В задании 24 уравнения реакции не составлены

Новинка ЕГЭ по химии-2020

Друзья! Очень много сейчас наблюдаю споров и шумихи вокруг прошедшего 16 июля 2020 года ЕГЭ по химии. С точки зрения специалиста по подготовке к ЕГЭ по химии, хочу отметить, что большинство заданий формально соответствовали школьному курсу и кодификатору ЕГЭ, хотя некоторые формулировки и задания были усложнены.

Например, для простой задачи на расчеты по уравнению реакции, задачи 29 из первой части экзамена, составители в этом году взяли довольно заковыристые химические реакции. Например, в реальном КИМ ЕГЭ по химии, который я составил по отзывам учеников в интернете, задача 29 звучит так:

29. Вычислите массу оксида кремния (IV), который вступит в реакцию со фтором, если в ходе реакции выделилось 11,2 л кислорода (при н.у.).

Сами по себе расчеты простые, но для ученика со средней или даже стандартной школьной подготовкой задача почти нерешаема, поскольку на первом этапе решения, при составлении уравнения химической реакции здесь необходимо хорошее понимание окислительно-восстановительных реакций.

И таких примеров — много.

Но в этой статье я хотел бы подробно остановиться на заданиях, которые стали дебютантами ЕГЭ по химии-2020. Такой тип заданий ранее не встречался ни в официальных сборниках, ни в реальным КИМ экзаменов. Я готовлю к ЕГЭ по химии с момента его появления, а в 2003 году и сам сдавал экспериментальную модель ЕГЭ по химии по окончании школы (как говорится — сдавал ЕГЭ по химии до того, как это стало мейнстримом). Поэтому хорошо знаком со структурой, типом заданий экзаменов прошедших лет.

Так вот, речь идет о задании 24 на химическое равновесие. Пример такого задания:

Судя по отзывам на такой тип задания, очень многие перепутали тему Равновесие с темой Химическая кинетика. Действительно, скорость химических реакций практически не меняется при добавлении твердого нерастворимого вещества в раствор, где протекает химическая реакция. Да и равновесие вряд ли сдвинется. Но добавление твердого электролита или просто растворимого вещества может повлиять и на скорость, и на химическое равновесие.

Действительно, что произойдет при добавлении в раствор твердого роданида калия? Все просто, он почти полностью продиссоциирует на ионы:

Следовательно, в равновесной системе из задания концентрация роданид-ионов увеличится, и равновесие сместится в сторону прямой реакции.

Аналогично при добавлении твердого хлорида железа (III) в раствор: соль в растворе почти полностью продиссоциирует:

В растворе вырастет концентрация катионов железа, и равновесие сместится в сторону прямой реакции также!

Как видите, задачи такого типа требуют понимания процессов, происходящих в растворе и при протекании химической реакции. С этой темой очень часто возникали проблемы и недопонимание даже у студентов химического ВУЗа, где я работал преподавателем. И, конечно, это совсем не шаблонный вопрос для тех, кто «в теме». К сожалению, в рамках курса подготовки к ЕГЭ многие просто «натаскивают» учеников на такие задания, не давая понимания сути происходящих процессов.

Я думаю, что задание на равновесие станет одним из самых «завальных» заданий ЕГЭ по химии в 2020 году.

Еще пример такого задания из прошедшего экзамена:

А. При повышении температуры равновесие смещается в сторону эндотермической реакции, то есть в с торону прямой реакции, ответ 1

Б. При добавлении твердой щелочи щелочь растворяется и диссоциирует. В растворе растет концентрация гидроксид-ионов, равновесие сдвигается влево, в сторону обратной реакции, ответ 2.

В. При разбавлении водой равновесие сдвигается вправо, в сторону прямой реакции, ответ 1.

Г. Изменение давление практически не влияет на равновесие, так как в системе нет газов, ответ 3.

Ответ: 1213

Еще один пример из реального ЕГЭ по химии 16 июля. Скорее всего, тепловой эффект был указан, и это +Q, экзотермический процесс.

А. При добавлении серной кислоты в растворе растет концентрация ионов Н + , равновесие сдвигается вправо, в сторону прямой реакции, ответ 1.

Б. При добавлении гипохлорита в растворе растет концентрация гипохлорит-ионов, равновесие также сдвигается вправо, в сторону прямой реакции, ответ 1.

В. Изменение давление практически не влияет на равновесие, так как в системе нет газов, ответ 3.

Г. При повышении температуры равновесие смещается в сторону эндотермической реакции, то есть в сторону обратной реакции, ответ 2

Ответ: 1132

Обязательно поделитесь статьей со тему, кому еще предстоит сдавать ЕГЭ по химии. Спасибо!

Критерии оценивания задания 24 ОГЭ по химии

Максимум за выполнение данного задания можно получить 2 балла.

Задание 24 ОГЭ по химии предполагает проведение реального химического эксперимента, включающего два опыта, соответствующих составленным в ходе решения задания 23 уравнениям реакций.

То есть задание 24 ОГЭ по химии не предполагает наличие записей, лишь осуществление практических действий, которые могут скорректировать записи решения задания 23 после окончания выполнения эксперимента.

Баллы за выполнение задания 24 выставляют эксперты, которые находятся в аудитории при выполнении учеником эксперимента.

Перед выполнением задания ученику выдается инструкция , пунктам которой нужно четко следовать.

2 балла

Химический эксперимент выполнен в соответствии с инструкцией к заданию 24:

  • отбор веществ проведён в соответствии с пунктами 3.1–3.5 инструкции;
  • смешивание веществ выполнено в соответствии с пунктами 3.6–3.10 инструкции

Химический эксперимент выполнен в соответствии с правилами техники безопасности

1 балл

Правила техники безопасности нарушены при отборе или смешивании веществ

0 баллов

Правила техники безопасности нарушены как при отборе, так и при смешивании веществ

В задании 24 уравнения реакции не составлены

Внимание: в случае ухудшения самочувствия перед началом опытов или во время их выполнения обязательно сообщите об этом организатору в аудитории.

1. Вы приступаете к выполнению эксперимента. Для этого получите лоток с лабораторным оборудованием и реактивами у специалиста по обеспечению лабораторных работ в аудитории.

2. Прочтите ещё раз перечень веществ, приведённый в тексте к заданиям 23 и 24, и убедитесь, что на выданном лотке находится пять перечисленных в перечне реактивов.

3. Перед началом выполнения эксперимента осмотрите ёмкости с реактивами и определите способ работы с ними. При этом обратите внимание на рекомендации, которым Вы должны следовать.

В склянке находится пипетка. Это означает, что отбор жидкости и переливание её в пробирку для проведения реакции необходимо проводить только с помощью пипетки. Для проведения опытов отбирают 7–10 капель реактива.

Пипетка в склянке с жидкостью отсутствует. В этом случае переливание раствора осуществляют через край склянки, которую располагают так, чтобы при её наклоне этикетка оказалась сверху («этикетку — в ладонь!»). Склянку медленно наклоняют над пробиркой, пока нужный объём раствора не перельётся в неё. Объём перелитого раствора должен составлять 1–2 мл (1–2 см).

Для проведения опыта требуется порошкообразное (сыпучее) вещество. Отбор порошкообразного вещества из ёмкости осуществляют только с помощью ложечки или шпателя.

При отборе исходного реактива взят его излишек. Возврат излишка реактива в исходную ёмкость категорически запрещён. Его помещают в отдельную, резервную пробирку.

— Сосуд с исходным реактивом (жидкостью или порошком) обязательно закрывается крышкой (пробкой) от этой же ёмкости.

— При растворении в воде порошкообразного вещества или при перемешивании реактивов следует слегка ударять пальцем по дну пробирки.

— Для определения запаха вещества взмахом руки над горлышком сосуда с веществом направляют пары этого вещества на себя.

Для проведения нагревания пробирки с реактивами на пламени спиртовке необходимо:

1) снять колпачок спиртовки и поднести зажжённую спичку к её фитилю;

2) закрепить пробирку в пробиркодержателе на расстоянии 1–2 см от горлышка пробирки;

3) внести пробирку в пламя спиртовки и передвигать её в пламени вверх и вниз так, чтобы пробирка с жидкостью равномерно прогрелась;

4) далее следует нагревать только ту часть пробирки, где находятся вещества, при этом пробирку удерживать в слегка наклонном положении;

5) открытый конец пробирки следует отводить от себя и других лиц;

6) после нагревания жидкости пробиркодержатель с пробиркой поместить в штатив для пробирок;

7) фитиль спиртовки закрыть колпачком.

Если реактивы попали на рабочий стол, их удаляют с поверхности стола с помощью салфетки.

Если реактив попал на кожу или одежду, необходимо незамедлительно обратиться за помощью к специалисту по обеспечению лабораторных работ в аудитории.

4. Вы готовы к выполнению эксперимента. Поднимите руку и пригласите организатора в аудитории, который пригласит экспертов предметной комиссии для оценивания проводимого Вами эксперимента.

5. Начинайте выполнять опыт. Записывайте в черновике свои наблюдения за изменениями, происходящими с веществами в ходе реакций.

6. Вы завершили эксперимент. В бланке ответов № 2 подробно опишите наблюдаемые изменения, которые происходили с веществами в каждой из двух проведённых Вами реакций. Сделайте вывод о химических свойствах веществ (кислотно-оснόвных, окислительно-восстановительных), участвующих в реакции, и классификационных признаках реакций.

Подготовьте лабораторное оборудование, необходимое для проведения эксперимента. Проведите химические реакции между хлоридом алюминия и выбранными веществами в соответствии с составленными уравнениями реакции, соблюдая правила техники безопасности, приведённые в инструкции к заданию. Опишите изменения, происходящие с веществами в ходе проведённых реакций.

Дан раствор хлорида алюминия, а также набор следующих реактивов: водные растворы нитрата бария, гидроксида натрия, нитрата серебра, сульфата магния и металлический цинк.


источники:

http://rrepetitor.ru/kriterii-oczenivaniya-zadaniya-24-oge-po-himii/

http://chem-oge.sdamgia.ru/test?theme=32