Урок задачи на составление уравнений 5 класс

Урок в 5 классе. Решение текстовых задач с помощью составления уравнений.
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Урок проводится после изучения темы «Решение текстовых задач уравнением» и является уроком – закрепления полученных знаний.

Подобраны задачи с интересным содержанием.

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_v_5_klasse._reshenie_zadach_uravneniem.docx101.36 КБ

Предварительный просмотр:

Средняя общеобразовательная школа №9

с углубленным изучением отдельных предметов

Учитель: Ровенская А.Н.

Математика, 5 класс

ТЕМА: » Решение задач с помощью уравнений».

Тип урока: урок – консультация

  1. Образовательные:
  • Систематизировать, расширить умения и навыки учащихся при решении уравнений.
  • Научить кратко записывать условия задач в виде таблицы, решать их с помощью уравнений.
  1. Развивающие:
  • развитие мышления и умственной деятельности
  • развитие наблюдательности, умений анализировать, сравнивать, делать выводы.
  • развитие правильной математической речи
  • развитие наблюдательности, умений анализировать, сравнивать, делать выводы.
  1. Воспитательные.

воспитание ответственности, активности, интереса к предмету;

1. Повторить правила решения уравнений.

2. Закрепить умение решать задачи уравнением.

Урок проводится после изучения темы «Решение текстовых задач уравнением» и является уроком – закрепления полученных знаний

Обеспечение: 1) листы с заданиями ( см. приложения );

На уроке повышено внимание к алгебраическим приемам решения текстовых задач, как средству обучения способам рассуждений, выбору стратегии решения, анализу ситуации, сопоставлению данных и в конечном итоге развитию учащихся.

Предложенные задачи подобраны с «разбегом» трудности, что позволяет осуществлять дифференцированный подход к уровню подготовки учеников, а практическая направленность содержания позволяет осуществлять межпредметные связи и повышать интерес к предмету.

  1. Организационный момент .
  2. Проверка домашней работы
  3. Устный счет. Отработка алгоритмических умений. (слайд№2)
  4. Формирование умений и навыков.
  5. Усвоение умений и навыков
  6. Минута отдыха
  7. Закрепление, применение умений и навыков
  8. Домашнее задание (карточка)
  9. Итог урока:

Ι . Организационный момент . Постановка целей и задач.

«Добрый день, друзья! Я рада вас видеть, и очень хочу начать работу с вами!»

«Хорошего вам настроения».

На предыдущих уроках мы занимались изучением уравнений.

Сегодня мы научимся решать задачи с помощью уравнений.

ΙΙ . Проверка домашней работы.

Но сначала проверим, как вы справились с домашней работой.

Вызываю к доске 2-3 учеников. Выдаю им карточки с домашним заданием и прошу рещить уравнения у доски.

Открытый урок по математике по теме «Решение задач на составление уравнений». 5-й класс

Класс: 5

Презентация к уроку

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Авторы УМК: И.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд. Математика. Учебник для 5-го класса общеобразовательных учреждений М.Мнемозина, 2014

Цели урока:

Обучающие цели:

  • обучение поиску рациональных вычислений;
  • обучение поиску способа решения задачи;
  • обучение составлению математической модели задачи.

Развивающие цели:

  • развитие навыков самоконтроля и самооценки;
  • развитие познавательного интереса учащихся;
  • развитие логического мышления учащихся;
  • формирование правильности и культуры устной речи.

Воспитательные цели:

  • формирование умения работать в группе, умения договариваться, слушать собеседника, распределять обязанности;
  • воспитание аккуратности при оформлении решения задач;
  • воспитание самостоятельности и добросовестности;
  • формирование положительной мотивации к предмету.

Задачи:

В предметном направлении:

  • Знать определение понятий уравнение, корень уравнения, решить уравнение;
  • Уметь применять свойства сложения и вычитания для упрощения выражений;
  • Знать этапы решения задачи;
  • Уметь составлять математическую модель задачи;
  • Уметь выполнять краткую запись задачи;
  • Уметь оформлять письменно решение задачи с помощью уравнения.

В метапредметном направлении:

  • Регулятивные: уметь находить рациональные способы вычислений и решения задач, работать в соответствии с выбранным планом действий; оценивать работу сверстников, определять степень успешности своей работы.
  • Познавательные: уметь анализировать условие задачи и выделять необходимую информацию для ее решения, строить логически обоснованные рассуждения, уметь отвечать на вопросы, обобщать собственное представление, переводить текстовую информацию в знаковую (составление схемы) и наоборот.
  • Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения, уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения и ответы одноклассников, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

В направлении личностного развития.

  • формировать интерес к изучению математики,
  • формировать позитивную самооценку на основе успешности учебной деятельности,
  • планировать и согласованно выполнять совместную деятельность,
  • оценивать свою работу и работу сверстников, их возможности.

Планируемый результат (универсальные учебные действия):

Познавательные УУД:

  • осмысливать, какая информация нужна для решения задачи;
  • оставлять и читать схемы;
  • анализировать;
  • обобщать;
  • выделять и формулировать проблему;
  • составлять математическую модель задачи.

Регулятивные УУД:

  • формулировать алгоритм выполнения задания;
  • действовать по выбранному плану;
  • находить рациональные способы работы;
  • описывать желаемый результат;
  • способам самопроверки

Коммуникативные УУД:

  • задавать/отвечать на вопросы;
  • передавать содержание в сжатом виде;
  • строить монологическое высказывание;
  • работать в паре;
  • вносить вклад в совместные действия.

Оборудование: технические средства обучения (компьютер, медиапроектор).

Ресурсы:

  • мультимедийная презентация
  • раздаточный материал для индивидуальной работы
  • лист рефлексии

Технология построения урока: обучение математики на основе решения задач (Р.Г.Хазанкин).

Технологии, используемые на уроке:

  • технология проблемного обучения
  • технология обучения в сотрудничестве
  • технология рациональной деятельности на уроке (разнообразные виды деятельности (групповая, индивидуальная, коллективная) частоту их чередования (по Н.К.Смирнову)
  • ИКТ-технологии
  • здоровьесберегающие технологии

Методы: фронтальная беседа, самостоятельная работа, задания с учетом тематики урока, информационный поиск, обсуждение, создание схем, чтение схем, поиск ошибок, задания разноуровневого характера, работа в парах, задание творческого характера.

Формы организации учебной деятельности учащихся: фронтальная, работа в парах, индивидуальная

Ход урока

«Уравнения – это золотой ключ,
открывающий все математические сезамы,
т.е. тайны математики»

С.Коваль

1. Организационный момент — цели урока для учащихся (1 мин.)

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Создание ситуации успеха.

Деятельность обучающихся: Приветствуют учителя. Проверяют наличие необходимого к уроку. Включаются в деловой ритм. Записывают тему урока в тетрадь. Оценивают свою готовность к урок. (лист рефлексии Приложение1)

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (3 мин.)

Повторение изученного теоретического материала по теме урока. (слайд3).

  • Что называется уравнением?
  • Что называют корнем уравнения?
  • Что значит решить уравнение?
  • Приведите пример уравнения, не имеющего решений.
  • Приведите пример уравнения, решением которого является любое число.

Деятельность обучающихся: отвечают на поставленные вопросы, формулируют цели на урок: Отработать различные способы решения уравнений.

Применять уравнения при решении задач.

3. Актуализация знаний и умений (10 мин.)

Деятельность обучающихся: Выполняют устную самостоятельную работу по упрощению выражений. Проверяют друг друга (работа в паре). Оценивают свои достижения. (лист рефлексии)

Конспект урока по математике на тему «Решение задач составлением уравнения» (5 класс)

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Урок математики в 5-м классе по теме:

» Решение задач составлением уравнения».

Кто с детских лет занимается математикой,

тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю,

воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели.

Ширшова Наталья Александровна, учитель математики,

ГБОУ ООШ с. Красные Ключи м.р. Похвистневский Самарской области

Предмет – математика, 5 класс
Учебно-методическое обеспечение: Учебник._Виленкин Н.Я., Жохов В.И. и др. Математика. 5 класс: учеб. для общеборазоват. Учреждений. – М.: Мнемозина, 2008
Тема урока : «Решение задач составлением уравнения»
Тип урока : комбинированный.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная.
Продолжительность урока : 45 минут.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Оборудование: карточки для самостоятельной работы
Медиапродукт : Microsoft Office PowerPoint. (наглядная презентация учебного материала)

учебных возможностей и предшествующих достижений обучающихся класса

Уровни: 3-высокий; 2-средний; 1-низкий. УУД-универсальные учебные действия

-формулировать вопросы по теме (2-уровень);

-преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную совместно с учителем (2-уровень);

-собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы,

под руководством учителя;(3-уровень)

-высказывать свою точку зрения;(3-уровень)

-осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.(3-уровень)

как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Планируемый уровень достижения результатов обучения

уметь в процессе реальной ситуации использовать понятие уравнение

2-3 уровень — понимание и хорошее воспроизведение

умение решать основные типы задач с помощью уравнений

3 уровень — отличное применение при решении задач

самостоятельно ставят новые учебные

задачи путем задавания вопросов о неизвестном

2 уровень — самостоятельное действие обучающихся по заданному алгоритму

планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления

2 уровень- совместное с учителем действие обучающихся на основе известных компонентов

закрепляют навыки и умения применять алгоритмы при решении задач составлением уравнения; систематизируют знания, обобщают и углубляют знания при решении задач по теме «Уравнение»;

3 уровень- самостоятельное действие обучающихся по применению математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач

умение слушать и вступать в диалог; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.

3 уровень -совместные действия обучающихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; требовательное отношение к себе и своей работе.

2 уровень — самостоятельное выполнение действий

Структура и ход урока

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Включаются в деловой ритм урока.

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

организация своей учебной деятельности

Личностные: мотивация учения

Проверка домашнего задания.

Проверить усвоение темы предыдущего урока

Контроль выполнения домашнего задания

Личностное: оценивание выполненного домашнего задания;

Обеспечить повторение и обобщение изученного материала

Организация устного решения уравнений и фронтального опроса по теме «Уравнение»

Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы.

структурирование собственных знаний.

организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

оценивание усваиваемого материала.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся

Формировать положительный мотив учения.

Обеспечить мотивацию .учения детьми, принятие ими цели и задач урока. Содействовать воспитанию любви к родному краю, природе

Мотивирует обучающихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание на значимость темы.

Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока.

формирование интереса к данной теме.

формирование готовности к самообразованию.

уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного

Применение знаний и умений в новой ситуации

Выработать навык нахождения компонентов при сложении и вычитании;

обеспечить систематизацию знаний изученного материала Содействовать воспитанию любви к спорту, Родине

Организация и контроль за процессом решения задач.

Работают в парах над поставленными задачами.

формирование интереса к данной теме;

уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;

формирование любви к Родине, родному краю

планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

Содействовать воспитанию здорового образа жизни.

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку обучающихся

Обучающиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу

формирование здорового образа жизни;

развитие активности и организованности

Содействовать воспитанию интереса к математике, активности.

Сменить деятельность на восприятие исторических фактов

Восприятие исторических фактов.

развитие умений учебно-познавательной деятельности;

воспитание интереса к предмету

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Создать условия контроля и взаимоконтроля усвоения знаний и умений.

Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок.

Показ умений и навыков усвоение темы.

формирование позитивной самооценки

воспитание требовательного отношения себе и своему труду

умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить

Информация о домашнем задании

Обеспечить понимания детьми содержания задания.

Дает комментарий к домашнему заданию

Обучающиеся записывают в дневники задание.

Формирование положительного мотива обучения.

(подведение итогов урока)

Дать количественную оценку обучающихся

Поводит итоги работы пар и класса в целом

Поводит итоги работы пар и класса в целом

оценивание собственной деятельности на уроке

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня на уроке вы сможете все показать свои знания, поучаствовать во взаимоконтроле и самоконтроле своей деятельности. Надеюсь, что вы откроете для себя много интересного и поучительного из мира математики.
Я уверена, что вы справитесь со своей работой самым наилучшим образом. А сейчас проверим нашу готовность к уроку. Учебник, тетрадь и ручка на столе. Ребята, прислушайтесь и вникните в слова

Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели.

Обучающиеся 5класса встают, приветствуя учителя, и садятся за свои рабочие места.

II .Проверка домашнего задания.

п.10, № 395(а,б,в), № 397(а), № 403(а).

397(а) Задача. Продолжительность дня с 7 октября до 19 ноября уменьшилась на 3 часа и стала равной 8 ч. Какой была продолжительность дня 7 октября.

Решение. 8+3 = 11( часов)

403(а).Найдите значение выражения: а) ( 37296 :37 – 17780 : 35) :250 = 2

Разбор решенных уравнений и задачи.

Проверь себя! (Ответы домашней работы)

III . Актуализация, систематизация опорных знаний.

Проверка теоретической части

1)Какое равенство называют уравнением?

2)Какое число называют корнем уравнения?

3) Что значит решить уравнение?

4) Как найти неизвестное слагаемое, вычитаемое и уменьшаемое?

Ребята отвечают на поставленные вопросы и решают уравнения

В опросы по домашнему заданию

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся

Ребята! Мы решали уравнения, а сейчас попробуем решить задачу. Задача . В корзине было несколько грибов. После того как в нее положили еще 27 грибов, их стало 75. Сколько грибов было в корзине?

Решение. Пусть х грибов было в корзине.х+27=75,х=75-27, х=48. 48 грибов было в корзине. Ответ.48 грибов.

Ребята! Как можно решить задачу? Значит, какая тема сегодняшнего урока? И какова цель урока?

Воспитательный процесс. Грибы растут не на загрязненной территории и …)

Формулируют тему и цель

Открывают тетради и записывают число, тему урока «Решение задач составлением уравнения»

Задача о грибах.

Применение знаний и умений в новой ситуации

Задача. В ЦОП (центр олимпийской подготовки) было 43 человека. Когда несколько человек уехало на сборы в Сочи , а 5 человек вернулись с чемпионата Мира , то всего стало в ЦОП 35 человек. Сколько человек уехало на сборы?

Решение . Пусть х человек уехало на сборы.(43-х)+5=35, х=13. 13 человек уехало на сборы.

Ответ. 13 человек.

Вопрос. 2014 год чем знаменит? Воспитательный процесс. Спорт-здоровье, спорт- большая ответственность, в твоем выступлении лицо Республики, страны, а чтобы это получилось, надо много трудиться.… )

В мотке было несколько метров проволоки. После того как отрезали 9 м, осталось 25м. Сколько м проволоки было в мотке?

Витя задумал число. Если к этому числу прибавить 23 и к полученной сумме прибавить 18, то получится 52. Какое число задумал Витя?

Записывают в тетрадях решение задачи.

2014-год Сочинской олимпиады

Решают задачи с учебника

Учитель рассказывает стих , одновременно показывая движения.

Бьют его, а он не злится.

Он все больше веселится.

Как не странно без битья

Нет для мячика житья.

Обучающиеся повторяют за учителем движения

VII . Гимнастика ума

Задача. Из истории математики.

Мальчику было 9 лет, когда учитель предложил устно найти сумму натуральных чисел: 1 + 2 + 3 +…+98 + 99 + 100. Не успел учитель закончить эту запись на доске, как у мальчика был готов ответ.

Кто этот ученый? Чему равна эта сумма?

Это Карл Гаусс и Ответ: 5050.

Решение: 101 (1+100, 2+99, 3+98,…, 50+51). А таких пар,50. Выходит, что вся искомая сумма равна 101 • 50=5050. В развитии этих способностей очень важную роль сыграли целеустремленность, трудолюбие и тщательность выполнения каждой работы, в том числе и чисто ученических упражнений. При выполнении вычислений Карл Гаусс всегда соблюдал образцовый порядок. Каждую цифру он писал четко, каждое число занимало надлежащее ему место.

Обучающиеся решают в черновиках.

( из истории математики)

VIII . Контроль за результатами учебной деятельности

Самостоятельная работа(по вариантам)

1. Решите с помощью уравнения задачу: «Петя задумал число. Если вычесть его из числа 333, то получится 195. Какое число задумал Петя?».

2. Решите уравнения:

3. Решите уравнение:

1. Решите с помощью уравнения задачу: «Если из задуманного числа вычесть 242, то получится 120. Каково задуманное число?».

2. Решите уравнения:

3. Решите уравнение:

Обучающие выполняют самостоятельную работу и проверяют себя по готовым ответам.

Задания и ответы:

IX . Домашнее задание к следующему уроку

п.10, № 397(б,в),№ 395(в,г),№ 403(б), № 401-инд

Обучающие записывают домашнее задание

Слайд № 17
Домашнее задание

X .Итог урока, рефлексия.

Итак, сегодня на уроке мы решали задачи составлением уравнения, решали просто уравнения, Закрепили свои знания работой парами. Все работали хорошо. Молодцы!
Оценки за урок…

В завершении выразите свое впечатление об уроке.
Если вы хорошо себя чувствовали на уроке, у вас все получилось, то поднимите обе руки.
Если вы испытывали затруднения , волнение, то одну руку. Встали. Спасибо за урок! Урок окончен.

Обучающиеся подают дневники.

Обучающиеся выражают свое впечатление об уроке.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 945 человек из 80 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 687 человек из 75 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО

  • Сейчас обучается 315 человек из 69 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Дистанционные курсы для педагогов

«Взбодрись! Нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 591 978 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

33 конкурса для учеников 1–11 классов и дошкольников от проекта «Инфоурок»

«Психологические методы развития навыков эффективного общения и чтения на английском языке у младших школьников»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

  • 05.02.2017
  • 5211
  • 252
  • 05.02.2017
  • 353
  • 0
  • 05.02.2017
  • 2877
  • 0
  • 05.02.2017
  • 946
  • 6
  • 05.02.2017
  • 2567
  • 6
  • 05.02.2017
  • 563
  • 0
  • 05.02.2017
  • 643
  • 1

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Добавить в избранное

  • 05.02.2017 1270
  • DOCX 37 кбайт
  • 27 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Ширшова Наталья Алексадровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

  • На сайте: 5 лет и 4 месяца
  • Подписчики: 0
  • Всего просмотров: 4519
  • Всего материалов: 5

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Ростовской и Воронежской областях организуют обучение эвакуированных из Донбасса детей

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

В Курганской области дистанционный режим для школьников продлили до конца февраля

Время чтения: 1 минута

Студенты российских вузов смогут получить 1 млн рублей на создание стартапов

Время чтения: 3 минуты

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://urok.1sept.ru/articles/674159

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-matematike-na-temu-reshenie-zadach-sostavleniem-uravneniya-klass-1588017.html