Урок упражнение по составлению химических уравнений

Урок-упражнение по составлению уравнений химических реакций
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме

Тема «Составление химических уравнений» одна из самых сложных тем курса химии и одна из основополагающих, потому что химия – это уравнения. Учащиеся с трудом понимают эту тему, поэтому для достижения положительного результата нужно как можно больше выполнять упражнений, причем самостоятельно, а не списывая с доски. Поэтому я и провожу такой урок-упражнение. Причем упражнения я предлагаю в порядке возрастания сложности, сложность увеличиваю пошагово, маленькими дозами и постоянно контролирую выполнение работы, оказываю помощь. При работе в парах помощь оказывают еще и консультанты. При такой организации достигает успеха каждый ученик.

Скачать:

ВложениеРазмер
urok-uprazhnenie.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

по составлению уравнений химических реакций.

Цель: 1.Обучающая: закрепить умения составлять химические уравнения и определять тип химических реакций.

2. Развивающая: развивать мышление, способности учащихся, умение самостоятельно приобретать и применять знания, мотивацию учения, формировать общеучебные умения (познавательные, информационные, коммуникативные).

3. Воспитательная : формировать научное мировоззрение, воспитывать ответственное отношение к учебному труду, к своему здоровью, интерес к предмету, взаимовыручку и поддержку.

Тип урока: урок-упражнение (контроль знаний и умений).

Виды деятельности учащихся: устные ответы, решение упражнений по теме, предложенных в порядке возрастания сложности, демонстрационный эксперимент, лабораторная работа.

Виды контроля знаний: Устный опрос, самоконтроль, взаимоконтроль (работа в парах), учительский контроль.

Оборудование: демонстрационное и лабораторное оборудование для проведения химических реакций разных типов.

Планируемые результаты урока : учащиеся должны уметь определять тип химической реакции по уравнению, составлять уравнения химических реакций.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, в парах.

Виды деятельности на данном этапе

Приветствие учеников и гостей, проверка учебных принадлежностей, проверка наличия домашнего задания, внимание на внешний вид учащихся, на правильную позу за партой, стойкой, на кушетке.

Сообщение темы урока, цели урока, вида урока.

Сегодня мы проводим урок-упражнение по составлению уравнений химических реакций. Цель нашего урока: закрепить умения составлять химические уравнения и определять типы химических реакций. Работать на уроке сегодня вы будете парами. Пары подобраны так, чтобы один ученик в паре был для другого помощником, консультантом. На этих учениках лежит сегодня повышенная нагрузка: они будут выполнять свои задания и, в случае необходимости, будут помогать вам и контролировать вас. Ну а я буду контролировать всех. Результаты контроля мы будем заносить в лист оценивания, который есть у каждого из вас.

Упр.1. Определение типа химических реакций.

( синий цвет – р. соединения, желтый – разложения, красный – замещения, зеленый – обмена). Работа с сигнальными картами. Загадки о типах реакций.

Расставить коэффициенты в схемах химических реакций (задание дифференцированное для сильных и слабых учеников).

Упр.2. Работа со схемами, в которых пропущены формулы (для этого этапа в помощь учащимся на доске напоминаю формулы простых веществ). Задание дифференцированное. Загадка о кислороде.

Упр.3. По исходным веществам предложить продукты реакции, расставить коэффициенты .

Упр.4. Составление уравнений химических реакций (ученики проводят реакцию и записывают ее уравнение). Лабораторная работа.

Демонстрационный опыт «Вулкан» — после просмотра реакции отметить признаки и записать химическое уравнение.

троль(консультанты проверяют и помогают слабым ученикам).

Контроль учителя и консультантов.

Подведение итогов урока, выводы, оценивание.

Сегодня на уроке мы закрепляли основополагающее умение в химии – умение составлять химические уравнения. Урок показал, что определенные успехи у вас в этом деле есть, но предстоит еще работа в этом направлении. Следующей нашей темой будет изучение свойств основных классов неорганических соединений, где мы будем еще много работать с уравнениями. А теперь по листам оценивания выставите себе отметки.

Повт.§29-32, печатная тетр. стр.111-112, задание №1(1 и 2 уровень+ 3 для сильных),

загадки по желанию.

А теперь оцените, в полную силу вы работали и довольны ли вы своим результатом. Если да, поднимите красную карточку, если нет – зеленую.

значительно повышает активность учащихся. Каждый ученик получает возможность говорить, отвечать, объяснять, подсказывать, доказывать, проверять, оценивать, обсуждать, корректировать ошибки в момент их возникновения, задавать вопросы, отвечать на вопросы и т. д. Взаимоконтроль и взаимопомощь способствуют воспитанию нравственных качеств личности, а это формирует духовное здоровье.

  1. Дифференцированное домашнее задание.

Вообще тема «Составление химических уравнений» одна из самых сложных тем курса химии и одна из основополагающих, потому что химия – это уравнения. Учащиеся с трудом понимают эту тему, поэтому для достижения положительного результата нужно как можно больше выполнять упражнений, причем самостоятельно, а не списывая с доски. Поэтому я и провожу такой урок-упражнение. Причем упражнения я предлагаю в порядке возрастания сложности, сложность увеличиваю пошагово, маленькими дозами и постоянно контролирую выполнение работы, оказываю помощь. При работе в парах помощь оказывают еще и консультанты. При такой организации достигает успеха каждый ученик.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока химии в 8 классе. Тема: Закон сохранения массы веществ. Уравнения химической реакции.

Традиционный урок с использованием магнитной доски и демонстрационного эксперимента, доказывающего Закон сохранения массы веществ.

Уравнения химических реакций. Типы химических реакций. Обобщение

Конспект урока химии в 8 классе по теме «Уравнения химических реакций. Типы химических реакций. Обобщение» с целью обобщения и систематизации знаний о типах химических реакций и закрепления .

Карточка «План составления ионных уравнений по молекулярному уравнению химической реакции»

Раздаточный материал, полезный как при изучении темы в 8 классе, так и при повторении в непрофильном 11 классе.

8 класс. Химия. Составление уравнений химических реакций

Задания по расстановке коэффициентов в у равнениях реакций, химия 8 класс.

Урок-тренинг. Составление уравнений химических реакций.

Сегодня на уроке мы закрепляли основополагающее умение в химии – умение составлять химические уравнения.

8 класс Составление уравнений химических реакций

УМК Н.Е. Кузнецовой.

Конструктор по составлению уравнений химических реакций

Материал можно использовать на уроках «Химические уравнения&raquo.

Урок химии в 8-м классе по теме «Химические уравнения»

Разделы: Химия

Цель: научить учащихся составлять химические уравнения. Научить их уравнивать с помощью коэффициентов на основе знания закона сохранения массы вещества М.В. Ломоносова.

Задачи:

  • Образовательные:
    • продолжить изучение физических и химических явлений с введением понятия «химическая реакция»,
    • ввести понятие «химическое уравнение»;
    • научить учащихся составлять химические уравнения, уравнивать уравнения с помощью коэффициентов.
  • Развивающие:
    • продолжить развивать творческий потенциал личности учащихся через создание ситуации проблемного обучения, наблюдения, проведения опытов химических реакций.
  • Воспитательная:
    • воспитать умение работать в команде, группе.

Оборудование: табличный материал, справочники, алгоритмы, набор заданий.

Д/О: «Горение бенгальских огней»:, спички, сухое горючее, железный лист/ ТБ при работе с огнём.

I. Организационный момент

Определение цели урока.

II. Повторение

1) На доске набор физических и химических явлений: испарение воды; фильтрование; ржавление; горение дров; скисание молока; таяние льда; извержение вулкана; растворение сахара в воде.

Задание:

Дать пояснение каждому явлению, назвать практическое применение данного явления в жизни человека.

На доске нарисована капля воды. Создать полную схему превращения воды из одного агрегатного состояния в другое. Как называется данное явление в природе и каково его значение в жизни нашей планеты и всего живого?

III. Д/О «Горение бенгальских огней»

1. Что происходит с магнием, который составляет основу бенгальского огня ?
2. Что явилось основной причиной такого явления?
3. К какому типу относится данная химическая реакция?
4. Попробуйте схематично изобразить химическую реакцию, которую вы наблюдали в этом опыте.

– Предлагаю попробовать составить схему данной реакции:

– Как мы узнали, что получилось другое вещество? (По признакам химической реакции: изменение окраски, появление запаха.)
– Какой газ находится в воздухе, который поддерживает горение? (Кислород – О)

IV. Новый материал

Химическую реакцию можно записывать с помощью химического уравнения.
Можно вспомнить понятия «уравнение», которое дается в математике. В чем суть самого уравнения? Что-то уравнивают, какие-то части.
Попробуем дать определение «химического уравнения», можно смотреть на схему и попытаться дать определение:

Химическое уравнение – это условная запись химической реакции с помощь химических знаков, формул и коэффициентов.
Химические уравнения записываются на основе Закона сохранения массы вещества, открытого М.В.Ломоносовым в 1756 году, который гласит (учебник стр. 96): «Масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе веществ, получившихся в результате её».
– Надо научиться уравнивать химические уравнения с помощью коэффициентов.
– Для того чтобы хорошо научиться составлять химические уравнения, нам необходимо вспомнить:
– Что такое коэффициент?
– Что такое индекс?
Не забываем алгоритм «Составление химических формул».

Предлагаю пошаговый алгоритм составления химического уравнения:

V. Составления химического уравнения

1. Записываю в левой части уравнение вступающие в реакцию вещества: Al + O2

2. Ставлю знак «=» и записываю образующиеся вещества в правой части уравнения – продукты реакции: Al + O2 = Al2O3

3. Уравнивать начинаю с того химического элемента, которого больше или с кислорода, затем составляю конструкцию:

вступило кислорода «2», а получилось «3», их число не равно.

4. Ищу НОК (наименьшее общее кратное) двух цифр «2» и «3» – это «6»

5. Делю НОК «6» на число «2» и «3»и выставляю в качестве коэффициентов перед формулами.

6. Начинаю уравнивать следующие химические элементы – Al, рассуждаю так же. Вступило Al «1», а получилось «4», ищу НОК

Коэффициент «1» в уравнениях не пишется, но учитывается при составлении уравнения.

7. Читаю всю запись химического уравнения.

Такое долгое рассуждение позволяет быстро научиться уравнивать в химических уравнениях, учитывая, что правильное составление уравнений реакций для химии имеет большое значение: решение задач, написание химических реакций.

VI. Задание на закрепление

Фосфор + кислород = оксид фосфора (V)
Серная кислота + алюминий = сульфат алюминия + водород
Вода = водород + кислород

– Работает на доске один сильный ученик.

– Расставить коэффициенты в уравнениях химических реакций.

Химические уравнения отличаются по типам, но это мы рассмотрим на следующем уроке.

VII. Подведение итогов урока

Вывод. Выставление оценок.

VIII. Домашнее задание: § 27, упр. 2, с. 100.

Дополнительный материал: Р.т.с. 90-91, упражнение 2 – индивидуально.

Конспект открытого урока по химии в 8 классе «Упражнения в составлении ионных уравнений реакций»

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Открытый урок по химии в 8 классе.

Дата: 24.03.10 год

Тема урока: Упражнения в составлении ионных уравнений реакций.

Девиз. Просто знать — еще не все, знания нужно уметь использовать.

Образовательные: Актуализировать знания учащихся об ионных уравнениях химических реакций; продолжить формировать навыки учащихся в составлении полных и сокращенных ионных уравнений реакций и набором по сокращенным ионным уравнениям реакций составлять полные ионные и молекулярные уравнения реакцый.

Развивающие: Развивать интелект учащихся, формировать умения систематизировать и анализировать информацию полученную на уроках химии; применять полученные теоретические знания на практике.

Воспитывающие: Усилить имоциональное воздействие при изучении химии как школьного предмета, способствовать процессу самообразования; продолжить формирование умения работать в коллективе, принимать совместное решение, оценивать работу товарища.

Задачи: Закрепить умения составлять ионные уравнения реакций.

Тип урока: Урок — упражнение с элементами соревнования..

Методы урока: репродуктивный; проблемного изложения.

Оборудование урока: доска, мультимедийный проектор, приспособление для задания №4 «Помогите найти соответствие; Рабочие листы для учащихся.

Организационный момент: (Сообщение темы урока и задач.)

Проверка домашнего задания.

1) Упражнение №3 стр.209 § 37.

6 К + + 3 СО3 2- + 6 Н + + 2РО4 3- = 6 К + +2 РО4 3- + 3 Н2О + 3 СО2

(Схожи краткие ионные уравнения и выделяется СО2↑)

2) Упражнение №4 стр.209 §37.

Li 2 + + SiO 3 2- + 2H + + 2Cl — = 2Li + + 2Cl — + H 2 SiO 3

AgF + NaOH = AgOH ↓ + NaF

Ag + + F — + Na + + OH — = AgOH ↓ + Na + + F —

3) Игра » Заморочки из бочки «

Что такое электролитическая диссоциация?

Какие ионы образуются при диссоциации кислот, оснований и солей?

Какие реакции называют ионными?

В каких случаях реакции ионного обмена идут до конца, т.е. являются необратимыми?

4. Применение знаний и умений (Класс делится на две команды, которые соревнуются — выполняют различные упражнения (задания) по теме : «Ионные уравнения реакций»).

Задание№1 «Разгадай тайну пирамиды».

Ребята, на экране представлена пятиэтажная пирамида, «строительными камнями» которой являются химические соединения. Найдите такой путь с вершины пирамиды к ее основанию, чтобы в-ва «камней» были растворимы в воде. При определении каждого следующего шага следует иметь в виду, что можно выбирать лишь один из двух «камней», непосредственно прилегающих к предыдущему.

Задание №2 Составьте молекулярное, полное и сокращенное ионное уравнение реакции согласно схеме и докажите эксперементально. (К доске вызываются учащиеся из одной команды и из второй команды).

1. Хлорид бария + серная кислота

Ba 2+ + 2 Cl — + 2H + + SO4 2- = BaSO4 + 2H + + 2Cl —

2. Соляная кислота + карбонат калия

2 Н + +2 С l — + 2К + + СО3 2- = 2К + + 2 С l — + Н2О + СО2

Задание №2 Игра «крестики и нолики (Выберите выигрышный путь реакции обмена идущих до конца.)


источники:

http://urok.1sept.ru/articles/599246

http://infourok.ru/konspekt-otkritogo-uroka-po-himii-v-klasse-uprazhneniya-v-sostavlenii-ionnih-uravneniy-reakciy-542842.html