Урок в 1 классе уравнение проверка уравнения

Урок-сказка. Математика. 1 класс.»Уравнение. Проверка уравнения»
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Данный методический материал содержит подробный конспект урок и красочную презентацию к уроку математике в 1 классе по теме «Уравнение. Проверка решения уравнения» по учебнику «Моя математика» Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П. Тонких. Урок направлен на достижение следующих целей:

1. Сформировать умение выполнять проверку решения уравнения.

2. Закрепить умение решать и оформлять решение уравнения.

3. Закрепить умение решать простые задачи, сформулированные в прямой и косвенной форме; закрепить вычислительные навыки в пределах 10.

4. Развивать интеллектуальные и творческие способности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Konspekt_uroka.doc56.5 КБ
Prezentaciya_uroka_matematiki.rar2.57 МБ

Предварительный просмотр:

1-ый класс. III-я четверть.

Тема: Уравнение. Проверка решения уравнения.

Цели: 1. Сформировать умение выполнять проверку решения уравнения.

2. Закрепить умение решать и оформлять решение уравнения.

3. Закрепить умение решать простые задачи, сформулированные в прямой и косвенной форме; закрепить вычислительные навыки в пределах 10.

4. Развивать интеллектуальные и творческие способности детей.

Оборудование: учебник «Моя математика»(1 кл., авт. – Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких), тетрадь, раздаточные карточки, презентация к уроку с использованием ИКТ.

— На уроке наши глаза…(внимательно смотрят).

— Наши уши…(внимательно слушают).

— Наши руки…(не мешают, а помогают).

— Наша голова…(хорошо думает).

После этого дети садятся.

— Покажите карандаш, цвет которого соответствует вашему настроению.

Я очень рада, что у большинства из вас хорошее настроение. Вы, конечно, слышали, что наступивший 2008 год объявлен президентом нашей республики – Годом добрых дел. Конечно, добрые поступки мы должны совершать всегда, не только один год, но в этом году особенно.

— Какие добрые дела, поступки можете сделать вы?

— Как называется республика, в которой мы живём?

— А кто её президент?

-Поэтому для тех, кому грустно, давайте сделаем доброе дело: улыбнёмся друг другу, нашим гостям и подарим хорошее настроение. Думаю, что сегодняшний день принесёт всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи.

— Каким вы хотите видеть сегодняшний урок? (Весёлым, интересным, чтобы узнать что-то новое). Итак, начнём.

III. Актуализация опорных знаний.

— В некотором царстве, в Тридевятом государстве жили – были Иван-Царевич и Василиса Прекрасная.

Однажды случилась беда, Василиса исчезла. Иван – Царевич потужил, погоревал и отправился на поиски. Но куда идти, где искать? Кто похитил Василису?

— Мы узнаем это, выполнив 1-е задание.

1. Весёлые задачи.

— Составьте из разрезных цифр решение задачи.

1. Скоро 10 лет Серёже,

Диме нет ещё шести.

Дима всё никак не может

До Серёжи дорасти.

А на сколько лет моложе,

Мальчик Дима, чем Серёжа? (4)

2. Пять синиц на ветку сели,

К ним две галки прилетели.

Сосчитайте быстро, детки,

Сколько птиц сидит на ветке? (7)

3. На коньках катались дети,

Всех их вместе было десять.

Девять мальчиков из них.

А девчонок? Сколько их? (1)

— Запишите эти числа в порядке возрастания:

— Найдите закономерность и продолжите ряд ещё на одно число.

-Запишите число, предшествующее ему. Как получит предшествующее число? Назовите предшествующее число для чисел 10, 5, 16.

— Запишите число, последующее для 7. Как получить последующее число? Назовите последующее число для чисел 3, 17, 8.

— Какое число стоит между числами 7 и 9, 12 и 14, 0 и 2?

— Какое число стоит справа от 8, слева от 19?

— Назовите соседей числа 11?

— Что происходит с числами при перемещении по числовому ряду направо, налево?

— В нашем ряду, который мы записали:

Найдите «лишнее» число. Почему? Зачеркните.

— А теперь прочитайте ряд, который у вас получился. Если всё правильно, то мы узнаем, кто похитил Василису Прекрасную.

2. Покорение гор. Признаки предметов, составление равенств.

— Отправился Иван-Царевич в путь. На его пути встречались горы, перевалы. Но с нашей помощью он надеется их легко покорить.

— На какие части можно разбить эти препятствия? (по цвету, по форме, по размеру) (Слайд с фигурами)

— Разбейте на части по форме и составьте 4 равенства и запишите. Как обозначить части?

(6 и 3) Целое? (9) 6+3=9

— Расскажите все, что знаете о числе 9? Как можно получит число 9?

1.- Перебрался Иван – Царевич через горы, а куда дальше идти, по какой дороге не знает. Стоит Иван — Царевич на распутье трёх дорог. На придорожном камне надпись: «Неправильно пойдёшь сам пропадёшь и коня потеряешь. Верная дорога та, где ответ не самый большой и не самый маленький».

IV. Подготовка к изучению нового материала.

— Пошёл Иван – Царевич дальше. Но его поджидает Змей Горыныч, посланный Кощеем. Кто сразится со Змеем? Нужно победить все три головы Змея Горыныча.

А для этого мы должны разобраться с его головоломками.

-Давайте разберёмся, что надо сделать в каждом выражении:

а-4 а+4 10-k 10-а +3=8

— На какие группы можно разбить эти выражения? (Равенства и неравенства.)

— А как будут называться равенства, если вместо пустых квадратиков поставить буквы «x» или «y»? (уравнения).

-Что значит решить уравнение?(Решить уравнение – это значит найти неизвестное число.)

V. Открытие нового знания.

— Приготовил Змей Горыныч вот такое задание:

— Отметьте в уравнениях и на схемах целое и части. Как заполнить схему к каждому уравнению?

Обратимся к нашим учебникам – волшебным книгам, в которых может быть найдём заклинание: как победить Змея Горыныча.

— Давайте решим эти уравнения.

— А вы уверенны, что мы решили правильно? Вдруг решения найдены не верно. Ведь мы могли ошибиться в вычислениях и тогда Иван-Царевич никогда не встретится с Василисой Прекрасной.

— Как вы думаете, что нам делать, чтобы избежать ошибок? (Надо сделать проверку.)

Давайте позовём на помощь знакомого нам мальчика Петю. Посмотрите, как он это делал. Он взял число, которое пол учил при решении уравнения и подставил его вместо буквы.

— Что он делает потом?(Находит значение выражения, которое у него получилось?

Почему в проверке записано такое равенство: 2=2 ?

-Что означают числа в этом равенстве?(Здесь сравнивают числа, которые стояли в уравнениях после знака равенства и значение выражения, которое получили, когда вместо «х» подставили его значение.)

— Что нового узнали?

— Полезно это знание для нас?

— Давайте сделаем проверку и к другим уравнениям.

3+6=9 (делаю проверку: подставляю вместо «у» в уравнение найденное число)

9=9 (значит, решили правильно. Ответ:6)

VIII. Повторение пройденного материала.

— Все задания Змея Горыныча мы с вами выполнили и победили его. И путь в царство Кощея свободен. Осталось через речку перебраться.

-В виде какой геометрической фигуры можно изобразить речку? (Кривая линия)

-Как называется самая маленькая геометрическая фигура? (Точка)

-Отметьте у себя в тетради красным карандашом точку. Нарисуйте зелёным карандашом замкнутую кривую линию, так чтобы точка была внутри неё. А синим цветом проведите через эту точку прямую линию. Как сделать из прямой отрезок? Вот и получился у нас мостик.

— Поможем Ивану-Царевичу пройти по мосту.

Топнем правою ногой,

Топнем левою ногой,

Снова – правою ногой,

Снова – левою ногой,

После – правою ногой,

После – левою ногой.

Перешли мы мост с тобой!

VIII. Тренировочные задания.

1.- Перешёл Иван через мост. Да не тут-то было. На другом берегу поджидает его Баба-Яга со своими ловушками: « А ну, милок, реши мои задачки».

а) Купили 8 тарелок. За обедом 2 тарелки съели. Сколько тарелок осталось? (нереальное условие)

б) На дереве сидели 7 ворон. 4 вороны улетели. (нет вопроса)

в) Леший нашёл рыжики и подберёзовики. Сколько всего грибов он нашёл?

— Давайте дополним последнюю задачу и решим её.

— Что нужно найти? Как это сделать?

2. И вот, наконец-то, на огромной высокой горе он увидел замок Кощея. А ключ от замка в центре лабиринта.

— Как Ивану-Царевичу пройти через двое ворот, чтобы набрать числа в кружках? (Слайд с лабиринтами)

Ну, вот и добрались мы до Кощея. Он встретил Ивана-Царевича такими словами: «Раз ты смог до меня добраться, выполни мои задания, и Василиса твоя! Если не выполнишь: мой меч – твоя голова с плеч! Вот тебе первое задание. Разгадай секрет моих чёрных волшебных ящиков.»(Слайд с чёрными ящиками)

— Ну, Иван, забирай Василису, — сказал Кощей. – Только сначала догадайся, где она. У меня 4 башни. Первая башня пустая. Василиса не в самой высокой башне. Где она? (Слайд с башнями)

— Помогите Ивану-Царевичу забраться наверх за Василисой. Для этого на карточках в каждой строчке обведите числа при сложении, которых получится 10.

— Помогайте друг другу.

IX. Подведение итогов.

— Молодцы, ребята! Сколько добрых дел мы с вами сделали, спасая Василису и помогая Ивану – Царевичу. Стали они жить долго и счастливо. А мы с вами сделаем ещё одно доброе дело: поблагодарим друг друга за работу.

XI. Творческое задание.

— У вас на партах лежат листочки. Решите примеры и соедините точки по порядку, в порядке возрастания. Какая фигура у вас получилась? До какого предмета её можно дорисовать? Представьте себя в роли художников, дизайнеров, архитекторов и достройте дом для Ивана – Царевича и Василисы Прекрасной с садом, цветами озером, чтобы им было там уютно жить. Это задание вы выполните дома.

Урок математики в 1-м классе по теме: «Уравнение. Проверка решения уравнения»

Цели:

  1. Сформировать умение выполнять проверку решения уравнения.
  2. Закрепить умение решать и оформлять решение уравнения.
  3. Закрепить умение решать простые задачи, сформулированные в прямой и косвенной форме; закрепить вычислительные навыки в пределах 10.
  4. Развивать логическое мышление, речь, творческие способности.
  5. Воспитывать у учащихся отношения делового сотрудничества (доброжелательность друг к другу, уважении мнения других, умение слушать товарищей), прививать интерес к предмету.

I. Организационный момент.

Ученики за партами поворачиваются лицом друг к другу. Один ученик раскрывает свои ладошки, а другой накрывает их своими ладонями, улыбаются, желают друг другу удачной работы.

II. Актуализация знаний.

1) Счет до 10 и обратно.

Даны три числа 6; 4; 10.

— назовите число, которое является суммой двух других чисел;
— назовите наименьшее и наибольшее число;
— на сколько 10 больше 4; на сколько 4 меньше 10;
— как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого;
— замените каждое из чисел суммой одинаковых слагаемых.

2) Какие числа надо записать в «окошках»?

+ 4 = 9 — 3 = 7 3 + = 10

Как найти неизвестные компоненты?

— Лишнее неравенство 10 > а.

— Лишним может быть также равенство 3 + 2 = 5, потому что только в этом равенстве все компоненты известные.

— Как называются равенства, в которых есть неизвестный компонент?

— Такие равенства называются уравнениями.

3) Задание №1 учебника, с.64.

Помоги Вове отметить в уравнениях и на схеме целое и части и подобрать к уравнениям нужные схемы.

у – 4 = 3 7 – у = 4 у — 3 = 4

Выполняем задание, формулируем основное правило.

Как найти неизвестное целое. Как найти неизвестную часть.

Называем компоненты действий в каждом из уравнений.

III. «Открытие» нового знания и формулирование темы урока.

Выполняем задание №2, с.64.

Как Лене заполнить схему к каждому уравнению и решить уравнения?

Аргументируем свои действия с помощью введенного правила.

— А вдруг решения найдены неверно? Ведь мы могли ошибиться в вычислениях, а это также ошибка. Как вы думаете, что нам делать, чтобы избежать ошибок?

2) Текст под знаком

Как можно проверить, верно ли мы решили уравнения?

Дети высказывают свои предположения.

— Петя, Катя и Вова сделали проверку решения наших уравнений. Они хорошо умеют это делать и могут научить нас. Давайте посмотрим, как они это сделали, и постараемся научиться этому сами.

— Как ребята делали проверку? (Они брали число, которое получили при решении уравнения (значение х) и подставляли его вместо буквы.)

— Что они делали потом? (Находили значение выражения, которое у них получилось.)

— Почему в проверке записаны такие равенства: 3 = 3; 10 = 10; 4 = 4 ?

Что означают числа в этих равенствах? (Здесь сравнили числа, которые стояли в уравнениях после знака равенства и значение выражения, которое получили, когда вместо х подставили его значение.)

— Какое же число можно назвать решением уравнения? (Решение уравнения – это такое число, которое мы можем записать (подставить в уравнение) вместо буквы, выполнить с ним действие, которое записано в уравнении, и получим то же число. которое стояло в уравнении после знака равенства.)

— Что нового мы с вами узнали? (Узнали, как делать проверку решения уравнения.)

— Полезно это знание для нас?

— Как вы думаете, чем мы с вами сегодня будем заниматься на уроке?

IV. Первичное закрепление изученного.

Выполняем на доске с комментированием по опорной записи задание № 4 (первое и второе уравнения):

а) пишу: х + 4 = 9;
б) отмечаю целое и части. Неизвестна часть;
в) чтобы найти неизвестную часть надо из целого вычесть другую часть.
Пишу: х = 9 – 4;
г) пишу: х равен пяти;
д) делаю проверку: подставляю вместо х в уравнение найденное число. Пять плюс четыре равно 9;
е) х – 4 равно девяти и 5 + 4 равно девяти, значит х равен 5.

V. Самостоятельная работа.

Третье уравнение решаем самостоятельно в тетради с последующей проверкой и комментированием по ходу работы.

VI. Тренировочные упражнения и задания на повторение.

1) Задание № 5, с.65.

Помоги ребятам решить задачи.

Записываем решение задач в тетрадь самостоятельно с последующей проверкой.

— Придумайте, пожалуйста, к условию каждой из задач еще один вопрос.

2) Совместно ищем решение задачи № 6 на с.65.

— Петя задумал число. Потом он прибавил к нему 4, из суммы вычел 5, к разности прибавил 2 и в результате получил число 3. Какое число задумал Петя?

— Какие предложите решения?

— Задуманное число обозначим через х и составим уравнение.

— Какое получится уравнение?

— Как решим такое уравнение?

— Выполним обратные действия! 3 – 2 + 5 – 4 = 2.

— Как ответим на вопрос задачи?

— Петя задумал число 2.

— Есть другой способ решения задачи?

— Можно составить цепочку.

Чтобы найти задуманное число, из 3 вычтем 2, прибавим 5, вычтем 4 и получим 2.

Каких предметов и чисел нет на рисунке?

4) Задание № 9 – для индивидуальной работы с последующей проверкой в классе.

Как Лене пройти через двое ворот, чтобы набрать числа в кружках? Найди все способы.

8 – это 7 и 1 9 — это 6 и 3

8 – это 6 и 2 9 – это 5 и 4

— Чему научились на уроке?

— Научились проверять решения уравнения.

— Как вы считаете, выполнили мы сегодня план урока?
– Подведите итоги своей работы.
– Какие задания вызвали наибольшие затруднения?
– Что понравилось на уроке?

Конспект урока по математике «Уравнение», 1 класс

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Тема урока: «Уравнение» 1 класс УМК «Школа 2100».

Цели: Образовательные: Формировать представление об уравнении, способе решения уравнения (на основе взаимосвязи между частью и целым). Формировать умение решать уравнения вида а ± х = b, х – а = b на основе взаимосвязи между частью и целым. Совершенствовать умение решать задачи на нахождение целого или частей.
Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Формировать УУД:
— Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД: умениеоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Предметные: Понимать, что такое «уравнение», «решить уравнение». Знать способ решения уравнения (на основе взаимосвязи между частью и целым).
Уметь решать уравнения вида а ± х = b, х – а = b на основе взаимосвязи между частью и целым. Уметь решать задачи на нахождение целого или частей, читать математические выражения, неравенства, равенства.

Личностные: Уметь проводить самооценкуна основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение ( Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им ( Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Уравнение, решить уравнение, часть, целое

Ресурсы: основные , дополнительные: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика. Учебник для 1-го класса. Часть 2. Стр. 60, 61, 62 презентация «Уравнение»
— шаги учебной деятельности
— тетрадь
— электронные физкультминутки
— алгоритм самооценки.

Организация пространства: ф ронтальная работа, индивидуальная работа, групповая, работа в парах.

Мотивация к учебной деятельности.

Яркое пятно. Интервью.

— Сегодня 22 января. И мы в прямом эфире на уроке математики в 1Г классе, попытаемся взять интервью у учащихся этого класса до начала урока.

– Этот урок чем-то отличается от предыдущих уроков математики? Чем?

– Если на уроке присутствуют гости, то работать надо как — то иначе?

– Какую Вы поставите для себя цель?

– Чего вы ждете от этого урока?

– Вы волнуетесь? А ваша учительница?

– Как вы думаете, урок пройдет успешно?

-Для чего вы учите математику?

— Очень ли важен урок математики?

– Всем спасибо. Успехов Вам.

— Я уверена в том, что вы, ребята, меня не подведете и на протяжении всего урока, будете примерными и умненькими учениками.

2. Актуализация знаний.

— Придумайте задания (Продолжить закономерность, сложить.)

Устный счет « Весёлые задачи».

Скоро 10 лет Серёже,
Диме нет ещё шести.
Дима всё никак не может,
До Серёжи дорасти.
А на сколько лет моложе,
Мальчик Дима, чем Серёжа? (4)

Пять синиц на ветку сели,
К ним две галки прилетели.
Сосчитайте быстро, детки,
Сколько птиц сидит на ветке? (7)

На коньках катались дети,
Всех их вместе было десять.
Девять мальчиков из них.
А девчонок? Сколько их? (1)

— Мне понравились ваши ответы, и мы может двигаться дальше.

Игра «Молчанка» с числовыми веерами.

— Посмотрите, на доске записаны числовые выражения:

– Как называются числа при сложении? (Слагаемое, слагаемое, сумма.) Прочитайте первое равенство, используя эти термины.

– Как называются числа при вычитании? (Уменьшаемое, вычитаемое, разность.) Прочитайте третье равенство, используя эти термины. Давайте вспомним правила нахождения части и целого. Как найти целое? Как найти часть?

Работа в группах.

— Ребята, предлагаю вам поработать в группах. Выполните задания на карточках. При работе помните о правилах работы в группе. Выберите кто будет писать, кто – отвечать, остальные подсказывают.

— Все ли задания выполнили? Какие именно не получились? (10 – х = 6)

— Почему не получилось? ( У нас не было такого значка, мы такое не решали. )

— Как вы думаете, какова будет цель нашего урока? (Узнать, как называются эти выражения.) УЗНАЕМ…..

— На какие группы можно разделить эти математические записи? (Равенства и неравенства, буквенные и числовые выражения.)

— То выражение, которое вы не смогли выполнить – это равенство или неравенство? РАВЕНСТВО

— Почему вы не смогли решить? (Есть неизвестное число.)

-Какие у вас есть предположения, как могут называться равенства с неизвестным числом (компонентом).

— Кто-нибудь его знает? (Уравнение.) – Давайте, проверим. Прав он или нет.

— А какое название придумали бы вы?

-Как решить такое равенство?

– Посмотрите на левую часть выражения, затем на правую. Из чего они состоят?

– Какой знак стоит между частями (=), значит левая и правая часть должны быть равны.

– Что же мы делаем, чтобы части были равны? ( Нужно уравнять левую и правую части. )

— Такие равенства в математике называются уравнениями. УРАВНЕНИЕ

— Прочитаем хором. Молодцы!

— Какова тема нашего урока? (Уравнение.)

— Опираясь на тему урока попробуем составить план нашего урока, обозначить цели. Используйте слова, записанные на экране.

1. Узнаем ……(Как называются эти выражения.)

2. Научимся. (читать, записывать, решать уравнения )

3. Найдём способ (решения уравнений).

Уравнение – это равенство, в котором есть неизвестный компонент.

— Как вы думаете «х», «у» – это числа или буквы? (Буквы.)

— На какие буквы они похожи? ( «Ха» и «у».)

— Этими буквами обозначили неизвестные числа.

— Неизвестное число в уравнениях чаще всего обозначают латинскими буквами, например Х (икс), У (игрек).

— В математике все самое секретное и неизвестное отмечают X. ( Показываю табличку с X ). Его именуют «Мистер X» ( вывешиваю его портрет ).

— Везде где он появляется, там тайна, которую надо раскрыть.

– Что у нас неизвестно? ( Часть. )

— Как называется компонент? (При сложении – слагаемое, при разности – вычитаемое.)

– Как найти часть? Нужно решить. А как?

— Давайте решим наше уравнение. Чему равен Х?

— Как можно вычислить? Используем способ подбора.

— Значение Х называют решением уравнения. РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЯ

10 – х = 6 уравнение у + 3 = 8

х = 4 решение уравнения у = 5

— Попробуем подставить решение уравнения в уравнение вместо буквы, то должно получиться верное равенство.

Неизвестное число в уравнении может стоять на любом месте в левой части равенства.

— Наверное, всем не терпится научиться решать уравнения? Тогда приступим!

— Нам важно правильно оформить решение уравнения на письме. Чтобы решить его , определим алгоритм действий. Внимание, читаем первый шаг.

1шаг: выделяем часть и целое;

2шаг: вспоминаем правило;

— Подбираем вместо х и у такие числа, чтобы получились верные неравенства.

— А теперь прочитаем и запишем уравнение в тетрадь, вместе со мной.

V. Первичное закрепление.

– А теперь давайте попробуем решить уравнение из учебника на стр.60 №3.

— Прочитайте уравнения («По цепочке».)

– Сравним уравнение. Что заметили? Чем они отличаются? (Два уравнения на сложение, а два — на вычитание.)

— Отметим части и целое.

– Хорошо! Части и целое отметили, то есть первый этап решения уравнения выполнен. Запишите в тетрадь первое уравнение, показывая части и целое, и решите его. Кто хочет поработать за доской? (Один ученик выполняет эту работу за доской.)

— Что неизвестно: целое или часть? (В уравнении 4 + у = 5 неизвестна часть.)

— Как найти неизвестную часть? (Из целого 5 вычесть известную часть 4.)

— Мы выполнили второй этап – вспомнили правило.

— Итак, выполним третий этап : 5 – 1 = 4 . Значит, у = 1.

— Как проверить: верно решили уравнение или нет?

— Выполнить проверку: 4 + 1 = 5. Ответ: 1.

— Каким действием находили часть? (Вычитанием.)

— Как будем работать с уравнением х – 2 = 8?

— Выделяем часть и целое.

— Вспоминаем правило. (Чтобы найти целое нужно к части прибавить часть.)

— Решаем: 8=2+10. Ответ: 10.

— Каким действием находили целое? (Сложением.)

— Выполните задания письменно в тетради.

Обратите внимание на посадку за партой.

— Оставшиеся уравнения мы решим устно.

— Вывод: Итак, какое правило поможет и в решении каждого вида уравнений? (Чтобы найти часть, нужно из целого вычесть другую часть. Чтобы найти целое, надо части сложить.)

6. Физкультурная минутка.

Поднимает руки класс

Поднимает руки класс—

Это «раз», (Потягивания под счет учителя.)

Это «два». (Движения головой.)

Руки вниз, вперед смотри —

Это «три». (Приседания.)

Руки в стороны пошире

Развернули на «четыре». (Повороты туловища.)

С силой их к плечам прижать —

Это «пять». (Движения руками.)

Всем ребятам тихо сесть —

Это «шесть». (Ходьба на месте.)

VII. Тренировочные задания.

Работа в парах. (Учебник. № 4, стр. 61.)

— Обсудите в парах, где уравнение решено правильно.

3 + х = 4 у – 3 = 4

Ответ: 7. Ответ: 7.

— Все пары готовы. Кто ответит? (В решении первого уравнения – ошибка.)

— Докажите. (В уравнении 3 + х = 4 неизвестна часть. Чтобы её найти, нужно из целого 4 вычесть известную часть 3. 4 — 3 = 1. х = 1 Ответ: 1.)

А) Задача Вовы Колесникова (№ 5 стр. 61 )

У реки растут 4 осины и 3 липы. Сколько всего деревьев у реки?

— Что известно? Что нужно узнать?

— Что известно об осинах, о липах?

— Прочитайте вопрос, что нужно найти?

-Что не известно в схеме?

-Каким арифметическим действием находим часть?

-Запишите решение и ответ сами.

Выполняют задание, сверяют с эталоном

-Кто из вас к этой схеме попытается составить и записать уравнение? Варианты записи на доске: х + 4 = 10 или 10 – у = 4

-Так можно ли решить задачу уравнением? ( Да.)

Б) Задача Пети Зайцева (№5 стр. 61 )

На снегу 10 следов. 4 следа оставила сорока, а остальные – вороны. Сколько следов оставили вороны?

Решение задачи самостоятельно. Запишите решение в тетрадь.

Проверка с комментированием. Что искали – часть или целое?

Какое уравнение можно составить по данной задаче, где неизвестна часть?

1) В чем заключалось задание ? (Решить задачу самостоятельно.)

2) Удалось получить результат ? (Получить результат удалось.)

3)Полностью правильно или с ошибкой ? (Решили задачу полностью и правильно.)

4) Полностью самостоятельно или с помощью? (Выполнили задание самостоятельно.)

– Вот к вам Мистер Х с заданьем,
Отнесёмся со вниманьем!
«Я привёл друзей с собою
Два знакомых вам числа . (показ карточек с числами 2, 5)
Вместе нас троих возьмите
Уравненья запишите.
Постарайтесь разные
Придумать уравнения.
Икс подбором
В них найдите –
Заслушаю все мнения!

– Проверьте свою работу. (учитель открывает карточки с возможными вариантами уравнений)

– Оцените свою работу. Кому трудно было выполнить задание? Почему?

– А кто выполнил все задания правильно? (ответы учащихся)

Физминутка . Игра «Где уравнение?» П од музыку песни «Ужасно интересно всё то, что неизвестно».

-Хлопните в ладоши, если это уравнение.

Учитель показывает выражения на слайде № 10 :

8. Итог урока. Рефлексия.

Пришло время подвести итог нашего урока.

— Понравился ли вам урок? Что именно понравилось? Какое задание вам показалось самым интересным на уроке?

— С какой темой познакомились на уроке? Чему учились на уроке?

Давайте еще раз повторим алгоритм действий. Итак, чтобы решить уравнение нужно………

Кому было трудно?

Как бы вы оценили свою работу?

На следующих уроках мы продолжим решать уравнения.

– Урок окончен, всем спасибо за работу. Молодцы!


источники:

http://urok.1sept.ru/articles/412309

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-matematike-uravnenie-1-klass-4099989.html