Задача гиа на уравнение окружности
В окружности с центром О проведены две хорды АВ и CD так, что центральные углы АОВ и СОD равны. На эти хорды опущены перпендикуляры ОК и OL. Докажите, что ОК и OL равны.
Треугольники АОВ и СОD равны по двум сторонам и углу между ними (AO = BO = CO = DO как радиусы окружности, ∠AOB = ∠COD по условию). Следовательно, высоты OK и OL равны как соответственные элементы равных треугольников.
Окружности с центрами в точках I и J пересекаются в точках A и B, причём точки I и J лежат по одну сторону от прямой AB. Докажите, что отрезки AB и IJ перпендикулярны.
Точка I равноудалена от A и B, поэтому она лежит на серединном перпендикуляре к отрезку AB. То же можно сказать и о J . Значит, IJ — серединный перпендикуляр к AB.
Задание 25 № 341422
Окружности с центрами в точках I и J пересекаются в точках A и B, причём точки I и J лежат по одну сторону от прямой AB. Докажите, что отрезки AB и IJ перпендикулярны.
Решение: IA и IB — радиусы окружности с центром в точке I => IA = IB => треугольник IAB — равнобедренный.
Проведем медиану IJ к стороне AB. Т.к. треугольник IAB — равнобедренный, то IJ также является высотой, проведённой AB => AB и IJ перпендикулярны, что и требовалось доказать.
В окружности с центром O проведены две равные хорды и MN. На эти хорды опущены перпендикуляры OH и OS. Докажите, что OH и OS равны.
Проведем ОK, ON, OL, OM — радиусы. Треугольники KOL и MON равны по трем сторонам, тогда высоты OH и OS также равны как элементы равных треугольников. Что и требовалось доказать.
В окружности через середину O хорды AC проведена хорда BD так, что дуги AB и CD равны. Докажите, что O — середина хорды BD.
Вписанные углы ADB, CBD , ACB и DAC опираются на равные дуги, значит, они равны.
Получаем, что треугольники СOВ и AOD подобны по двум углам; их коэффициент подобия равен AO:OC. Поскольку AO = OC , эти треугольники равны, следовательно, BO = OD.
Окружности с центрами в точках O1 и O2 не имеют общих точек, и ни одна из них не лежит внутри другой. Внутренняя общая касательная к этим окружностям делит отрезок, соединяющий их центры, в отношении m:n. Докажите, что диаметры этих окружностей относятся как m:n.
Проведём построения и введём обозначения, как показано на рисунке. Пусть Рассмотрим треугольники и они прямоугольные, углы и равны как вертикальные, следовательно, треугольники подобны, откуда
Задача гиа на уравнение окружности
Решение задач по теме «УРАВНЕНИЕ ОКРУЖНОСТИ»
В презентации к уроку геометрии для 9 класса представлены задачи по теме «Уравнение окружности».
Просмотр содержимого документа
«Решение задач по теме «УРАВНЕНИЕ ОКРУЖНОСТИ»»
Определите по уравнению окружности координаты ее центра и радиус :
А) (Х+2)² + ( У – 5)² = 49
Б) (Х+7)² + ( У + 1)² = 36
Ответ : О (-7; -1); R= 6
В) (Х- 6)² + ( У + 15)² = 81
Ответ : О (6; -15); R= 9
Ответ : О (0; 9); R= V͞2
Составьте уравнение окружности, если известны координаты ее центра М и радиус R :
В) М ( 1; -1) , R = ; = V͞11
Задание № 2 ( проверка)
Составьте уравнение окружности с центром в точке М (1; -4), проходящей через точку А(0; 3).
Составьте уравнение окружности, диаметром которой является отрезок АВ,
если А( -4; 7), В ( 2; 5 )
Составьте уравнение окружности, радиусом которой является отрезок КР,
если К (-2; 3), Р ( 5; — 23)
Составьте уравнение окружности с центром в точке
А(-4; 2), которая касается оси ординат.
Составьте уравнение окружности, проходящей через точку А( 1; -5 ), центр которой принадлежит оси абсцисс, а радиус равен 13.
Докажите, что данное уравнение является уравнением окружности, и укажите координаты центра и радиус этой окружности:
А) Х² + У² + 6х – 14у – 5 = 0;
Найдите координаты центра и радиус окружности ,заданной уравнением
Х² + У² — 18х +2у + 50 = 0. Определите положение точек
А(5; -1), В(2; 4) и С( 13; — 5 ) относительно этой окружности.
Разработка урока геометрии по теме: «Окружность на ОГЭ»
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок геометрии в 9 классе по теме:
«Окружность на ОГЭ» (обобщающее повторение)
Учитель математики высшей
Урок по теме: «Окружность» (обобщающее повторение)
Обобщить и систематизировать знания, умения, навыки по темам «Окружность».
— Продолжить работу по решению геометрических задач для подготовки к ОГЭ. — Рассмотреть методы решения заданий базового и повышенного уровней
сложности, связанных с окружностью.
Развивать умения учебно – познавательной деятельности:
— умение самостоятельно работать;
— умение выделять в материале главное;
— умение логически излагать мысли.
Способствовать воспитанию ответственности, настойчивости в достижении определённых результатов обучения.
Задача: повторить теорию по данной теме, решение задач различных уровней сложности
1. Организационный этап (домашнее задание).(2 мин)
2. Актуализация базовых знаний.
а) Повторение теоретического материала (тест)(5 мин)
б) Устная работа по решению простых задач(8 мин)
3. Решение задач первой части (по готовым чертежам)(12 мин)
4. Решение задач повышенного уровня. (10 мин)
5. Разноуровневая самостоятельная работа(5 мин)
6. Итоги урока.(2 мин)
7. Рефлексия.(1 мин)
1 этап урока – организационный.
Ученикам сообщается тема урока, цели и поясняется, что во время урока постепенно будет использоваться раздаточный материал, который находится на столах.
Последнее время мы с вами вплотную занимаемся подготовкой к ОГЭ, но проблемы до сих пор остаются, это подтверждают результаты последнего пробного ОГЭ. Сегодня на уроке мы повторим и проверим, как вы применяете геометрические знания на практике.
Итак, тема нашего урока «Подготовка к ОГЭ по теме «Окружность». Модуль «Геометрия»». Знания по этой теме вам понадобятся не только на экзамене, но и в 10, 11 классах, в специальных и высших учебных заведениях. Поэтому цель нашего урока: повторить и проверить геометрические знания и умения. А эпиграфом нашего урока будет восточная мудрость: «Приобретать знания – это храбрость, приумножать знания – это мудрость, а умело применять – великое искусство».
А начнем мы с теоретической разминки.
2 этап –Актуализация базовых знаний
а) повторение теоретического материала .
Учащимся предлагается выбрать правильный ответ (номер правильного ответа записываем в тетрадь). Проверь у «Соседа»
На доске ответы: 1 Баллы
Выберите не правильные утверждения
А1) . Вписанный угол равен
1) половине центрального угла, опирающегося на ту же дугу
2) центральному углу, опирающемуся на ту же дугу
3) половине величины дуги, на которую он опирается
4) удвоенной величине дуги, на которую он опирается
А2) . 1.Все хорды одной окружности равны между собой.
2.Касательная к окружности параллельна радиусу, проведенному в точку касания.
3. Касательная к окружности перпендикулярна радиусу, проведенному в точку касания
4. Угол, вписанный в окружность, равен половине соответствующего центрального угла, опирающегося на ту же дугу.
А3) 1. Угол, опирающийся на диаметр окружности, прямой.
2. Центр, описанной около треугольника окружности, всегда лежит внутри окружности.
3.Точка пересечения двух окружностей равноудалена от центров этих окружностей.
4. Любой прямоугольник можно вписать в окружность.
А4) Выберите верные утверждения :
1. Центр описанной около треугольника окружности – точка пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника.
2. Все диаметры одной окружности равны между собой
3. Длина окружности вычисляется по формуле l = 2πr 2
4. Центр окружности, вписанной в треугольник, лежит на пересечении биссектрис треугольника.
А5) 1.Все вписанные углы, опирающиеся на одну дугу , равны между собой.
2. Диаметр окружности равен половине радиуса.
3. Градусная мера вписанного угла (вершина лежит на окружности) равна градусной мере дуги, на которую опирается.
4. Градусная мера центрального угла (вершина в центре окружности) равна градусной мере соответствующей дуги окружности
б) Устная работа по решению простейших задач .
1.Найти неизвестные углы
а) б) в)
Ответ. а)71, б)60, в) 90
2.Центральный угол AOB опирается на хорду AB длиной 6. При этом угол OAB равен 60°. Найдите радиус окружности. (ответ. 6)
3. В окружности с центром в точке O проведены диаметры AD и BC, угол OС D равен 30°. Найдите величину угла O AB . (Ответ. 30)
4 . В угол C величиной 18° вписана окружность, которая касается сторон угла в точках A и B, точка O — центр окружности. Найдите угол AOB. Ответ дайте в градусах(152)
В
3 этап – Решение задач первой части (по готовым чертежам)
Добавить теоретическую часть (см. на доске рисунки с записями)
1) Отрезки касательных к окружности, проведенные из одной точки, равны.
2) Угол, образованный касательной и хордой измеряется половиной дуги, заключенной между его сторонами: Ð BAC= 0,5 È AB .
3) Квадрат отрезка касательной равен произведению секущей на ее внешнюю часть: AD 2 = AB × AC.
4) Касательная к окружности перпендикулярна к радиусу, проведенному в точку касания.
Ууащимся предлагаются задачи с готовыми чертежами. Решить нужно задачи №1,4, 6
1. Прямая касается окружности в точке K. Точка O — центр окружности. Хорда KM образует с касательной угол, равный 38°. Найдите величину угла MОK. Ответ дайте в градусах.
(Ответ:76)
2. К окружности с центром в точке О проведены касательная AB и секущая AO. Найдите радиус окружности, если AB = 12 см, AO = 13 см.(Ответ. 5)
3.АС и В D — диаметры окружности с центром О. Угол АСВ равен 38 0 . Найдите угол АО D . Ответ дайте в градусах. (ответ. 104)
4. На отрезке выбрана точка так, что и . Построена окружность с центром , проходящая через . Найдите длину отрезка касательной, проведённой из точки к этой окружности(51)
5.Найдите ∠ KOM , если известно, что градусная мера дуги MN равна 124°, а градусная мера дуги KN равна 180°. (Ответ. 56).
(Предложите два способа решения задачи)
4 этап — решение задач повышенного уровня.
Решаем у доски задачи 6.
6. Точка О- центр окружности, на которой лежат точки А,В и С. Известно, что угол АВС равен 75 0 и угол ОАВ равен 43 0 . Найдите угол ВСО. Ответ дайте в градусах.(презентация, сл 20-21)
Решение .
Центральный угол АОС опирается на ту же дугу, что и вписанный угол АВС, следовательно, ∠ АОС= 2 • ∠АВС= 2 • 75 = 150 0
Угол КОС в сумме с углом АОС дает 180 0 ( так как они смежные), следовательно, ∠КОС = 180 – 150 = 30 0
Угол ОКС — внешний угол треугольника АВК и равен сумме двух углов, не смежных с ним. ∠ОКС = 75 + 43 = 118 0 ,
тогда по теореме о сумме углов треугольника ∠ ВСО = ∠ КСО= 180 – 118 – 30 = 32 0
7.На отрезке АВ выбрана точка С так, что АС=75 и ВС= 10. Построена окружность с центром А, проходящая через С. Найдите длину касательной, проведенной из точки В к этой окружности.
Решение. Квадрат касательной равен произведению секущей на ее внешнюю часть. То есть В L 2 = КВ • ВС. КВ = КА + АС + ВС = 75 + 75 + 10 = 160. Следовательно, В L 2 = 160 • 10 = (40) 2 . В L =40
8. Радиус окружности с центром О равен 85, длина хорды АВ равна 80. Найдите расстояние от хорды АВ до параллельной ей касательной k
Решение. Радиус окружности, проведенный к точке касания перпендикулярен касательной. Хорда параллельна касательной, следовательно, АВ перпендикулярна МК. Нам нужно найти длину МК. МК= МО+ОК= МО+85. Найдем МО. Для этого рассмотрим треугольник АОВ.
АО=ОВ= R , то есть этот треугольник равнобедренный. В равнобедренном треугольнике высота ОМ является медианой, то есть АМ= МВ= 40. ОМ найдем по теореме Пифагора из прямоугольного треугольника АОМ:
ОМ 2 = ОА 2 – АМ 2 = 85 2 – 40 2 = 7225 – 1600 = 5625= 75 2
ОМ = 75, ОК = 85+ 75= 160.
5 этап – разноуровневая самостоятельная работа (учащиеся должны сами выбрать из оставшихся в списке задач задачу для самостоятельного решения)
К окружности с центром в точке О проведены касательная AB и секущая AO. Найдите радиус окружности, если AB = 18 , AO = 82 .
Прямая касается окружности в точке K. Точка O — центр окружности. Хорда KM образует с касательной угол, равный 35°. Найдите величину угла M O K . Ответ дайте в градусах.
На окружности по разные стороны от диаметра AB взяты точки M и N. Известно, что ∠ NBA = 32°. Найдите угол NMB. Ответ дайте в градусах.
На отрезке выбрана точка так, что и . Построена окружность с центром , проходящая через . Найдите длину отрезка касательной, проведённой из точки к этой окружности.(21)
1 уровень
К окружности с центром в точке О проведены касательная AB и секущая AO. Найдите радиус окружности, если AB = 18 , AO = 82 .
Соединим отрезком точки O и B; полученный отрезок — радиус, проведённый в точку касания, поэтому OB перпендикулярен AB. Задача сводится к нахождению катета OB прямоугольного треугольника AOB: по теореме Пифагора равен 80 см.
Прямая касается окружности в точке K. Точка O — центр окружности. Хорда KM образует с касательной угол, равный 35°. Найдите величину угла M O K . Ответ дайте в градусах.
Угол, образованный хордой и касательной равен половине дуги, которую он заключает, поэтому величина дуги MK равна 2 · 32° = 64°. Угол MOK — центральный, поэтому он равен величине дуги, на которую опирается. Значит, угол MOK равен 64°. В треугольнике OMK стороны OK и OM равны как радиусы окружности, поэтому треугольник OMK — равнобедренный, следовательно, углы при основании равны. Сумма углов треугольника равна 180°, поэтому ∠ OKM = ∠ OMK = (180° − ∠ KOM )/2 = (180° − 64°)/2 = 58°.
На окружности по разные стороны от диаметра AB взяты точки M и N. Известно, что ∠ NBA = 32°. Найдите угол NMB. Ответ дайте в градусах.
Угол NBA — вписанный, поэтому он равен половине дуги, на которую он опирается. Следовательно, дуга AN = 2 ∠ NBA = 2 · 32° = 64°. Диаметр AB делит окружность на две равные части, поэтому величина дуги ANB равна 180°. Откуда дуга NB = 180° − 64° = 116°. Угол NMB — вписанный, поэтому он равен половине дуги, на которую он опирается, то есть равен 116°/2 = 58°.
Думаю, научившись бороться с трудностями при решении задач, вы сможете преодолевать любые жизненные преграды.
Итог урока: Давайте, ребята подумаем справились ли мы со своей задачей – вспомнить необходимую теорию и отработать её на практике? Достигли ли мы цели?
Домашнее задание . Решить не менее 10 задач №16 (РЕШУ ОГЭ),
(5 зад №16 + 2 зад. из второй части)
1. Результатом своей личной работы считаю, что я ..
А. Разобрался в теории.
В. Научился решать задачи.
С. Повторил весь ранее изученный материал.
2. Что вам не хватало на уроке при решении задач ?
А. Знаний. Б. Времени. С. Желания. Д. Решал нормально.
3. Доволен ли я сегодня собой?
9 класс. Геометрия. Метод координат. Уравнение окружности.
9 класс. Геометрия. Метод координат. Уравнение окружности.
- Оглавление
- Занятия
- Обсуждение
- О курсе
Вопросы
Задай свой вопрос по этому материалу!
Поделись с друзьями
Комментарии преподавателя
Решение задач
Выясните, какие из данных уравнений являются уравнениями окружности.
Найдите координаты центра и радиус каждой окружности.
а)
б)
в)
г) ;
д)
Рассмотрим каждое уравнение в отдельности.
а) – окружность,
б) – окружность,
в)
Выделим полный квадрат:
уравнение не является уравнением окружности.
г) .
Выделим полный квадрат:
– окружность,
д)
Выделим полный квадрат:
– окружность,
На окружности, заданной уравнением , найдите точки
а) с абсциссой –4; б) с ординатой 3.
Решение: построим окружность с центром (0;0) радиуса 5 (рис. 1).
Рис. 1. Иллюстрация к задаче
а) Координаты точек окружности с абсциссой –4 являются решениями системы:
Получаем точку и точку
Рис. 2. Иллюстрация к задаче
б) Координаты точек окружности с ординатой 3 являются решениями системы:
Рис. 3. Иллюстрация к задаче
Получаем точку и ту же самую точку
Ответ: .
Запишите уравнение окружности радиуса r с центром в точке А, если
а)
б)
в)
г)
а) Окружность
Ответ:
б) Окружность .
Ответ:
в) Окружность
Ответ:
г) Окружность
Ответ:
Напишите уравнение окружности с центром в начале координат, проходящей через точку
Рис. 4. Иллюстрация к задаче
Найдем радиус, как расстояние ОВ:
Запишем уравнение окружности с центром О(0;0):
Для контроля проверим, удовлетворяют ли полученному уравнению координаты точки В:
значит, точка В лежит на окружности.
Ответ:
Напишите уравнение окружности, проходящей через точку А(1;3), если известно, что центр окружности лежит на оси абсцисс, а радиус равен 5.
Сколько существует таких окружностей?
Дано: А(1;3) – точка окружности,
Найти: уравнение окружности (С; r=5).
Решение: центр искомой окружности удален от точки А(1;3) на расстояние 5, значит, он лежит на окружности с центром в точке А(1;3) радиуса 5, но он еще лежит и на оси Ох. Построим окружность (А(1;3); r=5) (рис. 5).
Рис. 5. Иллюстрация к задаче
Точек, удовлетворяющих нашим условиям, на оси Ох две:
Для определения координат этих точек составим систему:
Запишем уравнения искомых окружностей:
окружность (
окружность ( и построим эти окружности (рис. 6):
Рис. 6. Иллюстрация к задаче
Ответ: две окружности.
Напишите уравнение окружности, проходящей через две заданные точки и В(0;9), если известно, что центр окружности лежит на оси ординат.
Дано: окружности ;
oкружности .
записать уравнение окружности.
Рис. 7. Иллюстрация к задаче
Запишем уравнение окружности так как окружность проходит через точки А и В, то их координаты удовлетворяют уравнению окружности:
Подставим найденные значения в уравнение.
Ответ:
Напишите уравнение окружности с центром в точке А(6;0), проходящей через точку В(-3;2).
Дано: А(6;0) – центр,
окружности.
Найти: уравнение окружности.
Рис. 8. Иллюстрация к задаче
Находим радиус как расстояние АВ:
Запишем уравнение окружности:
Ответ:
Заключение
Итак, мы рассмотрели серию задач по теме «Окружность» и в каждой задаче использовали уравнение окружности.
На следующем уроке мы выведем уравнение прямой.
Решение задач по теме «УРАВНЕНИЕ ОКРУЖНОСТИ»
В презентации к уроку геометрии для 9 класса представлены задачи по теме «Уравнение окружности».
Просмотр содержимого документа
«Решение задач по теме «УРАВНЕНИЕ ОКРУЖНОСТИ»»
Определите по уравнению окружности координаты ее центра и радиус :
А) (Х+2)² + ( У – 5)² = 49
Б) (Х+7)² + ( У + 1)² = 36
Ответ : О (-7; -1); R= 6
В) (Х- 6)² + ( У + 15)² = 81
Ответ : О (6; -15); R= 9
Ответ : О (0; 9); R= V͞2
Составьте уравнение окружности, если известны координаты ее центра М и радиус R :
В) М ( 1; -1) , R = ; = V͞11
Задание № 2 ( проверка)
Составьте уравнение окружности с центром в точке М (1; -4), проходящей через точку А(0; 3).
Составьте уравнение окружности, диаметром которой является отрезок АВ,
если А( -4; 7), В ( 2; 5 )
Составьте уравнение окружности, радиусом которой является отрезок КР,
если К (-2; 3), Р ( 5; — 23)
Составьте уравнение окружности с центром в точке
А(-4; 2), которая касается оси ординат.
Составьте уравнение окружности, проходящей через точку А( 1; -5 ), центр которой принадлежит оси абсцисс, а радиус равен 13.
Докажите, что данное уравнение является уравнением окружности, и укажите координаты центра и радиус этой окружности:
А) Х² + У² + 6х – 14у – 5 = 0;
Найдите координаты центра и радиус окружности ,заданной уравнением
Х² + У² — 18х +2у + 50 = 0. Определите положение точек
А(5; -1), В(2; 4) и С( 13; — 5 ) относительно этой окружности.
http://b4.cooksy.ru/articles/zadacha-gia-na-uravnenie-okruzhnosti
http://multiurok.ru/files/rieshieniie-zadach-po-tiemie-uravnieniie-okruzhn-1.html