Все уравнения по химии для егэ

Серия уравнений химических реакций, которые нужно знать участникам ЕГЭ по химии

Серия уравнений химических реакций, которые нужно знать участникам ЕГЭ по химии:

Кислоты. Основания. Соли. Оксиды.

Кислотные оксиды (кроме SiO2) реагируют с водой, как амфотерным оксидом с образованием кислот:

P2O5 + 3H2O = 2H3PO4

SO3 + H2O = H2SO4

Для получения азотной кислоты азот оксид азота (IV) должен быть доокислен, например кислородом воздуха:

4NO2 + O2 + 2H2О = 4HNO3

Лабораторный способ получения хлороводорода: к твердому хлориду натрия приливают концентрированную серную кислоту:

NaCl + H2SO4 = NaHSO4 + HCl­

Для получения бромоводорода из бромида натрия, концентрированная серная кислота не подойдет, так как выделяющийся бромоводород будет загрязнен парами брома. Можно использовать концентрированную фосфорную кислоту:

NaBr+ H3PO4 = NaH2PO4 + HBr­

Кислоты реагируют с металлами, стоящими в ряду напряжений до водорода:

Fe + 2 HCl = FeCl2 + H2­

Fe2O3 + 6HCl = 2FeCl3 + 3H2O

Обратите внимание на валентность переходных элементов в солях.

Щелочные и щелочноземельные металлы взаимодействуют с водой:

K + H2O = KOH + Ѕ H2­

В условиях избытка кислоты могут образовываться и кислые соли:

2Н3РО4 + 2Na = 2NaH2PO4 + Н2­

Органические кислоты также проявляют кислотные свойства:

2СН3СООН + 2Na = 2CH3COONa + Н2­

СНзСООН + NaOH = CH3COONa + Н2О

Комплексные гидроксиды реагируют с кислотами с образованием солей и воды:

Na[Al(OH)4] + HCl = AlCl3 + 4H2O + NaCl

LiOH + HNO3 = LiNO3 + H2O

Многоосновные кислоты в реакции с гидроксидами могут образовывать кислые соли:

Н3РО4 + КОН = КН2РО4 + Н2О

Продуктом реакции аммиака с фосфорной кислотой может также быть кислая соль:

NH3 + H3PO4 = NH4H2PO4

Обратим внимание на свойства оснований, их взаимодействие с кислотами:

2Н3РО4 + ЗСа(ОН)2 = Са3(РО4)2Ї + 6Н2О

с кислотными оксидами:

Ca(OH)2 + CO2 = CaCO3Ї + H2O

Реакция гидроксидов с кислотными оксидами может приводить и к кислым солям:

KOH + CO2 = KHCO3

Основные оксиды реагируют с амфотерными оксидами:

CaO + H2O = Ca(OH)2

Средние соли в воде реагируют с кислотными оксидами с образованием кислых солей:

CaCO3 + CO2 + H2O = Ca(HCO3)2

Более сильные кислоты вытесняют более слабые из их солей:

CH3COONH4 + HCl = CH3COOH + NH4Cl

K2CO3 + H2SO4 = K2SO4 + H2O + CO2­

Кислоты в присутствии серной кислоты реагируют со спиртами с образованием сложных эфиров:

CH3COOH + C2H5OH = CH3COOC2H5 + H2O

Более сильное основание вытесняет более слабое из его солей:

AlCl3 + 3NaOH = Al(OH)3 + 3NaCl

MgCl2 + KOH = MgOHCl + KCl

NH4С1 + NaOH = NaCl + NH3 + H2O

Чтобы получить из основной соли получить среднюю соль нужно подействовать кислотой:

MgOHCl + HCl = MgCl2 + H2O

Гидроксиды металлов (кроме щелочных металлов) разлагаются при нагревании в твердом виде до оксидов:

2Al(OH)3 = Al2O3 + 3H2O

2Fe(OH)3 = Fe2O3 + 3H2O

Гидрокарбонаты при нагревании разлагаются до карбонатов:

2KHCO3 = K2CO3 + H2O + CO2­

Нитраты обычно разлагаются до оксидов (обратите внимание на повышение степени окисления переходного элемента находящегося в промежуточной степени окисления):

2Fe(NO3)2 = Fe2O3 + 4NO2­ + 0,5O2­

2Fe(NO3)3 ® Fe2O3 + 6NO2­ + 1,5 O2­

2Cu(NO3)2 = 2CuO + 4NO2­ + О2­

Нитраты щелочных металлов разлагаются до нитритов:

NaNO3 = NaNO2 + Ѕ O2­

Карбонаты металлов (кроме щелочных) разлагаются до оксидов:

CaCO3 = CaO + CO2­

При составлении уравнений реакций ионного обмена пользуйтесь таблицей растворимости:

K2SO4 + BaCl2 = BaSO4Ї + 2KCl

[C6H5-NH3]C1 + AgNО3 = [C6H5NH3]NO3 + AgClЇ

Электролиз расплавов солей:

Электролиз растворов солей металлов, стоящих в ряду напряжения после водорода:

2HgSO4 + 2H2O = 2Hg + О2­ + 2H2SO4

1) на катоде: Hg2+ + 2e = Hg°

2) на аноде: 2Н2О – 4е = О2 + 4Н+

Электролиз раствора сульфата натрия

1) на катоде: 2H2O + 2e = H2 + 2OH–

2) на аноде: 2H2O – 4e = O2 + 4H+

3) Составлено общее уравнение электролиза:

СаI2 + 2Н2О = Н2­ + I2 + Са(ОН)2

1) на катоде: 2Н2О + 2e = 2ОН + Н2

2) на аноде: 2I — — 2e = I2

Сравните свойства одноэлементных и кислородсодержащих анионов.

Химические реакции, возможные при электролизе сульфата хрома (III):

Электролиз водных растворов солей карбоновых кислот:

2CH3COONa + 2H2O = CH3CH3­ + 2CO2­ + H2­ + 2NaOH

Пример взаимного гидролиза солей:

A12(SO4)3 + 3K2CO3 + 3H2O = 2A1(OH)3 + 3CO2­ + 3K2SO4

Амфотерные гидроксиды растворяются в водных растворах щелочей:

A1(OH)3 + 3KOH = K3[A1(OH)6]

A1(OH)3 + KOH = K[Al(OH)4]

реагируют с твердыми щелочами при сплавлении:

Al(OH)3 + KOH KAlO2 + 2H2O

Амфотерные металлы реагируют с водными растворами щелочей:

Al + NaOH + 3H2O = Na[Al(OH)4] + 3/2 H2­

Продукт сплавления амфотерного гидроксида со щелочью легко разлагается водой:

KAlO2 + 2H2O = KOH + Al(OH)3Ї

Комплексные гидроксиды реагируют с кислотами:

K[Al(OH)4] + HCl =KCl + Al(OH)3Ї + H2O

СаО + 3С = СаС2 + СО­

Бинарные соединения реагируют с кислотами:

Al2S3 + 3H2SO4 := Al2(SO4)3 + 3H2S­

Mg3N2 + 8HNO3 = Mg(NO3)2 + 2NH4NO3

A14C3 + 12Н2О = 4А1(ОН)3 + ЗСН4­

PCl3 + H2O = 3H3PO3 + 3HCl

Азотная кислота является сильным окислителем:

ЗР + 5HNO3 + 2Н2О = Н3РО4 + 5NO­

P + 5HNO3 = H3PO4 + 5NO2­ + H2O

Cu + 4HNO3 = Cu(NO3)2 + 2NO2­ + 2H2O

4Mg + 10HNO3 = 4Mg(NO3)2 + N2O­ + 5H2O

оксиды переходных металлов в промежуточных степенях окисления:

3Cu2O + 14HNO3 = 6Cu(NO3)2 + 2NO+ 7H2O (возможно выделение NО2)

оксиды азота также проявляют окислительные свойства:

5N2O + 2P = 5N, + P2O

но по отношению к кислороду являются восстановителями:

Азот реагирует с некоторыми простыми веществами:

обычно проявляют окислительные свойства:

PH3 + 4Br2 + 4Н2О = Н3РО4 + 8НВг

2P + 5Cl2 = 2PCl5

2P + 3PCl5 = 5PCl3

PH3 + 4Br2 + 4H2O = H3PO4 + 8HBr

2HCl + F2 = 2HF + Cl2

2NH3 + 3Br2 = N2 + 6HBr

Галогены в растворах щелочей диспропорционируют при комнатной температуре:

Cl2 + 2KOH = KCl + H2O + KClO

и при нагревании:

Cl2 + 6KOH = 5KCl + KClO3 + 3H2O

Окислительные свойства перманганата калия:

5Н3РО3 + 2КМnО4 + 3H2SO4 = K2SO4 + 2MnSO4 + 5Н3РО4 + ЗН2О

2NH3 + 2KMnO4 = N2 + 2MnO2 + 2KOH + 2H2O

реагирует с простыми веществами:

оксид серы (IV) может быть доокислен кислородом:

2SO2 + O2 + 2H2O = 2H2SO4

и выступать в роли окислителя:

SO2 + 2H2S = 3S + 2H2O

Концентрированная серная кислота проявляет окислительные свойства:

Cu + H2SO4 = CuSO4 + SO2 +2H2O

4Mg + 5H2SO4 = 4MgSO4 + H2S + 4H2O

Са3(Р04)2 + 5С + 3SiO2 = 3CaSiO3 + 5СО + 2Р

реагируют с галогенами:

2Fe + 3Cl2 = 2FeCl3

Алюминий без оксидной пленки растворяется в воде:

Al (без оксидной пленки) + Н2О = Al(OH)3 + 3/2 H2­

методы получения металлов:

Fe2O3 + CO = 2FeO + CO2­

FeO + CO = Fe + CO2­

CuO + H2 = Cu + H2O

Гидроксид железа (II) может быть легко доокислен пероксидом водорода:

2Fe(OH)2 + H2O2 = 2Fe(OH)3

2FeS2 + O2 = Fe2O3 + 4SO2­

Горение органических веществ

2С10Н22 + 31O2 = 20CО2 + 22H2О

Методы получения алканов из простых веществ:

сплавлением солей щелочных металлов с щелочами:

СН3СООК + КОН ® СН4 + К2СО3

Химические свойства алканов — промышленное окисление метана:

CH4 + O2 = CH2O + H2O

Взаимодействие алканов с галогенами:

С2Н6 + Сl2 С2Н5Сl + НСl

Реакция со спиртовыми растворами щелочей:

С6Н5-СНВг-СН3 + КОН С6Н5СН=СН2 + КВг + Н2О

с водными растворами щелочей:

С6Н5-СНВг-СН3 + КОН (водн.) ® С6Н5-СНОН-СН3 + KBr

C6H5Br + KOH ® C6H5OH + KBr

По правилу Зайцева водород отщепляется от наименее гидрированного атома

Из дигалогеналканов можно получить алкины:

СН2=СН2 + Н2О ® СН3СН2ОН

С водным раствором перманганата калия без нагревания образуют гликоли (двухатомные спирты)

ЗС6Н5СН=СН2 + 2КМnО4 + 4Н2О ® ЗС6Н5СН(ОН)-СН2ОН + MnO2Ї + 2KOH

промышленный способ получения ацетилена

2СН4 ® С2Н2 + ЗН2

карбидный способ получения ацетилена:

CaC2 + 2H2O = Ca(OH)2 + C2H2

реакция Кучерова — альдегид можно получить только из ацетилена:

С2Н2 + Н2О СН3СНО

Реакция алкинов с концевой тройной связью с аммиачным раствором оксида серебра:

2CH3-CH2-CєCH + Ag2O 2CH3-CH2-CєCAg +H2O

использование полученных продуктов в органическом синтезе:

CH3-CH2-CєCAg + C2H5Br ® CH3-CH2-CєC-C2H5 + AgBr

Бензол и его производные

Получение бензола из алкенов:

3C2H2 C6H6

Нитрование бензола и его производных в присутствие серной кислоты

C6H6 + HNO3 ® C6H5-NO2 + H2O

карбоксильная группа является ориентантом второго рода

реакция бензола и его производных с галогенами:

C6H6 + Cl2 C6H5Cl + HCl

С6Н5С2Н5 + Вг2 С6Н5-СНВг-СН3 + НВг

C6H6 + С2Н5С1 C6H5C2H5 + НС1

C6H6 + CH2=CH-CH3 ® C6H5-CH(CH3)2

Окисление бензола перманганатом калия в присутствии серной кислоты при нагревании:

5C6H5-CH3 + 6KMnO4 + 9H2SO4 = 5C6H5-COOH + 3K2SO4 + 6MnSO4 + 14H2O

Промышленный способ получения метанола:

при нагревании с серной кислотой в зависимости от условий могут образовываться простые эфиры:

2С2Н5OH C2Н5ОС2Н5 + Н2О

2С2Н5OH CH2=CH2 + H2O

спирты реагируют с щелочными металлами:

С2Н5OH + Na ® C2H5ONa + Ѕ H2

СН3СН2ОН + НСl ® CH3CH2Cl + H2O

с оксидом меди (II):

СН3СН2ОН + СuO ® CH3CHO + Cu + H2O

более сильная кислота вытесняет более слабые из их солей:

C2H5ONa + HCl ® C2H5OH + NaCl

при нагревании смеси спиртов с серной кислотой образуются несимметричные простые эфиры:

Образуют с аммиачным раствором оксида серебра серебряное зеркало:

CH3CHO + Ag2O CH3COONH4 + 2Ag

реагируют со свежеосажденным гидроксидом меди (II):

CH3CHO + 2Cu(OH)2 ® CH3COOH + 2CuOH + H2O

могут быть восстановлены до спиртов:

CH3CHO + H2 ® CH3CH2OH

окисляются перманганатом калия:

ЗСН3СНО + 2КМnО4® 2СН3СООК + СН3СООН + 2МnО2 + Н2О

можно получить восстановлением нитросоединений в присутствии катализатора:

C6H5-NO2 + 3H2 = C6H5-NH2 + 2H2O

реагируют с кислотами:

C6H5-NH2 + HC1 =[C6H5-NH3]C1

Глюкозу можно получить гидролизом крахмала или целлюлозы:

(С6Н10О5)n + n H2O = nC6H12O6

Для глюкозы характерно спиртовое брожение:

C6H12O6 ® 2C2H5OH + 2CO2

реакция серебряного зеркала:

C6H12O6+Ag2O 2AgЇ+C6H12O7

Аминокислоты реагируют как с кислотами:

H2N-CH-COOH+HCl ® Cl — H3N+-CH-COOH

так и c щелочами:

соли аминокислот также способны участвовать в реакциях обмена в водном растворе:

Cl — H3N+-CH-COOH+NaOH ® H2N-CH-COOH +NaCl + H2O

Cl — H3N+-CH-COOH+2NaOH ® H2N-CH-COONa +NaCl + 2H2O

H2N-CH-COONa+HCl ® H2N-CH-COOH +NaCl

H2N-CH-COONa+2HCl ® Cl — H3N+-CH-COOH +NaCl

Варианты ЕГЭ по химии

Об экзамене

Химию нельзя сдать на высокий балл, просто выучив теорию. Химию надо любить. И любить всем сердцем, чтобы тот безграничный объем информации ровным слоем уложился в голове. А когда мы говорим о будущем, о профессиях, которые будут востребованы долгие годы, то практически все направления, которые связаны с химией, с рынка труда никуда не уйдут. Потребность в “химических мозгах” стабильно растет. Поэтому если вы чувствуете, что есть хоть какая-то предрасположенность к данной науке, не поленитесь и попробуйте себя. И если все получится, то вам откроется безграничное поле для новых открытий и свершений. Меняйте себя и мир вокруг!

Структура

Часть 1 содержит 29 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 5 заданий высокого уровня сложности, с развернутым ответом (порядковые номера этих заданий: 30, 31, 32, 33, 34). На выполнение всех заданий отводится 3,5 часа.

Дополнительные материалы и оборудование

К каждому варианту экзаменационной работы прилагаются следующие материалы:

− Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;

− таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде;

− электрохимический ряд напряжений металлов.

Во время выполнения экзаменационной работы разрешается использовать непрограммируемый калькулятор.

Пояснения к оцениванию заданий

За правильный ответ на каждое из заданий 1–8, 12–16, 20, 21, 27–29 ставится 1 балл. Задание считается выполненным верно, если экзаменуемый дал правильный ответ в виде последовательности цифр или числа с заданной степенью точности.

Задания 9–11, 17–19, 22–26 считаются выполненными верно, если правильно указана последовательность цифр. За полный правильный ответ в заданиях 9–11, 17–19, 22–26 ставится 2 балла; если допущена одна ошибка, – 1 балл; за неверный ответ (более одной ошибки) или его отсутствие – 0 баллов.

Задания части 2 (с развёрнутым ответом) предусматривают проверку от трёх до пяти элементов ответа. Задания с развёрнутым ответом могут быть выполнены выпускниками различными способами. Наличие каждого требуемого элемента ответа оценивается 1 баллом, поэтому максимальная оценка верно выполненного задания составляет от 3 до 5 баллов в зависимости от степени сложности задания: задание 30 – 3 балла; 31 – 4 балла; 32 – 5 баллов; 33 – 4 балла; 34 – 4 балла. Проверка заданий части 2 осуществляется на основе сравнения ответа выпускника с поэлементным анализом приведённого образца ответа.

Теория по химии

ЕГЭ по химии выбирают те выпускники, которые планируют связать свою будущую профессиональную деятельность с наукой, медициной, ветеринарией, промышленностью, фармакологией, агрономией и селекцией. Для того, чтобы сдать его успешно необходимо владеть хорошими знаниями, основанными на всех темах, пройденных за годы обучения в школе.

Особенности подготовки

Для сдачи единого государственного экзамена по химии нужно:

  • уверенно владеть теорией;
  • уметь читать и составлять формулы веществ;
  • обладать практическими навыками для решения химических уравнений и задач;
  • ориентироваться в наглядных материалах – таблицах, схемах.

Чтобы знания по предмету были комплексными и основательными, выбирайте разные методики подготовки:

  • используйте материалы школьных учебников за все годы изучения предмета – особое внимание уделяйте сложным и объемным темам;
  • читайте дополнительную специализированную литературу – более глубокие знания помогут быстрее найти правильные ответы на экзамене;
  • решайте онлайн тесты – это даст возможность закрепить полученные знания и выработать навык качественного заполнения экзаменационных бланков.

К тому же, решение тестов позволит выявить слабые моменты в знаниях и подойти к восполнению пробелов осознанно и целенаправленно.

На какие темы обратить внимание?

Экзамен по химии направлен на проверку всех тем школьного курса. При подготовке обратите внимание на теоретические материалы по:

  • строению атома;
  • характеристике химических элементов;
  • классификации, свойствам неорганических веществ;
  • оксидам и их свойствам;
  • особенностям органических соединений;
  • классификации химических реакций;
  • расчетам массовых долей, массы или объема веществ в растворах и соединениях;
  • химическим связям;
  • свойствам простых веществ, оснований, кислот, солей, углеводородов, спиртов, альдегидов, кислот и других;
  • взаимосвязям классов неорганических веществ.

На заметку

Чередуйте беглое повторение легких тем с доскональным изучением сложных – переключение деятельности позволит повысить качество подготовки;

Не перегружайте мозг однотипной информацией – дополняйте тексты формулами, цифровыми выражениями;

Делайте записи и прорисовывайте схемы – это поможет разложить «по полочкам» даже самые сложные темы.


источники:

http://neznaika.info/ege/chemistry/

http://examer.ru/ege_po_himii/teoriya