Виды уравнений подготовка в егэ

Подготовка к ЕГЭ и ЕНТ по математике по теме «Виды уравнений»

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Линейные уравнения (графиком является прямая)

Квадратные уравнения (графиком является парабола)

Полное квадратное уравнение

Д=в 2 -4ас Д 0 два корня

Неполное квадратное уравнение

ах 2 +вх=0 2. ах 2 +с=0 3. ах 2 =о

х(ах+в)=0 ах 2 =-с х=0

ах+в=0 х=

Биквадратное уравнение: , где х 2 =у отсюда следует ау 2 +ву+с=0

Линейное уравнение с двумя переменными (графиком является прямая)

ах+ву=с (строят график)

ву=с-ах

0*х+0*у=с Если с=0, то решение любые (х;у); если с≠0, то нет решений

Логарифмическое уравнение: (графиком является ветвь параболы) f ( x )= g ( x ) проверить посторонние корни

Показательное уравнение (графиком является ветвь параболы) f ( x )= g ( x ) проверить посторонние корни

Уравнение окружности (графиком является окружность)

(х-а) 2 +(у-в) 2 = R 2 , где А 0 (а;в) – центр окружности

х 2 +у 2 = R 2 , если центр окружности О(0;0)

Уравнение прямой (графиком является прямая) ах+ву+с=0

а=0, в≠0 у=-с/в , график проходит параллельно оси ОХ, а если с=0, то прямая совпадает с осью ОХ

в=0, а≠0 х=-с/а, график проходит параллельно оси ОУ, а если с=0, то прямая совпадает с осью ОУ

с=0, прямая проходит через О(0;0)

Рациональное уравнение: f ( x )= g ( x )

Найти общий знаменатель

Заменить целым уравнением, умножив обе части уравнения на наименьший общий знаменатель

Решить полученное уравнение

Исключить корни, которые обращают знаменатель в 0

Уравнение с двумя переменными: f ( x ;у)=0

Выразить одну переменную через другую (подставляя произвольные значения одной переменной находишь вторую переменную)

Уравнение с параметром: f(x;а)=0

Пример: при каких значениях а уравнение имеет один или два корня, или уравнение не имеет корней. Решают уравнение через квадратное уравнение, нахождение дискриминанта и является ответом

Уравнение с переменной в знаменателе

Решаем уравнение и проверяем найденные корни для знаменателя

Тригонометрические уравнения: (графиком является синусоида)

Краткое описание документа:

«Описание материала:

В данной технологической карте приведены все виды уравнений, с описанием и уравнениями в общем виде: линейные, квадратные — полные и неполные, логарифмические, тригонометрические, показательные, линейные уравнения с двумя переменными, уравнения окружности, уравнение прямой, рациональные уравнения, дробно — рациональные уравнения, уравнения с двумя переменными, уравнения с параметрами и уравнения с параметром в знаменателе.

Что является графиком каждого уравнения, приведен алгоритм решения всех видов уравнений.

Данная технологическая карта поможет учащимся в решении уравнений, а также для подготовки к выпускным экзаменам, единому государственному экзамену, а так же к единому национальному тестированию

«Выдержка из материала:

Рациональное уравнение: f(x)=g(x) Найти общий знаменатель

Заменить целым уравнением, умножив обе части уравнения на наименьший общий знаменатель

Решить полученное уравнение

Исключить корни, которые обращают знаменатель в 0

Уравнение с двумя переменными: f(x;у)=0

Выразить одну переменную через другую (подставляя произвольные значения одной переменной находишь вторую переменную)

Уравнение с параметром: f(x;а)=0Пример: при каких значениях а уравнение имеет один или два корня, или уравнение не имеет корней. Решают уравнение через квадратное уравнение, нахождение дискриминанта и является ответом

Уравнение с переменной в знаменателе (p(х))/g(x) =0 Решаем уравнение p(х)=0 и проверяем найденные корни для знаменателя g(x)

Решение уравнений

В этом разделе – все основные способы и приемы решения уравнений на ЕГЭ по математике.

А встретиться вам могут всевозможные уравнения – квадратные, а также уравнения высших степеней. Дробно-рациональные уравнения. Уравнения, содержащие знак корня (иррациональные) или знак модуля. Показательные и логарифмические. И для каждого из этих типов – свои методы и секреты решения.

Десятиклассникам будут особенно полезны темы: «Алгебраические уравнения», «Уравнения с модулем», «Иррациональные уравнения», «Системы алгебраических уравнений».

Запомним главное – что нужно знать при решении уравнений

Корень уравнения – это такое число, при подстановке которого в уравнение получается верное равенство.

Решить уравнение – значит найти все его корни или доказать, что их нет.

Равносильными называются уравнения, множества решений которых совпадают.

— Если в уравнении есть дроби, корни четной степени, логарифмы – значит, не забываем про область допустимых значений (ОДЗ) уравнения.

— Если в уравнении можно сделать замену переменной – сделайте замену переменной.

— Решение уравнения лучше всего оформлять в виде цепочки равносильных переходов.

— Решив уравнение, сделайте проверку. Действительно ли найденные вами ответы являются корнями уравнения?

— Если слева и справа в уравнении находятся функции разных типов – например, квадратичная и показательная, или логарифм и синус, — значит, оно решается или графически, или с использованием свойств этих функций, или методом оценки

Линейные, квадратные, кубические уравнения

Равенство, содержащее неизвестное число, обозначенное буквой, называется уравнением. Выражение, стоящее слева от знака равенства, называется левой частью уравнения, а выражение, стоящее справа, — правой частью уравнения.

Линейные уравнения

Линейным называется такое уравнение, в котором неизвестное $x$ находится в числителе уравнения и без показателей. Например: $2х – 5 = 3$

Линейные уравнения сводятся к виду $ax = b$, которое получается при помощи раскрытия скобок, приведения подобных слагаемых, переноса слагаемых из одной части уравнения в другую, а также умножения или деления обеих частей уравнения на число, отличное от нуля.

$5 (5 + 3х) — 10х = 8$

$25 + 15х — 10х = 8$

Перенесем неизвестные слагаемые в левую часть уравнения, а известные в правую. При переносе из одной части в другую, у слагаемого меняется знак на противоположный.

$15х — 10х = 8 — 25$

Приведем подобные слагаемые.

$5х = -17$ — это конечный результат преобразований.

После преобразований к виду $ax = b$, где, a=0, корень уравнения находим по формуле $х = /$

Квадратные уравнения

Квадратное уравнение — уравнение вида $ax^2 + bx + c = 0$, где $a, b, c$ — некоторые числа a$≠0$, $x$ — неизвестное. Перед тем как решать уравнение, необходимо раскрыть скобки и собрать все слагаемые в левой части уравнения.

Числа $a, b, c$ называются коэффициентами квадратного уравнения.

  • $a$ — старший коэффициент;
  • $b$ — средний коэффициент;
  • $c$ — свободный член.

Если в квадратном уравнении коэффициенты $b$ и $c$ не равны нулю, то уравнение называется полным квадратным уравнением. Например, уравнение $2x^2 – 8x + 3 = 0$. Если один из коэффициентов $b$ или $c$ равен нулю или оба коэффициента равны нулю, то квадратное уравнение называется неполным. Например, $5x^2 – 2x = 0$.

Решение неполных квадратных уравнений

Неполное квадратное уравнение имеет вид $ax^2 + bx = 0$, если $a$≠0$; $c$=0$. В левой части этого уравнения есть общий множитель $x$.

1. Вынесем общий множитель $x$ за скобки.

Мы получим $x (ax + b) = 0$. Произведение равно нулю, если хотя бы один из множителей равен нулю. Поэтому получаем $x = 0$ или $ax + b =0$. Таким образом, данное уравнение эквивалентно двум уравнениям:

2. Решаем получившиеся уравнения каждое отдельно.

Вынесем х как общий множитель за скобки:

Приравняем каждый множитель к нулю и найдем корни уравнения.

$x = 0$ или $4х — 5 = 0$

$х_1 = 0 х_2 = 1,25$

Ответ: $х_1 = 0; х_2 = 1,25$

Неполное квадратное уравнение вида $ax^2 + c = 0, a≠0, b=0$

Для решения данного неполного квадратного уравнения выразим $x^2$.

При решении последнего уравнения возможны два случая:

2. $D = 0$. В данном случае решение даёт два двукратных корня:

Извлечем кубический корень из обеих частей

Соберем известные слагаемые в правой части

Дробно рациональные уравнения

Рациональное уравнение, в котором левая или правая части являются дробными выражениями, называется дробным.

Чтобы решить дробное уравнение, необходимо:

  1. найти общий знаменатель дробей, входящих в уравнение;
  2. умножить обе части уравнения на общий знаменатель;
  3. решить получившееся целое уравнение;
  4. исключить из его корней те, которые обращают в ноль общий знаменатель.

1. находим значения переменной, при которых уравнение не имеет смысл (ОДЗ)

2. находим общий знаменатель дробей и умножаем на него обе части уравнения

$4x · x + 1 · x — <3·x>/ = 0$

3. решаем полученное уравнение

Решим вторым устным способом, т.к. $а + с = b$

Тогда $х_1 = — 1, х_2 = <3>/<4>$

4. исключаем те корни, при которых общий знаменатель равен нулю В первом пункте получилось, что при $x = 0$ уравнение не имеет смысл, среди корней уравнения нуля нет, значит, оба корня нам подходят.

Ответ: $х_1 = — 1, х_2 = <3>/<4>$

При решении уравнения с двумя дробями можно использовать основное свойство пропорции.

Находим значения переменной, при которых уравнение не имеет смысл (ОДЗ)

Воспользуемся основным свойством пропорции

Раскроем скобки и соберем все слагаемые в левой части уравнения

Решим данное квадратное уравнение первым устным способом, т.к.

В первом пункте получилось, что при $x = 0$ уравнение не имеет смысл, среди корней уравнения нуля нет, значит, оба корня нам подходят.


источники:

http://ege-study.ru/reshenie-uravnenij/

http://examer.ru/ege_po_matematike/teoriya/kvadratnye_uravneniya