московскую, московское копье, московские панцири. Среди ратной утвари особое место занимают шлемы. Из 20 шлемов 6 названы «шоломами московскими». Кроме того, дополнительно отмечены 3 шлема «московских гладких». Как видим, в XVI_ в. производство шлемов имело в Москве массовый характер. Они не только успешно конкурировали с привозными, но и считались весьма ценными доспехами в царской казне. Имя мастера-кольчужника читаем на могильной плите конца XVI в.
Ученики получают карточки с задачами для решения их дома. Приложение №1.3Много ремесленников самых разных профессий жили и работали в Москве. На Руси всегда ценилось мастерство. Для желающих могу предложить дополнительно задачи связанные с историей. (Опыт показывает, что использование старинных задач на уроках и внеклассных занятиях вызывает интерес к математике, побуждает детей к самостоятельному творчеству, проявлению инициативы и смекалки, дает естественный повод для небольших исторических экскурсов)
Б) Итак мы заглянули в «колодец времени». Оживить прошлое нам помогает наше воображение и талант художников, поэтов.
(Звучит русская народная музыка и просматриваются картины Москва нашего времени)
— Вернёмся в наше время. Приложение № 2. Презентация. Слайды № 6; 7.
«Дорогу осилит идущий, а математику мыслящий».
Раздать разноуровневые карточки (проверить при помощи кодоскопа, сильные ученики проверяют у слабых)
А) 5(2 — х) + 10х = 52 — х ; 5х + 4 (х+ 1) = 40
Б) ; (х-1) 2 — х(х+ 3) = 4
«Книга — книгой, а мозгами двигай.»
«Усердие — мать удачи»
А) слабые ученики получают карточки — инструкторы для решения уравнений.
Б) сильные ученики обсуждают способы решения уравнений:
1. х 3 + 3х 2 -4х — 12 = 0 ; 2. 9х 3 + 6х 2 + х = 0 3. х 2 -15х +56 = 0
(1. способ группировки; 2. разложение на множители. 3. Выделение полного квадрата)
Сильные ученики у доски решают уравнения и представляют свои способы решения.
«Кто идёт вперёд, того страх не берёт» (итог урока)
— Что такое уравнение ?
— План решения уравнения — составьте его.
— как решить уравнение уравнение вида (х-2)(х+4) = 0
— что такое корень уравнения ?.
«Конец — делу венец.
Учитель подводит итоги урока, комментирует домашнее задание. Каждый ученик получает индивидуальное задание на карточках и задача № 2.
Дополнительно: Задача № 3; 4.
По ходу урока ученики ставили себе баллы в оценочные листы, учитель ставил их в свой оценочный лист. Ученики сдают свои оценочные листы учителю. Учитель подводит итог и ставит оценки, комментируя их.
План- конспект урока «Составление и решение уравнений»
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Город Павлодар СОПШДО № 17
Учитель начальных классов Пелих Ирина Юрьевна.
Тема: составление и решение уравнения
Цели: расширять знания об уравнении, соверш-ть навыки составлять и решать уравнения
— развивать математическую речь, связь между компонентами, мышление, калиг. навыки, мелкую моторику пальцев, знание законов сложения, состав числа
— воспитывать: интерес к предмету, коммуникативные навыки, аккуратность.
Что показывает нам число? Назовите наим. однозн. число, двузначное. Почему?
За прав. Ответы б. получать жетоны. 3 жетона – «5»
2 жетона «4», 1 жетон «3». Готовы?
Что записано? Что скажете о 1, 2, выражении.
Назовите верное равенство? Почему 2 и 3 неверные равенства? Исправьте уменьшаемое так, чтобы неверное рав-во стало верным.
Превратите эти выр. в уравнение.
Что такое уравнение? Чем. отлич. от выраж-я? Что обязат. Д.б. в уравнении. Что значит решить уравнение?
Тема: мы продолжаем работать над уравнением? Будем учиться составлять и решать.
А для этого давайте вспом. Компоненты при + и -.
Как найти неизв. Слагаемое? Неизвестное уменьш, вычитаемое? Зная это работаем в тетради.
Что значит решить уравнение? (найти чему равно а)
№ 3 посм. И назовите уравнения 9=9 это тоже
Неравенства, равенства. Записать.
Назовите части задачи.
Послушайте и скажите, какая это часть? Чего не хватает? Какой ? м. задать?
Сколько всего ребят? На ск. больше девочек
Ответ: 10 ребят Ответ: на 2 девочки больше
Над чем работали? Что нового узнали? Что будете учить дома? Что такое уравнение.
http://urok.1sept.ru/articles/574526
http://infourok.ru/material.html?mid=125292