Задача сказка 5 класс уравнение

Урок-сказка по математике в 5 классе на тему «Уравнения»
методическая разработка (5 класс) по теме

Скачать:

ВложениеРазмер
urok-skazka_v_5_klasse.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-сказка по математике

по теме «Уравнение»

  1. Совершенствовать умения решать уравнения, используя нахождение компонентов при сложении и вычитании.
  2. Вырабатывать умения решать уравнения в два действия.
  3. Совершенствовать умения решать задачи составлением уравнения.
  4. Развивать логическое мышление.
  5. Воспитывать интерес к математике.

Учитель: Бирюков ПВ

II. Постановка цели урока.

— Сегодня у нас необычный урок, урок-сказка. На этом уроке мы с вами будем решать уравнения и задачи с помощью уравнений.

III. Работа над изученным материалом.

— В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жили-были Иван-царевич и Василиса Прекрасная. Всё у них в царстве было хорошо. Но вдруг нежданно-негаданно откуда-то появился Змей-Горыныч и унёс Василису Прекрасную к себе в подземелье, заточил в темницу. И пришлось Ивану-царевичу идти спасать Василису. Долго ль сказка сказывается, да не быстро дело делается. Съел Иван-царевич все припасы, истоптал башмаки, а до Змея-Горынычева царства далеко. Попадается Ивану чудесная яблоня. Яблоки волшебные наливные, съесть их можно только, правильно решив задание. Давайте же поможем Ивану-царевичу. (На доске яблоня, в прорезях яблоки, на обратной стороне яблок написаны задания. Устная работа).

  1. — Что такое уравнение? (Уравнение-это равенство, содержащее букву, значение которой надо найти).
  2. — Что называется корнем уравнения? (Значение буквы, при котором из уравнения получается верное числовое равенство, называют корнем уравнения).
  3. — Что, значит, решить уравнение? (Решить уравнение – значит, найти все корни или убедиться, что это уравнение не имеет ни одного корня).
  4. — Как найти неизвестное слагаемое? (Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое).
  5. — Как найти неизвестное уменьшаемое? (Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо сложить вычитаемое и разность).
  6. — Как найти неизвестное вычитаемое? (Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность).
  7. — Как называются числа при сложении?
  8. -Как называются числа при вычитании?
  9. — Решить устно уравнения:

— Молодцы! Помогли мы Ивану-царевичу. Отведал Иван наливного яблочка и пошёл дальше. Долго шёл, устал, решил отдохнуть. Вдруг перед ним открылось море. А в море плавала рыба, да не простая, а волшебная. Иван-царевич решил отведать рыбки, да отведать её можно только тогда, когда выполнишь верно её задание. (На полу море, а в море волшебная рыба. Учащиеся ловят рыбу с помощью удочки с магнитом и решают уравнения, написанные на обратной стороне рыбы, у доски).

Урок-сказка по теме: «Уравнения», 5 класс

Разделы: Математика

Цели:

  • проверить навыки решения линейных уравнений (двух шаговых и трех шаговых), умение составлять уравнение по условию задачи;
  • c помощью игры развивать внимательность, сосредоточенность и дисциплинированность;
  • воспитывать чувство дружбы, взаимопомощи.

I. Организационный момент.

Раздать листы учета знаний и вопросы по теме “Уравнения”. Объявляется цель урока.

Учитель. Сегодня у нас в гостях сказочный герой из народной сказки “Колобок”. Но скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Подготовимся к встрече колобка.

II. Повторение изученного материала.

Сколько корней имеет уравнение:

Вызвать к доске двух учеников решать уравнение 93 – (x + 56) = 8.

Ответ: 29. (1-ый решает по правилу нахождения неизвестного вычитаемого; 2-ой решает, применяя правила вычитания).

Взаимоопрос в парах (ученики отвечают друг другу на вопросы, выданные в начале урока).

1. Какое равенство называется уравнением?
2. Какое число называется корнем уравнения?
3. Что, значит, решить уравнение?
4. Сколько корней имеет уравнение? (приведите примеры).
5. Как проверить, верно, ли решено уравнение?
6. Как найти неизвестное слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое, множитель, делимое, делитель?

(Ученики ставят оценку за ответы в лист знаний друг другу).

Заслушать ответы учащихся, работающих у доски.

III. Рассказ учителя.

Учитель. Ребята, напомните начало сказки.

Жили, были старик со старухой. Вот просит старик: “Испеки мне, старуха, колобок”. “Да из чего испечь-то? Муки нет. “Эх, старуха! По амбару помети, по сусекам поскреби вот и наберется”. Старуха так и сделала. Испекла колобок и положила на окно простынуть. Надоело Колобку лежать, он и покатился с окна на завалинку, с завалинки на травку, с травки на дорожку, и покатился по дорожке. Катится Колобок, а навстречу ему кто?

– Ну, конечно, заяц.

– Что говорит заяц?

– А что ответил Колобок?

– Что стал делать заяц? (Слушал песню)

– Вот и не угадали. В этой сказке все звери любят математику. Заяц говорит: “Не хочу твою песенку слушать, вот, если решишь мои уравнения с проверкой, я тебя отпущу”. Пригорюнился Колобок. Давайте поможем колобку.

(Проецируется на экран рисунок зайца с уравнениями).

  • (y – 371) + 546 = 577. Ответ: 402.
  • (127 + m) – 98 = 32. Ответ: 3.
  • 397 – (x + 197) = 183. Ответ: 17.(дополнительное уравнение)

– И покатился Колобок дальше, только заяц его и видел. Катится Колобок, а навстречу ему волк:

– Колобок, Колобок, я тебя съем.

– Не ешь меня, Серый, я тебе песенку спою.

– Нужна мне твоя песня, лучше реши мне уравнения.

(Проецируется на экран рисунок волка с уравнениями).

  • 105 : x – 20 = 15. Ответ: 3.
  • 24 – 3x + 3 = 21. Ответ: 2.
  • 65 – 2x – 5 = 58. Ответ: 1.(дополнительное уравнение)

– И покатился Колобок дальше. Только его Волк и видел. Катится Колобок, а навстречу ему Медведь идет хворост ломает, кусты к земле гнет.

– Колобок, Колобок, я тебя съем.

– Ну, где тебе косолапому съесть меня, я от зайца ушел, я от волка ушел и от тебя уйти, мои друзья помогут мне. Задавай свои уравнения.

(Проецируется на экран рисунок медведя с уравнениями).

  • 4 * (z – 5) – 2z = 6. Ответ: 13.
  • (2x – 16) (x – 4) = 0. Ответ: 4; 8.
  • (2x – 7) = 3. Ответ: 2; 5. (дополнительное уравнение)

– И покатился Колобок, Медведь только вслед ему посмотрел. Катится Колобок, а навстречу ему Лиса.

– Здравствуй, Колобок! Какой ты пригоженький, румяненький!

– Колобок рад, что его похвалили, и запел свою песенку. А Лиса слушает и ухмыляется.

– Славная песенка! Да только, голубчик, я песенки не люблю. Моя страсть задачи по математике. Вот если решишь мои задачи – скатертью дорога.

– Загрустил Колобок. Ребята, выручаем его дружно!

(Вывешивается плакат с изображением лисы, открывается обратная сторона доски с текстом задач).

Задачи.

  1. Злая колдунья, работая не покладая рук, за три дня превратила в гусениц 763 принцессы. В третий день она превратила в 4 раза меньше, чем в первый, во второй – на 2 принцессы меньше, чем в первый. Сколько принцесс она превратила в гусениц в третий день?
  2. У Бабы Яги на носу бородавок в 2 раза больше, чем у Кощея Бессмертного, а у Змея Горыныча в 3 раза меньше, чем у Кощея Бессмертного. Сколько бородавок на носу у каждого сказочного персонажа, если у Бабы Яги на 10 бородавок больше, чем у Змея Горыныча?
  3. Волк пригласил на свой день рождения 16 аппетитных гостей: поросят, козлят и девочек в красных шапочках. Поросят было в 2 раза меньше, чем девочек, а козлят на 4 больше, чем поросят. Сколько козлят, поросят и девочек пригласил волк на день рождения?

Ученики, работая в тетрадях, составляют краткую запись условия и уравнение. Проверка краткой записи и уравнения осуществляется через проектор. По краткой записи ученики дают устное описание задачи.

IV. Домашнее задание. Составить задачу со сказочными персонажами на уравнение.

V. Итог урока. Колобок говорит всем спасибо. Он довольный и радостный покатился искать себе новых друзей. Вот и сказке конец, а кто работал молодец!

Собрать листы учета знаний. Объявить оценки за урок.

Лист учета знаний.

Устный опрос

Этапы самостоятельной работы

Задачи

Итоговая оценка

На каждом из этапов к доске вызываются три ученика, они решают по одному уравнению на закрытых досках для проверки. Ребята решают в тетради, а на листочках выписывают ответы и сдают учителю. При подведении итогов учитывается скорость и правильность решения.

«В гостях у сказки» (Решение задач с помощью уравнений, 5 класс)

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

«Актуальность создания школьных служб примирения/медиации в образовательных организациях»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Описание презентации по отдельным слайдам:

с помощью уравнений Учитель математики Федотова Е.А. Решение задач

Цель урока: Закрепить навыки решения задач с помощью уравнений. Развивать внимание, логическое мышление, умение находить ошибки. Воспитывать трудолюбие, ответственность, взаимовыручку. урок математики

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него у него три сына. Младший в два раза моложе старшего сына и на 9 лет моложе среднего брата. Сколько лет было каждому сыну, если им вместе 85 лет? Сказка «Царевна-лягушка» Задача №1

Решение: Старший – (2х) лет Средний – (х + 9) лет 85 лет Младший — х лет урок математики 1) 2х + х + 9 + х = 85, 4х + 9 = 85, 4х = 85 – 9, 4х = 76, х = 76 : 4, х = 19 (лет) – младшему сыну 2) 2· 19 = 36 (лет) – старшему сыну 3) 19 + 9 = 28 (лет) – среднему сыну Ответ: старшему — 36 лет, среднему – 28 лет и младшему сыну – 19 лет

Сказка «Царевна-лягушка» Задача №2 «И пошли братья счастья пытать, стрелы метать». Стрела старшего брата летела на 25 мин дольше, чем стрела среднего, а стрела Ивана летела на 15 мин дольше, чем стрела старшего брата. Сколько минут летела каждая стрела, если общее время полета стрел 125 мин?

Решение: Старший – (х + 25) мин Средний – х мин 125 мин Младший — (х + 25 + 15) мин урок математики х + 25 + х + х + 25 + 15 = 125, 3х + 65 = 125, 3х = 125 – 65, 3х = 60, х = 60 : 3, х = 20 (мин) – летела стрела среднего 2) 20 + 25 = 45 (мин) – летела стрела старшего 3) 45 + 15 = 60 (мин) – летела стрела младшего Ответ: старшего — 45 мин, среднего – 20 мин и младшего Ивана – 60 мин.

На пиру было выпито 88 л напитков. Трехлитровых чарок медовухи выпито столько же, сколько пятилитровых ковшей кваса. Сколько чарок медовухи было выпито? Сказка «Царевна-лягушка» Задача №3

Решение: урок математики 3х + 5х = 88, 8х = 88, х = 88 : 8, х = 11(шт.) – чарок или ковшей Ответ: было выпито 11 чарок медовухи 88 л Кол-во ёмкостейОбъём одной ёмкостиОбщий объём х шт.3 литра(3х) литров х шт.5 литров(5х) литров

Сказка «Царевна-лягушка» Задача №4 Три снохи царя соткали ковры общей площадью 63 м2. Купеческая дочь соткала ковер в 2 раза больше, чем боярская , а Василиса Премудрая в 2 раза больше купеческой. Сколько квадратных метров ковров соткала каждая девушка?

Решение: Боярыня – х м² Купчиха – 2х м² 63 м² Василиса – (2· 2х) м² урок математики 1) х + 2х + 4х = 63, 7х = 63, х = 63 : 7, х = 9 (м² ) – площадь ковра боярыни 2) 9 · 2 = 18 (м² ) – площадь ковра купчихи 3) 4 · 9 = 36 (м² ) – площадь ковра Василисы Ответ: Боярыня соткала 9 м², Купчиха – 18 м² и Василиса – 36 м².

Чтобы испечь хлеб для царя Василиса Премудрая взяла 10 частей воды, 5 частей муки и 2 части масла (по массе). Сколько граммов каждого вещества надо взять, чтобы приготовить каравай хлеба весом 3 кг 400г Сказка «Царевна-лягушка» Задача №5

Решение: урок математики 1) 5х + 10х + 2х = 3400, 17х = 3400, х = 3400 : 17, х = 200(г) – масса одной части 2) 5· 200 = 1000 (г) = 1 (кг)– масса муки 2) 10· 200 = 2000 (г) = 2 (кг) – масса воды 2) 2· 200 = 400 (г) – масса масла Ответ: 400г масла, 3400 г Кол-во частейМасса одной частиОбщая масса Мука5 шт.Х г5х Вода 10 шт.Х г10х Масло 2 шт.Х г2х

Сказка «Царевна-лягушка» Задача №6 Кощей старше царя на 1037 лет, а царь моложе Кощея в 18 раз. Сколько лет царю и сколько лет Кощею

Решение: Царь – х лет Кощей – 18х лет Разница (18х – х), что составляет 1037 лет урок математики 1) 18х – х = 1037, 17х = 1037, х = 1037 : 17, х = 61 (год ) – возраст Царя 2) 1037 – 61 = 976 (лет ) – возраст Кощея Ответ: Царю был 61 год, а Кощею Бессмертному -976 лет.

Итоги урока: урок математики Что узнали нового? Чему научились? Что еще хотели бы узнать? Спасибо за урок!

Краткое описание документа:

Данная презентация к уроку «В гостях у сказки» — уроку решения задач с помощью уравнений в курсе математики 5 класса.

Учащимся предлагаются задачи, составленные по мотивам сказки «Царевна-лягушка». На уроке можно предложить как индивидуальную форму работы, так и групповую.

Все задачи имеют представленное решение для взаимопроверки. Урок интересен неординарностью изложения материала, а так же связью с устным народным творчеством; развивает логическое мышление, познавательный интерес к предмету математика.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 949 человек из 80 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 681 человек из 75 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО

  • Сейчас обучается 314 человек из 70 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Дистанционные курсы для педагогов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

33 конкурса для учеников 1–11 классов и дошкольников от проекта «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 567 977 материалов в базе

Другие материалы

  • 13.06.2013
  • 3877
  • 5
  • 13.06.2013
  • 996
  • 0
  • 13.06.2013
  • 989
  • 0
  • 12.06.2013
  • 5467
  • 0
  • 11.06.2013
  • 3305
  • 30
  • 11.06.2013
  • 1239
  • 0
  • 11.06.2013
  • 8501
  • 55

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Добавить в избранное

  • 14.06.2013 10844
  • PPTX 1.8 мбайт
  • 29 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Елена Елена Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

  • На сайте: 6 лет и 7 месяцев
  • Подписчики: 0
  • Всего просмотров: 9510
  • Всего материалов: 1

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Рособрнадзор не планирует переносить досрочный период ЕГЭ

Время чтения: 0 минут

Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга

Время чтения: 1 минута

В России могут объявить Десятилетие науки и технологий

Время чтения: 1 минута

В Воронеже продлили удаленное обучение для учеников 5-11-х классов

Время чтения: 1 минута

Объявлен конкурс дизайн-проектов для школьных пространств

Время чтения: 2 минуты

У 76% российских учителей оклад ниже МРОТ

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://urok.1sept.ru/articles/213037

http://infourok.ru/material.html?mid=9960