Эффективное решение квадратных уравнений. Приемы устного решения.
методическая разработка по алгебре (8 класс) на тему
Квадратные уравнения – это фундамент, на котором покоится величественное здание алгебры. Квадратные уравнения находят широкое применение при решении тригонометрических, показательных, иррациональных уравнений и неравенств. В школьном курсе изучаются формулы корней квадратных уравнений, с помощью которых можно решать любые квадратные уравнения. В работе представлены устные приёмы, которые позволяют очень быстро и рационально решать квадратные уравнения: свойства коэффициентов и способ «переброски» старшего коэффициента. Овладение приемами поможет обучающимся экономить время, эффективно решать уравнения, развить математические, интеллектуальные способности, навыки исследовательской работы. Данный материал можно использовать на уроках, факультативных занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Эффективное решение квадратных уравнений. Приемы устного решения. | 1.55 МБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное казенное
«Средняя общеобразовательная школа №151»
Квадратные уравнения – это фундамент, на котором покоится величественное здание алгебры. Квадратные уравнения находят широкое применение при решении тригонометрических, показательных, иррациональных уравнений и неравенств.
Одна из основных целей изучения школьного курса математики заключается в овладении способами решения алгебраических уравнений второй степени и приводимых к ним уравнений. В школьном курсе изучаются формулы корней квадратных уравнений, с помощью которых можно решать любые квадратные уравнения. Однако имеются и другие приёмы решения квадратных уравнений, которые позволяют очень быстро и рационально решать квадратные уравнения. Желательно научить ребят решать квадратные уравнения несколькими способами. Впоследствии при решении других видов уравнений, сводящихся к квадратным, рационально использовать те способы, которые позволяют находить корни квадратных уравнений устно: свойства коэффициентов и способ «переброски» старшего коэффициента.
Данные приемы устного решения квадратных уравнений заслуживают внимания, поскольку не отражены в школьном учебнике математики. Овладение приемами поможет обучающимся экономить время, эффективно решать уравнения, развить математические, интеллектуальные способности, навыки исследовательской работы.
Рассмотрим некоторые приемы устного решения квадратных уравнений.
- Приведенные квадратные уравнения.
Наиболее распространенное устное решение приведенных квадратных уравнений, но и оно у многих учеников вызывает затруднение, особенно в случаях, когда корни имеют разные знаки.
Напомним, что приведенное квадратное уравнение это уравнение вида
Корни х 1 и х 2 удовлетворяют теореме Виета
Определить знаки корней без решения уравнения (при условии, D • 0)
Статья по математике «Устный способ решения квадратных уравнений»
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Устный способ решения квадратных уравнений.
( из опыта работы учителя математики МКОУ Началовская СОШ Россошанского района, Воронежской области Антоновской Аллы Ивановны)
Особое внимание при изучении темы «Квадратные уравнения» в 8 классе должно быть уделено выработке умений решать квадратные уравнения, разлагать квадратный трехчлен на множители и решать задачи методом составления квадратных уравнений. Вместе с тем достаточно серьезное внимание следует уделить и теоретическим вопросам: учащиеся должны уметь выводить формулу корней квадратного уравнения, доказывать теорему Виета и тождество ax 2 + bx + c = a ( x – x 1 )( x – x 2 ). Изучение этой темы продолжается в 9, 10 и 11 классах при решении биквадратных уравнений, неравенств второй степени, при решении тригонометрических, показательных, логарифмических уравнений, а также при решении текстовых и геометрических задач.
Работая много лет в старших классах, я нашла простой (устный) способ решения некоторых квадратных уравнений и назвала его «Решение квадратных уравнений по сумме коэффициентов».
Например: уравнение 24 x 2 +3 x – 27 =0 , используя этот метод, можно решить устно. Но каким образом? Об этом вы узнаете чуть позже.
Мои ученики с удовольствием этим способом пользуются, поэтому я хочу поделиться своим опытом с коллегами.
Рассмотрим примеры устного решения квадратных уравнений, используя теорему Виета.
D = 25 -16 =9, 9 – положительное число, значит уравнение имеет
два различных действительных корня.
Это приведенное квадратное уравнение, значит x 1 + x 2 =5, а x 1 x 2 = 4, так как произведение корней положительное число, то корни имеют одинаковые знаки, кроме того сумма корней также положительное число, значит, оба корня положительны. Нетрудно догадаться, что x 1 =1 и x 2 =4.
Так как -8 четное число, то D 1 =16 – 15 = 1, 1- положительное число, поэтому уравнение имеет два различных действительных корня.
Чтобы применить теорему Виета, преобразуем данное уравнение к виду x 2 — x + =0.
x 1 + x 2 =, а x 1 x 2 = , так как произведение корней положительное число, то корни имеют одинаковые знаки, кроме того сумма корней также положительное число, значит, оба корня положительны. Но так как и — дробные числа, то устно подобрать корни уравнения детям сложно.
Однако, решив уравнение обычным способом, т.е. через D 1 , получаем, что x 1 = 1, а x 2 =.
Решая аналогичные приведенные и не приведенные уравнения, в которых сумма всех коэффициентов равна 0 ( a + b + c =0), можно заметить, что D или D 1 всегда > 0( поэтому такие уравнения всегда имеют два различных действительных корня) и один из корней равен 1, а второй равен коэффициенту c (если уравнение приведенное ) или (если уравнение не приведенное ).
Этот устный метод я предлагаю рассмотреть учащимся после того, как изучены все способы решения квадратных уравнений и, необходимо, как можно быстрее найти только корни квадратного уравнения, а процесс нахождения D или D 1 и корней квадратного уравнения можно опустить, чтобы сэкономить больше времени на решение данного основного уравнения, неравенства, на решение текстовой или геометрической задачи.
Решить уравнение loq x (-5 x 2 +8 x -2)=1.
Чтобы решить данное уравнение, сначала надо решить квадратное уравнение -5 x 2 +8 x -2= x или -5 x 2 +7 x -2 = 0. Так как сумма коэффициентов равна 0, т.е. -5 +7 -2 =0 и уравнение не приведенное, то x 1 =1 и x 2 =. Но x =1 не может быть решением логарифмического уравнения, т.к. основание логарифма не равно 1. Следовательно, решением данного уравнения является только число . Ответ: .
Решить уравнение 4 x – 5*2 x + 4 =0.
Сделаем замену переменной t =2 x , тогда 4 x = (2 x ) 2 = t 2 . Данное уравнение принимает вид t 2 — 5 t + 4 =0. Так как сумма коэффициентов равна 0, т.е. 1 – 5+ 4 =0 и уравнение приведенное, то t 1 =1 и t 2 =4. Решая уравнения 2 x =1 и 2 x =4, получаем x =0 и x =2. Ответ: 0; 2.
Используя этот способ решения квадратных уравнений, учителю легко составить задания для самостоятельной работы в 8 классе (когда детям устный способ еще не известен) и проверить работы учеников.
Приведу несколько различных квадратных уравнений, которые можно решить устно.
а) x 2 + 35 x – 36 =0, так как 1+35 -36 =0, то x 1 = 1 и x 2 =-36.
б) x 2 — 17 x + 16 =0, так как 1 – 17 + 16 =0, то x 1 = 1 и x 2 =16.
в) 41 x 2 + 2 x – 43 =0, так как 41+ 2 – 43 =0, то x 1 = 1 и x 2 =-или -1.
Ответ: -1; 1.
г) — 37 x 2 + 19 x +18 =0, так как -37 + 19 + 18 =0, то x 1 = 1 и x 2 = — .
Ответ: — ; 1.
д) это уравнение я предлагала решить устно в начале своей статьи
24 x 2 +3 x – 27 =0, так как 24 + 3 – 27 =0, то x 1 = 1 и x 2 =-или -1 .
Ответ: -1 ; 1.
Уважаемые коллеги! Я надеюсь, что данные рекомендации помогут вам в дальнейшей работе. Желаю Вам больших творческих успехов!
Реферат: Способы устного решения квадратных уравнений
Название: Способы устного решения квадратных уравнений Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат Добавлен 01:30:00 06 сентября 2011 Похожие работы Просмотров: 2480 Комментариев: 14 Оценило: 4 человек Средний балл: 4 Оценка: неизвестно Скачать |