Авторская программа элективного курса по математике «В мире уравнений и неравенств» для учащихся 11-х классов
Разделы: Математика
Пояснительная записка
Материалы Единого государственного экзамена, конкурсные задания в вузы содержат уравнения и неравенства, методы решения которых не рассматриваются в основном курсе обучения математике. Способов решения уравнений множество, и выпускник средней школы должен владеть значительным их количеством.
Элективный курс «В мире уравнений и неравенств» направлен на углубленное изучение отдельных разделов основного курса математики и предусматривает изучение нестандартных методов решения, а также составления задач путем применения исследовательской деятельности. Программа курса основывается преимущественно на методах активного обучения (творческих, исследовательских, проектных), предусматривает полноту и завершенность содержательных линий.
Сформировать у учащихся навыки решения заданий повышенной сложности:
- уравнения высших степеней разными способами (умение выбрать наиболее рациональный из них);
- уравнений и неравенств, содержащих модули;
- уравнений и неравенств, содержащих радикалы;
- уравнений и неравенств, содержащих параметры;
- искусственные приемы решения уравнений.
Задачи курса:
- интеграция знаний по разнообразию методов решения уравнений и неравенств;
- помощь в самоопределении учащихся путем погружения в ситуацию самостоятельного выбора индивидуальной образовательной траектории;
- активизация познавательной деятельности школьников;
- повышение информационной и коммуникативной компетентности учащихся;
- поощрение самостоятельной работы учащихся с научной литературой;
- обеспечение педагогических условий для расцвета личности школьника, его творческого потенциала;
- подготовка к успешной сдаче ЕГЭ по математике.
Требования к уровню подготовленности учащихся:
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
- решать нестандартные уравнения и неравенства, используя специальные математические методы;
- решать сюжетные задачи;
- производить прикидку и оценку результатов вычислений;
- при вычислениях сочетать устные и письменные приемы, использовать приемы, рационализирующие вычисления;
- работать с различными источниками информаций;
- обосновывать свою точку зрения;
- демонстрировать личные достижения.
Учебно-тематический план
№ | Наименование тем курса | Количество часов |
1 | Алгебраические уравнения и неравенства | 6 |
2 | Уравнения и неравенства, содержащие радикалы, степени, модули | 6 |
3 | Способ замены неизвестных при решении уравнений | 6 |
4 | Решение уравнений и неравенств с использованием свойств, входящих в них функций | 6 |
5 | Текстовые задачи алгебры и их решение с помощью уравнений и неравенств | 6 |
6 | Творческая мастерская | 4 |
34 часа |
Содержание курса
ТЕМА 1. Алгебраические уравнения и неравенства (6ч)
Решение уравнений и неравенств с использованием разложения на множители. Числа Ферма.
Метод неопределенных коэффициентов при решении алгебраических уравнений.
Метод введения параметров.
Комбинирование различных способов решения. Неопределенные уравнения.
Уравнения четвертой степени с дополнительными условиями.
Некоторые искусственные способы решения алгебраических уравнений:
- угадывание корня уравнения с последующим обоснованием;
- использование симметричности уравнений;
- использование суперпозиции функции;
- исследование уравнений на промежутках действительной оси.
Решение алгебраических неравенств. Обобщенный метод интервалов.
ТЕМА 2. Уравнения и неравенства, содержащие радикалы, степени, модули (6ч)
Решение уравнений и неравенств, содержащих неизвестную под знаком корня. Возведение в степень.
Умножение уравнения или неравенства на функцию.
Решение уравнений, содержащих несколько модулей. Использование свойств абсолютной величины.
ТЕМА 3. Способ замены неизвестных при решении уравнений (6ч)
Решение рациональных уравнений методом замены неизвестных.
Решение дробно — рациональных уравнений разных видов методом замены неизвестного.
Решение иррациональных уравнений различных видов разными способами.
Метод сведения решения иррациональных уравнений к решению тригонометрического уравнения.
Решение некоторых уравнений сведением их к решению систем уравнений относительно новых неизвестных.
ТЕМА 4. Решение уравнений и неравенств с использованием свойств, входящих в них функций (6ч)
Использование ограниченности функции при решении уравнений и неравенств.
Использование свойств синуса и косинуса при решении тригонометричеких уравнений.
Использование числовых неравенств при решении уравнений.
Применение производной. Использование монотонности функции при решении уравнений и неравенств. Использование наибольшего и наименьшего значений функции.
Применение теоремы Лагранжа для решения нестандартных уравнений и неравенств.
ТЕМА 5. Текстовые задачи алгебры и их решение с помощью уравнений и неравенств (6ч).
Решение задач на:
- дроби и проценты;
- смеси и сплавы;
- движение;
- работу;
- арифметическую и геометрическую прогрессии;
- числа.
ТЕМА 6. Творческая мастерская.
Составление и решение заданий по всему курсу.
Работа над итоговым проектом.
Индивидуальные и групповые консультации по темам проектов.
Литература.
1. Виленкин Н.Я. и др. За страницами учебника математики: Арифметика. Алгебра. Геометрия: Кн. Для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. — М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996.
2. Высоцкий И.Р. и др. Единый государственный экзамен 2010. Универсальные материалы для подготовки учащихся (ФИПИ-М.: Интеллект-Центр, 2010) .
3. Водинчар М.И. и др. Решение задач на смеси, растворы и сплавы методом уравнений. Математика в школе 2001г № 4.
4. Кац М. Проценты. Старшекласснику и абитуриенту М.: Математика
( приложение к газете » Первое сентября» № 20. 2004г).
5. Олехник С.Н. и др. Нестандартные методы решения уравнений и неравенств. — М.: Изд-во Московского университета, 1991.Кочагин В.В. ЕГЭ 2010. Математика: репетитор — М.: Эксмо, 2009.
6. Симонов А.С. Сложные проценты. Математика в школе 1998г № 5.
7. Тырымов А.А. Математика для поступающих в вузы. Часть 2. Способы решений основных типов задач, предлагаемых на письменных экзаменах. Системы уравнений и неравенств, задачи на составление уравнений. — Волгоград: Учитель, 2000.
8. Хазанкин Р.Г. и др. Математическая подготовка и развитие школьников в условиях ЕГЭ. — Уфа: НОУ «Уральский РЭК», 2004.
9. Цыпкин А.Г., Пинский А.И. Справочное пособие по методам решения задач по математике. — М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1983.
Элективный курс «В мире уравнений и неравенств», 9 класс
В пуликации дана рабочая программа элективного курса.
Просмотр содержимого документа
«Элективный курс «В мире уравнений и неравенств», 9 класс»
Рабочая программа по математике 9 класса разработана на основе следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. № 1089.
3.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2011г. № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденных приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 №1312».
4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 июля 2017 г. № 629 «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253».
5. Программ общеобразовательных учреждений, программ по алгебре 7-9 классов. Москва. «Просвещение» 2012 г.; составитель Т.А.Бурмистрова.
6. Программа общеобразовательных учреждений, программ по геометрии 7-9 классов. Москва. «Просвещение» 2012 г.; составитель Т.А.Бурмистрова.
1. Закон Республики Башкортостан от 01.07.2013г. №696-з «Об образовании в Республике Башкортостан».
2. Концепция развития национального образования в Республике Башкортостан от 31.12.2009г. №УП-730.
3. Региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных организаций РБ, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования. Утвержден на заседании Коллегии Министерства образования Республики Башкортостан (протокол от 04.08.2017 № 4).
1. Устав МОБУ СОШ с. Николаевка.
2. Положение о рабочей программе МОБУ СОШ с.Николаевка.
3. Основная образовательная программа основного общего образования МОБУ СОШ
4. Учебный план МОБУ СОШ с.Николаевка на 2018-2019 учебный год.
5. Положение о промежуточной аттестации обучающихся.
Рабочая программа по элективному курсу составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9 классов
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса, и рассчитан на 34ч (1ч в неделю.
Общая характеристика учебного курса
Элективный курс по математике «В мире уравнений и неравенств» построен в соответствии со схемой «от простого — к сложному». С одной стороны, это создание базы для развития способностей обучающихся, с другой, восполнение некоторых содержательных пробелов основного курса, дополнение его и расширение.
В этом курсе рассматриваются простейшие уравнения и неравенства (линейные, квадратные, рациональные уравнения и неравенства) и более сложные (уравнения и неравенства с радикалами, уравнения и неравенства с модулями, параметрами). Уравнения и неравенства применяются во многих областях науки, поэтому данный курс помогает анализировать и исследовать, применяя математические методы, процессы и явления в природе и обществе.
Курс «В мире уравнений и неравенств» позволяет подготовить учащихся к ОГЭ, где часто предлагают задания на решение уравнений и неравенств.
Таким образом, курс охватывает значительную часть математики, помогает сформировать у выпускников такие качества, как:
умение грамотно выполнять алгоритмические предписания и инструкции;
умение пользоваться математическими формулами,
умение применять приобретенные алгебраические преобразования
Цели и задачи курса
Общеучебные: Обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процессии результаты деятельности
Предметно – ориентированные: Систематизация математических знаний и умений, связанных с решением уравнений и неравенств; ознакомление обучающихся с общими методами и приемами решения уравнений, неравенств и их систем; определение уровня способностей обучающихся и уровня их готовности к профильному обучению в школе
— систематизировать ранее полученные знания по решению уравнений, неравенств и их систем; познакомить обучающихся с разными типами уравнений, неравенств; особенностями методик и различными способами их решения; приобщить обучающихся к работе с математической литературой; создать условия для самореализации обучающихся в процессе учебной деятельности; повысить уровень математической подготовки выпускника основной школы.
Тематическое планирование курса