Показательные уравнения. 10-й класс
Разделы: Математика
Класс: 10
Учебник: Колягин Ю. М. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс. Москва, «Просвещение», 2014.
Урок проведён в универсальном 10-м классе средней общеобразовательной школы.
Цели урока: изучение способов решения показательных уравнений, тренировка в применении полученных знаний при решении заданий по теме, развитие творческой и мыслительной деятельности учащихся, формирование умения чётко и ясно излагать свои мысли, формирование познавательных интересов и мотивов самосовершенствования, воспитание умения работать с имеющейся информацией и культуры труда.
Структура урока
1. Организационный этап. Постановка темы и цели урока
– Прочитайте тему сегодняшнего урока (Приложение 1, слайд № 1)
– «Показательные уравнения».
– Нам это уже известно или это новый вид уравнений?
– Это новый вид уравнений.
– Попробуйте сформулировать цели урока.
– Мы узнаем, какие уравнения называются показательными, изучим способы их решения и будем учиться применять новое знание при решении задач по теме.
Учитель корректирует ответы учащихся.
2. Актуализация знаний. Устная работа (слайд № 3)
- Подберите корень уравнения 2 х = 32; 3 х = 27; 10 х = 10000
- Решите уравнение х 2 = 36; х 2 + х = 0; х 2 + 2х + 1 = 0
- Найдите область значений функции у = π х ; у = (0,5) х ; у = (0,5) |х|
- Сравните, используя свойства функций, с единицей 2 – 5 ; (0,5) – 3 ; (0,5) 0,5
3. Изучение нового материала (лекция)
Уравнение, в котором неизвестное содержится в показателе степени, считается показательным (слайд № 4). Рассмотрим основные виды показательных уравнений (слайд № 5) (учащиеся записывают названия видов и примеры в тетрадях).
1. Элементарные показательные уравнения. Эти уравнения сводятся к решению уравнений вида а х = а в , где а >0, а ≠ 1. При этом используется свойство степени, которое мы изучали (повторить следствие 2 на стр. 160 учебника). Рассмотрим примеры решения таких уравнений.
Пример 1 (слайд № 6).
(0,0016) 0,2 х + 1 = 25;
5 – 4 (0,2 х + 1) = 52;
– 0,8 х – 4 = 2;
– 0,8 х = 6;
х = – 7,5 .
Пример 2 (слайд №7)
36 · 6 х = 1;
6 2 + х = 60;
2 + х = 0;
х = – 2.
Пример 3 (слайд №8)
81 х · 2 4х = 36;
3 4х · 2 4х = 62;
6 4х = 6 2 ;
4х = 2;
х = 0,5.
Ответ: 0,5.
Пример 4 (слайд № 9)
2 х – 3 = 3 х – 3 ;
х – 3 = 0;
х = 3.
Ответ: 3.
2. Вынесение общего множителя за скобки (слайд № 10). Рассмотрим примеры решения таких уравнений.
2 · 3 х + 1 – 6 · 3 х – 1 – 3 х = 9;
3 х (2 · 3 – 6 · 3 – 1 – 1) = 9;
3 х · 3 = 9;
3 х = 3;
х = 3.
Ответ: 3.
Пример 2 (слайд № 11).
5 2х – 7 х – 5 2х · 17 + 7 х · 17 = 0;
5 2х – 5 2х · 17 = 7 х – 7 х · 17;
5 2х (1 – 17) = 7 х (1 – 17);
– 16· 52х = – 16 · 7х;
5 2х = 7 х ;
25 х = 7 х ;
х= 0.
Ответ: 0.
3. Сведение к квадратному уравнению (слайд № 12). Рассмотрим примеры решения таких уравнений.
9 х – 4 · 3 х = 45;
3 2х – 4 · 3 х – 45 = 0;
Замена 3 х = t, t > 0;
t 2 – 4 t – 45 = 0;
D = 16 +180 = 196;
t1 = 9,
t2 = – 5 – не удовлетворяет условию t > 0;
3 х = 9;
3 х = 32;
х = 2;
Ответ: 2.
4. Закрепление изученного материала
– Продолжаем учиться решать показательные уравнения. (Решение всех последующих уравнений записывается на доске с объяснениями, следует вызвать ученика по желанию). Разберём №680(3), 681(1), 682(3), 684(1), 693(2).
5. Обучающая самостоятельная работа с самопроверкой
– Предлагаю вам самостоятельно решить следующие уравнения (слайд № 13), а затем проверить себя самостоятельно с помощью готовых решений (решение уравнений следует заранее заготовить, например, на слайдах, а затем показать учащимся по окончании работы).
- (0,3) 5 – 2х = 0,09;
- 225 · 15 2х + 1 = 1;
- 3 х + 1 – 3 х = 18;
- 9 х – 26 · 3 х – 27 = 0
Решение № 1 (слайд № 14)
Решение № 2 (слайд № 15)
15 2 · 15 2х + 1 = 150;
152х + 3 = 150;
2х + 3 = 0;
х = – 1,5.
Ответ: – 1,5.
Решение № 3 (слайд № 16)
3 х · 3 – 3 х = 18;
3 х (3 – 1) = 18;
3 х · 2 = 18;
3 х = 9;
3 х = 3 2 ;
х = 2.
Ответ: х = 2.
Решение № 4 (слайд № 17)
3 2х – 26 · 3 х – 27 = 0;
Замена 3 х = t, t > 0;
t 2 – 26 t – 27 = 0;
t1 = 27,
t2 = – 1 не удовлетворяет условию t > 0;
3 х = 27; 3 х = 3 3 ; х = 3;
Ответ: 3.
6. Подведение итога урока. Рефлексия
– Итак, подведём итоги проделанной работы. Что нового вы узнали?
– С какими видами показательных уравнений мы познакомились?
7. Домашнее задание (слайд № 18)
Урок-практикум по теме «Общие методы решения уравнений» п.56, «Алгебра и начала анализа 10-11 классы», авт.А.Г. Мордкович и презентации по данной теме.
план-конспект урока по алгебре (11 класс) по теме
Цели:
- Систематизировать, обобщить знания и умения учащихся по применению различных методов решения уравнений.
- Развивать умение наблюдать, обобщать, классифицировать, анализировать математические ситуации.
- Воспитывать такие качества личности, как познавательная активность, самостоятельность, упорство в достижении цели. Побуждать учащихся к взаимоконтролю, самоанализу своей деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchie_metody_resheniya_uravneniy.docx | 19.54 КБ |
k_uroku.pptx | 247.36 КБ |
prilozheniya.docx | 56.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Общие методы решения уравнений»
Тип урока : урок обобщения и систематизации знаний.
Форма урока: урок – практикум.
- компьютер, проектор, экран;
- на магнитной доске размещены таблицы с графиками показательной, логарифмической, степенной функций (см. Приложение 5).
- на столах у учащихся карточки № 1, № 2, № 3, оценочные листы (см. Приложение 4).
- Систематизировать, обобщить знания и умения учащихся по применению различных методов решения уравнений.
- Развивать умение наблюдать, обобщать, классифицировать, анализировать математические ситуации.
- Воспитывать такие качества личности, как познавательная активность, самостоятельность, упорство в достижении цели. Побуждать учащихся к взаимоконтролю, самоанализу своей деятельности.
- Организационный момент. (2 мин.)
- Приветствие учащихся.
- Формулировка темы урока.
- Формулировка целей урока.
- Знакомство учащихся с этапами урока по оценочным листам.
- Проверка домашнего задания. (1 мин)
- Разминка проводится в форме теста по карточкам № 1 (см. Приложение 1). (10 мин.)
- Фронтальный опрос. (8 мин)
- Решение уравнений с последующим обсуждением. (25 мин)
- Самостоятельная работа по карточкам № 2 (см. Приложение 2). (7 мин.)
- Домашнее задание. (1 мин.)
- Практическая работа по карточкам № 3 из дидактических материалов. (20 мин.) (см. Приложение 3)
- Итог урока. Выставление оценок. (4 мин.)
- Рефлексия урока. (2 мин.)
Приветствие учащихся. Учитель сообщает тему урока, цели урока.
— Ребята, на сегодняшнем уроке мы повторим основные методы решения уравнений. Эпиграфом к уроку будут слова немецкого математика Лейбница.
На экран проецируется слайд № 2 — эпиграф к уроку.
— Действительно, правильно выбранный метод часто позволяет существенно упростить решение, поэтому все изученные нами методы всегда нужно держать в зоне своего внимания, чтобы решать конкретные задачи наиболее подходящим способом.
Далее учитель знакомит учащихся с оценочными листами, порядком их заполнения.
- Проверка домашнего задания.
Консультанты (5 человек), проверившие у учащихся своих групп выполнение домашнего задания на перемене, докладывают учителю о результатах проверки.
— Решение всех сложных уравнений всегда сводится к решению простейших уравнений. Сейчас мы проверим ваши знания и умения по решению простейших уравнений.
Каждый ученик получает тест (Карточка № 1) (см. Приложение № 1). Решает на листке, сдает учителю. В тетрадь записывает номера правильных ответов.
На экран проецируется слайд № 3 (таблица с правильными ответами).
В оценочный лист ученик выставляет 1 балл за каждое правильное решение.
— Ребята, какие общие методы решения уравнений вы знаете?
— Повторим изученные нами методы более подробно.
На экран проецируется слайд № 4. «Замена уравнения
h(f(x)) = h(g(x)) уравнением f(x) = g(x)» с образцом применения. (Метод 1).
— Когда применяется этот метод?
— Когда нельзя применять этот метод?
На экране слайд № 5. «Метод разложения на множители». (Метод № 2).
— В чем заключается суть данного метода?
— Как правильно отобрать корни?
На экране слайд № 6 . «Метод введения новой переменной». (Метод № 3).
— В чем заключается суть данного метода?
— На что важно обратить внимание, если мы ввели новую переменную?
На экране слайд № 7 . «Функционально-графический метод». (Метод № 4).
— В чем заключается идея данного метода?
— Существует красивая разновидность функционально-графического метода. Расскажите о ней.
— Когда обязательно нужна проверка?
- Решение уравнений с последующим обсуждением.
На экран проецируется слайд № 8.
- определить метод решения уравнений;
- решить уравнения по выбору.
Ученики в тетради записывают номер уравнения, рядом указывают номер метода, которым можно решить данное уравнение.
Правильность классификации уравнений по методам решения проверяется в процессе обсуждения.
3 ученика у доски самостоятельно решают уравнения, которые можно решить I способом. Это уравнения № 2, № 5, № 12. В тетради ученики решают одно уравнение по выбору. По окончании решения каждый ученик объясняет свое решение.
Аналогично решаются остальные 3 группы уравнений:
— методом разложения на множители — № 6, № 8, № 10.
— методом введения новой переменной — № 3, № 4, № 7.
— функционально-графическим методом — № 1, № 9, № 11.
- Самостоятельная работа по карточкам № 2. (4 варианта) (см. Приложение).
Комментарии. Каждый ученик рядом с уравнением указывает номер метода решения. По окончании работы проводится взаимоконтроль.
На экран проецируется Слайд № 9 с правильными ответами.
В оценочный лист за каждый правильный ответ выставляется по одному баллу.
Карточки остаются у учащихся.
Решить уравнения, записанные на карточках № 2.
- Практическая работа по карточкам № 3 из дидактических материалов. (см. Приложение).
Работу выполняют на листах и сдают учителю.
Ответы записаны в тетради.
Сверяют ответы с ответами на экране. ( Слайд № 10).
В оценочный лист учащиеся вписывают баллы: 1 (а) – 3 балла, 1 (б) – 3 балла, 2- 4 балла. Подводят итог, ставят оценки.
Оценочный лист сдают учителю.
- Итог урока. Выставление оценок.
- Какими навыками, умениями вы овладели на сегодняшнем уроке?
- Решение каких задач показалось вам сложным?
- Какие задания вам понравились?
1.Алгебра и начала анализа 10-11кл. в двух частях. Учебник и задачник для общеобразоват. учреждений. / А. Г. Мордкович – М.: Мнемозина, 2004.
2. Алгебра и начала анализа 11кл. Самостоятельные работы. / Под ред. А. Г. Мордковича – М.: Мнемозина, 2007.
3.Алгебра и начала анализа. Контрольные работы 10-11кл. / А. Г. Мордкович, Е. Е. Тульчинская, 2005.
4.Тесты для промежуточной аттестации 10кл. / Под ред. Ф. Ф. Лысенко – Ростов-на-Дону: Легион, 2007.
5.Алгебра. Открытые уроки (обобщающее повторение в 7,9,10 кл.). /Авт. сост. С.Н. Зеленская – Волгоград: Учитель, 2007.
6.Интернет — ресурсы. http://images.yandex.ru/
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Общие методы решения уравнений Учитель: Протопопова Д.Х.
Эпиграф: « Метод решения хорош, если с самого начала мы можем предвидеть – и в последствии подтвердить это, — что, следуя этому методу, мы достигнем цели». Готфрид Лейбниц.
Номер задания А1 А2 А3 А4 А5 А6 Вариант 1 1 2 1 2 1 1 Вариант 2 4 4 2 3 2 1
I метод Замена уравнения h ( f ( x )) = h ( g ( x )) уравнением f ( x ) = g ( x ) ПРИМЕР. Решить уравнение Решение: Ответ: 2; 4. X 1 =2, X 2 =4.
II метод Метод разложения на множители f(x) g(x) h(x) = 0 f(x)=0; g(x)=0; h(x) = 0. ПРИМЕР. Решить уравнение Решение: ОДЗ: x+2 ≥ 0 x-8 > 0 X 1 =7 X 2 = — 1; X 3 = — 5 X 4 = 9 ; ; Проверка найденных корней. Ответ: 9.
III метод Метод введения новой переменной f(x) = 0 p(g(x)) = 0 p(u) = 0, ( где u=g(x)) g(x) = u 1 ; g(x) = u 2 ; … g(x) = u n ПРИМЕР. Решить уравнение Решение. Пусть , тогда u 1 =2 ; u 2 = — 11 . Проверить корни подставкой. u 1 = 2 – корень , u 2 = -11 – посторонний корень. x 2 – x = 2; x 1 = 2 ; x 2 = -1. Ответ: 2; -1 .
IV метод Функционально-графический метод ПРИМЕР 1. Решить уравнение Решение. 2) А(1;1), В(4;2) 1 ) 3) х 1 = 1 ; х 2 = 4 . Ответ: 1; 4. ПРИМЕР 2. Решить уравнение Решение. 1) Подбором находим корень х = 2 . 2) 3) — возрастающая функция — убывающая функция Значит, х = 2 – единственный корень. Ответ: 2.
Номер уравнения 1 2 3 4 5 6 Вариант 1 1 3 2 2 4 1 Вариант 2 1 2 4 1 3 4 Вариант 3 4 1 4 3 1 2 Вариант 4 4 1 1 2 3 2
Номер задания 1а (3 балла) 1б (3 балла) 2 (4 балла) Вариант 1 4 Вариант 2 -1 Вариант 3 2;-5 1 Вариант 4 1
Алгебра и начала математического анализа. 11 класс
Конспект урока
Алгебра и начала математического анализа, 11 класс
Урок №49. Уравнения. Методы решения уравнений.
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
- Методы решения уравнений.
- Применение методов решения к уравнениям различного вида.
- Примеры решения задач государственной итоговой аттестации
Глоссарий по теме
Уравнение. Пусть заданы функции f(x) и g(x). Если относительно равенства поставлена задача отыскания всех значений переменной, при которых получается верное числовое равенство, то говорят, что задано уравнение с одной переменной.
Колягин Ю.М., Ткачёва М.В., Фёдорова Н.Е., Шабунин М.И. Под ред. А.Б. Жижченко. Алгебра и начала математического анализа. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. Уровни. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
Открытые электронные ресурсы:
Решу ЕГЭ образовательный портал для подготовки к экзаменам https://ege.sdamgia.ru/.
Открытый банк заданий ЕГЭ ФИПИ, Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей, базовый уровень. Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей. Базовый уровень. http://ege.fipi.ru/.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Основные методы решения уравнений
Метод разложения на множители
Решить уравнение:
ООУ:
Преобразуем обе части уравнения
Это уравнение равносильно совокупности двух уравнений
или
имеет множество корней
равносильно и его корни
Ответ:
Метод замены переменной
ООУ:
Так как в уравнении присутствует повторяющееся выражение, введем новую переменную
и получи уравнение
, корни которого
Возвращаемся к первоначальной переменной
Ответ:
Метод решения однородных уравнений.
ООУ: x – любое действительное число
Все слагаемые в правой части уравнения имеют равные степени, поэтому разделим обе части уравнения на и получим
.
Решаем полученное уравнение методом замены переменной
или
Итак, можно сделать следующие выводы. Наличие в уравнении повторяющихся элементов позволяет сделать предположение, что в его решении можно применить метод замены переменной. Наличие общих множителей выводит на применение метода разложение на множители. Если же в одной из частей уравнения стоит однородный многочлен, то применяем метод решения однородных уравнений.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Решите уравнение
Выберите ответ из предложенных.
ООУ:
Преобразуем левую часть уравнения
Введем новую переменную
Получим уравнение
Возвращаемся к первоначальной переменной
Решите уравнение
Выберите корень из списка:
ООУ:
Возведем обе части уравнения в квадрат
Повторно возведем в квадрат при условии
Корни этого уравнения
Учитывая все ограничения, получаем ответ .
http://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2013/11/24/urok-praktikum-po-teme-obshchie-metody-resheniya-uravneniy-p56
http://resh.edu.ru/subject/lesson/4932/conspect/