Все уравнения реакций по химии с водой

Вода: строение и свойства

Вода — строение молекулы, химические и физические свойства. Взаимодействие с простыми веществами (металлами и неметаллами), и со сложными веществами.

Физические свойства

Молекулы воды связаны водородными связями: nH2O = (Н2O)n, поэтому вода жидкая в отличие от ее газообразных аналогов H2S, H2Se и Н2Те.

Химические свойства

1. Вода реагирует с металлами и неметаллами .

1.1. С активными металлами вода реагирует при комнатной температуре с образованием щелочей и водорода :

2Na + 2H2O → 2NaOH + H2

  • с магнием реагирует при кипячении:
  • алюминий не реагирует с водой, так как покрыт оксидной плёнкой. Алюминий, очищенный от оксидной плёнки, взаимодействует с водой, образуя гидроксид:
  • металлы, расположенные в ряду активности от Al до Н , реагируют с водяным паром при высокой температуре, образуя оксиды и водород:
  • металлы, расположенные в ряду активности от после Н , не реагируют с водой:

Ag + Н2O ≠

2. Вода реагирует с оксидами щелочных и щелочноземельных металлов , образуя щелочи (с оксидом магния – при кипячении):

3. Вода взаимодействует с кислотными оксидами (кроме SiO2):

4. Некоторые соли реагируют с с водой. Как правило, в таблице растворимости такие соли отмечены прочерком :

Например , сульфид алюминия разлагается водой:

5. Бинарные соединения металлов и неметаллов , которые не являются кислотами и основаниями, разлагаются водой.

Например , фосфид кальция разлагается водой:

6. Бинарные соединения неметаллов также гидролизуются водой.

Например , фосфид хлора (V) разлагается водой:

6. Некоторые органические вещества гидролизуются водой или вступают в реакции присоединения с водой (алкены, алкины, алкадиены, сложные эфиры и др.).

Урок химии. Химические свойства воды.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

8 класс. Урок № 35.

Тема. Химические свойства воды.

Цель урока: изучить с обучающимися химические свойства воды. Научить записывать уравнения реакций воды с активными металлами, оксидами металлов и неметаллов.

Планируемые результаты обучения

1) личностные. Ф ормировать ответственное отношение к обучению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

2) метапредметные. Развивать умение применять знаки и символы для решения учебных и познавательных задач.

3) предметные. Уметь составлять уравнения реакций воды с активными металлами, а также оксидами металлов и неметаллов.

Демонстрационный опыт №12. Взаимодействие воды с металлами (натрием, магнием).

Демонстрационный опыт №13. Взаимодействие воды с оксидами кальция, фосфора, углекислым газом. Испытание полученных растворов индикаторами.

Оборудование: периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, таблица растворимости кислот, оснований, солей, мультимедиа доска, комплект реактивов и химической посуды для выполнения демонстрационных опытов, учебник «Х имия. 8 класс. / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. — М.: Просвещение, 2014».

1. Организация начала урока.

Проверяю готовность класса к уроку, отмечаю отсутствующих, записываем число и « Классная работа» .

Просмотр наличия выполнения домашнего задания, один обучающийся на доске записывает ответы домашнего задания для самопроверки правильности.

2. Актуализация опорных знаний обучающихся. Подготовка к усвоению нового материала.

2.1. На рабочих местах фронтальная беседа по вопросам (демонстрация вопросов на мультимедиа доске).

1. Какие простые вещества мы изучили?

2. Назовите формулы простых веществ кислорода и водорода.

3. Приведите примеры соединений, содержащих атомы водорода и запишите их формулы.

4. В результате каких реакций можно получить водород?

5. Что называют химической реакцией?

6. Какие типы реакций Вы знаете?

2.2. Объявляются (и комментируются) оценки за практическую работу.

3. Формулирование темы урока при участии обучающихся.

— На предыдущем уроке мы выполняли практическую работу по приготовлению растворов солей.

— Вы заметили главную особенность растворов — свойства воды и свойства соли в растворе сохраняются.

— То есть, приготовление растворов — это физическое явление.

— А возможно ли такое взаимодействие с водой, при котором образуются новые вещества, то есть будет протекать химическая реакция между водой и веществом?

— Как можно сформулировать тему урока в этом случае?

Обучающиеся формулируют возможную тему урока.

— Запишите тему нынешнего урока: Химические свойства воды.

4. Формулирование целей и задач урока при помощи обучающихся. Мотивация учебной деятельности.

— изучить взаимодействие воды с другими веществами, в результате которого образуются новые химические вещества;

— научиться составлять уравнения химических реакций воды с различными простыми и сложными веществами;

— повторить алгоритм составления уравнений химических реакций;

— ф ормировать ответственное отношение к обучению, готовность и способность к саморазвитию.

5. Изучение нового материала. Химические реакции.

5.1. Разложение под действием электрического тока или сильного нагревания (около 2000 о С).

В результате реакции образуются прозрачные газообразные вещества — водород и кислород

Демонстрационный опыт №12. Взаимодействие воды с металлами (натрием, магнием).

Вода при комнатной температуре легко вступает в реакцию с активными металлами. При этом атом металла замещает один из атомов водорода, вытесняя его из воды с последующим образованием газообразного водорода. Также образуются хорошо растворимые в воде гидроксиды металлов.

2 Na + 2 HOH = 2 NaOH + H 2

С a + 2 HOH = С a ( OH ) 2 + H 2

5.3. Взаимодействие с металлами средней активными ( Mg , Zn , Fe ).

Вода при повышенной температуре (500 – 600 о С) вступает в реакцию с металлами средней активности. При этом атом металла замещает атомы водорода, вытесняя их из воды в виде газообразного водорода. Также образуются оксиды металлов.

М g + HOH = MgO + H 2

Zn + HOH = ZnO + H 2

Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А

Демонстрационный опыт №13. Взаимодействие воды с оксидами кальция, фосфора, углекислым газом. Испытание полученных растворов индикаторами.

Вода при комнатной температуре легко вступает в реакцию со сложными веществами — оксидами активных металлов:

С aO + H 2 O = С a ( OH ) 2

При добавлении к образующемуся раствору гидроксида металла (щелочи) раствора красного лакмус а весь объём раствора становится синим , а прозрачный раствор фенолфталеин а становится малиновым.

Вода при комнатной температуре легко вступает в реакцию со сложными веществами — оксидами неметаллов:

Вода вступает в реакцию с оксидом фосфора ( V ) при комнатной температуре:

При нагревании или с горячей водой реакция протекает по-другому:

При добавлении к образующемуся раствору кислоты раствора синего лакмус а весь объём раствора становится красным , а прозрачный раствор фенолфталеин а не изменяет свой цвет.

5.6. Взаимодействие с некоторыми неметаллами при нагревании.

Водяной пар при температуре свыше 1000°C взаимодействует с раскаленным коксом (углём) с образованием водяного газа (смесь водорода и оксида углерода (II) – угарного газа).

6. Первичное закрепление изученного материала.

6.1. Игра «Найди пару». К формуле простого или сложного вещества найдите соответствующую формулу продукта реакции его с водой.

Г) Na 4) С a ( OH ) 2

7. Закрепление, обсуждение и коррекция изученного материала.

Обсуждение правильности выполнения заданий игры, повторение химических свойств воды.

8. Подведение итогов занятия.

Подводится итог-обобщение изученного на уроке материала.

Объявление оценок, полученных обучающимися за урок.

9. Задаётся и объясняется домашнее задание.

— Ребята! Запишите, пожалуйста, домашнее задание к следующему уроку (задание появляется на мультимедиа доске или записано на обороте обычной доски):

Учить §32 (с.107, 108) (химические свойства воды),

Вода в химии и её элементный состав, молекулярное строение, формула и молярная масса с примерами

Содержание:

Вода ее элементный состав, молекулярное строение, формула и молярная масса:

Вода — одно из важнейших химических соединений, широко распространенное на земном шаре.

Вода — это сложное вещество, состоящее из двух атомов водорода и одного атома кислорода (рис. 29).

Молекулярная формула воды —

Относительная молекулярная масса воды равна сумме относительных атомных масс водорода и кислорода:

Следовательно, масса 1 моля воды — 18 г, а молярная масса воды — 18 г/моль.

Вода и её физические свойства

Чистая вода — прозрачная жидкость без цвета, вкуса и запаха. Вкус и запах воде придают растворенные в ней примеси. Многие физические свойства воды очень своеобразны. При соответствующих обстоятельствах они являются аномальными, т.е. отклоняются от привычных. Например, плотность воды при переходе из твердого состояния (лед) в жидкое не уменьшается, как у большинства веществ, а увеличивается (рис. 30). Плотность растет и при нагревании воды от 0°С до + 4°С, достигая своего максимума — или 1 г/мл.

Еще одно свойство воды — это ее высокая теплоемкость (4,18 Дж/кг) (для сравнения: у песка —

0,79; известняка — 0,88; поваренной соли — 0,88; глицерина — 2,43; этилового спирта — 2,85). Поэтому вода в ночное время или при переходе от летнего сезона к зимнему медленно остывает, а в дневное время и при смене зимы летом так же медленно нагревается.

Вода замерзает при 0°С (при этой же температуре лед начинает таять) и превращается в пар (кипит) при 100°С.

Вода, являясь универсальным растворителем, растворяет многие органические и неорганические вещества.

Вода и её химические свойства

Молекулы воды очень устойчивы к нагреванию, но при температуре выше 1000°С пары воды начинают разлагаться на водород и кислород:

Реакционная способность воды очень велика.

Активные металлы, взаимодействуя с водой, выделяют из нее водород:

Рис. 30. Вода и лед

При взаимодействии с водой оксидов многих металлов и неметаллов образуются основания и кислоты:

Некоторые соли образуют с водой соединения, называемые кристаллогидратами:

Нагретое железо вступает в реакцию с парами воды:

Вода катализирует ряд химических процессов: при ее отсутствии «гремучий газ» не взрывается даже при высокой температуре, угарный газ не горит в кислороде, натрий и фосфор не окисляются на воздухе, не взаимодействуют с хлором и не происходит травления стекла фтористым водородом.

Распространение воды в природе

Три четверти поверхности земного шара покрыто водой в виде океанов, морей, озер, рек. Вода распространена в атмосфере в виде паров, на горных вершинах и полюсах — в виде ледников и снега. Существуют также подземные воды, увлажняющие почву и горные породы.

Объем Мирового океана составляет . На него приходится 97,2% всей воды на Земле. Вода в виде ледников на полюсах и горных вершинах составляет 2,1%, подземные грунтовые воды и пресная вода рек и озер — 0,6%, колодезная и соленая вода — 0,1%.

Вода имеет огромное значение в жизни растений, животных и людей. По современным представлениям, происхождение и развитие жизни на Земле было связано с морем. Вода — это среда, которая обеспечивает жизнедеятельность каждого организма посредством химических процессов, в ней протекающих. Кроме того, вода сама участвует в ряде биохимических процессов.

Аномальные физические свойства воды имеют важное значение в обеспечении жизненных процессов. Если бы плотность воды при переходе из жидкого состояния в твердое изменялась так же, как и у других веществ, то с приходом зимы поверхность воды, замерзая при 0°С, оседала бы ниже и уступала бы свое место более теплому слою, который также замерзал бы и оседал на дно. Таким образом вся вода превратилась бы в лед и многие формы жизни прекратили бы свое существование.

Но то, что вода при +4°С обладает максимальной плотностью, не дает происходить подобному явлению, так как обладающий меньшей плотностью лед остается на поверхности воды и предохраняет от замерзания более глубокие теплые слои.

Высокая теплоемкость воды также имеет большое значение для жизни на Земле. На нагревание воды необходимо затратить больше энергии, чем на нагревание любого другого вещества, т.е. вода, поглотившая тепло, нагревается при более низкой температуре, чем любая другая жидкость. Одна третья часть поглощаемой энергии Солнца расходуется на испарение воды Мирового океана и других водных бассейнов.

Вода выполняет специфическую роль терморегулятора и тем самым обеспечивает нормальную жизнедеятельность на поверхности Земли. Водные ресурсы земного шара могут быть как солеными, так и пресными, но все они имеют важное значение для промышленности.

Промышленность приспособлена для потребления в основном пресной воды. По имеющимся сведениям, в год на одного жителя планеты приходится в среднем 8000 л воды. Это количество воды используется как в бытовых, так в сельскохозяйственных и промышленных целях.

Только 10% расходуемой воды приходится на бытовые расходы, а остальное количество затрачивается на промышленность и сельское хозяйство. Для получения 1 кг сахара необходимо 400 л воды, для обработки 1 кг зерна — 1500 л, а для получения 1 кг синтетической резины необходимо примерно 2500 л воды.

В промышленности вода в основном используется как растворитель, охладитель и очиститель.

Пресная вода широко используется в сельском хозяйстве для полива полей и питья в животноводстве.

Повсеместное использование воды в промышленности связано с проблемами возникновения сточных вод и загрязнения окружающей среды. Для решения этих проблем необходим комплексный подход.

Не забывайте, что вода является бесценным богатством!

Меры по сохранению водных ресурсов от загрязнения

Для жизнедеятельности (т.е. для бытовых нужд, сельского хозяйства и промышленности) используют воды озер, рек, подземные воды и воды искусственных водоемов. Для водообеспечения большое значение имеет сохранение чистоты воды, которая загрязняется, проходя через систему канализационных сетей, промышленных предприятий, подвергаясь «обработке» путем смыва химических средств с полей.

Возвращаемые в водоемы сточные воды должны проходить соответствующую очистку, поскольку они могут быть загрязнены выбросами ферм, мусоросборников, городской канализацией, дренажными водами, остатками минеральных удобрений, инсектицидами, гербицидами, отходами больниц, торговых предприятий, общественного питания, заводов, фабрик и лабораторий. Такие воды должны быть подвергнуты многоступенчатой очистке. Сначала вода пропускается через механические фильтры, на которых задерживаются песок и другие частицы. Мелкие же частицы и многие бактерии осаждаются путем добавления в воду сначала извести, а затем сульфата алюминия. При пропускании воздуха через такую воду в ней усиливается разложение органических веществ. На последней стадии, чтобы очистить воду от бактерий, ее обрабатывают озоном или хлором. После такой стерилизации воду можно использовать для потребления.

При применении данного метода очистки вода очищается от вредных веществ. Но в некоторых случаях появляется необходимость ее очистки от ионов кальция и магния, повышающих жесткость воды. Эти ионы в сочетании с мылом образуют в воде нерастворимые соединения, отрицательно влияющие на эффективность синтетических моющих веществ. Такая вода при кипячении дает накипь. Многие подземные воды подвергаются такой очистке, потому что в результате взаимодействия известняка, а также других соединений магния и кальция содержание их ионов в воде возрастает. Эта вода обрабатывается гашеной или негашеной известью, а также содой. Потом проводят ее обработку квасцами. Такая вода полностью готова к употреблению.

Для очистки сточных вод существует особый способ, состоящий из трех стадий. На первой стадии очистку проходят 30% воды, на второй 60%, 10% воды не подвергаются очистке. При этом на первой стадии фильтрованием отделяются крупные твердые частицы, 60% которых могут выпасть в осадок. Если не подвергать такую воду вторичной очистке, то следует провести ее обеззараживание хлором и отправить в водоем.

При вторичной очистке посредством воздуха разлагаются органические вещества, увеличивается количество аэробных бактерий, которые, питаясь остатками органических веществ, очищают воду. Затем они осаждаются, а вода подвергается обработке хлором и сливается в водоем. На этой стадии можно осадить до 90% твердых частиц.

Вода, прошедшая первичную и вторичную обработку, может содержать значительное количество соединений фосфора и азота, что приводит к размножению водорослей в водоемах. Помимо этого, многие химические вещества, содержащиеся в сточных водах, пройдя эти стадии очистки, могут снова загрязнять окружающую среду и водные бассейны.

Однако полная очистка воды от многих металлов и органических веществ — очень дорогостоящая процедура. Поэтому вода в незначительных количествах подвергается третичной обработке, при которой с помощью специальных средств такие примеси ликвидируются.

Вода — один из лучших растворителей

Вода имеет огромное значение в жизни и практической деятельности человека. Процесс усвоения пищи связан с переводом питательных веществ в растворимые формы посредством воды. Все физиологически важные жидкости (кровь, лимфа и др.) — водные растворы. В основе многих сфер производственной деятельности лежат процессы, в которых используются водные растворы.

Жидкие растворы — это жидкие гомогенные (однородные) системы, состоящие из двух или более компонентов.

Общая поверхность Земли составляет 510100000, 375000000 из них покрыто водой. Масса океанических и морских вод составляет (не учитывая растворенные в них соли) 1,4-1018 т, пресной воды суши и ледников — 4-1015 т; воды, входящей в состав живых организмов, почвы и горных пород, — 1017 т. В теле человека весом 70 кг содержится 49 кг воды, тела некоторых медуз содержат 98% воды.

В природе вода широко распространена в виде растворенных в ней солей. Такие реки, как Ганг или Миссисипи, растворяют до 100 млн т солей в год, а все реки мира — 2,735 млрд т солей.

Почти все вещества растворяются в воде (рис. 31): некоторые — очень хорошо, другие — средне, а остальные — плохо.

Проходя через нижние слои атмосферы, дождевая вода может растворить значительное количество различных веществ. При выпаривании 1000 г дождевой воды остается 3—5 г твердого осадка.

Растворенные и попавшие в почву вещества, химически взаимодействуя с компонентами почвы и горных пород, активно участвуют в непрерывном процессе образования почвы и минералов, разрушения горных пород.

Рис. 31. Растворение различных веществ в воде:

1 — хлорид кальция; 2 — перманганат калия; 3 — пищевая соль; 4 — бихромат калия;5 — карбонат натрия; 6 — бертолетова соль

Рис. 32. Растворение сахара в воде

Вода — универсальный растворитель, который может растворять и газы (кислород, водород, углекислый газ и др.), и жидкости (спирт, кислоты и др.), и твердые вещества (соли, минералы и др.).

В воде растворяются в небольшом количестве даже те вещества, которые, казалось бы, совсем не растворяются в ней. К.В. Шееле, кипятя в течение 12 дней в колбе дистиллированную снеговую воду, отметил небольшое разъедание стенок колбы. А. Лавуазье, кипятя определенное количество воды в колбе в течение 101 дня, заметил, что масса сосуда уменьшилась на определенное число, а масса осадка, полученного после выпаривания воды, равняется этому числу. Следовательно, даже стекло незначительно растворяется в воде.

Способность вещества растворяться называется растворимостью.

Например, понаблюдаем растворение сахара в воде (рис. 32). При комнатной температуре (20°С) в 100 г воды может раствориться 200 г сахара. Большее количество сахара при этой температуре не растворится. Такой раствор называется насыщенным.

Мера растворимости определяется количеством вещества в насыщенном растворе при определенных условиях.

Растворимость определяется растворением вещества в 100 г растворителя. Если в растворителе растворяется больше 10 г вещества, то оно считается хорошо растворимым, если меньше 1 г — малорастворимым, если меньше 0,01 г — практически нерастворимым.

Растворимость многих твердых веществ возрастает с повышением температуры. Эту зависимость можно представить в виде графика (рис. 33).

Растворимость газов при повышении температуры уменьшается (при кипячении воды растворенные в ней газы выделяются).

Рис. 33. Кривые растворимости различных солей

Но повышение давления приводит к возрастанию их растворимости (открывая бутылку минеральной воды, мы уменьшаем давление внутри сосуда, и поэтому растворенный в ней углекислый газ начинает интенсивно выделяться).

Понятие о растворах и их концентрациях

Раствор — это однородная система, состоящая из растворителя, растворенного вещества и продуктов их взаимодействия.

Вещество в растворе измельчено до молекул, атомов или других частиц и равномерно распределено между молекулами растворителя, так как размеры частиц растворенного вещества составляют и меньше. Например, спиртовый раствор йода в аптеках представляет собой молекулы йода, распределенные между молекулами спирта. Это раствор, ничего не оставляющий на фильтре. Такие растворы называются истинными.

Растворы бывают жидкими, твердыми и газообразными. Примерами жидких растворов могут быть водные растворы соли, сахара, спирта; твердых растворов — золотометаллические изделия, сплавы типа дюралюминия; газообразных растворов — воздух или другие смеси газов.

При образовании растворов наблюдается выделение или поглощение тепла. Растворы могут хорошо проводить или не проводить электрический ток.

Растворы обладают свойствами как механических смесей, так и химических соединений (табл. 7).

При практическом применении растворов важное значение имеет точное определение количества вещества, растворенного в общей массе раствора.

Состав раствора (в частности, количество растворенного вещества) можно установить различными способами и выразить в размерных величинах (концентрациях).

Когда речь идет о компонентах раствора, под ними подразумеваются чистые вещества, при смешивании которых образуется раствор. При этом большее количество вещества принимается за растворитель, а меньшее — за растворенное вещество (рис. 34).

Эти термины были приняты для удобства, потому что при смешивании двух компонентов их нельзя строго разделять. При образовании раствора из чистой жидкости и твердого вещества обычно за растворитель принимается жидкий компонент. Независимо от того, что является растворенным веществом — газ, жидкость или твердое тело, — когда мы говорим о составе раствора, то обязаны учитывать отношение растворенного вещества к раствору. Это относительное количество называется концентрацией и выражается в различных величинах.

Обычно в химии концентрация выражается:

  • — в массовых долях вещества, растворенного в одной весовой части раствора;
  • — в процентах растворенного вещества, содержащегося в 100 г раствора;
  • — в молях или эквивалентах растворенного вещества, содержащегося в 1 л раствора.

Рис.34 Соли (а)и их растворы (б)

Массовая доля, процентная, молярная и нормальная концентрация вещества в растворе

Как уже было сказано при изучении предыдущей темы, при определении состава раствора необходимо учитывать природу и количество его компонентов.

Насыщенный раствор — это раствор, который при данной температуре не может растворить большего количества вещества.

Ненасыщенный раствор — это раствор, который при данной температуре продолжает растворять вещество.

Если количество растворенного вещества очень мало, то такой раствор называется разбавленным.

Если количество растворенного вещества будет достаточно высоким, то такой раствор называется концентрированным (рис. 35).

В химии в основном пользуются ненасыщенными растворами.

Рис. 35. Взаимодействие цинка с растворами серной кислоты различной концентрации

В химической практике для выражения количества растворенного вещества широко применяются следующие величины:

1. Массовая доля — отношение массы растворенного вещества к массе раствора , выражающееся обычно числами меньше 1:

2. Процентная концентрация (С%) — выражение в процентах отношения массы растворенного вещества ) к массе раствора . Здесь масса раствора принимается за 100%; следовательно, С%

При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org

Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи

Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей

Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.

Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.


источники:

http://infourok.ru/urok-himii-himicheskie-svojstva-vody-4119127.html

http://www.evkova.org/voda-v-himii