Все уравнения с дробями 4 класс

Решение уравнений с дробями

О чем эта статья:

5 класс, 6 класс, 7 класс

Понятие дроби

Прежде чем отвечать на вопрос, как найти десятичную дробь, разберемся в основных определениях, видах дробей и разницей между ними.

Дробь — это рациональное число, представленное в виде a/b, где a — числитель дроби, b — знаменатель. Есть два формата записи:

  • обыкновенный вид — ½ или a/b,
  • десятичный вид — 0,5.

Дробь — это одна из форм деления, записываемая с помощью дробной черты. Над чертой принято писать делимое (число, которое делим) — числитель. А под чертой всегда находится делитель (на сколько делим), его называют знаменателем. Черта между числителем и знаменателем означает деление.

Дроби бывают двух видов:

  1. Числовые — состоят из чисел. Например, 2/7 или (1,8 − 0,3)/5.
  2. Алгебраические — состоят из переменных. Например, (x + y)/(x − y). Значение дроби зависит от данных значений букв.

Дробь называют правильной, когда ее числитель меньше знаменателя. Например, 4/9 и 23/57.

Неправильная дробь — та, у которой числитель больше знаменателя или равен ему. Например, 13/5. Такое число называют смешанным — читается так: «две целых три пятых», а записывается — 2 3/5.

Основные свойства дробей

Дробь не имеет значения, если делитель равен нулю.

Дробь равняется нулю в том случае, если числитель равен нулю, а знаменатель отличен от нуля.

Дроби a/b и c/d называют равными, если a × d = b × c.

Если числитель и знаменатель дроби умножить или разделить на одно и то же натуральное число, то получится равная ей дробь.

Действия с дробями можно выполнять те же, что и с обычными числами: складывать, вычитать, умножать и делить. Также, дроби можно сравнивать между собой и возводить в степень.

Понятие уравнения

Уравнение — это математическое равенство, в котором неизвестна одна или несколько величин. Наша задача — найти неизвестные числа так, чтобы при их подстановке в пример получилось верное числовое равенство. Давайте на примере:

  • Возьмем выражение 4 + 5 = 9. Это верное равенство, потому что 4+5 действительно 9. Если бы вместо 9 стояло любое другое число — мы бы сказали, что числовое равенство неверное.
  • Уравнением можно назвать выражение 4 + x = 9, с неизвестной переменной x, значение которой нужно найти. Результат должен быть таким, чтобы знак равенства был оправдан, и левая часть равнялась правой.

Корень уравнения — то самое число, которое уравнивает выражения справа и слева, когда мы подставляем его на место неизвестной. В таком случае афоризм «зри в корень» — очень кстати при усердном решении уравнений.

Равносильные уравнения — это те, в которых совпадают множества решений. Другими словами, у них одни и те же корни.

Решить уравнение значит найти все его корни или убедиться, что корней нет.

Алгебраические уравнения могут быть разными, самые часто встречающиеся — линейные и квадратные. Расскажем и про них.

Линейное уравнение выглядит таках + b = 0, где a и b — действительные числа.

Что поможет в решении:

  • если а не равно нулю, то у уравнения единственный корень: х = −b : а;
  • если а равно нулю, а b не равно нулю — у уравнения нет корней;
  • если а и b равны нулю, то корень уравнения — любое число.
Квадратное уравнение выглядит так:ax 2 + bx + c = 0, где коэффициенты a, b и c — произвольные числа, a ≠ 0.

Понятие дробного уравнения

Дробное уравнение — это уравнение с дробями. Да, вот так просто. Но это еще не все. Чаще всего неизвестная стоит в знаменателе. Например, вот так:

Такие уравнения еще называют дробно-рациональными. В них всегда есть хотя бы одна дробь с переменной в знаменателе.

Если вы видите в знаменателях числа, то это уравнения либо линейные, либо квадратные. Решать все равно нужно, поэтому идем дальше. Примеры:

На алгебре в 8 классе можно встретить такое понятие, как область допустимых значений — это множество значений переменной, при которых это уравнение имеет смысл. Его используют, чтобы проверить корни и убедиться, что решение правильное.

Мы уже знаем все важные термины, их определения и наконец подошли к самому главному — сейчас узнаем как решить дробное уравнение.

Как решать уравнения с дробями

1. Метод пропорции

Чтобы решить уравнение методом пропорции, нужно привести дроби к общему знаменателю. А само правило звучит так: произведение крайних членов пропорции равно произведению средних. Проверим, как это работает.

Итак, у нас есть линейное уравнение с дробями:

В левой части стоит одна дробь — оставим без преобразований. В правой части видим сумму, которую нужно упростить так, чтобы осталась одна дробь.

После того, как в левой и правой части осталась одна дробь, можно применить метод пропорции и перемножить крест-накрест числители и знаменатели.

2. Метод избавления от дробей

Возьмем то же самое уравнение, но попробуем решить его по-другому.

В уравнении есть две дроби, от которых мы очень хотим избавиться. Вот, как это сделать:

  • подобрать число, которое можно разделить на каждый из знаменателей без остатка;
  • умножить на это число каждый член уравнения.

Ищем самое маленькое число, которое делится на 5 и 9 и без остатка — 45 как раз подходит. Умножаем каждый член уравнения на 45 и избавляемся от знаменателей. Вуаля!

Вот так просто мы получили тот же ответ, что и в прошлый раз.

Что еще важно учитывать при решении

  • если значение переменной обращает знаменатель в 0, значит это неверное значение;
  • делить и умножать уравнение на 0 нельзя.

Универсальный алгоритм решения

Определить область допустимых значений.

Найти общий знаменатель.

Умножить каждый член уравнения на общий знаменатель и сократить полученные дроби. Знаменатели при этом пропадут.

Раскрыть скобки, если нужно и привести подобные слагаемые.

Решить полученное уравнение.

Сравнить полученные корни с областью допустимых значений.

Записать ответ, который прошел проверку.

Курсы по математике от Skysmart помогут закрепить материал и разобраться в сложных темах.

Примеры решения дробных уравнений

Чтобы стать успешным в любом деле, нужно чаще практиковаться. Мы уже знаем, как решаются дробные уравнения — давайте перейдем к решению задачек.

Пример 1. Решить дробное уравнение: 1/x + 2 = 5.

  1. Вспомним правило х ≠ 0. Это значит, что область допустимых значений: х — любое число, кроме нуля.
  2. Отсчитываем справа налево в числителе дробной части три знака и ставим запятую.
  3. Избавимся от знаменателя. Умножим каждый член уравнения на х.

Решим обычное уравнение.

Пример 2. Найти корень уравнения

  1. Область допустимых значений: х ≠ −2.
  2. Умножим обе части уравнения на выражение, которое сократит оба знаменателя: 2(х+2)
  3. Избавимся от знаменателя. Умножим каждый член уравнения на х.

Переведем новый множитель в числитель..

Сократим левую часть на (х+2), а правую на 2.

Пример 3. Решить дробное уравнение:

    Найти общий знаменатель:

Умножим обе части уравнения на общий знаменатель. Сократим. Получилось:

Выполним возможные преобразования. Получилось квадратное уравнение:

Решим полученное квадратное уравнение:

Получили два возможных корня:

Если x = −3, то знаменатель равен нулю:

Если x = 3 — знаменатель тоже равен нулю.

  • Вывод: числа −3 и 3 не являются корнями уравнения, значит у данного уравнения нет решения.
  • Урок математики в 4-м классе по теме: «Дроби»

    формирование знаний, умений, навыков действий с дробями;

    развитие памяти логического мышления, воображения, внимания, речи, математических навыков вычисления;

    воспитание чувства ответственности, коллективизма, взаимопомощи, аккуратности, самостоятельности, дисциплины, наблюдательности.

    Оборудование: модели долей демонстрационная и раздаточная, заготовка-круг, танграмм, схемы задач, таблицы с дробями.

    I. Организационный момент.

    II. Сообщение темы урока.

    – Тема нашего урока. Вот беда. Пропала тема. Никто не видел? Придется вам ее восстановить. Давайте решим примеры, и ответы запишем в порядке возрастания.

    III. Устный счет.

    Расположить примеры в порядке возрастания ответов и прочесть получившееся слово.

    О 12000 : 4000 х 7 х 10 = (210);

    Б 720 : 90 x 10 x 8 = (640);

    И 90 x 30 : 100 x 1000 = (27000);

    На доске появляется название темы: «Дроби».

    IV. Постановка цели урока

    Сценка “ Буратино на уроке у Мальвины.”

    – А сейчас Буратино мы займемся арифметикой.
    – Вот вам яблоко (дает). Представьте, что к вам подошел Некто просит поделиться яблоком. Сколько достанется каждому?
    – Нисколько! Я не дам Некто яблока, хоть он со мной дерись!
    – Буратино, подумайте внимательно. Вам не надо отдавать яблоко, вам надо его поделить. (Буратино думает.)
    – Никак не делится. Вот если бы у меня было 2 яблока, то может быть и можно было бы поделить, и то вряд ли, а одно, ну ни как не делится.
    – Нет в арифметике такого действия, чтобы одно яблоко на двоих делить.
    – Буратино, у вас нет никаких способностей к арифметике. Придется вас отправить в 4 “А” класс. У них как раз это изучают.

    – Что, ребята, поможем Буратино?

    V. Формирование знаний, умений и навыков.

    1) Деление на доли.

    Нам часто в жизни приходится делить целое на части. Представьте, что к вам пришли гости, а у вас 1 торт. Как быть? Надо делить его поровну. Возьмите на столе модель “торта” (круг).

    Учитель показывает, дети повторяют.

    К I-у варианту пришло 3 гостя + хозяин. Делим на 4 части. А ко II-у варианту пришло 7 гостей + хозяин. Делим на 8 частей. Разрезаем по линии сгиба на части. Доли получили, а как это записать? С помощью, каких таких знаков? Для звуков мы используем буквы, для записи чисел – цифры, а как записать доли? Доли мы запишем с помощью дробей.

    Дробь – это одна или несколько равных долей, записанных с помощью двух натуральных чисел, разделенных чертой

    , где – m числитель, а n – знаменатель.

    Вывешивается запись на доске, а дети записывают в тетрадь.

    – Теперь давайте запишем дроби.

    – На сколько частей делили? Записываем под чертой.
    – Сколько таких частей взяли? Пишем над чертой.

    2) Запись дробей.

    – На сколько равных частей поделена фигура?
    – Сколько частей закрашено?
    – Сколько частей незакрашено?
    – Как записать с помощью дроби?

    3) Закрашивание дробей.

    – На сколько частей поделена фигура?
    – Сколько надо закрасить?
    – Что вам об этом говорит? (Числитель и знаменатель)

    4) Чтение дробей.

    – На что указывает числитель дроби? (Сколько частей взято.)
    – На что указывает знаменатель дроби? (На сколько частей поделили.)

    5) Запись дробей с помощью знака «% «. Запись % с помощью дробей.

    6) Сравнение дробей.

    1 вариант: возьмите 1/4 часть;

    2 вариант: возьмите 1/8 часть;

    – У кого больше? Что мы видим?

    Дети сравнивают в парах способом наложения. Учитель на модели

    Вывод: чем больше знаменатель, при одинаковом числителе, тем меньше дробь, чем меньше знаменатель, при одинаковом числителе, тем больше дробь.

    VI. Соревнование по рядам у доски.

    Таблицы с дробями вывешиваются на доску. Детям предлагается только поставить знак между парой дробей.

    1/7 1/10;
    1/100 > 1/1000;
    1/4 > 1/5;
    1/9 > 1/13;
    1/17 2/9;
    7/16 > 3/16;
    9/2 1 5/40.

    Таблицы с дробями вывешиваются на доску. Детям предлагается только поставить знак между парой дробей.

    7) Сложение и вычитание дробей.

    – Возьмите 3/8 и уберите 1/8. Сколько осталось? (2/8.)
    – Возьмите 1/4 и прибавьте 2/4 , сколько получилось? (3/4) .

    Вывод: при одинаковых знаменателях дроби складывают и вычитают как натуральные числа.

    Таблицы с дробями вывешиваются на доску. Детям предлагается только записать ответ. От каждого ряда выходят ученики по очереди и записывают ответы. Проверка.

    I ряд

    1/8 + 1/4
    6/9 + 1/9
    7/10 + 3/10
    5/15 + 10/15

    II ряд

    10/11 — 7/11
    18/25 — 9/25
    16/30 — 15/30
    110/200 — 90/200

    III ряд

    19/27 — 16/27
    18/50 + 12/50
    24/70 — 13/70
    90/100 + 5/100

    8) Решение задач.

    – Что известно?
    – Что надо найти?
    – Как найти?

    Прошли 1/5 часть пути — 28 км,
    Осталось ? км.
    28 : 1 х 5 = 140 (км) — было,
    140 — 28 — 112(км) — ост.

    Ответ: 112 км.

    Гуляла — 1ч. 45 мин.
    Прятки — 1/3 ч. — ? мин.
    Парк-? мин
    1 ч. 45 мин. = 105 мин.
    1) 105 : 3 х 1 = 35(мин) — прятки;
    2) 105 — 35 = 70(мин) — парк.

    Ответ: 70 мин.

    VIII. Самостоятельная работа по рядам.

    В доме — ? квартир
    Одноком. — 12 кв. — 1/4 ч.
    12 : 1 х 4 = 48 (кв) в доме.
    Ответ: 48 кв.

    Было — 150 руб.
    Истрат. — 3/5 ч — ? р
    150 : 5 х З = 90 (р) — истр.
    Ответ: 90 р.

    Было — 90 маш.
    Уехало — 1/3 ч — ? маш.
    90 : 3 х 1 = 30 (м) уехало.
    Ответ: 30 машин.

    – Что нового узнали?
    – Что такое дробь?
    – Какая дробь больше?
    – Как складывают и вычитают дроби?
    – Сегодня получили оценки 20/4 и 20/5.

    Х. Дополнительный материал. Танграмм.

    – Определите сколько частей каждого цвета на рисунке и составьте свой рисунок.

    Детям раздаются карточки, где изображён с помощью 8 разноцветных треугольников рисунок, и даны отдельно ещё 8 разноцветных треугольников, что бы дети сами составили свой рисунок.

    “ Пришел из школы ученик
    И папе с мамой говорит:
    “Задачку задали у нас,
    Ее решал я целый час.
    И вышло у меня в ответе
    Два землекопа и две трети!”

    Как решать уравнения с дробями. Показательное решение уравнений с дробями.

    Решение уравнений с дробями рассмотрим на примерах. Примеры простые и показательные. С их помощью вы наиболее понятным образом сможете усвоить, как решать уравнения с дробями.
    Например, требуется решить простое уравнение x/b + c = d.

    Уравнения такого типа называется линейным, т.к. в знаменателе находятся только числа.

    Решение выполняется путем умножения обоих частей уравнения на b, тогда уравнение принимает вид x = b*(d – c), т.е. знаменатель дроби в левой части сокращается.

    Например, как решить дробное уравнение:
    x/5+4=9
    Умножаем обе части на 5. Получаем:
    х+20=45
    x=45-20=25

    Другой пример, когда неизвестное находится в знаменателе:

    Уравнения такого типа называются дробно-рациональными или просто дробными.

    Решать дробное уравнение бы будем путем избавления от дробей, после чего это уравнение, чаще всего, превращается в линейное или квадратное, которое решается обычным способом. Следует только учесть следующие моменты:

    • значение переменной, обращающее в 0 знаменатель, корнем быть не может;
    • нельзя делить или умножать уравнение на выражение =0.

    Здесь вступает в силу такое понятие, как область допустимых значений (ОДЗ) – это такие значения корней уравнения, при которых уравнение имеет смысл.

    Таким образом решая уравнение, необходимо найти корни, после чего проверить их на соответствие ОДЗ. Те корни, которые не соответствуют нашей ОДЗ, из ответа исключаются.

    Например, требуется решить дробное уравнение:

    Исходя из вышеуказанного правила х не может быть = 0, т.е. ОДЗ в данном случае: х – любое значение, отличное от нуля.

    Избавляемся от знаменателя путем умножения всех членов уравнения на х

    И решаем обычное уравнение

    5x – 2х = 1
    3x = 1
    х = 1/3

    Решим уравнение посложнее:

    Здесь также присутствует ОДЗ: х -2.

    Решая это уравнение, мы не станем переносить все в одну сторону и приводить дроби к общему знаменателю. Мы сразу умножим обе части уравнения на выражение, которое сократит сразу все знаменатели.

    Для сокращения знаменателей требуется левую часть умножить на х+2, а правую — на 2. Значит, обе части уравнения надо умножать на 2(х+2):

    Это самое обычное умножение дробей, которое мы уже рассмотрели выше

    Запишем это же уравнение, но несколько по-другому

    Левая часть сокращается на (х+2), а правая на 2. После сокращения получаем обычное линейное уравнение:

    х = 4 – 2 = 2, что соответствует нашей ОДЗ

    Для закрепления материала рекомендуем еще посмотреть видео.

    Решение уравнений с дробями не так сложно, как может показаться. В этой статье мы на примерах это показали. Если у вас возникли какие то трудности с тем, как решать уравнения с дробями, то отписывайтесь в комментариях.

    Если материал был полезен, вы можете отправить донат или поделиться данным материалом в социальных сетях:


    источники:

    http://urok.1sept.ru/articles/104561

    http://reshit.ru/Kak-reshat-uravneniya-s-drobyami