Урок уравнения в 5 классе 1 урок

Урок математики по теме «Уравнения». 5-й класс

Класс: 5

Презентация к уроку

Тип урока: комбинированный.

Место в системе уроков: второй урок по данной теме; очередной урок в системе уроков по изучению сложения и вычитания натуральных чисел.

Цель и задачи урока:

образовательные:

  • отработка навыков решения уравнений;
  • отработка навыков решения задач алгебраическим способом;
  • диагностика понимания и усвоения темы.

развивающие:

  • развивать навыки мышления, творческие способности учащихся, прививать навыки самоконтроля;

воспитательные:

  • воспитывать ответственное отношение к учебному труду;
  • повышение культуры математической речи.

Оборудование:

  • компьютер, мультимедийный проектор, экран, жетоны, светофор у каждого учащегося.

Преподавание ведётся по учебнику Математика 5. Н Я. Виленкин и др. — М.: Мнемозина, 2011.

1) Организационный момент. Мотивация и постановка цели урока (1 мин).

2) Проверка домашнего задания (1мин).

3) Устная работа (8 мин).

4) Работа в тетради – игра “Волшебное число” (20 мин).

5) Физкультминутка (1 мин).

6) Самостоятельная работа (7 мин).

7) Подведение итогов (4 мин).

8) Домашнее задание (1 мин).

9) Рефлексия (2 мин)

“Кто любит учиться, никогда не проводит время в праздности”.
Ш.Монтескье

1) Организационный момент. Мотивация и постановка цели урока.

Учитель: на прошлом уроке мы вспомнили понятие уравнения, изучили понятие корня уравнения, ознакомились с алгебраическим способом решения задач. Сегодня мы продолжим изучение этой темы. Цель урока: отработать навыки решения уравнений. Итак, (слайд 1). Эпиграфом для нашего урока я взяла слова французского писателя, правоведа и философа Ш.Монтескье. Почему я выбрала такой эпиграф? Это вы мне объясните в конце урока. На уроке нас ждет игра, а чтобы она была удачной, основательно к ней подготовимся.

2) Проверим домашнее задание (слайд 2).

Задача 1 (слайд 3) Задумала улитка на пятиметровое дерево забраться. За первый день она проползла 3 м вверх, устала. Засомневалась, стоит ли на этакую высоту взбираться, да и сползла на ночь на 2 м вниз. Засветилось утром солнышко. Хорошо на душе у улитки стало, и поднялась она за день по дереву на 3 м вверх, а за ночь снова спустилась на 2 м вниз. Так и пошло. Посчитайте, на какой день улитка достигнет верхушки дерева.

Ответ: на 3 день.

Задача 2 (слайд 5) На елку Маша купила шесть шаров. На шарах были указаны цены. Медведь схватил калькулятор, чтобы сосчитать стоимость шаров. А Маша говорит: “Ты и без калькулятора устно можешь сосчитать”. Сколько Маша уплатила за покупку?

Задача 3 (слайд 7)

Над болотцем тихо, тихо.
В теплом воздухе парят
Сам Комар и Комариха,
С ними туча комарят.
Комариха с Комаром говорят:
– Сосчитай-ка, Комар, комарят.
– Как же счесть, Комариха, комарят?
Не оставишь комарят наших в ряд.
Насчитала Комариха 40 пар.
А продолжил этот счет уже Комар.
Комарят до ночи считал,
Насчитал 13 тысяч и устал.
А теперь считайте сами вы, друзья,
Велика ли комариная семья?

Повторим правила (слайд 8)

4) Работа в тетрадях.

Учитель: Ребята, сейчас мы будем соревноваться в решении уравнений. Решение будете записывать в тетрадь. Начинаем игру (слайд 9). (Во время игры учитель ходит между рядами и проверяет правильность решения. В случае правильного решения ученик получает жетон). В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-царевич. И было у него три сестры. Отец и мать у них умерли. Отдал Иван-царевич сестер своих замуж. Целый год он жил без сестер, и стало ему скучно. Решил Иван-царевич проведать сестриц и отправился в путь. По дороге повстречал он Елену Прекрасную. Они полюбили друг друга. Но злой Кощей Бессмертный похитил Елену. Иван-царевич взял верных воинов (три ряда) и отправился выручать свою любимую. Вышли они к реке, а там огромный камень закрыл дорогу на мост.

На камне они увидели:

Если уравнения будут решены верно, то камень повернется и освободит дорогу.

(Первым – 3 жетона; вторым – 2 жетона; третьим – 1 жетон.)

Долго они ехали, пока дорога не привела их к избушке Бабы-яги. Она давно враждовала с Кощеем и согласилась помочь Ивану-царевичу, но только если его воины решат уравнения, написанные на стенах избушки, и назовут фигуру, соответствующую корню решенного уравнения (слайд 10):

Решившие уравнение за минуту получают по 3 жетона.

Прощаясь с Иваном-царевичем, Баба-яга рассказала ему о силе корней уравнения: чтобы замок открыть или закрыть его, нужно произнести вслух корни уравнения. Черный ворон подслушал этот разговор и рассказал обо всем Кощею. Тот подстерег Ивана-царевича и его воинов, схватил их и бросил в глубокое подземелье, закрыв на 3 замка. Узники подземелья решают уравнения (слайд 11):

Если уравнение решено за минуту – ученик получает 5 жетонов.

Иван-царевич назвал волшебные корни, замки открылись.

Встали воины перед воротами Кощеева царства, а там задача (слайд 12) для Ивана-царевича:

Продолжительность дня с 6 октября до 18 ноября уменьшилась на 3ч и стала равной 8ч. Какой была продолжительность дня 6 октября? (Ответ: 11ч)

Решил задачу Иван-царевич, ворота открылись.

Первый решивший получает 2 жетона.

Освободили воины Елену Прекрасную. Иван-царевич и Елена Прекрасная сыграли свадьбу, проведали сестриц, вернулись домой. Стали жить-поживать и добра наживать (слайд 13).

5) Физкультминутка (слайд 14).

6) Самостоятельная работа (слайд 15).

Учитель: теперь, ребята, вы готовы к самостоятельному решению уравнений, откройте учебник и по вариантам выполните задания. Учащиеся выполняют работу в тетради.

7) Подведение итогов.

Учитель выставляет оценки учащимся, учитывая количество заработанных ими жетонов. Учащиеся сдают тетради на проверку учителю.

Учащиеся объясняют смысл эпиграфа.

8) Домашнее задание (слайд 16).

Учитель: ребята, запишите в дневник домашнее задание, представленное на слайде.

9) Рефлексия. Включаем светофор (слайд 17).

Учитель: Оцените свою работу на уроке. Учащиеся показывают светофор с выбранным ими цветом.

Учитель: ребята, вы хорошо поработали на уроке. Молодцы! Урок закончим словами

Урок 1 «Уравнения». 5 класс. Математика
презентация к уроку по алгебре (5 класс) по теме

Обучение ведётся по учебнику Виленкина.

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_1._uravnenie.ppt1.76 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Проверим домашнее задание № 364; 365; 346.

5 класс Уравнение Урок 1

Цель урока Узнать, что называется уравнением и корнем уравнения; Вспомнить, как решаются самые простые уравнения; Научиться правильно оформлять решение уравнения

На левой чашке весов лежат арбуз и гиря 2 кг, а на правой чашке – гиря 5 кг. 2кг 5кг Весы находятся в равновесии. Чему равна масса арбуза? 2кг 5кг х + =

х + = 2кг 5кг х + 2 = 5 Надо найти такое значение х, при котором выполняется это равенство. х = 3

х + 2 = 5 х = 3 Это уравнение Это корень уравнения

это равенство , содержащее букву, значение которой надо найти. Уравнение — 30=5х 37+ 8а = 53 3 + р = 12 16 — 4 = 12 35 — 15 + х

это значение буквы, при котором из уравнения получается верное равенство. Корень уравнения — 30 = 5 + t 37+ 8·а = 53 93 + р = 102 16 — 4 + х = 17 t = 25 х = 6 р = 5 а = 2

Найдём корень уравнения: х + 37 = 85 х 37 85 = _ х = 48 Мы решили уравнение. 48 + 37 = 85 Ответ : 48

Как найти неизвестное слагаемое? … надо из суммы вычесть известное слагаемое. х = b — а х + а = b

0 х х b + a — a х = b — а х + а = b

Проверь, правильно ли решены уравнения. Исправь ошибки, если они есть. х + 315 = 887 1. х = 887 — 315 х = 572 572 + 315 = 887 Ответ: 572

Проверь, правильно ли решены уравнения. Исправь ошибки, если они есть. у + 92 = 144 2. у = 144 + 92 у = 236 у = 144 — 92 у = 52 Ошибка 52 + 92 = 144 Ответ: 52

Как найти неизвестное уменьшаемое? … надо сложить вычитаемое и разность х = b + а х — а = b

0 х х b — a + a х — а = b х = b + а

Проверь, правильно ли решены уравнения. Исправь ошибки, если они есть. х — 215 = 115 1. х = 215 — 115 х = 100 х = 215 + 115 х = 330 Ошибка 300 — 215 = 115 Ответ: 330

Проверь, правильно ли решены уравнения. Исправь ошибки, если они есть. х — 47 = 247 2. х = 247 + 47 х = 294 Ошибка 294 — 47 = 247 Ответ: 294

Как найти неизвестное вычитаемое? … надо из уменьшаемого вычесть разность х = а — b а — х = b

0 х b a — x а — x = b х = a — b

Проверь, правильно ли решены уравнения. Исправь ошибки, если они есть. 371 — x = 47 1 . х = 371 — 47 х = 324 Ошибка 371 — 324 = 47 Ответ: 324

Проверь, правильно ли решены уравнения. Исправь ошибки, если они есть. 100 — х = 63 2 . х = 100 + 63 х = 163 х = 100 — 63 х = 37 Ошибка 100 — 37 = 63 Ответ: 37

«Сон» А теперь закройте глаза и расслабьтесь, будто собираетесь спать. Подумайте о чём-нибудь очень приятном. Медленно сосчитайте до пяти.

х + 38 = 93 m — 94 = 18 85 — z = 36 156 + у = 218 х = 55 у = 62 р = 10000 Решите уравнения 2041 — n = 786 р — 7698 = 2302 z = 49 n = 1255 m = 112

П. 10, № 391(а,б,в), 395(а,в,г), 397(а), 401 Домашнее задание

Достигнута ли цель урока? Узнать, что называется уравнением и корнем уравнения; Вспомнить, как решаются самые простые уравнения; Научиться правильно оформлять решение уравнения

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-исследование по математике в 6 классе « Здоровьесберегающие задачи математики. Роль математики в борьбе с курением»

Этот урок посвящен научному исследованию. Одной из самых актуальных проблем современности является увеличение курящих людей, особенно школьников. Какова роль математики в борьбе с курением.

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика «Проценты. Решение текстовых задач»

Урок по теме » Проценты» составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит.

Конспект урока 6 класс математика тема Деление обыкновенных дробей

Конспект урока 6 класс математика тема Деление обыкновенных дробей.

Конспект урока 7 класс математика тема Треугольники

Конспект урока 7 класс математика тема Треугольники.

Разработка урока 5 класс математика «Смешанные числа» (ФГОС) Презентация

Технологическая карта урока по математике 5 классТема урока: Смешанные числаКласс: 5.

конспект урока 5 класс математика ФГОС «Меньше или больше»

Конспект разработан в соответствии ФГОС.

Техногическая карта урока 5 класс математика «ОбЪемы»

Технологическая карта урока 5 класс математика «ОбЪемы».

Конспект урока по математике в 5 классе на тему «Решение уравнений (1 урок по теме)»

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Конспект урока по математике в 5 классе

на тему « Решение уравнений (1 урок по теме) »

разработала учитель Перебоева Инна Викторовна

Урок по теме «Уравнение. Решение уравнений»

· изучить приемы решения уравнений на нахождение неизвестных слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого; продолжить работу по обучению учащихся способу решения задач.

· Развивать интерес к математике, логическое мышление и математическую грамотность речи, уметь объективно оценивать свои достижения.

· воспитывать познавательную активность, чувство ответственности, культуру общения и диалога.

Долгожданный дан звонок,

Тут затеи и задачи,

Пожелаю вам удачи-

За работу, в добрый час!

Давайте улыбнёмся друг другу и с хорошим настроением начнём наш урок.

Разгадайте анаграмму и определите, какое слово лишнее. Что связывает оставшиеся слова между собой? Зачада, гукр, варунение, извененаяст

Ответ: задача, круг, уравнение, неизвестная. Лишнее слово – круг – геометрическая фигура, остальные слова не являются названиями геометрических фигур. Связь между оставшимися словами следующая: условие задачи содержит неизвестную величину, значение которой нужно определить, уравнение тоже содержит неизвестную величину; многие задачи решают, составляя по условию уравнение.

На уроках математики вы действительно учитесь решать задачи, в том числе и при помощи составления уравнения. Уравнения у вас могут получиться самые разные, поэтому так важно умение решать любые уравнения.

Он есть у дерева, цветка,

Он есть у уравнений

И знак особый – радикал –

С ним связан, без сомнений.

Заданий многих он итог.

И с этим мы не спорим

Надеемся что каждый смог

Ответить: это…. (корень)

3.Актуализация опорных знаний. Проверка д/з.

Прежде чем смело к задачам идти,
Тему из букв ты сумей собери!

562 – (233 + 162) Е

(612 + 276) – 412 У

682 – (364 + 282) И

65 + 431+ 35 + 69 Н

Расположить ответы в соответствии буквам.

4. Изучение нового материала.

— Назовите номера уравнений, в которых надо найти слагаемое.

— В каких уравнениях неизвестно уменьшаемое?

— В каких уравнениях надо найти вычитаемое?

Найдите корни уравнений:

1) х + 17 = 60 4) с – 43 = 81 7) 78 – а = 78 10) 70 – с = 68

2) а – 51 = 60 5) 62 = 100 – у 8) а + 45 = 45

3) 60 = а + 51 6) 59 + х = 59 9) х – 0 = 82

— Что называется уравнением?

— Что такое корень уравнения?

Работа с учебником п.16, с.126-129.

На доске: 248 – (у + 123) = 24.

— Назовите уменьшаемое в этом уравнении.

— Как найти вычитаемое?

248 – ( у + 123) = 24.

у + 123 = 248 – 24

— Что теперь неизвестно?

— Как найти слагаемое?

у = 101 (Ответ: у = 101.)

некоторые уравнения можно решить, опираясь на свойства сложения и вычитания. Рассмотрим второй способ решения этого уравнения.

248 – (у + 123) = 24

— Какое свойство можно применить при решении этого уравнения? (Сначала переместительное свойство сложения, а потом свойство вычитания суммы из числа.)

248 – (123 + у) = 24 Переместительное свойство.

248 – 123 + у = 24 Вычитание суммы из числа.

у = 101 (Ответ: у = 101.)

5. Историческая справка.

В древних математических задачах Междуречья, Индии, Китая, Греции неизвестные величины выражали число павлинов в саду, количество быков в стаде, совокупность вещей, учитываемых при разделе имущества. Хорошо обученные науке счета писцы, чиновники, посвященные в тайные знания, жрецы довольно успешно справлялись с такими задачами.

Дошедшие до нас источники свидетельствуют, что древние ученые владели какими-то общими приемами решения задач с неизвестными величинами. Однако ни в одном папирусе, ни в одной глиняной табличке не дано описания этих приемов.

Еще за 3-4 тысячи лет до н.э. египтяне и вавилоняне умели решать простейшие уравнения, вид которых и приемы решения были не похожи на современные. Греки унаследовали знания египтян, и пошли дальше. Наибольших успехов в развитии учения об уравнениях достиг греческий ученый Диофант (III век), о котором писали:

Он уйму всяких разрешил проблем.

И запахи предсказывал, и ливни.

Поистине, его познанья дивны.

Однако первым руководством по решению задач, получившим широкую известность, стал труд багдадского ученого IХ века Мухаммеда бен Муссы аль-Хорезми. Слово “аль-джебр” из арабского названия этого трактата – “Китаб аль-джебр валь-мукабела” (“Книга о восстановлении и противопоставлении)- со временем превратилось в хорошо знакомое всем слово “алгебра”, а само сочинение аль-Хорезми послужило отправной точкой в становлении науки о решении уравнений. В дальнейшем многие математики занимались проблемами уравнений.

6. Закрепление нового материала.

Решить устно «цепочкой»: №553, 554.

Решение уравнений доски №556(1, 3, 4, 6, 7).

Задание на составление уравнения: № 566(1), 572.

7. Зарядка для глаз (презентация)

8. Самостоятельная работа.

Решить № 556(5), затем – самопроверка.

9. Логическая пауза. Станция «Сообразилия»

10. Подведение итогов урока

— Какую тему сегодня на уроке мы изучали? Что нового узнали7

— Какое правило следует помнить при использовании алгебраического способа решения задач?

— На основе каких знаний можно решать уравнения?

Притча. Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?» и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!»

Ребята! Давайте мы попробуем каждый с вами оценить свою работу за урок.

Кто работал так, как первый человек? (поднимите одну руку)

Кто работал добросовестно? (поднимите две руки)

Кто принимал участие в строительстве храма? (встаньте)

12 . Домашнее задание: выучить п.16, стр. 126-129, вопросы с.130, «Узнайте больше», решить : на 7 баллов: № 557(1, 2), на 9 баллов: +№567(1), на 12 баллов: + №573.


источники:

http://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2011/11/04/urok-1-uravneniya-5-klass-matematika

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-matematike-v-klasse-na-temu-reshenie-uravneniy-urok-po-teme-2175915.html